На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Переживание горя в старости

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ» 

     Реферат на тему:
     Переживание горя в пожилом  и старческом возрасте 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Выполнила студентка 5 курса
психологического  факультета 
 
 
 
 
 
 

Гродно, 2011 г.
     Оглавление 

Введение
Теоретические представления о феномене горя
Причины горя и его симптомы
Этапы горя
Особенности переживания горя в пожилом и  старом возрастах
Заключение
Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В жизни каждого человека встречаются  ситуации, когда близкие и дорогие  им люди их покидают, неважно вызвано  ли это смертью или разрывом отношений, каждый человек переживает это как  горе и утрату.
     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что в последние годы появилось  большое количество лиц, нуждающихся  в оказании квалифицированной психологической  помощи. Связано это с резко  возросшей интенсивностью факторов среды жизнедеятельности человека, приобретающих характер стрессовых влияний и требующих от человека значительного адаптационного напряжения.
     В психологии феноменом горя занимались такие ученые как З. Фрейд, К.Г. Юнг, В. Франкл, И. Ялом, Перлз, Э. Линдеманн, С. Грофф, О.В. Краснова и другие.
     Горе  понимается как универсальное для  всех переживание потери значимого  объекта. 

 

     
     Теоретические представления о  феномене горя
     горе  переживание психотерапевтический пожилой
     Горе  – универсальное переживание  всех людей, реакция на утрату значимого  объекта, части идентичности или  ожидаемого будущего. В течение жизни  временами мы все что-то теряем, будет  это смерть кого-то, любимого нами, развод, потеря работы и так далее или  что-либо другое. Общеизвестно, что  реакция на утрату значимого объекта  – специфический психический  процесс, развивающийся по своим  законам. Суть этого процесса универсальна, неизменна и не зависит от того, что именно утратил субъект [8].
     В зарубежной литературе существует несколько  психотерапевтических направлений  по изучению феномена горя, одной из которых является психоаналитическая теория, предложенная З. Фрейдом, в которой  переживание горя связывается с  привязанностью либидо к утраченному объекту и потерей этого объекта. В экзистенциальной психологии проблему переживания горя изучали такие зарубежные исследователи как И. Ялом, А. Лэнгле, В. Франкл и др. В основном, они рассматривали значение горя и смерти в жизни человека. Они считали, что переживание горя и принятие смерти способствуют увеличению значимости жизни, ее ценности. Например, В. Франкл считал, что на биологическом уровне боль считается бдительным сторожем. И в области душевно-духовного она выполняет аналогичную функцию. То, от чего страдание должно уберечь человека, – это апатия, душевная вялость. То есть пока человек страдает, он остаётся душевно живыми. В страдании он зреет, вырастает в нём – оно делает нас богаче и сильнее» [9].
     Наиболее  проработанной и полной в психологии концепцией является точка зрения немецко-американского  учёного Э. Линдеманна.
     Э. Линдеманн в своей работе выделяет основные положения:
     1. Острое горе – это определённый  синдром с психологической и  соматической симптоматикой.
     2. Этот синдром может возникать  сразу же после кризиса, он  может быть отсроченным, может  явным образом не проявляться  или, наоборот, проявляться в чрезмерно  подчёркнутом виде.
     3. Вместо типичного синдрома могут  наблюдаться искажённые картины,  каждая из которых представляет  какой-нибудь особый аспект синдрома  горя.
     4. Эти искажённые картины соответствующими  методами могут быть трансформированы  в нормальную реакцию горя, сопровождающуюся  разрешением [5].
     Также Э. Линдеманн выделяет 5 признаков горя: физическое страдание, поглощённость образом умершего, вина, враждебные реакции, утрата моделей поведения.
     Можно, впрочем, указать ещё на шестую характеристику, проявляющуюся у пациентов, находящихся  на границе патологического реагирования, которая не бросается в глаза, как предыдущие, но, тем не менее, достаточно выражена, чтобы окрасить всю картину в целом. Она состоит  в появлении у пациентов черт умершего, особенно симптомов его  последнего заболевания или манеры его поведения в момент трагедии. Сын обнаруживает, что походка  у него стала, как у умершего отца. Он смотрит в зеркало, и ему  кажется, что он выглядит точно так  же, как умерший. Такая поглощённость  образом умершего трансформируется у них в захваченность симптомами и личностными чертами утраченного человека, теперь локализованными в результате идентификации в их собственных телах и делах.
     В исследованиях, проводимых Э. Линдеманном, разделяется течение реакций горя на нормальные и болезненные, которые, в свою очередь, делятся на отсроченные и искажённые реакции.
     Болезненные реакции горя являются искажениями  нормального горя. Трансформируясь  в нормальные реакции, они находят  своё разрешение.
     Э. Линдеманн в своей работе «Клиника острого горя» выделил целый симптомокомплекс. Это изменения, чаще всего обратимые, в психосоматической и поведенческой сферах.
     По  мнению Э. Линдеманна, продолжительность реакции горя, очевидно, определяется тем, насколько успешно индивид осуществляет работу горя, а именно выходит из состояний крайней зависимости от умершего, вновь приспосабливается к окружающему, в котором потерянного лица больше нет, и формирует новые отношения.
     Все вышеперечисленные представления  о феномене горя актуальны для  любого возраста. Но особенность переживания  горя в старом и пожилом возрастах  обуславливается тем, что в это  время мы все чаще встречаемся  с потерями: потеря друзей, близких, работы, социального положения, здоровья, – огромное количество потерь во всех сферах жизни, которые наступают  практически одновременно и справиться с ними довольно тяжело.
     Просмотрев  многие направления по изучению феномена и процесса горя, можно более подробно рассмотреть характеристику, симптомы и особенности фаз горя, составляющих основу общепринятой классификации  по работе с горем, на которую опираются  многие авторы, занимающиеся этой проблемой [3, 5, 6]. 

