На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Прогнозирование научно-технологического развития

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Прогнозирование научно-технологического развития

 
1)  Сущность  и периодизация НТП, концепция  его прогнозирования. 

     Научно-технический  прогресс – это непрерывный и  сложный процесс открытия и использования  новых знаний и достижений в хозяйственной  жизни. В результате НТП происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством.
     Непосредственным  результатом НТП являются инновации  или нововведения. Это изменения техники и технологии, в которых реализуются научные знания.
     В своем развитии НТП прошел несколько  этапов.
     Первый  этап – первая промышленная революция  конца XVIII – начала XIX века. Переход  к машинному производству на научной  основе.
     Второй  этап – вторая промышленная революция конца XIX – начала XX века. Развитие производительных сил на машинной основе, изменение энергетической основы производства, развитие науки на базе техники, переход к стадии автоматизации производства, создание новых отраслей.
     Третий  этап – третья промышленная революция  середины XX века, переросшая в научно-техническую  революцию (НТР). НТР – это коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки  в ведущий фактор производства, непосредственную производительную силу.
     В последние десятилетия XX века начали складываться признаки нового четвертого этапа промышленной революции.
     Его основные черты:
     -преобразование  технологии производства на основе  электроники;
     -регулирование  в возрастающих масштабах биологических процессов и систем;
     -комплексная  автоматизация производства;
     -новые  виды энергетики;
     -технология  изготовления новых материалов  и др.
     На  всех этапах развития НТП осуществлялся  в следующих формах: эволюционой, революционной и комбинированной.
     Обобщающее  выражение влияния НТП на процесс  воспроизводства – это изменение  соотношения между экстенсивным и интенсивным ростом в пользу последнего. Главный результат НТП  – это повышение экономической  эффективности, которая формируется  и материализуется в производстве.
     Прогнозирование и регулирование развития науки  и техники осуществляется посредством  системы следующих прогнозных документов:
     -общегосударственного  прогноза научно-технического развития  на срок до 15 лет;
     -частных  научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;
     -государственных  целевых научно-технических программ  на 10-15 лет.
     Объединяет  указанные документы государственная  научно-техническая политика.
     В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:
     -технико-экономическая  оценка важнейших достижений  отечественной и мировой науки  и техники;
     -выводы  об использовании научно-технических  достижений в народном хозяйстве;
     -определение  приоритетных направлений НТП  и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;
     -варианты  путей и средств решения этих  задач;
     -оценка  социально-экономических последствий  НТП.
     Представленные  в прогнозе направления носят  глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.
     При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные направления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений.
     Выделяют  общегосударственные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические  программы.
     Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
     Ее  основными целями являются:
     1)развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
     2)обеспечение  прогрессивных структурных изменений  в области материального производства, повышение его эффективности  и конкурентоспособности продукции;
     3)увеличение  вклада науки и техники в  развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;
     4)укрепление  обороноспособности страны;
     5)улучшение  экологической обстановки и др.
     В условиях рыночной экономики одним  из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической деятельности. В соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической деятельности основывается на его целевой ориентации и множественности источников финансирования.
     Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     Работы  регионального значения могут финансироваться  за счет средств местных бюджетов, региональных фондов и в порядке  долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
     Действуют также государственные, негосударственные  и международные фонды поддержки  научной и научно-технической  деятельности. Научная и научно-техническая  деятельность может осуществляться также за счет грантов. 
 

2) Задачи и  методы прогнозирования НТП на  различных стадиях его развития. 

     Научно-технический  прогресс протекает в рамках инновационного цикла, то есть процесса создания, освоения, использования и устаревания нововведений. Инновационный цикл состоит из ряда стадий: фундаментальные и поисковые исследования; прикладные исследования; технико-экономические разработки; опытное производство; подготовка производства; серийное производство; эксплуатация и устаревание нововведений.
     Фундаментальные и поисковые исследования направлены на открытие неизвестных ранее законов  природы, общества и человеческого  мышления, предполагают выявление, изучение и систематизацию объективных явлений  и закономерностей развития естественно-научных и общественных процессов.
     Прикладные  исследования включают изучение технической  возможности, социально-экономической  эффективности и путей практического  использования результатов фундаментальных  и поисковых исследований в конкретной области (отрасли).
     Технико-экономические  разработки предусматривают выбор  наиболее перспективных конструкторских, технологических, проектных и экономических  разработок, позволяющих обеспечить создание новых или усовершенствованных  изделий, сооружений, процессов и  систем управления, существенно влияющих на рост производительности труда, сокращение расхода материалов на единицу продукции, рациональное использование природных ресурсов.
     Опытное производство включает изготовление первых образцов изделий или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию.
     Подготовка  производства включает выбор и обоснование  наиболее важных объектов реконструкции  и строительства предприятий  производственной и непроизводственной сферы, распределение трудовых и материальных ресурсов, обеспечение инвестиций, определение путей наиболее быстрого сооружения новых предприятий и реконструкции действующих.
     Серийное  производство предполагает внедрение  новой техники, технологий, материалов, существенно увеличивающих производительность труда во всех отраслях экономики, повышение эффективности производства за счет экономии материалов, энергии, лучшей организации труда, использования основных фондов, повышения качества выпускаемой продукции.
     На  стадии эксплуатации новая техника поступает в производственное или личное потребление. После морального и физического устаревания изделия снимаются с серийного производства и эксплуатации, тем самым завершается жизненный цикл нововведения. Современные условия НТП существенно сокращают не только время цикла “исследование – разработки”, но и время всего жизненного цикла нововведения. Вместе с тем ограничение материальных, финансовых, сырьевых ресурсов выдвигает задачу увеличения сроков эксплуатации созданных средств производства.
     Анализ  задач, решаемых на стадиях инновационного цикла, выявил их большое разнообразие. Они отличаются не только целями, но и характером показателей результатов  деятельности. Из анализа задач можно  установить, что формализация, структуризация и возможность математического моделирования соответствующих процессов возрастают от первой к последней стадии. В том же направлении повышается определенность принятия решения по внедрению разрабатываемого нововведения. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что при выборе методов прогнозирования важным моментом является глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение статистических и формализованных методов оправдано. Если в прогнозируемом процессе возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления, а на участках эволюционного процесса следует применять статистические или другие формализованные методы.
     Прогнозирование фундаментальных и прикладных исследований производят путем применения системного анализа и синтеза, метода экспертных оценок, написания сценариев, построения “дерева целей”. Это позволяет провести структуризацию проблем, найти целесообразную последовательность решений, получить варианты количественных оценок, выбрать лучшее направление исследований.
     При прогнозировании на стадии технико-экономических  разработок применяются методы межотраслевого баланса, “затраты – выпуск” и  др. Прогноз экономических и технических показателей новой продукции производится на основе применения комбинации методов экстраполяции, анализа патентной документации и научно-технической информации, метода экспертных оценок.
     При прогнозировании на стадиях опытного производства, подготовки производства, серийного производства и эксплуатации применяют методы экспертных оценок, факторного анализа, имитационные методы. Особое место в прогнозах занимает система укрупненных балансовых расчетов. 

