На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально-экономическая модель Республики Беларусь и особенности ее функционирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования Республики Беларусь
     Учреждение  образования 
     «Гомельский государственный  университет имени  Франциска Скорины»
     Экономический факультет 

     Кафедра экономической теории и мировой экономики 
 
 
 
 
 
 

     Социально-экономическая  модель Республики Беларусь
     и особенности ее функционирования 

     Курсовая  работа 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исполнитель:
     Студентка группы ФК-21                                                  Тороп Я.С. 

     Научный руководитель                                                 Сорвирова В. В.
     к.э.н., ст. преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гомель 2011 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 

     1.Основы  развития рыночной экономики  в экономической теории и их  характеристика……………………………………………………………………5 

     2.Социально-экономические  модели экономического развития Германии и Швеции: общее и особенное………………………………………13 

     3.Социально-ориентировання  модель экономического развития  в Республике Беларусь и ее  особенности………………………………………...21 

     3.1 Становление и развитие социально-ориентированной  модели рыночной экономики: цель и приоритеты……………………………………..21 

     3.2 Реализация программы социально  экономического развития на 2006-2010 гг.……………………………………………………………………...25 

     3.3. Перспективы и направления развития  социально ориентированной модели  экономики……………………………………………………………….28 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33 

     Список  использованной литературы…………………………………….34 

     Приложение  А……………………………………………………………..35 

     Приложение  Б……………………………………………………………..36 

     Приложение  В……………………………………………………………..37 

     Приложение  Г……………………………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Экономика зародилась одновременно с зарождением  цивилизации. Она развивалась в  соответствии с изменением потребностей людей, переходила из одной формы  в другую в зависимости от политики руководящих лиц, однако она существовала постоянно, выполняла свои функции по организации экономической жизни человечества. Истории известны различные, порой абсолютно противоположные формы экономического устройства государств, и, в конце концов, возникла, на мой взгляд, одна из наиболее совершенных моделей – социально ориентированная.
     Экономисты  долго искали решение, прежде чем  пришли к выводу о необходимости  разработки такого вида экономического строя государства. Ведь ни одна из ранее существовавших экономических  моделей не удовлетворяла потребности  граждан так полно, как социально ориентированная. Поэтому создание  этой модели, в которой собрано все самое лучшее из рыночной, плановой и других экономик, явилось сенсацией и наилучшим решением проблем всех слоев населения.
     Беларусь  как никакая другая страна нуждается в реорганизации и совершенствовании экономической сферы. Это очень молодая страна, которая имеет скромный опыт в управлении и регулировании экономических процессов внутри страны. К тому же, после развала Советского Союза и обретения суверенитета республика оказалась на распутье: какой же путь развития выбрать? В этой ситуации единственно верным решением было избрать принципиально новую модель дальнейшего развития. Что и было успешно сделано. Взяв за основу социально ориентированную экономику, модернизировав ее, адаптировав под нашу экономическую обстановку, согласовав ее с потребностями и нуждами граждан, мы получили нашу социально ориентированную и экологически ответственную смешанную экономику.
     В процессе исследования я изучала  издания периодической печати и другие литературные источники, а также интернет-ресурсы. Первоисточники последних лет в основном являются научными журналами. В процессе исследования я изучала такие журналы, как «Белорусский Экономический журнал»,«Веснік Магілёўскага дзяржаўнага универститета імя А.А. Куляшова», «Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага універсітэта» и др. В книгах А. М. Волкова «Швеция: социально-экономическая модель» и  В. П. Колесова «Экономика зарубежных стран: капиталистические и развивающиеся страны» достаточно подробно описана социально-экономическая модель Швеции. Социально-экономическая модель Германии подробно охарактеризована в учебнике Е. Д. Халевинской «Мировая экономика». В статьях В. Н. Шимова «Беларусь от экономического кризиса к устойчивому развитию» и «Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы» подробно описаны основы функционирования социально-ориентированной модели экономического развития Республики  Беларусь.
     Главной целью моей курсовой работы является определение термина «социально-экономическая модель». Исходя из поставленной цели, главными задачами моей работы стали:
     1)изучение  развития рыночной экономики  в экономической теории
     2)изучение  социально-экономических моделей  Германии и Швеции
     3)выявление  особенностей, характерных именно для белорусской модели социально-экономического развития
     4)изучение  перспектив развития социально-ориентированной модели экономики
     На  мой взгляд, Беларусь имеет уникальные преимущества и огромный потенциал  для дальнейшего развития производственных мощностей, повышения уровня и качества жизни своих граждан, завоевания авторитета на мировой арене. К ним можно отнести и географическое положение нашей страны, и достаточно высокий уровень квалификации наших трудовых кадров, и благоприятный инвестиционный климат. Только ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутых показателях, нужно двигаться вперед, совершенствоваться, расти. И для этого у нас есть главное – желание и стремление добиться лучшей жизни для себя и своих потомков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1  ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 

