На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Транснациональные корпорации в экономике

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

 Введение………………………………………………………………………………….  … 3 

1. Экономическая  стратегия. Экономическая политика  ТНК: производство и рынок…………………………………………………………………………….…….. 5
2. Виды  международных корпораций и их  отличительные черты……………………… 7 

2.1. Отличительные  черты международной корпорации…………………………….. 7 

2.2. Причины  возникновения международной корпорации…………………………. 8 

2.3. Разновидности  международных корпораций…………………………………….. 8 

2.4. Эволюция  международных корпораций………………………………………….. 9
3. Основные  особенности развития транснациональных  корпораций и направления их  деятельности……………………………………………………. 12 

3.1. Спецефические черты присущи транснациональным корпорациям………….
13 

3.2. Неакционерные  формы экспансии транснациональных  корпораций………… 14
4. Роль  транснациональных корпораций в  мирохозяйственных связях……………….. 15
5. Становление  и перспективы российских международных  компаний – финансово-промышленных  групп……………………………………………………… 17
6. Особенности  взаимодействия развивающихся стран  с ТНК……………….…….…. 20
7. Иностранный  капитал и социально – экономическое  развитие…………….……….. 21 

 Заключение……………………………………………………………………………… 24 

 Перечень  литературы ……………………………………….……………………….…. 26 

 ВВЕДЕНИЕ 

 Возникновение  в 60-е гг. транснационального капитала  показало, что эта точка зрения  была исторически ограничена. Важнейшей  формой монополии стала не  отдельная государственная монополия,  а современная транснациональная  корпорация (ТНК), представляющая собой  высшую форму обобществления  капиталистического производства. Последнее вышло за рамки отдельных  национальных хозяйств, приобрело  характер интернационального процесса, стало осуществляться на основе  не государственного, а частного  капитала. 

 В  основе ТНК находится межнациональный  частный капитал, но транснациональный  монополистический капитал, выросший  из экономической системы ГМК,  не уничтожает ее, а модифицирует, т. е. приспосабливает к своим  требованиям. Сохраняются все  основные формы ГМК, которые  сейчас поставлены на службу  ТНК. Единство процессов обобществления  капиталистического производства  и его интернационализации, перестройка  системы ГМК путем включения  в нее ТНК - ведут к появлению  нового, транснационального государственно - монополистического капитализма. 

 Транснациональный  государственно-монополистический  капитализм еще не сложился  в своем завершенном виде. Он  охватил еще не все регионы,  страны и отрасли капиталистического  хозяйства, в нем сохраняются  экстенсивные резервы его роста.  ТНК имеют резервы также и  для своего интенсивного роста.
 С  этими резервами связаны главные  перспективы развития современного  капитализма. 

 Международные  монополии появились еще в  начале XX в. в форме картелей, деливших между компаниями участвовавших стран рынки сбыта. В международный оборот вовлекались преимущественно денежная и товарная части капитала, сохранении национального характера производства. Перед первой! мировой войной существовало несколько десятков международных картелей, часто распадавшихся и вновь возникавших. В современных условиях, при высоком уровне концентрации производства и огромных размерах вывоза капитала, характер международных монополий резко изменился.
 Ведущее  место заняли транснациональные  корпорации (ТНК). Их основу составляет  национальный капитал главных  капиталистических держав и они,  осуществляют широкое производственное  внедрение в народно-хозяйственные  комплексы всех стран. ТНК создают  свои филиалы, в виде промышленных, маркетинговых и торговых фирм, скупают акции национальных компаний, устанавливая контроль над целыми  отраслями промышленности стран,  в которых они действуют. 

 Во  второй половине 80-х гг. в мире  насчитывалось около 500 ТНК, в  каждой из которых годовой  объем продаж превышал 2 млрд. долл. Примерно половина этих корпораций-миллиардеров  контролируется американским капиталом,  за ними идут японские, английские, западногерманские и французские  компании. Около 20 крупнейших ТНК  действуют в нефтяной промышленности  других стран, в особенности  стран развивающегося мира. Под  контролем ТНК находится примерно 80% производства продукции электроники  и химической промышленности, 75% продукции машиностроения, 95% фармацевтики. 

 Интересы, стратегия и конкретные стороны  деятельности ТНК играют в  настоящее время важнейшую роль  в развитии производительных  сил капиталистического общества. Они во многом определяют международную  специализацию и кооперацию производства, характер движения и переплетения  капиталов, обмена технологией  и многие другие параметры  мирового капиталистического хозяйства.  Но в наибольшей степени экспансия  ТНК сказывается на международной  торговле. 

 В  80-е гг. всего несколько сотен  ТНК контролировали около 2/3 обращения  товаров на мировом рынке. Примерно  половина из них обращалась  между странами по закрытым  каналам, т. е. перемещалась  от головных компаний к филиалам  и в обратном направлении, а  также между филиалами, Первоначально  по этим каналам обращались  нефть, медь, алюминий и некоторые  плантационные культуры. В последние  годы наиболее интенсивно - новая  высокотехничная продукция. Возникновение  мощного производственного аппарата  ТНК за рубежом, налаживание  между их отдельными международными  звеньями устойчивых технологических  цепочек кооперационных связей  привели к тому, что сейчас  около 1/3 всего капиталистического  импорта и более 70% торговли  машинами и оборудованием приходятся  на промежуточную продукцию (комплектующие  изделия). 

