На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика Ценрального Банка РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики…………………………4
    1.1 Понятие,  сущность и цели денежно-кредитной  политики……………..4
    1.2 Инструменты  Центрального банка при проведении  денежно-кредитной политики…………………………………………………………..6
2 Денежно-кредитная  политика Центрального банка  в РФ……………………..14
    2.1 Законодательная  и нормативная база денежно-кредитной  политики России………………………………………………………………………...14
    2.2 Проблемы регулирования в Российской Федерации………………….18
    2.3 Пути  оптимизации денежно-кредитной политики  России……………21
Заключение………………………………………………………………………….25
Список  использованных источников……………………………………………...27
Приложения…………………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Курсовая  работа посвящена теме денежно-кредитной политике Центрального банка. В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.
     Денежно-кредитная политика - мощный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключена и печальная альтернатива - усугубление сложившихся в экономике негативных тенденций.
     Актуальность  темы курсовой работы определяется следующим.
     В настоящее время в России экономическая  ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать  в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса.
     Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.
     Исходя  из выше сказанного, задачами курсовой работы являются:
      раскрытие понятия денежно-кредитной политики;
      анализ принципов денежно-кредитной политики;
      рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики;
      ознакомление с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики»;
      выявление проблем денежно – кредитной политики;
      отражение путей решения проблем денежно – кредитной политики.
1 Теоретические аспекты  денежно-кредитной  политики 

1.1 Понятие, сущность  и цели денежно-кредитной  политики 

     Денежно-кредитной  политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных капиталов1.
     Денежно-кредитная  политика центрального банка является составной частью единой государственной  экономической политики.
     Ее  главная задача — регулирование предложения денег, поддержание покупательной способности национальной валюты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.
     Юридическую базу денежно-кредитной политики составляют Основные направления денежно-кредитной  политики государства. Этим законодательным  документом определяются важнейшие  параметры развития денежно-кредитной  сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.
     Основные  направления взаимоувязываются  с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях центральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.
     В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, установления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.
     Процесс формулирования целей денежно-кредитной политики состоит из следующих этапов. (Приложение 1,2 – Цели и методы денежно-кредитной политики).
     На  первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
     На  втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей.
     На  третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (процентные ставки, устанавливаемые центральным банком, резервы центрального банка и др.).
     На  четвертом этапе производится отбор инструментов денежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитного регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирования выступают макроэкономические характеристики использования кредита, посредством которых центральный банк имеет возможность воздействовать на экономику, текущее потребление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономического эффекта центральный банк обеспечивает путем использования рычагов экономического воздействия, корректируя экономические мотивации банков.
1.2 Инструменты Центрального  банка при проведении  денежно-кредитной  политики 