3) Приоритетные  направления и прогнозные оценки  развития НТП. 

     Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются тематические области исследований и разработок, которые обеспечивают основной вклад  в научно-технологическое развитие и в достижение текущих и долгосрочных социально-экономических целей развития страны.
     Как правило выделяют следующие приоритетные направления развития науки и  техники:
     1)фундаментальные  исследования;
     2)информационные  технологии и электроника;
     3)производственные  технологии;
     4)новые  материалы и химические продукты;
     5)технологии живых систем;
     6)транспорт;
     7)топливо  и энергетика;
     8)экология  и природопользование.
     Кроме того, каждое направление конкретизировано на уровне технологий. В итоге из нескольких сотен технологий выбраны 70 критических, наиболее значимых для  экономики. Именно эти приоритетные направления развития науки и техники, как показывает мировой опыт, являются магистральными в формировании нового технологического базиса – основы экономики высокоразвитых стран начала XXI века.
     Необходимо  также отметить, что 17 из 70 критических технологий позиций российской науки опережают мировой уровень. В их числе:
     -авиационная  и космическая техника;
     -атомная  энергетика;
     -белковые  препараты и компоненты;
     -биосовместимые  препараты;
     -биотехнология  на основе биоинженерии;
     -катализаторы;
     -керамические  материалы и нанокерамика;
     -мембраны;
     -рекомбинантные  вакцины;
     -сверхтвердые  материалы;
     -системы  жизнеобеспечения и защиты человека  в экстремальных условиях;
     -системы  искусственного интеллекта и  виртуальной реальности;
     -системы  распознавания и синтеза речи, текста изображений;
     -технология  иммунокоррекции;
     -технология  мониторинга природно-техногенной  среды;
     -технология  прогнозирования развития климата  экосистем, гидрогеологических и  ресурсных изменений;
     -электронно-ионно-плазменные  технологии.
     Эти направления развития науки в  соответствии с решением Правительства  будут развиваться и финансироваться  в первую очередь. Кроме того, в  российской науке есть еще 22 технологии, где за 5-7 лет можно выйти на мировой уровень при необходимом  финансировании.
     Таким образом, важнейшим условием реализации указанных приоритетных направлений  развития науки и техники и  сохранения лидерства в целом  ряде технологий является достаточный  уровень финансирования научной  сферы.
     Появление финансовых ресурсов невозможно без стабилизации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста. Кроме того, необходимо обеспечить сохранение и приумножение научно-технического потенциала, своевременное обновление оборудования, развитие материально-технической базы машиностроения, определяющей качество оборудования и технологических систем, а также приборостроения, электротехники и электроники и т.д. Только при реализации указанных условий прогнозные оценки развития НТП в нашей стране могут быть достаточно оптимистичными.

Организационные формы инновационной  деятельности. Кооперирование, интеграция и кластеры в инновационной сфере

 
     Организационные структуры инновационного менеджмента 

     Организационные структуры инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. 

     3.2.1.Формы  малого инновационного предпринимательства
     Малое инновационное предпринимательство  связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием  рисковых фирм, разработкой и реализацией «инкубаторных программ». Фирмы-инкубаторы являются одной из организованных форм активизации инновационной деятельности. 

     1.Новые  фирмы в рамках старых компаний
     Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компаний. Если в 1970-е и начале 1980-х гг. новые компании создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время получил распространение другой подход. Корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.
     Обычный способ действия компаний заключается в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем, по меньшей мере, 80% новой фирмы (остальное - в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая внутренняя фирма числится как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от деятельности последней в начальном периоде ее развития приходится вносить в бухгалтерские книги материнской компании. В то же время субсидирующая компания не может получить 100 % прибылей фирмы-новичка, так как последняя не принадлежит ей полностью.
     Чтобы обойти указанную проблему, некоторые  компании, организовавшие внутри своей  структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники-основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене.
     По  истечении нескольких лет материнская  компания - держатель контрольного пакета акций получает возможность  выкупать акции, принадлежащие сотрудникам - основателям, которые получают определенные доходы от прироста капитала. 