 Прямое  зарубежное инвестирование еще  неполно характеризует масштабы  проникновения ТНК на мировые  рынки. Начиная с середины 70-х  гг. зачастую используются и другие, альтернативные зарубежному инвестированию, методы: создание совместных предприятий,  контракты на поставку комплектного  оборудования, продажа технологии, встречные поставки сырья, материалов, полуфабрикатов. Эти новые формы  международных хозяйственных связей  широко используются ТНК, так  как позволяют наиболее полно  реализовать их специфические  активы в области информационного  обеспечения, организации и управления  производством.
 Однако  главной формой экспансии ТНК  остается наращивание производственных  мощностей за рубежом. 

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СТРАТЕГИЯ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  ТНК: 

 ПРОИЗВОДСТВО  И РЫНОК 

 Распространяя  свою производственную деятельность  на другие страны, ТНК рассчитывают  расширить и укрепить свои  рыночные позиции: чем больше  число стран, в которых действуют  их филиалы, тем легче головной  корпорации оптимизировать свою  стратегию реагирования на колебания мировой торговой конъюнктуры, тем больше возможностей в выборе районов для сбыта продукции.
 В  настоящее время три четверти  всех филиалов ТНК дислоцируются  в странах развитого капитализма,  в том числе больше половины  в Западной Европе и около  десятой части в Северной Америке. 

 Нередко  важным аргументом в пользу  создания заграничного филиала  ТНК является экономия на издержках. 

 Другой  широко распространенный мотив  - стремление уклониться от больших  расходов на охрану окружающей  среды на родине. Часто строительство  зарубежного филиала дает возможность  обойти импортные ограничения,  использовать налоговые льготы, снизить транспортные расходы  и т. п. Почти все ТНК, широко  практикующие торговые операции  со своими филиалами, манипулируют  ценами и условиями поставок  продукции. Наиболее распространенными  во внутрикорпорационной торговле  являются заниженные цены на  сырье, отгружаемое филиалами  головным компаниям, и завышение  цены на поступающие в филиалы  полуфабрикаты. 

 Зарубежная  деятельность приносит ТНК примерно  в два раза больший доход  на равновеликий капитал, чем  операции на отечественном рынке.  Но соображения прибыльности - это  не единственный повод для  развития сети заграничных филиалов. Не меньшее значение имеют  стратегические расчеты в конкурентной  борьбе. Даже в том случае, когда  развертывание производства в  новом регионе не сулит снижения  себестоимости или других «меркантильных»  выгод, оно потенциально создает  значительно больше возможностей  для приспособления продукции  к условиям местного рынка,  для налаживания эффективного  послепродажного обслуживания. 

 Расширяя  сеть своих зарубежных филиалов, ТНК получают возможность вести  борьбу со своими конкурентами  непосредственно в районах сбыта  продукции. Организацию этой борьбы  берут на себя филиалы, которые  лучше могут оценить хозяйственную  обстановку принимающих стран и возможности своих соперников на местном рынке. В развивающихся странах ТНК не просто
 «присутствуют»  в экономике, а овладевают командными  высотами, что невозможно сбросить  со счетов при выработке национальных  политических решений. 

 Итак, создание ТНК своих филиалов  в других странах сулит значительные  выгоды как с точки зрения прибыли, так и в плане общей перспективы укрепления экономической власти. Это обстоятельство и объясняет тот факт, что в современном мире практически все крупные корпорации превратились в транснациональные. В условиях НТР обострение соперничества между ТНК сопровождается появлением мощных интеграционных стимулов. Многонациональное производство, осуществляемое в рамках ТНК, выступает в качестве императива, ибо только оно позволяет крупной промышленной фирме с достаточной полнотой использовать широкий арсенал методов конкурентной борьбы. 

 Международная  конкуренция в области промышленного  производства носит комплексный,  усложненный характер сбытовой  политики, связанный с особенностями  формирования потребительского  спроса. Связи ТНК с потребителями  становятся все более активными  и продолжительными. Сегодня теоретики  международного маркетинга отказываются  от категории «товар», считая  ее слишком узкой, и предпочитают  использовать более широкое понятие
- «предложение». 

 Этот  термин включает в себя не  только саму продукцию, но и  сопроводительную документацию, рекламу,  систему гарантий, а также послепродажный  сервис. Общеизвестно, что быстрое  завоевание внутреннего рынка  США японскими ТНК было достигнуто  не столько за счет более  высокого качества и относительной  дешевизны их продукции, сколько  за счет более эффективной  организации системы сбыта и  обслуживания потребителей. В настоящее  время при продаже сложной  техники речь обычно идет не  просто о продаже станков или  отдельных машин, а о приобретении  «способа решения проблемы». При  этом главное значение имеют  системы гарантий и консультационная  помощь, а передачи материального  носителя услуги в собственность  нового владельца может и не происходить. Это подтверждается, в частности, все более широким распространением практики «лизинга» (аренды) новых дорогостоящих ЭВМ. 

