Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современный учитель истории

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ…………………………..….5
1.1 Духовные традиции  русского учительства……………………………..…..5
1.2 Отношение  к учителю в прошлом……………………………………….…10
1.3 Образ учителя в художественной литературе……………………………..12
Вывод по 1 главе  ………………………………………………………………..19 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ ……………….20
2.1 Требования  общества к учителю истории…………………………………20
2.2 Профессиональные  качества и имидж учителя истории………………….22
2.3 Проблемный подход к идеальному образу учителя……………………….30
Вывод по 2 главе…………………………………………………………………33 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………35 

Приложение………………………………………………………………………37 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый  из нас с особой теплотой, любовью, уважением и благодарностью вспоминает о своём учителе, мысленно не раз возвращается в свои школьные годы. Особенность учительской профессии в том, что к ней причастен каждый. С ним, добрым наставником и другом, проходим мы путь от детства к зрелости. Ему обязаны достижением всего лучшего – от азов грамоты до великих мировых открытий. И кем бы ни стал в жизни человек – рабочим или учёным, хлеборобом или министром – каждый хоть однажды вспоминает своих учителей, свою школу. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А хороший учитель – в мыслях и поступках людей.
     Учитель, как много лет назад, так и  сегодня, - профессия уважаемая, требующая  полной самоотдачи, постоянного личностного роста, безграничной любви и преданности своему делу. Это ремесло особенное, а работа – тонкая и ювелирная. Именно поэтому профессию учителя выбирают люди искренние, добрые, щедрые, терпеливые и понимающие.
     Учитель…  Школа… Начало начал. Здесь истоки характеров, идеалов, убеждений. Врачи и строители, летчики и инженеры - всё начинается здесь.
     Учитель…  Когда произносишь это слово, всегда охватывает какое-то волнение. Вроде бы ничего особенного и нет  в этом слове. Самое обычное название профессии человека. Но вот, когда произносишь это слово, то не просто название профессии встаёт перед глазами, а конкретный человек этой профессии, с которым свела тебя жизнь. Добрый или не очень, чуткий или равнодушный, любящий свою профессию, детей или нет… Вот почему и охватывает волнение, когда произносишь это слово. Учитель не просто даёт знания по тому или иному предмету, но и оставляет след в душе каждого человека: ведь именно он помогает сформироваться этой душе. Не всё равно поэтому, каким будет этот человек.
     Есть  разные учителя: умные и добрые, чуткие, неравнодушные, эмоциональные, деликатные, хорошо знающие предмет. Но свой идеал ученик формирует сам. В современном обществе существует неоднозначное отношение к профессии педагога, особенно в последние годы в средствах массовой информации часто можно прочитать достаточно острые полемические статьи, посвящённые этой теме.
     В данной работе мы попытались показать, каким предстаёт учитель в  прошлом, каким видят учителя современники.
     Цель работы – проанализировать образ современного учителя истории.
     Задачи:
     - рассмотреть теоретический аспект  становления учительства в прошлом;
     - описать образ учителя в классической и современной художественной литературе;
     - проанализировать образ учителя  истории на современном этапе.
     Предмет изучения: современный образ
     Объект  изучения: учитель истории
     Методы исследования: обзор художественной литературы; обзор материалов средств массовой информации по теме исследования; беседы с учащимися; анкетирование учащихся.
     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ  УЧИТЕЛЯ 

     1.1 Духовные традиции русского учительства 

     Не  зная прошлого, невозможно построить  будущее. Более того, без опоры  на традиции невозможно позитивное развитие нашего отечественного образования.
     Сегодня ведущие ученые, деятели образования  признают, что «ориентация на западную модель образования в реформировании отечественной высшей и средней  школы – тяжкое преступление перед  будущим страны, ее национальной историей и культурой». Любая страна мира имеет собственную историю, собственную культуру и собственные достижения, в контексте которых и с учетом мирового опыта она выстраивает путь развития, в том числе и в сфере образования. 
Ключевой фигурой белорусской школы, имеющей богатейшие традиции и исторический опыт, является учитель. [2; с.15]

     Роль  русского учителя сложилась исторически. Она состоит в том, что педагог  выступает реальным «духовным мостом», связывающим прошлое с будущим. Учитель формирует не только систему знаний, умений и навыков учащихся, но главное – ценностное отношение к миру. 
Система ценностей составляет основу личности человека, основу его поведения и способа взаимодействия с окружающим миром. Ученые отмечают, что социокультурная ситуация последних двух десятилетий характеризуется утратой позитивного отношения человека к миру, к жизни, к другим людям. Формирование конструктивного отношения к миру, раскрытие человеческих добродетелей связаны с развитием духовно-нравственной сферы личности. Вектор этого развития определяется выбором идеала и своего рода системы координат. Осуществить такой выбор помогает учитель. Но здесь возникает вопрос: а в какой системе координат живет сам учитель? Вопрос не праздный. Ведь именно личность учителя является определяющим фактором в духовно-нравственном становлении школьника. Такая работа требует от педагога наличия опыта восприятия и понимания другого человека, способности к состраданию, сопереживанию, умения любить ученика согласно заповеди «любить ближнего как самого себя». Без развития духовно-нравственной сферы личности самого учителя такие качества не формируются.

