Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прибыль предприятий общественного питания

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(РГТЭУ) 

Уфимский  институт 

                                                              Факультет: Коммерции и менеджмента
                                                                               Специальность: Экономика управления  на 
                                                                                предприятии торговли и общественного  питания
                 Кафедра экономики и управления  на предприятии  
                 торговли и общественного питания 

СУЛТАНОВА
АЛЬБИНА РАБИСОВНА
прибыль предприятий общественного питания 

Курсовая  работа 

 
 
 
 
 
Оценка  при защите 
Дата_________Подпись ___________
К защите допускаю: Руководитель: Ст.преп.
Тимерьянова В.М.__________
                                                   (подпись)
                        _________________
      (дата)
 
 
 
 
 
 
Уфа 2009
 
Содержание
               Введение…………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты прибыли  на предприятии 
               общественного питания……………………………………………...5
               1.1. Экономическая сущность и функции прибыли……………………5
                 1.2. Классификация видов прибыли  и источники их 
                        формирования………………………………………………………..9
                 1.3. Факторы, влияющие на прибыль  предприятия…………………..17
                 1.4. Формирование, распределение и использование
                        прибыли……………………………………………………………..23
Глава 2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и 
               прибыли………………………………………………………………...32
            2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта………………….32
                 2.2. Анализ динамики и структуры  финансовых результатов……….33
                 2.3. Факторный анализ чистой прибыли………………………………34
Глава 3. Управление прибылью……………………………………………...36
                 Выводы и предложения…………………………………………….40
               Список использованной литературы…………………………….42
               Приложения
 
 


Введение
       Развитие  рыночных отношений сопровождается повышением значимости роли прибыли  как основного показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания, т.к. получение прибыли сопутствует  решению важнейших первоочередных задач. Предприятие самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из своих возможностей и необходимости дальнейшего развития, фактора спроса на производимую продукцию. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты и способы её достижения.
       Прибыль – это выраженный в денежной форме чистый доход хозяйствующего субъекта на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления производственной деятельности и представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности. Как экономическая категория прибыль характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль как показатель наиболее полно отражает эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.
       Прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты, т.к. является источником производственного и социального развития.
       Главной задачей анализа использования и изменения прибыли является выявление изменений распределения прибыли и составляющие ее использования по сравнению с прошлыми периодами. Результаты анализа являются источниками, на основе которых составляется план использования прибыли в данном периоде.
       Актуальностью данной темы является то, что прибыль является одним из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. Прибыль характеризует финансовое положение предприятия, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников, гарантирует полноту и своевременность выполнения обязательств перед финансово-кредитной системой. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по увеличение фонда оплаты труда их работников, научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
       Объектом  изучения данной работы выступает прибыль предприятия.
       Предметом исследования является анализ формирования, распределения и использования прибыли.
       Целью выполнения данной работы является теоретическое  и практическое изучение формирования, распределения и использования прибыли предприятия и выработка мероприятий по совершенствованию данного процесса.
       Задачи  данной курсовой работы:
       - рассмотрение понятия и классификации прибыли;
       - изучение основных функций прибыли;
       - систематизирование экономических факторов, влияющих на величину прибыли;
       - рассмотрение порядка формирования, распределения и использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
       - анализ динамики и структуры финансовых результатов;
       - факторный анализ чистой прибыли.
       Основной  информационной базой для данной курсовой работы послужили бухгалтерская отчетность за 2006-2008 гг., работы российских экономистов на данную тему.
 