     2. Венчурные фирмы – рискофирмы
     Рискофирма  представляет собой организацию, создаваемую  для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском. Венчурный бизнес представлен самостоятельными небольшими фирмами, специализирующимися на исследованиях, разработках, производстве новой продукции. Их создают ученые-исследователи, инженеры, новаторы. Он широко распространен в США, Западной Европе, Японии.
     Венчурные фирмы работают на этапах роста и насыщения изобретательской активности и еще сохраняющейся, но уже падающей активности научных изысканий.
     Венчурные фирмы, как правило, неприбыльны, так  как не занимаются организацией производства продукции, а передают свои разработки другим фирмам - эксплерентам, патиентам, коммутантам.
     Венчурные фирмы могут быть дочерними у  более крупных фирм. Количество сотрудников  небольшое.
     Создание  венчурных фирм предполагает наличие  следующих компонентов:
    идеи инновации – нового изделия, технологии;
    общественной потребности и предпринимателя, готового на основе предложенной идеи организовать новую фирму;
    рискового капитала для финансирования подобных фирм.
     Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах – путем приобретения акций новых фирм либо посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции.
     Венчурный капитал представляет собой вложение средств не только крупных компаний, но и банков, государства, страховых, пенсионных и других фондов, в сферы с повышенной степенью риска, в новый расширяющийся или претерпевающий резкие изменения бизнес.
     В отличие от других форм инвестирования, данная форма обладает рядом специфических  черт, а именно:
     1. Долевое участие инвестора в  капитале компании в прямой или опосредованной форме.
     2. Предоставление средств на длительный  срок.
     3. Активная роль инвестора в  управлении финансируемой фирмой.
     В США, стране с высоким уровнем  развития рискового капитала, его  основными сферами приложения являются начальные этапы развития бизнеса (подготовительный и стартовый периоды), на которые приходится 39,2% венчурных инвестиций.
     Рассмотрим  виды венчурных предприятий:
     1. Собственно рисковый бизнес
     2. Внутренние рисковые проекты  крупных корпораций.
     В свою очередь собственно рисковый бизнес делится на два основных вида хозяйствующих субъектов:
     Первый  вид – независимые малые инновационные фирмы.
     Второй  вид – предоставляющие им капитал финансовые учреждения.
     Малые инновационные фирмы основывают ученые, инженеры, изобретатели, стремящиеся с расчетом на материальную выгоду воплотить в жизнь новейшие достижения науки и техники. Первоначальным капиталом таких фирм могут служить личные сбережения основателя, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в одну или несколько специализированных финансовых компаний, готовых предоставить рисковый капитал. Подобных компаний в середине 80-х годов, например, в США существовало более 500.
     Специфика рискового предпринимательства  заключается, прежде всего, в том, что средства предоставляются на безвозвратной, беспроцентной основе, не требуется и обычного при кредитовании обеспечения. Переданные в распоряжение венчурной фирмы ресурсы не подлежат изъятию в течение всего срока действия договора. Возврат вложенных средств и реализация прибыли происходит в момент выхода ценных бумаг фирмы на открытый рынок.
     Величина  прибыли определяется разностью  между курсовой стоимостью принадлежащей  рисковому инвестору доли акций  фирмы-новатора и суммой вложенных  им в проект средств. Эта доля оговаривается в заключенном контракте и может доходить до 80%. По существу, финансовое учреждение становится совладельцем фирмы-новатора, а предоставленные средства - взносом в уставный фонд предприятия, частью собственных средств последнего.
     В течение обусловленного срока внутренний венчур должен провести разработку новшества  и подготовить новый продукт  или изделие к запуску в  массовое производство. Как правило, это производство нетрадиционного  для данной фирмы изделия.
     Внутренний  рисковый проект должен служить и изысканию новых рынков. Если проект окажется успешным, подразделение может быть реорганизовано для массового выпуска данного изделия в рамках той же фирмы, продано другой или передано другим подразделениям.
     Своеобразной  промежуточной формой между чисто рисковым бизнесом и внутренними рисковыми проектами является организация совместных предприятий нового типа, представляющих собой объединение мелкой наукоемкой фирмы и крупной компании. В рамках такого объединения мелкая фирма ведет разработку нового изделия, а крупная компания оказывает финансовую поддержку, предоставляет исследовательское оборудование, обеспечивает каналы сбыта, организует сервис и послепродажное обслуживание клиентов.
     Главным стимулом для венчурных вложений является их высокая доходность в случае удачи. Средний уровень доходности американских венчурных фирм составляет около 20% в год, что примерно в 3 раза выше, чем в целом по экономике США.
     Для уменьшения риска разрабатываются  типовые схемы финансирования. За этот срок фирма-эксплерент должна добиться успеха, если ему суждено быть. Например, финансирование рассчитано на 48 месяцев. Капиталовложения делятся на пять временных отрезков, исходя из двух правил:
     1. Каждое новое вложение осуществляется  только в том случае, если предыдущее себя оправдало. Это означает, что эксплерент существенно продвинулся в создании или коммерциализации продукта.
     2. Каждое новое вложение больше  предыдущего и осуществляется  на более выгодных для эксплерента  условиях.
     Эксплеренты – фирмы, специализирующиеся на создании новых или радикальных преобразований старых сегментов рынка. Они занимаются продвижением новшеств на рынок.
     Научно-технические  разработки имеют приоритетное значение. Однако, инновационный бизнес не является занятием чистой наукой или изобретательством.
     На  Западе инновационные фирмы возглавляют  инженер, являющийся автором технической  стороны проекта, и менеджер, имеющий  организационный и коммерческий опыт. Механизм такого союза формируется  из-за скептического отношения крупных компаний к рискованным проектам. Не получив возможности реализовать новшество на своем предприятии, менеджер увлекается новой идеей, оставляет прежнее место работы. После этого он пытается реализовать эти идеи как независимый предприниматель.
     Фирмы-эксплеренты получили название "пионерских". Они работают в "окрестностях" этапа максимума цикла изобретательской активности и с самого начала выпуска продукции.
     Венчурные фирмы и фирмы-эксплеренты создали  условия для научно-технических  сдвигов в современной западной экономике. 
 

     3. «Инкубаторные программы» и сети  малых фирм
     Многие  высокотехнологичные организации  строят свою стратегию выживания  на основе «инкубаторных программ»  и представляют собой «фирмы-инкубаторы».
     Под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний. В настоящее время в США насчитывается свыше 350 фирм-инкубаторов. До 1980 г. их было 10. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.
     1. Первый тип – бесприбыльные.  Они самые многочисленные. Взимаемая  ими арендная плата с фирм-арендаторов  от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные  фирмы-инкубаторы субсидируются  местными организациями, заинтересованные  в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.
     2. Фирмы-инкубаторы второго типа  – прибыльные. Это частные организации,  общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те, которыми арендатор фактически воспользовался.
     3. Инкубаторы третьего типа формируются  как филиалы высших учебных  заведений. Они оказывают наиболее  эффективную помощь компаниям,  собирающимся осуществлять разработку  и выпуск технологически сложных  изделий. Арендная плата может  быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.
     Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских компаний, создающих специальные фирмы-инкубаторы по «выращиванию» мелких рисковых фирм, являются General Electric и IBM. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательско - конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является нетрадиционным методом организации так называемого нововведенческого процесса. 

