На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Древние индийские цивилизации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Государственное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
       Оренбургский  государственный педагогический университет

     Факультет Вечернего обучения

     Кафедра теории и истории культуры 

     Курсовая  работа
     Древние цивилизации: культурные особенности 
 
 
 
 
 
 

     Студентки  3 курса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург  – 2011 г. 

Содержание: 
 

Введение
I. Ранние цивилизации древней Индии
   1. Первые города  – государства
   2. Тайна Мохенджо  – Даро
          - Занятия жителей Хараппы
         - Хараппская цивилизация
         - Религия Хараппы
   3. Веддийская цивилизация
   4. Цивилизация между Гангом и Гималаями
   5. Цивилизация Кушанской и Гуптской империй
   6. Цивилизация Дравидов
II. Особенности и достижения древнеиндийских цивилизаций
Заключение
Список  литературы 

 

      Введение 

     Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижения древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науке, философии - вошли в золотой фонд мировой цивилизации. Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Корни этой религии уходят в глубокую древность.
     Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она почти  не знает имен, поэтому в ней  стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая  неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия.
     Значительная  часть первоисточников по истории  древней Индии безвозвратно погибла. Уцелели в подлиннике лишь те тексты, которые были вырезаны на камне, а  их было обнаружено сравнительно немного. К счастью, санскрит, в отличие от большинства древневосточных языков никогда не забывался, те произведения, которые считались ценными, систематически переписывались и дошли до нас в поздних копиях с дополнениями и искажениями.
     Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III - II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев.1
     На  территории, носившей в древности  обобщающее название Древняя Индия  и распростершейся в обширном треугольнике между Аравийским морем, Гималаями и Бенгальским заливом, в конце 20 в. находятся три самостоятельных  государства: собственно Индия, Бангладеш и Пакистан, по землям которого и протекает легендарный Инд.
     Цель  данной работы заключается в раскрытии культурных особенностей древних цивилизаций Индии.
       Для достижения данной цели  потребуется решить следующие  задачи:
     - изучить литературу по данному вопросу;
     - дать общую характеристику  каждой рассматриваеимой       
     цивилизации;
     - выделить особенности  каждой рассматриваемой цивилизации; 

 

       

     I. Ранние цивилизации Древней Индии

     Древность выдает нам свои тайны 
     и будущее протягивает свою
       мощную руку восхождения. 

     Древняя Индия – относится к числу первых мировых цивилизаций, и принесла мировой культуре наибольшее количество духовных ценностей. Находки археологов свидетельствуют о наличии в Древней Индии человеческого общества уже в период каменного века. Первые датированные остатки бронзовой культуры, найденные в долине реки Инд, относятся к началу 3-го тыс. до н. э.. Считается, что древнейшее классовое общество существовало в долине Инда во 2-й половине 3-го тыс. до н. э. - 1-й половине 2-го тыс. до н. э. (Хараппская цивилизация). Среди ученых довольно широко было распространено мнение о позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые из них считали, что её принесли извне арийские племена. Нередко высказывались точки зрения об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран Древнего Востока.
     Природа и древнейшее население. Огромный полуостров Индостан - родина многих древних цивилизаций. Две великие реки текут по земле Индии - Ганг и Инд. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии до сих пор считают священными. Климат в Индии очень жаркий, влажный. Значительная часть ее территории была покрыта непроходимыми лесами - джунглями, в которых водилось множество зверей и птиц. Здесь жили огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны и ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду - комочки риса и молоко.
     Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона.
     С помощью буйволов индийцы вспахивали свои поля. Корову, которая давала им молоко, они называли кормилицей, матерью. Ее почитали как священное животное. Убить корову считалось большим грехом.
     В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни  строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали  рис. Они научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.
     Из  сахарного тростника получали сладкий  порошок - сахар. Это был самый  древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения  пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Первые  города-государства  в Индии.
 