 Естественно,  что ТНК имеют значительные  преимущества в установлении  тесных контактов с потребителем  и, следовательно, больше соответствуют  требованиям современного маркетинга, чем корпорация традиционного  типа.
 Другим  важным преимуществом ТНК является  их большая приспособленность  к методам динамичного балансирования  производства, позволяющим быстро  компенсировать потери от падения  спроса на какой-либо продукт  расширением продаж на других  рынках. Быстрая техническая и  технологическая перестройка и постоянная модернизация современного производства позволяют крупным фирмам настолько диверсифицировать свою структуру, что на их предприятиях начинают производиться совершенно различные типы конечной продукции. При этом все филиалы ТНК пользуются общим фондом патентов и изобретений, их обслуживают опытные и высококвалифицированные кадры консультантов по внедрению новых форм производства. Подобная общность «техноструктуры» обеспечивает эффективный перелив технологии внутри транснационального комплекса. 

 Критически  важный момент хозяйственной  политики ТНК - достижение такого  уровня потребительских характеристик  предлагаемой продукции, который  соответствует требованиям данного  региона сбыта. Нередко случается,  что даже новые товары, доказавшие  свою конкурентоспособность в  одной части мирового рынка,  например, в Латинской Америке,  не имеют спроса в США или
 Западной  Европе. Различные страны находятся  в разных климатических и географических  поясах, на разных стадиях экономического  и культурного развития, что определяет  специфику приоритетов потребления.  Необходимо также иметь в виду  направленность экономической политики  того или иного государства,  платежеспособность и целевые  установки предполагаемых групп  потребителей и т. д. Все  это необычайно усложняет оценку  конъюнктуры различных регионов  мирового рынка. 

 В  последние годы ТНК широко  используют методы кластерного
(многофакторного)  анализа производственно-сбытовых  альтернатив. Их сущность заключается  в том, что рынок расчленяется  на отдельные сегменты в зависимости  от характера спроса различных  категорий потребителей. Затем каждый  сегмент оценивается с точки  зрения его ориентации на продукцию  компании и удельного веса  в формировании совокупного спроса. Такая типологизация позволяет выделить наиболее перспективные зоны потребления и предусмотреть для каждой из них особую стратегию сбыта, включающую необходимые модификации товарного ассортимента, ценовой, рекламной и сервисной политики. 

2 ВИДЫ  МЕЖДУНАРОДНЫХ КОРПОРАЦИЙ И ИХ  ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ 

 Международные  корпорации в последней четверти XX века становятся важнейшим элементом  развития мировой экономики и  международных экономических отношений.  Их бурное развитие в последние  десятилетия отражает процессы  интернационализации производства  и капитала, глобализации мирохозяйственных  связей. Международные корпорации  предстают непосредственными участниками  всего спектра мирохозяйственных  связей, своеобразными «локомотивами»  мировой экономики. 

 Международные  корпорации, с одной стороны, являются  продуктом быстро развивающихся  международных экономических отношений,  а с другой — сами представляют  мощный механизм воздействия  на них. 

 Активно  воздействуя на международные  экономические отношения, международные  корпорации формируют новые отношения,  видоизменяют сложившиеся их  формы. 

 К  концу 90-х годов в мире функционировало  около 60 тыс. международных компаний. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их семейство за последние двадцать пять лет разрослось более, чем в 5,5 раза. Так, в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм. Вместе с тем общемировую значимость имеет сравнительно небольшое число международных компаний. 

 Из 500 самых мощных международных  компаний 85 контролируют 70% всех заграничных  инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют  80% всей произведенной международными  корпорациями продукции электроники  и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции  машиностроения. 

 По  прогнозам западных экономистов  к 2000 г. в мировом хозяйстве  установится господство 400 -500 транснациональных  корпораций. Причем, 300 из них будут  распоряжаться 75% валового промышленного  продукта мира.
 Основная  часть международных корпораций  сосредоточена в США, странах  ЕС и
 Японии. Объем произведенной продукции  на их предприятиях ежегодно  превышает
1 трлн. долл. В них работают 73 млн. сотрудников,  т.е. каждый десятый занятый  и мире, исключая сельское хозяйство. 

2.1 Отличительные  черты международной корпорации 

 Что  представляют собой международные  корпорации, какие компании из  присутствующих на международном  рынке к ним относят? Основными  признаками характеризующими деятельность международных корпораций, являются: 1) годовой оборот превышающий 100 млн. долларов; 2) филиалы не менее, чем в шести странах; 3) величина процента продаж ее товаров, реализуемых за пределами страны — резиденции. К примеру, по этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нэстле» (98%). Международную корпорацию можно узнать и по структуре ее активов. В некоторых зарубежных исследованиях к международным корпорациям относят компании, имеющие 25% своих Активов за рубежом. 

 Самые  большие заграничные, активы среди  ТНК (кроме финансового сектора)  имеют англо-голландский концерн  «Роял Датч Шелл», а также четыре фирмы США:
 «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон» и «ИБМ». 

