На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философия К. Маркса. Проблематика и открытие

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования 
«Алтайский государственный  технический университет  им. И.И.Ползунова» 
 
 

РЕФЕРАТ 
 

на тему: «Философия К. Маркса. Проблематика и открытие» 
 

по дисциплине «Философия»  
 
 
 
 

Выполнила студентка группы  Х(з)-М-91                                      Е.Н.Масюкова                    
Проверил__________________________________________________________                                                                                                           
               Должность, учёное звание                                    и. о., фамилия
                                                        
 
 
 
 

Хабары 2010г. 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Социально-политические  условия и теоретические  предпосылки философии  Карла Маркса…………………………………………………...........4
2. Практика как последний  принцип философии  Карла Маркса…………...8
3. Материалистическое  понимание истории.  Структура общества………..10
4. Идея общественно-экономической  формации и коммунистическая  перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы………..……………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………...26
Список  литературы……………………………………………………………….27
Приложение 1 «Вклад марксистского учения в философское знание»…....28
Задание……………………………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Актуальность  работы обусловлена тем, что философия  Карла Маркса начинает быть востребованной обществом сегодня в совершенно новых исторических условиях и под новым углом зрения.
      Объективная потребность в новом прочтении  Маркса, в понимании им природы  альтернативного проекта развития общества, его целей и задач  постепенно вырастала в последние  десятилетия и сегодня выдвинулась  в центр научно-теоретической  и идейно-политической борьбы в мировой  общественной мысли.
      Возвращение к Марксу – это прежде всего возвращение к идее гуманного и справедливого общества, к идее освобождения человека от всех форм эксплуатации, угнетения и отчуждения, создания условий для всестороннего и гармоничного развития человека, разумеется, принимая во внимание всю остроту современных глобальных проблем.
      Марксов альтернативный проект, несомненно, вернется в западное общество, но уже в  новом теоретическом обличье  и заставит это общество, рано или  поздно, принять новую перспективу  развития общества.
      Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). К. Маркс и Ф. Энгельс создают свою философию, которую называют «новой философией».
      Сам по себе этот факт не означает того, что  учение Маркса вообще перестало представлять интерес. Оно вошло в сокровищницу мировой культуры, стало ее неотъемлемой частью, а многие аспекты его воззрений  еще ждут своего истолкования.
      Цель  работы – рассмотрев философию К. Маркса, дать характеристику её  проблематики, показав, в чём состоит её открытие.
   В работе мы ссылались на труды таких  учёных, как: Бартенев С.А., Бухарин Н.И., Губин В.Д., Кузнецов В.Н., Сирота А.М., Смирнов Г. А.  и др.
1. Социально-политические  условия и теоретические  предпосылки философии Карла Маркса 

