На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные функции менеджмента и особенности их реализации на современном предприятияя

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 
 
 

       Управление  в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительные особенности  менеджмента заключаются в том, что он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение  эффективности производства (получение  оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
       Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством, т.е. управление является  более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
       Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения  в условиях АСУ, а также правового обеспечения.
       Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации, банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.
       «Функция» широко распространенное  слово, имеющее  множество различных значений. Функция (лат. functio) – обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
       В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности, в философии – внешнее проявление свойств какого-либо объекта в  данной системе отношений, в биологии – работу, производимую органом, организмом, в математике – зависимость одной переменной от другой.
       В социально-экономических системах понятие «функция» также широко используется применительно к системе  в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам  деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. В своей работе я рассмотрю весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между ними.
       Функция как категория менеджмента характеризует  существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как область проявления сущности менеджмента.
       Менеджмент  как область знаний об управлении социально-экономическими процессами имеет в качестве предмета управленческие отношения между людьми и коллективами с целью их активизации в современной работе для достижения результатов.
       Отношения управления в рыночной экономике  многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических  отношений между людьми, коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.
       Многогранность  социально-экономических проблем, открывшихся  перед российским обществом в  ходе его коренных преобразований, отражает в первую очередь экономические процессы: разнообразие видов собственности и форм их реализации; развитие товарно-денежных отношений; гибкое государственное регулирование экономических процессов; развитие предпринимательства и конкуренции, механизмов мотивации, ответственности и страхования.
       Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности является совокупность функций, взаимосвязанных  управленческим циклом.
       Наиболее  полно сущность менеджмента как  трудовой деятельности отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами.
       Целью данной работы является исследование основных функций менеджмента на предприятии. 

       Поставленная  цель конкретизируется рядом задач:
    рассмотреть теоретические основы функций менеджмента
    рассмотреть практические аспекты функций менеджмента на примере ООО «ИС «КРИСТА».
 
       В качестве объекта исследования в  работе выступает организация ООО «ИС «КРИСТА». В качестве предмета исследования в работе выступают функции менеджмента. Анализ проводился на основании данных отчетности предприятия.
       Практическая  значимость работы заключается в  возможности рассмотрения недостатков  существующей структуры и ее оптимизации. 
 
 

   Глава 1. Природа и состав функций менеджмента. 
 

   1.1. Понятие функций  менеджмента 
 

       В литературе по управлению до сих пор  недостаточно разработана классификация  функций управления по четко определенным признакам. Так называемый функциональный подход к управлению обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, т.к. они обычно частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию или где одна функция заканчивается, а другая начинается .
       Надо  отметить также, что хотя функции  выполняются всеми руководителями, они выполняются неодинаково руководителями разного ранга. Следует также заметить, что руководители независимо от ранга редко выполняют все функции во всей полноте. Другими словами руководитель выполняет только часть функции планирования, часть функции организации и т.д. Поэтому очень важно понять соотношение основных элементов каждой функции в процессе управления.
       Таким образом, категория функций управления является одной из фундаментальных  в теории управления.
       Функции управления - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Невозможно найти один, универсальный принцип классификации функций управления. Правомерные различные принципы разделения одного и того же объема управленческой деятельности происходят не только под влиянием объекта управления, но и под влиянием законов, присущих самому управлению. Автором развернутой классификации функций управления с позиций самого управления был Анри Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль[2, с.60]. 
 
 
 

   1.2. Основные функции  менеджмента 
 
 
 

       Основные  функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования на разных уровнях управления и в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента выделяет сферу (вид) процесса управления по выработке средств воздействия на персонал и методов активизации его деятельности для достижения общих результатов социально-экономической системы.
       На  схеме 1 показан состав и взаимосвязь  современных основных функций управления. Каждый из шести блоков функций представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, предприятием, организацией. В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных между собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции одного блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, уровней управления и объектов. 
 