 
 
Глава 1. Теоретические  аспекты прибыли  на предприятии общественного  питания
       1.1. Экономическая сущность  и функции прибыли
       В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность.
       Прибыль предприятия представляет собой  важнейшую экономическую категорию  и традиционно считается основной целью деятельности любой коммерческой организации. Вместе с тем такая  трактовка роли прибыли в настоящее  время не единственная, с точки  зрения современной англо-американской финансовой школы, которая получила признание во многих странах мира, в качестве приоритета в деятельности предприятия выступает не столько  прибыль, сколько ее производная  – максимизация доходов собственников. Такая целевая установка связана с тем, что предприятие может обеспечить рост прибыли, например, за счет экономии затрат на техническое обслуживание производства или подготовку кадров. Однако в будущем это может привести к снижению эффективности его функционирования из-за высокого уровня износа основных фондов или низкого уровня менеджмента на предприятии. Поэтому речь, очевидно, должна идти не только о формировании финансовых ресурсов предприятия, в том числе и прибыли, но и о таких направлениях их распределения и использования, которые позволили бы предприятию максимизировать его рыночную стоимость и, естественно, обеспечить рост доходов собственников. Вместе с тем без оптимизации прибыли предприятия этих целей достичь невозможно.
       На  уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители, которые, установив цену на продукцию, реализуют ее потребителю и получают при этом выручку в денежном выражении, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию продукции, т.е. себестоимость продукции. Если выручка больше себестоимости, то предприятие получает прибыль. Если выручка равна себестоимости, то удается лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, которое не исключает и банкротство.
       Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный  на предприятии.
       Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизами и расходами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Из этого следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения.
       Валовой доход предприятия – выручка  от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль.
       После реализации продукции субъекты хозяйствования получают прибыль (часть чистого дохода). Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она определяется как разность между чистой выручкой (после уплаты НДС, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Следовательно, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.
       Функции прибыли
       Функции прибыли органически увязаны  между собой и представляют отдельные стороны единого процесса формирования, распределения и использования прибавочного продукта.
       Российские  экономисты до рыночного периода  рассматривали следующие функции  прибыли:
       1)  оценочная – прибыль является  основным показателем экономической эффективности хозяйственной деятельности и инвестиции. Эту роль она выполняет на всех уровнях управления: на народнохозяйственном как один из показателей финансового баланса, а на уровне предприятия – как оценочный и фондообразующий показатель, влияющий на формирование фондов экономического стимулирования и их финансовое состояние;
       2)  распределительная – инструмент  распределения значительной части прибавочного продукта;
       3)  стимулирующая – стимул лучшего  использования экономических рычагов и соблюдения финансовой дисциплины. Прибыль призвана заинтересовать в конечных результатах работы как предприятие в целом, так и его отдельных работников;
       4) платежеспособная – средство  выявления и удовлетворения платежеспособного  спроса;
       5) экономико-аналитическая – прибыль  выступает в качестве обобщающего  и сквозного показателя экономического  анализа хозяйственной деятельности;
       6)  самофинансирования – орудие  укрепления коммерческого расчета  и усиления режима экономии. Прибыль  является составной частью финансовых  ресурсов, поэтому ее исходный  уровень и возможности роста тесно связаны с пропорциями всего процесса воспроизводства;
       7)  накопления;
       8)  меры приращения стоимости;
       9)  социально-экономическая;
       10)  из прибыли формируются платежи  и государственный бюджет.
       Налог на прибыль является одной из важных доходных статей бюджета.
       Как важнейшая категория рыночных отношений, прибыль осуществляет определенные функции:
       - результативная функция: прибыль  характеризует экономический эффект, т.е. конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Она является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, состояние производительности труда, объем и качество произведенной продукции, уровень себестоимости.  Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.  От прибыли зависит уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы предприятия. Таким образом, прибыль на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.
       - стимулирующая функция. Это связано  с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересовано в получении максимальной прибыли, т.к. это является основой для финансирования и расширения производственной деятельности, материального поощрения работников, научно-технического и социального развития предприятия общественного питания.
       Рост  прибыли определяет рост потенциальных  возможностей предприятия, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов, повышает степень его деловой активности. Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов, т.е. необходима для оценки деятельности фирмы и ее возможностей в будущем.