     Хараппская  цивилизация, или цивилизация долины Инда, появилась около 2 500 до н.э. и просуществовала в первоначальных границах примерно тысячу лет. Ее территория протянулась на 1600 км: от побережья Аравийского моря на юге до предгорий Гималаев на севере, восточная граница доходила до долины р.Джамны (в районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье, а общая площадь оценивается в 1300 тыс. кв. км.
     В период расцвета Хараппской цивилизации  было построено свыше 800 городов  и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе – оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища.

     2. Тайна Мохенджо-Даро

 
     Вот уже много десятилетий археологов волнует тайна гибели 3500 лет назад  города МохенджоДаро в Индии. В 1922 году индийский археолог Р. Банарджи обнаружил  на одном из островов реки Инд древние  руины. Их назвали Мохенджо-Даро, что  в переводе означает "Холм мертвых". Уже тогда возникли вопросы: как был разрушен этот большой город, куда подевались его обитатели? Ни на один из них раскопки ответа не дали...
     В развалинах сооружений не было многочисленных трупов людей и животных, а также  обломков оружия и следов разорения. Очевидным был лишь единственный факт – катастрофа произошла внезапно и длилась недолго.
     Весьма  необычную версию высказали англичанин Д. Девенпорт и итальянец Э. Винченти. Они утверждают, что Мохенджо-Даро пережил судьбу Хиросимы. В пользу своей гипотезы авторы приводят следующие аргументы. Среди руин попадаются разбросанные куски спёкшейся глины и зеленого стекла (целые пласты!). По всей вероятности, песок и глина под воздействием высокой температуры вначале расплавились, а затем мгновенно затвердели. Такие же пласты зеленого стекла появляются в пустыне штата Невада (США) всякий раз после ядерного взрыва. Анализ образцов, проведенный в Римском университете и в лаборатории Национального совета исследований Италии, показал: оплавление произошло при температуре 1400 - 1500 градусов. Такая температура в те времена могла быть получена в горне металлургической мастерской, но никак не на обширной открытой территории.
     Если  внимательно осмотреть разрушенные  здания, создается впечатление, что очерчена четкая область – эпицентр, в котором все строения сметены каким-то шквалом. От центра к периферии разрушения постепенно уменьшаются Наиболее сохранились окраинные строения. Словом, картина напоминает последствия атомных взрывов в Хиросиме и Нагасаки.
     Мыслимо ли предположить, что таинственные завоеватели долины реки Инд владели атомной энергией? Такое предположение кажется невероятным и категорически противоречит представлениям современной исторической науки. Впрочем, в индийском эпосе "Махабхарата" говорится о некоем "взрыве", который вызвал "слепящий свет, огонь без дыма", при этом "вода начала кипеть, а рыбы обуглились". Что это – просто метафора? Д. Девенпорт считает, что в ее основе есть какие-то реальные события.
     Мохенджо-Даро занимал площадь около 259га и представлял собой сеть кварталов (древнейший пример такой планировки), разделенных широкими улицами с развитой дренажной системой, которые разделялись на более мелкие и застраивались домами из обожженного кирпича. Датировка этого поселения до сих является предметом дискуссии. Радиоуглеродный анализ и связи с Месопотамией позволяют отнести его к 2300-1750гг. до н.э..
     Когда индийские археологи Д. Р. Сахин  и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они  увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки – 4,5 тысячи лет тому назад. Мохенджо-Даро в целом имел прямоугольную планировку. Его примечательной особенностью является развитая система канализации. Трубопроводы для сточных вод строились из обожженного кирпича.  

