На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Введение 

    Тема  курсовой работы: «Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций».
    Согласно  традиционному представлению научно-технический  прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений. В этом случае инновационный цикл можно рассматривать как состоящий из следующих стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.
    Актуальность  темы представляется бесспорной - особенно, если учесть текущие тенденции как в России, так и в мире.
    Научная значимость данной работы состоит в  решении давно назревших проблем и вопросов по планированию и прогнозированию инновационного цикла.
    Практическая  значимость планирования и прогнозирования инновационного цикла зависит от методических, организационных и временных подходов.
    Объект исследования  - система планирования и прогнозирования инновационного цикла.
    Предмет исследования - текущие отношения планирования и прогнозирования жизненного цикла инноваций как элемент стратегии разработки товара.
    Цель работы - раскрытие темы Планирование и прогнозирование жизненного цикла инноваций как элемент стратегии разработки товара .
    Задачи  исследования:
    1. Решить полностью и обозначить  теоретическую часть Планирование  и прогнозирование инновационного цикла;
    2. Определить проблематику планирования и прогнозирования жизненного цикла инноваций как элемент стратегии разработки товара  с опорой на сегодняшний день;
    3. Сделать выводы и предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Характеристика темы, обоснование сущности 

      Инновационный цикл. Подход по этапам жизненного цикла  товара
 
    Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.
    Цикл  означает совокупность взаимосвязанных  явлений, процессов, работ, образующих законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени.
     Жизненный цикл инновации представляет собой  совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта. Инновация в своем жизненном цикле проходит ряд стадий, включающих:
     - зарождение, сопровождающееся выполнением необходимого объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной партии новшества;
     - рост (промышленное освоение с одновременным выходом продукта на рынок);
     - зрелость (стадия серийного или массового производства и увеличение объема продаж);
     - насыщение рынка (максимальный объем производства и максимальный объем продаж);
     - упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка). С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества.
     Жизненный цикл производства инновационного продукта состоит из следующих стадий.
     Первая  стадия - внедрение новшества - является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной  партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент  производственного процесса. И именно на данной стадии наблюдается высокая  себестоимость продукции и не загруженность мощностей.
     Вторая  стадия - стадия промышленного освоения производства - характеризуется медленным и растянутым во времени наращиванием выпуска продукции.
     Третья  стадия - стадия подъема - отличается быстрым  наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.
     Четвертая стадия - стадия зрелости и стабилизации - характеризуется устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.
     Пятая стадия - стадия увядания или упадка - связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением товарных запасов вплоть до нуля [4].
     Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными стадиями.
    Схемы жизненного цикла различны у инновационного продукта и у инновационной операции (процедуры).
    Жизненный цикл нового продукта состоит из семи стадий:
    разработка нового продукта;
    выход на рынок;
    развитие рынка;
    стабилизация рынка;
    уменьшение рынка;
    подъем рынка;
    падение рынка.
    Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:
    разработка новой операции и ее оформление в виде документа;
    реализация операции;
    стабилизация рынка;
    падение рынка.
    Жизнециклическая концепция инноваций играет очень важную роль в определении как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества. Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологий проводится в следующей последовательности, включающей:
     1) определение общей продолжительности  циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;
     2) определение распределений продолжительностей  циклов жизни и их стадий  вокруг центральной тенденции,  поскольку это является основой  прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;
     3) выработку базы стратегии и  тактики роста производства соответственно продолжительности стадий циклов жизни новой техники и технологии;
     4) распределение вероятностей продолжительности  циклов будущих образцов и  пропорционально ей ресурсов  во времени следующего цикла;
     5) тщательный анализ факторов, влияющих  на продолжительность прошлых  циклов, и экстраполяция результатов  на прогноз их влияния на  циклы жизни будущих изделий;
     6) формализацию методов сбора исходных  данных и применение эконометрических моделей расчета.
    Инновационное предпринимательство как бизнес-процесс включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка, составление бизнес-плана инновационного проекта, поиск необходимых ресурсов, управление созданным предприятием [8].
    Более подробно основные стадии инновационной  деятельности представлены на следующем рисунке:
    

    Рисунок 1 – Основные стадии инновационной  деятельности 

    Теоретически, чем «моложе» фаза, на которой находится  нововведение, тем больше его перспективы  на рынке. Но многое зависит от того, как долго этот продукт будет создаваться. Поэтому чем быстрее осуществляется инновационный процесс, тем больше вероятность того, что нововведение будет иметь успех. Иногда внедрение новшества растягивается на долгие годы, а за этот период появляются другие инновации, продукт в итоге уже не будет иметь большой ценности. 

