На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


26. Понятие и значение  государственного кредита в Российской  Федерации. Государственный внутренний  долг 

Для привлечения  денежных средств в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит (от лат. ссуда). 

Кредит — это  предоставление денег или товаров  в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. Вознаграждение за пользование кредитом устанавливается, как правило, в форме процента. 

Кредит имеет несколько  видов (форм)'. Одним из основных видов  кредита, является государственный  кредит. Государственный кредит как  самостоятельный финансово-правовой институт состоит из относительно обособленных однородных финансовых отношений, регулируемых определенной системой правовых норм. 

Государственный кредит как экономическая категория  — это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных началах  для временного использования свободных  денежных средств юридических и  физических лиц. Экономическая сущность государственного кредита заключается  в том, что временно свободные  денежные средства юридических и  физических лиц аккумулируются и  на условиях возвратности и возмездности используются государством как ссудный капитал. Государство направляет его на общегосударственные потребности (как правило, на покрытие дефицита бюджета) либо перераспределяет на льготных условиях между отраслями народного хозяйства, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое со­циальное и экономическое значение для государства и его граждан. 

С правовой точки  зрения государственный кредит —  это урегулированные правовыми  нормами отношения по аккуму­ляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. 

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний государственный  долг, с материальной точки зрения представляющий собой общую сумму  задолженности государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам. 

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены в различных  нормативных актах, основным среди  которых является Закон Российской Федерации «О государственном внутреннем долге Российской Федерации». Этот Закон впервые был принят 13 ноября 1992 г. 

. Формы государственного  внутреннего долга 

Долговые обязательства  Российской Федерации могут быть выражены в следующих трех формах, закрепленных в ст. 2 Закона РФ «О Государственном  внутреннем долге РФ»: 

1) в форме кредитов, получаемых государством в лице  Правительства Российской Федерации; 2) в форме государственных займов, осуществляемых посредством выпуска  ценных бумаг от имени Правительства  РФ; 3) долговые обязательства в  других формах, гарантированные  Правительством Российской Федерации. 

Использование такой  формы государственных долговых обязательств, как кредиты Правительства  Российской Федерации, обусловлено  недостаточностью бюджетных средств. 

Государственные займы  — вторая основная форма государственного долга, названная в Законе «О государственном  внутреннем долге». Государственные  займы представляют собой кредитные  отношения между государством (как  правило, в лице Правительства) и  юридическими и физическими лицами, которые оформляются путем выпуска  и размещения среди последних  государственных ценных бумаг. Порядок  выпуска государственных займов Российской Федерации, как установлено  в ст. 75 Конституции РФ, определяется на основе федерального закона. Принцип  добровольности размещения государственных  займов закреплен в Основном Законе России (п. 4 ст. 75 КРФ). 

В целях оформления государственных внутренних займов выпускаются ценные бумаги различных  видов: облигации, казначейские обязательства, бескупонные облигации и другие. 

В результате всех государственных  кредитных операций РФ формируется  государственный внутренний долг РФ, в состав которого включаются все  задолженности прошлых лет и  вновь возникающие задолженности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу аккумуляции государством денежных средств на началах возвратности для финансирования государственных  расходов. Кредиторами выступают  физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов (Министерства финансов, местных (муниципальных) органов власти). Для заемщика даннная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования для этих целей бумажно-денежной эмиссии, для неинфляционного кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Чрезмерное увеличение государственного долга вместе с тем может привести к платежам по обязательствам, сумма которых составит величину большую, чем поступления от займов, что отрицательно скажется на состоянии финансов государства.
Местные органы власти осуществляют мобилизацию средств  на кредитной основе, которые могут  использоваться на благоустройство  городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается  спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Денежные средства, поступающие от выпуска местных  облигаций, обычно зачисляются во внебюджетные фонды. Для реализации, например, какого-либо проекта муниципальный орган  может выделить часть средств  из местного бюджета, взять банковский кредит (что не всегда является выгодным) либо использовать внебюджетные средства, полученные от выпуска местных облигаций.
Такие облигации  считаются надежными и ликвидными ценными бумагами. Их надежность обеспечивается двумя способами: посредством общей  налоговой мощи, а также доходами существующих объектов либо недвижимостью  строящихся. Ввиду этого процентные ставки по местным облигациям является близкими к процентным ставкам государственных облигации.
Инвесторы, которые  приобретают местные облигации, поставляют муниципальным органам  необходимые для реализации проектов заемные средства. Если бы не эти  поступления, то муниципальные органы вынуждены были бы использовать часть  средств местных бюджетов, а такие  средства могут быть получены в результате повышения местных налогов. Таким  образом, выпуск местных облигаций  позволяет решать одновременно несколько  задач: муниципальные органы получают необходимые им для реализации проекта  заемные денежные средства; им нет  необходимости использовать средства местного бюджета, а значит и увеличивать местные налоги; инвесторы получают в собственность надежные и ликвидные ценные бумаги, приносящие определенный доход, местное население получает важный для его существования объект и пользуется его товарами, работами или услугами.
Ввиду изложенного выше в большинстве случаев доходы от местных облигаций не облагаются налогом либо облагаются по льготной ставке. Указанное обстоятельство делает местные облигации привлекательными для крупных институционных инвесторов, несмотря на низкую их доходность.
Для кредиторов государственный  кредит - форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг предоставляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и др.
Государственный кредит делится на виды , отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:  