     

     Канализация 

     Город был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре – двор, а вокруг него – четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро). Во многих домах были ванные комнаты с полами, выложенными тщательно подогнанной плиткой, а в некоторых – и уборные (аналогичные тем, которые до сих пор встречаются в некоторых районах Месопотамии). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные – с запада на восток. В городе раскопано множество колодцев как личного, так и общественного пользования.
     Но  этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные  по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома подавалась вода. Что еще важнее – каждый дом был связан с системой канализации, а на улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты. Затем грязная вода попадала в каналы, которые, очевидно, регулярно прочищались. Эти каналы строились из кирпича и сверху покрывались также кирпичами и каменными плитами.
       Это было гениальным инженерным  решением, позволившим на довольно  ограниченном пространстве собираться  большим людским массам: в городе  Хараппа, например, временами проживало до 80 000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.
     Неизвестно, были ли города Мохенджо-Даро и Хараппа взаимодополняющими и конкурирующими центрами единой «обширной  империи». Тем не менее складывается представление, что Хараппская цивилизация  отличалась удивительной однородностью  во всех основных сферах жизнедеятельности. Только на периферии этой цивилизации в более поздние времена появились заметные различия в ряде технологий, в первую очередь в изготовлении керамики, однако и в них прослеживается определенная связь с традиционными элементами Хараппской цивилизации.
     Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду - по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней. Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим "протоиндийским" обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж. Неру: "На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию". Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты. Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.      
     Протоиндийская  цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и  в Месопотамии, река была основой  жизни: она приносила с верховьев  плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один - пахал землю, другой - делал каменные орудия, третий - менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили. Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу - когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.      
     В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система. Один из исследователей Древней Индии российский ученый А. Я. Щетенко так определяет этот период: благодаря "великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей".
     В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия  из меди или бронзы с низким содержанием  олова: плоские ножи, копья, плоские топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись примитивные лезвия из кремня, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии. Отдельные предметы из долины Инда, встречающиеся при раскопках городов в Месопотамии, а также возможные указания на торговлю с населением долины Инда, содержащиеся на глиняных дощечках из Ура, свидетельствуют о том, что торговали в районе Персидского залива в основном хрупкими, непрочными изделиями, и поэтому их трудно идентифицировать.
     Хараппская  письменность. К сожалению, до сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. К настоящему времени обнаружено более 1000 печатей с надписями; кроме того, надписи найдены на керамике, металлических предметах, на гончарных пластинах, но полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку – и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.
     Общее число знаков на печатях доходит  почти до 400. Они являлись, как установили ученые, фонетическими знаками, а некоторые были идеограммами. Надписи относительно невелики по размерам. Специальные черточки служили для изображения цифр. В Калибантане был найден обломок керамики с частью надписи, где явно видно направление письма — справа налево.
     
 
          Образцы письменности.  