     Следует отметить, что в ныне действующих  образовательных документах воспитание является приоритетным направлением в  деятельности учителя, от которого ожидают умение воспитывать духовность и нравственность в своих учениках. Сделаем акцент: такие умения должны формироваться не по букве закона, а по духу. Это обусловлено тем, что реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний. Сегодня для её решения нам необходимо осмыслить отечественные просветительские традиции, поскольку учителя  призваны сохранять цели и смыслы нашего образования, которые складывались в течение его исторического развития. В чем же они заключаются?
     Этимологический анализ понятия «образование» позволяет  говорить о первосмысле «ОБРАЗования»  человека. Разбор слова по составу  определяет корень «образ». Это понятие  относится и к числу религиозных: «образ – облик, лик, подобие»; «икона».
     С этих позиций образование понимается как процесс восхождения человека к Образу, уподобление Творцу.
     Употребление  понятия «образ» в смысле «подобие, икона» обращает нас к тому педагогическому  наследию, которое наиболее полно раскрывает и сущность отечественного образования, и «вычерчивает» образ русского учителя.
     В ряду важнейших педагогических сочинений, посвященных исследованию образования  как процесса восхождения к Образу, особое место занимают труды русских философов и педагогов, духовных наставников, Учителей Церкви. В их трудах содержатся идеи о становлении, формировании и развитии личности как образа Божия.
     Первым  этапом становления русского учительства  является период христианского просвещения  Руси после ее крещения. В это время оформились первые представления о педагоге, смыслах его труда и требования к его профессионально-личностным качествам, среди которых определяющее значение имели духовно-нравственные. Смыслом деятельности первых учителей было духовное развитие воспитанников, формирование у них христианских добродетелей.
     Такое содержание не только требовало определенного  типа учительского труда, но и означало, что сам наставник, призванный решать эту задачу, должен не теоретически, не словами, а своими поступками, своим опытом, чувствами свидетельствовать о добродетельной жизни. Глубоко духовное содержание образовательной практики определяло роль наставника как помощника, со-работника Творца в развитии у воспитанников сострадания, милосердия, любви к ближнему и Творцу, почитания старших, добросердечности и других качеств, приближающих человека к подобию Божиему и содействующих раскрытию в ребенке образа Творца. Для первых учителей педагогика была «детовождением» ко Христу.
     Такие качества как любовь, душевная теплота, мягкость, радость, долготерпение, кротость во взаимоотношениях характеризовали духовное состояние учителя. Оно выражалось во «внутренней устроенности», целостности, ясности христианских идеалов и следовании им. Доброта, любовь к ближнему, смирение, защита законной власти органично вошли в число важнейших качеств учителя. Развитие этих качеств у педагога помогало ему вести воспитанников по пути добродетельной жизни. В то же время педагогу следовало неустанно заботиться об искоренении своих недостатков, среди которых, по словам Владимира Мономаха, леность, грубость, лживость считались самыми недостойными.
     На  первом этапе становления русского учительства и отечественного образования  личностные качества педагога, которые  характеризовали его духовное состояние, рассматривались как необходимое условие успеха и эффективности педагогического служения.
     В оформляющемся образе русского учителя  признавалась особая роль таких качеств, как любовь, милосердие, терпение, ответственность  и др., которые, являясь духовными, приобретали значение профессиональных качеств учителя. [2; с.25]
     Следует отметить, что глубина и устойчивость представлений об учителе и содержании его труда в историческом времени  определяется прежде всего преемственностью в осмыслении сущности учительского труда и требований к личности педагога. Утверждение православия стержнем русской культуры обусловило и формирование русского типа образованности. Он определялся государственными и общественными интересами, сфокусировавшими свое внимание на «духовное, мирское и семейное устроение», которое было невозможно без воспитания в духовной общности.
     В XIII–XV вв. в содержании деятельности учителя центральное место занимало решение задачи укрепления у воспитанников  добродетелей, что означало «соединение знания того, что есть добро, и силы претворения его в жизнь». В этот период важнейшим условием для профессиональной деятельности учителя было «мирное устроение души».
     В XVI веке представления об учителе, о  его внутреннем, духовном состоянии  конкретизируются. Об этом свидетельствует анализ сохранившихся документов. Так, в «Уставе Луцкой школы» зафиксированы такие требования к учителю: он должен «быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворен, не сквернослов, не чародей, не басносказатель, не пособник ересей, но споспешник благочестия, во всем представляя собой образец благих дел». Данный перечень характеризует не сферу предметной подготовки учителя, а духовно-нравственные качества личности педагога.
     На  дальнейшее развитие отечественного образования  оказало свое влияние развитие научного знания в XVII веке. Оно обусловило расширение круга «внешних» наук в отечественном  образовании, но благодаря пониманию  образовательных смыслов русским учителем, особому состоянию его внутреннего мира, основанному на христианских добродетелях, ведущей функцией образования оставалась передача социокультурного наследия.
     Начало XVIII века стало временем переоценки всех традиционных ценностей в отечественном образовании. Парадигма научного знания, интеллекта «потеснила» воспитательную составляющую образования, стержнем которой было духовное возрастание. Вместе с тем укорененность национальных традиций в просвещении, мировоззренческие позиции и духовное состояние учителя не позволили в тот период утвердиться методам воспитания «новой породы людей».
     Духовное  состояние педагога характеризовалось  «любовью к своему делу и непрерывным  духовным возрастанием.
     Таким образом, следование народным традициям в образовании сохраняло его смыслы и содержание учительского труда.
     Деятели просвещения XIX века выступали за неукоснительное  сохранение основных целей воспитания, состоящих в духовном возвышении, возрастании «внутреннего человека». Классик русской литературы А.С. Пушкин призывал «защитить новое, возрастающее поколение … от влияния чужеземного».
     В то же время продолжающееся усиление влияния западного образования, науки привело к появлению  «многих печальных фактов». Проявившиеся в то время ошибки в воспитании целого поколения свидетельствовали об опасности «импорта» иноземных воспитательных концепций, чуждых национальным традициям, о чем предупреждали отечественные педагоги и ученые. «Педагогика, как медицина, одна и та же в своих высших основаниях, на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна педагогическая метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую…», – писал В. Ф. Одоевский, выступая за национальные основы образования в школе.
     Их  сохранению, развитию и распространению  способствовала деятельность русского педагога К.Д. Ушинского. В своих  педагогических трудах он обосновывал  необходимость сохранения традиции отечественной школы, важной составляющей которой являлась забота о духовном развитии воспитанника. Это было возможно при особом состояния учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения и мирным устроением души. Поэтому «неумение педагога сдерживать гнев должно было бы вычеркнуть его из списка воспитателей, поскольку внушало детям не страх Божий, а страх учительский, из которого рождались ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость». Настоящего учителя и учеников роднила «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой становились духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. 
Классик русской педагогики в качестве приоритетной определял религиозно-нравственную (духовно-нравственную) задачу школы, движение к достижению которой создавало надежную основу для реализации «земных» задач. Постижение «внутренней науки» духовного совершенствования оставалось ведущим требованием для воспитателя: «кто не имеет религии и не чувствует в ней потребности, не может воспитывать детей», – подчеркивал К.Д. Ушинский. [2; с.31]