     Рынок в своем развитии прошел путь, продолжительность  которого насчитывает более 30 тыс. лет. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм - это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, первой плавки металла, с открытиями электроники, программирования, генной инженерии и т. п. В отличие от других научных и технических открытий рынок есть творение коллективного человеческого гения.
     В современной экономической литературе можно встретить самые различные  определения сущности рынка. А. Смит и Д. Рикардо рынок отнесли  к понятию, которое не нуждается  в определении, ибо его сущность, по их мнению, достаточно очевидна и потому не требует теоретического анализа. Тем не менее учеными-экономистами предпринимались неоднократные попытки дать научное определение этого понятия.
     Самое обыденное и первое определение  утверждало, что рынок - это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т. е. благ и услуг. Предпринимались попытки ввести в понятие рынка фактор ценообразования. Так, А. Маршалл определяет рынок как всякий район, во всех пунктах которого в один и тот же момент платят за одни и те же товары одинаковую цену [14, с. 6-7].
     В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы  ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.     
     История развития общества от низших ступеней к высшим свидетельствует, что общественное хозяйство на разных этапах развития производительных сил и производственных отношений меняло свои экономические  формы.     
     Первичной, исходной формой было натуральное хозяйство. Исторический опыт его развития дает основания предполагать об огромном многообразии моделей натуральной формы хозяйствования: первобытная община, азиатская община, германская, славянская и др. При общности основных признаков каждая из моделей имела свои особенности, обусловленные спецификой среды обитания.      Натуральная форма хозяйства исторически основывалась на земельной собственности, являвшейся фундаментом всех социально-экономических отношений. Эта форма хозяйствования была характерна для всех докапиталистических способов производства. Она возникла как следствие неразвитости общественного разделения труда и примитивности материальных условий хозяйствования.     
     Натуральное производство это такая форма  хозяйства, при которой материальные блага и услуги создаются для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы. Внешние связи здесь не развиты. Натуральная форма господствовала в замкнутой первобытной общине. Здесь каждая хозяйственная единица производит все виды работ, начиная от добывания разных видов сырья и кончая полной подготовкой продуктов труда к потреблению. В основном натуральными были патриархальное крестьянское хозяйство, феодальные поместья. Ограниченные примитивные потребности совпадали со столь же примитивным производством.     В рамках такого замкнутого хозяйства воспроизводилось для собственных нужд практически все: предметы пищи, одежда, рабочий и продуктивный скот, удобрения, примитивный инвентарь. Производственные отношения при такой форме хозяйствования выступали в своем непосредственном виде, как отношения между людьми (рабовладелец и раб, помещик и крестьянин), а не как отношения через продукты их труда. Натуральная форма производства жестко замыкает все экономические процессы в рамки локальных единиц, не допускает открытия каналов для связей во вне. Рабочая сила столь же жестко закрепляется за данным хозяйственным целым и лишена мобильности. Отсюда и консерватизм натурального хозяйства. Его элементы сохранились и по сей день, а в слаборазвитых странах существуют в массовых масштабах.      
     Товарная  форма хозяйства зарождалась  как противоположность натуральному хозяйству, сначала в отношениях между общинами, а затем проникла и внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмирающий элемент экономической жизни общества.      
     Товарное  производство представляет собой определенную организацию общественного производства, при которой экономические отношения  между людьми проявляются через  рынок, через куплю-продажу продуктов их труда.      
     Для развития товарного хозяйства необходимы были два условия:
       1. Общественное разделение труда, при котором каждый производитель специализируется на выработке определенного вида продукции. Специализация явилась основным условием для роста производительности труда, а в последствии и для технологических революций. Это явилось предпосылкой для создания некоторых излишков продукции сверх нужного для потребления внутри общины.
          2. Экономическое обособление производителей друг от друга как собственников, в силу чего возникла необходимость в обмене результатами труда. Общественное разделение труда скорее является условием возникновения товарного производства, а экономическое обособление товаропроизводителей - причиной. Необходимо различать два вида товарного хозяйства: простое и развитое капиталистическое. Простое товарное производство - это хозяйство ремесленников и крестьян. Оно основано на личном труде, а связь с рынком поддерживается через продажу излишков (сверх своего потребления) производимой продукции. Капиталистическое товарное производство основано на наемном труде и в полном объеме связано с рынком. Объединяет их частная собственность на материальные условия хозяйственной деятельности
     В длительной экономической эволюции "сотворение" рынка произошло вследствие поиска людьми решения извечной экономической дилеммы: "редкие, ограниченные ресурсы - неограниченные потребности человека в разнообразных благах". Наверное точнее было бы сказать, что выход на рынок был предопределен самой экономической средой. Ограниченность ресурсов выступила одной из причин общественного разделения труда, специализации отраслей и видов человеческой деятельности. Сама современная экономическая система является своеобразным продуктом все возрастающих масштабов разделения труда и углубления специализации. Однако успехов в поисках решения проблемы "потребности-возможности" удалось добиться далеко не всем.      
