На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государство и право как фактор общественного развития

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Казанский (Приволжский) Федеральный  Университет
Философский факультет (политология)
Очное отделение
 
 
 
 
Творческая  работа по правоведению
  «Государство и право как фактор общественного развития».
 
 
 
 
 
                  студента группы 1813А
                  Иванова А.Е.
                  преподаватель
                  Валиев Р.Г.
                                                     
 
 
 
2011г.
 
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Понятие, происхождение и функции государства…...………………...……….4
Сущность  и понятие права……………………………………………………….7
Понятие общественного развития………........……………………………..….10
Роль  государства и права в общественном развитии………………………....13
Заключение…………………………………………………………………...….16
Список  использованной литературы…………………………………………...17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Государство и право – важнейшие факторы общественного развития. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан тесно связаны с положениями политико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
      По  мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве и государстве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений, однако, изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское сохранились.
     Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие, происхождение и  функции государства
 
     Ни  в науке, ни в международном праве  не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».
     Ни  в науке, ни в международном праве  не существует единого и общепризнанного  определения понятия «государство». На 2011 год не существует и юридического определения термина "Государство", признанного наукой и всеми странами мира. По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле - для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.
     В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение  государства — это «особая  организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»
     Вопрос  о причинах происхождения государства, формах и стадиях этого процесса является сложным и недостаточно изученным. Существует множество теорий происхождения государства, однако в советское время научной признавалась лишь марксистско-ленинская теория. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: в условиях идеологического плюрализма "право на существование" имеет любая теория, а степень ее научности должна определяться посредством критики.
 
Из теорий происхождения государства можно  выделить:
    теологическую;
    теорию насилия;
    теорию общественного договора;
    классовую, или марксистско-ленинскую.
     Теологическая теория была продуктом эпохи, через которую прошли все народы, когда мир воспринимался лишь сквозь призму религии. Отсюда и государство рассматривается как продукт божественной воли. Обычно в качестве представителей этой теории в учебниках приводят средневекового монаха Фому Аквинского и современного клерикального мыслителя Ж. Маритэна. Сюда же, к примеру, следует отнести многочисленных представителей исламской теологии.
    Теория насилия (Л. Гумплович,  Е. Дюринг, К. Каутский) исходит  из того, что государство является  продуктом завоевания одного народа другим либо подчинения одной частью общества другой. В подтверждение ее достоверности обычно ссылаются на многочисленные факты истории: завоевание Рима германцами, становление империи Чингисхана и т.д.   
     Теория  общественного договора (Г. Гроций, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев и др.) исходит из того, что государство возникает в результате общественного договора, заключенного между людьми. До этого каждый человек находился в естественном состоянии, которое трактовалось и как золотой век человечества, и как война всех против всех. Общественный договор был формой самоограничения свободы каждым индивидом во имя достижения урегулированности и порядка в масштабах общества. 
     Марксистская, или классовая, теория государства  исходит из того, что государство возникает на развалинах родового строя в результате появления частной собственности и раскола общества на классы с непримиримыми интересами. С помощью государства экономически господствующий класс становится и политически господствующим. Эта теория оказала большое влияние на развитие науки о государстве и праве.    
     Государство в любом случае возникает в  процессе общественного разделения труда. Появление на известной стадии истории людей, профессионально  занимающихся управлением, т.е. осуществлением властных функций, было столь же естественным, как появление ремесленников, торговцев, земледельцев и т.д.
     Наиболее  общими признаками государства являются: публичная власть, разделение населения  по территориальному принципу и налоги.
     Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.
  Второй признак государства - разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.
  Третий признак государства - налоги - это учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ.     
     Ряд авторов в качестве самостоятельного признака государства рассматривают  государственный суверенитет. Следует  отметить, что суверенитет - это признак  государственной власти, а не государства в целом. Суверенитет можно считать признаком государства с известной долей условности как признак функциональный.
     При определении сущности государства  проявляются две тенденции: сущность государства трактуется как диктатура  имущих классов (классовый подход), либо сущность сводится к решению общих дел (общесоциальный подход).
     Деятельность  государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства ( охранительная, экономическая, социальная, культурно-воспитательная, природоохранительная ,защита государства от вооруженных нападений других государств, поддержание международных политических отношений экономических и культурных связей, борьба с международной преступностью, участие в международной охране окружающей среды.
 