       - бюджетообразующая функция: прибыль  является одним из источников  формирования бюджетов разных уровней, что позволяет государству выполнять возложенные на него функции. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, социальных и других программ, участвует в формировании бюджетных и благотворительных фондов. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия общественного питания перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
       Стремление  к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль является сигналом, который указывает, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.
       1.2. Классификация видов  прибыли и источники  их формирования
       Рассматривая  прибыль как экономическую категорию, необходимо отметить, что при оценке и планировании хозяйственной деятельности предприятия используются конкретные показатели. В этом случае прибыль классифицируется множеством видов в зависимости от метода ее исчисления.
       В зарубежной теории принято выделять следующие виды прибыли:
       - прибыль, заработанная благодаря инициативе;
       - прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);
       - прибыль, извлечение которой возможно благодаря признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).
       Подобный  подход классификации прибыли основан  на различии факторов, формирующих  прибыль.
       Прибыль, заработанную благодаря инициативе, можно рассматривать как вознаграждение за нарушение статус-кво. Рассмотренная под таким углом зрения, прибыль предстает не пассивно получаемым доходом, и результатом завоевания. При этом в основу образования прибыли такого рода положено влияние четырех групп факторов:
       1) внедрение инноваций;
       2) отсутствие страха перед риском;
       3) разумное использование средств, полученных от экономии на масштабах рыночной деятельности;
       4) дальновидная политика в отношении задолженности перед хозяйственными партнерами.
       Существуют  так называемые неожиданные прибыли, для получения которых предприниматель не делает никаких усилии. Такая прибыль, полученная при благоприятных условиях, порождена неумышленно созданными, а внешними обстоятельствами, которые можно подразделить на четыре группы:
       1) порожденные характером производственной деятельности;
       2) возникшие как следствие существующей структуры рынка;
       3) связанные с общехозяйственной и общерегиональной конъюнктурой;
       4) возникшие благодаря воздействию инфляции.
       Допускаемая прибыль представляет собой «институционализированный» доход; ее формирование в меньшей мере зависит от экономических факторов, чем от решения какого-либо общественного института или от договора между различными институтами. Под институтами в данном контексте понимают государство, компании, профсоюзы, ассоциации предпринимателей.
       Многообразие  видов прибыли требует их систематизации по основным классификационным признакам.
       Валовая (балансовая) прибыль определяется как разность между выручкой от реализаций товаров, продукции, работ и услуг (нетто) и их себестоимостью. Под выручкой от реализации товаров, продукции, работ, услуг (нетто) понимается объем товарооборота за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей, а под себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг – покупная стоимость проданных товаров. Валовая прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках (форма №2), по существу представляет собой величину валового дохода от продажи товаров, продукции, работ, услуг.
       Прибыль (убыток) от продаж определяется как  разность между валовой прибылью (валовым доходом) от реализации товаров, продукции, работ, услуг и коммерческими расходами (издержками производства и обращения.
       Прибыль от операционной деятельности формируется  как превышение доходов над расходами от операционной деятельности и характеризует положительный результат отношений по предоставлению своих активов в пользование другим организациям и пользования сторонними активами.
       К операционным доходам относятся  проценты к получению (по предоставленным  займам, по банковским вкладам, депозитам, по государственным ценным бумагам), доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы (выручка от продажи или от сдачи в аренду основных средств, нематериальных активов и другого имущества, если такая выручка не является доходом от обычных видов деятельности).
       Операционные  расходы включают: проценты к уплате (по полученным процентам и займам, по купленным облигациям и акциям), прочие операционные расходы (затраты по сдаче имущества в аренду, расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, нематериальных активов), расходы по оплате услуг кредитных организаций; налоги (сборы), которые уплачивают за счет финансовых результатов (налог на имущество, налог на рекламу) и др.
       К внереализационным доходам относятся: поступления в виде штрафов, пеней  и неустоек за нарушения условий  договоров, активов, полученных безвозмездно, возмещений за причиненные предприятию  убытки; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; кредиторские обязательства и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности; курсовые разницы в пользу предприятия; сумма дооценки активов.
