На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


лабораторная работа Международный туризм

Информация:

Тип работы: лабораторная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тема 1
1. Место Украины  на рынке международного  туризма.
В международном  туристическом рейтинге Украина  скатилась сразу на 8 позиций и  теперь занимает 85-е место - между  Намибией и Гватемалой.
Составляет  рейтинг конкурентоспособности  туристического рынка организация «Всемирный экономический форум».
В этом году оценивались 139 стран. В рейтинге-2009 наша страна занимала 77-ю позицию  из 133.
В европейском  регионе Украина опередила только Армению, Боснию и Герцеговину и  Молдову. «Учитывая их слабое развитие, эти страны нуждаются в значительных инвестициях для в модернизации инфраструктуры, необходимой для поддержки сферы туризма и путешествий», - отмечают составители рейтинга.
Законодательство, регулирующее туристическую отрасль, не дало нашей стране подняться выше 64-го места по этой позиции. Еще хуже обстоят дела с безопасностью (82-е место). Международные эксперты развеяли иллюзии и по поводу богатого человеческого, культурного и природного потенциала нашей страны. По этому показателю Украина сто восемнадцатая.
Авторы  рейтинга немного подсластили пилюлю, выставив Украине высокий балл по такому показателю как «здоровье  и гигиена» (17-е место) и «доступность рынков» (20-е). При этом дела на таможне  оставляют желать лучшего. Украина  попала во вторую сотню как по эффективности работы таможни, так и по прозрачности деятельности пограничников.
«Несмотря на то, что европейский регион в  целом открыт для торговли и перемещения  людей, некоторые страны отстают», - отмечается в рейтинге. Среди таких  отстающих упомянуты Босния и Герцеговина и Украина.
Россия  занимает в рейтинге 59-е место, Грузия - 73-е, а тройку лидеров составили  Швейцария, Германия и Франция.
Напомним, журнал Forbes назвал Чернобыльскую АЭС  самым "экзотичным" местом для  туризма на Земле, а Госслужба  туризма и курортов отметила перспективность Чернобыля как туристического объекта. 

  Украинская  экономика сильно пострадала от глобального экономического кризиса, на национальном рынке туризма зарегистрирован стабильный рост. В частности ожидается рост внутреннего туризма с ежегодными темпами прироста 9,5% в течение ближайших пяти лет. Внутренний туризм растет также в связи с ростом информированности об Украине как о месте проведения предстоящего чемпионата Европы по футболу в 2012 году. Выход на рынок недорогих авиакомпаний таких как «Wizz Air» и немецкая «Крылья плюс» тоже положительно влияют на развитие туризма в стране. Американские аналитики прогнозируют его рост в размере примерно 7,5% в период до 2013 г.Значительной проблемой является отсутствие нормальной инфраструктуры, что может значительно притормозить развитие туристического рынка. Около 90% мест для размещения туристов относятся к постройкам еще советских времен. А большинство заявленных проектов отелей не будут реализованы в ближайшем будущем из-за экономических условий.Украина имеет очень мало гостиниц, отвечающих международным стандартам. Поэтому, для иностранных инвесторов, которые все же готовы пойти на некоторый риск, возможностей предоставляется достаточное количество.Туризм занимает особое место в международных внешнеэкономических связях. Он является важным стимулом развития мировой торговли, способствующим расширению и активизации международного торгового обмена. Вместе с тем туризм следует рассматривать как самостоятельный вид международных отношений.
Международный туризм – самая быстрорастущая статья «невидимого экспорта». По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда туризм с 1998 года вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг.
Основные  партнеры Украины на рынке международного туризма.
Основными партнерами страны на рынке международного туризма остаются страны-соседи. Наиболее отрицательный баланс Украины имеет  с Польшей (поток выездного в  Польшу потока превышает выездной из Польши в 6,7 раза). Отрицательным является также сальдо туристического баланса с Венгрией (в 1,6 раза) и с Россией (в 1,2 раза). С Молдовой и Беларусью туристический баланс положительный (соответственно в 1,8 и 1,1 раза въездной поток в Украину из этих стран больше чем выездной из Украины).
В структуре  международных путешествий преобладают  частные, а доля организованного  туризма и служебных поездок  постоянно уменьшается (рис. 1.6). Изменилась мотивационная структура зарубежного  туризма - ведущее место занимают поездки с рекреационной и экскурсионной целью. В ритмике выездных потоков можно проследить наличие двух «горячих» сезонов - ярко выраженного летнего и менее выраженного зимнего. Потоки зарубежного туризма замыкаются преимущественно в пределах Европы, хотя их география постоянно расширяется: если в 1997 г. украинским посетили 62 страны, то в 2001 г. 96. Более половины выездного тур-потока приходится на страны СНГ. Среди регионов Европы постоянно популярные Западная Европа (особенно Германия, Великобритания, Швейцария, Франция,) и Средиземноморья (Италия, Испания). Вместе растут, потоки в страны Восточного Средиземноморья (особенно в Турции, Кипра, Израиля), Северной Африки (Египет, Тунис), Англо-Америки, Китая и стран Юго-Восточной Азии. 

Основными формами организации иностранного туризма остаются частные путешествия (более 2 / 3) при значительной доле организованного туризма, который преобладает в туристических обменах со странами ЕС.
Наблюдается постепенное расширение географии  иностранного туризма: если в 1998 г. в  Украине были направлены туристические потоки из 168 стран мира, то в 2001 г. - уже из 172. В пространственной структуре въездного туризма более половины составляет поток из стран СНГ (особенно Казахстана, Молдовы, России), почти треть - из стран ЕС. Постоянно растут туристические потоки из стран Африки, Восточной Азии и Тихоокеанского бассейна, из Южной Азии, что, к сожалению, свидетельствует не столько о туристической привлекательности Украины, сколько об использовании туризма как миграционного инструмента. Основной поток в Украину обеспечивают соседние страны - Россия, Молдова, Венгрия, Польша, Беларусь, Словакия и почти пятую часть обменов составляет пограничный обмен. Возрастает значение Украины как транзитного государства и это сказывается на количестве однодневных посетителей, численность которых в последние годы стабильно растет, превышая 50% всех посещений. Особенно вырос транзитный поток через Украину из стран СНГ (Туркменистан, Таджикистан, России, Беларуси, Армении, Грузии, Казахстана).
Туристическая политика Украины на рынке международного туризма предусматривает использование активной маркетинговой стратегии, направленной на стимулирование иностранного туризма путем создания положительного туристического имиджа страны как страны безопасного и комфортного отдыха. С этой целью вводится упрощение визовых формальностей, перестраивается индустрия туризма и повышается в соответствии с европейскими стандартами качество обслуживания. Традиционным стало участие Украины в международных выставках: Лондон (WTM), Берлин (ИТВ), Мадрид (Fitur), Варшава, Москва (Митта) и других, что позволяет представить национальный туристический продукт и продвигать его на европейском и мировом туристских рынках. Дважды в год (в апреле в начале туристического сезона, и осенью по его окончании и накануне зимнего сезона) производятся международные выставки в Украине (г. Киев) и в регионах (особенно в Крыму - в Ялте, Севастополе). 