    
      Планирование  и прогнозирование жизненного цикла  товара инноваций как элемент стратегии разработки товара
 
    Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар подобно живому организму, рождается, живет и умирает.
      Жизненный цикл продукта впервые  исследован на примере марочных  товаров. Само понятие жизненного  цикла разработано в конце  50-х и начале 60-х годов во  время периода стабильности, равномерного  экономического роста и увеличения  спроса на потребительские товары. В жизненном цикле отражаются  изменение роста, вкуса, стиля,  влияния технического прогресса.
      Цикл можно обнаружить не только  у марок и продуктов, но и  у материалов, формы, цвета, технологий. Жизненный цикл товара не всегда прекращается вместе с его исчезновением с рынка.
      Некоторые товары могут начать  новый цикл уже в течение  стадии насыщения, продлевая свое существование.
    Жизненный цикл продукта - это время с момента  первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке.
    Модель  жизненного цикла товара позволяет  объяснить поведение товара на рынке  в зависимости от множества переменных, описывать будущий сценарий развития продукта. В современных условиях моделирование цикла составляет важнейший инструмент стратегического планирования.
      Хотя модель жизненного цикла  товара представляет упрощенное  видение реальности, тем не менее оно дает маркетологу возможность отслеживать и прочно удерживать уровень продаж па рынке.
      Вследствие скрупулезного и осторожного  анализа динамики жизненного цикла товара руководство предприятии может знать, что, когда и как подлежит изменению, а именно:
     - что происходит с рынком, в  какой стадии он может находиться; угрожают ли ему факторы технологии или окружающей среды;
     - что происходит на рынке, каковы  текущие тенденции, что делают  конкуренты и потребители;
     - какие приемы маркетинга принесут  успех товару.
      Являясь инструментом стратегического  планирования, концепция жизненного цикла товара позволяет лучше:
     - осмысливать будущее предприятия;
     - координировать все усилия всех  звеньев предприятия;
     - прояснять цели политики предприятия;
     - лучше подготовиться к неожиданным  изменениям.
      Планирование будущих стратегий  предприятия в конкурентной среде  может быть очень полезным  для продления жизни товара  и предотвращения падения продаж  и прибыли. Модель жизненного  цикла товара можно привлечь для прогноза развития сбыта. Для этого необходимо проанализировать ряд принципиальных вопросов.
      Во-первых, важно четко определить, на что должна был, направлена  модель (продукт, класс продуктов,  марка и т.д.). Затем следует  конкретизировать рынок (к примеру, фаза цикла продукта на отечественном рынке может отличаться от фазы на зарубежном рынке). То же относится к различным сегментам рынка. (См. приложение 1)
    Во-вторых, необходимо найти подходящую математическую модель, функцию, лучше всего характеризующую  цикл продукта. Следует учесть не только сбыт продукта, но и развитие сбыта  сравнимых продуктов, типичные жизненные  циклы.
      В-третьих, модель ЖЦТ применяется,  кроме прогноза сбыта, дня определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта. Например, могут использоваться следующие стратегии:
     - выход на рынок - инновации;
     - фаза роста - модификации, улучшение  качества;
     - зрелость модификации, сегментирование  рынка;
     - насыщение - модификации;
     - спад - диверсификации.
      Модель ЖЦТ может быть полезной  и при планировании производственной программы но избежание неблагоприятной устарелой структуры.
      Для оценки моделей жизненного  цикла товаров могут быть использонаны различные способы измерения продаж :
     - с точки зрения доходов;
     - в единицах товаров;
     - по величине прибыли.
      Измерение жизненного цикла товаров,  с точки зрения доходов, зависит  от политики установления цены. Но применение этой же самой  кривой после изменения цены  может дать неоднозначную картину,  так как непросто отслеживать связь между доходом и количеством проданных единиц, трудно также анализировать продажи на основе доходов из-за отсутствия информации о затратах. Определение жизненного цикла товара лишь на основе проданных единиц товара осложняет представление о факторах затрат и прибыльности. Если взять в качестве меры прибыльность товара, то это также недостаточно для оценки признания товара на рынке.
      Все три проанализированных способа  измерения, несмотря на свои  недостатки, взаимосвязаны и могут быть использованы для анализа окружения предприятия с факторами разной степени воздействия.
      Общим недостатком всех трех  способов является приближенность  расчетов изменения спроса. Выяснить с достаточной точностью, на какой стадии жизненного цикла находится производитель - непросто. Например, для маркетолога на предприятии, достигнувшем определенного уровня продаж, бывает сложно предсказать, является ли это стадией зрелости или же продажи будут расти дальше. С другой стороны, продажи могут колебаться временно по сезонным причинам или экстренным внешним факторам.).
      Многие предприятия не ограничивают  свой выпуск одним продуктом.  Желательно, чтобы эти продукты  находились на разных стадиях  жизненного цикла. Когда торговля  одним товаром осуществляется  плохо и практически не приносит  прибыли, торговля другими может  идти лучше, принося доход,  способствуя процветанию компании [6, 142-150]. 