     По  мнению ученых, протоиндийский язык (язык хараппских «текстов») может быть отнесен  к дравидийской группе, имея, конечно, в виду не современные дравидийские языки Индии, а прадравидийокий язык, реконструкция которого успешно осуществляется дравидологами. Проблема расшифровки хараппской письменности была бы разрешена, если бы удалось найти билингву — двуязычную надпись.
     Цивилизация в долине Инда оказалась на пути вторжения ариев, которые во II тыс. до н.э. заняли Пенджаб (Пятиречье). Память об этом нашествии сохранилась в  гимнах Ригведы, самом раннем индийском  литературном памятнике. Из них можно узнать и о том, как арии осаждали местные укрепления, по-видимому, города Хараппской цивилизации.
     Однако  независимо от того, была ли трагическая  гибель Мохенджо-Даро (и других городов  в долине Инда) делом рук ариев, существуют убедительные свидетельства, что к этому моменту город уже находился в состоянии экономического и социального упадка. Дома были грубо поделены на отдельные маленькие жилые помещения, улицы стали уже, город неоднократно страдал от наводнений, которые оставляли после себя ил и разрушения, высокий кирпичный подиум государственного зернохранилища в цитадели постепенно засыпался строительным мусором и скрылся под жалкими лачугами.
     На  юге, не испытывая непосредственной угрозы вторжения ариев и других захватчиков с пограничных гор, цивилизация органично прошла через промежуточные фазы, перерастая в культуры-преемники, которые постепенно срастались с энеолитическими культурами Центральной Индии второй половины II – начала I тысячелетия до н.э.
     Среди ученых довольно широко было распространено мнение о позднем возникновении цивилизации в Индии. Некоторые из них считали, что её принесли извне арийские племена. Нередко высказывались точки зрения об изолированности древнеиндийской культуры, ее отсталости по сравнению с культурами других стран Древнего Востока.
     Открытие  и исследование Хараппской цивилизации  явились ярким доказательством  древности и самобытности древнеиндийской  культуры. Еще в 1875 г. английский археолог А. Канингхэм обнаружил в Хараппе печать с неизвестной надписью.
     Одним из самых сложных вопросов в изучении Хараппской цивилизации является вопрос о ее происхождении. В самой Хараппе под городскими укреплениями была найдена керамика культуры Амри, а в нижних слоях Мохенджо-Даро — керамика белуджистанских культур, что свидетельствует, очевидно, не только о тесных контактах индских поселений с земледельческими культурами Белуджистана и Синда, но и о том, что Хараппская цивилизация имеет местные корни.
     Крупнейший  английский археолог Дж. Маршалл в  начале 30-х годов датировал Индскую  культуру от 3250 до 2750 г. до н. э. Когда же были опубликованы печати индского типа, найденные при раскопках городов древней Месопотамии, оказалось, что большая часть их связана с правлением Саргона I (2369— 2314 до н. э.), а также с периодами Исины (2024—1799 гг. до н. э.) и Ларсы (2024—1762 гг. до н. э.). На этом основании ученые пришли к выводу, что наиболее прочные связи между Месопотамией и Индией условно можно было отнести к 23 - 18 в до н.э. В верхних слоях Хараппы были найдены фаянсовые бусы, спектральный анализ которых установил их тождественность бусам из Кносса на острове Крит (XVI в. до н.э.). Найдено большое количество бус цилиндрической формы из драгоценных камней, размер которых уникален: диаметром – 1 мм, длина – 3мм, диаметр отверстия – 0,5 мм. Они были идеально отшлифованы: 1 гр. бусинок содержит 310 штук. В найденном сосуде содержалось 34 тыс. бусинок.
       На основавши этого последний  период в истории Хараппы также  можно датировать XVI в. до н.э.  

     
 
         Украшения. 