     Межфирменная  научно-техническая кооперация в  инновационных процессах. Альянсы, консорциумы и совместные предприятия
     С 70–80-х гг. в технически развитых странах стали активно распространяться различные формы совместного  проведения научно-исследовательских  работ, направленных преимущественно  на обеспечение крупных технологических  прорывов. Решение таких задач требует организации сложных программ НИОКР и значительных финансовых, материально-технических и людских ресурсов. Осуществляются программно-целевая форма организации научно-технической деятельности в автономных коллективах и проектное управление процессом НИОКР, а не административно-хозяйственная форма в рамках линейно-функциональных корпорационных систем. Возникли межкорпорационные программно-целевые кооперативные научно-технические организации. Исторически первой формой научно-технической кооперации в США стали исследовательские институты, преимущественно отраслевого профиля, создаваемые по программно-целевому принципу. Их отличительной чертой является отказ от проведения работ собственными силами и привлечение на контрактной основе внешних исполнителей, в том числе промышленных фирм. Несколько крупных корпораций одной отрасли, будучи заинтересованными в совместном проведении определенных этапов инновационных процессов (в первую очередь НИОКР), организуют на паях институт, определяют долгосрочную программу его исследований, создают орган управления. Таким образом были созданы Исследовательский институт электроэнергетики, Исследовательский институт солнечной энергетики и другие.
     Институты организуются на отчисления от продаж заинтересованными корпорациями, причем многие из них из-за недостаточного собственного научно-технического потенциала никогда до этого не занимались НИОКР. Штат работников этих институтов относительно невелик. Его персонал (ученые и инженеры, профессиональные управляющие, специалисты в области финансов) сосредоточивают основные усилия на управлении деятельностью подрядчиков, организации конкурсов среди потенциальных исполнителей и на экспертизе. В меньшей степени они занимаются проведением НИОКР собственными силами. Институты представляют собой по существу денежный фонд, из которого выдаются средства под целевые проекты внешним исполнителям. Благодаря целевому характеру субсидирования НИИ могут охватить огромную массу специалистов, что недоступно отдельной корпорации. 
 

     Альянсы, консорциумы и совместные предприятия  как форма межфирменного инновационного сотрудничества
     В настоящее время практически  все промышленные компании развитых стран развивают межфирменные связи. Выделяют четыре основные формы межфирменного  сотрудничества:
     • соглашения о сотрудничестве по отдельным  аспектам деятельности;
     • создание совместных предприятий (СП);
     • соглашения о поглощениях новаторских  мелких фирм крупными компаниями с  целью приобретения новых технологий;
     • установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями.
     Научно-техническим  альянсом принято  называть устойчивое объединение нескольких фирм различных размеров между собой и/или  с университетами, государственными лабораториями на основе соглашения о совместном финансировании НИОКР, разработке или модернизации продукции.
     Альянсы. Конец 80-х и 90-е гг. отмечаются быстрым ростом кооперации в виде межфирменных соглашений о НИОКР, нацеленных на решение долгосрочных инновационно - коммерческих задач глобального интернационального распространения новых технологий. Организационной формой этого процесса стали научно-технические альянсы.
     Научно-технические  альянсы подразделяют на научно-исследовательские, создаваемые для реализации определенного научного проекта, и научно-производственные, создаваемые для разработки и производства новой продукции. Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Создавая технологию вне жестких национальных границ, альянсы снижают влияние число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.
     Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-технические альянсы.
     Участники альянса вносят свои вклады в виде интеллектуальных, материальных и других ресурсов, а после достижения результатов  получают по соглашению свою долю интеллектуальной собственности. В спектре организационных  форм альянсы занимают промежуточную ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным комитетом.
     Один  из парадоксов формирования альянсов состоит в расширении сотрудничества корпораций одновременно с ужесточением их конкуренции между собой.
     Наиболее  крупные альянсы оказывают глобальное влияние на технический уровень  ключевой отрасли. Так, в 1992 г. известные  корпорации IBM, Siemens и Toshiba создали альянс для разработки суперчипа компьютерной памяти, вложив 1 млрд. долл.
     Альянсы появились и в России. В 1995 г. компании Hewlett-Packard, Oracle, LVS и Cognitive Technologies объявили о начале реализации совместного проекта «Электронный архив» по созданию систем управления электронными документами. Фирма Cognitive Technologies поставляет системы распознавания текстов (одни из лучших в России), разработанные при участии специалистов Института русского языка; фирма Oracle – технологии управления базами данных; фирма Hewlett-Packard – полный набор оборудования для создания и поддержания электронного архива, а фирма LVS выступает как сборщик, наладчик, создатель конечной системы, идущей непосредственно клиенту.
     Интернационализация инновационных проектов представляет собой положительную тенденцию, так как в результате выигрывают все. Потенциальный выигрыш определяется новыми возможностями для инноваций, быстрым и широким распространением передовых технологий, более рациональным размещением ресурсов, создание более благоприятного инвестиционного климата.
     Консорциум  предполагает разделение ответственности  между компаниями-учредителями, равные права партнеров и централизованное управление 

     Консорциум. Консорциум представляет собой добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта. В него могут входить предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера. Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается.
     Исследовательские консорциумы, например, в области  радиоэлектроники функционируют в  двух формах: координационного центра (секретариата); межфирменного научно-исследовательского центра (МИЦ или МНИЦ).
     В консорциуме образуется секретариат, который представляет собой организацию, координирующую выполнение совместных НИОКР компаниями, университетами и  правительственными лабораториями. Секретариат  изыскивает и распределяет средства для выполнения НИР в лабораториях участников консорциума (в отдельных случаях привлекаются и другие организации), координирует и контролирует выполнение этих работ в соответствии с планом. Отличительной чертой секретариата является то, что он не имеет собственной научно-исследовательской базы. НИОКР выполняются на основе контракта между исполнителями и секретариатом.
     Консорциумы, созданные по типу межфирменного  научно-исследовательского центра (МНИЦ), имеют собственную научно-исследовательскую  базу. В центрах работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые участниками консорциума.
     Секретариаты  и МНИЦ могут работать на постоянной и временной основе.
     В рамках консорциума для их участников стало возможным:
     • выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;
     • распределение расходов на выполнение НИОКР между несколькими фирмами-участниками;
     • объединение фирмами-участниками  дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения НИОКР. 