 Международный  характер кампании проявляется  и в сфере собственности.
 Поскольку  собственность компании олицетворяют  ее акции, то они должны иметь  хождение во многих странах.  Акции базовой и дочерней фирм  должны быть доступны для приобретения  во всех странах, где действует  международная корпорация. 

2.2 Причины  возникновения международной корпорации. 

 Наиболее  общей причиной Возникновения  транснациональных корпораций (ТНК)  является интернационализация производства  и капитала на основе развития  производительных сил, перерастающих  национально-государственные границы. 

 Интернационализация  производства и капитала приобретает  характер экспансии хозяйственных  связей через создание крупнейшими  компаниями многочисленных отделений  за границей и превращения  национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций. 

 К  числу конкретных причин возникновения  ТНК следует отнести их экономическую  эффективность, обусловленную большими  масштабами производства в ряде  отраслей. Жесткая конкуренция, необходимость  выстоять в конкурентной борьбе  способствуют концентрации производства  и капитала в международном  масштабе. В результате становится  оправданной деятельность в глобальных  масштабах, появляется возможность  снизить издержки производства  и получить сверхприбыль. 

 Немаловажную  роль в становлении национальных  международных корпораций играет  государство. Оно поощряет их  деятельность на мировой арене  и обеспечивает им рынки сбыта  путем заключения различных политических, экономических и торговых союзов  и международных договоров. В качестве примера можно назвать практику поддержки крупного отечественного бизнеса в
 Японии («сюданы» и «кэйрэцу») или в Республике Корея, известной сегодня такими международными корпорациями («чеболь»), как «Самсунг», «Дэу», «LG электронике». Имеется специальная программа поддержки отечественных международных корпораций в Китае («цзитуань гунсы»). В соответствии с целями этой программы китайские корпорации заявят о себе в полный голос на мировых рынках в начале XXI века. 

2.3 Разновидности  международных корпораций 

 В  зарубежной экономической литературе  можно встретить множество определений  международных монополий: многонациональные  корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные  компании и др. Так, известный  западный маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний: 

[pic] 

1. Транснациональные  корпорации (ТЕК) — это национальные  монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая  деятельность выходит за пределы  одного государства. 

 Корпорацией  в США называют акционерное  общество, а поскольку большинство  современных ТНК возникли в  результате международной экспансии  американских компаний, этот термин  вошел в их название. 

 Правовой  режим транснациональных корпораций  предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах  посредством образования в них  филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно  самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно- исследовательских разработок, услуг потребителям и др. В целом, они составляют единый крупный производственный комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием страны базирования. 

2. Многонациональные  корпорации (МНК) — это, собственно, международные корпорации, объединяющие  национальные компании ряда государств  на производственной и научно-технической  основе. В качестве примера такой  компании обычно «приводится  англо-голландский концерн «Роял Датч Шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе швейцарско-шведская компания ABB (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. ABB имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих МНК
 Европы  относится англо-голландская компания  «Юнилевер», «Филипс» и др. 

 С  точки зрения международного  права отличительными признаками  многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного  капитала; 2) существование многонационального  руководящего центра; 3) комплектование  администрации иностранных филиалов  кадрами, знающими местные условия.  Последнее, кстати, свойственно и  многим ТНК.
 Вообще, границы между этими двумя  группами международных компаний  весьма подвижны, возможен переход  одной формы в другую. 

2.4 Эволюция  международных корпораций 

 Со  времени своего возникновения  (конец XIX века) международные корпорации  претерпели значительную эволюцию. Первое поколение современных  международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе первой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300. 

 С  момента появления международные  корпорации постепенно вырабатывали  стратегическую линию своего  поведения. К основным ее признакам  можно отнести: 

1) обеспечение  своего производства иностранным  сырьем; 

2) закрепление  на зарубежных рынках через  сеть своих филиалов; 

3) размещение  производства в тех странах,  где издержки производства ниже, чем в стране базирования; 

4) ориентация  на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность. 

 С  начала 50-х годов международные  корпорации начинают активные  действия по завоеванию мировых  рынков. Этому способствовала политика  либерализации международных экономических  связей, появление на политической  арене многих освободившихся  государств, растущий мировой потребительский  спрос и другие факторы. Бурное  развитие международных корпораций, как по их количеству, так и  по масштабам и объемам деятельности  способствовало тому, что они  приобрели особую значимость  и роль в международной экономике. 

 Трансформация  национальной компании в международную проходит через ряд этапов. 

 На  первом этапе зарубежная хозяйственная  деятельность практически мало  влияет на положение компании  в целом. Она только начинает  разворачивать зарубежную экономическую  деятельность, как правило, в форме  экспорта. На этом этапе компания  юридически привязана к одному  государству. 

 На  втором этапе зарубежная хозяйственная  деятельность приобретает относительную  самостоятельность. Деятельность  компании за рубежом вступает  в сложную систему взаимозависимостей  со всеми другими сторонами  деятельности компании, побуждает  проводить качественные изменения  в деятельности компании в  целом. Центр международной деятельности  перемещается с экспорта на  зарубежное производство. Происходит  отделение зарубежной деятельности  от деятельности на внутреннем  рынке. Это находит отражение  в организационной структуре  компании. Компания приобретает  черты международной. 