    
      Методы  планирования инновационного цикла
 
     В работе над программой развития предприятия  необходимо руководствоваться общими принципами и методами планирования.
     Под принципами планирования понимают основополагающие правила, которыми рекомендуется руководствоваться при выборе целей, приоритетов, действий и средств достижения поставленных целей.
     Правильное  соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Четыре основных принципа планирования, так называемые «общие черты хорошей программы действий», были определены еще в 40-е годы ХХ в. Это принципы единства, непрерывности, гибкости и точности.
     Позднее (в 50-е годы) один из основоположников менеджмента И. Ансофф, обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия. [1, C.247]
     По  моему мнению, все выше перечисленные принципы могут быть использованы для планирования на современных промышленных предприятиях.
     Особого внимания заслуживают сбалансированность планов, их обоснованность и комплексный подход к задачам планирования.
     Сбалансированность  планирования предполагает увязку потребностей в ресурсах с их источниками по каждому направлению развития предприятия, соблюдение необходимых пропорций в развитии основного и вспомогательного производства, производственной и социальной инфраструктуры, согласования темпов роста расходов на оплату труда и повышение его производительности.
     Комплексный подход требует учета совокупного влияния факторов внешней и внутренней среды, зависимости развития предприятия от общего экономического цикла и достижений в предыдущие периоды, региональных особенностей, увязки планов развития головного предприятия с филиалами и дочерними предприятиями. Этот принцип требует параллельного решения экономических, социальных, экологических, научно-технических задач.
     Обоснованность (реальность) планов обеспечивается их ориентацией на прогнозные расчеты потенциальных потребностей рынка продуктов и услуг, выявление тенденций его развития и особенностей спроса потребителей конкретного сегмента рынка. Реальность планов достигается при помощи учета внутренних возможностей и ресурсов предприятия, прежде всего имеющихся производственно-технических средств и личностно-квалификационного потенциала персонала, а также сбалансированностью всех разделов и показателей плана.
     Приоритетность (принцип ведущего звена в планировании) - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития предприятия, выделение в каждом разделе плана "главного показателя", определяющего значение остальных. Например, выбор целевой установки на расширение производства продуктов и повышение их качества обусловливает потребность предприятия в технологическом оборудовании, запасных частях, сырье и материалах, квалификации обслуживающего персонала и пр.
     Непрерывность планирования вытекает из необходимости ориентироваться на долговременные цели и интересы предприятия. Этот принцип предполагает ведущую роль перспективных планов, определяющих параметры текущих планов, правильное сочетание первых и вторых, внесения поправок в планы в зависимости от изменения ситуации на рынке продуктов и услуг и состояния ресурсов предприятия. Именно текущие планы помогают вносить коррективы в ход достижения перспективных целей.
     Принцип обоснованности планов реализуется  через применение определенных методов планирования и их сочетания в зависимости от предмета планирования [2].
     Методы  планирования предполагают экономическое обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде. В самом общем случае выбор методов планирования определяется рядом факторов: сложностью самого планируемого показателя и его взаимосвязей; протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются); обеспеченностью исходной информацией, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах.
     Методика  анализа продолжительности циклов жизни позволяет дать ответ о динамике технико-экономических показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии [13].
     Наиболее  целесообразно применить обобщенную технико-экономическую модель (или  в простейшем варианте блок-схему), которая выявляет воздействие показателей  технического уровня на обобщающие технико-экономические показатели: себестоимость, производительность, приведенные затраты и т. д. Для этого необходимо на самом начальном этапе проектирования новшества избрать альтернативный вариант: оптимальные свойства новшества при максимальной экономической эффективности или максимально совершенный уровень новшества при удовлетворительной экономической эффективности [10].
     Полезный  эффект новшества как в производстве, так и в эксплуатации не всегда можно оценить с помощью стоимостных  оценок. Поэтому применяют два критерия: критерий минимума приведенных затрат и интегральный (обобщающий) показатель качества новшества. Если невозможно установить количественную функциональную зависимость между частными показателями качества и приведенными затратами, то используют экспертные или статистические методы по определению средневзвешенного обобщенного показателя новшества, рассчитанного как средневзвешенное арифметическое либо как средневзвешенное геометрическое. Следующим этапом может служить установление зависимости между значением приведенных затрат и обобщающим показателем технического уровня изделия или процесса. Инструментом такого подхода является корреляционное и регрессионное моделирование.
     Предлагаемая  методика использует как традиционные нормативные подходы, так и метод  «затраты - эффективность». С изменением хозяйственной ситуации при переходе к рыночной экономике для предприятия произошла переориентация критериев технического и технологического уровня и экономической эффективности нововведений. В краткосрочном плане внедрение нововведений ухудшает экономические показатели, увеличивает издержки производства, требует дополнительных капиталовложений в развитие НИОКР, Помимо того, интенсивные инновационные процессы, в том числе внедрение новой техники и технологии, нарушают стабильность, увеличивают неопределенность и повышают риск производственной деятельности. Более того, инновации не позволяют полностью использовать производственные ресурсы, снижают загрузку производственных мощностей, могут привести к неполному использованию персонала, к массовым увольнениям.
     С одной стороны, инновационная деятельность предприятия является системой последовательно  проводимых производственных и коммерческих мероприятий, где качество инноваций  всецело зависит от состояния  и технико-организационного уровня производственной среды.
     С другой стороны, именно рынок выступает  решающим арбитром отбора инноваций. Он отвергает самые приоритетные новшества, если они не отвечают коммерческой выгоде и сохранению конкурентных позиций предприятия. Вот почему технологические новшества подразделяются на приоритетные, важные для экономической и технологической безопасности страны, и на коммерческие инновации, необходимые предприятию в условиях перехода к рынку.
     Любые просчеты при этом грозят убытками и даже разорением. Любое предприятие  должно увязывать свою производственно-хозяйственную  деятельность с задачами социально-экономического развития региона и страны в целом, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.  
 