 
 

   Схема 1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента
 

       Каждая  из основных функций выступает критерием выделения типа функционального менеджмента. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций дает системное представление об управлении любой социальной и социально-экономической системой.
       Основные  функции в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах воздействия и  взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и  появления последствий. Основные функции определяют и приоритетные средства воздействия, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия[1,с.76].
       В табл. 1 по каждой функции приведены средства воздействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, т.к. их состав в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью использования в процессах управления. 
 

   Таблица 1.
   Основные  функции менеджмента и средства воздействия 

Основные  функции Приоритетные средства  воздействия
Целеполагание Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, организация, информация
Стратегополагание Стратегия, тактика, инновация, потенциал, ресурсы, организация, информация
Планирование Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план, информация
Регулирование Закон, регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензии, информация
Организация Процесс, система, структура, технологии, ресурсы, коммуникации, информация, методы
Координация Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость, коммуникации, информация
Мотивация и активизация Потребности, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль, информация
Стимулирование Мотивы, стимулы, методы, рычаги, механизмы, льготы, штрафы, карьера информация
Гуманизация Этика, культура, традиции, образованность, правовое сознание, профессионализм, информация
Корпоративность Ценности, атмосфера, лидерство, убеждения, климат, совместимость, карьера, коммуникации, информация
Контроль Нормы, правила, инструкции, технологии, анализ, информация
Оценка Показатели, критерии, процедуры, экспертиза, информация
 
       Целеполагание как основная функция менеджмента  ориентирует социально-экономическую  систему во времени и пространстве путем постановки путем постановки, определения и формулирования ее целей и целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой продукции (услугах), а также ресурсообеспеченностью и имеющимся потенциалом.
       Цели  – конкретные конечные желаемые результаты, которые стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности. Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получения выгод от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным, цели производственно-хозяйственной системы должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.
       Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояний будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.
       Стратегополагание как основная функция менеджмента  ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей. Процесс формирования стратегии развития производственно-хозяйственной системы (ПХС) показан на схеме 2. 

   Схема 2. Формирование стратегии развития ПХС 

     
 
 
 

