На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Речевые нарушения у детей с дцп

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Речевые нарушения у детей с ДЦП
 
Казанский Федеральный  Университет 
Институт психологии и педагогики 
Кафедра специальной психологии и  коррекционной педагогики
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          Выполнила: Закирова А. Р  – студентка гр. 05.18-1005 
           

Проверила:  Суздальцева Л.   –  
 
 
 
 

 


Оглавление
Введение……………………………………….…………………………….……….2
Факторы, определяющие  патологию  речи у детей при  ДЦП 2
Специфические расстройства  двигательной сферы, влияющие на формирование речи 4
Алалия и задержка развития речи 5
Дизартрия и анартрия 6
ЛИТЕРАТУРА 9 
 

 


    Введение
    О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25–35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60–75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.
      Большинство исследователей связывают  нарушения речи самым непосредственным  образом с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.
    В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или  привносят в него специфический  компонент, отрицательно сказываются  на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы в развитии вербального  интеллекта. 

    Факторы, определяющие  патологию  речи у детей при  ДЦП
    О распространенности нарушений речи при ДЦП существуют разные мнения. По данным В. Кардвелл (1956) речевая патология имеет место в 73% случаев. К.А. Семенова отмечает, что частота расстройств речи зависит от формы паралича. Так при спастической диплегии у 70% детей диагностируются дизартрии, реже встречается моторная алалия, при гемипаретической форме 25-35% детей имеют те же расстройства речи, при гиперкинетической форме дизартрия присутствует в 90% случаев, при атонически-астатической форме – 60-75, а при двойной гемиплегии всегда наблюдается тяжелая дизартрия или анартрия.
    Большинство исследователей связывают нарушения  речи  самым непосредственным образом  с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.
    Учитывая  разнообразие нарушений речи при  ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что  развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства. Так на развитие речи оказывают влияние:
    те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи  у детей  без ДЦП;
    моторные нарушения в периферическом речевом аппарате.
    В зависимости от их распространенности, интенсивности  и характера у  детей развиваются разные формы  дизартрии;
      сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями.
    Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью  в целом;
    частные отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут  являться механическим препятствием к овладению  правильным произношением;
    органические поражения ЦНС, затрагивающие не только ее моторные отделы. При наличии билатеральных диструкций в височных зонах и заднем ассоциативном комплексе возникают алалии;
    социальные условия развития  больного ребенка – позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих.
    В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или  привносят в него специфический  компонент, отрицательно сказываются  на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы  в развитии вербального интеллекта.
    У дошкольников с церебральным параличом  могут встречаться любые нарушения  речи, известные в логопедии. В  то же время есть ряд речевых расстройств, которые так же как ДЦП, обусловлены  органическим поражением центральной  нервной системы и поэтому  встречаются особенно часто у  этой категории детей. К таким нарушениям относятся  дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному.  