 
 
 
 

    Глава 2. Потенциальные возможности планирования и прогнозирования инновационных  циклов, эффективность. Идеи и предложения 

    2.1 Роль внутрифирменного планирования при планировании инноваций 

     В рыночной экономике, ориентирующей  каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих  товарах и получение наибольшего  дохода, огромное значение приобретает  внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.
     По  мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:
     - научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;
     - выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;
     - выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;
     - распределения и потребления,  которые при полном использовании  ограниченных производственных  ресурсов могут привести к  достижению прогнозируемых в  будущем качественных и количественных  результатов [3, С.123].
       Систематическая подготовка принятия  решений о целях, средствах  и действиях путем сравнительной  оценки альтернатив в ожидаемых  условиях составляет сущность планирования бизнеса. 

     Внутрифирменное планирование - это создание системы  долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:
     - стратегию и тактику деятельности  фирмы;
     - прогноз развития внешнего окружения; 
     - цели функционирования;
     - другие системообразующие факторы. [2, С.16.]
     Если  долгосрочное планирование  призвано  определить  общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач,  то  разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы  на  фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие  планы  дополняют, развивают и корректируют перспективные направления  развития с учетом конкретной  обстановки.
     Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
     Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.
     Практическое  значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.
     В процессе планирования, принимаются  решения:
     - о миссии и целях организации;
     - о состоянии внешней среды  и ее влиянии на будущее  организации;
     - о стратегии и тактике достижения  поставленных целей;
     - о бюджете организации;
     - о выборе инвестиционных проектов;
     -о  целевых рыночных сегментах и  позиционировании товаров или  услуг на целевых рынках;
     - о стратегии ценообразования;
     - о каналах сбыта и распределения  продукции;
     - о разработке новых видов товаров  и услуг;
     - о способах проведения рекламных  кампаний.
     Планирование  как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной  альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:
     - всегда представляет собой предварительное  принятие решений, направленных на достижение требуемых результатов в перспективе;
     - должно быть гибким и способным  адаптироваться к постоянным  изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования – процесс итерационный;
     - направлено на достижение желаемого  состояния объекта хозяйствования, предполагает предотвращение ошибочных действий и сокращение неиспользованных возможностей;
     - роль заключается не в предсказании  будущего состояния объекта и  не в пассивном приспособлении  к изменениям, а в активном  преобразовании объекта планирования.
    Основными инструментами процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные  планы, предоставляемые каждым структурным  подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в  итоге составляющие единый план развития всего предприятия. 
 