     Существование крупных городов, наличие стройной системы городского планирования строительства  свидетельствуют о высокой степени  развития Хараппской цивилизации.
     Своеобразный  облик города открылся археологам при раскопках Лотхала (Саураштра), который был не только торговым центром, но и портом. Он окружался каменной стеной. Жилые постройки  помещались на специальной платформе, для того чтобы уберечься от наводнения. Находки археологов в протоиндийских городах убедительно показывают, что торговые контакты создателей древнейшей цивилизации Индостана охватывали огромную территорию, от Каракумов на севере до Малабарского берега на юге, от степей Центральной Азии на востоке до острова Крит на западе. Важную роль в этой торговле играли морские трассы, проложенные протоиндийцами в Индийском океане, Персидском заливе, Аравийском и Красном морях. Неподалеку от современного международного порта Бомбей археологи открыли древнейший порт. Ему свыше четырех тысяч лет. В восточной части города Лотхал была найдена выложенная кирпичом "верфь" длиной в 218 метров. Канал шириной в семь метров связывал ее с рекой, впадавшей в Аравийское море. Вблизи же "верфи" находилась постройка, служившая складом. При раскопках обнаружили печать с изображением парусного судна. Парус его – точная копия тех, которыми и по сей день пользуются на Персидском заливе. .*
       Известно, что на севере суда  протоиндийцев, пересекая Аравийское  море, проходили Османский и Персидский  заливы и достигали городов Двуречья. "Перевалочным пунктом" на трассе Индостан – Двуречье был архипелаг Бахрейн. Бахрейн образуют 25 островов и островков, лежащих в Персидском заливе. Архипелаг еще называют "островами ста тысяч могил", ибо здесь с давних пор известны тысячи древних захоронений, могильных курганов, занесенных песком. Это – самое большое на Арабском Востоке кладбище, где похоронены финикияне и греки, арабы и египтяне, персы и вавилоняне. Но не они были древнейшими жителями Бахрейна. В 1953 году начались систематические раскопки большого плоского холма возле столицы Бахрейна, города Манамы. И оказалось, что уже в III тысячелетии до н. э. на островах существовала интересная цивилизация, современная протоиндийской и шумерской.
     Протоиндийцы  не только плавали в Шумер. Они основывали торговые фактории и селились в портовых городах Двуречья. Так, например, при раскопках знаменитого шумерского города Ура археологи обнаружили квартал домов, сделанных из обожженного кирпича и отличных от шумерских построек. "Но они обнаруживают такое поразительное сходство с небольшими и довольно небрежно построенными домами позднего Мохенджо-Даро, что трудно сомневаться, под чьим влиянием они сооружены", – пишет руководитель раскопок Мохенджо-Даро Джон Маршалл.
     В том же городе Уре археологи обнаружили статуэтку, изображающую, обезьяну, сидящую на корточках. Подобные фигурки обезьян также найдены при раскопках городов протоиндийцев. Их считают древнейшим прототипом Ханумана, помощника витязя Рамы, воспетого в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".
     В руинах одного из городов Шумера обнаружена расписная ваза. По стилю исполнения она шумерская, но сюжет росписи, ее украшающей, -- протоиндийский. Ибо  она изображает горбатого индийского быка – зебу, стоящего перед ритуальными  яслями. Этот сюжет – также один из самых распространенных меж тех, что мы находим на протоиндийских печатях с надписями.
     При раскопках в Шумере был обнаружен  кусок ткани с оттиском хараппской печати. Торговля с Шумером осуществлялась, очевидно, морем, проходила через Бахрейн, где и были найдены вещи, сходные с хараппскими. Изображение судов имеется на некоторых печатях из Мохенджо-Даро и Хараппы. В аккадских источниках говорится о путешествии торговцев в заморские страны, в том числе упоминается о странах Дильмун, Маган и Мелука.
     Ученые  провели детальное изучение изображений на хараппских печатях, и это позволило выявить определенные космографические и мифологические представления хараппанцев. Показательно, что многие из этих представлений имеют прямые аналогии с религиозными воззрениями индуизма.
     При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о  культе богини-матери.
     
 
Женское божество, борющееся  с двумя тиграми  и стоящее над  слоном. Вверху - колесо - солярный символ. (Хараппа.) 