     Педагогическое  наследие первых десятилетий XX века сохранило  лучшие идеи отечественной православной образовательной традиции. Смысл  учительского труда, по словам В.В. Зеньковского, состоял в «раскрытии образа Божия в детях, раскрытии пути вечной жизни, приобщении к вечной жизни в жизни эмпирической». Такая целевая установка определяла образ учителя, в центре которого – любовь и вера: «Подойдите к дитяти с любовью, отдайтесь непосредственному чувству, и вы переживете всю реальность и всю неисследимость индивидуальности, поймете и то, что жизнь души есть тайна, поймете мистический характер педагогического воздействия» – писал русский философ и педагог В. В. Зеньковский.
     «Великой  национальной задачей русского учителя» назвал И.А. Ильин задачу пробуждения и укрепления духовного начала в человеке. 
Такая высокая задача, названная свт. Феофаном (Затворником) «из всех святых дел самой святой», устанавливала, что «воспитателями, наставниками детей должно быть сословие лиц чистейших, Богоизбранных и святых». Идеальный образ русского учителя, задаваемый словами святителя, является той высотой, достичь которую должен стремиться педагог. Вспомним: Святая Русь так зовется не потому, что здесь все святые, а потому что русский человек во все века стремился к уподоблению Творцу. В отечественной традиции важнейшим профессиональным качеством русского учителя является любовь – к детям, к профессии, к миру. Ее приумножение не могло быть достигнуто без труда учителя над возрастанием добродетелей и искоренением недостатков.

     Русский учитель.… Вглядываясь в образ, который перед нами рисуют эти  слова в преломлении разных столетий, мы обнаруживаем свет, тепло и добро. В чем их источник? Как свидетельствует  история, отечественные педагогические традиции понимания просвещения и роли учителя восходят к христианским православным истокам, залогом неиссякаемости которых является Любовь. Именно она во все века была основой образа русского учителя, именно она была сутью воспитательного труда педагога, во всей полноте выраженная в Богодухновенных словах Апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…». 
Полагаю, что обращение к сложившемуся в отечественной традиции образу русского учителя будет способствовать духовному оздоровлению педагогической среды. Это придаст учителю смелости духа, знания, силы, чтобы вдохнуть в школьника желание узнать про свое Отечество, про великих людей прошлого и настоящего, представить перед ним величайшие образцы отечественной культуры. От обладания мировоззрением и духом национального учителя зависит движение не только белорусского образования, но и белорусского общества к осмысленному будущему.

      

 