       К внереализационным расходам относятся: выплаты штрафов, пеней и неустоек за нарушения условий договоров; возмещение убытков другим хозяйствующим субъектам; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, либо нереальной для взыскания; отрицательные курсовые разницы; сумма уценки активов; выплаты, связанные с благотворительной деятельностью, спортом, отдыхом и другими аналогичными мероприятиями.
       По  источникам формирования прибыли в  разрезе основных видов деятельности предприятия выделяют прибыль от торговой, инвестиционной и финансовой деятельности. Торговая прибыль является результатом торговой деятельности.
       Результаты инвестиционной деятельности отражены частично в прибыли от внереализационных операций (в виде доходов от участия в совместных предприятиях, от владения ценными бумагами и от депозитных вкладов), а частично в прибыли от операционной деятельности.
       Особого рассмотрения требует понятие «прибыль от финансовой деятельности». В процессе финансовой деятельности как собственный, так и заемный капитал, привлеченный из внешних источников, может быть получен на более или менее выгодных для предприятия условиях, что соответственно отразится на результатах финансовой прибыли. Поэтому прибыль от финансовой деятельности представляет собой косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях, более выгодных, чем среднерыночные.
       По  составу элементов, формирующих  прибыль, различают маржинальную, налогооблагаемую прибыль и чистую прибыль предприятия.
       Маржинальная  прибыль – один из важнейших показателей, используемых в процессе управления прибылью на основе механизма «взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли». Маржинальная прибыль представляет собой разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализации продукции. Маржинальная прибыль служит мерой оценки его способности покрывать постоянные затраты и формировать необходимую валовую операционную прибыль от реализации продукции.
       Налогооблагаемая  прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия общественного питания. Именно эта прибыль на практике отражает экономическую категорию «прибавочная стоимость», подлежащая распределению между предприятием и государственным бюджетом.
       Чистая  прибыль – это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Предприниматели и коммерсанты получают прибыль путем выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов. Главной преградой, с которой сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, - это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюджет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.
       Не  вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия – из чистой прибыли предприятие уплачивает штрафы за нарушение законодательства, проценты по ссудам на пополнение собственных оборотных средств, превышение расходов, относимых на издержки обращения по нормируемым статьям и др. Из чистой прибыли также уплачиваются некоторые виды местных налогов и сборов (сборы за перепродажу имущества, лицензии и сборы за право торговли и т.д.), которые, по сути, являются необходимыми затратами ни ведение хозяйственной деятельности. За рубежом, в странах с развитой экономикой, налоги, которые в России относятся на прибыль, включаются в совокупные затраты (например, премии, выплачиваемые за счет фонда потребления, расходы по процентам за кредит сверх установленной законодательством ставки, сверхнормативные командировочные, представительские расходы и т.д.). В этом случае вся сумма чистой прибыли остается в распоряжении предприятия. Полученная в результате всех преобразований сумма является прибылью, остающейся в распоряжении предприятия.
       По  характеру налогообложения прибыли  выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики предприятия, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их конечного эффекта.
       Налогооблагаемая  прибыль – это прибыль до налогообложения, уменьшенная или увеличенная в соответствии с положениями действующего законодательства.
       При исчислении налогооблагаемой прибыли из прибыли до налогообложения исключаются суммы, не подлежащие налогообложению в соответствии со ст. 238 НК РФ (государственные пособия, выплачиваемые и соответствии с законодательством Российской Федерации; все виды компенсационных выплат, суммы единовременной материальной помощи, суммы страховых платежей (взносов) по обязательном) страхованию и др.).
       Не  учитываются при определении  налоговой базы расходы и доходы, перечисленные в ст. 251 и 270 НК РФ.
       По  характеру инфляционной «очистки» прибыль делится на реальную и номинальную.
       Реальная  прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темпы инфляции в соответствующем периоде.
       Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер.
       С планируемым объемом деятельности связаны минимальная, целевая, нормальная и максимальная виды прибыли. Достижение каждой означает, что предприятие находится в зоне убыточности, безубыточности, прибыльности.
       Прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период, называется минимальной.
       Под целевой прибылью понимается прибыль, которая остается после уплаты налогов и соответствует потребностям предприятия и его социальном и производственном развитии.
       Нормальная прибыль представляет собой минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им отрасли деятельности. Если получаемая прибыль ниже нормальной (определенный процент на вложенный капитал, который различается в зависимости от вида деятельности), то капитал устремляется в другую сферу, что в дальнейшем повысит прибыльность предприятия. Если спрос на данные товары (услуги) постоянен, тогда меньший по массе капитал сможет получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной сфере деятельности получат более высокую прибыль, то в эту отрасль устремится дополнительный капитал из отраслей, получающих нормальную прибыль, и уровень прибыли снизится до нормального.