     Мировой опыт свидетельствует, что не всегда зарождение и функционирование товарных отношений автоматически порождало прогрессивное развитие общества. В течение тысячелетий процветала торговля во многих городах Средней Азии, Ближнего Востока, но большинство государств ныне расположенных здесь продолжают оставаться слаборазвитыми.         
     В докапиталистических способах производства товарные отношения играли подчиненную  роль - способствовали установлению связей между ранее изолированными производственными  ячейками (общинами, рабовладельческими латифундиями, феодальными поместьями и т.д.). Они открывали дополнительные возможности для развития производства и общества в целом. С развитием торговли были связаны достижения в мореплавании, крупнейшие географические открытия.     
     Товарная  экономика - это постоянное движение товарных масс в том направлении, где в них нуждаются. Навстречу друг другу перемещаются потребительские продукты и капитальные товары производственного назначения. Эти потоки стали быстро расширяться в период разложения феодального общества. Можно утверждать, что капитализм как особое социально-экономическое устройство общества вырос из товарного производства. Предпосылки для него формировались в процессе развития простого товарного хозяйства. Продукт частного труда с конкретными затратами на его создание приравнивался к общественному труду через рынок и тем самым находил общественное признание. Тот, кому удавалось снизить индивидуальную стоимость своей продукции оказывался в выгодном положении и по сравнению с другими получал добавочную прибыль. Другой, менее искусный, менее расторопный оказывался в худшем положении и в конечном счете разорялся. Процесс расслоения товаропроизводителей является объективной реальностью, он закономерен. И эта закономерность выпукло проявляется в наших сегодняшних буднях.      
     В ходе развития товарно-денежных отношений шло первоначальное накопление капитала, которое по образному определению К. Маркса вписано в историю человечества пламенеющим языком огня и меча. С одной стороны накапливается капитал в руках определенных групп людей, с другой - в лице обездоленных формировался класс людей, работающих по найму. Основу капитализма и составляют частная собственность на средства производства и труд юридически независимых, свободных работников, которые не имея в своем распоряжении средств производства, вынуждены продавать на рынке труда единственный товар - свою способность к труду     
     Товарное  хозяйство при капитализме таким  образом расширяется, становится основной формой экономической жизни. Товарные отношения здесь пронизывают  все сферы и функции общественного хозяйства, а товар превращается, как писал К. Маркс, в его элементарную "клеточку". Свойственные натуральному хозяйству прямые экономические связи между производством и потреблением: "производство - распределение - потребление" сменяется при капитализме всеобщей опосредованной связью: "производство - обмен - потребление".     
     При развитом товарном производстве товарами становятся не только все продукты труда, но и факторы производства, в том числе и рабочая сила. Рыночные отношения приобретают всеобщий характер. Происходит овеществление всей системы экономических отношений, возникает товарный фетишизм.     
     Мы  живем в мире товаров и денег. Лишь очень незначительная часть  наших потребностей удовлетворяется  минуя рынок без вхождения  в отношения с другими людьми. Для приобретения товаров нужны деньги. А их надо зарабатывать.      
     Рыночная  организация экономики оказалась  наиболее эффективной. Она требует  от общества наименьших издержек при  решении кардинальных экономических  проблем. Производители и потребители товаров находят друг друга без всякого вмешательства из вне, общаясь между собой на языке цен. Благодаря такому свободному поведению обеспечивается пропорциональность в хозяйственной деятельности: все ненужное, утратившее свою полезность отбрасывается не находя спроса, а нужное, прогрессивное получает простор и развитие.     
     В 60-70-х годах среди экономистов-теоретиков СССР проходила дискуссия о характере  и формах социалистического производства, расколовшая их на два лагеря: "товарников" и "нетоварников". Первые считали, что социалистическое производство продолжает развиваться в товарной форме. Здесь сохраняются основы его функционирования (общественное разделение труда и экономическое обособление производителей: две формы собственности на средства производства и продукты труда), а обмен деятельностью и его результатами между предприятиями и всеми другими субъектами происходит посредством купли и продажи. При всем этом обосновывались особенности социалистического товарного производства и его "коренные" отличия от капиталистического.  
     Группа "нетоварников" базировала свои суждения на основных положениях марксистской экономической теории: товарное производство явилось исходным пунктом возникновения капитализма, оно способно возрождать капитализм... ежеминутно, ежечасно в массовом масштабе. Товар является экономической клеточкой буржуазного общества, поэтому построение социализма связано с уничтожением товарной формы производства и его заменой планомерно организуемым производством в масштабе всего общества. По мнению приверженцев этого направления, товарная форма производства не вечна, она возникла на определенном историческом этапе развития общества, достигает своего расцвета и становится всеобщей формой хозяйства при капитализме, а при социализме постепенно заменяется простым продуктообменом между производителями и потребителями.      

