На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потребительский рынок: проблема насыщения и защита прав потребителей

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский  государственный  университет»
(ФГБОУ  ВПО «ЧелГУ»)
Костанайский  филиал  

Кафедра экономики 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Специальность 080105-Финансы  и кредит  
Дисциплина  «Экономическая  теория»  
Автор курсовой работы _______________ М.Б. Плюшко
    Группа ФиК-201
  «___»_______ 2011 г.  
     
     
Научный руководитель ________________ Т.А. Фёдорова,
    старший преподаватель
 
 
«___»_______ 2011 г.  
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПРОБЛЕМА НАСЫЩЕНИЯ  И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 

    Оценка
    «_________________»
    «____» ___________2011 г. 
     

                                                                                                                 Костанай, 2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....….3
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
                 ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………..….6
1.1. Потребительский рынок: понятие и сущность …………………………….…6
1.2. Субъекты потребительского рынка. Потребности потребителей……………8
1.3. Поведение потребителей на рынке…………………………………………...10
      ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
                         РЫНКА РОССИИ…..............................................................................15
2.1. Проблема насыщения Российского рынка: дефицит
        качественных и отечественных  товаров ………………………………….…15
2.2. Закон о защите прав потребителей ………………………………………..…17
2.3. Обман потребителей как одна из главных проблем
       потребительского рынка ……………………………….…………………..…21
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
           РЫНКА РОССИИ………………………………………………..….…27
3.1. Государственное регулирование потребительского рынка……………..…27
3.2. Развитие рынка отечественных потребительских товаров ……………...…30
3.3. Современные методы борьбы с негативными факторами
       потребительского рынка …………………………………………………..…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…35
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……37
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….……39 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Одной из базовых задач формирования в  современной России эффективной  инновационной экономики является развитие сильного потребительского рынка. По уровню развития потребительского рынка Россия существенно отстает  от ведущих западных стран мира. Прежде всего, это касается объема потребительского рынка, что представляет препятствие  для экономического развития и производства. Слабость российского потребительского рынка негативно влияет на положение  России в мировой экономике и  в системе международных политических отношений.
     В экономической жизни России возникает  множество проблем потребительского рынка, требующих теоретического обоснования  и глубокого изучения. Одной из главных проблем потребительского рынка является защита прав потребителей.
     Потребности населения в различных товарах  и услугах обеспечивают производители, исполнители работ и услуг. Каждый день мы, сами того не зная, вступаем в  различные правовые отношения: пользуемся коммунальными услугами, покупая  товар в магазине - заключаем договор  розничной купли-продажи и т.п.
     В развитых странах признается приоритетность интересов потребителей по сравнению  с другими субъектами рынка. В  условиях насыщенности рынка товарами и услугами современный потребитель  имеет все возможности для  того, чтобы поднять уровень своих  требований к товарам, услугам и  качеству обслуживания. Торговля, являясь  посредником между изготовителями и потребителем, призвана защищать интересы потребителей, предъявляя к  изготовителям, продавцам требования в отношении качества и безопасности товаров, предоставления необходимой  информации, упаковки, обеспечивая  одновременно их торговое  обслуживание.
     Разработка  и реализация мер по удовлетворению потребностей своих граждан, защите их интересов являются не только социально-экономической, но и политической функцией государства. За последние годы в Российской Федерации  принят ряд законодательных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые устанавливают  обязанность и ответственность  торговой организации, индивидуального  предпринимателя - продавцов перед  потребителем и защищают его права. Но его недостаточно знают сами продавцы, потребители и контролирующие органы. Производители и торговые предприятия  зачастую пытаются навязать потребителям выгодные для себя и не выгодные для него условия приобретения товаров. Значительная часть товаров оказывается  низкого качества, а иногда даже опасной для жизни и здоровья людей. В наши дни рынок наводнен подделками и продукцией низкого  качества. В погоне за большой прибылью изготовители забывают о потребностях человека в качественном товаре, продавая некачественную продукцию по цене продукции  хорошего качества. Поэтому для каждого  потребителя необходима поддержка  государства, которое законодательно отстаивает права граждан-потребителей, заставляя производителей выпускать  товары высокого качества. Такое законодательство регулирует отношения с участием потребителей, определяя права потребителей и механизм их реализации.
     Защита  прав потребителей является комплексным  правовым институтом, который объединяет нормы гражданского, гражданско-процессуального, административного, уголовного и других отраслей права.
     Основными нормативно-правовыми регулирующими  отношения в сфере защиты прав потребителя в Российской Федерации  являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон «О защите прав потребителей».
     Актуальность  этой темы обусловлена тем, что каждый человек является участником потребительского рынка и с вышеуказанными проблемами сталкивается повседневно. Мы – потребители  и в наших интересах, чтобы  рынок удовлетворял все наши потребности.
     Объект  исследования - общественные отношения, возникающие на потребительском  рынке.
     В прямой зависимости от объекта находится  предмет исследования, который составляют:
    нормы гражданского законодательства;
    практика реализации норм, предусматривающих применение защиты прав потребителей в торговом обслуживании.
       Целью данной работы является: выявление основных проблем потребительского рынка на современном этапе экономической жизни Российской Федерации.
     В данной работе поставлены следующие  задачи:
    рассмотреть и проанализировать основные права потребителей, закрепленные законодательством Российской Федерации;
    изучить и проанализировать систему способов защиты прав потребителей в торговом обслуживании, раскрыть содержание отдельных способов;
    выявить проблемы практики применения законодательства о защите прав потребителей.
    изучить проблему ненасыщения потребительского рынка качественными товарами.
     Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих девять пунктов, заключения, списка использованной литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК КАК
ОТДЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ 
 

      ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
 
 
     Для того, чтобы осознать, оценить и правильно понять значимость такого понятия, как «потребительский рынок», необходимо рассмотреть такие понятия, как «потребности», «потребление», «потребитель» и «рынок»
[24, С.41].
     Рынок — это место, где продают и  покупают. Это самое простое, но одновременно и самое поверхностное понимание рынка. В настоящее время существует множество определений, прежде всего рынок — это обязательный компонент товарного производства, товарного обмена. Обмен товарами происходит на основе эквивалентности, то есть равноценности. Развитое товарное производство предполагает использование денег как посредников при обмене товаров [2, С.32].
     Современный рынок — многогранное явление  со сложной структурой, подчиняющееся  закону спроса и предложения. Действие рыночного механизма проявляется  в сложных процессах, определяющих состояние рынка, темпы и основные пропорции его развития.
     Существует  множество классификаций рынков. И. Беляевский дифференцирует рынки, прежде всего по признаку потребительского назначения и в соответствии с этим выделяет следующие их типы:
    рынок товаров производственного назначения, объединяющий, в частности, субрынки природного сырья, сельскохозяйственных продуктов и промышленной продукции;
    рынок товаров потребительского назначения, объединяющий, в частности, субрынки продовольственных и непродовольственных товаров;
    рынок услуг, объединяющий, субрынки услуг производственного характера и потребительских услуг [12, С.174].
     Остановимся подробнее на понятии потребительского рынка.
     Потребительский рынок представляет собой одну из самых важных областей рыночной экономики, являясь индикатором уровня социального  развития общества, поскольку здесь  непосредственно пересекаются экономические  и социальные составляющие народного  хозяйства.
     Потребительский рынок – рынок покупателей, образованный отдельными лицами и домохозяйствами, покупающими или приобретающими иным способом товары и услуги для личного потребления. Он включает в себя магазины розничной торговли, предприятия общественного питания, розничные рынки и т.д. [13, С.40].
     Потребительский рынок – значимая сфера экономической  деятельности, в которой выявляются и устанавливаются общественно необходимые затраты труда на производство товара, а также реализуется конечная продукция. Эта сфера связывает потребителя с продуктами и товарами, без которых невозможны ни поддержание его жизнедеятельности, ни удовлетворение запросов и интересов. О значимости потребительского рынка свидетельствует, например, тот факт, что его расширение традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения [4, С.10].
     По  числу участников этот рынок самый  крупный в любой стране. По существу каждый житель страны является потенциальным покупателем независимо от возраста, ибо в данном случае важно, ни кто идет в магазин, а для кого совершается покупка. Из этого следует, что покупатели отличаются, друг от друга по возрасту, уровню доходов, образованию, склонностью к перемене мест, вкусам, особенностям поведения и другим параметрам.
     Термин  «потребительский рынок» в первую очередь связан с законодательным закреплением в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» нового субъекта рассматриваемой области правоотношений  – потребителя [17, С.40].
     Таким образом, можно сделать вывод  что, потребительский рынок –  это очень сложное явление, которое  имеет огромное значение для покупателей, так как этот рынок создан для удовлетворения потребностей покупателей. 
 