     Инструменты денежно-кредитной политики классифицируются по ряду признаков2:
     - в зависимости от объекта воздействия  (предложение либо спрос на деньги);
     - по срокам воздействия — кратко- и долгосрочные;
     - по характеру параметров регулирования:  количественные (например, границы  кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);
     - по форме воздействия — прямые и косвенные;
     - по числу объектов воздействия  - общие и селективные. 
     Инструменты денежно-кредитной политики можно  посмотреть в приложении 3.
     Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулирования банковских систем. В условиях слабо развитого внутригосударственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на зарубежные рынки и в теневую экономику.
     С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров финансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, — на денежно-кредитные отношения в государстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование — на объем и структуру операций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использование не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.
     Общие методы влияют на весь кредитный рынок  и в основном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.
     В зависимости от субъекта, инициирующего  конкретный инструмент реализации денежно-кредитной  политики, различают группы постоянных механизмов, толчком к действию которых  служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает центральный банк. В свою очередь совокупность постоянных механизмов складывается из механизмов, используемых для изъятия избыточной банковской ликвидности (механизмы заимствования, депонирования средств), и механизмов, применяемых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования — ломбардные кредиты, сделки РЕПО и др.).
     Центральный банк обычно сочетает использование постоянных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка применяются различные комбинации инструментов денежно-кредитной политики.
     Содержанием денежно-кредитной политики центрального банка в конкретном финансовом году может быть кредитная экспансия, под которой понимается совокупность мероприятий, направленных на стимулирование кредита и эмиссии денег, либо кредитная рестрикция, то есть политика сдерживания и ограничения объемов и темпов роста денежно-кредитных отношений.
     Регулирование количества денег в обороте (объема денежной массы, в узком смысле —  денежная политика) является составной  частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и динамики курса национальной валюты к иностранным.
     В совокупности инструментов денежно-кредитного регулирования выделяют следующие основные группы:
     - рефинансирование банков;
     - процентные ставки по операциям  центрального банка; 
     - обязательное резервирование;
     - валютные операции;
     - операции на открытом рынке;
     - прямые количественные ограничения; 
     - установление ориентиров роста  денежной массы. Механизм рефинансирования  представляет собой совокупность  каналов снабжения банков дополнительной  ликвидностью, посредством которых  денежные средства поступают  от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансирования воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качестве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ограничения процентных ставок денежных рынков и в других целях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.
     Центральным банком используются следующие инструменты  рефинансирования3:
     - переучет векселей;
     - ломбардный механизм, состоящий  из кредита овернайт (однодневный  расчетный кредит) и ломбардного  кредита. Суть последнего —  предоставление кредита под залог  ценных бумаг, включенных в  Ломбардный список и принадлежащих  банку на праве собственности;
     - ломбардный кредитный аукцион; 
     - операции РЕПО и др.
     Переучет  эмиссионным банком векселей субъектов  хозяйствования, то есть покупка центральным  банком у владельца (дисконтанта) векселя  до наступления срока платежа  по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих определенным требованиям, и на основании договора о переучете.
     Операции  переучета векселя также используются центральным банком для регулирования ликвидности кредитных организаций. Их дополнительной функцией является стимулирование банковского финансирования экспорта. Инструментами регулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка — это процентная ставка, которая официально устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов векселей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от владельца векселя.
     Процентная  политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтральную процентную политику (ставка значительно превышает уровень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Заниженный уровень процентной ставки центрального банка по сравнению с уровнем инфляции представляет собой форму внеэкономического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммерческих банков.
     Во  всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повышение — замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Таким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и одновременно служит ограничителем верхнего предела их колебаний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.
     С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.
     Как правило, используя процентную политику, центральный банк может оказывать влияние на валютный курс.
     Обязательное  резервирование (резервные требования) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке  должны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.
     Система обязательного резервирования выполняет  следующие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), стабилизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности банков. Таким образом, резервные требования выступают инструментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.
     Коммерческий  банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в центральном  банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовнесенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.
     Норматив  резервных требований устанавливается  в законодательном порядке и представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы общие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).
     Устанавливая  и пересматривая норматив резервных  требований, центральный банк регулирует объемы, структуру и динамику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных активов, на уровень прибыльности кредитных организаций.
     Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие структурные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официальные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осуществляется управление ими. Центральные банки регулируют обращение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и режим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резидентов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил биржевой торговли иностранными валютами и драгоценными металлами, определения порядка лицензирования биржевой деятельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представления необходимой информации о валютных операциях в центральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.
     На  открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной основе. Например, продажа краткосрочных казначейских векселей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции более многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валютном рынке, которые он проводит в целях реализации денежно-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегулярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.
     Деятельность  центрального банка по регулированию  ликвидности банковской отрасли  и процентных ставок на денежном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в центральном банке) осуществляется на основе ежедневного составления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увеличения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.
     Инструменты регулирования ликвидности банковской системы включают инструменты поддержания  и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты
     - постоянно доступные: усреднение  фонда обязательных резервов; однодневный  расчетный кредит; гарантированный  выкуп центральным банком государственных  ценных бумаг у банков —  первичных инвесторов на условиях РЕГЮ;
     - доступные с согласия или по  инициативе центрального банка:  операции по встречному размещению  депозитов; ломбардный аукцион;  ломбардный кредит по фиксированной  ставке; переучет векселей; покупка  у банков ценных бумаг на  условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;
     - дополнительной поддержки (с согласия  либо по инициативе центрального  банка). В этих целях используются  отдельные из вышеперечисленных  операций, но по более высокой  процентной ставке.
     Из  числа инструментов денежно-кредитной  политики центрального банка следует  выделить группу операций, которые  широко применяются при неожиданных  негативных колебаниях ликвидности, процентных ставок и других значимых переменах  финансового рынка. Инструменты антикризисного регулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депозитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контрагентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Денежно-кредитная  политика Центрального  банка в РФ 