     Может быть в отдаленной перспективе, когда  человек выйдет на уровень сознательного  самоограничения своих потребностей при ограниченных ресурсах, такой  переход и окажется возможным. А пока мы входим в рыночную экономику от административно-командной экономической системы. И входим крайне неудачно.
     Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.     
     При первой модели целевая направленность государственных программ связана  с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики  получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора  в экономике 30%. (Германия) При смешанной  экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).     
     Корпоративная экономика предполагает целевую  направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).          
     В современных условиях рыночная система  хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к  усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).      
     Домашние  хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует  в потребительской сфере экономики  и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.     
     Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.  
     Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.    

     Государство как субъект рыночных отношений  представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для  достижения общественных целей, обеспечения  экономического и социального прогресса общества.   
     Если  оценивать экономические цели современной  системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:
     1.Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения. 
     2. Повышение эффективности использования  ограниченных производственных  ресурсов в масштабе всего  общества, то есть достижения  наилучших результатов при минимальных  затратах.  
     3. Достижение полной занятости  трудоспособного населения. Все  кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
     4. Стабильный уровень цен. Постоянно  изменяющиеся цены ведут к  изменению поведения людей и  предприятий, создают напряженность  и неуверенность в экономической  деятельности.      
       5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.  
       6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.     