     Причины горя и его симптомы 

     Выше  были рассмотрены взгляды на феномен  горя Э. Линдеманна, который разделил все симптомы или реакции горя на болезненные и нормальные.
     Среди типичных симптомов горя (нормальных) выделяют:
     Нарушение сна.
     Анорексия - резкая, значительная потеря или приобретение веса.
     Раздражимость.
     Сложности с концентрацией внимания.
     Потеря  интереса к новостям, работе, друзьям, церкви и т.д.
     Подавленность.
     Апатия  и отчуждение; уединенность.
     Плач.
     Самобичевание.
     Суицидальные  мысли.
     Соматические  симптомы
     Чувство усталости.
     Применение  медикаментов (снотворных и/или успокоительных).
     Галлюцинации, отождествление с умершим или  ощущение его присутствия.
     Нетипичные  симптомы (патологические):
     Затянувшиеся  переживания горя (несколько лет).
     Задержка  реакции на смерть близкого (нет  выражения страданий в течение 2 и более недель).
     Сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и  необходимость самобичевания.
     Появление болезней психосоматического характера, таких как, язвенный колит, ревматический  артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности, приступы удушья и  т.д.
     Ипохондрия: развитие симптомов, от которых страдал  умерший.
     Сверхактивность: перенесший утрату человек начинает развивать кипучую деятельность, не ощущая боль утраты.
     Неистовая враждебность, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами, однако только на словах.
     Не  согласующееся с нормальным социальным и экономическим существованием поведение. Может быть полное изменение стиля жизни.
     Устойчивая  нехватка инициативы или побуждений; неподвижность.
     Слабовыраженные эмоции; неспособность эмоционально чувствовать.
     Резкие  переходы от страданий к самодовольству за короткие промежутки времени. Возможное  вынашивание суицидальных планов.
     Изменение отношения к друзьям и родственникам; раздражимость, нежелание надоедать, уход от социальной активности; прогрессирующая  уединенность.
     Разговоры о суициде, воссоединении с умершим, о желании со всем покончить.
     Смерть  – это причина горя, но не единственная его причина. В самом простом  определении горе – переживаемый отклик на значимую потерю. Этими потерями могут быть:
     аварии  или катастрофы;
     развод;
     утрата  отношений (в т.ч. дружеских привязанностей), ссора с близким другом;
     смерть  человека, игравшего важную роль в  жизни того, кто переживает;
     потеря  чего-то вещественно важного: обручального кольца или семейного наследства; доходов или финансового благосостояния;
     потеря  каких-либо физических способностей;
     осознание того, что в будущем придется жить гораздо хуже, чем сейчас;
     потеря  членства в значимой референтной группе;
     потеря  любимого домашнего животного;
     потеря  веры в идеалы (мировоззрение, религия, мораль, политические взгляды);
     события в стране и за рубежом (создают  ощущение нестабильности, нарушают состояние  базовой безопасности) [5, 6]. 