2.1 Законодательная  и нормативная  база денежно-кредитной политики России 

     Во  исполнение статьи 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и в соответствии со статьями 4, 35, 36, 37, 40, 43, 46 и 47 указанного Федерального закона Банк России, являясь кредитором последней инстанции, организует систему рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, в том числе устанавливает порядок и условия рефинансирования, а также осуществляет операции рефинансирования кредитных организаций, обеспечивая тем самым регулирование ликвидности банковской системы и предусмотренное статьей 28 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» право кредитных организаций при недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств обращаться за получением кредитов в Банк России на определяемых им условиях. Операции кредитования проводятся в рамках заключенных между Банком России и кредитными организациями договоров в соответствии с главами 23, 28, 42, 45 (ст. 850) Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок осуществления операций рефинансирования представлен в двух нормативных документах Банка России: в Положении Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг», и Положении Банка России от 12 ноября 2007 года № 312-П «О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами»4.
Статистика  денежно – кредитного регулирования Центрального банка Российской Федерации 

     Таблица 1 - Анализ денежно – кредитного регулирования 2008 – 2009 год 

Наименование  показателей 2008, руб. 2009, руб.
Чистые  требования к органам государственного управления 1 308 572 975 582
Требования  к центральному банку 17 903 729 23 522 080
Требования  к федеральным органам государственного управления 6 906 204 7 881 932
Обязательства перед федеральными органами государственного управления 3 178 368 7 552 646
Требования  к населению 11 127 183 10 414 578
Обязательства перед центральными банками 46 198 935 35 045 866
Депозиты, включаемые в широкую денежную массу 135 043 398 159 218 786
 
     Из  таблицы 1 следует, что в период с 2008 по 2009 годы требования со стороны кредитных организаций к организациям государственного управления уменьшились на 15%, наличные денежные средства в валюте РФ уменьшились на 14%, увеличилось количество приобретений ценных бумаг кредитными организациями на 7%, кредиты населению уменьшились на 3%, задолженность кредитных организаций Банку России уменьшилась на 14%, совокупность средств резидентов Российской Федерации в кредитных организациях увеличилась на 8%.

     Рисунок 1 – Анализ денежно-кредитного регулирования 2008 год 


     Рисунок 2 – Анализ денежно-кредитного регулирования 2009 год 
 
 
 

     Таблица 2 – Объемы операций кредитования Банка  России
Месяц /год
Объем предоставленных  внутридневных кредитов Объем предоставлен-ных  кредитов овернайт Объем предоставлен-ных  ломбардных кредитов Объем предоставлен-ных  других кредитов
Тыс.р. % Тыс.р. % Тыс.р. % Тыс.р. %
Итого за 2008 год 17 324 352,8 95 23 0236,1 1,3 2 126 777 2,5 445 526 2,5
Итого за 2009 год 22 832 687,5 88 31 1423,6 1,2 308 848,5 1,1 2 419 964 9,4
Итого за год (с января по ноябрь) 17 509 291,4 97 149 667,1 0,8 52 845,4 0,3 317 751 1,8
Сумма 57 657 331,1 93 691 326,8 1,1 57 4371,5 0,9 3 182 642 5
 
     Из  таблицы 2 следует, что объем предоставленных внутренних кредитов в период с 2008 по 2009 годы уменьшился на 7%, объем предоставленных кредитов овернайт уменьшился на 0,06%, объем предоставленных ломбардных кредитов увеличился на 0,03%, объем предоставленных других кредитов увеличилась на 12%5.
     С начала 2010 г. в российской экономике  наблюдалось восстановление производства после спада в 2009 году.
     В условиях низкого потребительского спроса, укрепления рубля во II квартале 2010 г. продолжилось замедление инфляции, наблюдаемое со II квартала 2009 года. По оценкам, в целом за год инфляция будет ниже целевого уровня, установленного основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики для 2010 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Проблемы регулирования  в Российской Федерации 

     Проведение  денежно-кредитной политики ЦБ РФ в  условиях неустойчивости и изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно сталкивается с рядом проблем.
     Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным  Банком наиболее рациональных мер).
     Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.