     7. Поддержание разумного соотношения  экспорта и импорта, то есть  по возможности активного торгового баланса в международных   
     Таковы  в общих чертах основы и характерные  признаки рыночной экономики [7].
     Цель  рыночной  экономики - удовлетворение потребностей отдельных  потребителей и общества в целом в благах  и  услугах.  Достижение  целей  происходит  в  процессе  функционирования рынка, т.е. выполнения им ряда важнейших функций: ин формационной, регулирующей, стимулирующей, интегрирующей.
     Информационная функция  заключается  в  том,  что рынок  выявляет 
общественные потребности, спрос на товары и услуги, а также дает  производителям   и   продавцам информацию об ориентировочной цене и качестве продуктов.  Для принятия решения о производстве товаров  любой
производитель должен  обладать как можно большей информацией о состоянии дел  на рынке.
     Регулирующая функция проявляется в распределении и  перераспределении ресурсов в соответствии с платежеспособным спросом, в установлении свободных равновесных цен; определяет структуру   предложения.  Она тесно связана с информационной  функцией  и  является  как бы практическим предвоплощением  последней.
     Важное  значение с точки  зрения эффективности рыночной  системы
имеет  стимулирующая функция, ибо она нацеливает  на снижение издержек производства, внедрение новой техники и технологии, рациональное
использование ресурсов,  обеспечение высокого  качества товаров  и  обслуживания.
     Интегрирующая функция,обеспечивая результативное  взаимодействие трех  названных  функций, сводит воедино самостоятельные  решения свободных   товаропроизводителей,  отбирая из них наиболее  эффективные для достижения цели. Следствием является дифференциация производителей,  а   победа сильнейших обеспечивает   дальнейшее  развитие рыночного хозяйства.
     Определив краткое  содержание функций рыночной экономики,  опишем   механизм   ее  функционирования,  под   которым   понимается  способ взаимосвязи   элементов рыночной структуры, обеспечивающий выполнение ими своих функций, создающий условия для действия законов стоимости, спроса  и предложения и др.
     Механизм   функционирования  рыночной  экономики  весьма сложен,
противоречив и имеет   много  аспектов. Но в самом общем   виде он  должен  обеспечить решение трех  основных  хозяйственных  проблем. Первая
проблема: что производить? Какие товары  и  в  каких количествах выпускать: больше станков и оборудования и меньше бытовой техники? Или,
может, увеличить производство продуктов питания,  а  производство дешевых  школьных  принадлежностей свернуть до минимума? Вторая проблема:  как производить?  Какую технику   и  технологию  использовать,
применять природные или искусственные материалы, основывать производство на применении угля или атомной энергии? Третья проблема: для кого  производить?  Кто будет   потребителем   продукции:  пожилые  или молодые люди, а  может  быть, дети; коллективное хозяйство или отдельный фермер?
     Функционирование  рыночного  механизма  основано  на  спросе  и  предложении, между которыми наступает  соответствие, а  товары   и   услуги продаются и покупаются по равновесным ценам, когда удовлетворены  как интересы потребителей, так и интересы производителей.[15,с.31-33].
     Вывод:  рыночная экономика - экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов. Они улавливают движение спроса и предложения через систему цен и прибылей. Неотъемлемыми предпосылками рыночной экономики являются общественное разделение труда, рыночный обмен продуктами труда, частная собственность, экономическая свобода хозяйствующих субъектов.
     Развитие  рыночной экономики сталкивается с  рядом противоречий. К основным из них относится неспособность  рыночных механизмов удовлетворять. Многие потенциальные общественные потребности, возникающие в ходе развития общества, циклический характер экономического развития, усиление социально-экономической дифференциации, рост монополистических тенденций и др. Рыночная экономическая система не способна полностью учитывать и удовлетворять общественные или коллективные потребности в социальных благах.
     Современная рыночная экономика - социально ориентированная  экономика. Государство не только дополняет  и корректирует действие рынка, но и  является важнейшим механизмом, обеспечивающим социальную направленность развития рыночной экономики. 
 