     Многие  соображения относительно религии  жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности.
     Религия Хараппы. Исследователи считают, что в главных центрах цивилизации существовали культовые сооружения, так называемые алтари. Они представляли собой своеобразные углубления в стене или земле, размер которых составляет 75x75см. Ямы выложены обоженным кирпичом, там часто обнаруживают золу, древесный уголь, кости животных, спекшуюся тэрракоту – следы жертвоприношений. Рядом располагались площадки со стоками, предназначенными для омовения. За алтарем сразу находилась стена, люди располагались с западной стороны лицом к востоку, как это имеет место в современной культовой традиции. М. Уилером обнаружен целый храмовый комплекс в Мохенджо-Даро. А экспедиция Дж. Маршалла обнаружила бюст мужчины, который именуют «жрецом». Крупные храмовые комплексы и алтари стали создаваться индоариями только в послеведийскую эпоху, считается, что происходило это под влиянием хараппцев.
     Для хараппской цивилизации характерен политеизм, культ животных, о чем свидетельствуют многочисленные изображения животных на печатях. В качестве наиболее встречаемых выступают бык, слон, тигр, носорог. Имеются и скульптуры отдельных животных, это тотемный пережиток культа животных, который был характерен для драведийских племен до недавнего времени.
     Поклонялись хараппцы также антропозооморфным  божествам. Так, на царской печати из Мохенджо-Даро изображен многоликий бог, рогатое божество, сидящее на троне. На рогах буйвола насчитывается 12 колец. По гипотезе российского исследователя Я.В. Васильева, это годовые кольца и связаны с двенадцатилетним календарным циклом. Четыре стороны света символизируют носорог, буйвол, слон и тигр. На одной из печатей около головы божества имеется 2 выступа, которые, по мнению ученых, являются еще двумя ликами этого прото-Шивы (изображается трехликим). Считается, что сходство этого рогатого божества и индуистского Шивы значительно.
     Существует  и культ спутницы этого божества. В индуистской традиции она известна под именами Парвати, Дурга. На печатях она изображается иногда как смиренная властительница, иногда как свирепая «рогатая богиня».
     Воздействие хараппской цивилизации отразилось и на индоарийской традиции изображение богов в «человеческом облике», а также на представлениях, связанных с аскетизмом. У индоарийцев аскетические традиции первоначально отсутствовали, их наличие является воздействием Хараппы. К протоиндийской цивилизации относится и такой распространенный позднее культ, как культ богини-матери. Он получил развитие в индуизме в виде поклонения верховным богиням.
     Широкое распространение получили и чисто  зооморфные персонажи, так называемые тризавры, тетразавры, дузавры. Тризавр  имел голову и ноги хищника, рога –  тура, заднюю часть - носорога. Дузавр являлся воплощением единорога и тура. Тетразавр изображался с головой тура, хоботом слона, задняя часть заимствована у тигра, хвост имел вид змеи.
     Существовал также культ дерева. Имеются изображения  божеств в развилке дерева. Головной убор у богини – из листьев дерева. В дравидийских районах Индии распространяется поклонение деревьям во время брачной церемонии и инициации. Поклонение деревьям, растениям найдет позднее проявление и в индуизме. Из деревьев изображались только два вида – ашваттха и пиппала, которые уже в ведийской и индуистской традиции выступали как образ мирового дерева. В хараппской религии исследователи видят истоки индуизма и характеризуют ее как протоиндуизм.
     Проникавшие в долину Инда племена, судя по раскопкам, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были племена, обитавшие в Белуджистане, а также племена, имевшие близкое сходство с племенами Ирана. Некоторые группы племен не отличались от хараппцев в этническом отношении и проживали в непосредственной близости от хараппских центров.
     Индоарии, одна из ветвей народов индоевропейской  языковой семьи, пришли на полуостров с Северо-востока. Их материальный уровень  развития был существенно ниже хараппского (у них не было городов, и, более  того, настоящие города у них начали появляться лишь через сотни лет после завоевания страны) за двумя существенными исключениями. Во-первых, индоарии, как и прочие индоевропейцы использовали боевые колесницы. Вторым техническим преимуществом являлось обладание бронзовым оружием (в частности, знаменитыми боевыми топорами).
     Итак, за исключением военного аспекта, материальная культура индоариев была неразвита  относительно аборигенов. Эта неразвитость распространяется и на область изобразительного искусства.
     Результаты  археологических раскопок свидетельствуют, что угасание культуры проходило длительный период, и растянулось приблизительно на 800-900 лет. К тому же на севере этот процесс проходил более интенсивно, чем на юге. В качестве причин гибели этой культуры, кроме индоарийского нашествия, называют также несколько, связанных с природно-климатическими явлениями и социально-политическим условиями. Так, существует версия, что в результате засоления почв или тектонических толчков произошло изменение русла р. Инд, а это в свою очередь могло поспособствовать наводнению, либо засухе и наступлению пустыни. В то же время не исключается возможность распространения эпидемии (малярии), уничтожившей значительное количество населения хараппской цивилизации. Существует также вероятность и глубокого внутреннего кризиса, охватившего цивилизацию. Сторонники этой гипотезы указывают на ухудшение качества керамики, упадок, наметившийся в торговле, общественном строительстве.
     Возможно, что в это тяжелое время  в хараппские города начинают проникать группы индоарийских племен, довершивших падение крупных городов. По всей видимости, проникновение индоариев в Хараппу не является решающим фактором, приведшим к упадку ее культуры. 

