На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Малый бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ
     РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 
     МОСКОВСКИЙ  ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
     (ТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ)
 
 
 
     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
 
     «Малый  бизнес: факторы развития и роль в формировании рыночной экономики»
 
 
 
 
 
     Студент группы
     (Ф.И.О.)
 
     Научный руководитель
     (звание, ученая степень, Ф.И.О.)
 
Сдана на проверку    
Возвращена  на доработку    
Допущена  к защите    
Оценка    
 
 
     Москва 2011
Содержание
 
     Введение  .................................................................................................. 3
     Глава 1. Экономическое содержание понятия  “малый бизнес”........... 4
     Глава 2. Этапы развития малого бизнеса  в РФ  .................................. 12
     Глава 3. Роль малого бизнеса в формировании рыночной
     экономики…………………………………………………………….…18
     Заключение  ............................................................................................ 21
     Список  литературы  ............................................................................... 23
     Введение
 
     Актуальность  темы исследования определяется значением  малого бизнеса в любой национальной экономике. Поскольку данный вид  бизнеса характеризуется достаточно быстрой оборачиваемостью незначительного  по объему капитала, он составляет основу существования среднего класса в развитых экономиках. В связи с этим, проблема развития малого предпринимательства в России может рассматриваться, в том числе в аспекте формирования стабильного и значительного среднего класса.
     Целью работы явилось изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в постадминистративной экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого  бизнеса в РФ.
     Основной  задачей является определить роль малого бизнеса в рыночной экономике, проследить особенности его развития в России, определить институциональную среду малого бизнеса, раскрыть проблемы и перспективы его развития.
     Целям работы соответствует ее структура. В работе использованы основные законодательные акты, регламентирующие функционирование малого бизнеса, учебная литература, монографии, периодические издания по теоретическим и практическим проблемам функционирования малого бизнеса.
     Глава 1. Экономическое  содержание понятия  «малый бизнес».
      Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), конституирующим сущность этого понятия»1 . Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размен уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих.
     В Европейском союзе принята такая классификация малых и средних предприятий: к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 9 человек; к малым — с числом работающих от 10 до 49 человек; к средним - с числом работающих от 50 до 249 человек. Для всех категорий предприятий товарооборот должен быть менее  40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость предприятий. В Австрии, например, к малым относят предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро либо балансовая стоимость активов не более 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%. В Италии к микропредприятиям относят предприятия с числом работающих не более 19 человек, к малым - с числом работающих от 20 до 99 человек, к средним предприятиям (малым) — с числом работающих от 100 до 199 человек, к средним предприятиям (большим) — с числом работающих от 200 до 499 человек.
     Международная организация экономического сотрудничества развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
     В российской практике малое предпринимательство  было разрешено в 1988 г. Поначалу к  числу малых относили государственные  предприятия, на которых среднее  число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с  постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право, на определение количественного значения которого, предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.
     В соответствии с Федеральным законом  от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (статья 4) к малым предприятиям (юридическим лицам) относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие следующим условиям:
  1) суммарная доля участия Российской  Федерации, субъектов Российской  Федерации, муниципальных образований,  иностранных юридических лиц,  иностранных граждан, общественных  и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2) средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не превышает 100 человек;
  3) выручка от реализации товаров  (работ, услуг) без учета налога  на добавленную стоимость за  предшествующий календарный год  не должна превышать предельного  значения, установленного постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008г. № 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".
     Категория субъекта малого или среднего предпринимательства  определяется в соответствии с наибольшим по значению условием по средней численности работников или по выручке от реализации товаров (работ, услуг).
      Средняя численность работников малого предприятия  за календарный год определяется с учетом всех его работников,  
в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений малого предприятия.

     В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовой объеме прибыли.
     В Российской Федерации по федеральному закону, к субъектам малого предпринимательства  относятся и индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
      Для экономики в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитие малого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, ФРГ, Франция и др. Доля малых предприятий в основных экономических показателях России в 2001 г., по данным Госкомстата РФ, представлена в табл. 1. 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Табл. 1
Удельный  вес малых предприятий в основных экономических показателях, %
Показатели 2001 г. 2010 г.
1 2 3
"средняя  численность работников 17,9 21,7
1 2 3
"средняя  численность внешних совместителей 38,9 43,2
Средняя численность работников, выполняющих  работы по договорам гражданско-правового характера 26,4 22,8
Оборот  предприятий 5,6 24,5
Инвестиции  в основной капитал 2,7 4,4
Капитал и резервы 4,8 9,6
 