      1.2 Отношение к  учителю в прошлом 

     Отношение к учителю в обществе всегда было неоднозначным. Вероятно, причина этого  заключается в том, что слишком большая ответственность ложится на педагогов. От них во многом зависит, каким будут следующие поколения, какие ценности будут преобладать у них. Однако на каждом этапе исторического развития требования к личности меняются, потому меняются требования и к учителю. Педагогу приходится идти в ногу со временем.
     Кроме того, любые действия учителя всегда оцениваются с разных точек зрения: учеников, их родителей, коллег, руководства  и т.д. Человек, работающий по этой специальности, всегда находится в центре внимания.
     Есть  еще и нравственный аспект этой профессии: педагогическая ошибка мало заметна, но ее последствия могут оказаться  катастрофическими.
     Весь  накопленный опыт человечество привыкло фиксировать в литературе. Этими  особенностями характеризуется актуальность данного исследования. Кроме того, в соответствии с ними определена гипотеза нашего исследования: все изменения, касающиеся учителя и его взаимоотношений с учениками в реальной действительности, отразились в литературе ХХ века.                 
     Вопросам  динамики личностного развития учителя и его взаимоотношений с обществом  в контексте исторической действительности  посвятил свою работу  «Всегда ли прав учитель?» В.И.Лещинский. Некоторых аспектов данных проблем касались известные педагоги  А.С.Макаренко, Р.Амонашвили и др.
     Беспрекословное подчинение ученика учителю, безусловная правота педагога стали возводиться в ранг школьного закона в первой половине XIX в. В этот момент стала формироваться  государственная система образования, и Николай I, следивший за этой работой, не случайно взял за основу прусскую систему. Такой  вариант образования привлекал императора именно четким единообразием программ, учебников, методов и позволял контролировать систему воспитания и обучения.[1; с.19]
     Должность учителя представляла собой низкий чин. В.И.Лещинский акцентирует внимание на том, что любой вышестоящий  мог проверить деятельность педагога, неверно ее оценить, и учитель  не мог за себя постоять: возражения не принимались. «Каждая инстанция, передавая распоряжения по нисходящей, в конечном счете била все по тому же коллежскому регистратору — загнанному и бесправному учителю, не позволяя сделать ему ни одного самостоятельного шага».
     В таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла  в сферу образования. Творческое начало было сведено к  соблюдению дисциплины учащихся. Следствием этого стало формирование стереотипа  «учитель всегда прав, даже если он не прав».
     Следует отметить, что особенности  личности учителя данного периода определялись следующими  явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом  уверенностью в своей власти над учениками.
     В первые послереволюционные годы отношения  между учителями и учениками  сильно изменились по сравнению с  дореволюционным  временем.
     Свободное общение и диспуты, совместная работа учкомов и администрации, даже некоторая  подчас анархическая вольница среди учеников– всё это  способствовало демократизации школьной жизни.
     В «Основных принципах единой  трудовой школы» (1918), подготовкой которых руководили Луначарский и Крупская, особый упор был сделан на необходимости уважать личность учащегося, учитывая его интересы. [1; с. 27]
     Тем не менее, главный стереотип дореволюционной школы – «учитель всегда прав» окончательно укрепился  к 30-м годам. Причиной этого стала политическая ситуация 30-х годов, которая нашла отражение в школьной деятельности.
     В.И.Лещинский охарактеризовал эту ситуацию следующим образом: «Учителя лишают инициативы, возможности творчески выполнять свой профессиональный долг. Правильно лишь то, что спущено «сверху». Никаких споров и возражений. Никаких потуг на индивидуальность. Жёстко регламентировано всё: от содержания обучения до формы взаимоотношений людей…».  Однако в этих условиях отмечается подъем  сознания. Несмотря на сходство политической ситуации дореволюционного времени  и периода 30-х годов, на давление и жесткую регламентацию, школа на данном этапе формирует у учеников высокие идеалы, ценные качества: человечность, честность, сострадание, верность революции. Теперь положение учителя изменяется. Если до революции отношение учеников к педагогу было скорее негативным, то в 30-е годы  оно становится иным: взгляды школьников меняются под воздействием педагогов. Теперь отношение учителя к работе нельзя назвать формальным: он по-настоящему заинтересован в будущих поколениях и делает все, чтобы вырастить достойных людей.
     Таким образом, взаимоотношения учителя и других людей, прежде всего учеников, изменяются. Они характеризуются взаимоуважением, доверием, пониманием. Такой ситуация остается до современного этапа.
     Анализируя  положение учителя в «застойный» и постперестроечный периоды, следует отметить наличие других тенденций. В книге «Всегда ли прав учитель?» перестроечная эпоха определяется как «эпоха каких-то странных игр, поддавков, обманов и самообманов». По всей вероятности, причина перемен заключается  в   подмене моральных ценностей материальными, в их переоценке на данном этапе исторического развития. На первый план выходят не общественные, а личные интересы. Такая тенденция находит отражение и в школе. В.И.Лещинский отмечает, что в это время «все стремятся только к одному – хорошо выглядеть в глазах начальства…» и  действует другая шкала ценностей, свойственная «…двойственной личности и двойной морали». Люди во всем ищут способ заработка, и учителя не становятся исключением. Деньги становятся основным интересом. Следующее место в этом рейтинге занимает карьера.  В таких условиях нет возможности сохранить прежние положительные отношения ученика и учителя.
     Со  стороны учеников намечается протест, и стереотип «учитель всегда прав»  начинает расшатываться. Другой причиной  снижения авторитета педагога становится чрезмерная свобода учащихся. Ученик имеет теперь права наравне с учителем и активно ими пользуется. Свобода действий и слова приводит к негативным последствиям – частичному или полному отсутствию границ между нравственностью и безнравственностью, моральной неразвитости.
     Следует отметить, что любое изменение в настроении общества, его образе мыслей, вызванное историческими условиями, в свою очередь, проявляется в сфере образования. Учитель также меняется в соответствии со временем, а это влияет на его отношения с другими людьми, прежде всего, с  учениками.   
 

     1.3 Образ учителя в художественной литературе
      
      
 Во все времена учительской  теме уделялось большое внимание. Писатели в своих произведениях  показывают, какое значение на  нас и нашу нравственность оказывают учителя.  Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература.

     Общие стандарты взаимоотношений всегда преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов является художественная и мемуарная литература. С.Т.Аксаков в автобиографической повести "Гимназия" показал казанских учителей начала XIХ в. Образы нижегородских наставников середины XIХ в. запечатлел в романе "В путь- дорогу!" П.Д.Боборыкин. В 60-е гг. в Ровенской гимназии учился В.Г.Короленко, автор "Истории моего современника". В это же время в Одесской гимназии обучался Н.Г.Гарин-Михайловский, автор "Гимназистов". С конца 60-х до конца 70-х гг. в Таганрогской гимназии преподавал А.П.Чехов, нарисовавший сатирический портрет учителя Беликова ("Человек в футляре"). Богатую галерею литературных образов педагогов гимназии конца XIХ в. оставили нам в своем творческом наследии К.И.Чуковский, Ф.К.Сологуб, К.Г.Паустовский, П.П.Блонский. Нюансы гимназического воспитания начала ХХ в. представил М.Агеев ("Роман с кокаином"). Пеструю картину гимназической жизни мастерски запечатлел Л.А.Кассиль ("Кондуит и Швамбрания").
     В литературном процессе XIX века мощная религиозно-духовная составляющая русской культуры нашла проявление в «высоком» типе учителя, в образе которого отразились духовно-религиозные искания писателей. В произведениях классической русской литературы сформировался образ духовного наставника, что свидетельствует о приоритете духовно-нравственной сферы деятельности в русской литературе. Это неоднократно отмечалось исследователями и по сей день не утратило своей злободневности в связи с неослабевающим интересом современной науки к духовным истокам русского национального характера.  
Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах (Л.В. Рябова, И.Л. Сафронов).