     Совместные  предприятия
     По  данным статистики, 55% соглашений о кооперации – это соглашения о создании СП. Около 40% промышленных компаний США с объемом продаж свыше 100 млн. долл. участвуют в создании одного или нескольких СП. В этой форме организовано около 40% зарубежных филиалов американских и английских международных монополий, свыше 50% зарубежных западногерманских и итальянских филиалов, 70% французских и почти 90% японских.
     Мотивы  создания совместных предприятий могут  быть различны.
     Международное совместное предприятие может быть определено как институт межфирменного  сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, которое  пересекает национальные границы, не основано на краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Во многих случаях ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами.
     Это определение не включает другие альтернативные виды международной экономической деятельности, такие как: экспорт; прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), предполагающие полный внутрифирменный контроль за деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии посредством лицензирования.
     Сотрудничество  между фирмами разных стран имеет  ряд форм: отдельная корпорация, в которой владение акциями распределено между партнерами; партнерство между  делящими риск субподрядчиками и  первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы; субподрядные отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство; партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой.
     Выделяют  четыре типа технологически ориентированных СП:
     • сотрудничество между фирмами только в исследованиях;
     • обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии  или через многие продукты. Эти  СП особенно известны в мировой микроэлектронной промышленности и роботостроении благодаря распространенной здесь практике перекрестного лицензирования;
     • совместная разработка одного или более  продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, в отдельных  сегментах телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрии);
     • сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий, присущее ряду международных СП в области  биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной  промышленности и автомобилестроении. Имеются в виду ситуации, когда  одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к зарубежному рынку осуществляет другая фирма.
     Международные СП, связанные с разработкой и  коммерциализацией технологии, основаны на отношениях обмена, которые охватывают товары, не участвующие в лицензировании или экспортных операциях. Некоторые типы сотрудничества позволяют зарубежным фирмам объединить технологические возможности в едином продукте без слияния всех своих видов деятельности в едином корпоративном объединении. Другие формы сотрудничества также способствуют обмену технологиями через продукты. В большинстве таких случаев участники кооперационных структур являются одновременно конкурентами на одном или нескольких продуктовых рынках. Существуют и СП, сочетающие технологические возможности одной фирмы с активами в сфере маркетинга или реализации другой фирмы для создания единого продукта. Подобного рода компании чаще включают фирмы, не являющиеся прямыми конкурентами. 

     3.2.3. Инновационная деятельность региональных  научно-технических центров и финансово-промышленных групп
     Чтобы проводить инновационную политику региона, необходимо сформировать систему  мониторинга инновационного потенциала, создать региональную систему поддержки  и развития инновационной деятельности, а также решать вопросы координации деятельности организаций, занятых инновациями в регионе. При этом следует всемерно развивать инфраструктуру поддержки инновационной деятельности в регионе как составной части целостной государственной системы, обеспечивающей создание рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
     Финансово-промышленные группы
     Инновационные процессы в промышленности осуществляются в соответствии с государственной  стратегией в научной, научно-технической  и инновационной деятельности. Известно, что абсолютное большинство промышленных и научно-технических организаций имеют монопродуктовую структуру производства, сложившуюся в период активной индустриализации, обеспечившей в свое время высокие темпы роста национального дохода и укрепления обороноспособности страны.
     Перевод экономики на рыночные условия хозяйствования и возросшая конкуренция со стороны  иностранных товаропроизводителей весьма остро выявили необходимость  глубокой реорганизации сложившихся  организационных структур в промышленности в направлении диверсификации производства, его демонополизации. Способ привлечения инвестиций на эти цели найден в создании финансово-промышленных групп (ФПГ), обеспечивающих сохранение научно-технического потенциала, обороноспособности страны и рабочих мест. К основным принципам создания ФПГ относится целенаправленное их формирование на базе технологически и кооперативно связанных промышленных организаций, что обеспечивает улучшение управляемости, снижение издержек производства, солидарную ответственность по контрактам и стабильность поставок.
     Интеграция  научных, производственных, финансовых и торгово-сбытовых организаций  как субъектов основной деятельности ФПГ обеспечивается системным подходом к их функционированию в рыночных условиях хозяйствования. Системный подход позволяет сохранить целостность такого рода организационных структур, противодействовать воздействию внешних и внутренних дестабилизирующих факторов. Экономическое обоснование проектов создания ФПГ базируется на экспертизе потенциальной эффективности будущей совместной деятельности объединяемых организаций, оценке рынка продукции, занятости, экологической безопасности. Результативность ФПГ непосредственно зависит от уровня риска при создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции. Поэтому в структуру ФПГ включаются еще и страховые учреждения, что позволяет квалифицированно управлять имеющимися рисками в инновационной деятельности в достаточно крупных организационных формированиях. 
 