     Традиции  классической философии развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал  роль науки как всесильного инструмента.
       Философия К. Маркса (1818 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма»1. Это во многом определило специфику философской теории марксизма.
     На  становление  К. Маркса как мыслителя  большое влияние оказала немецкая классическая философия. Диалектический метод Георга Гегеля и антропологический  материализм Людвига Фейербаха  – основные источники синтеза, давшего  оригинальную философию – диалектический материализм. Учение К. Маркса развивалось  на протяжении всей его жизни, но философское  и социально-политическое учение сформировалось к 1848 году.
     В процессе формирования философии марксизма  можно выделить несколько этапов2:
     1) 1837-1842 гг. – первоначальные поиски  мировоззрения, становление революционного  демократизма;
     2) 1842-1843 гг. – начало перехода от  идеализма и революционного демократизма  к материализму и коммунизму;
     3) 1843-1848 гг. – формирование исходных  положений целостного научно-философского  и коммунистического мировоззрения; 
     4) завершение формирования философии  марксизма в 1845-1848 гг.
     К. Маркс уже в начале 40-х годов  Х1Х века стремился связать философию  с задачами революционно-освободительного движения. В 1843 году он переходит на позиции пролетариата как главной революционной силы эпохи и ставит вопрос о соединении философской теории и революционного рабочего движения. «Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».
     В начале 1844 года К.Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных  работ – «Экономическо-философские  рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие  от предшественников (Г. Гегеля, Л. Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения К. Маркс выделяет отчуждение труда.
     К.Маркс  делает вывод о необходимости  революционного устранения отчуждения, частной собственности как его  основы, создания коммунистического  общества как общества подлинно человеческих отношений.
     Таким образом, здесь теоретически обосновывается гуманизм учения К. Маркса, получивший развитие  в дальнейшем. Идеи рукописей 1844 года оказали значительное влияние  на философию ХХ века и породили попытки противопоставления учения молодого К.Маркса – его зрелым работам.
     В «Тезисах о Фейербахе» (1845) К. Маркс  подвергает критике созерцательный характер предшествующего материализма, подчеркивает роль практики (материально-чувственной, предметной деятельности) как основы познания. К. Маркс придает понятию  «практики» характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным  образом объясняли мир, но дело состоит  в том, чтобы изменить его». Категория  «практики» рассматривается как  важнейшая философская категория  марксизма.
     Один  из основных аспектов теории  К. Маркса (по его оценке)– материалистическое понимание истории - разработан совместно  с Ф. Энгельсом  в «Немецкой  идеологии» (1846) и «Манифесте Коммунистической партии» (1848). В то же время К. Маркс, работавший большую часть жизни  над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в его главной работе - «Капитале» находят решение философские проблемы. Так, он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений, применяет диалектику к познанию общественных явлений3.
     Заслугой  К. Маркса является разработка новой  формы материализма, его философия  – диалектический и исторический материализм, находящиеся в неразрывном  единстве.
     Важнейшей стороной философии марксизма является исторический материализм. (Он будет рассмотрен ниже).
     К выделенным первоначально рабовладельческой, феодальной и капиталистической  формациям добавились первобытнообщинный строй, предполагаемое коммунистическое общество, а в ряде работ и «азиатский способ производства». Смена формаций происходит посредством революций, порождаемых конфликтом между производительными  силами и производственными отношениями. Коммунистическая революция завершает  «предысторию» человечества. С теорией  материалистического понимания  истории неразрывно связана теория классов и классовой борьбы, разработанная  марксизмом. Таким образом, К. Маркс  выявил материальную основу жизни общества и основал материализм в познании общественных явлений.
     Вклад марксистского учения в философское  учение можно представить в виде схемы (Приложение 1).
    Итак, возникновению марксизма и марксистской философии способствовали4:
    - предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
    - бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);
    - крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;
    - нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 – 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
    - ризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
     Новизна и оригинальность философии марксизма  состоит в следующем5:
    была создана новая форма материализма – диалектический материализм;
    впервые было создано и обосновано материалистическое понимание истории;
    была разработана и введена в философию категория «практика», сыгравшая значительную роль в развитии философии ХХ века;
    осуществлено соединение теории и практики, философии и революционного коммунистического движения.
 
 
 
2. Практика как последний принцип философии Карла Маркса 

      Рассмотрим  марксистскую концепцию практики. Преодоление основных недостатков материализма Фейербаха и всего предшествующего материализма, новое объяснение действительности и принципов ее познания было связано с обоснованием Марксом и Энгельсом подлинной роли практики в человеческом обществе и истории человечества. Уже в ранних работах Маркс заметил преобразующую, а не просто объяснительную функцию теоретической мысли, в том числе философии. В дальнейшем он связал эту функцию с тем, что теория служит практике, а практика определяет теорию.
      Маркс и Энгельс отметили различные  подходы к пониманию практики: практика - предметная деятельность; практика - это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика - это общественно-историческая деятельность людей; практика - характеристика человеческой жизнедеятельности.
      Сегодня при определении практики все  чаще используются категории субъекта и объекта, к которым обратился  Маркс в своих «Тезисах о Фейербахе». Он писал, что главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно.
      Для Маркса объект - это предмет приложения человеческих сил, субъекта, под которым  подразумевается не только отдельный  человек, но и различные человеческие общности - социальные группы, классы, народы, нации, а также государство  и др. Для Маркса основными видами практики были: «обработка природы людьми»6, т.е. материально-производственная деятельность, и «обработка людей людьми» - социально-преобразующая деятельность. К. Маркс называет общественную жизнь практической по существу, благодаря тому, что основой всей общественной жизни считает трудовую деятельность людей. В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс много внимания уделяет проблеме практики. Он подчеркивает, что история промышленности и возникшее предметное бытие промышленности является «раскрытой книгой человеческих сущностных сил». Своеобразие этих сущностных сил состоит в их опредмечивании.
      В итоге результатом практики являются изменения материальных и других общественных отношений, что основательно исследует К.Маркс в «Капитале». Категория «практики», введенная марксистской философией в анализ процесса познания (основа, цель познания и критерий истины), позволила не только преодолеть агностицизм, но и связала воедино концепцию материалистического понимания истории с гносеологией, способствуя их более глубокой разработке. Одновременно категория практики явилась фундаментальной и для рассмотрения проблем онтологии. Так по Марксу, раскрытие сущности сознания предполагает указание на отражение в нем прежде всего материальной жизни людей и всех условий их общественного бытия. Даже само целеполагание человека связано, в конечном счете, с материальными условиями постановки и достижения цели, наличием необходимых средств для ее реализации. Процесс выработки цели есть процесс отражения объективного мира в форме образа предстоящей практической деятельности.  По определению Маркса, цель есть идеальный образ подлежащих созданию предметов, образ, который существует до того, как эти предметы будут произведены.        
     Таким образом, Маркс, показывая, что вся  общественная жизнь является, по существу, практической, рассматривает все  явления и процессы, с которыми взаимодействует социальный субъект, как результат настоящей или  предшествующей человеческой деятельности, в сложном взаимодействии ее практических и теоретических, объективных и субъективных моментов. 

