На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный долг: содержание и основные формы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
     СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                  2
    ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ                                                                                                                  3
      Сущность и формы государственного долга  РФ                                           3
      Правовые основы функционирования и управления государственным долгом                                                                                                                   8
2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ                 15
  2.1 Задачи  и принципы управления                                                                     15
  2.2 Долговая  политика: цели, факторы, условия  формирования                      20
  2.3Анализ состояния и перспектив развития системы государственного долга РФ                                                                                                                               25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                34
ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                         35
 

  
ВВЕДЕНИЕ
     Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать  как положительное, так и отрицательное  воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости  от направления государственных  расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное  воздействие долга проявляется  в обеспечении правительства  финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия  выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие  поколения.
Управление  государственным долгом – это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.
     Объект  исследования – государственный  долг. Предмет исследования – процесс  управления государственным долгом.
     Задачи  работы:
    определить понятие и сущность государственного долга;
    рассмотреть принципы и методы управления госдолгом;
    проанализировать современное состояния и рассмотреть основные направления долговой политики.
     Цель  данной работы – раскрыть экономическое содержание понятия «государственный долг», систему управления государственным долгом.  
 
 
 

    1.ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАВРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 

  1.1 Понятие и формы государственного долга РФ
В соответствии со ст.97 Бюджетного кодекса РФ государственный  долг – это долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства  по государственным гарантиям, предоставленным  РФ1. Он полностью и без условий обеспечивается всем, находящимся в Федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну и подлежит погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.
Государственный долг возникает в определенный момент функционирования государства, когда  его расходы начинают превышать  доходы, т.е. бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями. Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним является сфера бюджета. В  состав государственного долга России входят долговые обязательства в  форме:
     1) кредитных соглашений и договоров,  заключенных от имени РФ как  заемщика с кредитными организациями,  иностранными государствами и  международными финансовыми организациями;
     2) государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ;
     3) договоров и соглашений о получении  РФ бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы России;
     4) договоров о предоставлении РФ  государственных гарантий;
     5) соглашений и договоров, в том  числе международных, заключенных  от имени РФ, о пролонгации  и реструктуризации долговых  обязательств России прошлых лет2.
     Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Так, в  периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения  ситуации выступает именно государственное  заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного  спроса, оказывая стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это  дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут  стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя  задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые  не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные  заимствования оказывают положительное  влияние на макроэкономическое развитие.
     Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для  развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как  производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций.3
Долговые обязательства  Российской Федерации могут существовать в форме:
·  кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
·  государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
·  договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
·  договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
·  соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет .
Долговые  обязательства Российской Федерации  могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше  пяти лет до 30 лет).
Долговые  обязательства Российской Федерации  погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа  и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем  государственного внутреннего долга  Российской Федерации включаются:
·  основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
·  объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
·  объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.         
 В  объем государственного внешнего  долга Российской Федерации включаются:
·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
·  объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В объем  государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
·  объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
·  объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.4
По  срокам долговые обязательства РФ могут  быть:
1) краткосрочными (до одного года);
2) среднесрочными (свыше одного года до пяти лет);
3) долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).
Изменение условий выпущенного в обращение  государственного займа, в том числе  сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
Внутренний  долг РФ складывается из:
• основной номинальной суммы долга  по ценным бумагам РФ;
• объема основного долга по кредитам, полученным РФ;
• объема основного долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным  РФ.
Внешний долг РФ складывается из:
• объема обязательств по гарантиям, предоставленным  РФ;
• объема основного долга по полученным РФ кредитам правительств иностранных  государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Правовые основы функционирования и управления государственным долгом
     Отношения, связанные с функционированием  государственного долга, нуждаются  в государственном регулировании. Важнейшими нормативными актами, регламентирующими  их, являются:
•   Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
•   Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ;
•   Налоговый Кодекс РФ от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ;
•   ФЗ № 115 от 5.08.1996 г. О бюджетной классификации РФ;
•   ФЗ № 136 от 15.07.1998 г. Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;
•   Постановление правительства от 27.09.1994 № 1107 Об урегулировании коммерческой задолженности бывшего СССР перед иностранными кредиторами;
•   Постановление правительства от 23.06. 2000 г. № 478 Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединёнными в Лондонский клуб кредиторов;
•   и др., включая федеральные законы о федеральном бюджете, бюджетах субъектов федерации и местных бюджетах, на очередной год.
Основополагающим  документом, безусловно, является Бюджетный  Кодекс РФ по которому государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Управление  государственным и муниципальным  долгом осуществляется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным органом  местного самоуправления.
Законодательство  разграничивает ответственность по долговым обязательствам РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Так, РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы РФ. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.6