Стратегическая  цель развития туризма в Украине заключается в создании конкурентоспособного на мировом и европейском рынках тур-продукта, способного максимально удовлетворить потребности населения страны и привлечь иностранного потребителя, обеспечив экономическую функцию туризма в национальной экономике. Мультипликативный эффект туризма распространяется в стране более чем на 40 отраслей хозяйства, обеспечивая занятость 10-15% населения страны, т.е. почти каждое 25 рабочее место в стране связано с туризмом. Непосредственно в туристической отрасли занято более 20 тыс. человек почти на трех тысячах предприятий (туро-императором и турагентства).
Вхождение Украины в мировое туристическое  процесс требует соответствующего кадрового обеспечения, поскольку  уровень обслуживания в туризме  во многом зависит от уровня подготовки работников. Это является специфической  чертой отрасли, комплексность обслуживания в которой предполагает не только значительную долю ручного труда, но и значительный объем межличностных контактов. Коммуникационная составляющая туристической услуги обеспечивается персоналом практически на всех стадиях обслуживания и является мощным фактором аквизиции туристов и качества обслуживания. Динамичность отрасли (технологические, маркетинговые, информационные и другие инновации] требует соответствующей динамической системы подготовки кадров, способных работать на уровне мировых и европейских стандартов.
Уже в третий раз эксперты Давоского форума проводят глобальное исследование  конкурентоспособности стран в сфере туризма и курортов. Украина, как и в прошлом году, сохранила за собой почетную 77 строку в этом мировом рейтинге. Означает ли это, что мы неизменные аутсайдеры на международном туристическом рынке, и Украине просто нет смысла развивать этот сектор экономики? Попробуем детальнее разобраться в ситуации.В первую очередь, стоит еще раз подчеркнуть, что туризм, по мнению аналитиков World Economic Forum является одной из важнейших отраслей мировой экономики, имеющих первостепенное значение для стран, стоящих на самом разном уровне развития. Публикация рейтинга - достаточно заметное событие, которое во всем освещают не только специализированные издания, но и средства массовой информации, ориентированные на широкую публику. Хотя структура рейтинга в большей степени ориентирована на деловой сектор, заинтересованный в инвестициях и ведении туристического бизнеса, оценка, которая дается стране, становится общеизвестной массовому потребителю, а значит, и влияет на его решение при выборе места путешествия на текущий год. Поэтому, страны, которые хотели бы получать от своей туристической экономики большую отдачу, должны со всей серьезностью относиться к этому исследованию.
для  определения общей конкурентоспособности стран в сфере туризма применяется специальная система оценки,  где учитывается более 70 различных факторов, объединенных в 14 основных групп:
    Государственная политика и  регулирование в сфере туризма
    Устойчивое природное развитие
    Уровень безопасности
    Уровень здравоохранения и санитарии
    Приоритетность туризма
    Инфраструктура авиатранспорта
    Инфраструктура наземного транспорта
    Туристическая инфраструктура
    Инфраструктура телекоммуникаций
    Ценовая конкурентоспособность туриндустрии
    Человеческие ресурсы
    Уровень гостеприимства
    Природные ресурсы
    Культурные ресурсы
    Достаточно  субъективной может быть оценка состояния  общественной безопасности. С одной  стороны, в стране пока не проявилась явно угроза терроризма, поэтому трудно комментировать, почему Украина заняла 63-е место в стоимости этой проблемы для бизнеса. Общие стоимость мер безопасности, которые предпринимаются для защиты бизнеса от криминала и насилия - охрана, специальное оборудование и т.д., действительно постоянно возрастает - поэтому 61-ое место вполне объяснимо. Недоверие к правоохранительным органам Украины у экспертов выражено довольно сильно - здесь страна оказалась в конце списка - на 105-ом месте. Единственный показатель, который измеряется статистически - количество дорожных происшествий, где также похвастаться нечем - итоговое 101-ое место. Радует только то, что по сравнению с прошлым годом, Украина улучшила свою позицию в разделе безопасности на 7 пунктов. Ведь безопасность  является одним из главных приоритетов в путешествии, поэтому общее 86-ое место неблагоприятно влияет на имидж Украины как туристического направления. Сегодня стратегию развития туриндустрии можно формировать с первоочередным учетом потребностей внутреннего и регионального рынка. Их сегодняшняя конъюнктура может обеспечить необходимый уровень качества как самой туристического продукта услуги, и должное развитие всех других видов экономической деятельности, что сможет вывести Украину на более высокие места в туристическом табеле о рангах. 

    2. особенности формирования туристического предложения в условиях транснационализации свитоиои индустрии туризма
    Специалисты по управлению персоналом выделяют следующие  конкурентные преимущества работников, которые условно можно разделить на наследственные и приобретенные. К наследственным конкурентным преимуществам персонала относятся: способности (склонность, одаренность, талант, способность и т.д.), темперамент, физические данные. К приобретенным конкурентным преимуществам персонала относятся: знания, умение формулировать личные цели и цели коллектива, общительность и коммуникабельность, организованность и ответственность, эмоциональность (умение управлять своими эмоциями, воля, стрессоустойчивость и т.д.), аккуратность и внимательность, умение работать в команде. 
     
    В связи с растущей транснационализацией и глобализацией туристского бизнеса на первом плане оказывается проблема координации деятельности менеджеров с совершенно разными мировозрениями и ценностями, их умение работать в команде. Выше мы выяснили, что данное качество человека (умение работать в команде) поддается воспитанию и является неотъемлемой составляющей развитой корпоративной культуры организации, поэтому рассмотрим возможности этого процесса подробнее. 
     
    Ни одна мультинациональная организация не может проигнорировать особый характер функционирования международных команд и пренебречь вопросами их обучения и воспитания. Многие мировые гостиничные цепочки в Москве поначалу выглядели многообещающе (отель "Метрополь", сотрудничавший с компанией "International"; 
     
    гостиница "Iris", работающая по договору на управление с "Ассог"; 
     
    гостиница "Золотое кольцо", управляемая "Swiss Daimond Hotels"), пока бизнес шел гладко. Однако при возникновении трудностей локальные культуры быстро возвращались к своим глубоко укоренившимся убеждениям и принимались критиковать методы и ценности других.