 
                                 Сущность и понятие права
 
     Вопрос  о том, что есть право, в чем  его сущность, традиционно рассматривается  в теоретической юриспруденции  в качестве основного. Но, как было отмечено, с течением времени понятие права менялось. Так, для Аристотеля право - это политическая справедливость, для средневековых ученых - божественное установление, для Ж.Ж. Руссо - общая воля, Р. Иеринга - защищенный интерес, Л. Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма право есть веление, приказ государства и т.д.
     Многозначность  определений права, неутихающие  споры о его существе привели  некоторых исследователей к пессимистическому  выводу, что сущность права познать нельзя. Очевидно поэтому, поправляя И. Канта, который сетовал, что юристы столетиями ищут определение права, русский теоретик права Н.Н. Алексеев заметил: «Юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».
     В Энциклопедическом словаре Брокгауза  и Ефрона указывалось:
Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей  в обществе; это определение права  указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем.
  В Большой советской энциклопедии было представлено классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):
     Право — это совокупность установленных  или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
     Либертарно-юридическая  концепция:
     Право — единство равной для всех нормы  и меры свободы и справедливости.
     Проблема  правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение  самые разнообразные отношения  и интересы людей, оно имеет различные  формы проявления в зависимости от характера экономического развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, исторических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедеятельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступков человека, дозирует объем его свободы, воздействует на характер и способы удовлетворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей.
     Известно, что сущностью любого предмета, явления  философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, проявляющих природу и выражающих самые необходимые, внутренне глубинные связи и отношения предмета, явления, которыми определяются все их остальные свойства и признаки.
     Сущность  права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает ее истинную природу и назначение в обществе.
     В эпоху периода от первобытного строя  к цивилизации явно проявилась необходимость  установления и поддержания единого  порядка отношений с внешним миром. Такими потребностями, породившими право, являются: необходимость установления единого порядка отношений новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию; необходимость поддержания единого порядка в условиях расслоения общества на социальные слои (касты, сословия, классы), имущественное и социальное положение которых стало существенно-различным, вызвало неустранимые противоречия и конфликты; необходимость ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов, нуждавшихся в развитии постоянного обмена и соседских взаимоотношений и защите своих интересов мирными средствами.
     Средством удовлетворения этих насущных потребностей стало позитивное право как особый вид социальных норм. Под позитивным правом здесь понимается система правовых норм, установленных или санкционированных государством.
     Внешним, наиболее очевидным из таких отличительных  свойств  права является его тесная связь с государством. Государство устанавливает в обществе единый порядок путем издания общественных законов либо санкционирования устоявшихся обычаев, создания судебных прецедентов. Через свои органы оно обеспечивает исполнение норм права и их охрану от нарушений. Правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального решения государства. Применение, реализация правовых норм в случае необходимости обеспечивается государственным принуждением. Для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.
     Связь права с государством выражается также и в системе воспитания населения в духе уважения к законам, в различных государственных поощрениях за успехи в исполнении законов и т.п.
     Наряду  с правом в обществе действуют  другие социальные нормы: мораль, обычаи, традиции, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они играют важную роль также в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, корпоративные, религиозные права и обязанности людей.
     Однако  право, выступая общеобязательным государственным  регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальных норм.
     Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы, как  правило, распространяются на отдельные  социальные группы.
     Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, а все иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и только если они не противоречат праву. Их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.
     В-третьих, право устанавливается или санкционируется  государством, а все другие социальные нормы либо возникают спонтанно и существуют в виде стабильных убеждений людей, общественного мнения (мораль, обычаи, традиции), либо вырабатываются общественными организациями.
     В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей.
     Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами. Обычаи и мораль закрепляют, главным образом, общие принципы или эталоны поведения.
 