 

      Этапы горя 

     В переживании горя общепринято выделять пять этапов. К ним относятся:
     1. Шок и оцепенение
     Первая  стадия – отрицание, связанное с  растерянностью. Механизм психологической  защиты активно не приемлет того, что  произошло. На первом этапе эмоциональному шоку сопутствует попытка отрицать реальность ситуации.
     Скорбящий может думать, что всё случившееся  – кошмарный сон, не более того [1].
     Продолжительность – от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню сменяясь постепенно другой картиной.
     Характеризуется утратой аппетита и сексуального влечения, мышечной слабостью, малой  или полной неподвижностью, которые  иногда сменяются минутами суетливой  активности, амимичностью, явлениями деперсонализации, ощущением нереальности происходящего («Этого не может быть!», «Это случилось не со мной!») [2].
     Отрицание произошедшего, которое происходит в этот момент, с точки зрения В.Ю. Сидоровой, включает в себя либо отрицание факта потери, либо её значимости, либо необратимости [8]. Отрицание  факта потери может варьировать  от лёгкого расстройства до тяжёлых  психотических форм, когда человек проводит несколько дней в квартире с умершим, прежде чем замечает, что тот умер.
     Оцепенение  – наиболее заметная особенность  этого состояния. Скорбящий скован, напряжён. Его дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко  вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как по ступенькам) неполному  вдоху.
     Нередко внешнее спокойствие, невозможность  заплакать зачастую расцениваются  окружающими людьми как эгоизм и  вызывают упрёки. Подобные переживания могут внезапно смениться острым реактивным состоянием.
     В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушённость.
     Оказание  помощи на этом этапе заключается  в молчаливом сопровождении человека, установлении тактильного контакта, помогающего человеку заплакать, т.е. «перейти» на следующий этап проживания процесса горевания и потери, вербализации его внутренних переживаний. Чем дольше длится этот период, тем тяжелее последствия [6].
     2. Фаза острого горя
     После первой реакции на смерть близкого человека – шока, отрицания, злобы  – происходит осознание утраты и смирение с ней. Это фаза поиска или отчаяния, которая длится от трёх дней до 6-7 недель (те самые 40 дней траура). Считается самой болезненной фазой, так как необходимо принять утрату как реальность, сказать жизни «да» в уже изменившейся жизни [2].
     Картина острого горя очень схожа у  разных людей. Общим для всех является нереалистическое стремление вернуть  утраченное и отрицание не столько  факта смерти, сколько постоянства  утраты. Возникают периодические  приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащённым  дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение или душевная боль. Состояние острой тревоги, бессонница, амнезия, реакция  ухода, оцепенение; проявляется соматическая симптоматика. Общим для всех являются жалобы на потерю силы и истощение: «почти невозможно подняться по лестнице», «всё, что я поднимаю, кажется  таким тяжёлым», «от малейших усилий я чувствую полное изнеможение»[6].
     В это время человеку бывает трудно удержать своё внимание во внешнем  мире. Могут наблюдаться некоторые  изменения сознания. Общим для всех является лёгкое чувство нереальности, ощущение увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей горюющего от других людей (иногда они выглядят призрачно или кажутся маленькими).
     Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего того, что мог, он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей, по этой причине многих охватывает чувство вины [5].
     Часто наблюдается такой навязчивый феномен, как – «если бы». «Если бы он был жив…», «Если бы я не отдал  бы его в такую-то школу, то…». Дальше идёт цепочка событий: «он не заболел  бы и не умер бы…». Постоянно идёт прорабатывание своей вины, хотя объективно этой вины нет. Откуда это чувство  возникает?
     У человека, потерявшего близкого, часто  наблюдается утрата теплоты в  отношениях с другими людьми, тенденция  разговаривать с ними с раздражением и злостью, желание, чтобы его  вообще не беспокоили, причём всё это  сохраняется, несмотря на усиленные  старания друзей и родных поддержать с ним дружеские отношения.
     Эти чувства враждебности, удивительные и необъяснимые для самих людей, очень беспокоят их и принимаются  за признаки наступающего сумасшествия.
     Пациенты  пытаются сдержать свою враждебность, и в результате у них часто  вырабатывается искусственная, натянутая  манера общения.
     Фрейд назвал процесс адаптации к несчастью  «работой» скорби.