     Парки и технополисы, их роль в создании инноваций на региональном уровне
     Научный парк (НП) – новая форма сотрудничества промышленных фирм с университетами. Идея: промышленные компании создают близ университетов свои научно-исследовательские организации и предприятия, которые привлекают для работы над заказами фирм персонал университетов. В свою очередь, научные работники имеют возможность практически применять результаты своих исследований. Эта новая форма сотрудничества промышленности и науки позволяет создавать новые рабочие места. Первый НП возник в Великобритании в 1972 г. близ университета в Кембридже. В настоящее время при этом университете действуют 2 парка, в которых участвуют свыше 80 фирм, представляющих в основном производство автоматизированных систем и другие сферы деятельности.
     В Манчестере городской совет, университет города и 4 местные компании основали НП. В нем участвуют 12 фирм, из них 5 имеют совместные программы исследований с университетом. Для их реализации также используется научный персонал университета. Он оказывает фирмам консультации не только по научным проблемам, но и по вопросам маркетинга и управления.
     Технологический парк (ТП) – одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм функционирования разработчиков новых технологий, с рискофирмами. В качестве образца технологического парка во многих странах принята модель научно-производственного центра (НПЦ), созданного на базе Стэнфордского университета в Калифорнии. Этот технологический парк сосредоточивает около 3 тыс. средних и мелких электронных фирм с общим числом занятых 190–200 тыс. чел. В Японии недалеко от Токио на базе нового университетского центра возник целый научно-производственный городок Цукуба. В Западной Европе такие НПЦ имеются в Великобритании (Cambridge Phenomen), Нидерландах (Markant) и ФРГ.
     Среди большого многообразия отчетливо выделяются три главных пути возникновения ТП.
     • В качестве мелких и средних предпринимателей часто выступают сотрудники университетских  и научно-исследовательских центров (НИЦ), стремящихся коммерциализировать  результаты собственных научных разработок (в ряде ТП эта категория предпринимателей составляет более 50%).
     • Создание собственных специализированных мелких фирм научно-техническим персоналом крупных промышленных объединений, покидающим свою фирму, чтобы открыть  собственное дело (иногда совместно с коллегами по лаборатории или КБ). Как правило, крупные фирмы не препятствуют, а напротив, содействуют развитию этого процесса (широко известна подобная деятельность концерна Siemens), поскольку они получают возможность впоследствии подключаться к производству новейшей продукции, если она окажется перспективной.
     • И, наконец, мелкие и средние фирмы  в ТП возникают в результате преобразования уже действующих предприятий, намеренных воспользоваться льготными условиями, существующими для ТП в соответствии с государственным законодательством.
     Например, в ФРГ ТП возникают следующим  образом. От 10 до 30 новых мелких предприятий  размещаются на единой территории в  зданиях, которые, как правило, предоставляются  для этой цели по льготным арендным ставкам правительствами земель или органами городского самоуправления. Центрами ТП служат хорошо оборудованные и обеспеченные квалифицированным персоналом бюро, в которых выполняются организационные, управленческие и секретарские функции для всех фирм, входящих в состав парка. В отдельных проектах в качестве важного условия предусматривается создание ТП в непосредственной близости от университетов. Во всех без исключения проектах предпочтение отдается недавно созданным предприятиям, специализирующимся в таких перспективных областях, как микроэлектроника и др.
     Таким образом, возникают территориально замкнутые центры, где молодые  предприятия ведут НИОКР, в результате которых создаются и доводятся  до стадий практического использования  новые товары или технологии.
     Длинный и трудный путь от разработки нового изделия до его серийного производства в условиях ТП значительно облегчен. В частности, фирмам предоставляется на льготных условиях необходимое помещение, в их распоряжении имеются оборудованные всем необходимым машинописные бюро, конференц-залы, секретариаты, а также мастерские для изготовления прототипов, лаборатории и прочие помещения для ведения НИОКР. Они могут получить требуемую консультацию в области производства, маркетинга, финансов, патентную информацию. Устанавливается тесная кооперация с отделами фундаментальных и прикладных исследований при вузах, а также с находящимися в данном районе исследовательскими институтами, не говоря уже о связях с другими предприятиями того же ТП. Кроме того, им предоставляются более выгодные условия кредитования, а также облегчаются контакты с крупными производственными фирмами в регионе и потенциальными заказчиками.
     Технополис  – наиболее продвинутая форма  интеграции науки с производством. Технополисы в Японии были узаконены в 1980 г. В 1982 г. был опубликован список довольно жестких требований к соискателям (префектурам), удовлетворение которых дает им право создать у себя технополис («город техники»). Каждый технополис должен был состоять из трех основных компонентов: крупных предприятий как минимум 2–3-х самых передовых отраслей промышленности (производство оптических волокон, интегральных схем, медицинской электроники, информационных систем и др.); мощной группы государственных либо частных университетов, НИИ, лабораторий; жилой зоны с современными домами, развитой сетью дорог, школ, спортивных, торговых, культурных центров. Кроме того, технополис должен соседствовать с достаточно развитым городом с населением не менее 200 тыс. человек, а также с крупным аэропортом или железнодорожным узлом, откуда в течение одного дня можно совершить поездку в Токио и обратно.
     Создание  каждого технополиса обходилось в 1,25–2,5 млрд. долл. (к середине 90-х  сумма существенно возросла). Примерно половина программы «технополизации» оплачивается из государственных средств. В 1984 г. 9 префектур после конкурсного отбора получили разрешение приступить к реализации проектов, опираясь на помощь правительства. Управление экономической деятельностью технополиса находится полностью в руках местных органов власти.
     В Японии считают, что технополисы  сыграют роль «билета» в XXI век. Основные компоненты запланированных технополисов должны быть созданы к 2000 г.

Маркетинг инноваций

 
     Исторически сложилось два подхода, характеризующих  место маркетинга в инновационной деятельности, которые могут быть определены как:
    «инженерный» (маркетинг осуществляется задним числом, после завершения разработки продукта);
    «маркетинговый» (предварительное формирование облика и рабочее проектирование нового продукта осуществляется после проведения маркетинговых исследований).
     Инженерный  подход имеет место, когда сначала  организуется производство товара/услуги, а затем ищется потенциальный  потребитель. При этом разработка проводится согласно техническим требованиям (техническим условиям), т. е. определяется нормативно.
      
