На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Оценка конкурентной позиции фирмы АМЕГА

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
Институт экономики
Кафедра маркетинга 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовой проект
на тему: «Оценка конкурентной позиции фирмы “АМЕГА”» 
 
 

Выполнила:
студентка 3 курса 2 гр. Тимофеева И.А.
Научный руководитель:
ст. преподаватель Сивкова Н.И 
 
 
 
 
 
 

Кострома 2009
 

Содержание 

1. Характеристика деятельности компании “АМЕГА”
1.1 Знакомство с фирмой
1.2 Структура управления организацией
1.3 Характеристика исследуемой проблемы
2. Теорико-методологические подходы к анализу конкурентной позиции фирмы
2.1 Конкуренция. Понятие, виды, функции
2.2 SWOT- анализ
2.3 Методика проведения SWOT-анализа
3. Рекомендуемые меры по усилению конкурентной позиции компании “АМЕГА”
3.1 SWOT- анализ для компании “АМЕГА”
3.2 Оценка конкурентоспособного положения компании “АМЕГА”
Заключение
Список используемой литературы 

 

Введение 

     Выступая на рынке, фирма обычно сталкивается с соперничеством других фирм, выпускающих и продающих аналогичные товары. Каждая из них, как правило, стремится занять лидирующее положение, продать как можно больше товаров, захватить максимально возможную долю рынка. Именно на этой идее базируется маркетинговая стратегия торговой фирмы.
     Выход товара на рынок всегда связан со вступлением в конкурентную борьбу. В условиях высокой насыщенности и даже перенасыщенности товарных рынков, превышения предложения над спросом каждое предприятие вынуждено вести жёсткую борьбу за предпочтение потребителей. Множество товаров одновременно предлагают одинаковые или различные способы удовлетворения одной и той же потребности покупателя на равных или незначительно отличающихся ценовых условиях. В этой ситуации предпочтение потребителя отдаётся наиболее конкурентоспособному товару, т.е. такому товару, который на единицу своей стоимости (цены) удовлетворяет больше потребностей и на более высоком уровне, чем товар конкурентов.
     Интенсивность конкуренции и формы соперничества зависят от типа рынка, степени его насыщенности, числа и мощности конкурирующих фирм, технологических, финансовых, и торгово-организационных возможностей как самой фирмы, так и её конкурентов.
     Упорядоченная, введённая в определённые законом рамки, справедливая конкуренция встроена в механизм маркетинга.
     Конкурентная борьба- составная часть маркетинговой деятельности. Присутствие конкурента на рынке создаёт элемент состязательности: продавцы борются за право лучше удовлетворить потребности покупателя, сделать его своим постоянным клиентом.
     Конкуренция оживляет рынок, благотворно действует на цены, вызывает к жизни новые формы сервиса, заставляет производителей осуществлять активную инновационную политику. В известном смысле конкуренция- двигатель прогресса. Значение конкуренции для основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и необходимым условием развития предпринимательской деятельности.
     С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке.
     В связи с этим проведение исследования конкуренции - неотъемлемая задача службы маркетинга любой фирмы.
     Актуальность данной темы состоит в том, что с каждым годом конкуренция усиливается и становится всё более жёсткой, поэтому необходимо усиливать конкурентную позицию на рынке бытовой техники.
     Часто у руководства бытует заблуждение - <мы знаем своих конкурентов, нам незачем постоянно отслеживать ситуацию в отрасли:>. Это заблуждение приводит к тому, что предприятие застывает на определенном этапе.
     Из-за того, что конкурентное положение четко не определяется, руководство начинает понимать, что что-то идет не так только после явного снижения объемов продаж. В данной ситуации, как правило, предпринимаются попытки наладить сбыт поиском все новых и новых рынков сбыта для своей продукции, тогда как ее жизненный цикл, например, вследствие развития технологии у конкурентов уже находится на стадии остаточного спроса. Отсюда четко прослеживается необходимость постоянного мониторинга отрасли и комплексного исследования своего конкурентного положения в ней.
     Рынок бытовой техники в России является наиболее развитым розничным направлением, а потому и наиболее конкурентным. По мнению экспертов, в 2007 году его рост составил 20 процентов.
     На самом же деле сейчас уже трудно представить себе нашу жизнь без стиральной машины, холодильника или плиты. И чем эти приборы более функциональны, тем приятней и легче становится работа по дому.
     Главная задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить мероприятия по усилению конкурентной позиции компании “АМЕГА”. Основные задачи:
     - ознакомиться с понятием конкуренция;
     - выявить фактических и потенциальных конкурентов, определить число, вид и размер конкурирующих фирм;
     - оценить конкурентное преимущество фирмы.
     Объектом исследования курсового проекта является компания “АМЕГА”.
     Предметом исследования данной курсовой работы является рынок торговых услуг бытовой техники.
     Целью данной курсовой работы является анализ конкурентной среды торговых фирм бытовой техники. 