Стратегическая
линия поведения 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Если  следовать логике изложенного понятия, стратегией перехода российской экономики  на рыночные отношения выступает  ее кардинальная перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной  на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего развитию производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищенности.
       Основная  задача менеджеров – добиваться реальных конечных результатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее персонала, а также целей управления дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их использовать. Кроме того, постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.
       В то же время цели и стратегии могут  иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу, так и на текущий период. В первом случае учитываются в значительной степени потенциальные возможности организации и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные исходя из фактической ситуации и тенденций ее развития. Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравнивается с потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от фактического характеризует результативность развития менеджмента.
       Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструмент, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды, и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии разрабатывать, каким образом добиться конкурентных преимуществ.
       Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но при коренных поворотах в хозяйственной политике и на текущий период. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разработки стратегии следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий по каждой из сфер деятельности в целом для ПХС. При этом следует учитывать взаимосвязь целей и стратегий, согласованность во времени, соподчиненность. Важное значение при этом отводится использованию критерия, определяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий. В зарубежной литературе по данной проблеме рекомендуются матричные модели.
       На  схеме 3 (Приложение А) приведена схема оценки антикризисной маркетинговой стратегии управления, ее соответствия системе целей, особенностям сильных сторон или конкурентных преимуществ фирмы, состоянию и возможностям развития ее потенциала[1,с.98].
       Планирование  как основная функция менеджмента  представляет виды деятельности по формированию средств воздействия: концепции, прогноза, программы, плана, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы к достижению общих целей. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.
       Концепция – идея, теоретическая и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая или управленческая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию концепции.
       Прогноз – научное предвидение возможного состояния экономики, общества, организации  в будущем. Прогнозы в бизнесе  по сложным социально-экономическим проблемам разрабатываются, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.
       Программа – законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных единой целью и конкретным конечным результатом, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирований целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследований. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой ответственности, координации и регулирования деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом управления.
       В производственно-хозяйственных организациях базовую роль играют маркетинговый  план и бизнес-план как исходные условия и определяющая информация для иных планов (финансового, социального  развития, подготовки кадров).
       Регулирование – вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных закономерностей, тенденций и принципов. В процессе регулирования вырабатываются средства и механизмы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налогам, процентным ставкам, тарифам, валютному курсу) и обеспечивает реагирование на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.
       В сфере влияния менеджера находятся рыночные параметры: спрос, предложение, цена, конкуренция. Расширение сферы влияния рыночных регуляторов обнаруживает объективную необходимость изменения режимов функционирования предприятий, выявления отклонений и поиска средств и возможностей устранения негативной ситуации, в том числе и с помощью государства (например, при банкротстве). Естественно, регулирование как основная функция имеет самостоятельное значение, и ее нельзя рассматривать как составную часть системы государственного регулирования. В производственно-хозяйственной системе регулирование деятельности создает условия для реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Через функцию регулирования обнаруживается непосредственная связь разных видов социального управления.
       Следует также отметить потребность  в  гибком государственном регулировании  в связи с изменением рыночных рычагов, например при изменениях или скачке цен. Вспомним нефтяной кризис 1973 г. и реакцию бизнеса и правительств разных стран на сложившуюся ситуацию. В качестве защиты от резких колебаний рыночной конъюнктуры данная функция предусматривает расширение видов деятельности в области страхования, выявления и мониторинга показателей – индикаторов риска и отслеживания их динамики.
       Содержание  функции регулирования изменяется по уровням менеджмента: чем ниже уровень управления, тем больше усилий требуется для обеспечения непрерывности  производственных и обслуживающих процессов, поддержания движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.
       Организация как основная функция менеджмента  представляет собой вид действий по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. При  реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации к изменениям внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления – это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.
       Содержание  функции организации управления предполагает формирование и обоснование видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности компетенции (т.е. возможностей или границ действий), полномочий (т.е. прав на принятие решений), ответственности (т.е. мер и форм ответственности и санкций за последствия неэффективных решений). На базе этих данных определяются перечень и профессиональный состав персонала, технология управления, система информационного обеспеченья.
       При этом формируются уровни управления и их подразделения (звенья), а также система связей между ними. Звено системы управления представляет обособленный элемент по критерию специализации и интеграции функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий. По таким критериям различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные звенья (планово-экономический отдел), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования систем, среди которых важнейшими выступают целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.
       На  схеме 4 (Приложение Б) показан процесс организации рекламной деятельности по этапам, в качестве которых выступают основные функции менеджмента[2,с.30].
       Координация как основная функция менеджмента  представляет собой  вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью  людей в производственно-хозяйственных организациях. В системах, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.
       В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация  становится основной организующей функцией, т.к. в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.
       Мотивация как основная функция менеджмента  связана с процессом побуждения людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей – интересы людей – мотивы деятельности – действия людей.
       Ощущение  недостатка чего-либо (в чем-либо) является проявлением потребности через  формирование интереса, который рассматривается  как осознанная потребность. Мотив  как побудительная причина, повод  к деятельности непосредственно  связывается с поведением человека для достижения цели. Побудить к деятельности можно, обогатив идеями, мобилизировав волю, знания, определив величину вознаграждения и связав его с результатом деятельности, а также выяснив его ценность для человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.
       В качестве мотивов могут быть названы  причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в коммуникациях и связях, потребность  в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.
       Теория  мотивации представляет специальную  область знаний, которая формировалась последовательно с начала XX в. Модели мотивации поведения людей через их потребности находят широкое использование в зарубежных концепциях и практике менеджмента (теории Маслоу, Мак-Клелланда, Врума, Портера – Лоулера).
       Мотивационный подход к поведенческой деятельности рассматривается как центральная функция менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать на особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов – ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы. Руководители-администраторы ориентированы на должностной рост, склонны к волевым методам и регламентированию деятельности, рациональному стилю руководства. Предприниматели мотивированы на потребность достигать конкретных результатов, решение новых проблем и материализацию новых идей, часто сопряженных с большим риском.
       Мотивация через потребности отражает процесс  их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей сначала должны быть удовлетворены первичные потребности и необходима высокая производственная и управленческая культура.
       Стимулирование  – основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов как способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, и, наоборот, мотивация формируется и реализуется с помощью стимулов, воздействующих на поведение и деятельность коллективов. Так, по отношению к фирме стимулами, активизирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций.
       Наиболее  действенно в настоящее время  экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый  к работнику, - размер заработной платы  и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недействительности экономических в условиях спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России в период реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36раз) между богатыми и бедными.
       Гуманизация как основная функция менеджмента  отражает социальный характер менеджмента  и роль человеческого фактора  как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента.
       В первую очередь Гуманизация отношений  касается этики деятельности, природы  и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, и представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.
       Этика менеджмента проявляется в деятельности фирм, предприятий, организаций, а также менеджеров, специалистов и всего персонала системы. Этика как отрасль знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия  общепринятым разумным нормам. Чаще всего под этическими требованиями подразумеваются правила поведения менеджера, предпринимателя, предъявляемые обществом к его стилю, деятельности, характеру общения с людьми, социальному облику.
       Состав  черт профессиональной этики определяется как кодекс предпринимателя или менеджера. Предполагается, что предприниматель:
      убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества в целом
      исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем
      верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству
      признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества
      уважает себя как личность, а любую другую личность – как себя
      уважает любую собственность, государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы
      доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм
      ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, заботится об экологии
      стремиться к нововведениям
      является гуманистом
 