     В большинстве художественных произведений фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально-неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников.
     Среди образов педагогов, представленных в художественной и мемуарной  литературе, с большой долей условности можно выделить три типа: "консерватор", "чиновник", "прогрессист".  Между ними имеет место множество как бы переходных типов.
     Учитель - "консерватор": существующие нормы  для него - догма, нечто святое. Он настораживался перед любым, даже незначительным, отступлением от установленных правил. Требования начальства исполнял ревностно, искренне, всецело подчиняясь им. Он беспрекословно следовал данным гимназии предписаниям и от детей требовал такого же отношения к наставлениям взрослых. Его внешний облик и характерное в поведении: тщательно вычищенный вицмундир, спокойствие, самообладание, беспристрастие.
     В творчестве А.П. Чехова представлен  широкий спектр разнообразных коммуникативных  позиций профессионального учителя, поэтому акцент писателя перенесен  на стратегии и тактики педагогического  общения. Рассыпанные во множестве  реальных прототипов черты педагога-консерватора А.П.Чехов сконцентрировал в сатирическом образе Беликова. Главное в нем - отчужденность от жизни, панический страх перед какими-либо изменениями. "Когда в циркуляре запрещалось ученикам выходить на улицу после девяти часов вечера, то это было для него ясно, определенно: запрещено - баста. В разрешении же и позволении скрывался для него всегда элемент сомнительный". Казенный язык с претензией на высокопарность обнажал уродство этой личности. Стремление учителя-"консерватора" к точному исполнению постановлений и распоряжений обеспечивало ему господствующую позицию в педагогическом совете гимназии. На педсоветах он "угнетал? своею мнительностью, давил на всех, и мы уступали, сбавляли Петрову и Егорову балл по поведению, сажали их под арест и, в конце концов, исключали и Петрова, и Егорова" [13;  100-101].
     Другой  широко распространенный тип - "чиновник". Это учитель, который соблюдал все  свои обязанности, но с большой долей  формализма. Казенно-рутинное отношение  к делу отрицательно сказывалось на его педагогическом авторитете. Учащиеся видели противоречие между образом жизни педагога и теми идеалами, которые он провозглашает: "Есть ли возможность делать какое бы то ни было дело, когда вы видите, что это дело никто не любит? На кафедре сидит учитель, мне только и видно, что на нем вицмундир надет, что он чиновник, а больше ничего, да каждый из них чиновник и есть. Час свой отсидит, и довольно. Ведь коль семь лет фигуру-то эдакую перед собой видишь, какая же любовь к науке родится?" [2; 97].
     Учитель-"чиновник" с верноподданическим отношением к  властям предержащим запечатлен в образах Передонова (Ф.К.Сологуб "Мелкий бес"), Бурмейстера (К.И.Чуковский "Гимназия. Воспоминания детства").
     Третий, любимый гимназистами тип учителя - "прогрессист", как нередко называли его учащиеся. Его характерные черты - уважение к гимназическим традициям в сочетании с признанием новых веяний времени, понимание и объяснение сущности нового, любовь к преподаваемому предмету. В допустимых пределах такой педагог игнорировал устаревшие нормы школьной жизни. Например, если он отрицал религиозное мировоззрение, то старался уходить из класса сразу после занятий или приходить в гимназию непосредственно к уроку, чтобы не контролировать молитву, читаемую в начале и конце учебного дня.
     В большинстве художественных произведений и воспоминаний выпускников гимназий любимыми учителями показаны словесники. Для К.Г.Паустовского таким был  учитель латинского языка  Субоч. Его страстность, энергия, своеобразная манера ведения занятий, заразительная любовь к преподаваемому предмету, сердечное отношение к гимназистам действовали на всех неотразимо.
     Своего  преподавателя словесности  (Науменко) В.Г.Короленко описал так: "Уроков он не задавал, да почти никогда и не спрашивал. Отметки ставил по результатам сочинений и по общему впечатлению... Знания приходили сами, благодаря стремлению к ним - не те знания, которые только на языке и которые можно отбарабанить в пять-десять минут по учебнику, но несравненно более глубокая ориентированность. Авторитет его был огромен, влияние сказывалось долго и после выхода из гимназии" [9; 44].
     Одним из самых известных произведений, в котором присутствует образ  педагога,  является рассказ  В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Автор подчеркивает, что  учитель является особым человеком среди жителей русской деревни тех лет (30-х годов). В годы, описанные В.П.Астафьевым, учитель  имел очень большой авторитет. Вероятно, причина этого кроется в том, что получить образование было очень сложно,  для этого нужно было потратить немало сил и денег. Именно поэтому образованный человек вызывал уважение.
     В отношениях с ребятами к учителю  было применимо выражение «вторая  мама», «второй папа» или «старший друг». Внутренний облик учителя  раскрывался  в неумолимой заботе о школе, в безграничной любви к детям. Ребята полностью доверяли и глубоко уважали своего наставника. Взрослые люди также разделяли эти чувства.
     Нравственный  облик педагога-современника наиболее полно раскрыт в повести А. Лиханова «Благие намерения». Главная героиня Надежда привлекает силой своего характера. Это педагог по призванию. Самоотверженность, самоотдача, любовь к детям, своему делу – основные черты Нади. Она до конца честна в своих поступках. А ведь ей очень нелегко было работать в маленьком городке на севере России, куда она прибыла к началу учебного года «по распределению». Она должна была воспитывать первоклашек из детского дома. А значит, быть для них всем: и учителем, и воспитателем, и другом, и мамой, доброй и заботливой.
     Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становится более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция.
     Есть  в этой повести ещё одна героиня – директриса детского дома, откуда прибыли к Наде её питомцы, – Наталья Ивановна Мартынова, отдавшая полвека своей работе, всю личную жизнь без остатка подчинившая жизни детей – сирот. И Наде, хотя она не сразу сознаёт это, вскоре приходится делать выбор между «совмещением страстей», какое проповедует её возлюбленный Виктор, и той «одной, но пламенной» страстью, которой живёт Наталья Ивановна. Надя расстаётся с Виктором, уезжающим в большой город. Она остаётся с ребятами, у которых не оказалось семьи.
     В конце повести её воспитанники покидают детский дом, закончив школу. У Нади есть возможность «почётно» отступить  на «хорошо подготовленные» позиции  отчего дома, тем более, что и мама Надина убеждена: «Жизнь свою человек  способен не раз начать снова». Но Надежда Георгиевна знает, что она никуда сейчас не уедет. Она думает о тех детдомовцах, ещё неведомых ей, которые первого сентября переступят порог интерната и с которыми она начнёт новый десятилетний путь совместных поисков, проб и побед.
     Такой образ современного педагога достоин уважения и подражания. Надежда отдала своим воспитанникам частицу себя, своего тепла, своего сердца, пройдя через всё, что приготовила ей судьба. И можно с уверенностью сказать, что те дети, её первые воспитанники, вырастут настоящими людьми, добрыми и отзывчивыми, благодаря своей умной и доброй наставнице. Надежда Георгиевна сумела справиться со своей работой, правильно оценить и понять своё назначение, а без этого не может быть учителя.