 

1. Характеристика деятельности компании “АМЕГА” 

1.1 Знакомство с фирмой 

     ИП Арабаджиев М.В. компания “АМЕГА” специализируется на сбыте крупной и мелкой бытовой техники, продвижении различных брендов на рынок Костромы и Костромской области. Продукция, реализуемая компанией, предназначена для бытового использования, облегчения условий быта. Компания является частной, принадлежит национальному контролю.
     ИП Арабаджиев М.В. компания “АМЕГА” была создана в 1999г. как частное предприятие. Офис компании расположен по адресу: г. Кострома, ул. Петра Щербины, д.8а. Генеральным директором фирмы является М.В. Арабаджиев.
     Компания была создана как филиал в Костроме от Самарской компании “Садко”. Конечно, по началу работы компания имела сравнительно небольшой ассортимент реализуемой продукции, в основном это была крупногабаритная бытовая техника (холодильники, стиральные машины). Это объяснялось выходом фирмы на рынок, её новизной и отсутствием репутации компании.
     Затем, по мере увеличения спроса, компания увеличивает ассортимент, реализуя также различную мелкую бытовую технику (фены, утюги, микроволновые печи, миксеры и др.). Спрос увеличивался по мере продвижения фирмы, её узнаваемостью, признанием клиентов.
     Фирма является оптовой. Закупаемая продукция перепродаётся более мелким торгово-розничным компаниям. Перепродажей фирма занимается в целях получения собственной максимальной прибыли. В Костроме это магазин бытовой техники “М-Видео” (ТРЦ “Коллаж”, Красносельское шоссе, д.1).
     Продукция, реализуемая компанией, является конкурентоспособной не только на рынке Костромы и Костромской области, но и на рынках других городов (в том числе Ярославль, Иваново, Владимир, Москва, Самара и др.).
     С 2001 года руководство компании приняло решение об увеличении объёма продаж и дополнительной реализации мелкой бытовой техники (фены, соковыжималки, кофеварки). В 2005 году, в связи с изменившейся ситуацией на рынке, компания снова увеличивает объёмы продаж бытовой техники. Компания за 9 лет существования в Костроме пережила множество трудностей, связанных с изменением рыночных условий, давлением конкурентов, изменяющихся интересов покупателей, но, несмотря на это, сумела занять свою нишу на рынке.
     С 2002 года в компании организовывается отдел маркетинга. С этого момента начинают проводиться исследования по выявлению продолжительности срока службы бытовой техники, влияние её на здоровье человека. Проводится изучение рынков и каналов сбыта реализуемой продукции, мнения и пожелания потребителей, возможные угрозы для фирмы, а также комплексное изучение конкурентов. Руководство компании в своей деятельности всегда ориентируется на мнение маркетологов и рассматривает все их предложения.
     В настоящее время, несмотря на сложные рыночные условия, в компании идут дальнейшие разработки и продвижение товара. Компания является мобильной и быстро реагирует на изменение конъюнктуры рынка, за счёт эффективности работы отдела маркетинга, рационального действия руководителей и слаженности рабочего персонала.
     Компания не имеет задолженностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
     Основные технико-экономические показатели. Технико-экономические показатели - это система измерителей, характеризующая материальную базу предприятия и комплексное использование ресурсов. Технико-экономические показатели применяются для планирования и анализа организации труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов; для установления прогрессивных технико-экономических норм и нормативов.
     Для компании “АМЕГА” рассмотрим следующий перечень технико-экономических показателей:
     - прибыль;
     - выручка;
     - затраты;
     - рентабельность продаж;
     - численность работников;
     - средняя заработная плата работника;
     - основные фонды;
     - оборотные средства.
     С помощью данных прибыли и затрат найдём выручку: 

     В=П-З                                     (1) 

     для каждого года, где В-выручка, П- прибыль, З-затраты.
     Рентабельность продаж рассчитываем следующим образом: прибыль делим на затраты, т.е.
     Рп=П/З, где Рп- рентабельность продаж.
     Все измерения будем исчислять в тыс. руб. Полученные данные сведём в таблицу, сделаем выводы. 