    Специфические расстройства  двигательной сферы,  
влияющие на формирование речи

    Известно, что «ядерным» синдромом ДЦП  является патология рефлекторного  развития. У ребенка неправильно  развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на  развитие моторики.
    Большинство безусловных рефлексов при нормальном развитии исчезает на первом году жизни. На смену им приходят установочные рефлексы, позволяющие человеку овладеть произвольными  движениями и позами. При ДЦП безусловные рефлексы часто появляются с опозданием и, не исчезая, препятствуют образованию  нормальных моторных схем. Нередуцированные рефлексы в искаженном виде становятся добавочными компонентами движений, в связи с чем движения приобретают нерациональный и неестественный характер.
    Для понимания того, как ребенок овладевает произношением, наибольшее значение имеет  анализ развития  оральных рефлексов  и оральной моторики. На первом году жизни ребенка.
    Оральные  рефлексы (сосательные, поперечный, выталкивающие, рефлексы взаимосвязи оральной области и руки)   относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять  на формирование произношения и затруднять  проведение логопедической работы. Когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты межзубности и палатализации. Проявления сосательных рефлексов (поискового, хоботкового, кусательного) затрудняют  проведение логопедической работы, особенно применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов и других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии.  Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.
    Патологическая  активность поперечного рефлекса (при  раздражении боковой поверхности  языка он движется по направлению  к раздражителю, перемещая пищу во рту при жевании) приводит к  избыточным боковым движениям  кончика языка  и провоцирует боковое произношение звуков.
    У детей с ДЦП часто чрезмерно  оживлены кашлевой и рвотный рефлексы, относящиеся к выталкивающим (оборонительным). Это может проявляться в выталкивании при попытках манипуляций в полости рта.
    Если  не редуцированы рефлексы взаимодействия оральной области и руки, то движения рук ребенка провоцируют  движения в оральной области и затрудняют артикуляцию.
    Гиперкинезы в оральной области проявляются преимущественно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы могут проявляться во всех отделах речевого аппарата. Во время гиперкинеза все мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается и становится невозможным. У детей с такими симптомами отмечаются трудности автоматизации любых, особенно тонких движений.
    Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением координации движений.  При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом – интенсивность в начале фразы и ослабление к концу. Нарушения координации движений проявляются в недостаточном управлении работой мягкого неба и наличии ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата.
    Синкинезии – это добавочные содружественные движения. В оральной области они проявляются в добавочных лишних  артикуляционных движениях, которые искажают произношение.
    Оральные  автоматизмы – это насильственные движения в оральной области: смех, плач, стон, сосание, облизывание губ, причмокивание, являющиеся показателем  стволовых нарушений. Оральные автоматизмы искажают произношение и или вынуждают ребенка прерывать речь. 

    Алалия  и задержка развития речи
    Алалия – системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения  языковых единиц и правил их функционирования. Традиционно алалия разграничивается на  две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную. При экспрессивной алалии в основе недоразвития  речи лежит  нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной  алалии грубо нарушено распознавание  лингвистических единиц, в связи, с чем затруднено понимание  речи и ее развитие в целом.
    Алалию  вызывают органические поражения центральной  нервной системы в пренатальном и натальном периоде развития ребенка. В этиологии алалии  имеют место те же факторы, что и при ДЦП.
    Задержка  развития речи характеризуется более  медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения  родного  языка. При задержке развития речи наблюдается  равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее  появление первых слов и фраз.
    В связи с недостаточной изученностью задержка речевого развития не имеет  четких диагностических границ. Детей  с этой проблемой трудно отличить от алаликов, а еще труднее отличить от детей с нормальным развитием речи, поскольку сама норма разнообразна.
    У детей с ДЦП задержка развития речи  встречается часто и провоцируется  как сенсомоторной недостаточностью, так и задержкой психического развития. По данным И.А. Смирновой у  дошкольников с ДЦП темпы раннего  речевого развития менее отстают  от нормы, чем темпы раннего психомоторного развития. У 62% детей, охваченных специальным  образованием, в раннем возрасте был  нормальный темп развития речи, у 19% - задержанный (гуление с 3-5 мес., лепет с 6-8 мес., понимание речи с 9-11 мес., первые слова  с 12-18 мес., фразы – с 24-30 мес.), у 19% - значительно задержанный. 

    Дизартрия и анартрия
    У детей с ДЦП были обнаружены спастическая, гиперкинетическая и мозжечковая формы дизартрии. В каждой форме можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Исследователями наблюдались у детей с ДЦП смешанные формы: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая.
    Все авторы сходятся во мнении, что у  детей с ДЦП наиболее часто  встречается псевдобульбарная дизартия. Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно в той или иной степени замедленное, напряженное произношение. Ограничение движений в дыхательном отделе приводит  к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже  губных звуков. Недостаточность воздушной струи может приводить к смещению артикуляции в средние и задние участки артикуляционного отдела.
    Нарушение корковой регуляции голосовой функции  проявляется в недостаточной  модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого – сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса.
    Фокусы  образования переднеязычных согласных  могут смещаться в средние  отделы артикуляционной полости  вследствие спастичности языка, при этом произношение приобретает смягченный или боковой характер. Спастичное сужение кончика языка приводит к образованию межзубного произношения звуков. В целом произношение имеет нечеткий характер, а вследствие повышенной саливации и ограничения движений органов артикуляции вполне сравнимо с эффектом произношения во время еды – «кашей во рту».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.