3. Материалистическое понимание истории. Структура общества 

      Многие  домарксистские и современные социологические  теории исходили и исходят из того, что человеческое общество развивается  в конечном счете при определяющем влиянии некоего духовного начала: мирового разума или же мировой воли, Бога, а также благодаря сознанию самих людей. Последние нередко  характеризуются как проводники воли Бога или же космического разума и вместе с ним как творцы культуры, которую они создают исходя из своих интересов, целей и идеалов. Определяющим при этом выступает  сознание, производным от которого оказывается бытие людей, их культура и образ жизни.
      Многие  представители социологии как науки  об обществе основными субъектами исторического  процесса объявляют отдельных индивидов, действующих исходя из своего понимания  окружающего мира, своих целей  и способностей к той или иной деятельности.
      Марксистская  социология базируется на ином подходе. Как указывали Маркс и Энгельс, предпосылки, с которых они начинали исследовать исторический процесс, - это живые люди с их потребностями  и интересами, находящиеся между  собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и  отношений всех социальных субъектов  образует то или иное общество. Последнее  через систему присущих ему общественных отношений, условий материального  производства, политических и других социальных институтов в решающей степени  определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
      В таким подходе заключается «сведение индивидуального к социальному»7, что характеризовалось Лениным как важнейший принцип марксистской социологии и что явилось первым решающим шагом к определению и осмыслению объективной социальной основы деятельности и поведения людей и тем самым к материалистическому пониманию истории.
      Следующий шаг в этом направлении заключался в обосновании роли материальных побудительных сил деятельности людей. Надо сказать, что Маркс и  Энгельс иногда не отрицали роли сознательных мотивов производственной, политической и других видов деятельности. Напротив, они придавали большое значение содержанию и направленности этих мотивов. В истории общества, писал Энгельс, «действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели»8.
      Однако  с точки зрения марксизма, намерения  и цели людей, вся система их внутренней мотивации в области экономической, политической и иной деятельности обусловлена  в конечном счете объективными факторами  исторического процесса, находящими свое обобщенное выражение в действии объективных социальных законов. Исходя из этого делается вывод, что «идеальные побудительные милы», т.е. внутренние мотивы деятельности людей, отнюдь не являются последними причинами исторических событий. Поэтому важно исследовать, что кроется за этими идеальными побудительными силами, «каковы побудительные силы этих (идеальных. - Авт.) побудительных сил». В связи с этим Энгельс отмечал, что «непоследование идеальных побудительных сил, а в том, что останавливаются на них, не идут дальше к их движущим причинам»9. К последним Маркс и Энгельс относили прежде всего материальные условия жизни общества и вытекающие из них материальные потребности и интересы социальных субъектов.
      Материальные  потребности и интересы обусловливают  поведение и деятельность людей, их стремление, психологический настрой  идей и теории. Маркс писал, что он пришел к материалистическому пониманию истории, осмысливая, в частности, роль и значение материальных интересов в жизни и деятельности социальных субъектов.
      При этом имеются в виду как их личные, так и общие материальные интересы. Последние, будучи интересами больших  и малых социальных групп, выражают, по словам Маркса, «взаимную зависимость индивидов, между которыми разделен труд»10. Другими словами, различное положение социальных групп в системе общественного разделения труда обусловливает их различные материальные интересы, которые выступают в качестве побудительных сил производственной и иной деятельности.
      Преодолевая «иллюзии больших и малых робинзонад», марксизм сосредотачивает свое внимание на общественном бытие людей и их общественном сознании. Обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания составляет одну из фундаментальных сторон материалистического понимания истории. Общественное сознание истолковывается как отражение общественного бытия людей в ходе их общественной практики, различных видов их социальной деятельности. Тем самым объясняются природа, сущность и содержание общественного сознания, показывается его объективное социальное основание, каковым выступает общественное бытие людей.
      Указывая  на это и одновременно характеризуя суть общественного бытия, Марк и  Энгельс писал: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Развивая эти взгляды, Маркс и Энгельс подчеркивали, что материалистическое понимание истории «остается все время на почве действительной истории, объясняя не практику из идей, а идейные образования из материалистической практики»11.
      Итак, общественные бытие истолковывается  как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Последнее, по словам Маркса, не имеет собственной истории, ибо  оно производно от общественного  бытия и отражает его историю. Субъектами общественного сознания выступают различные социальные группы людей и общество в целом, а также отдельные личности, являющиеся носителями общественного, группового и индивидуального сознания. Надо сказать, что как классический, так  и современный марксизм не отрицают ни самого факта существования индивидуального  сознания, ни его роли и значения в жизни и деятельности людей. В то же время марксизм по-своему раскрывает диалектику взаимодействия общественного и индивидуального  сознания, отдавая определенный приоритет  первому. Показывается не только социальная природа индивидуального сознания, проявляющаяся в соответствующих  взглядах тех или иных социальных групп, общественной психологии идеологии, духовной культуре общества.
      С точки зрения марксисткой социологии общественное сознание, будучи производным  от общественного бытия людей, имеет  также свою логику развития, вбирает  в себя то жизненно важное, что накоплено  в области науки, морали, религии  и т.д. Преемственность есть одна из важнейших закономерных сторон развития общественного сознания. Трудно переоценить  значение науки и искусства, передовых  идей в области морали, политики и права в развитии современного общественного сознания и общества в целом. И это их значение постоянно  повышается.
      Таким образом, суть исторического материализма в следующем12:
      - на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);
      - производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
      - указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;
      - базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
      - в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский
      - способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;
      - рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;
      - уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.  