     Таблица 1 - Таблица результатов
     
Показатели 2005 2006 2007 2007 в % к 2005
Прибыль, т.р. 52616 61677 76488 145,3
Выручка, т.р. 31570 39072 49144 155,6
Затраты, т.р. 21046 22605 27344 130,0
Рентабельность продаж, % 2,5 2,72 2,79 111,6
Численность работников, чел. 15 18 20 133,3
Средняя зар.плата, т.р. 8 11 13 162,5
Основные фонды, т.р. 12050 12506 15964 132,4
Оборотные средства, т.р. 8876 9901 11120 125,2
 
     Из данных таблицы 1.видим, что с каждым годом все показатели растут. Прибыль увеличивается, следовательно, увеличиваются и затраты. Каждый год численность работников растёт, за счёт чего увеличивается выручка от реализации продукции.
     Рентабельность продаж, как видно из таблицы, также увеличивается, предприятие рентабельно, показатель рентабельности довольно неплохой для относительно молодой фирмы.
     Отсюда можем сделать вывод по данным таблицы:
     - фирма развивается достаточно интенсивно;
     - отсутствие застоев компании;
     - перспектива роста фирмы.
     Объём и структура денежной выручки компании. Выручка -- денежные средства, полученные (вырученные) фирмой от продажи товаров и услуг.
     Компания “АМЕГА” специализируется на рынке услуг бытовой техники и осуществляет реализацию товаров: крупногабаритной и мелкой бытовой техники. 

     Таблица 2 - Структура денежной выручки от реализации товара
     
Вид продукции 2005 2006 2007 2005-2007
т.р. % т.р. % т.р. % т.р. %
Крупногабаритная техника 12530 39,6 14578 37,3 27931 56,8 55039 33,7
Мелкая бытовая техника 19040 60,4 24494 62,7 21213 43,2 64747 66,3
Всего 31570 100 39072 100 49144 100 119786 100
 
     Проанализировав табличные данные, мы можем отследить реализацию крупногабаритной бытовой техники, исходя из данных о выручке. Если в 2005 и 2006 годах она отставала от реализации мелкой бытовой техники в среднем на 23 %, то в 2007 году объём её продаж превысил продажи мелкой бытовой техники более, чем на 10%.
     Это можно объяснить более прочным положением фирмы на рынке, хорошей репутацией компании, доверием клиентов, ростом спроса покупателей.
     По собранным данным также можно судить о том, что фирма по объёмам продаж является развивающейся.
     Состав линейных руководителей и выполняемые ими функции. Линейным руководителем компании “АМЕГА” является генеральный директор, коммерческий директор.
     Генеральный директор обладает следующими полномочиями:
     - выбирает руководителей подразделений;
     - устанавливает оклады оплаты труда;
     - распоряжается бюджетом фирмы;
     - в праве увольнять работников по усмотрению.
     Также имеет право принимать определенные решения без согласования с другими руководителями в пределах правил, установленных организацией. 

     Таблица 3 - Основные функции каждого структурного подразделения
     
Должность Задачи, функции
Генеральный директор Решает основные вопросы по управлению компанией, руководит всей системой функционирования и развития фирмы.
Коммерческий директор Решает вопросы системы снабжения и сбыта, занимается разработкой политики увеличения объёма продаж.
Менеджер по персоналу Ведёт подбор кадров, учитывая их опыт, личные и деловые качества.
Отдел снабжения Реализует поставки товара для фирмы.
Бухгалтерия Ведение учёта операций с ценными бумагами, ведение учёта расчётов по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды, составление калькуляций и другие бух. Расчёты.
Планово- экономический отдел Осуществляет работу по планированию, составлению ежемесячных отчётов, анализ деятельности предприятия, оплатой труда.
Менеджер по продажам Заключает договора с клиентами, консультирует по вопросам о реализуемом товаре.
Отдел маркетинга Изучение рынков сбыта , содействие в получении прибыли.
 
     Из данных таблицы видно, что высшим руководящим звеном является генеральный директор, низшим- менеджер по продажам. Поскольку продавцов, как таковых, в фирме не существует, их функции выполняют менеджеры по продажам. Также в управлении фирмой существует несколько структурных подразделений.
     Для того, чтобы лучше понять организацию управления фирмы, рассмотрим её организационную структуру как систему управления фирмой. 