       Получение максимальной прибыли является основной целью для частного предприятия, ориентированного на достижение определенного притока денежных средств (наличности) в определенные периоды. Достижение максимальной прибыли означает стремление к максимальному увеличению прибыли в обороте или к ее росту на определенную величину, к снижению расходов до минимума или к тому, чтобы предприятие в любой момент было в состоянии оплачивать свои срочные обязательства, к развитию мощностей предприятия. Максимальная прибыль достигается при таком же объеме деятельности, когда граничный доход равняется граничным затратам.
       Исходя  из прибыли за рассматриваемый период формирования выделяют прибыль предшествующего  периода (периода, предшествующего отчетному), прибыль отчетного периода и прибыль планового периода (планируемую прибыль). Такое деление прибыли используется в целях анализа и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов.
       Нерегулярности  формирования выделяют прибыль, которая  планомерно формируется предприятием, и так называемую чрезвычайную прибыль.
       Термин  «чрезвычайная» прибыль, широко используемый в странах с развитой рыночной экономикой, характеризует необычный для данного предприятия источник формирования или очень редкий характер ее формирования. Примером может служить прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.
       По  характеру использования в составе  прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют капитализируемую и потребляемую ее части.
       Капитализированная  прибыль характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на реализацию социальных программ предприятия.
       По  значению окончательного результата хозяйствования различают положительную и отрицательную прибыль (убыток).
       Со  структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие «качество прибыли». В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности (торговой, инвестиционной, финансовой). В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Например, высокое качество торговой прибыли характеризуется ростом объема реализации товара, снижением издержек, а низкое ее качество – ростом цен на товар без увеличения объема его реализации.
       Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить  ее сопоставление с прибылью других предприятий.
       Торговые  предприятия при определении  прибыли оперируют чаше всего  терминологией, определенной положениями  законодательства о налогообложении, инструкциями налоговых органов, и измеряют прибыль суммой и уровнем (в процентах к товарообороту).
       1.3. Факторы, влияющие  на прибыль предприятия
       Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий  ее формирования. Абсолютная величина и относительный уровень прибыли существенно изменяются под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности  предприятия.
       Так как прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат  деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники  производства.
       Прибыль предприятия формируется под  влиянием различных факторов, которые  классифицируются по разным признакам. Выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия общественного питания и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказывают на прибыль существенное, иногда решающее влияние. К ним относятся: инфляция; природные условия; не предусмотренные планом предприятия изменения цен на энергоносители, тарифов на услуги и перевозки, норм амортизационных отчислений, ставок арендной платы; изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразования, кредитования, импортирования товаров, налогообложения предприятий, оплаты труда работников; нарушения поставщиками, снабженческо-бытовыми организациями, банками дисциплины по хозяйственным вопросам и т.д.
       В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на производственные и  внепроизводственные. Внепроизводственные  факторы связаны в основном с  коммерческой, природоохранной, претензионной  и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы  отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли это средства труда, предметы труда и сам труд.
       По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов. Экстенсивные – это факторы, влияющие на прибыль через количественные изменения (изменение товарооборота, времени работы предприятия, среднесписочной численности работников, финансовых ресурсов и т.д.)
       Интенсивные – факторы, влияющие на прибыль через качественные изменения (повышение производительности труда, качества торгового обслуживания, квалификации работников; внедрение прогрессивных методов обслуживания, новейшего оборудования, компьютеризация и пр.). К основным факторам, влияющим на формирование прибыли, относят: товарооборот, валовой доход, издержки.
       Особое  значение для прибыли имеет объем  реализации товаров. В условиях рыночных отношений он занимает особое место, во-первых, потому что в процессе продажи товаров на рынке происходит возмещение израсходованных средств  предприятия, возмещение затрат, изношенное оборудование заменяется новым, пополняются  запасы товаров, материалов, работники  получают заработную плату; во-вторых, реализация товаров – это самый сложный момент в деятельности предприятия, ведь именно на рынке продаваемый товар и затраченный труд на его реализацию доказывают свою социальную значимость и конкурентоспособность. Любая заминка в реализации товаров или какой-то его части вызывает нарушение нормального хода товародвижения, а если же товары в массе своей не находят сбыта, о наступает критический момент в деятельности предприятия.