       Такие черты культурного человека, как  вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения в обществе. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами  формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера. Из всех необходимых и значимых черт этики менеджера следует отметить две важнейшие – порядочность и благородство. Считается, что коллектив ведет себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей.
       Этика бизнеса затрагивает различные  аспекты поведения управленческих работников, менеджеров, касающиеся как  целей, так и средств их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих  неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может действовать неэтично. К случаям неэтичного поведения можно отнести взятки, подделку документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Причиной неэтичного поведения служащих может быть неблагоприятное поведение их руководителей.
       В зарубежной практике в целях соблюдения этичности поведения менеджеров и служащих разрабатываются этические  принципы, кодексы, стандарты, нормативы, создаются комитеты (органы) по этике, проводятся специальные обследования и ревизии, создаются программы обучения этике менеджмента, включающиеся в курсы обучения менеджеров на университетском уровне, что существенно повышает уровень восприимчивости к этическим проблемам.
       Важное  место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуется влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения). Под культурой понимаются вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, ритуалы, нормы поведения, заставляющие человека вести себя соответствующим образом. Культура общества проявляется в уровне культуры отдельных сфер социальной и хозяйственной деятельности.
       Культура  фирмы, ее менеджмента занимает одно из центральных мест в современных  концепциях менеджмента. Например, японские фирмы поощряют коллективный труд и  концентрацию внимания на нуждах потребителей. Эта культура опирается на систему ценностей персонала и поведенческие факторы, строится на честности, взаимном доверии и уважении работников, коллективном характере труда, принятии решений после многочисленных консультаций и достижения консенсуса. Система стимулирования рассчитана на закреплении коллективного характера труда и пожизненный найм, обеспечивающий работнику постоянное продвижение по службе. Важной чертой японского менеджмента является ориентация на постоянный процесс научно-технического, экономического, организационного и социального обновления. Коллектив настраивается на генерирование и восприятие новых идей, органически вплетается в систему менеджмента через процессы стимулирования.
       Американские  модели менеджмента, ориентированного на высокие показатели, опираются на два ключевых стимула: участие персонала в распределении прибыли и переход предприятия в собственность работников. В литературе приводятся примеры попыток применения американскими фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и статистического контроля производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких различий в культуре американских и японских компаний.
       Корпоративность как основная функция менеджмента  включает виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением и совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту. В новых рыночных условиях эта функция будет активно развиваться.
       Контроль  как основная функция менеджмента  объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), анализом информации о процессах и результатах деятельности ПХС, диагностикой и оценкой процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.
       Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции  контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходимы разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опята работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший эффект, чем жесткий контроль и санкции, хотя последнее во многом определяется видом работ, самостоятельностью выполнения и другими ситуационными факторами. Во всяком случае, менеджеры отвечают за эффективность своих решений материально, административно, морально, т.е. престижем и карьерой.
       Функцию контроля исходя из ее роли в процессе управления называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции  обусловлено природой экономической  деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды.
       Оценка  как ключевая функция менеджмента  предшествует, сопутствует и завершает  любой процесс управления. Особое значение в управлении экономикой имеют  оценка прогноза, диагностика, оценка стратегии и тактики деятельности, а также вариантов развития. Оценку связывают с изменением, т.е. определением свойств процесса, объекта, системы в сравнении с эталоном (нормой и базой). Эталон в менеджменте имеет системно-социальный характер и изменяется под влиянием социально-экономического и научно-технического процесса. Обычно выделяют следующие компоненты процесса оценки: объект, субъект, базу оценки, алгоритм, оценочно-измерительные средства. Реализация данной функции связана с развитием квалиметрии – науки об измерении[1,с.50]. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Основные функции менеджмента на примере ООО «ИС «КРИСТА». 
     