      СУБЪЕКТЫ  ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА. ПОТРЕБНОСТИ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
 
 
     Потребитель – гражданин, имеющий намерение  заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно  для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [1, С.17].
     На  потребительском рынке постоянно  происходит взаимодействие между активными  субъектами и потенциальными потребителями. Активный субъект рынка (компания-поставщик) — это сторона, которая ищет ответ или отклик на свое предложение (в форме проявления внимания, совершения покупки, отдачи голоса или предоставления субсидии) от другой стороны, называемой потенциальным клиентом. Если обе стороны ищут возможность продажи друг другу, то обе они являются активными субъектами рынка.
     Активный  субъект рынка старается понять нужды, потребности и спрос целевого рынка. Нужды рассматриваются как насущная необходимость в чем-либо жизненно важном для человека — пище, воздухе, воде, одежде, крыше над головой. Кроме того, люди нуждаются в отдыхе, образовании и развлечениях. Нужды принимают форму потребностей в специфических предметах или объектах, способных удовлетворить определенные требования людей. Американец нуждается в питании, но испытывает потребность в гамбургере, чипсах и лимонаде. Житель острова Маврикий тоже нуждается в пище, но его потребности состоят в манго, рисе, чечевице и бобах. Несомненно, что потребности определяются уровнем развития общества [6, С.80].
     Под потреблением, в экономическом смысле, принято понимать действия людей  направленные на использование материальных и духовных благ для удовлетворения их потребностей [19, С.48].
     У каждого человека свои потребности, которые он старается удовлетворить. Чтобы понять всю суть потребностей человека, можно к примеру рассмотреть пирамиду потребностей Абрахама Маслоу. Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
    Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт,     постоянство условий жизни.
    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост.
    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация [Приложение 1].
     Существует  также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
    (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
    Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
    Потребность в принадлежности и любви.
    Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
    Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.
    Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
    (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности [Приложение 2].
       По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться [18, С.140].
     Несомненно, потребности людей бесконечны, а  ресурсы необходимые для их удовлетворения ограничены. Но развитие потребительского рынка позволит в какой-то мере решить эту проблему. 
 
 