 
Понятие общественного развития
 
     Под общественным развитием понимается процесс воспроизводства общественной культуры и человеческого потенциала (ресурса). 
     Такое понимание общественного развития значительно отличается от общеизвестных.
  Некоторые ученые связывают развитие общества со структурными изменениями. Т.Веблен  рассматривал общественное развитие как процесс естественного отбора социальных институтов. Ю. Фигатнер считал, что важнейшим механизмом социального развития являются рецепции – заимствование и усвоение социальных институтов иных обществ и предшествующих исторических этапов. Известно также множество инновационных концепций развития, в которых общественное развитие рассматривается как результат введения инноваций. В связи с тем, что общественное развитие связано с обновлением культуры, можно согласиться с А.Тойнби, согласно которого развитие культуры осуществляется как серия Ответов, даваемых творческим человеческим духом на те Вызовы, которые бросает ему природа, общество и внутренняя бесконечность самого человека. При этом всегда возможны различные варианты развития, ибо возможны разные Ответы на один и тот же Вызов. В осознании этого фундаментального обстоятельства и состоит непреходящее значение концепции О.Тойнби.
     Очевидно, что развитие, основанное на заимствовании  «чужой» культуры, характерно для  открытых обществ. Что же касается закрытых обществ, например бывшего СССР или Северной Кореи, то их развитие основано на собственной культуре и отличается от развития открытых обществ своей спецификой. Это не означает, что закрытые общества лучше или хуже открытых. Они просто более ограничены в своем развитии и оно более предсказуемо. Открытые общества имеют больше возможностей, так как их культура значительно богаче и разнообразней за счет чужой культуры. Однако открытые общества требуют более высокой культуры управления, позволяющей заранее предвидеть и избегать возможных негативных последствий от влияния «чужой» культуры на развитие общества.
     В современной жизни два способа развития в чистом виде не используются, поэтому правильнее говорить о смешанном (комбинированном)  развитии с преобладанием демократического или автократического характера развития.
     Таким образом, ответ на вопрос, какое развитие лучше, приводит к выводу, что наиболее оптимальным способом является ни демократическое, ни либеральное, ни автократическое, а  развитие, основанное на знаниях; развитие, при котором наиболее эффективно будут решаться все общественно значимые проблемы. Такое развитие можно с полным основанием называть устойчивым развитием.
     В самом деле, любая общественная проблема грозит обществу потерей устойчивости, поскольку является (по определению) отклонением от общепризнанных социальных норм. Поэтому, чем лучше общество выявляет и решает свои проблемы, тем меньше в нем будет недовольных социальной политикой и тем выше уровень жизни людей.
     Весь  ход исторического развития России показывает на значительную роль вождей в истории (Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I, Ленин, Сталин, Хрущев, Горбачев, Ельцин), от решений которых во многом зависело будущее страны. Каждый из них, приходя к власти, начинал  проведение реформ, исходя из лучших побуждений, с целью улучшить жизнь людей, однако почти всегда получалось наоборот (поэтому и появилась крылатая фраза: «хотелось как лучше, а получилось как всегда»). Причина этого заключается в сложности общества, незнании механизма его функционирования. Поэтому любое неумелое вторжение в этот механизм (а реформы это и есть вторжение) приводило к непредсказуемым последствиям.   
     В связи с этим можно сделать  вывод, что управлять общественным развитием можно и нужно, однако это должно осуществляться с большой осторожностью на основе знания принципов функционирования общества с учетом положительного мирового и отечественного опыта решения социальных проблем. При отсутствии (или недостатке) таких знаний демократическое развитие является предпочтительней, т.к. не связано с неоправданным риском.
     Однако  демократическое развитие не является оптимальным, поскольку общественное мнение часто ошибается (либо по причине  манипулирования со стороны отдельных  социальных групп и лиц, либо по причине  своей консервативной природы, не принимающей резких изменений), поэтому только научные знания могут правильно подсказать, принимать или не принимать те или иные изменения.
 