     Современные исследователи «работу скорби»  характеризуют как когнитивный  процесс, включающий изменение мыслей об умершем, горечь утраты, попытку отстраниться от утраченного лица, поиск своего места в новых обстоятельствах [4]. Этот процесс не является какой-то неадекватной реакцией, от которой надо уберечь человека, с гуманистических позиций он приемлем и необходим. Имеется в виду очень тяжёлая психическая нагрузка, заставляющая страдать. Консультант способен доставить облегчение, однако его вмешательство не всегда уместно. Скорбь нельзя приостанавливать, она должна продолжаться столько, сколько необходимо.
     3. Стадия навязчивости
     Третья  фаза острого горя – «остаточные  толчки», длящаяся до 6-7 недель с момента  трагического события. По другим данным, этот период может длиться год [2]. Иначе эту фазу именуют периодом отчаяния, страдания и дезорганизации и – не очень точно – периодом реактивной депрессии.
     Сохраняются, и первое время могут даже усиливаться, различные телесные реакции –  затруднённое укороченное дыхание, астения, мышечная слабость, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия; чувство пустоты в желудке, стеснение  в груди, ком в горле; повышенная чувствительность к запахам; снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции [7]. Присутствуют взрывные реакции, эмоциональная лабильность, постоянное возбуждение, нарушение сна [6].
     Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжёлых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты  и бессмысленности, отчаяние, чувство  брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощённость образом умершего и его идеализация – подчёркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках.
     Горе  накладывает отпечаток и на отношения  с окружающими. Здесь может наблюдаться  утрата теплоты, раздражительность, желание  уединиться.
     Изменяется  повседневная деятельность. Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести  дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время  стать и вовсе недоступной. Порой  возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.
     Утрата  близкого – сложнейшее событие, затрагивающее  все стороны жизни, все уровни телесного, душевного и социального  существования человека. Горе уникально, оно зависит от единственных в  своём роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни  и смерти, от всей неповторимой картины  взаимных планов и надежд, обид и  радостей, дел и воспоминаний.
     4. Стадия прорабатывания проблемы
     В этот период происходят самые важные и трудные для человека эмоциональные  события: понимание, осознание причин травмы и горя, оплакивание потери. Своеобразный девиз этого этапа – «простить и проститься», говорится последнее «прощай».
     На  этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, объект утраты перестаёт  быть главным средоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения. Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как ещё более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события («весна впервые без него») или события повседневной жизни («обидели, некому пожаловаться», «на его имя пришло письмо»).
     Четвёртая фаза, как правило, длится в течение  года: за это время происходят практически  все обычные жизненные события  и в дальнейшем начинают повторяться [2]. Годовщина смерти является последней  датой в этом ряду. Может быть, не случайно, поэтому большинство  культур и религий отводят  на траур один год.
     За  этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных  с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием.
     Он  очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с его ожиданиями, с тем, «что бы он сказал».
     Если  эта фаза успешно не проходит, то горе переходит в хроническое.
     Иногда  это невротическое переживание, иногда – посвящение своей жизни  бескорыстному служению, благотворительности.
     5. Завершение эмоциональной работы  горя.
     Работа  считается подходящей к концу, когда  пациент обретает надежду и способность  строить планы на будущее [10].
     Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю  фазу – «завершения». Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему).
     Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ  умершего занял своё постоянное место  в продолжающемся смысловом целом  моей жизни (он может, например, стать  символом доброты) и был закреплён  во вневременном, ценностном измерении  бытия [2].
     С окончанием «работы скорби» происходит адаптация к реальности произошедшего, и душевная боль уменьшается. Во время последней стадии переживания утраты человека всё больше и больше начинают занимать окружающие его люди и новые события. Уменьшается зависимость от утраты, однако это не означает забвения.
     Можно сказать, что в случае переживания  утраты испытания не только приносят душевную боль и страдания, но и как  бы очищают душу, способствуют личному  росту человека, открывают перед  ним новые стороны бытия, обогащают  жизненным опытом для возможной  его передачи в будущем своим  близким. 