1.3. ПОВЕДЕНИЕ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ 
 

     Современный потребительский рынок характеризуется  существенно сокращающимся числом непосредственных контактов продавцов со своими клиентами. В результате возникает необходимость все большее внимание уделять изучению поведения потребителей, чтобы выяснить, каким образом совершаются покупки: кто именно совершает покупки, как именно покупает, где именно покупает, почему именно покупает, а также что именно побуждает
покупателя  совершать покупки.
     В процессе осознания и обоснования  необходимости совершения покупки покупатель находится под постоянным воздействием экономических, политических, социальных, культурных, психологических факторов. Кроме того, собственные личностные характеристики играют большую роль в процессе принятия решения о покупке. Существует множество факторов, влияющих на поведение покупателей на потребительском рынке.
     На  поведение покупателя оказывают  влияние четыре основных группы факторов. Все они дают представление о том, как эффективнее обслужить покупателя.
     1.) Факторы культурного порядка:
     Культура  - основная первопричина, определяющая потребности и поведение человека. Человеческое поведение, конечно, вещь в основном благоприобретенная. Например, ребенок усваивает базовый набор ценностей, воспр иятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.
     Субкультура - более мелкая составляющая понятия культуры. Она представляет своим членам возможность более конкретного отождествления и общения с себе подобными. Например, различные молодежные движения, обладающие своими характерными чертами.
     Социальное  положение определяется отношением индивида к тому или иному общественному классу. Общественные классы сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения [15, С.230].
     Для общественных классов характерны: явное предпочтение товаров и марок в одежде, хозяйственных принадлежностях, проведением досуга, автомобилях и т.д.
     2.) Социальные факторы.
     Особенно  сильное влияние на поведение  человека оказывают многочисленные референтные группы.
     Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношение или поведение человека. Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называются членскими коллективами. Первичные коллективы - семья, коллеги по работе, соседи,
друзья. Вторичные коллективы - формальные общественные организации типа профсоюзной  ассоциации и религиозных объединений. Маркетинговые службы, изучая рынок, стремятся выявить все референтные  группы конкретного рынка, на котором  они продают свои товары. На понятие  референтной группы опирается идея продажи на дому.
     Семья - самая важная в рамках общества потребительских закупок и соответственно, маркетологи подвергают всестороннему изучению. Семья наставляющая состоит из родителей индивида, порожденная семья индивида - его супруга и дети.
     Роли  и статусы: индивид является членом множества социальных групп. Его  положение в каждом из них можно  охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Например, в одном  индивиде роль сына или дочери по отношению  к родителям плюс одновременно роль мужа или жены в собственной семье, плюс какая-то производственная роль.
     Роль  представляется как набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной  оценки ее со стороны общества. Например, производственная роль имеет в глазах общества более высокий статус по сравнению с ролью, к примеру, сына или дочери. И соответственно, товар будет приобретать потребитель  в соответствии со своим основным статусам в обществе.
     3.) Факторы личного порядка.
     Возраст - с возрастом происходят изменения в выборе ассортимента и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг, меняются вкусы и привычки.
     В жизненном цикле семьи, в зависимости  от финансового положения и типичных товарных предложений, различают пять этапов:
1) холостяки;
2) юные молодожены без детей;
3) «полное гнездо» в трех стадиях: младшему менее 6 лет, младшему 6 и более лет, пожилые супруги с детьми на их попечении;
4) «пустое гнездо» в двух стадиях: дети отдельно, глава работает; дети отдельно, глава на пенсии;
5) вдовствующее лицо - работает или на пенсии.
     Род занятий: рабочий - рабочая одежда и  обувь: президент предприятия - дорогие  костюмы, часы, самолет и т.д.
     Экономическое положение - важнейший фактор оно определяется размером расходной части доходов, сбережениями и активами.
     Образ жизни - устоявшиеся формы бытия  человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах, убеждениях. Образ жизни  рисует «всесторонний портрет» человека в его взаимодействии с окружающей средой.
     Тип личности - совокупность отличительных  психологических характеристик  человека, обеспечивающих относительные  последовательность и постоянство  его ответных реакций на окружающую среду. Обычно эти личности описывают  на основании таких присущих индивидуальных черт, как уверенность в себе: влиятельность, независимость, непостоянство, агрессивность и т.п.
     У всех нас существует сложный мысленный  образ самих себя. Изучая рынок, следует  стремиться создавать образ марки, соответствующим образом собственного «я» членов целевого рынка.
     4.) Факторы психологического характера (порядка): восприятие, мотивация, усвоение, убеждение, отношение.
     Мотив (побуждение) представляет собой нужду, ставшей столь настоятельной, что  заставляет человека искать пути и  методы ее удовлетворения. Удовлетворение нужды снижает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность.
     Восприятие  – «процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует поступающую информацию для создания значимой кармы окружающего мира». Все мы познаем через ощущения, т.е. благодаря потоку информации, оно воздействует на пять наших чувств: зрение, обоняние, слух, осязание, вкус.
     Люди  могут отличаться разной реакцией на один и тот же раздражитель в силу избирательного восприятия. Люди более склонны замечать раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями, которые резко отличаются какими-то значениями от обычных. Усвоение - это определенные перемены, происходящие в поведении индивида под влиянием накопленного им опыта. Убеждение - мысленная характеристика индивидом чего-нибудь. Производителей обычно интересуют убеждения людей в отношении конкурентных товаров и услуг. Из них складываются соответствующие образы. Однако надлежит учитывать, что почти ко всему на свете человек имеет свое отношение.
     Отношение - сложившаяся на основе имеющихся  данных знаний устойчивая благоприятная  или неблагоприятная оценка индивидом  какого-либо предмета, объекта или  идеи, присваиваемые к ним чувства  и направленность каких-то действий.
     Изучив  поведение потребителей на рынке, можно  заметить, что существует огромное количество человеческих факторов влияющих на выбор товара или услуги.
     Подводя итоги можно сказать, что потребительский  рынок – это экономическое  явление, в котором взаимодействуют  продавцы (производители) и потребители. Потребитель – это основа потребительского рынка, без потребителей не было бы рынка, и наоборот. Потребители при выборе товаров основываются на своих личных потребностях, а также на различных потребительских факторах. 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО
РЫНКА РОССИИ 
 