       Объем получаемой прибыли зависит от валового дохода, получаемого в результате реализации товаров. Валовой доход  от реализации товаров представляет собой плату за услуги реализации (цену торговых услуг), или, проще говоря, сумму торговых надбавок (наценок), устанавливаемых к покупной цене товара. Размер торговых надбавок устанавливается  самостоятельно, с учетом спроса, конъюнктуры  рынка, затрат, связанных с покупкой товара, его хранением и реализацией.
       Валовой доход имеет решающее значение для  формирования прибыли предприятия  общественного питания; его увеличение в процессе деятельности положительно влияет на формирование прибыли.
       Издержки  также влияю на формирование доходов  предприятия и получения прибыли. Прибыль находится в обратной зависимости от величины и уровня издержек. Так, в связи с увеличением количества работников возрастают затраты на оплату труда и социальные нужды, что, в свою очередь, может повлиять на рост издержек, а следовательно, снизить прибыль.
       Рост  товарооборота приводит к увеличению транспортных расходов, расходов по приемке, хранению, реализации товаров, что также увеличивает издержки обращения предприятии.
       Увеличение  арендованного имущества приводит к увеличению размера арендной платы, что, со своей стороны, повышает расходы предприятия.
       В итоге увеличение затрат предприятия  влечет за собой рост издержек обращения и, как следствие, снижение прибыли.
       Величина  прибыли зависит также от объемов спроса на товары и их предложения на рынке. Трудности, возникающие при продажи товаров ввиду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких – меньше, поскольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется, и, наконец, она стабилизируется или снижается в зависимости от группы реализуемых товаров. Различная степень покупательского спроса на те или иные товары определяет дифференциацию объемов продажи и прибыли.
       К вспомогательным факторам относятся: условия груда и быта работников предприятия, их социальная защищенность, коммерческая цельность (эффективность заключенных коммерческих сделок на поставку товаром), размер прочей прибыли и прибыли от внереализационных операций, соблюдение хозяйственной дисциплины (нарушение налогового законодательства, несоблюдение методов списания надежных долгов, начисления износа основных фондов и т.д.).
       Если  на внешние факторы предприятие  не может оказывать влияние (их трудно учитывать), то влияние внутренних факторов подлежит тщательному анализу, на основе которого принимают управление решения.
       В условиях рыночной экономики прибыль  играет важную роль, как на макро-, так  и на микроэкономическом уровне.
       1. Получение прибыли является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса выступает рост благосостояния собственников предприятия. Этот рост характеризуется размером текущего и отложенного дохода на вложенный капитал, источником которого служит полученная прибыль. Следует отметить, что при этом, реализуя интересы собственников предприятия, прибыль является также источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива предприятий торговли и общественного питания.
       2. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что даст возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики.
       Кроме того, реализация известного принципа: «Богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» также связана с возрастанием прибыли предприятия, что обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.
       3.  Прибыль предприятия – основа определения показателей эффективности конкретной торговой (производственно-торговой деятельности). Индивидуальный уровень прибыли предприятия в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики.
       Для менеджеров, которые не выступают  в роли собственника предприятия, руководимого ими, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. Для остального персонала прибыльность предприятия служит не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.
       4.  Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли отводится главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях, тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке.
       5.  Прибыль – главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно, и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.
       6. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли состоит, прежде всего, в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ.
       Определенная  социальная роль прибыли выражается в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказании материальной помощи отдельным категориям граждан.
       7. Прибыль – основной защитный механизм, предохраняющий предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия, но при прочих равных условиях предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли.
       Характеризуя  роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользы обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и т.п.
       Как уже отмечалось, прибыль предприятия  характеризуется не только своей  многоаспектной ролью, но и разнообразием  форм, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль» понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной классификации используемых терминов.
 