     На  конец 2010 г. число малых предприятий  по отраслям экономики распределялось следующим образом (от общей численности всех предприятий, %): торговля и общественное питание — 46,2; строительство — 14,1; промышленность — 14,8; наука и научное обслуживание — 3,4; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,2; другие отрасли экономики — 17,3.3
     За  последние годы число малых предприятий  не увеличилось, а наоборот снизелось. Если на конец 2009 г. их численность составляла 227,8 тыс., то на начало 2011 г. — 219,7 тыс.4   Снизилось число малых предприятий в строительстве, информационно-вычислительном обслуживании, науке и научном обслуживании и других отраслях. К сожалению, за последние годы сократилась численность работающих на малых предприятиях. Если в 2010 г. средняя численность работников, занятых на малых предприятиях, составила 7639,2 тыс., то на начало 2011 г. — 6435,8 тыс. человек. Из них среднесписочная численность работников составляла 5562,9 тыс. человек, средняя численность совместителей — 253,8 тыс. и средняя численность работающих по договорам гражданско-правового характера — 200,2 тыс. человек.
     За  последние годы увеличился объем  продукции работ, ус-ч произведенной  малыми предприятиями. Так, в 2011 г. малые  предприятия произвели продукции (работ, услуг) на сумму 10247,0 млн. руб.5, в том числе в промышленности —214571,1 млн., в строительстве - 220 419,7 млн., в торговле и общественном питании - 197 940,3 млн. руб.
     Говоря  о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно  сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства  является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
    формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
    расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
    приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
     • привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем
     на  крупных;
    создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
    вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
    активизация научно-технического прогресса;
    освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
    содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;
    освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
     Все эти и другие экономические и  социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших  государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России.
     Практика  показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
 
 
 
 
     Глава 2. Этапы развития малого бизнеса в  России.
 
     Теории о предпринимательстве зародились еще в XVIII. Первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес А. Смит. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой–то коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск. Интерес представляет мнение Ж. Бодо о том, что предприниматель – это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. Й. Шумпетер определяет предпринимателей как хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предпринимательство – это рискованное дело добровольно осуществляемое гражданами. Также предпринимательство трактуют как свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности, осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетом и другими хозяйствующими субъектами.
     Малый и средний бизнес в рыночной экономике  — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта (ВНП). Во всех развитых странах  на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
     Критериями  отнесения предприятия к малым  являются численность работающих и  доля государственной, муниципальной  собственности и собственности  общественных объединений в уставном капитале этих предприятий, которая  должна составлять не более 25%. Численность работающих в малом бизнесе определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек — в науке и научном обслуживании, до 50 человек — в других отраслях производственной сферы, до 15 человек — в непроизводственной сфере.
     Российское  малое предпринимательство в  своем становлении прошло четыре этапа.
     Первый  и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях командно – административной экономики в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе  за счет средств госбюджета, в целом  более благоприятное положение  дел в экономике обусловили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивались производство дефицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, общественного питания и пр.
     Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предприятия выполняли  роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых  госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства.
     Конечно, в развитии МП имели место не только негативные процессы. В годы перестройки  малый бизнес включился в общий, всячески поддерживаемый правительством процесс бурного развития кооперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через развитие кооперации и малого бизнеса.
     1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Начался новый, второй, этап в развитии российского малого предпринимательства.
     Этот  факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда  либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности.
     Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых  предприятий стала тогда сфера  науки и научного обслуживания. В  ней число малых предприятий  возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза).
     В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.
     Важнейшими  функциями МП в условиях шоковой  терапии стали социальное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
     Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
     Падение потребительского платежеспособного  спроса торговое малое предпринимательство  тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров.
     Малое предпринимательство было составным  элементом массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить массовое развитие предпринимательства. Это объясняется и экономическими причинами и общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.
     Уже к 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождавшийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа МП.
     Главными  причинами приостановки роста числа  малых предприятий являлись резкое сужение границ сфер, характеризовавшихся  легко достигаемой высокой доходностью, исчерпание психологических ожиданий беспредельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.
     Если  в России еще в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то к 1995 г. все четче стали действовать закономерности цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания и даже средние производственные предприятия. Нормой становился доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по стране.
     В экономике России стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности. Получил развитие процесс поглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятия оказываются первой жертвой таких поглощений.
     Замедление  роста числа новых малых предприятий  объясняется еще и тем, что не проявил свою силу - и в экономическом, и в социальном плане - такой мощный фактор увеличения малых предприятия, как рост безработицы. Несмотря на все прогнозы ее бурного увеличения, вплоть до 1996 г. официальная безработица оставалась на уровне 2-3% экономически активного населения.
     С 2000 года в стране стала формироваться  принципиально новая экономическая  ситуация, в которой МП начали играть роль, характерную для малого предпринимательства  в нормальной рыночной экономике.
     Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.
     Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского  малого предпринимательства, кардинального  расширения поля его деятельности требуется  активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.
   Глава 3. Роль малого бизнеса  в формировании рыночной экономики.
 
   Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять  ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.