На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Ценовая дискриминация. Естественные монополии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  Содержание: 

  Введение………………………………………………………………………...3 

    Ценовая дискриминация…………………………………………………...4
    Что понимают под ценовой дискриминацией…………………………….4
    Общие предпосылки возникновения………………………………………5
    Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации……...5
    Типы Ценовой дискриминации……………………………………………6
 
    Естественные монополии………………………………………………….8
    Понятие естественной монополии……..………………………………….8 

    Государственное регулирование естественных монополий……………..9
    Необходимость регулирования цен в естественных монополиях………9
    Воздействие естественных монополий на реформируемую  экономику России……………………………………………………………………...10
    Задачи  государственного регулирования………………………………..10
    Задачи дальнейшего развития системы государственного регулирования в России……………………………………………….….12
 
    Заключение…………………………………………………………………...16 

    Список литературы…………………………………………………………..17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение. 

  Модель  простой монополии построена  исходя из допущения, что все единицы  продукции, продаваемые на протяжении определенного периода времени, реализуются по одной и той  же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в  любой ситуации, когда возможна перепродажа  продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный  на территории университетского городка (типичная монополия), стал вдруг продавать  учебники по экономике студентам  старших курсов по одной цене, а  всем остальным - с 25%-й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой-нибудь сметливый второкурсник вскоре начнет покупать эти книги  для их последующей перепродажи  старшекурсникам по сходной цене. 
Вскоре продажи книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

  Однако  не все фирмы вынуждены продавать  все единицы продукции по одной  цене. Есть фирмы, которые устанавливают  разные цены для разных покупателей  на один и тот же продукт. Если цены, установленные для разных покупателей, отражают не различия в издержках  фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.
  Так, театр, устанавливающий цену на билет для  взрослых выше, чем для детей, осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку  издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на бензоколонке, где цена на бензин ниже в случае, если клиент платит наличными, а не с помощью  кредитной карточки. Здесь просто учитывается разница в издержках  при различных видах кассовых операций.[1, c.205] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Ценовая дискриминация
 
 
    Что понимают под ценовой  дискриминацией?
 
  Термин "дискриминация" образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается вариант дискриминационного поведения продавца как наиболее часто встречающийся. Ценовые различия, возникающие на основе конкурентной борьбы разных фирм, предлагающих одну и ту же продукцию, относятся к другим особенностям функционирования рынка и не связаны с дискриминацией.
   В тех  случаях, когда покупатель оплачивает  особенности индивидуальной сделки, требующие соответствующих затрат, ценовые различия, не являются  дискриминационными. И наоборот, оплачивая  то, что не требует дополнительных  расходов, покупатель подвергается  ценовой дискриминации.
  Когда и  почему товар продается по одинаковым ценам. Единая цена товарного рынка.
  Сама постановка вопроса о ценовой дискриминации  предполагает достаточно высокую степень  развития рыночных отношений. Разовые, случайные сделки между сменяющими друг друга покупателями и продавцами всегда совершались по разным ценам. Как сумели договориться, на том  и порешили! 
Лишь со временем возникают условия для формирования того, что можно назвать единой ценой товарного рынка.

  Для этого  необходимо прежде всего формирование определенного экономического пространства с относительно устойчивым составом участников сделок. Можно сказать, что рынок должен обрести свои границы. Эти границы определены сбытовыми подразделениями тех фирм, которые выступают как поставщики рынка, и кругом тех покупателей товаров, которые одновременно предъявляют спрос на эту товарную массу. Неопределенность состава покупателей и продавцов порождает неопределенность цен, постоянное изменение условий спроса и предложения.
  На этом фундаменте главная причина, выравнивающая  цены, - конкуренция. 
Конкурируют между собой продавцы, предлагая клиентам выгодные альтернативы. 
    Конкурируют между собой покупатели. Они ведут борьбу не только за товар, но и за наиболее выгодные условия его приобретения. Любые возможные преимущества кого-либо из потребителей вызывают стремление других занять место более удачливых собратьев. Наконец, конкурируют между собой покупатели и продавцы. Если судьба каждого из них зависит от поведения другого, то они вынуждены договариваться, согласовывать свои интересы и возможности. В результате сама жизнь заставляет вести торговлю по примерно одинаковым ценам.
 

    Общие предпосылки возникновения  ценовой дискриминации.
 
  И так, все  то, что может подорвать какое-либо направление конкурентных отношений, а также расчленить единое конкурентное пространство, создает предпосылки  для ценовой дискриминации.
  Если ценовая  дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма, то одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню. На рынке все равны. Но за общей  кривой спроса скрывается совокупность разных индивидуальных ценностных оценок потребителей при разных бюджетных  возможностях. Это значит, что при  единой рыночной цене всегда есть покупатели, готовые заплатить больше за то же количество товара.
  Кроме того, как мы знаем, если бы цена была больше, потребители не отказались бы от покупок  совсем, а купили бы меньшее количество единиц товара. Значит, покупая больше при данной цене, они как бы недоплачивают  за предыдущие единицы товара. Таковы общие правила рыночной игры.
  И еще. Географически  и институционально обособленные рынки  создают естественную базу ценовых  различий, если фирма имеет возможность  одновременного выхода на эти рынки. 