3. Ведийская цивилизация

 
     После гибели Хараппской цивилизации понадобилось почти тысячелетие, чтобы в долине Ганга возникла новая цивилизация с эффективным земледелием, развитой металлургией, с новым языком, литературой и религией. Это тысячелетие называют Темными веками. Если о Хараппской  цивилизации можно составить представление на основании богатого археологического материала, то о Темных веках можно судить только по литературным памятникам. Это древнейшие индийские религиозные сочинения, которые включают сборники религиозных гимнов, толкований священных текстов, описаний ритуалов, жертвенных и магических формул, объединенных одним наименованием Веда (знание). Читать и изучать «Веды» могли мужчины только первых трех варн. В Европе они становятся известными в середине XIX в.
     Этот  памятник состоит из четырех сборников - «самхит». Первая самхита, носящая название «Ригведы», содержит 1028 гимнов богам. Вторая – «Самаведа» - повторяет содержание «Ригведы», но гимны располагаются в порядке имеющим ритуальный смысл. Третья – «Яджурведа», представляет собой сборник изречений. Четвертая – «Атхарваведа» - содержит около 700 заговоров и заклинаний.
       Первую половину I тысячелетия до  н.э., к которой относятся Веды, ученые называю Ведийской эпохой
     Примерно  около 1800 г. до н.э. в долине Инда появились  новые полукочевые племена, которые  называли себя ариями. Они говорили на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. Их предшественники жили в степях Евразии между современными Южной Россией и Западной Турцией. Какая-то часть этой группы племен постепенно мигрировала в южно-восточном направлении и, пройдя через Иранское нагорье, достигла восточных пределов долины Инда. Когда арии, двигаясь по горным тропам, проникли на полуостров Индостан, первыми, кого они встретили на своем пути, были хараппцы, обитавшие в долине Инда. И хотя просачивание арийских племен в Индостан было медленным и постепенным, несомненно, их взаимоотношения с хараппцами оставались довольно конфликтными. Однако арии вряд ли покорили хараппцев. Скорее произошло поглощение пришельцев, но они сумели передать коренному населению Индии свой язык.
     В результате миграций и взаимных контактов произошло заселение и хозяйственное освоение долины Ганга. Здесь и раньше существовали редкие поселения охотников и земледельцев, но с середины II по середину I тысячелетия до н.э. области Гангской долины буквально преобразились. Начала развиваться металлургия железа, что позволило быстрее осваивать новые территории и превращать лесные районы в пригодные для земледелия и скотоводства.
     Основной  отраслью хозяйства населения Ведийской  цивилизации было земледелие. Кочевые  скотоводческие племена арийцев, постепенно заселяя долину Ганга, расширяли площадь пахотных земель. Районы труднопроходимых джунглей быстро превращались в пригодные для земледелия и скотоводства. Землю, очищенную от джунглевой растительности, вспахивали тяжелым плугом, в который обычно впрягали быков. Применялось и искусственное орошение. Выращивали много злаков, в том числе ячмень пшеницу, бобовые. В результате освоения долины Ганга появилось рисоводство. Наряду с земледелием, важное значение сохраняло и скотоводство, особенно разведение коров, а также лошадей, которых ценили, как основу своего военного превосходства.
     Первоначально племена Ведийской цивилизации  не имели таких крупных городов, как у хараппцев. Но постепенно их небольшие поселения превращаются в города, которые становились административными и ремесленными центрами. Начал формироваться слой профессионального купечества и ростовщиков. Роль денег играли коровы, а также наиболее употребительные золотые шейные украшения нишка.
     Одновременно  шли процессы общественного расслоения и появления рабов и рабовладельцев. Первыми рабами (даса) были военнопленные и мирное население побежденных племен. На раннем этапе рабство носило патриархальный характер. Рабы работали вместе с членами семьи под бдительным надзором главы семейства. Их использовали на самых тяжелых работах. Рабы рассматривались, как часть имущества, и количество рабов свидетельствовало о богатстве их владельца.