1.2 Структура управления организацией 

     Структура управления фирмы - функциональная.
     Фyнкциoнaльнaя cтpyктypa пpeдпoлaгaeт, что кaждый opгaн yпpaвлeния cпeциaлизиpoвaн нa выпoлнeнии oтдeльныx фyнкций нa вcex ypoвняx yпpaвлeния.
     Выпoлнeниe yкaзaний кaждoгo фyнкциoнaльнoгo opгaнa в пpeдeлax eгo кoмпeтeнции oбязaтeльнo для остальных пoдpaздeлeний. Рeшeния пo oбщим вoпpocaм пpинимaютcя кoллeгиaльнo. Фyнкциoнaльнaя cпeциaлизaция aппapaтa yпpaвлeния знaчитeльнo пoвышaeт eгo эффeктивнocть, тaк кaк вмecтo yнивepcaльныx мeнeджepoв, кoтopыe дoлжны paзбиpaтьcя в выпoлнeнии вcex фyнкций, пoявляeтcя штaб cпeциaлиcтoв. (планово-экономический отдел, отдел снабжения, отдел маркетинга).
     Стpyктypa нaцeлeнa нa выпoлнeниe пocтoяннo пoвтopяющиxcя pyтинныx зaдaч, нe тpeбyющиx oпepaтивнoгo пpинятия peшeний.
     Оcнoвныe пpeимyщecтвa cтpyктypы:
     - выcoкaя кoмпeтeнтнocть cпeциaлиcтoв, oтвeчaющиx зa ocyщecтвлeниe кoнкpeтныx фyнкций;
     - ocвoбoждeниe линeйныx мeнeджepoв oт peшeния мнoгиx cпeциaльныx вoпpocoв;
     - coздaниe ocнoвы для иcпoльзoвaния в paбoтe кoнcyльтaций oпытныx cпeциaлиcтoв, yмeньшeниe пoтpeбнocти в cпeциaлиcтax шиpoкoгo пpoфиля.
     Сyщecтвyют oпpeдeлeнныe нeдocтaтки:
     - тpyднocти пoддepжaния пocтoянныx взaимocвязeй мeждy paзличными фyнкциoнaльными cлyжбaми;
     - длитeльнaя пpoцeдypa пpинятия peшeний;
     - oтcyтcтвиe взaимoпoнимaния и eдинcтвa дeйcтвий мeждy фyнкциoнaльными cлyжбaми;
     - cнижeниe oтвeтcтвeннocти иcпoлнитeлeй зa paбoтy в peзyльтaтe тoгo, чтo кaждый иcпoлнитeль пoлyчaeт yкaзaния oт нecкoлькиx pyкoвoдитeлeй;
     - дyблиpoвaниe и нecoглacoвaннocть yкaзaний и pacпopяжeний, пoлyчaeмыx paбoтникaми, пocкoлькy кaждый фyнкциoнaльный pyкoвoдитeль и cпeциaлизиpoвaннoe пoдpaздeлeниe cтaвят cвoи вoпpocы нa пepвoe мecтo.
     В практике регулирования трудовых отношений и организации труда чрезвычайно важна регламентация трудовой деятельности работников, четкое формализованное описание должностных обязанностей сотрудников и средства обеспечения этих обязанностей.
     Главным инструментом при решении данных задач является Должностная инструкция, представляющая собой локальный организационный документ, в котором определены задачи, функции, основные права, обязанности и ответственность работника при осуществлении им трудовой деятельности согласно должности, занимаемой в соответствии с трудовым договором. Должностная инструкция является неотъемлемой частью трудового договора.
     Задачи должностных инструкций:
     - облегчение адаптации нового сотрудника;
     - установление сферы ответственности и компетентности исполнителя;
     - предоставление исполнителю возможности самоуправления и самоконтроля своей деятельности.
     Целями должностной инструкции являются:
     - создание организационно-правовой основы трудовой деятельности работников;
     - текущая регламентация труда работника.
     Должностная инструкция содержит следующие пункты:
     - Общие положения;
     - Функции, выполняемые сотрудником;
     - Должностные обязанности;
     - Права специалиста;
     - Ответственность специалиста;
     - Служебные взаимоотношения.
     Приведём должностные инструкции Менеджера по продажам, как низшего звена в управлении фирмой.
     Должностная инструкция менеджера по оптовым продажам.
     1. Общие положения.
     1.1 Менеджер по оптовым продажам (далее менеджер по продажам) относится к категории специалистов, принимаемых и увольняемых Генеральным директором по служебной записке Руководителя Торгового отдела. (В данном случае - коммерческий директор).
     1.2 Основной задачей менеджера по продажам является продвижение (продажа) продукции, заявленной в действующих прайс-листах (прейскурантах) фирмы.
     1.3 Менеджер по продажам непосредственно подчиняется Руководителю Торгового отдела.
     1.4 Менеджеру по продажам непосредственно подчиняются торговые представители.
     1.5 В своей деятельности менеджер по продажам руководствуется:
     1.5.1 Действующим Законодательством РФ;
     1.5.2 Уставом фирмы;
     1.5.3 Приказами, внутренними нормативными документами и устными распоряжениями Руководства фирмы;
     1.5.4 Правилами финансовой дисциплины;
     1.5.5 Методическими материалами по специальности.
     1.6 На должность менеджера по продажам назначается лицо с высшим или средним специальным образованием. Для лиц со средним специальным образованием необходим опыт работы по данной специальности не менее одного года.
     1.7 Менеджер по продажам должен владеть вопросами:
     1.7.1 Перспектив развития фирмы, ее финансово-хозяйственной деятельности;
     1.7.2 Организации продаж в масштабах всей фирмы;
     1.7.3 Культуры труда и служебной этики.
     1.8 На время отсутствия менеджера по продажам (нахождение в командировке, в отпуске, по болезни или по другим причинам) установленные Должностной инструкцией обязанности возлагаются на другого менеджера по продажам, назначаемого руководителем Торгового отдела.
     2. Функции:
     2.1 Организация продвижения продукции на своем участке.
     2.2 Руководство торговыми представителями.
     2.3 Оперативное обслуживание клиентов.
     2.4 Ведение дебиторской задолженности клиентов.
     2.5 Ведение графика поставок клиентам.
     2.6 Участие в составлении заявок на закупку товаров.
     3. Должностные обязанности:
     3.1 Ищет клиентов.
     3.2 Знакомится ежедневно с ассортиментом, количеством, сроками реализации и действующими ценами на свободный к продаже товар.
     3.3 Контролирует своевременное погашение дебиторской задолженности клиентов, письменное уведомляет непосредственного Руководителя о каждом случае просроченного платежа с изложением причин задержки.
     3.4 Оформляет заявки на доставку/самовывоз клиентам своего участка, своевременно подает их операторам Торгового отдела.
     3.5 Оформляет договоры, собирает документы к ним.
     3.6 Разрабатывает график инкассации, своевременно подаёт заявки на инкассацию клиентов своего участка старшему оператору Торгового отдела; проводит самостоятельно инкассации, сдает деньги в кассу в установленные Компанией сроки.
     3.7 Руководит торговыми представителями, контролирует надлежащее исполнение ими агентского и трудового договора, а также распоряжений Руководства фирмы.
     3.8 Принимает клиентов.
     3.9 Ведет переговоры в офисе клиента.
     3.10 Выполняет разовые поручения Руководства фирмы.
     4. Права.
     Менеджер по продажам имеет право:
     4.1 Высказывать и выносить на обсуждение конструктивные предложения по оптимизации обслуживания клиентов;
     4.2 Требовать выполнения установленных правил работы с документами строгой отчетности (бланками заказов, накладными, счетами-фактурами, доверенностями и прочими), а также с иными документами;
     4.3 Использовать по служебному назначению функциональные обязанности сотрудников фирмы;
     4.4 Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;
     4.5 Участвовать в разработке агентских договоров;
     4.6 Требовать от Руководства фирмы создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности коммерческой информации фирмы.
     5. Ответственность.
     На менеджера по продажам возлагается ответственность за:
     5.1 Невыполнение плана продаж;
     5.2 Небрежное ведение дебиторской задолженности клиентов;
     5.3 Неточный приём заявок, приведший к возврату;
     5.4 Нецелевое использование системы накопительных скидок;
     5.5 Невыполнение указаний и поручений Руководства фирмы, плана работ;
     5.6 Несоблюдение условий труда работников, находящихся в его подчинении;
     5.7 Нечеткое и несвоевременное выполнение должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией;
     5.8 Несоблюдение ценовой дисциплины;
     5.9 Несоблюдение трудовой и производственной дисциплины.
     6. Служебные взаимоотношения.
     Менеджер по продажам в процессе своей работы взаимодействует с:
     6.1 Руководителем Торгового отдела - по вопросам ценообразования, визирования договоров на отсрочку платежа, проведения тренингов продаж, предоставления необходимых материалов, по вопросам создания необходимых условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности коммерческой информации фирмы, получения отчетов экспедиторов и инкассаторов, а также по вопросам выполнения разовых поручений.
     6.2 Экспедиторами и инкассаторами - по вопросам уточнения заданий и их выполнения.
     6.3 Сотрудниками бухгалтерии - по вопросам ведения дебиторской задолженности.
     6.4 Операторами - по вопросам предоставления карточек клиентов, заявок на доставку.
     В управлении фирмой существует мотивирование, направленное на более активную деятельность сотрудника.
     Мотивация - это побуждение к деятельности совокупностью различных мотивов, создание конкретного состояния личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью человек действует в определенной ситуации.
     В данной фирме мотивацией является премия в денежном выражении. Размер премии зависит от количества реализованной продукции и начисляется по усмотрению Генерального директора.
     Стиль руководства компанией- Демократический.
     Демократический стиль руководства - стиль руководства, при котором руководитель вырабатывает директивы, команды и распоряжения на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц.
     Знакомство с маркетинговой деятельностью фирмы.
     Отдел маркетинга существует в компании с 2002 года. Маркетинговой деятельностью компании занимается 2 сотрудника.
     Отдел маркетинга в компании предполагает работу с рынком ради осуществления сделок, цель которых удовлетворение человеческих потребностей и нужд.
     Цель маркетинговой деятельности - изучение рынков сбыта и содействие в получении прибыли.
     Задачи, выполняемые отделом маркетинга в компании:
     - комплексное изучение рынка;
     - планирование товарного ассортимента и цен;
     - выявление и изучение конкурентов;
     - разработка подходов к действующему положению на рынке.
     К перспективам развития отдела маркетинга относится его привлечение к различным исследованиям в отношении нового товара и к разработке мер по совершенствованию управления.
     В связи с большой конкуренцией, в настоящее время роль службы маркетинга значительно возросла. Сейчас очень важно не просто продать товар, а как можно полнее удовлетворить потребности потребителя в целях повышения спроса и получения максимальной прибыли. Поэтому ещё одной перспективой развития отдела маркетинга является социально ориентированный маркетинг.
     Чтобы наиболее полно понять роль маркетинговой службы компании, приведём её характеристику, сделаем выводы о ней. 