 На  третьем этапе растет роль  зарубежной деятельности компании. Внутренний рынок теряет приоритет  и становится в один ряд  со многими внешними рынками.
 Именно  на этом этапе компания становится  действительно международной со  всеми вышеперечисленными признаками. 

 Названные  три этапа являются типичными  для процессов интернационализации  бизнеса во всех странах, начиная  с США. 

 Организационная  оболочка международной корпорации, с ее национальным или межнациональным  ядром и большим количеством  дочерних и иных организаций,  явилась наиболее подходящей  формой для современного международного  разделения труда, бурного развития  научно-технического прогресса. 

 Обобществляя  труд и капитал в мировом  масштабе, ведущие международные  корпорации создают международное  производство, оптимизируя издержки  производства, повышая конкурентоспособность.  В результате они выходят на  свой новый уровень глобальных  корпораций. 

 Глобальные  корпорации представляют крупные  и крупнейшие финансово- производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения.
 Глобальные  корпорации концентрируют всю  мощь современного мирового финансового  капитала. Значительная доля международного  производства, в том числе основная  часть наукоемкого, контролируется  глобальными корпорациями.
 В  наибольшей степени к глобализации  тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная,  информационная и банковские  отрасли. 

 Характерной  особенностью этого этапа является  не только интернационализация  хозяйствования, но и интернационализация  собственности.
 Одновременно  появляется и третий аспект  интернационализации — интернационализация  управления. А именно участие  в управлении ответственных администраторов  — подданных различных стран.  Это в наибольшей степени свойственно  многонациональным корпорациям. 

 Стратегия  международной корпорации является  глобальной, если компания комплексно  учитывает следующие требования  поведения на мировых рынках: 

 —  рассматривать с обще планетарных  позиций рынок и конкуренцию; 

 —  хорошее знание своих конкурентов  и методов ведения глобальной  конкурентной борьбы; 

 —  осуществлять свою деятельность  в общемировом или крупном  региональном масштабе; 

 —  направлять значительную часть  своих прибылей на НИОКР и  оперировать в высокотехнологичных  отраслях; 

 —  координировать свою деятельность  с помощью гибких информационных, производственных, финансовых технологий; 

 —  интегрировать свои предприятия  и производственные филиалы в  единую международную сеть управления  и интегрироваться в сети соглашений  с другими транснациональными  корпорациями. 

 Исключительно  важную роль в механизме функционирования  современных ТНК играют банковские  и финансовые институты. Процессы  интернационализации и глобализации  мировой экономики, острая конкурентная  борьба в финансовой сфере,  способствовали формированию и  развертыванию деятельности транснациональных  банков (ТНБ). 

 Характер  ТНБ определяется, во-первых, тем,  что это крупнейшие банки, играющие  доминирующую роль на своих  национальных рынках. Во-вторых, в их деятельности высока доля международных операций, зависимость от внешнего рынка, как в отношении мобилизуемых, так и используемых средств; в-третьих, осуществление ими международных операций происходит через развитую сеть тесно связанных друг с другом заграничных отделений; в-четвертых, ТНБ — это гигантские системы финансового капитала, способные оказывать многообразные услуги клиенту; в-пятых, между ТНБ существует тесная взаимозависимость, переплетение их капиталов и интересов. 

 В  90-е годы волна слияний и  поглощений в финансовой сфере  резко активизировалась. Одним из  примеров подобных объединений  можно назвать появление в  апреле 1996 г. крупнейшей в мире  финансовой корпорации «Токио
 Мицубиси банк». Эта корпорация возникла в результате слияния двух банковских институтов «Банка Токио» и «Банка Мицубиси». Общие активы банка составляют около 653 млрд. долл. У «Токио Мицубиси» 366 отделений в Ялонии и 83 отделения за границей. Вслед за появлением японского банка-гиганта в
 США  и Швейцарии также возникли  новые банковские корпорации. Лидером  в результате ряда поглощений  зарубежных финансовых институтов (французских, американских) стал  германский «Дойче банк». Стратегической целью этого финансового гиганта было объявлено превращение его в глобальный многоотраслевой «финансовый супермаркет». Крупнейшие мировые банки по размеру активов следующие:
 |Название банка |Страна |Размер активов, |
| | |млрд. долл. |
|1.Deutsche Bank / Bankers Trust |Германия |843 |
|2.UBS |Швейцария |789 |
|3.Citigroup |США |703 |
|4.Bank of Tokyo-Mitsubishi |Япония |653 |
 |5.Bank America |США |570 |
|6.Industrial ( Commercial Bank of |Китай |489 |
|China |Нидерланды |480 |
|7.ING Group NV |Швейцария |473 |
|8.Credit Suisse Group |Великобритания |473 |
|9.HSBC Holdings |Япония |468 |
 |10.Sumitomo Bank | | | 

 Слияния,  объединения, поглощения, разного  рода совместное предпринимательство  характерны и для производственных  международных корпораций. 