2.1. ПРОБЛЕМА  НАСЫЩЕНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА: ДЕФИЦИТ
КАЧЕСТВЕННЫХ  И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОВ 
 

Для анализа  сегодняшнего потребительского рынка  и выявления причин изменения  структуры товарного предложения  в России ниже представлены исследования рынка потребительских товаров  Красноярского края, так как обстановка в целом по России примерно та же. В ходе работы было исследовано 98 предприятий розничной торговли и ряд организованных рынков; опрошено 100 торговых работников, осуществлено анкетирование 200 покупателей.
     Анализ  розничной реализации продовольственных  товаров в разрезе производителей показал высокую степень проникновения  импортных товаров. В ассортименте реализуемых продовольственных  товаров преобладают такие зарубежные товары, как йогурты (91%), сыры (89%), колбасы  полукопченые и сырокопченые (68%), масло кукурузное (95), масло подсолнечное (82%) и т.д. Следует отметить, что на продовольственных рынках насыщенность импортными товарами выше, чем на предприятиях розничной торговли.
       Вместе с тем в последнее  время наблюдается расширение  предложения отечественных производителей. Широко представлены такие виды  товаров, как майонез, мясные  консервы, куры и др. По данным  товарам отечественные производители  представляют широкий ассортимент  и достаточно высокое качество.
     На  непродовольственном рынке товаров  доля иностранной продукции телевизоры составляют 96% от общей массы, видеомагнитофоны – 100%, холодильники – 82% и т.д. Более широкий выбор непродовольственных товаров отечественного производства был в магазинах, а не на рынках.
     Опрос специалистов показал, что при реализации продуктов питания более половины торговых агентов (59%) отдают предпочтение товарам отечественного производства, но при продаже непродовольственных  товаров они предпочитают импортные  товары (76%). Большая часть специалистов считает более выгодной торговлю импортными непродовольственными товарами.
     Опрос потребителей показал, что большинство  из них (82%) отдает предпочтение импортной  продукции (непродовольственные товары). При покупке же продовольствия  62% потребителей предпочитают отечественные товары.
     По  мнению работников торговли основными критериями при выборе товара являются цена, качество, упаковка. Покупатели стали меньше обращать внимание на упаковку, а больше – на экологическую безопасность и срок годности.
       При выборе потребителями продовольственных  товаров основными критериями  являются цена и качество, однако, при выборе непродовольственных  товаров – внешний вид изделия и торговая марка
[20, С.42].
     Рассмотрим  подробнее проблему насыщения качественной продукцией. Возьмем, к примеру, продовольственные  товары. Как правило, отечественные  продовольственные товары обладают большим качеством, чем импортные. Этот факт объясняется временем транспортировки, большинство продуктов имеет  не очень большой срок годности. В этом смысле отечественные товары гораздо качественнее и, что немало важно, гораздо безопаснее  импортных  товаров. Но отсюда не стоит делать вывод, что вся без исключений отечественная продукция имеет  хорошее качество. Как и в случае с импортной продукцией, большое  количество товаров имеет ограниченный срок годности (кисломолочные продукты, фрукты, овощи и т.д.). И как же быть в данной ситуации производителю? Понятно, что ему любым путем нужно реализовать свою продукцию, даже если придется прибегнуть к обманным путям, но есть одно но - потребители не хотят быть обманутыми.