     

      Общая характеристика предприятия.
 
 
         Общество с ограниченной ответственностью «Информационные системы «Криста» (ООО «ИС «Криста») основано в феврале 2000 г. и в настоящее время занимает одно из ведущих мест на российском рынке информационных технологий. Основными направлениями деятельности предприятия являются разработка, производство, поставка и обслуживание программного обеспечения для автоматизации процессов управления предприятиями и организациями.
       Выполняя  масштабные задачи, в том числе и государственные заказы, в различных инновационных производственных и непроизводственных сферах, ООО «ИС «Криста» сформировало мощный коллектив профессионалов, способный разрабатывать и внедрять различные проекты, основанные на передовых технологиях. В настоящее время штат предприятия насчитывает свыше 100 сотрудников, из которых более 80 – специалисты с высшим инженерно-техническим или экономическим образованием.
       Основными потребителями продукции ООО  «ИС «Криста» являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также промышленные предприятия России.
       Деятельность  предприятия распространяется на всю  территорию России. Автоматизированные информационные системы, использующие программное обеспечение ООО «ИС «Криста», применяются в 40 регионах РФ и более 600 муниципальных образованиях.
       С 2008г. развивается внешнеэкономическое направление деятельности ООО «ИС «Криста». Предприятие активно ищет партнеров на мировом рынке информационных технологий, а также является членом российских и международных ассоциаций производителей программного обеспечения.
       ООО «ИС «Криста» расположено в г. Рыбинске Ярославской области. Это  один из крупных промышленных, научных, образовательных и культурных центров  в центральном регионе России. Удобное расположение дает предприятию ряд экономических преимуществ. Тесное сотрудничество с Рыбинской Государственной Авиационной Технологической Академией позволяет предприятию улучшать качество профессиональной подготовки выпускников академии, проводя стажировку студентов, магистров и аспирантов, а также оставаться в русле последних достижений в сфере информационных технологий. 
 

    2.2. Реализация основных функций менеджмента в ООО «ИС «Криста». 
     

       Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления.
       Планирование  имеет в виду разумную озабоченность  тем, что может произойти в  будущем, и подготовку мер с целью  предупредить те нежелательные события, которых можно избежать.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.