 

      Особенности переживания  горя в пожилом  и старом возрастах 

     Очевидно, что люди позднего возраста больше подвержены риску переживания тяжелых  утрат, чем молодые люди. Для пожилых становится очевидным, что жизнь не беспредельна, ограничена, времени остается мало. Не все утраты и потери могут быть чем-то компенсированы.
     Первой  потерей может стать смерть одного из супругов и близких членов семьи  или друзей. По исследованию Р. Калиша, на вопрос: «Сколько людей, которых вы лично знали, умерли за последние два года?» 33 % 60-летних и более пожилых назвали от четырех до семи человек, 22 % — восемь и более человек. Пожилые вынуждены смириться с тем, что в их годы постоянно приходится иметь дело со смертью близких для них людей.
     Можно установить, какие другие источники  горя наиболее значимы для пожилых. Так, проблема потери работы волнует пожилых в том случае, если они не желают ее оставлять. Чаще пожилые уже не работают в силу своих возрастных особенностей, связанных со здоровьем. Старики часто лишаются зрения, слуха, подвижности, устойчивости.
     Кастенбаум описывает «чрезмерную нагрузку от тяжести утраты» при повторении или наложении нескольких потерь. Не успев оправиться от смерти близкого человека, пожилой снова теряет кого-то. Восстанавливающая сила организма может оказаться недостаточной [7].
     Выражение горя
     Симптомы  физического выражения горя описаны  Дж. Ворденом на основе обследования большого числа своих клиентов. Общие признаки: тянущее чувство в животе, сжатие грудной клетки, сжатие в горле, повышенная чувствительность к шуму, все кажется ирреальным, короткое дыхание, слабость в мышцах, недостаток сил, сухость во рту. Последние четыре симптома приписываются именно пожилым людям.
     Ворден описывает также реакции морального выражения горя: сомнение, смущение, рассеянность, озабоченность мыслями об умершем, попытки прочувствовать смерть на себе, страх, тревога. Смерть близкого человека влияет на чувства самосохранения, самоуважения, самолюбия. Можно предполагать, что в разных возрастных группах эти реакции проявляются по-разному. У молодых или людей среднего возраста такие переживания временны в отличие от пожилых.
     Вероятно, замечает Калиш, горе ведет к изменениям в поведении. Совокупность негативных симптомов может вызвать потерю быстроты реакции или привести к малоподвижности. Изменения поведения достаточно многочисленны, некоторые из них присущи старикам и пожилым, другие — молодым людям.
     Калиш предполагает, что, несмотря на увеличение потерь и источников горя в позднем возрасте, старики переживают горе менее жестоко, чем люди среднего возраста.
     Горе  и отношения между людьми
     Калиш Р. рассматривает поведение людей, перенесших утрату родителей или супруга, отношения их с ровесниками, внуками, правнуками. При этом он не затрагивает такие ситуации, как присутствие отчима или мачехи, падчерицы или пасынка, вторичный брак между людьми с большой разницей в возрасте.
     Пожилой – человек старше 65 лет. В этом возрасте смерть родителя или близкого родственника достаточно частое явление. Среди 65-летних людей, по данным Калиша, 4 % имеют, по крайней мере, одного живого родителя. Для людей старше 65 лет этот показатель значительно ниже. Можно предположить, что родителям пожилых не менее 85 лет, они имеют хронические болезни и поэтому их смерть не является неожиданностью. Во многих случаях эти обстоятельства несколько уменьшают горе при потере. Предвиденное, ожидаемое горе облегчает переживания, так как остающийся один «пожилой ребенок» не строил уже никаких планов на будущее, связанных с родителями. Большинство пожилых расстаются с ожиданиями в отношении своих родителей. Поэтому их смерть для «пожилого ребенка» не носит разрушающего характера, хотя утрата очень болезненна [7].
     Калиш Р. обращает внимание на два фактора, которые обычно игнорировались в отношении к пожилым. Первое: пожилой становится сиротой. Несколько непривычен термин «пожилой ребенок – сирота», однако чувство горестного одиночества посещает человека в любом возрасте. Второе: после смерти родителя «пожилой ребенок» становится старшим в семье. Это означает для него, во-первых, принятие ответственности за семью. Во-вторых, возможно появление мысли о том, что следующим умрет он. «Пожилые дети» после смерти родителя(ей) действительно испытывают чувство потери, однако их повседневная жизнь меняется минимально: скончавшийся родитель, вероятно, уже не принимал участия в финансовой и хозяйственно-бытовой деятельности в семье. Чаще всего роль умершего сводилась к поддержанию традиций и целостности семьи, престарелый родитель требовал много внимания и материальных затрат при небольшой отдаче. Калиш подчеркивает, что такая интерпретация не означает денежной оценки человека, и пытается более обще оценить природу реакции на потерю члена семьи.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.