 Глобальные  транснациональные корпорации все  более рельефно обнаруживают  тенденцию к образованию крупных  групп, объединяющих промышленные, торговые и финансовые компании.
 Причинами  этих действий, которые осуществляются  как добровольно, так и силовым  путем, является обострение конкурентной  борьбы на мировых рынках, стремление  укрепить позиции компании путем  диверсификации производства. К  примеру, компания БАСФ (ФРГ) и  «Дюпон» (США) создали совместное  предприятие по производству  нейлона. Совместное предприятие 

будет выпускать нейлоновое сырье в  объемах, составляющих 8% 

мирового  производства. 

 В  свою очередь, серьезные финансовые  проблемы, неэффективное управление
 ТНК  может стать причиной слияния  с преуспевающим партнером. 

 Так,  пятая по мощи автомобильная  корпорация Японии «Мазда» с 1996 года стала фактически филиалом американского «Форда». Контрольный пакет акций
 «Мазды» был приобретен ее давним (с 1979 г.) американским партнером.
 Характерно, что за сделкой по увеличению  акционерного пакета «Форда»  стоял японский банк «Сумитомо», который не только поддерживает «Мазду», но и имеет колоссальное влияние на «Форд». 

 Часто  компании объединяются в международные  картели с целью проведения  единой торговой политики, путем  деления рынка сбыта- и установления согласованных цен на свою продукцию. Помимо экономических альянсов крупных и крупнейших ТНК между собой, международные корпорации активно работают с малым и средним бизнесом как в стране базирования, так и с зарубежными партнерам? Крупные компании используют мобильность малых предприятий и их способность оперативно адаптироваться к происходящим на рынке изменениям.
 При  этом они взаимодействуют с  ТНК на контрактной основе (снабжение,  финансирование, проведение НИОКР). Малые предприятия осуществляют  не просто дилерские функции,  а часто включаются в выполнение  промежуточных стадий процесса  производства, опробируют «рисковые проекты», после чего к ним приступают крупные компании. 

 Многие  слияния происходят между фирмами  и транснациональными корпорациями, предоставляющими последним консультационные, транспортные услуги, связь. Такие  слияния способствуют формированию  глобальных сетей в разных  сферах экономики. Трансграничные  слияния и поглощения происходят  преимущественно между фирмами,  базирующимися в развитых странах. 

 Все  эти процессы являются формами  стратегии ТНК по 

освоению  международных рынков и удержанию  на них достигнутого преимущества.
 Они  позволяют интегрировать в много функциональную группу структуры, несущие с собой новые финансовые, технологические, управленческие и другие возможности. 

3 ОСНОВНЫЕ  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ  КОРПОРАЦИЙ И 

 НАПРАВЛЕНИЯ  ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 Будучи  порождением объективных экономических процессов, протекающих в мировом хозяйстве, ТНК обладают рядом специфических черт. 

3.1 Специфические  черты присущие транснациональным  корпорациям 

 ТНК  являются активными участниками  международного разделения труда  и способствуют его развитию. Движение капиталов ТНК, как  правило, независимо от процессов,  происходящих в стране базирования  корпорации.
 Транснациональные  корпорации устанавливают систему  международного производства, основанную  на размещении филиалов, дочерних  компаний, отделений по многим  странам мира. Они проникают в  высокотехнологичные, наукоемкие  отрасли производства, которые требуют  огромных инвестиций и высококвалифицированного  персонала. При этом заметно  проявляется тенденция к монополизации  этих отраслей ТНК. 

 Существенной  чертой деятельности международных  компаний является диверсификация  их производства и услуг. Так,  шведский автомобильный концерн
 «Вольво» выпускает не только известные во всем мире автомобили. Эта ТНК, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия одиннадцати отраслей, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии — 78, во
 Франции  — 84, в Италии — 90. Количество  и характер входящих в ТНК  предприятий определяются главным  образом экономической целесообразностью. 

 Располагая  мощной производственной базой,  ТНК проводят такую производственно-торговую  политику, которая обеспечивает  высокоэффективное планирование  производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы. 

 Транснациональными  корпорациями осуществляется динамичная  политика в области капиталовложений  и научно-исследовательских работ  в континентальном и международном  масштабе. 

 В  качестве конкретного примера  возникновения и развития международной  корпорации можно привести сосредоточившую  в своих руках 25% мирового рынка  бытовых электроприборов и промышленного  оборудования ТНК «Электролюкс».
 Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний,
 «Электролюкс» уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой
 Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие
 «Электролюкс» приобрел компанию «Уайт Кон-солидейтед» — третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др.,
 «Занусси» — крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной
 Европе, а также «АЭГ» — главного  производителя электротоваров в  ФРГ. 

 После  присоединения этих трех фирм  «Электролюкс» превратился в мирового лидера в своей отрасли, обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электроники в 75 странах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой ТНК трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в
1994 г.  составил 16 млрд. долл. 

 Расширяя  свою экспансию, ТНК используют  разнообразные формы освоения  мирового рынка. Эти формы в  значительной степени основываются  на контрактных отношениях и  не связаны с участием в  акционерном капитале других  фирм. 