     Нельзя  не отдать должное высокохудожественному образу настоящего педагога, созданному в «Обелиске» В Быкова. В своём произведении автор рассказывает о работе своего героя в период Великой Отечественной войны. В.Быков считает, что Алесь Иванович совершил подвиг. И этот подвиг очень скромный и незаметный – человек добровольно положил свою голову на плаху, чтобы доказать всем, что его воспитанники – это не просто его работа, а его судьба. Так мог поступить только настоящий человек. Именно таким и был учитель А.И.Мороз, человек с большой буквы.
     В рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», написанном  Ф. Искандером,  у педагога есть своя методика, свой способ общения с учениками, и многим она кажется неподходящей.  В практике Харлампия Диогеновича основным принципом было «делать человека смешным». Многие педагоги отмечают, что в воспитательном процессе  юмор может быть очень действенным. Даже "трудные" подростки боятся выглядеть смешными, ведь это может сказаться на авторитете. Недаром говорят, что насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи». Но понять насмешку или иронию может не каждый, и иногда ее результатом  может стать конфликт ученика и учителя. В анализируемом рассказе дети каждую  шутку преподавателя воспринимают как маленькое наказание, которое они заслужили. Для них его специфическая методика является нормой, Харлампий Диогенович вызывает  даже уважение за то, что сразу же установил в классе образцовую тишину. Главный герой оценивает форму воздействия педагога с высоты прожитых лет, накопленного опыта, и эта оценка является положительной. Герой понимает, что ирония учителя призвана была воспитывать учеников, искоренять их недостатки и развивать нравственное начало. Любой поступок педагога  прежде всего оценивается им самим, поскольку  он должен  находить отклик в душах учеников, даже если внешне  способ педагогического  воздействия   не кажется приемлемым.
     Так происходит в рассказе «Уроки французского», где с разных точек зрения оценивается  поступок  Лидии Михайловны, преподавателя французского языка. В этой девушке можно найти не только наставника, но и преданного друга: когда нужно было помочь мальчику, она сделала это. Кроме того,  она смогла в ученике пробудить интерес к французскому языку, т.е. выполнила основную задачу. Однако некоторые действия учительницы вызвали протест со стороны руководства школы: чтобы у ученика была еда, она отважилась  играть на деньги. Администрация расценила этот поступок как недостойный педагога. Сама Лидия Михайловна воспринимает его как  недоразумение, случайность. Позиция автора очевидна: оценивая действия педагога, в первую очередь, надо выяснять их причины. Под внешне неблаговидным поступком Лидии Михайловны скрывается человеческое стремление помочь другому.  
     Следовательно, образ педагога в доперестроечное  время характеризуется положительно. Соответственно отношения ученика и учителя основаны на взаимоуважении, доверии, нравственных ценностях. Такая ситуация в литературе  отражает историческую действительность.
     В перестроечное время у людей  меняются взгляды. На первый план выходят  материальные ценности: деньги, власть. Наравне с традиционным, положительным образом педагога  появляется новый тип учителя - стремящегося сделать карьеру и  занятого личными делами. Вследствие подобных изменений отношения ученика и учителя тоже меняются.
     Это наблюдается в  повести Л.Нечаева «Ожидание друга, или признание подростка».    Учительница  представляет собой человека, для которого успехи детей служат прежде всего  средством подъёма по карьерной лестнице. Учительница беспокоится за  внешнюю успеваемость  класса. Она стремится выделиться, ей нужно,  чтобы  её заметили, поэтому она  выдаёт желаемое за действительное, не считается с мнением ребят. Ученик не интересует ее как личность со своими желаниями, стремлениями, переживаниями.
     Рассматривая  образ учителя, следует проанализировать и отношение к классному руководству, поскольку образ классного руководителя также  позволяет проследить особенности взаимоотношений  учащихся и учителя. Здесь следует рассмотреть образ  Маргариты Ивановны из повести В. Железникова  «Чучело». Это учительница, выполняющая также обязанности классного руководителя,   озабочена своими проблемами, своей личной жизнью и не замечает ничего вокруг. Важные  события в жизни класса она легкомысленно игнорирует,  классные проблемы  кажутся незначительными на фоне её собственных.  Несерьезное отношение к ученикам, их проблемам вызывает  с их стороны аналогичную реакцию - а точнее, ее отсутствие -  на ее действия.
     Следует, однако, отметить, что наряду с новыми образами учителя сохраняется и  традиционный образ педагога, которого ученик интересует как личность, имеющая право на сомнения, эмоции и стремления. Такой образ присутствует в повести Е. Криштоф «Современная история, рассказанная Женей Камчадаловой»: пожилая учительница литературы принимает детей такими, какие они есть, со всеми их ошибками, и искренне переживает за них, в то время как молодая представительница этой профессии Лариса Борисовна формально подходит к своим обязанностям. Однако и Марта Ильинична не является идеальным образом: ей не хватает той энергии, которая есть в Ларисе. Проблему, которую автор поднимает в этой повести, можно описать следующим образом: учитель способен понять ученика лишь с опытом. К сожалению, чаще всего, когда этот опыт приходит,  ученики начинают тянуться к другим, молодым педагогам, не имеющим той мудрости, которая помогает решить проблемы.
     Так, авторы указанных произведений отмечают, что в литературе появляется проблема потери авторитета по вине самого учителя.
     В постперестроечное время  учитель оказывается в сложных условиях: с одной стороны, к учителю предъявляются определенные требования со стороны учеников, их  родителей. Педагог постоянно должен помнить о личностных особенностях ребенка, строить свою деятельность в соответствии с его интересами и т.д.   С другой стороны,  к учителю предъявляются требования со стороны школьной администрации, определяющие  его стиль поведения.  Кроме того, отношения ученика и учителя в этот период характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения. Ученик  сосредоточен лишь на собственных правах и желаниях, это вызывает соответствующую реакцию учителя. Отражение такой действительности можно увидеть  в современном романе  «Географ глобус пропил» Алексея Иванова. В этом произведении главным героем является Служкин. Для нас этот образ интересен прежде всего тем, что учителем он становится не по призванию, а из-за безвыходности. Из-за отсутствия опыта работы в школе,  знания методического и психологического характера  он не может грамотно построить  отношения с учениками.
     В другом современном произведении, рассказе «Начальник» Евгения Гришковца, центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель  фотокружка. Это учитель не по статусу, а по призванию. Это другой тип учителя-человека, популярного среди подростков, но не кратковременной популярностью «своего» человека. Он имеет авторитет, умеет устанавливать свои правила, которые необходимо соблюдать, но самое главное – он  воспитывает в учениках  чувство прекрасного, способность проявлять индивидуальность, умение жить и работать в коллективе – одним словом, то, что отличает человека от других существ.
     Литература  всегда являлась зеркалом жизни общества, в нём очень чётко можно  рассмотреть как положительные, так и отрицательные явления. Поэтому во многих художественных произведениях мы всегда сможем найти образы учителей. Их портреты будут разными, ведь как нет двух похожих людей, так не может быть и одинаковых учителей. Их могут объединять общие качества. Качества как положительные, так и не совсем привлекательные. Но больше внимания всё-таки уделяется образам хороших, мудрых, понимающих учителей, которые играют важную роль в судьбе каждого человека. 