       1.4. Формирование, распределение и использование прибыли
       В современных условиях предприятие для удержания своих позиций на рынке сбыта своей продукции и обеспечения динамичного развития его производства в условиях конкуренции стремиться к получению максимальной прибыли. В конечном итоге для этого необходимо знание источников формирования прибыли и нахождение методов по лучшему их использованию.
       Существуют  три основных источника получения  прибыли:
       1) источник, образующийся за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Для поддержания этого источника на относительно высоком уровне необходимо постоянное обновление продукта;
       2) источник, связанный непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Величина прибыли в данном случае зависит от:
       - правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
       - создания конкурентоспособных условий продажи своей продукции и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание и т.д.);
       - объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли);
       - структуры снижения издержек производства;
       3) источник, связанный с инновационной деятельностью предприятия (необходимо постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли).
       Получение прибыли играет значительную роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, свидетельствующий об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.
       Финансовое  состояние предприятий – это  характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности),  использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.
       Формирование  прибыли – это регламентируемый нормативно-правовыми актами процесс образования прибыли, который организуется и осуществляется финансовыми органами в целях определения в стоимостном выражении итогов финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.
       На  предприятиях прибыль формируется  как сумма финансовых результатов  по всем видам деятельности предприятия:
       1. Финансовый результат основной (обычной)  деятельности отражает результат  той основной деятельности, которая  зафиксирована в уставе предприятия.
       2. Финансовый результат операционной (финансовой) деятельности отражает  результат финансовой деятельности  и определяется как разность  между операционными доходами  и операционными расходами.
       3. Финансовый результат от внереализационных  операций отражает результаты  внереализационных операций и  определяется как разность между  внереализационными доходами и  внереализационными расходами.
       4. Финансовый результат от действия  чрезвычайных обстоятельств отражает  результат чрезвычайных обстоятельств  и определяется как разность  между чрезвычайными отступлениями  и чрезвычайными расходами.
       При рассмотрении процесса формирования прибыли используются следующие понятия: валовая прибыль; балансовая прибыль; чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к налогообложению и ряд других.
       На величину валовой прибыли непосредственно влияют доходы и расходы от внереализационных операций.
       Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения может  быть не равна прибыли, отраженной в  бухгалтерском учете. В действующем  Законе «О налоге на прибыль» (п.5 ст.1) при реализации предприятиями продукции (работ, услуг) «по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию (работы, услуги), сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости». Такой порядок приводит к уплате налога на прибыль при отсутствии реальных доходов.
       Балансовая (валовая) прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ  и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные  доходы и расоды.
       В механизме формирования балансовой прибыли учитывается прибыль  от всех видов деятельности предприятия. Прежде всего, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, которая является основной частью балансовой прибыли. Во-вторых, в механизм формирования прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе основного  предприятия. А также входит прибыль  от реализации основных фондов и другого  имущества.
       Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валовой прибыли. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными.
       Отдельной составной частью прибыли является прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. У предприятий могут сформировываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к снижению выручки от их реализации. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.