    Условия, необходимые для  проведения ценовой  дискриминации.
 
  Чтобы реализовать  названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия. Возможность заниматься ценовой  дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как ценовая  дискриминация осуществима, когда  реализуются три условия.[5]
  1. Наиболее  очевидно, что продавец должен  быть монополистом или, по крайней  мере, обладать некоторой степенью  монопольной власти, то есть некоторой  способностью контролировать производство  и ценообразование.[2, c.106]
  Главное, чтобы конкуренты не могли продавать  товар дешевле там, где фирма  намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с  количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.[5]
  2. Продавец  должен быть способен выделять  покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет  разную готовность или способность  платить за продукт. Это выделение  покупателей обычно основывается  на различной эластичности спроса, что впоследствии прояснят примеры.
  3. Первоначальный  покупатель не может перепродавать  товар или услугу. 
Если те, кто покупает на участке рынка с низкими ценами, могут легко перепродать на участке рынка с высокими ценами, Происходящее в результате снижение предложения увеличило бы цену на участке рынка с высокими ценами. 
     Политика ценовой дискриминации, таким образом, была бы подорвана. Это, верно, означает, что отрасли услуг, например отрасль перевозок или юридические и медицинские услуги, особенно восприимчивы к ценовой дискриминации. [2, c.106]

  Обсуждение  проблемы условий дискриминации  проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается  такое явление. Любая фирма, способная  назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить  потенциальных покупателей в  зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние  в принципе лишены возможности перепродавать  свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации.[1, c.106]
  Заметим, что выгоды ценовой дискриминации  иногда доступны и для продавцов  конкурентных рынков. Так, продавец винограда  на базаре может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.
  Издержки  проведения в жизнь дискриминационной  политики не должны превышать выгод  от такой деятельности. Торговаться  с каждым в отдельности, изучая его  платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать  цены, - все это дело дорогое и  не всегда оправданное. 

    Типы  ценовой дискриминации.
 
  В зависимости  от того, насколько полно реализуется  каждое из этих условий и насколько  удачно они сочетаются между собой, можно говорить о разных возможностях проведения дискриминационной политики как постоянной линии поведения  фирмы. Наивысшая степень контроля над рынком при благоприятном  стечении обстоятельств дает возможность  назначения индивидуальных цен на каждую единицу товара для каждого покупателя в соответствии с индивидуальными  кривыми спроса. Наиболее мягкая форма дискриминации связана с назначением разных цен для разных групп покупателей. Между этими полюсами находится множество промежуточных положений: установление различных цен на отдельные партии товара, индивидуальный подход к назначению цен только для отдельных групп покупателей и т. п. Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации.[5]
   а) Совершенной ценовой дискриминацией (дискриминацией первой степени) называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса, то есть устанавливаются разные цены на каждую продаваемую единицу товара.[3] Каждый покупатель платит за дополнительную единицу товара свою цену, равную индивидуальной цене спроса.[5] Если продавцу это удается, то кривая отраслевого спроса становится для него кривой предельного дохода. В этом случае монополия продаст такой же объем продукции, какой был бы реализован в условиях совершенной конкуренции. При этом весь потребительский излишек достается продавцу в виде добавочной прибыли.
  б) Осуществить  ценовую дискриминацию первой степени  на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает  не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. Так, теплоэлектроцентраль может учесть, что минимально необходимое  количество электроэнергии и тепла  потребители возьмут по очень  высоким ценам, а если на последующие  порции своей продукции она будет  снижать цены, то общий объем выручки  и, возможно, прибыль возрастут. В  этом суть ценовой дискриминации  по объему покупки (дискриминацией второй степени) Тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь  выгоду из установления разных цен  для разных объемов покупки. Обычной  является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.[3]
  в) Ценовая  дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени) означает установление разных цен для разных категорий  покупателей 
(сегментов рынка). Предполагается, что эти категории могут быть легко идентифицированы (наличие студенческого билета, пенсионного удостоверения и т. п.). На практике такой подход осуществить гораздо легче, и в целом он преобладает. При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.
 