 

2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ И ШВЕЦИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ 

     Понятие «Шведская модель
       Термин “шведская модель” возник  в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
       Сейчас этот термин используется  в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости оттого, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
     Другая  характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между  трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
     Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду, прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
     Экономически  эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования какой-то совершенно уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый»[11].
     Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических  и политических реалий в стране с  ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
     Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени  были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека - с 1932 г. (за исключением 1976-1982 гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник.
     Стремление  к равенству сильно развито в  Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов  нации в создании общего дома, большие  группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев.
     К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814.,неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.
     На  экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
     Успешное  функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
     С середины 70-х годов в связи  с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность [12,c.232].
     Шведская  модель исходит из положения, что  децентрализованная рыночная система  производства эффективна, государство  не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
     Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы, достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”[8,c.160].
       Каждая социально-экономическая  модель преследует и создана для определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) - обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации классовых антагонизмов и конфликтов.
     В шведской модели социальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма на базе государства благосостояния.
     Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.
     Согласно  одной из целей шведской модели - равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социального страхования способствует значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12% (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения : в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в Великобритании - 70,5% ; в Японии - 48,5%).
     После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от доходов других слоев населения (например, пенсионеров). В 1950 г. на чистые доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из государственного сектора домашним хозяйствам.
     Более половины собственности домашних хозяйств приходится на материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в банках, облигаций, акций и других требований составляют около 40%. На автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более равномерное, чем в большинстве других стран.
       Опыт Швеции показывает, что существует  два основных способа расходования  средств на социальную сферу,  способствующих улучшению современной  рыночной экономики. 
       Социальные услуги, такие, как общедоступная система образования, повышают занятость всей рабочей силы.
       Расходы на переобучение помогают  людям чувствовать себя защищенными  и меньше бояться перемен. Потеря  работы всегда переживается болезненно. Но если существует система  экономической поддержки населения в трудное время, то конкуренция со стороны иностранцев и появление новых технологий уже не представляют такой угрозы.
       Исходя из этого, Швеция тратит  на образование большую часть  своего ВНП, нежели любая другая  страна. Благодаря налоговым поступлениям - в Швеции бесплатное среднее и высшее образование, обеспечивающее хороший уровень знаний, множество образовательных программ, а также программ переквалификации для взрослых. Кроме того, в случае закрытия предприятия пособие по безработице позволяет сохранить достойный уровень жизни. Это дает положительные результаты.
       Швеция занимает первое место  по уровню грамотности, согласно  анализу Организации экономического  сотрудничества и развития (ОЭСР). Даже в самых экономически  развитых странах, включая США, уровень грамотности более 15% взрослого населения очень низок, а это, как считает ОЭСР, "снижает их возможность справляться с растущими требованиями века информации к профессионализму". В Швеции только у 8% взрослого населения такие же пробелы в знаниях, что явно выгоднее с точки зрения производительности труда и гибкости экономики, поскольку расширяется база трудовых ресурсов.
     Расходы на образование также окупаются, так как способствуют появлению  мобильных людей, т.е. граждан, которые  готовы к переменам и интересуются новыми изобретениями. Эти люди с готовностью осваивают новую информацию и технологии связи. Выяснилось, что доступ к наиболее продвинутым клиентам дает преимущество в конкурентной борьбе компаний в скандинавских странах[8,с.4-8]. 