     Таблица 4 - Характеристика службы маркетинга
     
Цель Решаемые задачи Функции
Предоставление максимально широкого выбора Совершенствование товарного ассортимента Управленческая
Достижение максимально возможного уровня дохода Планирование и проведение мероприятий, нацеленных на рыночный сбыт Распределительная
Максимальный рост качества жизни Сбор и анализ информации, полученной в ходе исследований Аналитическая
 
     В настоящее время проведение маркетинговых исследований в компании стало стабильным. В основном они направлены на изучение конкурентов и на изучение рыночной среды.
     Исследования проводят сотрудники компании, без привлечения сторонних организаций.
     Как и любая другая организация, компания “АМЕГА” имеет маркетинговые коммуникации.
     Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководитель получает информацию, необходимую для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до сотрудников организации.
     Компания в основном использует следующие коммуникации:
     - формирование благоприятного общественного мнения о фирме, её продукции;
     - личные контакты, продажи - устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи.
     Такие виды коммуникаций, как реклама и стимулирование сбыта фирмой практически не используются, так как компания осуществляет оптовую перепродажу товаров.
     Компания работает на рынке товаров и услуг, что является конкурентной средой, но, тем не менее, за счёт эффективной и слаженной работы кадров, доля фирмы на рынке увеличивается.
     Состояние организации маркетинговой деятельности фирмы находится на весьма высоком уровне: фирма знает свои сегменты рынка, пожелания потребителей относительно товара (увеличение срока гарантийного обслуживания, продажа товара с подкреплением и т.д.).
     Группы потребителей: продукцию покупают в основном семьи, средний возраст покупателей- 30 лет. Род занятий и стиль жизни которых весьма разнообразный.
     Нам необходимо привести некоторые данные по изучению конкурентов, как одно из основных направлений эффективной работы маркетинга компании “АМЕГА”.
     Для того, чтобы дать сравнительную оценку компании “АМЕГА” против своих конкурентов по основным показателям, рассмотрим её основных конкурентов и перечень показателей. Данные сведём в таблицу, применительно для конкурентов и самой фирмы.
     Основные конкуренты компании “АМЕГА”. Для того, чтобы успешно выступать на рынке, фирма должна знать своих конкурентов.
     Конкуренты- субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности.
     Рассмотрим основных конкурентов компании “АМЕГА”:
     1. г. Ярославль - компания “Технорадо” ул. Советская, 3.
     2. г. Иваново - компания “Кенгуру” ул. Карла Маркса, 121.
     3. г. Владимир - компания “Тензер” ул. Зареченская, 19 а.
     4. г. Москва - компания “Альянс” ул. Кутузовский проспект, 130.
     5. г. Самара - компания “Радуга”, ул. А.Свиридова, 12.
     В связи с тем, что в г. Самара находится главенствующая компания “Садко”, филиалом которой является компания “АМЕГА”, последнего конкурента при анализе конкурентоспособности фирмы, мы учитывать не будем.
     Для того, чтобы более точнее оценить конкурентов, следует провести их оценку по нескольким параметрам.
     Судя по тому, что сильными наиболее сильными конкурентами фирмы из приведённых выше являются- “Технорадо” (г. Ярославль) и “Кенгуру” (г. Иваново) , то их мы и будем рассматривать в качестве основных конкурентов. Рассматривать будем данные за последний год. Полученные данные сведём в таблицу. 