    Транснационализация туристической деятельности – одна из важнейших характеристик современного туристического рынка, ведущее направление трансформации процесса туристического производства, во многом детерминирующее как количественные показатели мирового туристического потока, так и его качественные критерии и структуру.Результаты исследования процесса транснационализации туристического бизнеса позволили сделать следующие выводов:
    1. Транснационализация  туристического бизнеса вызвана  общей нестабильностью рынка,  его подверженностью сезонным  колебаниям спроса, а также неустойчивостью  факторов его внешней среды.  Транснационализация, таким образом, изначально была направлена на выравнивание и нивелирование провалов и слабых мест мирового туристического рынка, ориентирована на формирование устойчивого международного туристического обмена.
    2. Транснационализация  туристического бизнеса началась в середине ХХ века, более чем на 50 лет отставая от отдельных отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства. Среди причин отставания процесса туристической транснационализации можно назвать более позднее, чем становление мирового рынка товаров, превращение международного туризма в глобальное и массовое явление, а также низкую инвестиционную привлекательность объектов иностранной материально-технической базы туристической деятельности из-за высокой стоимости инвестиционных проектов и узкой их специализации в предоставлении туристических услуг.
    3. Транснационализация  международного туризма началась  с появления гостиничных цепей  и транспортных компаний, чему  способствовало наличие у предприятий  данных отраслей дорогостоящей  и способной к дальнейшей перепродаже материально-технической базы.
    4. Осуществление  прямых зарубежных инвестиций  в гостиничную и транспортную  сферы долгое время ограничивалось, во-первых, слабыми возможностями  для перепрофилирования приобретенных  объектов материальной базы в случае провала инвестиционного проекта, во-вторых, необходимостью одновременного развития гостиничного или транспортного бизнеса по нескольким направлениям  в целях достижения эффективности транснациональной туристической деятельности.
    5. Стимулом  транснационализации гостиничного и транспортного секторов туристической деятельности стал сам международный туризм, превратившийся к 80- м годам прошлого столетия в массовое явление, а также распространение франчайзинга, существенно сокращавшего входные барьеры на зарубежные туристические рынки и связанные с транснациональной деятельностью риски. 

    6. Транснационализация  туристического бизнеса захватила,  прежде всего, экономически развитые  европейские государства. Включение  развивающихся государств, а также  и США в транснациональные процессы в туристической деятельности произошло в 60-е годы, с развитием транспорта и связи, а также благодаря им – межконтинентального туризма.
    7. Современный  этап транснационализации туристического  бизнеса отличается возрастающей ролью в нем туроператоров, обладающих как собственным запасом финансовой прочности, так и доступом к финансовым ресурсам крупнейших банков, а также укрупнением туристических и гостиничных корпораций в результате процессов слияний и поглощений (СиП).
    В конце 90-х годов мировой туризм характеризуется высокой интенсивностью сделок по слияниям и поглощениям. Их содержание зависит от того, в какой степени консолидирован туристический рынок, в условиях которого данные сделки осуществляются. В случае высокой степени консолидации рынка СиП направлены в большей степени на создание конгломеративных структур, обладающих диверсифицированным  портфелем, состоящим из многочисленных видов бизнеса, в том числе и непосредственно с туризмом не связанных. В условиях слияний и поглощений на рынках, консолидированных в меньшей степени, сделки преследуют традиционные экспансивные цели.
    Одним из явлений, наиболее сильно повлиявших на трансформацию организационной  структуры и производственного  процесса в крупном туристическом  бизнесе, стал прогресс информационных технологий. Туристическая деятельность по ряду своих специфических особенностей, одна из первых в полной мере адаптировала своим потребностям достижения в сфере телекоммуникаций и автоматизированных систем обработки информации.
    В настоящее  время национальная туристическая  отрасль находится на старте стадии роста процесса отраслевой консолидации, в течение которой размер компаний только начинает играть важнейшую роль как для потребителей, так и  для партнеров и поставщиков  туристической фирмы. Данное утверждение подходит далеко не для всей России, региональные рынки которой по причине присутствия значительного разнообразия как в структуре регионального спроса, так и иных особенностях ведения туристического бизнеса, существенно отличаются друг от друга по множеству показателей.
    В отличие  от зарубежных туристических рынков, в России именно агентский сегмент  проявляет большую заинтересованность в консолидации, что, очевидно, вызвано  отсутствием практики взаимодействия туристических операторов и агентов в нашей стране, ведущим к явной правовой незащищенности туристических агентов в их текущей деятельности.
    В сегменте туроператоров намечены лишь первые шаги к консолидации. Ведущие игроки российского туристического бизнеса  оценили по достоинству преимущества этого процесса, в связи с чем наблюдаются следующие тенденции: 

    ·        рост количества многопрофильных туристических  компаний; 

    ·        попытки московских туристических  операторов превратиться в национальных посредством осуществления экспансии в перспективные регионы России; 

    ·        активизация столичных туристических  операторов в сфере продвижения  своих брендов в государственном  масштабе, через активное участие  в региональных выставках, осуществление  гибких программ стимулирования туристических агентств, использование возможностей федеральной прессы и СМИ. 

    Еще одной отличительной чертой современного туристического бизнеса в России является рост количества крупных сделок, в том числе и транснациональных, активными участниками которых становятся туристические операторы. Согласно стратегиям роста, российские туристические компании растут как вниз – к поставщикам туристического продукта, приобретая в собственность или право на управление российскими или зарубежными гостиничными предприятиями, перевозчиками, экскурсионными бюро и так далее, так и вверх – в направлении клиентов. 

    Приобретение  отелей на популярных среди россиян  зарубежных курортах позволяет туроператорам  существенно закрепиться на рынках принимающих государств, организовывать более высококачественное обслуживание российских туристов (например, за счет русскоязычного сервиса), получать существенные конкурентные преимущества на российском внутреннем рынке. В последние годы российские туристические корпорации стали инвестировать средства и в перевозчиков. 

    Рост  вверх, к потребителям, российских туристических  компаний в настоящее время выражен  более слабо, что в целом можно  объяснить молодостью рынка. Отечественные  туроператоры видят собственную  конкурентоспособность не в формировании устойчивых коммуникаций с потребителями и повсеместном продвижении своих брендов, а в достижении определенного отрыва в цене и качестве туристического продукта. Заботиться о создании собственных сетей туристических агентств начали лишь единичные лидеры российского туристического бизнеса. При этом корпорации стараются избегать крупных капиталовложений в непосредственно агентский бизнес, практикуя в отношениях с туристическими агентствами франчайзинг или ритейлинг. 

    Анализ  современного туристического рынка России подтверждает, что в нашей стране для прихода иностранных туристических корпораций созданы практически идеальные условия. В сегменте выездного международного туризма ни один российский туроператор не может сравниться с западной корпорацией по критериям цены или качества туристического продукта. 

    В сегменте въездного международного туризма  российские туристические предприятия  также не смогли использовать имеющиеся  преимущества и нарастить собственную  конкурентоспособность – производство национального турпродукта на экспорт все еще остается нерентабельным видом деятельности, несмотря на отложенный спрос на туры в Россию со стороны иностранных граждан. В сегменте же внутреннего туризма, российский туроперейтинг беден, при этом стагнация его рентабельности продолжается даже на фоне растущего внутреннего туристического потока. Причины этого - слабый туроператорский охват внутреннего туристического рынка, диктат поставщиков, сложности в реализации крупных инвестиционных проектов в сфере на фоне низких инвестиционных возможностей как российского турбизнеса, так и других, несвязанных с туризмом корпораций. 