4. Идея общественно-экономической формации и коммунистическая перспектива человечества. Предыстория и подлинная история. Решение проблемы свободы 

      Одним из первых в истории социологии Маркс  разрабатывает весьма развернутое  представление об обществе как системе. Это представление воплощено  прежде всего в его понятии  общественной формации.
      Понятие «формация» К. Маркс заимствовал  из современного ему естествознания. Этим понятием в геологии, географии, биологии обозначались определенные структуры, связанные единством условий  образования, сходством состава, взаимозависимостью элементов. В марксистском учении об обществе все эти признаки относятся  к социальному организму, образованному  на основе сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой.
      Общественная  формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных  элементов и находящаяся в  состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет  следующий вид. В ее основании  лежит способ производства материальных благ, т. е. экономическая подсистема.
      Способ  производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.
      К производительным силам относятся  все имеющиеся в распоряжении общества ресурсы и средства, обеспечивающие процесс производства: вовлеченные  в производство естественные и человеческие ресурсы, средства производства, уровень  науки и ее технологическое применение и т. д. Особенно важное место среди  производительных сил развитых формаций Маркс, вслед за Сен-Симоном, отводил  промышленности, утверждая, что страна промышленно более развитая показывает стране промышлен-но менее развитой картину ее собственного будущего.
      Производственные  отношения, вторая сторона способа  производства, выражается, по Марксу, главным  образом в различных формах собственности  на средства производства.
      Важно иметь в виду, что Маркс часто  понимает производство как общий  цикл движения производимого блага, куда входят собственно производство, или производство в узком смысле, распределение, обмен и потребление. Каждая фаза этого цикла выполняет важную функцию, без которой в развитых социальных системах процесс производства невозможен.  Маркс придает особое значение завершающей фазе этого цикла – потреблению, - отмечает он. И далее он акцентирует эту мысль: «Это положение весьма важно именно с социологической точки зрения, так как оно касается не только производства и продвижения материальных благ, но и всех процессов коммуникативного взаимодействия в обществе».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.