- составом заемщиков  и кредиторов;
- конкретными причинами  появления потребности у государства  в мобилизации средств;
- местом получения  кредита; формой его оформления;
- методами привлечения  денежных ресурсов и способами  их возврата;
- сроками погашения  государством своих обязательств;
- степенью риска  кредитора и заемщика.  

В зависимости от характеристики заемщика государственный  кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров  и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет  депутатов). Децентрализованные займы  проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые  займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим  развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными  активами, находящимися в коммунальной собственности.
По месту получения  кредита, государственный кредит подразде-ляется на внутренние и внешние займы. В Украине казначейские обязательства являются краткосрочными, если они выпущены со сроком погашения до 1 года, среднесрочными - от 1 до 5 лет, долгосрочными - от 5 до 10 лет. В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных  отношений различают: государственные  облигационные и безоблигационные займы. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета (если это разрешено законом; в ряде стран, например в Дании, закон вообще запрещает государству брать какие-либо кредиты в национальном банке) - это примеры безоблигационных займов.
Облигация - ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска).
Преимущественно выпускаются  облигации внутренних, государственных  и местных займов. Они могут  быть как именными, так и на предъявителя, процентными и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися  или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать  добровольное размещение среди юридических  и физических лиц, а также обязательную покупку их юридическими лицами.
Казначейские обязательства  государства - вид ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств  бюджет и дающих право на получение  фиксированного дохода в течение  срока владения ими. Размещаются  на добровольной основе среди юридических  и физических лиц.
Ценные бумаги государства  делятся на две группы: бумаги, которые  могут обращаться на вторичном рынке; бумаги, не поступающие на вторичный  рынок. На вторичный рынок могут  поступать: казначейские обязательства (вексели), облигации. Не обращаются на вторичном рынке облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; а также обычно, облигации местных органов власти.
Продажу ценных бумаг  Кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляет Национальный банк.
При приобретении ценной бумаги правительства значение имеет  доход от нее, который зависит  от вида ценной бумаги, ее номинальной  величины, срока, условий выпуска, степени  риска, темпов инфляции. Основная неопределенность исходит из возможности изменения  ожидаемых темпов инфляции. Если темпы  инфляции повышаются, то кредиторы  несут убытки, а заемщик получает прибыль.
Для кредитора (юридических  и физических лиц) при приобретении ценных бумаг правительств имеются  и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный.
Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности  эмитента (государства) уменьшатся, так  что он окажется не в состоянии  выполнить свои финансовые обязательства. Кредитный риск, связанный с обязательствами  государства, вытекает из особенностей должника или эмитента, из характера  экономических объектов, на которых  покоятся обязательства, из способности  взимать налоги и получать займы.
Рыночный риск возникает  в связи с непредвиденными  изменениями на рынке ценных бумаг  или в экономике в результате которых привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений (инвестиций) может быть отчасти утрачена, так что их продажа станет возможной лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.
Процентный риск - это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины  этого - фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода  колебаний рыночных ставок вверх  и вниз.
В процессе инвестиций в ценные бумаги следует соблюдать  правило диверсификации вложений, т.е. снижения риска серьезных потерь. Этого можно добиться при распределении  вложений между множеством разных ценных бумаг. Вложения целесообразно ограничивать по видам ценных бумаг, отраслям экономики, регионам, сроку погашения по долговым обязательствам.
Украина как суверенное государство также использует займы  как краткосрочные, так и среднесрочные (облигационные займы).
Выпуск облигаций  государственного внутреннего займа (ОГВЗ) осуществляется с целью привлечения  временно свободных средств юридических  и физических лиц, в том числе  иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета.