     Германская  модель
     Экономика Германии характеризуется хорошо развитой инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой. В экономической системе Германии выделяется несколько специфических черт.
     Это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
     Экономика Германии организована по принципу социально-рыночной экономики, характеризующейся сочетанием социального баланса и рыночной свободы. Данная экономическая модель предполагает в значительной мере свободные действия рыночных сил, однако, основной упор делается на социальном обеспечении. Концепция социальной рыночной экономики была впервые разработана и реализована Людвигом Эрхардом и Альфредом Мюллер-Армаком в 1947—1949 годах в целях послевоенного восстановления ФРГ[9].
     Данная  модель представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающее равномерное распределение социальных благ в обществе. Социальное партнерство между профсоюзами и работодателями обеспечивает достаточно прочный социальный мир. Реформы в системах социального страхования и структурные реформы на рынке труда нацелены на снижение побочных расходов на рабочую силу и стимулирование экономического роста.
     В германской экономической модели государство  не устанавливает экономические  цели - это лежит в плоскости  индивидуальных рыночных решений, - а  создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие  рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику.
     Германская  модель, сочетающая рынок с высокой  степенью государственного вмешательства, характеризуется следующими чертами:
     - индивидуальная свобода как условие  функционирования рыночных механизмов  и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;
     - социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;
     - антициклическое регулирование;
     - стимулирование технологических  и организационных инноваций;
     - проведение структурной политики;
     - защита и поощрение конкуренции. 
     Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
     Другой  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
     На  сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров[10, с.57-62].
     Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала.
     В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику  страны за последние 10 лет до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5% .
     Доля  государственных расходов в экономике  Германии крайне высока (около 50%), а  рост государственных расходов порождает  проблему с дефицитом бюджета  и государственным долгом. Усложняет  проблему социально-рыночного хозяйства Германии консолидация восточных и западных земель.
     Для экономики Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению  со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС.
     В последнее время Германия испытывает определённые трудности в реализации модели социально-рыночного хозяйствования. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40 % чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда и на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг значительных размеров [9].
       В данной главе моей курсовой работы я рассмотрела модели социально – экономического развития Швеции и Германии. Миф об идеальности этих стран слишком преувеличен. В рассматриваемых странах также есть свои проблемы занятости, экономического роста, государственного вмешательства в экономику, нехватки высококвалифицированных кадров, борьба с бедностью и т. д. Однако, правительство этих стран проводит активную политику по решению и устранению этих проблем.
     Вывод: в экономике Германии и Швеции есть как общие черты, так и отличительные.
     К общим чертам можно отнести социальную направленность этих экономик. В обоих государствах правительство стремится равномерно распределить социальные богатства между всеми слоями населения, также правительство стремится к полной занятости и выравниваю доходов. В Германии, как и в Швеции, активно поддерживается предпринимательство, конкуренции и индивидуальная свобода. Несмотря на то, что в экономиках Германии и Швеции достаточно высокие налоги, уровень жизни в этих государствах остается одним из самых высоких в Европе.
     Наряду  с общими чертами каждое государство обладает и отличительными чертами. В Германии государство активно вмешивается в экономику, а в Швеции наоборот-государство не вмешивается ни в экономику, ни в производственную деятельность предприятий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 СОЦИАЛЬНО-ОРИНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 

     3.1.Ставновление  и развитие социально-ориентированной  модели рыночной  экономики: цель и приоритеты 