    Приход  в российский туристический бизнес зарубежных туристических корпораций – свершившийся факт. На отечественном  рынке более 10 лет успешно работают турецкие, египетские, китайские, европейские туристические корпорации, деятельность которых ориентирована, прежде всего, на организацию выездного туризма.а российский туристический рынок выходит самый крупный игрок туристического рынка Европы – немецкий концерн TUI. Однако экспансия немецкой компании затруднена в связи с низкой степенью консолидации российской туротрасли. С одной стороны, отсутствие в России многопрофильных национальных туристических корпораций ведет к ценовой конкуренции, в которой у западных корпораций колоссальные преимущества. С другой стороны, низкая степень консолидации туристического рынка в России не дает возможности западным корпорациям оперативно выйти на все популярные туристические направления выездного туризма, присоединив к своей структуре одну-две крупные туристические компании (например, это было в Чехии и Польше). Последняя особенность затягивает по времени процесс экспансии западных корпораций, распыляет их инвестиции и в целом увеличивает коммерческие риски.
    Что касается гостиничного рынка России, то ситуация на нем в целом аналогична той, что сложилась в туроперейтинге, однако имеется ряд отличительных особенностей, определяемых условиями формирования и функционирования отечественного гостеприимства.
    С одной  стороны, гостиничный бизнес нельзя рассматривать обособленно от туристической деятельности. Российское гостеприимство напрямую зависит от состояния рынка въездного и внутреннего туризма, поскольку благодаря  им и обеспечивается рост объема продаж гостиничных услуг, а следовательно, общая рентабельность отрасли. Ровно в такой же степени туристический рынок реагирует на ценовую политику и конкурентоспособность национальной гостиничной индустрии на мировом рынке. 

    С другой стороны, на гостиничном рынке более  существенные, нежели на туристическом, входные барьеры, что вызвано необходимостью осуществления крупных капиталовложений в инфраструктуру отеля и определяет большую, нежели туроперейтинг, инвестиционную привлекательность гостиничной индустрии. Последняя особенность гостиничного бизнеса в целом и определила черты, характерные для транснационализации национального гостеприимства. 

    Специфика туристической деятельности и специфика  национального гостиничного бизнеса, накладываясь друг на друга, ведут к  постоянной эскалации цен, а следовательно, и к снижению конкурентоспособности национального гостиничного и туристического продуктов. Цены «подогреваются» нехваткой гостиничных предприятий, соответствующих международным стандартам качества.   

    Сегодня в России сложилась кредитная система и есть возможность заимствовать необходимые для модернизации отелей средства. В связи с чем, управляющие компании и гостиничные цепи, не желая инвестировать собственные средства и в полной мере делить риск с собственником гостиничного предприятия отдают предпочтение управлению гостиничным бизнесом по контракту или франчайзингу.  

    Тенденции развития договорных отношений владельцев отечественных гостиниц и международных  операторов проявляются, в частности, по таким позициям, как: 

    ·        сокращение сроков действия договоров; 

    ·         применение более гибкой шкалы расчетов базовой ставки и премиальных  выплат оператору; 

    ·         привязка гонорара оператора к результатам  финансовой деятельности гостиницы; 

    ·         предоставление оператором больших гарантий для владельца; 

    ·         более широкое распространение  франчайзинговой практики; 

    ·         участие оператора в бизнесе  владельца путем создания совместных предприятий; 

    ·        выполнение операторами функций  инвесторов (Accor, Rezidor, Reval); 

    ·        стратегическое партнерство операторов с российскими девелоперами для  расширения сети в регионы России. 

    Это говорит о том, что международные  операторы пересмотрели Российский рынок гостиничных услуг, как  и туристический, в настоящее  время представляется слабо консолидированным, процесс укрупнения отечественного гостиничного бизнеса в большей степени идет за счет проникновения западных гостиничных цепей как в столицу, так и в регионы, в том числе и популярные российские курорты. Вновь наметилась тенденция включения в состав зарубежных гостиничных цепей российских отелей на основании совместного владения или полной собственности западных корпораций на российские средства размещения, что подтверждает заинтересованность западных гостиничных ТНК в создании мощной платформы для продолжения экспансии на российский рынок гостиничных услуг.
    3. современное состояние и перспективы развития важнейших секторов международной Индустрии туризма.   
Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.  В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм в международной торговле услугами. По прогнозам Всемирной Туристской Организации, к 2010 г. количество международных туристских поездок составит 937 млн, а доходы от туризма достигнут 1,1 трлн. долларов, при общем обороте мировой туриндустрии более 8 трлн. долларов. 
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь  разными уровнями социально-экономического развития стран и регионов. Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определённом уровне его дохода и при определённом уровне богатства общества.
Наибольшее  развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее10% – на Азию, Африку и Австралию, вместе взятые. 
Согласно  данным ВТО, в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков – Барбадос, Сейшельские острова и другие. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объёма экспорта (это, в основном, развивающиеся государства со слаборазвитой экономикой). Для 38% государств туризм – главный источник дохода, а для 83% стран туризм является одним из пяти основных источников дохода. 
Индустрия туризма является весьма сложной  системой, степень развития которой  зависит от степени развития экономики  страны в целом. В ней остро  проявляется необходимость государственной финансовой поддержки. В обмен на финансовые вложения в туризм страна имеет:
    быстрый возврат средств ( 4 – 8 лет),
    увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат,
    увеличение занятости населения,
    увеличение поступления валюты.
   Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведённая иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта. Помимо расходов на проезд в страну и обратно, иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов,на проживание – 30%, на проезд внутри страны – 8%, прочие расходы – 22%. Расходы американских туристов за рубежом обычно выше, чем расходы туристов из других стран. 
Одной из главных особенностей развития туризма  является неравномерное распределение  туристских потоков в разных регионах и странах мира. Туристские потоки сконцентрированы в нескольких регионах земного шара, и их движение имеет  в основном интрарегиональный характер.  
Согласно  прогнозам Всемирного совета по туризму  и путешествиям (WTTC), ожидается устойчивый рост туризма в период с 2009 по 2020 годы,  в среднем на 4,4% в год. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадёт с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма – с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 трлн.  долларов США в 2020 г.  
Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие – с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долларов США в 2020 г, или в 1,8 раза. Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5-2 поездки за границу в год. 
В ближайшие  годы туристские рынки развитых индустриальных стран будут стабильно расти  вследствие увеличения доступности  туризма для более широких  слоев общества и частоты туристских поездок. Для новых и развивающихся туристских рынков характерны тенденции сохранения динамичного роста и соответствующего увеличения бюджетных доходов в ближайшее десятилетие. Ожидается постепенное смещение акцентов в развитии туризма от традиционных рынков Западной Европы, США, Японии и Канады к альтернативным рынкам, таким как Центральная и Восточная Европа, включая Россию, Китай, Южная Корея, Мексика, а также некоторые страны Ближнего Востока.  
Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового туризма является резкое усиление конкуренции на рынке туристического предложения как следствие появления всё большего числа растущих стран с амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщения на рынке однотипного туристского предложения.
Современный туризм классифицируется:
    по целям: маршрутно-познавательный; спортивно-оздоровительный; само-деятельный, в том числе с активными способами передвижения; деловой и конгресс-туризм; курортный, лечебный; горнолыжный; фестивальный; охотничий; экологический; шоп-туризм; религиозный; учебный и др.;
    по степени мобильности: передвижной; стационарный; смешанный;
    по форме участия: индивидуальный; групповой; семейный;
    по возрасту: зрелый; молодёжный; детский; смешанный; по продолжительности: однодневный; многодневный; транзитный;
    по использованию транспортных средств: автомобильный; железнодорожный; авиационный; водный; велосипедный; конный; комбинированный;
    по сезонности: активный туристский сезон,  межсезон (полусезон), несезон;
    по географии: межконтинентальный; международный (межрегиональный); региональный; местный; приграничный;
    по способу передвижения: пешеходный; с использованием традиционных транспортных средств; с использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога, фуникулер, дирижабль, воздушный шар, дельтаплан).
   Всемирная Туристская Организация предложила следующую  градацию туристов по возрастному признаку: дети, путешествующие с родителями (до 15 лет), молодёжь (15-24 года), экономически активные молодые туристы (25-44 года), экономически активные т Любое цивилизованное государство для того,  чтобы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий  с целью выявления туристского потенциала и рационального туристского обустройства, подготовки на этой основе программ развития туристского бизнеса, проектов инфраструктуры туристских центров и курортных регионов,  в обучение и переподготовку кадров, в информационное обеспечение и рекламу. Средства должны быть как государственными, так и привлечёнными. Кроме того, государство должно не только поддерживать туризм финансовыми ресурсами, но и проводить в жизнь передовое туристское законодательство. уристы среднего возраста (45-64 года), туристы третьего возраста (от 65 лет).
Влияние кризисных процессов на туристскую индустрию  
Туротрасль  – одна из самых чувствительных к разного рода катаклизмам и  стрессам. Мировой финансовый кризис 2008-2009 года произвёл огромное влияние на все отрасли экономики, в том числе он затронул и туризм. События, которые происходят на мировых финансовых рынках, влияют на рынок коммерческой недвижимости, в том числе и на гостиничный сегмент. Многие компании «замораживают» или продают свои проекты, в состав которых входят гостиничные площади. 
В связи  с низкими темпами строительства  и ввода новых гостиничных  площадей, в ближайшие годы дефицит  гостиничных мест сохранится, в первую очередь в «высшем» сегменте, который  в условиях кризиса стал ещё менее привлекательным для инвесторов, так как велик риск. 
В кризисных  ситуациях в туризме и гостиничной  индустрии можно выделить основные методы стимулирования туристской активности:
    снижение цен на места размещения туристов;
    увеличение денежных средств на проводимые рекламные компании на основных рынках сбыта;
    создание благоприятного политического и инвестиционного имиджа данных стран.
В среднесрочной  перспективе также ожидается  значительное снижение объема делового и корпоративного туризма, который пострадает от мирового экономического спада в большей степени, чем путешествия с целью отдыха и оздоровления. Это объясняется, в первую очередь, массовыми сокращениями в крупных компаниях.

ИНДУСТРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА

Развитие  международного туризма основывается на эффективной коммерциализации туристских продуктов. Туризм представляет совокупность услуг, которые реально могут быть опробованы только в момент их потребления и которые в отличие от промышленных продуктов не могут воспроизводиться систематически. Успешная продажа туристских продуктов требует доверительных взаимоотношений между клиентами и продавцом. Поэтому репутация туроператоров, отелей и авиакомпаний здесь очень важна.
Развитие  международного туризма
В 60-70-х  гг. международный туризм приобрел всемирный харак-тер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поез-док приходится на Европу, около 20% -- на Америку и около 15% на остальные регионы. В табл.1 приведены данные о международ-ном туризме в 1990 г. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистиче-ском сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).
Основными факторами, влияющими на развитие выездного  ту-ризма в высокоразвитых странах, являются экономические и соци-альные, прежде всего рост личных доходов  граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необхо-димых потребностей.
К субъективным причинам относится деятельность государствен-ных  органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пре-бывания на ее территории иностранных граждан и др.
Развитие  международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.  
 
 
 
 
 

ПРАКТИЧКИ Дидковская.
Тема 1
1. предыстория туризма. Основные мотивы путешествий в Древнем мире и средневековой Европи. Елитарний туризм нового времени. Технологические и экономические предпосылки зарождения массового туризма. 
Первые организованные туристические поездки. влияние идеологических факторов на развитие международного туризма в период между двумя мировыми войнами. общество потребления материальных благ: потребление ради потребления. Трансформация массового конвертного туризм в массовый дифференцированный.

Уже в  древние времена народы Средиземноморья  располагали географическими описаниями, которые давали общие представления  о соседних территориях. 
В античные времена основными мотивами путешествия были торговля, образовательные цели, паломничество, лечение.  
Для развития обмена и торговых связей требовались достоверные и подробные сведения о странах, их населении и обычаях. На больших и прочных кораблях уходили в открытое море финикийцы. Прокладывая пути в неведомые края, они выходили за пределы бассейна Средиземного моря, плавали вдоль западных берегов Европы и Африки. 
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот - V века до н.э.) и исследователи других стран (Пифей - IV век до н.э.).

 Туризм как  массовое социальное явление  стал складываться лишь после  Второй мировой войны, хотя  корни туризма уходят в глубокое  прошлое. В истории развития туризма различают четыре этапа. 
 
Первый этап – от древности до начала XIX века. 
Второй этап – от начала XIX века до начала XX века. 
Третий этап – от начала XX века до Второй мировой войны. 
Четвертый этап – после Второй мировой войны до наших дней. 
Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки: ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных больших домов, в которых могли разместится и отдохнуть атлеты и зрители. Массовый туризм следует отличать от популярного. Последний является туристической деятельностью, получившая широкое признание в обществе благодаря своей привлекательности и доступности. Определение "массовый" в составе термин характеризует количественную сторону понятия, а слово "популярный" – качественный. На відміну від масового елітарний туризм розрахований на заможних клієнтів. Для цієї категорії споживачів ціни не мають особливого значення, але вони висувають підвищені вимоги до якості пропонованих товарі і послуг. Елітарний туризм відіграє важливу роль у розвитку туристичного бізнесу загалом, надаючи йому імпульсу розвитку. Він сприяє впровадженню і поширенню нових, вищих стандартів обслуговування і, я наслідок, поліпшенню якості життя людей.
 

Важнейшую роль в развитии туризма сыграли революционные изменения в развитии транспорта: изобретение парохода Фултоном в 1807г., паровоза - Стефенсом в 1814г., совершенствование постовой связи, сопровождавшееся расширением сети дорог в Европе. Все это обусловило больше надежности и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из старого Света в Америку бурными развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании.  
 
Научно-технический прогресс и социальная борьба трудящихся, а также растущее благосостояние общества обусловили постепенное уменьшение рабочего времени в пользу свободного введение гарантированных неоплачиваемых, а впоследствии и оплачиваемых отпусков (В Германии, например, впервые отпуска были установлены законом о государственных служащих 1873г.).