       С экономической точки зрения государственный  долг представляет собой задолженность  государственных органов как  результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями  общества на основе займов денежных средств  у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.
       Таким образом, наличие эффективной системы  управления государственным долгом является важным предварительным условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов  государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между  риском и затратами, и в целом  помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим  и финансовым потрясениям.
       С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые  на законодательном уровне было прописано  понятие единой системы учета  и регистрации государственных  долговых обязательств.
       Однако, по сути, единой, целостной системы  управления государственным долгом до настоящего времени не создано, и  первостепенную роль в этой ситуации играет несовершенство российского  законодательства.
       В правовом регулировании нуждается  порядок применения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов.
       В действующем законодательстве также  отсутствует система ответственности  за эффективность принимаемых решений  при осуществлении государственной  политики заимствований и управления государственным долгом.
       Необходимым является четкое определение в законодательстве процедур и механизмов взаимодействия и координации, функций и сопряженной  с ними ответственности, а также  обмена информацией между государственными органами, осуществляющими валютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную  политику. При этом необходимо придать  большую четкость бюджетным документам, и этим снять имеющую в них место правовую неопределенность.
       Как показывают результаты проверок, учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует.
       Государственная книга внешнего долга Российской Федерации служит только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым  займам и не содержит данных об исполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемов долговых обязательств и их погашение), а также  о приостановлении или аннулировании  соглашений.
       Классификация источников внешнего финансирования дефицитов  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  не сопоставима с классификацией видов государственных внешних  долгов Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговыми обязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнего долга.
       Применяемый Банком России в соответствии с методикой  МВФ принцип определения внешнего долга Российской Федерации основывается на делении долга по принципу резидент/нерезидент. Бюджетным кодексом Российской Федерации  не предусмотрено данного деления. Внутренние и внешние долговые обязательства  классифицируются Минфином России по валютному признаку. Данные об объемах государственного долга перед резидентами отсутствуют и не публикуются.
       Данное  положение препятствует адекватному  анализу ситуации, связанной с  определением совокупного национального  долга Российской Федерации, и определению  общих показателей долговой устойчивости.
       Отсутствие  законодательно закрепленных норм определения  в соответствии с международной практикой государственного внешнего и внутреннего долга существенно ограничивает возможности государства в части достоверного определения государственного национального долга и, соответственно, накладывает ограничение на возможность оперативного управления государственным внешним долгом.
       Законодательных основ для управления государственным  национальным внешним долгом, включающим задолженность по долговым обязательствам как Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, так  и остальных секторов экономики  в настоящее время не создано.
       Оперативные данные о состоянии государственного внешнего долга и операциях с  долговыми обязательствами Российской Федерации, как представляемые в  Счетную палату Российской Федерации, так и публикуемые на сайте  Министерства финансов Российской Федерации, не являются полными как по составу  обязательств, так и по их объему.
       Расходы по обслуживанию государственного внешнего долга не отражают реального объема средств, использованных в целях  проведения операций с долговыми  обязательствами, так как не включают в себя расходы, связанные с выполнением  агентских функций консультационных услуг по внешнему долгу.
       Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено  возникновение государственного внешнего долга субъектов Российской Федерации, хотя заимствования в иностранной  валюте по ряду субъектов осуществлялись ранее и продолжаются до настоящего времени.
       До  настоящего времени не публикуются  консолидированные данные о долговых обязательствах субъектов Российской Федерации. Единая система учета  долговых обязательств до настоящего времени еще не создана.
       Действующее законодательство не позволяет Счетной  палате Российской Федерации осуществлять полномасштабный контроль над государственным  национальным внешним долгом Российской Федерации, определяемым в соответствии с международной практикой и  долговыми обязательствами субъектов  Российской Федерации.
       Несмотря  на то, что в Российской Федерации  используются принятые в международной  практике отдельные показатели, характеризующие  состояние государственного долга, их состав нельзя назвать представительным. Фактически в материалах Правительства  Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации представлены только 2 показателя:
       - государственный долг по номинальной стоимости, в том числе внешний, Правительства Российской Федерации в процентах к ВВП;
       - соотношение процентных и непроцентных расходов федерального бюджета.
Минфином  России не рассчитываются и не публикуются:
       - отношение приведенной стоимости внешнего долга к ВВП;
       - отношение (коэффициент) расходов на обслуживание государственного внешнего долга к доходам от экспорта;
       - отношение (коэффициент) объема валютных резервов к объемам краткосрочного внешнего долга;
       - средневзвешенная процентная ставка по внешним долговым обязательствам;
       - показатель состава внешнего  долга: объемы рыночной и нерыночной  долей, структура долга по времени  возникновения обязательств, по  инструментам и по срокам погашения  обязательств;
       - непогашенный государственный долг (включая задолженность по процентам) как доля валового внутреннего продукта;
       - долг на душу населения, характеризующий бремя, приходящееся на каждого гражданина.
       Помимо  несовершенства законодательства следует  отметить следующие негативные факторы:
       - сохраняются пиковые нагрузки на федеральный бюджет в части осуществления выплат по государственному внутреннему долгу Российской Федерации, оформленному в государственные ценные бумаги;
       - эмиссия и размещение государственных ценных бумаг в объемах, превышающих потребности федерального бюджета в осуществлении платежей по ранее принятым обязательствам, свидетельствует о том, что в ряде случаев выпуск в обращение этих долговых инструментов обусловлен не потребностью бюджета в дополнительных источниках финансирования, а необходимостью решения задач макроэкономической и денежно-кредитной политики и в первую очередь связывания свободной ликвидности;
       - централизованный выпуск ценных бумаг используется в мировой практике в качестве инструмента государственного регулирования экономики, оказывающего воздействие на денежное обращение и управление объемом денежной массы, а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и организаций и населения для решения тех или иных финансовых задач. Однако население Российской Федерации в своем большинстве не является участниками ОРЦБ.
       Долговые  обязательства учитываются только по номинальной стоимости и не отражают ни реальный объем задолженности  по внешним обязательствам, возникшим  в иностранной валюте, ни их текущую рыночную стоимость.
       Метод приведенной стоимости используется исключительно при проведении операций по реструктуризации и досрочному погашению  долговых обязательств и не используется для расчета приведенной стоимости как внешнего, так и внутреннего долга для анализа его состояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВННЫМ ДОЛГОМ РФ 