     Республика  Беларусь приобрела государственный  суверенитет в 1991 г. Процесс становления ее государственности совпал с мощнейшим экономическим кризисом. Последнее десятилетие  XX в. По праву можно считать для экономики Беларуси периодом тяжелейшего испытания на устойчивость и жизнеспособность.
     Разрушительные  тенденции, обусловленные распадом СССР, крайним несовершенством и низкой эффективностью прежнего хозяйственного механизма, однородностью принимаемых мер по стабилизации положения, привели к тому, что основные показатели социально-экономического развития республики до середины 90-х годов постоянно ухудшались. Так,  в 1995 г. Валовой внутренний продукт по сравнению с 1990 г. сократился на 35 %, объем промышленной продукции - на 39%, производство потребительских товаров-на 40 %, валовая продукция сельского хозяйства - на 26%, инвестиции в основной капитал-на 61 %,реальные денежные доходы населения-на 38% [1,c.18] Все это выдвинуло важную и сложную проблему : по какому пути идти и как дальше развиваться ? Нахождение ответа на эти труднейшие вопросы дает теория моделей экономики. Формирование модели экономики позволяет отражать особенности, своеобразие, специфичность в рамках общих тенденций экономического развития. В ходе ее реализации используется важнейший общий принцип мироздания: единство мира в его разнообразии.
     Уже в XXI  век Республика Беларусь вступила как молодое суверенное социальное государство, создающее открытую управляемую социально ориентированную экономику.
     При формировании модели экономического развития Республики Беларусь учитывалось воздействие  на нее не только непосредственно экономических факторов (спрос, предложение и т.п.), но также и природно-географических, исторических и социально-нравственных начал.
     Экономика Республики Беларусь непосредственно  связана с экспортом-импортом, более 60% валового внутреннего продукта идет на внешние рынки. Занимая в мире по численности населения 0,18 % а по территории - всего 0,15%, Республика Беларусь по некотором видам продукции имеет в мире существенный удельный вес: по калийным удобрениям-11%,льноволокну-8,7%,картофелю 3,1%, шерстяным тканям-1,8%,холодильникам-1,3% [2,с.142] .
     Рассматривая  белорусскую модель экономического развития, можно выделить следующие  особенности.
     Во-первых, целевая направленность модели, законодательно утверждаемая конституцией страны, определяет нашу страну как «социальное государство» [3,с.4].Появление понятия «социальное государство» отразило новый поворот и новую сущность в деятельности современных государств. Эта сущность заключается в том, что на базе социальной рыночной экономики государство призвано осуществлять такую политику, которая направлена на повышение благосостояния и развитие всех групп граждан, всех слоев населения при необходимой поддержке и защите слабых его групп.
     В связи с поставленной целью-формированием  социального государства на основе социальной рыночной экономики, а так е  под влиянием специфических условий нашей страны и складывается белорусская модель переходной экономики и социально-экономического развития.
     Во-вторых, особенностью Республики Беларусь и  модели ее экономики явилась серьезная (чрезвычайная) экологическая озабоченность. Она объективно обусловлена катастрофой на Чернобыльской АЭС. Масштабы урона, нанесенного нашей стране, окружающей среде и населению в результате этой катастрофы, так велики, что без учета их влияния невозможна теперь экономика. Именно на территории Республики Беларусь авария на ЧАЭС оставила наиболее «черный» след. Из всех выброшенных реактором ЧАЭС радионуклидов 2/3 выпало на территории нашей страны. От  последствий катастрофы  пострадал  каждый пятый житель Беларуси. Из сельскохозяйственного оборота страны выведено более 2,6 тыс. кв. км сельхозугодий, притом лучших в республике. На существенно загрязненных белорусских территориях оказались 27 городов и свыше 3600 населенных пунктов с общей численностью жителей более 2 млн. человек.
     До 1992 г. меры по ликвидации ущерба финансировались  в основном из союзного бюджета СССР, но после его распада  республика Беларусь вынуждена нести всю  тяжесть это «ноши» одна.
     В-третьих,  особенностью белорусской модели следует назвать ее социально-щадящий характер. Дело в том, что к наиболее серьезным и опасным последствиям чернобыльской катастрофы следует отнести потерю здоровья. Особенно значительна она у населения,  проживающего на загрязненных территориях, переселенцев и ликвидаторов последствий аварии. Исследования свидетельствуют о постоянном росте заболеваемости и инвалидности населения.
     К этому следует добавить психологическую  и социальную неподготовленность населения  к крутым реформам, обрушившимся  на людей в начале 90-х гг. XX в. (т.е. особый социальный стресс), о чем говорят социологические опросы того периода, притом и в других странах СНГ. Таким образом, объективные условия, в которых оказалось население страны, его физическое и моральное здоровье потребовали учета обстоятельства и проведения переходных  мероприятий в особом-социально-щадящем-варианте. В противном случае трансформация могла завершиться полным провалом с социальными противоречиями. Модель развития приобрела социально-щадящий характер.
     В-четвертых, особенностью белорусской модели нужно  признать ее интеллектуально-инновационную  основу. Хотя эта особенность была осознана и признана не сразу, ее значимость со временем становится сильнее. Объективную  сторону этой особенности следует  видеть, прежде всего, в общемировой направленности развития XXI в., фундаментальной базой которого является новая, интеллектуально-информационная экономика.
     Белорусская экономика к началу переходного  периода сложилась как зрелая индустриальная экономика. Так, если определяющие нашу экономику основные технологии принять за 100%, то оказывается, что 79% из них составляли традиционные индустриальные технологии, а 21% - новые и высокие. Страна располагала мощным  строительным комплексом, создававшим 10-11% ВВП [2,с.104]. Наша республика специализировалась на производстве продукции прежде всего индустриальных отраслей: машиностроения, нефтехимической и химической, деревообрабатывающей, легкой. Производство, означающее взаимодействие с машинами (станками и прочим машинным оборудованием), и есть база индустриальной экономики, а она-основа для постиндустриального развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.