       Прибыль реализации излишних основных фондов равна разнице между продажной ценой и первоначальной (или остаточной) стоимостью фондов, которая увеличивается на соответствующий индекс, законодательно устанавливаемый в зависимости от темпов роста инфляции.
       Последним элементом прибыли являются внереализационные  доходы и расходы, т.е. такие, которые  непосредственно не связаны с  производством и реализацией  продукции (форма № 2): внереализационные доходы; внереализационные расходы; прибыль до налогообложения; налог на прибыль и другие аналогичные обязательные платежи; прибыль (убыток) от обычной деятельности.
       В частности, в составе внереализационных  доходов и расходов учитываются  суммы уплаченных и полученных экономических  санкций (штрафы, пени, неустойки и  др.). В тех случаях, когда суммы  санкций вносятся в бюджет, они  не включаются в состав расходов от внереализационных операций и возмещаются  за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
       Традиционно включаемые в состав внереализационных  доходов и расходов штрафы, пени и неустойки имеют непостоянный характер. При этом штрафы, пени и  неустойки уплаченные могут превышать  полученные. Тогда образуются убытки, сокращающие внереализационную  прибыль. Если же сумма экономических  санкций, полученных данным предприятием, превышает уплаченные, то внереализационные  доходы увеличиваются. Все будет  зависеть от характера деятельности данного предприятия, соблюдения расчетно-платежной  дисциплины, выполнения обязательств по поставкам, платежам в бюджет, поставщикам  и банкам.
       Могут иметь место также и другие внереализационные доходы (расходы), не связанные с производством  и реализацией продукции (работ, услуг).
       Финансовые  результаты хозяйственной деятельности предприятия определяются ежемесячно на основании данных бухгалтерского учета.
       Механизм  воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия  на производство зависит от того, насколько конкретная система распределения, формы и методы ее организации соответствуют объективным потребностям общества, уровню развития производственных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого конкретного работника.
       Одной из наиболее сложных задач политики управления прибылью фирмы является рациональное распределение прибыли. Сложность решения этой задачи заключается в том, что при распределении прибыли должна быть достигнута оптимальность в удовлетворении интересов трех сторон: государства, руководства предприятия и трудового коллектива. При этом государство заинтересовано получить большую часть прибыли в бюджет, руководство стремится направить максимальную сумму на расширенное воспроизводство, а работники предприятия заинтересованы в повышении оплаты труда. Если государство облагает прибыль предприятия слишком высокими ставками налогов, то пропадает стимул дальнейшего развития предприятия. Если руководство решает использовать всю сумму прибыли на материальное стимулирование труда своих работников, то не будет средств для обновления основных фондов, в результате произойдет снижение объемов реализации и, как следствие, - снижение заработной платы и сокращение рабочих мест. Если будет слишком низка доля средств, направляемых на материальное стимулирование, то это отрицательно скажется на производительности труда. Таким образом, на каждом торговом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли.
       Другой  стороной проблемы распределения прибыли  является необходимость учета противоположных  интересов собственников предприятия  – получение высоких текущих  доходов или увеличение их размеров в перспективе.
       Распределение прибыли представляет собой процесс  формирования направлений ее последующего использования в соответствии с  целями и задачами развития предприятия.
       Основной  целью распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с учетом обеспечения реализации стратегии его развития и роста его рыночной стоимости.
       Объектом  распределения выступает налогооблагаемая прибыль.
       Распределение и последующее использование  прибыли базируются на следующих принципах:
       1) прибыль, получаемая в процессе хозяйственной и финансовой деятельности фирмы, распределяется между государством и фирмой как хозяйствующим субъектом и является источником первоначального выполнения обязательств фирмы перед обществом;
       2) прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы, должна прежде сего обеспечивать ее дальнейшее развитие, т.е. направляться на накопление, и только в остальной ее части – на потребление;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.