     Таблица 5 - Результаты исследований
     
Характеристика конкурентов Основные конкуренты
Ярославль Иваново
Объем продаж, млн.руб. 180,5 125,5
Занимаемая доля рынка, % 40 31
Уровень цены выше выше
Финансовое положение (рентабельность), % 3,3 2,9
Качество продукции высокое высокое
Привлекательность внешнего вида продукции высокая средняя
Время деятельности предприятия, лет 18 9
 

      Из полученных данных можем сделать вывод о том, что фирма уступает конкурентам по товарообороту, рентабельности и качеству продукции, и, как следствие, меньшая занимаемая доля рынка, что влечёт за собой недостаточно прочное положение на рынке. Но выигрывает в цене и привлекательности внешнего вида продукции, что можно отнести к преимуществам конкуренции со стороны фирмы.
     Отсюда можно проследить необходимость в мероприятиях по продвижению фирмы. 

1.3 Характеристика исследуемой проблемы 

     На данный момент в компании существует проблема, связанная с увеличением числа конкурентов.
     Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной экономики. Фирма должна прилагать все усилия и возможности для повышения потенциала конкурентоспособности. Конкуренция ведёт к снижению уровня спроса, уменьшению доли рынка фирмы, числа потенциальных покупателей, и, в конце концов, может привести к разорению фирмы.
     Все это порождает проблему поиска новых источников повышения конкурентоспособности фирмы. Для выживания в постоянно усложняющейся конкурентной среде фирме необходимы специалисты, способные творчески мыслить и использовать свои знания для решения задач, направленных на повышение конкурентоспособности фирмы. В условиях развитого рынка конкурентоспособность фирмы определяется его готовностью к постоянному и непрерывному инновационному процессу, основанному на использовании существующих и генерации новых знаний.
     Таким образом, решение задачи повышения конкурентоспособности фирмы в условиях ужесточения рыночной среды и постоянно изменяющихся требований экономики требует повышенного внимания к проблеме поиска конкурентных преимуществ и обуславливает актуальность исследования, как разработку методических рекомендаций для улучшения механизмов управления фирмой на основе комплексной оценки потенциала компании.
     Для наиболее полного понимания сути проблемы, следует как можно тщательней изучить конкурентную среду фирмы.
     Так как главная задача деятельности любой фирмы- это получение максимальной прибыли, то руководство компании должно задействовать все возможности компании. 

 