     Научить потребителя  распознавать те или иные способы  обмана, подделок и фальсификаций, дать им необходимые знания о потребительских  свойствах тех или иных продуктов - вот главная цель законодательных актов по защите прав потребителей.

 
 
2.2. ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 
 

     Закон о защите прав потребителей имеет  длинную историю, которая начинается еще с древнейших времен. Говоря об истории возникновения защиты прав потребителей необходимо упомянуть о консьюмеризме - общественном движении, направленном на обеспечение прав потребителей, одной из целей которого является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консьюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. В США он начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе, к контролю за продуктами питания и лекарствами, потом - к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. Первый протест потребителей, имеющий документальное подтверждение, зафиксирован в 1775 году в штате Массачусетс, когда продавцы испорченной пищи были приговорены к позорному столбу. После этого на проблему защиты прав потребителей стало реагировать государство, для чего и стало формировать законодательную базу.
     Но  как массовое явление движение потребителей получило свое распространение в 20 веке. Сначала внимание потребителей было обращено на продукты питания, в  это же время была написана книга  «Джунгли», в которой говорилось о стандартах безопасности при производстве мясных продуктов. Она вызвала большой общественный резонанс и отчасти привела к тому, что в 1906 году было принято решение о создании государственного органа «Администрация по надзору за питанием и медикаментами». В 1936 году был создан Союз потребителей, независимый от государства и бизнеса. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства - президент США Джон Ф. Кеннеди, который заявил: «Потребители, по определению, это мы все. Потребители - это крупнейший экономический слой, который воздействует почти на любое частное или государственное экономическое решение… Но это единственный голос, который зачастую не слышен»
     15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди  произнес в Конгрессе США речь, в которой он назвал шесть  основных прав потребителя:
    Право на информацию.
    Право на безопасность.
    Право на выбор.
    Право быть услышанным.
    Право на возмещение ущерба.
    Право на потребительское образование.
     Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:
    Право на удовлетворение базовых потребностей.
    Право на здоровую окружающую среду.
Провозглашенные Дж.Ф. Кеннеди права потребителей являются фундаментальными, на их реализацию и защиту ориентированы правительства государств мирового сообщества. Поэтому не случайно, начиная с 1983 года 15 марта отмечается как всемирный день защиты прав потребителей [8, С.29].
     Защита  прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений , возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей.
     «Защита прав потребителей» — исторически  сложившееся понятие, введенное  Законом «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным  Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно  должно было указывать на начало перестройки  российского общества, ориентацию экономики  на нужды потребителя, поскольку  все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов  изготовителя и продавца, представленного  преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон  Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).
     Закон «О защите прав потребителей» —  так называемый «вертикальный» закон. Его нормы носят системообразующий характер, так как содержат ссылки на иные нормативные правовые акты. Все вместе они образуют систему законодательства о защите прав.
     Закон о защите прав потребителей один из первых рыночных законов и имеющих  прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее  законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителей были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.
     Теперь  закон значительно повысил ответственность  производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы и наряду с расширением прав потребителей, установил для них ряд новых обязанностей.</h4>
     Любой потребитель имеет право на: гарантированный  уровень потребления; свободное  приобретение товаров, использование  работ и услуг;  надлежащее качество продукции; полную и достоверную  информацию о продукции; безопасность продукции; обращение в суд и  другие уполномоченные государством органы; объединение в общественные организации  потребителей; возмещение причиненного ущерба.

     В целях защиты своих  прав и законных интересов граждане имеют  право обращаться по собственной  инициативе с претензией к производителю или  продавцу продукции ненадлежащего качества, либо реализуемой по завышенным ценам, в случае отказа устранить нарушения и возместить причиненный ущерб в добровольном порядке потребитель имеет право обратиться с иском в суд [14, С.25].