 

      Вывод по 1 главе
     Подводя итог данной главы, следует отметить, что образ учителя динамичен: он развивается  в соответствии  с особенностями исторической действительности. На каждом этапе: доперестроечного, перестроечного и постперестроечного времени образ педагога имеет свои специфические черты, что объясняется отражением изменений, происходящих в реальности с каждым человеком, в том числе и с учителем.
     Мы  пришли к следующим выводам:
    Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающим, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на ее жителей, в том числе и учителей.
    Каждое изменение  реальности отражается в литературе. То же самое происходит и с образом  учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях. При этом можно выделить три основных периода, которые позволяют увидеть специфические черты анализируемого образа: доперестроечный, перестроечный и постперестроечный. Перестройка является точкой отсчета, поскольку кардинальные изменения в обществе произошли на данном этапе.
     В доперестроечный период учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе  данного этапа  в большинстве случаев оценивается как положительный.
     В перестроечный период происходит подмена духовных ценностей материальными, общественных интересов личными, и учитель занят своей карьерой, зарплатой и т.д., что отражается на его отношениях с учениками. В литературе этого периода образ учителя приобретает отрицательные черты.
     После перестройки ситуация усугубляется: отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. Соответственно меняется  художественный образ. Однако все острее чувствуется необходимость появления нового типа учителя – понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого.  

 