Кроме финансирования бюджетных потребностей, другой важной целью выпуска государственных  облигации является увеличение притока  иностранной валюты. Это способствует укреплению национальной денежной единицы, коль скоро мобилизованную таким  образом иновалюту можно использовать в экспортно-импортных расчетах. Необходимо отметить, что государство не всегда должно выпускать в этих целях облигации внешнего займа или облигации в иностранной валюте. В развитых странах оно влияет на приток валюты путем установления определенного процента на свои облигации, деноминованные в национальной валюте. Если процентная ставка государственных облигаций выше ставки по аналогичным ценным бумагам других стран, то иностранные инвесторы могут отдать предпочтение первым, поскольку доход от них выше. Для приобретения таких облигаций иностранные инвесторы вынуждены приобретать национальную валюту страны, в которой выпускаются привлекательные облигации, и расплачиваться ею за эти облигации. Увеличение продажи национальной валюты означает, что спрос на эту валюту возрос и, следовательно, повышается цена на нее. В этом случае говорят, что курс данной национальной валюты повышается.
Наконец, третьей  важной целью выпуска государственных  облигаций является оказание сдерживающего  влияния на инфляцию. В этом случае денежные средства, полученные от выпуска государственных облигаций временно изымаются "из оборота", то есть, "придерживаются". Если в обороте находится слишком большое количество денежных средств, то оно повышает возможности покупателей по расходованию денег на приобретение товаров и услуг, то есть происходит увеличение спроса. Последнее вызывает повышение цен на товары и услуги, то есть увеличивается инфляция. Для того чтобы, не давать покупательскому спросу расти быстрыми темпами, необходимо уменьшить количество денег, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг. Сделать это можно путем создания стимулов к тому, чтобы сохранение денег и получение доходов от него было более выгодным, чем расходование их на приобретение товаров. Именно это и достигается в определенной мере при помощи выпусков государственных облигаций.
Указанные выше цели могут быть достигнуты при условии, что государственные облигации  способны удовлетворять ряду требований, в частности, требованиям надежности, определенности и ликвидности. Государственные  облигации, как правило, удовлетворяют  указанным выше требованиям. Они  считаются самым надежным видом  бумаг, поскольку предполагается, что  государство гарантирует выполнение своих обязанностей по выпущенным им облигациям "всей своей мощью" (7). В развитых странах вложение средств в государственные облигации рассматривается как относительно безрисковое вложение. Указанным облигациям также присуща высокая степень определенности. То есть инвесторы знают, что они имеют дело с государством, что государственное управление является в большей мере стабильным и последовательным и что возникновение неожиданностей, которые бы существенно ухудшили положение инвесторов, исключаются.
Ввиду надежности и  определенности, государственные облигации  обладают также ликвидностью. Их легко  можно продать и купить в случае необходимости, они без каких-либо ограничений принимаются как  средство расчета или обеспечения  обязательств.
Обладая такими характеристиками, государственные облигации, естественно, представляют наибольший интерес для  крупных институционных инвесторов - коммерческих и сберегательных банков, финансовых компаний, страховых компаний, пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний. Указанные инвесторы распоряжаются большими денежными средствами и поэтому заинтересованы вкладывать их в надежные, определенные и ликвидные ценные бумаги.
Вместе с тем, ввиду  наличия снова-таки упомянутых выше характеристик, государственные облигации  являются наименее доходными. Процентные ставки по государственным облигациям являются наиболее низкими среди  всех долговых ценных бумаг. Однако в определенном смысле и это обстоятельство имеет свое преимущество, коль скоро все остальные долговые ценные бумаги обладают большей степенью рискованности, меньшей мерой определенности и могут быть более или менее ликвидными, то установление процентов по ним осуществляется на основе сравнения различий по указанным выше критериям между институционными долговыми ценными бумагами и государственными облигациями, выпускаемыми на этот же срок. Таким образом, процентная ставка по государственным облигациям выполняет кроме прочего, также функцию общерыночного показателя, на основе которого определяются процентные ставки других долговых ценных бумаг, кем бы они не выпускались в данной стране.
Процентные ставки по облигациям других эмитентов находятся  в прямой зависимости от процентных ставок по государственным облигациям.
Облигации выпускаются  по решению Кабинета Министров Украины  Министерством финансов, являются государственными ценными бумагами и размещаются  среди инвесторов на добровольной основе. Эмиссия облигаций осуществляется в виде записей по счетам регулярно  со сроками их обращения от 1 до 12 месяцев.
Первичное размещение облигаций производится путем их продажи на аукционе инвесторам - участникам аукциона. При первичном размещении облигации продаются на дисконтной основе (по стоимости ниже номинальной) по предлагаемым на аукционе ценам (цена отсечения), но не ниже цен, устанавливаемых  Министерством финансов в день проведения аукциона. Выпуск облигаций считается  состоявшимся, если при первичном  размещении продана определенная доля от их общего количества (например, не менее 10 процентов и т.д.). Первичные  инвесторы имеют право в установленном  законодательством порядке продавать  облигации на вторичном рынке  ценных бумаг через биржи.
Национальный банк, как центральный депозитарий, по согласованию с Министерством финансов может продавать на вторичном  рынке ценных бумаг облигации, не реализованные при первичном  размещении, в течение срока их обращения по ценам не ниже цен  в день проведения аукциона. Правительство  обязуется погасить облигации по истечении ока их обращения.