В Германии первое бюро путешествий - "Райзебюро Штанген" - было основано в Бреслау в 1863г. Фирма имела тесные контакты с пароходными компаниями и в начале ХХ века активно рекламировала и продавала морские круизные увеселительные поездки. В Германии конца ХIХ - начала ХХ веков дальние туристические поездки могли себе позволить еще немногие. Тем не менее постепенно путешествия становятся доступны среднему классу. Среди чиновников и служащих в этот период широкое распространение получил летний выезд на дачи (Sommerfrische). Дача находилась, как правило, недалеко от города, основным видом используемого дачниками транспорта была железная дорога, размещение отличалось скромностью и чинностью. Дачный сезон длился в обеспеченных семьях с конца июнь до начала сентября. Для бюджета семей мелких чиновников и рабочих дачи стали доступными лишь в конце 20-х гг. нашего века.
в период после второй мировой войны в  спросе и предложении на рынке  туристических услуг произошли  коренные изменения, характер которых дает основание для предположения о том, что массовый стандартизированный "конвейерный" туризм трансформируется в массовый дифференцированный. Чтобы проследить динамику данной трансформации  и объяснить причины подобного  перелома, рассмотрим следующие аспекты:
·        характеристику нового потребителя – факторы и тенденции развития спроса на туристские услуги;
·        структуру рынка и основные черты маркетинговой стратегии турфирм – реакцию туристского предложения на тенденции развития спроса на рынке туризма.
Анализируя  динамику развития спроса на рынке  туризма, наряду с внешними экономическими факторами необходимо уделять большое  внимание факторам внутренним – психологии потребителя и мотивации его  поведения.
Реакцию туристического предложения на изменения в спросе мы рассматриваем на примере основных субрынков туристической индустрии – рынка туроператоров и рынка средств размещения. Совокупность факторов определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:
· частотность  туризма;
· предпочтения в выборе турцентра и географии  туризма;
· предпочитаемая форма организации тура; 

· представления  туриста о цене тура;
· представления  о торговой марке турфирмы;
· коммуникативное поведение туриста;
· роль внешних раздражителей в процессе принятия решения о покупке тура и т.д.
Для того чтобы выявить данные поведенческие  особенности потребителей туруслуг, рассмотрим сначала воздействие  на структуру туристского спроса общеэкономических и социо-демографических факторов. Особое значение мы придаем факторам культурного порядка и психологии нового потребителя, поэтому остановимся на них более подробно, тем более что в российской литературе эта проблема в связи с потреблением туристских услуг не рассматривалась. В заключение мы остановимся на особенностях мотивации и поведении современного потребителя туристских услуг.
 
 
2. Применимость теорий абсолютной и относительной преимуществ для обоснования доминирующих направлений мировых туристических потоков. Диалектическая взаимосвязь статических и динамических факторов развития международного туризма. Политические, экономические, демографические, социокультурные и научно-технические факторы формирования спроса и предложения на международном рынке туристических услуг.
Среди других направлений туристских потоков, формирующихся в США, выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион. Он пользуется популярностью у американцев, так же как и у европейцев. Но распределение туристских прибытий из Америки по странам (территориям) региона несколько иное. Чаще всего американские туристы посещают Китай, включая Сянган (Гонконг), Японию, а также Республику Корею и Сингапур. Восточная Азия более привлекательна для американцев, чем Юго-Восточная. 
 
Остальные туристские регионы мира - Африка, Ближний Восток и Южная Азия - освоены американцами очень слабо. 
 
Вторым вслед за Лондоном ключевым рынком для Дубаи является Кувейт: в этом году въездной турпоток оттуда должен составить 343,000 человек, которые потратят 373 млн. дол. США. Если нет ничего удивительного в том, что туристы из Лондона и Кувейта являются самыми многочисленными и расточительными, то интересно отметить, что на третьем месте по двум данным показателям идет Пекин. На Ближнем Востоке и в Африке Дубай занимает первое место среди 21 города региона, он является единственным городом региона, входящим в ведущую двадцатку мира по въездному турпотоку. В регионе за Дубай идут Каир (3.7млн. туристов) и Йоханнесбург (3 млн. туристов), которые занимают второе и третье места соответственно.

Еще в 1980 г. известный польский географ А. Ягельский, анализируя факторы размещения населения, писал, что «в современном  размещении населения мира можно  выделить три основных фактора этого процесса». «Первый, в котором роль природной среды достаточно велика, - указывает А. Ягельский, - охватывает размещение людей, занятых сельскохозяйственным трудом. Примитивные сельскохозяйственные цивилизации, использующие разливы рек или пользующиеся речными водами с помощью ирригационных систем, оставили прочный след в виде больших сгущений населения в долинах и устьях рек Янцзы, Хуанхэ, Меконга, Ганга, Нила и По» [69]. Вторым, по мнению А. Ягельского, фактором размещения населения является размещение промышленности. С начала XIX в. главную роль стали играть промышленные предприятия, особенно в тяжелой промышленности, возникшие в районах, где имелись железная руда и уголь. Они определили размещение населения в Центральной Англии, Вестфалии, Лотарингии, Верхней Силезии, северо-восточных штатах США. Третий фактор размещения населения - огромный рост международной торговли и морских перевозок - стал причиной формирования крупных портовых центров и многочисленных более мелких скоплений населения в приморских районах многих стран мира.
      Задача  менеджеров — обеспечить равновесие между интересами собственников (акционеров), работников, кредиторов, между статической и динамической, внешней и внутренней эффективностью. Таким образом, менеджеры должны подходить к организационной эффективности как к динамической категории и постоянно быть готовыми к изменениям.
      Один  из подходов к эффективности организации  ГТК, названный моделью конгруэнтности организационного поведения, основан  на общей системной модели. В ее рамках основные входные элементы, поступающие в систему организованного поведения, связаны с внешним окружением: ограничения, требования и возможности; ресурсы организации; ее история. Важным входным элементом является стратегия организации, как набор ключевых решений относительно соответствия ее ресурсов возможностям, ограничениям и требованиям внешнего окружения в контексте истории организации ГТК. На выходе системы находится эффективность деятельности, согласованная со стратегическими задачами организации. Более детально: выходные элементы включают в себя характеристики работы организации (например, турфирмы в целом); характеристики работы групп (например, отделы въездного и выездного туризма), а также индивидуальной деятельности и удовлетворения от нее (например, показатели средней заработной платы сотрудников этой турфирмы). В соответствии с основной схемой организация рассматривается как механизм, который берет входные элементы и трансформирует их в выходные элементы (модели индивидуального, группового и организационного поведения). Основным объектом в анализе организаций является процесс преобразования или трансформации. В данной модели организация рассматривается в составе четырех компонентов:
      a                задачи или работа, которые необходимо выполнить, и их основные характеристики;
      a                работники, на которых возлагается выполнение заданий;
      a                формальное организационное обеспечение, включая различные структуры, процессы, системы и т.д., которые создают мотивацию и содействуют выполнению задач;
      a                неформальные организационные образования, включающие устойчивые модели, власть и влияния, ценности и нормы и т.д., что отражает реальные условия деятельности организации.
      Стабильность нужно поддерживать, можно повышать и понижать (когда оптимизационные расчеты дают такую рекомендацию). Если поддержание требует в основном текущих затрат, то повышение требует, как правило, прежде всего капитальных затрат.
      Развитие  — это совершенно иная цель организации гостинично-туристского бизнеса, и подход к ней должен быть другим. Хотя и для обеспечения развития, и для обеспечения стабильности нужны однотипные составляющие: люди, различные фонды, оргструктуры, но строятся они в системы по-разному и управление ими должно быть принципиально свое (что на деле так или иначе происходит, хотя эпизодически предпринимаются попытки унифицировать всю систему управления предприятием). Развитие может быть направлено внутрь данной системы и вовне; ему могут быть присущи эволюционные и революционные черты, а по уровням оно может развиваться от элемента до системы в целом. Его объективными источниками могут быть внешние по отношению к данному объекту и внутренние факторы. Развитие турфирмы, направленное внутрь, представлено, прежде всего, технологией разработки тура. Ее совершенствование обеспечивает повышение эффективности деятельности фирмы и снижению затрат на предлагаемые туры. Развитие, направленное вовне, — это, прежде всего, совершенствование предлагаемых маршрутов (новое сотрудничество, новые системы бронирования). Его результатом должно быть повышение степени удовлетворения клиентских запросов, что для турфирмы в условиях рыночной экономики есть завоевание рынка в борьбе с конкурентами и увеличение прибыли. Связь между этими направлениями развития в том, что новая турпродукция должна иметь невысокую себестоимость, а новая технология ее разработки не должна ухудшать качество и повышать затраты на ее реализацию.
При выборе своего сегмента на рынке туристических  услуг анализируются следующие  факторы:
    Цели поездки: отдых бизнес, обучение, шопинг.
    Географические факторы: отдых на море, развлечения, интерес к культурным и архитектурным ценностям.
    Возрастные группы: школьники, студенты, взрослые, семьи.
    Экономические потребности и престиж: экономия времени и усилий при достижении комфорта, стремление принадлежать к определённой социальной группе.
На схеме  отражена структура потребностей туристов, лежащая в основе туристической  программы, показывающая, что организация  туров на отдых должна учитывать  такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов; при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма, а для турпоездок с целью обучения к последнему добавляется и анализ возрастной структуры туристов.
Итак, туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются следующие:

Общеэкономические факторы

 
-уровень  материального благосостояния массового  потребителя 
-соотношение  рабочего и свободного времени  у трудового населения 

Социо-демографические  факторы

 
-возраст
-пол 
-профессия 
-образование 
-социальная  группа 
-семейное  положение 
-имущественное  положение 
-состав  семьи 
-регион  проживания 
-город/сельская  местность 
-величина  населенного пункта, где живут  туристы 
-род  занятий 

Факторы культурного и  общественно-психологического характера

 
-приоритеты  в системе духовных ценностей  общества 
-психология  потребления 

Личностно-поведенческие  факторы

 
-личные  особенности 
-стиль  жизни 
-интересы  в свободное время 
-система  духовных ценностей 
-целевые  установки
-мотивы 
Все эти  факторы оказывают воздействие  на так называемый «черный ящик сознания покупателя», который в конечном счете является определяющем элементом  поведения потребителя на рынке.
Совокупность  тех или иных факторов определяет возникновение и характер поведения потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены, например, такими показателями, как:  

-частотность  туризма; 
-предпочтения  в выборе географии туризма; 
-предпочитаемая  форма организации тура;
-представления  туриста о цене тура и т. д.  

И именно для того, чтобы выявить данные поведенческие особенности потребителей туристских услуг, необходимо подробнее  рассмотреть воздействие на структуру  туристского спроса общеэкономических  и социо-демографических факторов, а также факторов культурного порядка.  

1.1. Общеэкономические  факторы 

1.1.1. Благосостояние  общества и увеличение свободного  времени 

Туризм  как отрасль экономики, занимающаяся в первую очередь организацией свободного времени клиента, может успешно  существовать и развиваться при наличии как минимум двух составляющих: свободного времени и достаточных материальных средств для его организации. Проще говоря, основу современного туристического рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляютоплачиваемые отпуска работников с учетом того, что в последнее время в международном туризме значительно возрастает роль деловых поездок, а также путешествий лиц пенсионного возраста.
3.  формы организации государственного регулирования туристической сферы в странах мира. Преимущества и недостатки их использования при различных общественно-политических и экономических условий. Ключевые правительственные функции в области управления и контроля за развитием туризма.
Опыт  различных стран показывает, что  успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Любое цивилизованное государство для того, что бы получать от туриндустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристического потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристических центров, и в информационное обеспечение, и в рекламу. В любом государстве взаимоотношения сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон. Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 году была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристической отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристических услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами. 

Рассмотрим, как же действует государство  на примере нескольких стран.  

Во  Франции Законом о туризме № 92-645 определены условия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие данного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформулированы условия, при которых возможно осуществление туристской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официального согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.  

Испания.
Туристская  деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 "О компетенции в области туризма" и Декретом "О деятельности частных туристских предприятий" от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеуказанному Закону. Испанское законодательство по туризму регулирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, условия, на которых физическим и юридическим лицам разрешается заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санкции к нарушителям.
В апреле 1996 г. Парламент Испании утвердил Закон "О комбинированных путешествиях", которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Под комбинированным путешествием понимается поездка, включающая турпродукт, содержащий, по меньшей мере, два из трех нижеследующих элемента: транспорт, размещение на ночлег и любые другие туристские услуги. В Законе дано четкое распределение ответственности внутри туристской сферы и разъяснение различных аспектов турпродукта и комбинированных путешествий. Указано на необходимость наличия следующих данных в информационных каталогах: конечная цель и продолжительность путешествия, средства транспорта, вид ночлега, стоимость путешествия, дополнительные предложения, условия и положения на случай отказа от путешествия.
В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм ,- « British Tourist Authority» (ВТА).
ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием  внутреннего туризма, а также  консультирует правительство и  другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.
Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским  институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.
Италия.
В 1983 г. был принят основной закон по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также определение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, общественным ассоциациям разрешается заниматься туристской деятельностью, регулируется деятельность профессионалов в туристской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.
Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального характера, исследованиям и обработке статистических данных, а также международной деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и ЕС).
США.
Первый  Национальный закон США "О международном туризме" был принят в 1961 г. Им предусматривалось создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены следующие основные задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, исследование конъюнктуры туристского рынка, ведение статистики туризма, руководство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.  
Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соответствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как правило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всестороннего развития въездного и внутреннего туризма, проведение рекламно-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение туристов. В Бюро входят представители городских властей, транспортных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жильцов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членских взносов и доходов от рекламы.

В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.  

В Австрии туристическую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристических возможностей страны ведает Австрийский национальный туристический офис, представительства которого работают в 26 странах мира.  

В Швейцарии вопросами въездного туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ) -крупнейшее национальное рекламное агентство.   

В Индонезии существует специальное ведомство по туризму, которое наделено достаточно широкими полномочиями в области защиты прав туристов. В частности, в стране действует весьма влиятельная туристическая полиция, которая осуществляет контроль и надзор за предприятиями туристической и гостиничной индустрии, а также разбирает конфликтные ситуации, участниками которых становятся гости из-за рубежа.
В Израиле работает мощное Министерство туризма, бюджет которого в 2007 году достиг $150 млн. Эти деньги используются на финансирование мероприятий, связанных с информационной, презентационной, выставочной деятельностью по всему миру, на проведение конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание буклетов и рекламных материалов. Планируется, что в 2008 году бюджет Министерства туризма вырастет в 4 раза.  

В объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята  Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав потребителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тексты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем оговорены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.
Тема2.
1.История появления и развития статистического учета в международном туризме. Цели и задачи туристической статистики. Международные симпозиумы по статистике туризма. Основные разделы статистики международного туризма. Показатели, характеризующие туристические потоки. Шкала длительности пребывания туристов. Методические подходы к упорядочению состава туристических расходов. Факторы влияния на величину и структуру расходов туристов во время путешествия.
Статистика международного туризма использует разные формы  сбора информации. Статистическое наблюдение может осуществляться через отчетность или посредством специально проводимых обследований. 
 
Статистические наблюдения через отчетность. В данном случае статистические сведения получают от предприятий, учреждений, организаций и т.п. по установленным формам в определенные сроки. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета они заполняют отчетность и передают ее в органы статистики. Именно отчетность содержит основную массу сведений о туризме. 
 
В статистике туристских потоков информация о количестве прибытий и продолжительности пребывания также может быть получена из отчетности иммиграционных служб или средств размещения. В настоящее время около 60 стран мира регистрируют туристов на границе и 40 в средствах размещения. 
 
Учет на границе ведется посредством иммиграционного контроля при въезде в страну и выезде из нее. Он осуществляется на контрольно-пропускных пунктах, в аэропортах, в морских портах и т.д. Основными источниками информации о путешествующих лицах служат специальные регистрационные формы - въездные (выездные) карточки, а также заграничные паспорта и визы. Они содержат сведения о возрасте и поле туриста, стране его постоянного проживания (гражданстве) и стране назначения, цели, сроках поездки и пр. Сбор этих данных предпочтительнее осуществлять при выезде посетителей. На обратном пути туристы могут сообщить более точную информацию, чем при въезде, когда они исходят из своих намерений. Сроки и маршрут путешествия часто корректируются в ходе поездки по разным обстоятельствам (изменение погодных условий, ухудшение состояния здоровья, дополнительная информация о новых интересных достопримечательностях и пр.). 
 
Метод учета на границе применяется во многих странах. Некоторые из них наладили тесное двустороннее сотрудничество в области пограничной статистики. Например, Канада собирает сведения о своих гражданах, возвращающихся из поездок по США, и предоставляет эту информацию национальной туристской администрации Соединенных Штатов. Кроме США и Канады, пограничная статистика прибытий ведется в Великобритании, Ирландии, Испании, на Кипре, в Португалии, Австралии, Сингапуре, Турции, государствах Центральной и Восточной Европы (Польша, Венгрия, Болгария) и др.
ЗАДАЧИ  И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА И ОТДЫХА
Санаторно-курортные  организации - лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие профилактику и восстановительное лечение населения главным образом на основе использования целебных свойств природных лечебных факторов. К ним относятся санаторий, санатории-профилактории, пансионаты с лечением и др.
Организации отдыха - оздоровительные организации, предназначенные для отдыха. К  ним относятся дома, пансионаты и  другие организации отдыха, туристические  базы. В них предоставляются услуги проживания, питания и туристско-экскурсионные  услуги. До 1998 года включались туристские гостиницы, мотели, кемпинги. Биржаков М.Б. Введение в туризм - М.: 2001. - с. 23
Санаторно-курортные  организации и организации отдыха расположены, как правило, в пределах курортов, лечебно-оздоровительных  местностей, в пригородных зонах.
К числу  иностранных граждан относятся  лица, посещающие другую страну, не являющуюся страной их постоянного проживания, на срок, не превышающий 12 месяцев, с  любой целью кроме переезда на постоянное место жительства.
Поездки охватывают деятельность лиц, которые путешествуют в какую-либо страну, не являющуюся страной их обычного местожительства, на срок, не превышающий 12 месяцев, с целью отдыха, деловыми или прочими целями.
Совет народных депутатов как орган  представительной власти принимает решение по самым кардинальным вопросам развития туризма:
ь утверждает Генеральный план развития,
ь утверждает предложения по Целевой федеральной  программе развития туризма,
ь использует право законодательной инициативы по вопросам присвоения статуса краевого и федерального значения,
ь вносит поправки в Устав об изменении  статуса городов на "город-курорт",
ь принимает  решение об утверждении "Положения  об участии в социально-экономическом  развитии городов".
Таким образом, формируется нормативная  база, регулирующая процессы функционирования и развития туризма. Решения Совета народных депутатов имеют прямое действие, а в отношении исполнительного органа Администрации создает правовую базу муниципального уровня для принятия конкретных и разноплановых решений.
В настоящее  время существует Совет курортов при главе городов-курортов как  общественный консультативный орган. Его представительство ограничено членами общественного сектора - наиболее авторитетными руководителями здравниц курортов и представителями  администрации, чьи функции направлены на инфраструктурное обеспечение и нормальное функционирование курортов. Именно эта функция заботы об общих нуждах курортов является главной. В Совете курортов не нашлось места для представителей турбизнеса и частного - сектора, участвующего в обслуживании туристов. Поэтому он не может адекватно выражать интересы всех секторов туризма. Борисов Ю.Н. Маркетинг в туризме - М.: 1996. - с.45
Еще одним  организующим центром в сфере  туризма, а именно в экскурсионном  обслуживании туристов является Координационный центр по экскурсионному обслуживанию и Методический совет по экскурсионной работе. Координационный центр создан при Управлении культуры исполнительного комитета, является общественным объединением руководителей туристско-экскурсионных фирм и предпринимателей, занимающихся туристско-экскурсионной деятельностью.
Рекреационная сеть - это совокупность расположенных  в стране (республике, области, районе) рекреационных учреждений. К ним  относятся учреждения лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного и познавательного туризма. Основным показателем развития рекреационной сети является плотность рекреационных учреждений, равная числу мест в них, приходящихся на 1 тыс. кв. км территории. В соответствии с этим территории делятся на сильно, средне и слабо рекреационно-развитые. Функциональное развитие рекреационных учреждений обусловлено их ориентацией на тот или иной вид рекреационной деятельности.
В статистике туризма существуют три главные проблемы. Первая из них - сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма, изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их предметного содержания, методики расчета или единиц измерения. Однако во многих случаях несравнимые данные можно привести к сопоставимым. 
 
Еще совсем недавно путаница имела место в туристской терминологии и классификации путешествующих лиц. Неодинаково трактовалось, например, такое ключевое понятие, как "турист". Расхождения касались длительности пребывания вне постоянного местожительства (от 1-5 ночевок и более) и возраста путешествующих лиц (от 14 лет и старше), а также цели поездки. Некоторые разночтения сохраняются по сей день. Около 40% стран не учитывают экскурсантов в числе посетителей, а 10% стран исключают из них лиц, путешествующих с деловыми целями. В одних случаях регистрация прибытий ведется по странам постоянного проживания посетителей, в других - по гражданству. Все это затрудняет международные сравнения. 
 
Другая проблема статистики туризма - полнота и достоверность статистической информации. Иными словами, каким образом можно получить всю необходимую информацию о международном туризме и как заполнить пробелы в собранном массиве ванных достоверными сведениями. 
 
В 1998 г. ВТО опубликовала "Экономический отчет по туризму", в котором обобщила свой многолетний опыт в области статистики туризма. Один из его разделов посвящен проблемам сбора и сводки статистической информации. ВТО представила методику расчета недостающих первичных данных для получения обобщающей информации о международном туризме. В качестве примера приведены показатели международного туризма за 1995 г., значения которых были получены с использованием этой методики.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.