2. Теорико-методологические подходы к анализу конкурентной позиции фирмы 

2.1 Конкуренция. Понятие, функции и виды конкуренции 

     Конкуренция представляет собой механизм соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить максимальную прибыль.
     Она способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой».
     Конкуренция выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
     Конкуренция играет важную, но не однозначную роль. Она стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей, побуждает создание монополий.
     Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде, где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Как экономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитии экономики.
     При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль.
     В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены.
     Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
     Основные условия возникновения конкуренции:
     1. полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя;
     2. полная зависимость товаропроизводителя от конъюнктуры рынка;
     3. противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
     Конкуренция - важнейший элемент рынка, играющий роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижении производственных затрат, в освоении технических новинок и открытий.
     Функции конкуренции:
     1. Функция размещения (аллокационная) - направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности на продукцию и услуги которых имеется спрос.
     2. Инновационная функция - стимулирует внедрение достижений науки и техники, выпуск новых видов продукции и услуг, новых технологий, повышение качества продукции и услуг, и т.д.
     3. Распределительная функция - создает условия для получения доходов и прибыли наиболее успешным предприятиям и приводит к банкротству предприятия, чья продукция и услуги невостребованные.
     4. Контрольная функция - инструмент (средство), которое препятствует возникновению и существованию устойчивой монопольной власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.
     Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой продукции, имеют настолько небольшую часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на цену товара.
     Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция способствует достижению компромисса между продавцами и покупателями. Здесь можно отметить и то, что конкуренция создаёт тождество частных и общественных интересов.
     “Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках остро конкурентной борьбы, одновременно как бы направляемые “невидимой рукой”- способствуют обеспечению государственных, или общественных интересов.
     Конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров и услуг. Она как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить в производство того или иного товара. Предположим, что один продавец затратил на производство какого-нибудь товара больше средств, чем другой. При такой ситуации, когда на рынке установится равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь последний продавец, то есть тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке данного вида товара произойдёт, как уже отмечалось, резкое падение цен, и продавец, затративший на производство много средств, понесёт убытки. Таким образом, конкуренция поддерживает нормальные для всего общества условия производства. Макконнелл отмечает, что “ в условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются”. Из этого следует вывод, что в условиях конкуренции ресурсы распределены эффективно.
     Конкуренция стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства. Так как конкуренция служит уравнительницей цен, то можно сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В настоящее время встречается много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при производстве товаров с применением новой технологии. Следовательно, при развитии конкуренции с каждым годом повышается эффективность производства.
     При противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются.
     И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
     Виды конкуренции. По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.
     Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.
     Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
     По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.
     Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
     Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
     По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
     Совершенная конкуренция - свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
     Монополистическая конкуренция - имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
     Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
     Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
     По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные модели рынка:
     Совершенная (чистая) конкуренция.
     К совершенной (чистой) конкуренции относятся:
     - внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары;
     - межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
     По количеству производителей и покупателей на рынке, типу продукции, возможности контролировать цену, использовать методы неценовой конкуренции, легкости вхождения в отрасль новых фирм можно выделить рынки чистой конкуренции, олигополии, чистой монополии. Последние характеризуются как рынки несовершенной конкуренции.
     Совершенная (чистая) конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.
     Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
     1. на рынке большое количество покупателей и продавцов, каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;
     2. тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;
     3. свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;
     4. наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
     Позитивные явления конкуренции:
     1) снижение издержек;
     2) быстрое внедрение НТП;
     3) гибкое приспособление к спросу;
     4) высокое качество продукции;
     5) препятствие к завышении цен.
     Негативные явления конкуренции:
     1) разорение многих субъектов рыночной экономики;
     2) анархия и кризис производства;
     3) чрезмерная эксплуатация ресурсов;
     4) экологические нарушения.
     Недостатки рынка совершенной конкуренции:
     - в долгосрочном периоде отсутствует экономическая прибыль, как главный источник НТП;
     - способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
     - не может распространяться на производство общественных благ;
     - вытесняется монополиями и олигополистическими структурами.
     Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
     Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
     Основные характеристики монополистической конкуренции:
     1. относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
     2. эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
     3. сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
     Неценовая конкуренция - главное оружие монополистической конкуренции. Особое значение в ней приобретает реклама.
     Проникновение на рынок монополистической конкуренции довольно легкое; достаточно предложить товар со свойствами, которые заинтересуют покупателя.
     Монополистическая конкуренция свойственна реально существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить потребности, активизирует торговлю и производство.
     Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды.
     Спрос в условиях монополистической конкуренции является эластичным по цене, но лишь до определенных пределов. Он намного более эластичен, чем в условиях простой монополии. Выбор оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, аналогичен выбору монополиста.
     Выбор оптимального объема. Если цена меньше средних издержек, то это означает, что перед фирмой стоит задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнить цену продукции со средними переменными издержками. Если цена больше средних переменных издержек, то производить следует, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных. Если же цена меньше средних переменных издержек, то это означает, что необходимо приостановить производство или закрыть фирму.
     На долговременном этапе получение экономической прибыли будет стимулировать вступление на рынок других фирм. Это приведет к следующему:
     - спрос на продукцию существующих фирм уменьшается, так как покупательский спрос распределяется на всех производителей, а число доступных товаров-заменителей увеличивается;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.