      ГЛАВА 2. УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗЕ 

     2.1 Требования общества  к учителю истории 

     Учитель в нашем обществе должен быть всегда защитником и пропагандистом традиционных ценностей белорусской культуры. Но часто на учительских конференциях обсуждаются лишь технологические приемы преподавания истории в школе, а надо говорить о смыслах школьного исторического образования. Поиск истины, жажда справедливости, вечное сомнение должны определять векторы дискуссии в школе и в обществе. Учитель, вопреки мнению некоторых экспертов, не должен подчиняться только трезвому расчету, холодному прагматизму, точно выверенным технологиям, ведь творческие искания, импровизация учителя формируют личность думающего ученика. [5; с.108]
     Конечно, можно не будоражить свою совесть  неразрешимыми вопросами, а взять  государственную учебную программу  и учебник, и добиваться усвоения учениками предложенных там знаний. И таких учителей много, и они по-своему честно выполняют свое профессиональное дело. Но в нашем демократическом обществе учитель истории должен стать неким современным Сократом, который задает государству и людям сложные вопросы и не боится суда истории: какова цель воспитания? в чем смысл обучения? способствует ли повышению уровня образованности введение централизованного тестирования? может ли воспитать свободную думающую личность не в полном объеме социально защищенный педагог? введение образовательных стандартов нового поколения не разрушит ли целостное и систематическое историческое и социально-гуманитарное образование? Перечень вопросов можно увеличивать до бесконечности. Задача школьного исторического и социально-гуманитарного образования – поиск духовных основ жизни человека и общества, поиск смысла человеческого существования. Необходимо создавать на уроке истории условия для самопознания ребенка, моделировать ситуацию нравственного выбора. На уроке истории надо идти вместе с учениками по дороге к истине, и в этом на этом пути все равны.
     Современный урок истории в школе – это  диалог ребенка с учителем, со своим  товарищем по классу, с текстом, с  миром человеческой культуры. Мы берем  на себя смелость подвергнуть сомнению объективность того, что стало  уже общепринятым, при этом сохраняя за собой право на ошибку. Мы не торопимся делать выводы, так как судить историческое прошлое с позиции современности рискованное и безнадежное дело. Но во время уроков учителю приходится, опираясь на слова Карла Ясперса из книги "Смысл и назначение истории», «вступать в неизбежную борьбу с историческим другим, но все время превращать борьбу в борьбу-любовь". Развивать у учащихся способности к диалогу – один из важнейших методов воспитания гуманитарно мыслящей личности.
     Урок  истории должен быть формой исследовательской деятельности учеников и их учителя, и, может быть, тогда не напишет о нас наш ученик: "на уроках этих господ мы или дремали, или рисовали  какой-нибудь вздор, иногда собственные их карикатурные портреты, а потом к экзаменам выучивали кое-что в долбяжку без плода и пользы для будущего". Эти слова взяты из дневника будущего императора Николая I. Ну, разве они не актуальны сегодня в педагогической деятельности современного учителя?
     Учителя истории, должны думать о том, как ребенок, изучая прошлое, чувствует сегодняшний день на уроке истории. В то же время обязаны думать о том, что ему пригодится в будущем. Ученик же живет сегодняшней жизнью, а мы думаем о его будущем. От этого проистекает трудно разрешимое противоречие между учителем и учеником. Возможно ли его вообще разрешить?
     Некоторые аналитики в области образования  говорят и пишут, что переход  от модели школы образования, от модели знаний к модели построения школы  компетенций поможет подготовить  поколение свободных, обеспеченных, критически мыслящих, уверенных в себе людей. Но можно ли быть критически мыслящим и стать при этом обеспеченным? И еще уверенным в себе и успешным? Такие примеры трудно подыскать. [3; с.44]
     Многие  школы в основу своего развития кладут педагогику успеха. А педагоги в этих школах считают, что на уроках должны быть главными действующими лицами успешные счастливые люди, чтобы философия успеха становилась жизненным мировоззрением учеников. Но, вспоминая исторических личностей прошлого, можно задать вопрос: Александр Невский, Андрей Рублев, Петр Первый, Багратион, Николай Пирогов, Булат Окуджава – были ли они успешными людьми? И да, и нет. Их путь к успеху шел через страдания и борьбу. Образ человека всегда будет неполон без опыта преодоления преград. Вот пушкинские строчки: "я жить хочу, чтоб мыслить и страдать"? В слове "страдание" корень "страда", не мучение, а тяжелая работа. Эту работу и должны осваивать ученики на уроках, должны учиться учению и общению.
     Важно в преподавании истории всесторонне раскрывать сущность патриотизма. Как правило, в реальной практике школьного исторического образования часто сводится к военному патриотическому воспитанию и при этом в тени остается мирный аспект патриотизма, повседневная гражданственность, стремления к преувеличению достоинства Отечества. На уроках истории следует обращать внимание на такие особенности белорусского патриотизма, как историческая преемственность, миротворчество, духовная наполненность, открытость к диалогу с другими культурами и традициями.  Учитель истории в школе и обществе всегда стоит на перекрестке ценностей и его основная задача стать "регулировщиком безопасного движения" детей и взрослых. Мы должны сделать все, чтобы не было мировоззренческих столкновений с "тяжелыми последствиями".
     Драматическая история личности должна быть в центре урока, раскрыта на страницах школьного  учебника истории, где по-прежнему доминирует история государства. А где же человек с его радостями и  горестями, без которых не будет  живой, человеческой истории? "Личность – есть боль, - писал Николай Бердяев, - можно избежать боли, отказавшись от личности, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли". И человек слишком часто это делает. Быть личностью, быть свободным есть не легкость, но трудность, бремя, которое человек должен нести. Эту мысль, на мой взгляд, должен нести на урок современный учитель истории.
     Но  есть ли время на уроке истории  на обсуждения таких проблем? Нет. Объем  исторического материала, который  ученик должен усвоить с 5 по 9 класс,  так велик, что время на толкование и интерпретацию исторического знания нет. Концентрический метод изучения истории в школе, уничтожил живое историческое знание. У ученика не накапливается опыт личностного переживания судьбам людей, судьбам народов прошлого и настоящего. А ведь мысль, как живое состояние ума, должна быть главной ценностью любой истории, а она не может быть безлична.
     Огромная роль учителя истории в нашем обществе  - воспитывать в себе и своих учениках гражданскую ответственность за наше общее прошлое и настоящее, которую свободно и добровольно принимает на себя каждый человек. Но определенной части нашего общества кажется, что многие страницы нашей истории, особенно ХХ века, можно и нужно преодолеть.  Но прошлое непреодолимо – в нем могут быть гири, тянущие нас назад, так и распрямляющие пружины, толкающие общество в будущее. Учитель истории в нашем обществе вынужден становиться мировым судьей между прошлым и будущим. Ответственность является той нравственной связующей линией, которая позволит человечеству выжить в условиях быстро меняющегося мира. [9; с.34] 
 

     2.2 Профессиональные качества и имидж учителя истории 

     В структуре имиджа профессионала, предложенной Л.М. Митиной, выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.
     Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.
     Внешний вид преподавателя, безусловно, может  создать рабочее или нерабочее  настроение на уроке, способствовать или  препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.
     Профессиональная  деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и  т.д.
     Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
     Внутренняя  составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.
     Таким образом, имидж учителя содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности и поведения. Возможно говорить об общем имидже педагога и ситуативном воплощении его образа.
     В общественном сознании существует, в  первую очередь, имидж профессии  учителя, который обобщает наиболее общие характеристики, свойственные разным педагогам, и закрепляет их в виде образа-стереотипа.
     Общество, порождая требования к профессиональному  имиджу учителя, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными  остаются такие качества идеального учителя, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться [4; c.15].
     «Влюбленный в детей и увлеченный своей  работой педагог интуитивно и  сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к  достоинству детей и их актуальным потребностям. Имидж такого педагога безупречен» — пишет В.М. Шепель.
     Калюжный  выделяет четыре основных компонента имиджа учителя: внешний облик, использование  вербальных и невербальных средств  общения, соответствие образа профессии  внутреннему «Я» учителя. Стоит  рассмотреть их подробнее.
     Отдельный компонент внешнего облика учителя  несет в восприятии учащихся свою смысловую нагрузку, но в каждой конкретной ситуации на уроке он может  быть важным или малозначительным. В одном случае для ребенка  важна мимика, в другом - жест, в третьем - костюм учителя.
     В ситуации, когда значение внешнего вида учителя становится во главу  условий первого успеха, согласно социологическим исследованиям (по данным В.М. Шепеля, 1997), только 19% учителей удовлетворены своим внешним  видом. «Вот проблема, которую надо решать незамедлительно!» — призывает В.М. Шепель.
     На  учителя смотрят внимательно. Образ  учителя сохраняется в памяти в самых ярких внешних характеристиках. Примером тому могут служить воспоминания различных писателей и публицистов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.