 
 
 
 
 
 

II. Естественные монополии.

1.  Понятие естественной монополии

 
       Как известно, наиболее эффективной  организацией экономики, многими  крупными учеными и политиками  признается конкурентный рынок.  Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.
     Классическими примерами естественных монополий  на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные  перевозки, а также отдельные  подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
     Естественная  монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда  для общества в целом монополистическая  организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между  собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в  ряде отраслей исключительно высокой  отдачи от масштаба производства одним  предприятием вследствие определенных технологических особенностей.
     Отличительная черта таких отраслей - использование  сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует  больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних  инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым  условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное  снижение удельных издержек на единицу  продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.
     В случае рынка электрической и  тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике  высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами. 

     Государственное регулирование естественных монополий. 

    Необходимость регулирования цен  в естественных монополиях.
 
     В странах с развитыми рыночными  экономиками современная концепция  регулирования естественных монополий  предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным  в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при  условии, что конкуренция между  аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим  причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).
     Переход к рыночной экономике обусловил  необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана  рядом причин.
     Несмотря  на наличие технической эффективности  концентрации производства в руках  одного предприятия, практика рынка  выявляет немало фактов злоупотребления  монопольным положением в форме  завышения издержек или вздувания  прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата  неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне  в силу того, что реальное положение  дел монополиста является, как  правило, тщательно скрываемой информацией.
     Ввиду того, что естественные монополии, как  правило, производят продукцию, необходимую  для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими  ресурсов, неплатежи за продукцию  естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах  экономики государства. Распространение  неплатежей - результат ценовой дискриминации  естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.
     Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию  естественных монополий может служить  мощным инструментом экономической  политики государства, позволяющим  регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику  через систему регулируемых цен  является эффективным дополнением  к фискальной макроэкономической политике.
    Воздействие естественных монополий  на реформируемую  экономику России
     Россия  не избежала негативного воздействия  отраслей естественных монополий в  условиях рынка.
     С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и  услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно  снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно  капиталоемкими, значительная часть  их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени  субъекты естественных монополий финансировали  инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые  за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.
     Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения  и бюджетных организаций субсидировались  за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном  транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.
     Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи  и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольные  сегменты, заработная плата превышала  среднюю по экономическим подсчетам и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.
     Учитывая  основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим  фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.
     Однако, нельзя однозначно утверждать, что отрасли естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Следствие ценовой дискриминации - катастрофические неплатежи - больнее всего ударило именно по собственному источнику.
    Задачи  государственного регулирования  цен в естественных монополиях
     Как итог данного раздела можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:
    обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
    определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
    стимулирования предприятий отраслей-естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
    использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.
    управление развитием экономики в регионах.

Развитие  системы государственного регулирования  естественных монополий в России

     Проблема  необходимости государственного регулирования  естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен  на производимую ими продукцию уже  оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять  большее внимание проблемам регулирования  естественных монополий не столько  в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.
     По  Закону "О естественных монополиях", сфера регулирования включает транспортировку  нефти и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и  аэропортов, услуги общедоступной и  почтовой связи.
     Основными методами регулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение  потребителей для обязательного  обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения. Органам регулирования  также вменяется в обязанность  контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в  аренду имущества.
     Зарубежные  опыт регулирования показывает, что  главным в такого деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.
     Уже сейчас видно, что процесс формирования органов регулирования будет  не только продолжительным, но и болезненным. Министерства не хотят отдавать соответствующие  полномочия. Остро стоит проблема финансирования, довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так  как заработная плата государственных  служащих значительно ниже заработной платы работников аналогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевых специалистов, которые  могли бы выполнять подобную работу, занимают высокооплачиваемые должности  в организациях, которые должны подвергаться регулированию.
     Поэтому на сегодняшний день наиболее остро  стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретных методов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей  принимать обоснованные решения.
    Задачи  дальнейшего развития системы государственного регулирования деятельности естественных монополий в России
 
     Прежде  чем говорить о развитии механизмов государственного регулирования, необходимо отметить, что только часть видов  хозяйственной деятельности осуществляемых в таких отраслях, как газовая  промышленность, электроэнергетика, железнодорожный  транспорт и связь, в действительности относится к естественной монополии. Другие виды хозяйственной деятельности потенциально могут эффективно функционировать  в условиях конкуренции, но создание конкурентной среды предполагает необходимость  проведения адекватных структурных  изменений.
     Например, производство, как в электроэнергетике, так и в газовой промышленности, в отличие от транспортировки  и распределения ресурсов, объективно не является естественной монополией. Такие отрасли связи, как междугородная  и международная телефонная связь  также не должны рассматриваться  как естественные монополии, но пока во многих случаях местные телефонные сети при их нынешнем технологическом  уровне в России должны быть причислены к естественным монополиям и подвергаться регулированию. На железнодорожном  транспорте конкуренция с другими  видами транспорта либо уже существует, либо ее появление возможно при выполнении ряда условий. Теоретически можно рассматривать  варианты возникновения внутренней конкуренции между отдельными предприятиями  железнодорожного транспорта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.