 
Роль  государства и права в общественном развитии
 
     Нарастание  сложности обществ в процессе социальной эволюции (семьи, поселения, города, нации, мировые сообщества) могло происходить лишь при условии соответствующего нарастания сложности их систем управления (по закону необходимого разнообразия).
     В первобытных обществах были самые  простые системы управления, совпадающие с самим обществом. Но уже города требуют специальных систем управления, выделяющихся из обществ. Когда появились первые города (полисы), люди ещё имели смутное представление о системах управления (или социальных механизмах обществ), поэтому понятие «государство» они отождествляли с понятием город (полис). Так появилось сочетание город-государство.
     Однако  по мере роста городов, образования  империй и наций, стало очевидной  необходимость выделения особого  органа управления, который стал называться государством.
     Осознание государства как особой социальной реальности произошло лишь в XIX веке в связи с Великой Французской  Революцией, обнажившей противоречия между гражданским обществом  и государством как самостоятельным  институтом.
     Таким образом, на примере государства можно сделать вывод, что процесс «открытия» государства как социальной реальности – это длительный многовековой процесс, который не завершен до сих пор, поскольку до сих пор во многих учебниках государство часто отождествляют с обществом или «политической формой организации общества».
     В первобытных обществах не существовало ни государства, ни права, зато существовали обычаи, традиции, религиозные ритуалы, играющих роль регуляторов поведения  и деятельности людей. С появлением первых государственных обществ социальные нормы (обычаи, традиции, ритуалы) стали санкционироваться государством и тем самым приобрели правовой характер.
     В дальнейшем государство стало не только санкционировать (разрешать) или  запрещать те или иные социальные нормы, но стало вводить собственные, новые нормы, которые также получали правовой статус. Этот факт является принципиально важным. Одно дело, когда в обществе закрепляется естественно сложившийся порядок, другое дело, когда вводится новый порядок. Если этот новый порядок не отвечает интересам большинства членов общества, то может возникнуть социальный конфликт.
Таким образом, государство и право  могут играть как положительную, так и отрицательную роль в  обществе.
  С одной стороны, благодаря появлению государства и права стало возможным появление наций, т.е. более крупных и более сложных обществ по сравнению с первобытными догосударственными обществами. С другой стороны, государство, выделившееся из общества, стало «насаждать» (с помощью права) свои «правила игры», которые нарушали естественно сложившийся порядок в обществе и вызывали массовое недовольство, проявляющееся в массовых забастовках, демонстрациях, столкновениях с полицией.
  Очевидно, что новые законы должны максимально соответствовать интересам большинства граждан. Только тогда они не будут вызывать социальную напряженность в обществе. Однако, это не единственное требование к новым законам, поскольку в наши дни существуют мощные средства рекламы, СМИ и социальные технологии, позволяющие манипулировать общественным мнением и ликвидировать социальные напряженности даже там, где они объективно обусловлены.
     Главное требование к новым законам должно быть их эффективность. Для этого  новые законы должны разрабатываться  при участии учёных, проходить  научную экспертизу, а при необходимости социальный эксперимент и только после этого приниматься Парламентом и утверждаться Президентом как правовая норма.
     Таким образом, в правовом пространстве не должно быть неработающих или плохо  работающих законов, указов или других нормативно-правовых актов. Это касается и других социально- культурных пространств общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
     Основой социальной стабильности государства  является тесное сотрудничество государства  и общества в выработке и осуществлении  государственной социальной политики во всей ее полноте.
     Утверждая право как большую социальную ценность, выражение и фактор реализации свободы личности, государство способствует укреплению законности, правопорядка, общественной дисциплины в обществе.
     Разумеется, государство, право + общество - не враги. Но их интересы не тождественны, а иногда противоречивы. Государству, например, проще было бы обеспечить борьбу с правонарушениями и охрану правопорядка, если ввести комендантский час, наделить оперативный аппарат правоохранительных органов широкими правомочиями проводить обыски, превентивные задержания, аресты, высыпки, а дела о правонарушениях решать в ускоренном порядке в военных и других чрезвычайных судах. С другой стороны, богатство и свобода в обществе будут быстрее расти и процветать, если граждане не будут обременены налогами, будут свободны от воинских и иных обязанностей, от акцизных сборов, таможенных пошлин и ограничений.
     Разные  подходы к праву и государству, разные взгляды на роль государства  и права в развитии общества обусловлены  многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее  мнение одно – общество влияет на развитие права и государства.
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы
    Алексеев, С.С. Государство и право : нач. курс / С.С. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрид. лит., 1994. - 189, [1] с.
    Каутский, К.   Этика и материалистическое понимание истории / Карл Каутский ; пер. с нем. К. Когана и Б. Яковенко. - 2-е изд., стер. - М. : УРСС, 2003. - 133 с. - (Размышляя о марксизме).
    Комаров, С.А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. - 6-е изд., доп. - СПб. : Изд-во ЮИ, 2001. - 348 с.
    Основы государства и права : учеб. пособие для поступающих в юрид. вузы / под ред. О.Е. Кутафина ; Моск. гос. юрид. акад. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 1998. - 381 с. - (Institutiones) (Абитуриенту).
    Теория государства и права. В 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. А.Б. Венгерова. - М. : Юристъ, 1995. - 254, [2] с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.