    2.2 Программа разработки новых товаров  как инструмент планирования  инновационных циклов 

    В связи с быстро изменяющимися  потребностями и запросами потребителей, фирма в условиях конкуренции должна иметь свою программу разработки новых товаров. Фирма может заполучить новинки двумя способами:
     - приобретением со стороны, например, купив патент, лицензию или другую  фирму; 
     - созданием у себя отдела исследований и разработок.
    Перед фирмой, занимающейся разработкой новых  товаров, стоит дилемма: с одной стороны, надо разрабатывать новые товары, а с другой, не так уже и много шансов на успех. Основными причинами неудач являются:
     - «проталкивание» своих идей высокопоставленными руководителями;
     - переоценка объема рынка для  нового товара;
     - неудачная конструкция нового  товара;
     - неправильное позиционирование и рекламирование.
    Перед создателями новых товаров стоит  задача тщательно проработать каждый этап разработки, показанный на рисунке 2:

    Рисунок 2 - Основные этапы разработки товара-новинки.
    Процесс от идеи до готового продукта (рисунок 2) включает в себя пять основных этапов: выработка идеи; концептуальная проработка; опытно-конструкторская разработка, включая создание опытного образца; пробный выход на рынок; коммерциализация.
    На  первом этапе производится первичная  оценка предложений по разработке новых товаров и услуг с целью выбрать из них более эффективные.
    Идеи, прошедшие первоначальную оценку, подвергаются концептуальной проработке, где они уточняются с учетом запросов потенциальных потребителей. На этой стадии составляется первый(рабочий) вариант бизнес- плана, в котором описываются основные характеристики товара и предполагаемая стратегия его сбыта с учетом, по возможности , мнения потенциальных покупателей.
    После одобрения концепции начинается этап опытно-конструкторской проработки, на котором решаются все схемно-конструкторские, технологические, производственно-технические и инженерные вопросы.
    Этап  разработки завершается созданием  опытного образца для отработки конструкторской документации, отладки всего технологического процесса производства, проведения испытаний и презентации покупателям для изучения их мнения о конкурентоспособности.
    Перед окончанием ОКР должна быть собрана  вся информация, необходимая для составления окончательного варианта плана маркетинга.
    Этап  пробного выхода на рынок предусматривает  изготовление пробной партии, ее реализацию, по результатам которой можно  судить о том, примет ли рынок новый  товар.
    Если  реализация пробной партии пройдет  успешно, то вероятность конкурентоспособности товара велика [9, 74-78]. 
 
 
 

    2.3 Сквозное планирование инновационного  цикла 

    Выполнение  доводимых до предприятий основных показателей социально-экономического развития в условиях динамичных внешних и внутренних изменений их деятельности подводит к необходимости создания системы интегрированного планирования на предприятии. Сегодня такая система должна быть гибкой и приспосабливаться к любым изменениям рынка, введению новых продуктов. Поэтому все ее блоки должны быть взаимосвязаны. На практике такую систему можно развить на базе экономической модели предприятия, оперативного планирования производственной программы в двух направлениях.
    Первое - от ежемесячного расчета оптимальной  производственной программы к годовому плану. Второе - от внутренних взаимосвязей между объемами продаж, затратами и прибылью до налаживания «внешних связей» и интеграции между отдельными планами и созданию сквозной системы планирования, включающей планирование сбыта, снабжения, производства, персонала, экономики и финансов. Причем акцент следует сместить с производства на экономику сбыта, позиционирование каждого отдельного продукта на рынках, оптимизацию производственной программы и ее рациональное обеспечение необходимыми ресурсами. А это связано с преодолением слоившихся стереотипов поведения, например, приспосабливать производство под возможности снабжения, продавать то, то произвели, а не производить, что требует рынок.
    Существует  основной подход к планированию, который основан на детальной разработке программы производства и сбыта и системе взаимосвязанных планов сбыта, производства, снабжения, экономики и финансирования текущей деятельности, обеспечивающих выполнение заданной программы.
    Система и процесс планирования начинается с плана сбыта. Его составляют и рассчитывают не только в денежном измерении, но и в объеме выпуска всего ассортимента выпускаемой и продаваемой продукции.
    Ядром в этом подходе является формирование эффективной себестоимости продукции и ее оптимизация. Технология планирования основана на постепенном сборе затрат на производство единицы продукции и всего выпуска. Последовательность расчетов позволяет проследить, как она складывается, делает процесс ее формирования и влияния на нее основных служб прозрачным и наглядным (рисунок 3).
    