     И вроде бы есть закон, и государство  стоит на стороне потребителя, но без участия самих потребителей, закон просто не будет действовать.
Статистика  безрадостная: права каждого потребителя  в России нарушаются, в среднем, четыре раза в год.
Потребитель, купивший некачественный товар, предпочитает не связываться с продавцами, видимо полагая, что правды все равно  не добиться. При том, что у потребителя есть все права, определяемые Законом. С жалобами по качеству товаров или услуг обращается всего 20% от недовольных своей покупкой потребителей.
Из всех, этих 20%, обратившихся к продавцам  с жалобой на качество товара, в  случае, если претензии по качеству не удовлетворяются, всего 4 % обращаются в суд.
     Как видно из приведенной статистики, продавцы могут себе позволить нарушать наши права, ведь мы, потребители, сами предоставляем им такую возможность. Происходит это либо из-за незнания своих прав, либо из-за кажущейся  экономической нецелесообразности - не хочется влезать «во все тяжкие» из-за каких то пары тысяч. Лень или робость, так же, не исключаются. Вот и носим раз в неделю свои новые сапоги в ремонт; покупаем новый мобильник, потому что «старый», не проработав и года, сгорел без видимой причины или же  выкидываем только что купленное нами просроченное молоко - перечислять можно долго. Данная ситуация меняется очень медленно и без активного участия в защите прав потребителей самих потребителей и непосредственно государства добиться заметных положительных изменений в положении потребителя не удастся. 
 
 

2.3. ОБМАН ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАК ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО  РЫНКА 
 

     Известно, что абсолютно безопасных товаров  просто не существует, к тому же попытки  создания только абсолютно безопасных товаров резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно, необходима, но только в разумных пределах.
     Защита  прав потребителя должна опираться  на полную информацию о качестве производимых товаров и услуг. Однако можно ли получить такую информацию и кто должен это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение),
законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован и почему? Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше: информации или дезинформации, правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории, она по-разному интерпретируется различными категориями граждан. Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными отклонениями, пропустив важные «куски информации».
     С ростом качества товара растет и его  цена, но именно она может сделать  товар недоступным для широкого потребления. Поэтому важным критерием  становится не достижение полной информированности, абсолютного знания, а оптимальное  соотношение качества и цены. Получение  полной информации оказывается скорее заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться), чем реальной практикой  современного хозяйства, для рынков которого по-прежнему типична большая  или меньшая информационная асимметрия.
     Существует  и другие, требующие урегулирования, негативные явления рынка. Например: обман, обвес, обсчет, продажа некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому  каждому потребителю необходима государственная поддержка и  защита от этих негативных явлений. Государство  отстаивает права потребителей, заставляя  продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя  закреплены в законе о “Защите  прав потребителей”. В то же время, принятие закона зачастую не уменьшает  обмана покупателей, осуществляемых на рынках России. Поскольку к каждому продавцу не поставишь по контролеру, то осуществляемые проверки со стороны фискальных органов, не могут пока приостановить этот поток обмана покупателей. «Не обманешь - не продашь!» Этот неписаный лозунг, господствующий на наших рынках среди продавцов заставляет покупателя всегда быть начеку, чтобы его в очередной раз не «надули». А поскольку мысль человеческая не контролируема, то продавцы, имея дело с «живыми» деньгами, стремятся как можно больше их заработать, придумывая все новые и новые способы обмана покупателя. Кроме того, производители мелких, да и не только мелких, предприятий также стараясь быстрее заработать больше «живых» денег, сами пытаются выйти на рынки в качестве продавцов со своим не очень качественным товаром. Сразу же возникает вопрос – Неужели обман покупателя так широко практикуется? Обман покупателя - это общая тенденция на любом рынке земного шара. Только этот обман может быть представлен в красивой упаковке. Он может быть представлен в цивилизованном виде - когда вам продают апельсины, лимоны, яблоки или виноград в современном супермаркете с таким содержанием антибиотиков, что продукт никогда не портится, или в наглом виде - когда вам просто продают испорченный товар, доказывая, что так и должно быть.
       Рассмотрим некоторые виды обмана покупателей на примере пищевых продуктов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.