     Переход от инженерного к маркетинговому подходу в инновационной деятельности заметно изменил последовательность и саму технологию проектирования. Опытные инженеры-автомобилестроители  с сожалением вспоминали времена, когда технический облик перспективных моделей определяли проектировщики, а единственными ограничениями служили опыт и финансы. Почти каждая марка автомобиля была уникальна и представляла произведение инженерного искусства, но не всегда соответствовала запросам рынка.
     В настоящее время рынок в данной области стал насыщенным, а борьба за потребителя обострилась. Поэтому  специалисты по маркетингу определяют облик автомобиля на самых ранних стадиях, а проектировщики играют подчиненную  роль. Количество моделей, выпускаемых различными фирмами, возросло, но их технико-экономические характеристики сблизились.
     Аналогичные процессы происходят в авиастроении. На научно-технических конференциях оживленно обсуждаются вопросы, связанные с маркетингом, а технические проблемы нередко отходят на второй план. Такое положение дел было невозможно представить в конце прошлого столетия, но теперь оно стало нормой.
     Прикладное  исследование часто начинается после  получения технического задания  на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального (поискового) исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов и анализ их результатов, формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.
     Процесс разработки и вывода товара на рынок  включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах.
     Рыночные  потребности, как и другие маркетинговые  характеристики, переменчивы. Поэтому наличие ярко выраженной рыночной потребности при отборе проекта не означает, что рыночная перспектива гарантирована. Более того, нововведение может найти свой рынок там, где ранее и не предполагалось.
     Эффективность НИОКР выявляется на рынке. Она зависит от того, насколько при постановке цели учтена рыночная потребность. Разработки проекта должна быть сфокусирована на конкретных рыночных потребностях. Выбор проекта связан с активным поиском альтернативных решений.
     Основные  характеристики сегмента рынка представлены четырьмя взаимосвязанными переменными:
    размер рынка;
    допустимая цена;
    требования к технической эффективности;
    время.
     Анализ  рыночного спроса с целью выявления  идей для их последующей технической  проработки один из наиболее важных, поскольку на его базе разрабатывается программа НИОКР и строится стратегия продвижения изготовленной новой научно-технической продукции на рынке.
     Оценка  перспективности рынка производится с помощью рейтинговых оценок перспектив его роста, рентабельности бизнеса в нем и его нестабильности. Объем продаж, который, возможно, будет обеспечен выпуском нового продукта, следует оценивать по перспективам его роста, а также с помощью прогнозирования тенденций потребления подобной продукции и изменений в потребительском потенциале.
     Проведение  предварительного анализа и размера потенциального рынка осуществляется на базе данных, получаемых с помощью специальных выборочных обследований, проводимых в сфере потребления инноваций.
     Выборочные  обследования могут быть проведены в форме анкетирования потенциальных предприятий-заказчиков, опроса экспертов, мнений аналитиков и т.п.
     Принципиальные  пределы установления цены фирмой на новую продукцию включают себестоимость выпускаемой продукции в качестве нижнего предела цены, а верхний предел определяется ценой потребления, которая делает продукт для потребителя привлекательным по сравнению с имеющимися на рынке. Таким образом, верхний предел цены прямо определяется показателями технического качества продукта (его производительностью, качеством, надежностью, эксплуатационными затратами на его использование и т.д.). Выбирая цену вблизи нижнего предела, фирма-производитель увеличивает привлекательность товара, а в случае цены, приближающейся к верхнему пределу, фирма увеличивает свою прибыль, но уменьшает экономическую привлекательность товара для потребителя.
     Фирма также не может оценить проект по фактору ценообразования без  учета рыночной ситуации и прогнозов  допустимой цены потребления для  потенциальных покупателей. Эта  проблема тесно связана и с оценкой возможной степени конкуренции в момент начала коммерческой реализации товара, а не сегодняшней конкуренции.
     Большинство научных продуктов могут предлагаться в формах, различающихся по эффективности, цене и дате первого появления  на рынке. Важно определить, какой уровень технической эффективности потребует конкретный рыночный сегмент с наибольшей вероятностью, т.к. научно-технические работники могут стремиться к очень высокому уровню параметров нового изделия. Это, безусловно, ведет к техническим идеям, но может не учесть реальные требования потребителей. Кроме того, может произойти завышение затрат на НИОКР и производство, а также увеличить время разработки. Все перечисленные моменты приведут к снижению потенциальной прибыльности продукта.
     Проблема  маркетинговых исследований идей для  будущей инновации - определение характеристик новой продукции и их систематическая увязка с потенциальными сферами использования.
     Временной аспект рыночного плана связан с необходимостью балансировки отдельных видов бизнеса компании. Необходимо, чтобы новые продукты выходили на рынок в сроки и в количествах, диктуемых требованиями маркетинга. По мере продвижения разработки можно делать все более точные оценки возможной даты выхода нового продукта на рынок.
     Новые продукты могут дополнять существующий ассортимент или полностью его  замещать. Абсолютно новые продукты расширяют ассортимент, увеличивают  размеры реализации и прибыль, служат условием роста корпорации. Однако при этом не следует забывать о  задачах развития текущего ассортимента, тем более что существующий продукт обычно пользуется доверием покупателей и концентрирует в себе инвестиции компании. Производство же нового продукта связано с неизбежной неопределенностью. Следует, однако, учесть и то обстоятельство, что жизненный цикл существующих продуктов рано или поздно закончится и их все равно придется заменять.
     Финансовые  расчеты стратегического инвестора, независимо от перспективности новой  идеи или продукта, сводятся к оценке возможности поддержки всего инновационного цикла – от маркетинга до технической разработки. После оценки потребительской ценности технологии наступает этап формирования команды и создания организационной структуры проекта. 

     2. Маркетинг результатов  прикладных исследований, нацеленных на оценку рыночных перспектив и перспектив промышленного применения результатов исследований
     Маркетинг результатов исследования, с одной  стороны, мероприятие значительно  менее сложное, чем маркетинг  идей для исследования, потому что  налицо результаты деятельности. С другой стороны, это мероприятие осложняется тем, что прежде, чем получить какие-либо результаты, необходимо затратить некоторую сумму денег и время.
     Для финансирования проведения маркетинговых исследований результатов прикладных разработок возможно привлечение средств организации, заинтересованной в приобретении разработки.
     Результатами  исследования обычно являются цифры, заявки на изобретение, прототипы, обоснования, приборы для измерения каких-либо параметров, улучшение качества лабораторных процессов и т.д. Результатом исследования чрезвычайно редко является законченный продукт.
     Для того, принять решение о внедрении  результатов прикладных исследований в производство или найти инвестора, необходимо ответить на следующие вопросы  – каково обеспечение добавленной стоимости для потенциального клиента (покупателя) и количество усилий, необходимых для внедрения и выполнения проекта (идеи).
     Важной  задачей является сделать техническое  обоснование проекта, которое позволит убедить потенциального партнера (покупателя) или руководство фирмы, что результаты исследования будут работать на практике и в реальной промышленной ситуации. Это особенно важно для отраслей, требующих больших капиталовложений, например, химической промышленности или энергетики.
     Техническое обоснование - дорогостоящий процесс. Если технология производства была заменена недавно, особенно трудно обосновать необходимость  модификаций или установки новых  систем.
     Технико-экономическое  обоснование
     В решении этой проблемы может посодействовать сторонник внутри организации - потенциального клиента, который бы поддерживал продвижения идеи в организации. Этот человек также сможет помочь описать предложение на языке организации. Он также сможет подсказать, как рассматриваются предложения в компании/организации.
     Однако, так как результаты исследования могут быть чрезвычайно выгодны, необходимо принимать меры к защите последних. Прежде, чем вступать в  переговоры, необходимо подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны.
     Маркетинг исследований и проектов разработок является особой формой маркетинга, потому что относится к числу тех вложений, отдача от которых не является гарантированной. Шагом к успешному маркетингу исследований и проектов разработок является партнерство сторон в проведении исследования.
     Исследование  необходимо начинать с внимательного  выслушивания партнеров и определения  их потребностей. Добавочная стоимость  является одним из самых весомых  аргументов в пользу внедрения разработки в производство. 