3.2 Неакционерные  формы экспансии транснациональных  корпораций 

 К  числу таких форм экспансии  ТНК обычно относят: 

1) лицензирование; 

2) франчайзинг; 

3) управленческие  контракты; 

4) оказание  технических и маркетинговых  услуг; 

5) сдачу  предприятий «под ключ»; 

6) ограниченные  во времени договоры по созданию  совместных предприятий и соглашения  по осуществлению операций. 

 На  практике достаточно трудно четко  провести между той или иной  формой деятельности ТНК. Они  используются недифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, а дополняют его. 

 Важная  особенность развития этих форм  состоит в том, они используются  в значительной степени в отношениях  самими ТНК, выражая усиление  центростремительных тенденций. 

 Особое  распространение получили лицензионные  соглашения. В 1990 г. объем лицензионных  сделок ТНК превысил показатель 1970 года почти в 10 раз. 

 Лицензионное  соглашение представляет собой  юридический договор, по которому  лицензиар предоставляет определенные  права лицензиату на некоторое  время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется  как по внутри фирменным договорам ТНК, так и по внешним каналам передачи технологии. 

 Особой  разновидностью лицензионного соглашения  франчайзинг (франшиза). 

 Франчайзинг — это лицензионное соглашение, paccчитанное на продолжительный срок. При этом «франчайзор» представляет определенные права «фирме-клиенту». Эти Права включают использование торговой марки или фирменного названия, а также услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату. 

 С  конца 80-х годов становится  популярной такая форма экспансии  ТНК, как оказание управленческих  и маркетинговых услуг. Договор  по предоставлению управленческих  услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль  предприятия или фазы его деятельности  предоставляется другому предприятию  за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями  по договору, могут включать управление  производством, в том числе  ответственность за, технический  и инженерный аспекты производства; управление кадрами, в том числе  назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; покупку техники и сырья; маркетинг и финансовое управление. 

 По  контрактам об оказании технической  помощи ТНК осуществляют технические  услуги, имеющие отношение к какому-либо  специфическому аспекту деятельности  данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин, советами по использованию «ноу-хау», устранением аварий и контролем за качеством. 

 Широкое  распространение получили договоры  о сдаче заводов под ключ. В  этом случае ТНК берет на  себя ответственность за осуществление  всех (или большей части) видов  деятельности, необходимых для планирования  или строительства определенного  объекта. 

 В  целом тенденция к использованию  многообразных форм экспансии  ТНК развивается, как и сам  процесс интернационализации капитала  и производства, демонстрируя новые  формы и подходы. 

 Одной  из новейших форм завоевания  транснациональными корпорациями  международных рынков является  создание ими за рубежом специальных  инвестиционных компаний. Задачей  этих структур являются инвестиции  в дочерние и партнерские предприятия  ТНК для стимулирования продвижения  их продукции на региональные  рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные  компании по продаже безалкогольных  напитков «Пепси-
 Кола»  и «Кока-Кола» в Африке. 

4 РОЛЬ  ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В  МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЯХ 

 Активно  участвуя в процессах международного  производства на базе традиционного  международного разделения труда,  ТНК создали собственное внутрифирменное  международное производство на  основе модернизированного международного  разделения труда, с подключением  ряда развивающихся рынков с  новой для них специализацией. Именно этот внутрифирменный  вариант международного производства  стал для современных международных  корпораций основным. 

 Организация  внутрифирменного международного  производства дает ТНК ряд  преимуществ: 

1) использовать  выгоды международной специализации  производства отдельных стран; 

2) максимально  использовать налоговые, инвестиционные  и другие льготы, предоставляемые  странами для зарубежных инвесторов; 

3) маневрировать  загрузкой производственных мощностей,  приспосабливая свои производственные  программы в соответствии с  конъюнктурой мирового рынка; 

4) использование  своих дочерних компаний в  качестве плацдарма для завоевания  развивающихся рынков. Так, к примеру,  реализация продукции через свои  заграничные филиалы ТНК значительно  превышает мировой экспорт. При  этом продажи транснациональных  корпораций вне страны основного  базирования растут на 20-30% быстрее,  чем экспорт. Осуществляя инвестиции  во многих развивающихся странах,  ТНК строят заводы не для  того, чтобы произведенную продукцию  реализовывать в стране своего  базирования, а для нужд стран — реципиентов капитала; 

5) организация  собственного международного производства  дает возможность
 ТНК  продлевать жизненный цикл продукта, налаживая производство продукта  по мере его морального старения  на зарубежных филиалах, а затем  и продавая лицензии на его  производство иным компаниям. 

 Основа  мирового господства ТНК —  вывоз капитала и его эффективное  размещение. Совокупные зарубежные  инвестиции всех ТНК в настоящее  время играют более существенную  роль, чем торговля. ТНК контролируют  треть производительных капиталов  частного сектора всего мира, до 90% прямых инвестиций за рубежом.  Прямые инвестиции ТНК за рубежом  в предприятия, оборудование и  прочую собственность в середине 90-х годов превысили 3 трлн. долл. При этом прямые инвестиции росли в 3 раза быстрее, чем инвестиции в целом, хотя первые все еще составляют примерно 6% годовых капиталовложений промышленно развитых стран. 