    Рисунок 3  - Технология сквозного планирования
    Неизбежность  снижения издержек ориентирует на поиск  определенных ограничений, в том  числе бюджетных в работе службы снабжения. Речь идет о ценах на основное сырье и материалы и условиях их поставки (транспортно-заготовительные расходы). Одним из ограничителей могут служить устанавливаемые на предприятии индикативные цены на закупаемые сырье и материалы.
    При составлении плана снабжения  расходы и затраты на сырье  и материалы необходимо скорректировать на изменение их остатков на складе. Сезонность производства и продаж данной продукции влияет на формирование складов готовой продукции и сырья и материалов, диктует необходимость планирования запасов на складе и контроля их оборачиваемости.
    Данные  о структуре и составе основного  сырья при сложившемся уровне цен ориентирует на тщательный подход к планированию отдельных компонентов сырьевой составляющей, от которой зависит качество и конкурентоспособность выпускаемой продукции и всего предприятия и уровень затрат на производство. Структура затрат позволяет оценить экономику предприятия и понять, в каком направлении изменять, оптимизировать ее для сохранения конкурентоспособности продукта и предприятия.
    Регулярность  планирования позволяет отслеживать  динамику изменения цен, объемов  выпуска во времени и использовать информацию о прошлых периодах для  планирования. Сложившаяся структура  полной себестоимости может служить  в качестве нормативных данных для  последующих периодов планирования при условии сохранения оптимальной  структуры затрат.
    Представленный  подход к созданию системы планирования отражает технологию планирования, а  также логику сбора всех затрат и  их распределения по продуктам. Она построена по сквозному вертикальному принципу. Процесс планирования представляет собой интеграцию отдельных планов: сбыта, производства, всех затрат, снабжения, прибыли. Затем рассчитывается финансовый план, или потребность в финансовых средствах (собственных и/или заемных) для реализации других планов. В такой системе взаимосвязанных планов часть из них может оказаться «узким местом». С ними в первую очередь увязывают все остальные планы и по мере необходимости вносят изменения.
    Преимущества  данного подхода:
    гибкая система взаимосвязи всех технико-экономических расчетов основанная на технологии производства и сбыта продукции.
    начинается с определения объемов производства и цен, формирования программы сбыта, на основании которой формируется программа производства продукции.
    раскрывает внутренние скрытые непростые взаимосвязи
    при изменении входных данных по сырью позволяет автоматически пересчитывать всю программу и все взаимосвязанные параметры.
    позволяет увидеть вклад каждой службы (сбыта, производства, снабжения, экономических и финансовых служб и т.д.) в общий результат работы (прибыль/убытки).
    появляется реальная возможность влиять на ситуацию и достигать желаемого.
    Повышает ответственность за составляемые планы и ориентирует работу предприятия на конечный результат (прибыль).
    Слабым  местом этого подхода является отсутствие в системе единой сбытовой политики предприятия. Кроме того она не учитывает  остатков и не позволяет моделировать программу производства при различных  ценах и объемах сбыта на отдельные  виды продукции. Эти расчеты приходится делать отдельно [7].  

    2.4 Прогнозирование инновационного  цикла 

    В современных условиях, когда динамично  и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инновационного цикла становится жизненно необходимым. Именно оно позволяет организации не только увидеть свое будущее и наметить цели, но и разработать программу действий по их достижению.
    Прогнозирование является важным связующим звеном между теорией и практикой в жизни каждой организации. Прогнозирование, в том числе экономическое, соотносится с более широким понятием - предвидением как опережающим отображением действительности, основанным на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают три формы предвидения: гипотезу (общенаучное предвидение), прогноз, план.
    Гипотеза характеризует научное предвидение на уровне общей теории. Это означает, что исходную базу гипотезы составляют теория и открытие на ее основе закономерностей и причинно-следственных связей функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается качественная характеристика исследуемых объектов, выражающая общие закономерности их поведения.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.