     3. Маркетинг инновации: Особенности анализа спроса на инновации
     Особенности развития нововведений и различие их видов во многом предопределяет специфику  анализа спроса на них в каждом конкретном случае.
     Новую продукцию можно сгруппировать  в три группы: первая, которая  ранее не существовала (например, лазерные диски); вторая, которая производилась ранее, но существенно изменена по материалу или конструкционному решению (например, электрочайник с элементом питания, вмонтированным в подставку); третья, получившая только новое оформление (например, зубная паста в аэрозоли).
     Инновационная продукция весьма разнообразна по формам. Она может иметь (например, станки, товары для населения) или не иметь  натурально-вещественную форму (ноу-хау, патенты, лицензии), различаться по назначению (для целей производства или конечного потребления), видам продукции и т.д.
     Вследствие  этого анализ спроса и создание информационной базы для его проведения имеет  специфику в каждом конкретном случае. 

     Закон спроса
     Спрос отражает объем продукции, который  потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определенного времени на конкретном рынке.
     Из  этого определения видны основные направления анализа спроса:
    объем спроса;
    наличие потенциальных покупателей;
    потребность в товаре;
    возможность приобретения товара;
    цена предлагаемой продукции;
    время реализации (предложения для реализации) продукции на рынке;
    рынки, сбыта продукции.
     Выражение типа “спрос на новую модель телевизоров  составил 20 штук” не только не позволяет  провести анализ спроса на новый товар, но может затушевать и даже исказить истинное положение дел у производителя и продавца. Конкретизировав вид телевизоров и добавив место и время реализации, можно получить достаточно точную характеристику фактического спроса: “Спрос на новую модель телевизоров марки Р61ТЦ-445ДСА2” по цене 375 тыс. ден. ед. составил в последнюю неделю января 1994 г. В Москве в магазине “Электроника” 20 штук.
     Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах и равных прочих условиях.
     
     Где Р – цена, Q – количество товара. 

     Важнейшее свойство спроса заключается в обратной или отрицательной зависимости  между ценой продукции и спросом  на нее при неизменности всех прочих факторов. Эта зависимость называется законом спроса. Иначе говоря, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению величины спроса, и наоборот, рост цены ведет к снижению величины спроса на продукцию.
     В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, которая заключается  в том, что большие объемы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем по высокой. Подтверждением этого является кривая спроса.
     Во-вторых, потребление подчиняется принципу убывающей предельной полезности, в  соответствии с которым последующие  единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор в доме менее “полезен”, чем первый, так как основные потребности удовлетворены, третий еще меньше и т.д. Поэтому покупатель приобретает дополнительные единицы при условии снижения их цены.
     В-третьих, действие закона спроса связано с  эффектом дохода, выражающимся в возможности  для покупателя при постоянно  доходе и прочих равных условиях приобрести больше данного товара. И напротив, более высокая цена приводит к  снижению покупательского спроса.
     С эффектом дохода связан эффект замещения. Он заключается в том, что высокие  цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой более дешевых аналогичных по назначению товаров.
     Причины, вызывающие действие закона спроса, особенно актуальны при производстве и реализации новой продукции. При высокой цене на нее, наличии у покупателя и на рынке аналогичной по назначению продукции, а также снижении реальных доходов как населения, так и производственных предприятий, потребителей продукции производственно-технического назначения, спрос на новую продукцию может не возникнуть или  опуститься ниже критической величины, покрывающей затраты на ее производство, которые на начальном этапе производства обычно достаточно высоки по сравнению с затратами на производство традиционной продукции.
     Факторы спроса на инновационную продукцию
     Для управления спросом предприятию, производителю  новой продукции, необходимо знать  факторы, воздействующие на величину и  характер спроса. Факторы, влияющие на спрос на нововведения, значительно отличаются от факторов спроса на традиционно предлагаемую потребителям продукцию.
     Все факторы спроса на новую продукцию  можно разделить на внутренние, относящиеся  к деятельности объекта анализа, и внешние, связанные, в основном, с особенностями функционирования внешней среды.
     Рассмотрим  влияние наиболее важных внутренних факторов, которые в совокупности характеризуют производственно-торговую стратегию производителя.
     1. Если предприятие производит  новую технику, то для ее распространения на рынке огромное значение имеет конструктивные особенности предлагаемого образца. Если он не отвечает отраслевым стандартам, усложняется его послепродажное обслуживание и исключается возможность использования в качестве комплектующего. Следствием этого будет отсутствие или низкий уровень спроса на данную продукцию.
     2. Важным фактором спроса является  качество новой продукции. Безотказность работы новой техники, технологии, отсутствие явных и скрытых дефектов в товарах народного потребления способствуют спросу на них и наоборот: обнаружение брака в процессе эксплуатации новой продукции снижает спрос на нее.
     3. Фактором, содействующим спросу, являются  условия продажи, в частности  обеспечение гарантийного и сервисного обслуживания новой продукции. В отношении новой техники и технологии это установка, наладка, обслуживание, обеспечение запасными частями, создание специализированных мастерских и мобильных бригад по ее обслуживанию и ремонту.
     4. Между величиной расходов на научные исследования и разработки, появлением новой продукции, ускорением внедрения ее в производство и возникновением спроса на нее существует прямая связь. Чем выше расходы на научные исследования и разработку  фирмы, тем в конечном итоге быстрее распространяется новая продукция.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.