 Обладая  огромными капиталами, ТНК активно  действуют на международных финансовых  рынках. Совокупные валютные резервы  ТНК в несколько раз больше, чем резервы всех центральных  банков мира вместе взятых. Перемещение  1-2% массы денег, находящихся в  частном секторе, вполне способно  изменить взаимный паритет любых  двух национальных валют. ТНК  часто рассматривают обменные  валютные операции в качестве  наиболее выгодного источника  своих прибылей. 

 Отраслевая  структура производства ТНК достаточно  широка: 60% материальных компаний  заняты в сфере производства, 37% — в сфере услуг и 3% в  добывающей промышленности и  сельском хозяйстве. Четко обозначилась  тенденция увеличения инвестиций  в сфере услуг и технологически  интенсивном производстве. Одновременно  снижается доля в добывающей  промышленности, сельском хозяйстве  и ресурсоемком производстве. 

 По  данным американского журнала  «Форчун» главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% общей активности транснациональных корпораций и пятисот «грандов». Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций ТНК. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности НИС и относительно развитых и развивающихся государств. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции стран-получателей капитала. Для беднейших стран политика иная — ТНК считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но, главным образом, наращивать товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки. 

 Транснациональные  корпорации во все большей  степени становятся определяющим  фактором для решения судьбы  той или иной страны в международной  системе экономических связей. Активная  производственная, инвестиционная, торговая  деятельность ТНК позволяет им  выполнить функцию международного  регулятора производства и распределения  продукции и даже, как считают  эксперты ООН, содействовать экономической  интеграции в мире.
 ТНК  вторгаются в сферы, которые  традиционно считались областью  государственных интересов —  делают вывод эксперты ООН  в докладе ЮНКТАД о транснациональных  корпорациях (1993 г.). Вместе с тем,  речь не идет о движении  к полной интеграции мировой  экономики под руководством ТНК.  В действительности, деятельность  ТНК ведет к интеграции, интернационализации  только в тех рамках и границах, которые определены получением  максимальной прибыли. 

 Отмечая  положительные стороны функционирования  ТНК в системе мирового хозяйства  и международных экономических  отношений, следует сказать и  об их негативном влиянии на  экономику тех стран, в которых  они функционируют.
 Специалисты  указывают: 

 —  на противодействие реализации  экономической политики государств, где
 ТНК  осуществляют свою деятельность; 

 —  на нарушение государственных  законов. Так, манипулируя политикой  трансфертных цен, дочерние компании  ТНК, действующие в различных  странах, умело обходят национальные  законодательства в целях укрытия  доходов от налогообложения, путем  перекачивания их из одной  страны в другую; 

 —  на установление монопольных  цен, диктат условий, ущемляющий  интересы принимающих стран; 

 —  переманивание высококвалифицированных  специалистов ведущими ТНК из  многих стран мира. 

 В  целом ТНК — это достаточно  сложный и непрерывно развивающийся  феномен в системе межхозяйственных  связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более, что в нашей стране  начинают возникать и развиваться  крупные российские корпорации  — финансово- промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экспансии на внешних рынках. 

 Послевоенная  история западноевропейских стран,  Японии и «новых индустриальных  стран» свидетельствует о том,  что национальный капитал способен  выдерживать конкуренцию с ТНК  в том случае, если он сам  структурируется в мощные финансово-промышленные  образования (адекватные международным  аналогам), способные проводить активную  внешнеэкономическую политику. 

5 СТАНОВЛЕНИЕ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКИХ МЕЖДУНАРОДНЫХ 

 КОМПАНИЙ  — ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 

 До  новейших образований российских  финансово-промышленных групп (ФПГ)  идея создания крупных межотраслевых  производственно-финансовых объединений  разрабатывалась в теории и  реализовывалась на практике  советского периода.
 Первые  попытки организационной взаимоувязки крупных хозяйственно- технологических комплексов были предприняты при организации совнархозов, когда многие министерства упразднялись и вводилась комплексная организация управления взаимосвязанными производствами на территориальной основе. 

 Развитие  процесса по устранению межведомственной  разобщенности и организации  народнохозяйственных технологических  комплексов выразилось в образовании  научно-производственных объединений (НПО), торгово- производственных объединений (ТПО), агропромышленных комплексов (АПК), территориально-производственных комплексов (ТПК) и, наконец, государственно- производственных объединений (ГПО). Все эти образования были главным образом и прежде всего нацелены на решение внутриэкономических задач без широких планов внешнеэкономической ориентации. 

 В  начале 90-х годов сложилось понимание  того, что наиболее эффективным  путем создания и развития  российских транснациональных компаний  является институт финансово-промышленных  групп. 

 Финансово-промышленные  группы представляют собой совокупность  юридических лиц, действующих  как основное и дочерние общества, полностью или частично объединившие  свои материальные активы. В состав  ФПГ могут входить коммерческие  и некоммерческие организации,  в том числе и иностранные,  за исключением общественных  и религиозных организаций. Среди  участников ФПГ обязательно наличие  организаций, действующих в сфере  производства, а также банков. 

 Уже  в советские времена существовали  международные или транснациональные  корпорации. Примером российской  ТНК может служить «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.