     Уникальная  особенность Ведийской цивилизации  состоит в оформлении социального  расслоения свободных в виде деления  общества на варны, сословия, имевшие кастовый характер. Сословные различия были почти во всех странах древности, но лишь в Индии, благодаря прочности общины и пережиткам родового строя, они приняли законченный характер. Варновая система возникла в строгом соответствии с разделением по видам трудовой деятельности. Она делила все общество на четыре сословия. Брахманы представители жреческих родов. Считалось, что они достигали высшей степени совершенства и представляли людей перед богами. Пройдя длительное обучение под присмотром учителя гуру, брахманы становились хранителями древней учености, знатоками священных текстов. Белый цвет этой варны символизировал чистоту и незапятнанность. Убийство брахмана было самым большим грехом. Сословие кшатриев составляла военная знать, которая располагала реальной властью, занималась военным делом и управлением. К этой варне принадлежали и цари (раджи). Кшатрии с детства обучались владению оружием, решительности и энергичности. Символический цвет этой варны красный, цвет огня и войны. Варна вайшью была представлена рядовыми свободными общинниками, которые занимались земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Они считались воплощением желтого цвета, цвета земли. Эти три высшие варны противопоставлялись четвертой шудрам, которые считались неравноправными членами общества и коим было предписано находиться в услужении первых трех варн. Шудры считались потомками покоренного населения, а не ариев, и имели свой символический цвет черный. Каждая варна была замкнутым сословием, принадлежность к которому определялась рождением. Переход из одной варны в другую запрещался. Браки между людьми из разных варн считались незаконными. Первые три варны были привилегированными, что подчеркивалось специальным обрядом посвящения, при котором как бы происходило второе рождение человека (отсюда и название дважды рожденные). Обряд проводился для детей брахманов в возрасте 8 лет, кшатриев 11 лет, вайшью - 12 лет. Предполагалось, что жизнь дважды рожденных делится на четыре периода: обучение, сознательная семейная жизнь, лесное отшельничество и жизнь бродячего аскета.
       Деление на варны сыграло отрицательную  роль  в прогрессе знаний. Так,  большие достижения брахманов  в математике и астрономии  долгое время оставались тайными  знаниями.
     К середине I тысячелетия до н.э. в долине Ганга завершилось превращение органов племенного самоуправления в государственные. Такие институты родового строя, как племенное собрание, народный суд и совет старейшин потеряли свою решающую роль или исчезли вовсе. Постепенно оформилась царская власть, которая передавалась от отца к сыну и становилась священной, ибо считалось, что цари (раджи) обладают оком знания и что они являются воплощением божества. Раджа считался главным защитником дхармы-правил добродетельной жизни. Личность царя была неприкосновенной, а его гнев сравнивался с огнем. В управлении государством раджа опирался на жрецов и воинов. В государствах Ведийской эпохи уже выделялись должности придворного жреца, который был одной из главных фигур при радже, военачальника, казначея, сборщика налогов.
     Медленное образование государственности  еще одна отличительная черта  цивилизации Ведийской эпохи. Несколько  десятков небольших государств то возникали, то распадались, меняя свое название и территорию. На исходе Ведийской  эпохи, около 600 г. до н.э., в долине Ганга существовало 16 основных государств со столицами, конкурирующими между собой как торгово-экономическими, так и военными методами. Со временем в Северной Индии набрали силу и стали выделяться два государства Магадха и Кошала.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.