Инвесторы получают доход в виде разницы между  ценами реализации (погашения) и ценами приобретения облигаций.
В обращении облигации  могут использоваться первичными держателями  при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом  залоговых обязательств. Исчерпав свои расчетные функции после прохождения  установленного числа передаточных подписей, облигации поступят в свободное  обращение на рынок ценных бумаг  и могут приобретаться юридическими лицами Украины и других государств. Финансовый рынок позволяет осуществлять трансформацию государственных  облигаций в денежные средства и  другие финансовые активы.
Погашение облигаций  производится Национальным банком по номинальной стоимости облигаций, увеличенной на сумму процентной ставки, установленной при выпуске  облигаций. Министерство финансов по истечении  срока обращения облигаций выделяет необходимые средства Национальному  банку.
Развитие рынка  государственных ценных бумаг преследует цель - закрепить положительные тенденции  по стабилизации денежно-кредитных  отношений; расширить безинфляционное покрытие дефицита государственного бюджета за счет эмиссии высоколиквидных ценных бумаг; дальнейшее развитие вторичного рынка ценных бумаг.
Операции на открытом рынке с государственными ценными  бумагами производятся также и для  управления ликвидностью банковской системы.
Государственный кредит формирует часть государственного внутреннего долга. Значительная доля государственного долга состоит  из внешних займов, которые связаны  с развитием международного кредита. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Государственный кредит как экономическая категория - это  система денежных отношений, возникающих  в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования  временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория - это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
 Источником погашения  государственных займов и выплаты  процентов по ним выступают  средства бюджета, где ежегодно  эти расходы выделяются в отдельную  строку. Однако в условиях нарастания  бюджетного дефицита государство  может прибегнуть к рефинансированию  государственного долга, т.е. погасить  старую государственную задолженность  путем выпуска новых займов.
 В целом государственные  займы могут быть классифицированы  по следующим признакам:
1) по срокам действия  долговые обязательства РФ могут  носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный  характер (от 5 до 30 лет). Все долговые  обязательства  РФ погашаются  в сроки, определяемые конкретными  условиями займа, но не могут  превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. "О  государственном  внутреннем долге РФ");
2) по праву эмиссии  они делятся на:
 а) выпускаемые центральным правительством;
 б) выпускаемые  правительствами национально-государственных  и административно-территориальных  образований и органами местного  самоуправления, если это будет  предусмотрено законом;
3) по признаку  субъектов - держателей ценных  бумаг займы могут подразделяться  на реализуемые:
 а) только среди  населения;
 б) только среди  юридических лиц;
 в) как среди  юридических лиц, так и среди  населения;
4) по форме выплаты,  доходов займы могут делиться  на:
 а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
 б) выигрышные, где получатель получает доход  в форме выигрыша в момент  погашения облигаций, доход выплачивается  только по тем облигациям, которые  попали в тиражи выигрышей.  Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не  выпускаются;
 в) беспроцентные  (целевые) займы предусматривают  выплату доходов держателям облигаций  или гарантируют получение соответствующего  товара, спрос на который в  момент выпуска займа не удовлетворяется;
5) по методам размещения  займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые по подписке; в)  принудительные. Сейчас используются  только добровольные займы. Принудительные  займы применяются только в  тоталитарных государствах. Займы  по подписке близки к займам  принудительным, поэтому также не  применяются;
6) по форме займы  могут быть облигационными и  безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.
 Все условия  межправительственных займов фиксируются  в специальных соглашениях, где  оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия.
 Внешние облигационные  займы на иностранных денежных  рынках от имени государства-заемщика  размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу  они взимают комиссионные.
 На банковскую  систему возложена обязанность  реализации ценных бумаг. Причем  Центральный банк РФ производит  первичную реализацию государственных  ценных бумаг, а коммерческие  банки - вторичную реализацию. Таким  образом, происходит становление  и развитие рынка ценных бумаг,  играющего большую роль в аккумуляции  государством безинфляционных денежных средств.
 Центральный банк  и его учреждения на местах  осуществляют операции по размещению  долговых обязательств РФ, их  погашению и выплате доходов  в виде процентов по ним  или в иной форме, т.е. Центральный  банк  РФ занимается обслуживанием  государственного внутреннего долга  России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.