     2.1 Задачи и принципы управления государственным долгом РФ
     Управление  государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации.7
Под управлением  государственным долгом в широком  смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Управление государственным долгом заключается:
- в формировании  политики в отношении государственного  долга;
- в установлении  границ государственной задолженности  (в том числе в определении  общего объема бюджетного дефицита  и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
- в определении  основных направлений и целей  воздействия на микро- и макроэкономические  показатели;
- в установлении  возможности и целесообразности  финансирования за счет государственного  долга общегосударственных программ.
     Под управлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.8
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи: 1) удержание  величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической  безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономического развития;
2) минимизация  стоимости долга на основе  удлинения срока заимствований  и снижения доходности государственных  ценных бумаг, перехода на другие  рынки и переключения внимания  на другие группы инвесторов;
3) поддержание  стабильности и предсказуемости  рынка государственного долга;
4) достижение  эффективного и целевого использования  заимствованных средств, государственных  кредитов и гарантированных займов;
5) обеспечение  своевременного возврата государственных  кредитов и уплаты процентов  по ним; 
6) диверсификация  долговых обязательств по срокам  заимствований, доходности, формам  выплаты дохода и другим параметрам  для удовлетворения потребностей  различных групп инвесторов;
7) координация  действий федеральных органов,  органов субъектов Федерации  и местного самоуправления на  рынке государственных долговых  обязательств.9
     В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:
     - безусловность - обеспечение точного  и своевременного выполнения  обязательств государства перед  инвесторами и кредиторами без  выставления дополнительных условий;
     - единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами власти, органами  власти субъектов федерации и  органами местного самоуправления;
     - единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике  управления государственным долгом  со стороны федерального центра  по отношению к субъектам федерации  и муниципальным образованиям;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.