На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Ответы на госы по менеджменту

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1 Конкурентоспособность турпродукта. Стратегии создания конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность (КСП) турпродукта - это  способность  турпродукта обеспечивать относительно высокую доходность на вложенный  капитал при устойчивом использовании  ресурсов, постоянной ориентации на изменяющийся спрос, сохранении и улучшении позиции  на рынке относительно конкурентов. Конкурентоспособен тот турпродукт, комплекс потребительских и стоимостных  характеристик которого определяет его успех на рынке, то есть его  способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения  к обмену конкурирующих продуктов-аналогов.            Среди критериев, характеризующих  конкурентоспособность турпродукта, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и  организационные (скидок, условия платежа, комплектность поставки, сроки и  условия гарантии и т.д.). От правильности выбора критериев оценки конкурентоспособности  турпродукта зависит и точность самой оценки. При этом критерии должны быть выбраны не на основании  предположений, собственного опыта, а  на основании детального изучения покупательского  спроса, то есть проведения маркетинговых исследований.Факторы конкурентоспособности турпродукта:   1) внешние факторы: институциональные факторы (политические, экономические и правовые), формы и методы государственного регулирования экономических процессов, параметры соотношений совокупного спроса и совокупного предложения, особенности формирования цен на факторы производства; 2) внутренние факторы (определяются требованиями потребителей): цена, качество, гарантийное и сервисное обслуживание.
      В стратегическом менеджменте существуют три стратегии создания конкурентных преимуществ. Первая стратегия - это  лидерство в цене. При данной стратегии  центром внимания фирмы при разработке и производстве продукта являются издержки. Основными источниками создания ценовых преимуществ являются:
    * экономия за счет снижения  издержек на единицу продукции  при росте объема производства;
    * оптимизация внутрифирменных связей, способствующая снижению общефирменных  затрат;
    * оптимизация деятельности фирмы  во времени;
    * географическое размещение деятельности  фирмы, позволяющее добиваться  снижения издержек за счет  использования местных особенностей.
В случае реализации стратегии создания конкурентных преимуществ посредством дифференциации (II) очень важной является концентрация внимания на потребительские приоритеты и интересы покупателя. Ранее говорилось, что стратегия дифференциации предполагает создание продукта по-своему уникального, отличного от продуктов конкурентов. Но важно помнить, что для появления  конкурентного преимущества необходимо, чтобы необычность продукта, его  новизна или уникальность имели  ценность для покупателя. Поэтому  стратегия дифференциации предполагает в качестве исходной точки изучение интересов потребителя. Для этого  необходимо:
    * достаточно четко представить  не просто то, кто является  покупателем, а то, кто принимает  решение по вопросам покупки;
    * изучить потребительские критерии, по которым делается выбор  при покупке товара (цена, функциональные  свойства, гарантии, срок поставки  и т.п.);
    * определить факторы, формирующие  представление покупателя о продукте (источники информации о свойсвах продукта, имидж и т.п.).
Третьей стратегией, которую фирма может  использовать для создания в своем  продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей. В этом случае фирма  создает свой продукт специально для конкретных покупателей. Концентрированное  создание продукта связано с тем, что либо удовлетворяется какая-то необычная потребность определенной группы людей (в этом случае продукт  фирмы очень специализирован), либо же создается специфическая система  доступа к продукту (система продажи  и доставки продукта). Проводя стратегию  концентрированного создания конкурентных преимуществ, фирма может пользоваться одновременно как ценовым привлечением покупателей, так и дифференциацией.
Допвопрос – какие стратегии в большинстве  своем использовали российские предприятия  в условиях финансового кризиса? Ответ: большинство фирм (практически  все) в сложившихся условиях придерживались одной стратегии – выживание, т.е. сохранения тех результатов  деятельности, которые были достигнуты до кризиса. Поскольку для развития и расширения не было соответствующих  возможностей. 
2 Стратегии турфирм. Стратегия концентрированного роста. Возможности проведения.
     Наиболее  распространенные, выверенные практикой  стратегии бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они  отражают четыре различных подхода  к росту фирмы. Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Вторую группу стратегий составляют стратегии интегрированного роста. Третью группу - стратегии диверсифицированного роста.  Четвертую группу составляют стратегии сокращения.
     Итак, в первую группу эталонных  стратегий входят стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. В случае следования этим стратегиям фирма пытается улучшить свой продукт или начать производить новый, не меняя при этом отрасли. Что касается рынка, то фирма ведет поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке либо же перехода на новый рынок.
     Конкретными типами стратегий первой группы являются следующие:
    Стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции. Для реализации этой стратегии требуется большие маркетинговые усилия. Реализация этой стратегии допускает также осуществление так называемой “горизонтальной интеграции”, при которой фирма пытается установить контроль над своими конкурентами;
    Стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
    Стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, предполагает реализовывать на уже освоенном фирмой рынке.
      Допвопрос: Как называются стратегии, которые предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур?
      Ответ: Это стратегии интегрированного роста. Обычно фирма может прибегать к осуществлению таких стратегий, если она находится в сильном бизнесе. 
 

3Современное понятие менеджмента. Требования к менеджеру. Роли менеджера в организации.
    Менеджмент (управление) – это  обязательное управление хозяйственной деятельностью, выступающее как самостоятельный вид профессиональной деятельности. Управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект, с целью изменения его состояния для достижения поставленной цели. Термин «менеджмент» применяется к управлению социально-экономическими процессами на уровне предприятия, действующего в рыночных условиях.
      Основная цель менеджмента состоит  в обеспечении согласованного  и эффективного функционирования  всех внутренних и внешних  элементов организации. В каждой  организации есть свои цели  и задачи, но главными для всех  являются следующие:
      выживание; 2 прибыль;  3 перспективы.
    Поэтому цели менеджмента – это те конечные рубежи, к достижению которых направлена деятельность коллектива. Требования к целям – четкие, гибкие, достижимые.
    Главная задача менеджмента – правильное определение целей деятельности.
    Менеджер  – специально подготовленный профессиональный управляющий, являющийся специалистом в конкретной области, занимающий постоянную управленческую должность, наделенный полномочиями принимать решения, обладающий лидерскими качествами, коммуникабельный, и т.д.
    Допвопрос. Какие типы менеджеров Вы знаете? Менеджер-управляющий, менеджер-дипломат, менеджер-инноватор.
    Какие типы целей менеджмента бывают в  организациях? Экономические (увеличение прибыли, и т.д.) и неэкономические (или социальные; улучшение условий  труда, и т.д.)
К менеджеру  любого уровня предъявляется целый  ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:
наличие знаний и опыта в области управления современной организацией; компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится  организация по виду и характеру  деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию); владение навыками предпринимательства, умение владеть  ситуацией на рынках; умение обосновывать и принимать компетентные решения  в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений; наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать; высокая культура, честность, способность быть образцом во всем; умение анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов; способность и умение управлять ресурсами организации; умение прогнозировать и планировать работу организации; владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации; владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи; умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем; хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция; убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе; уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход; инициативность, целеустремленность; высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость; обаяние, популярность, привлекательность; готовность взять на себя ответственность; решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов; знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым); умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации; умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические  особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной  деятельности и успешно их реализовать. 

     4 Анализ макроокружения  в стратегическом  менеджменте. Компоненты  анализа. Система  отслеживания внешней  среды.
    Окружение бизнеса (внешняя среда) разделяют  на 2 части:
      макросреда, т.е. факторы внешней среды косвенного воздействия;
      микросреда, т.е. факторы внешней среды прямого воздействия.
    Анализ  макроокружения в стратегическом менеджменте  включает изучение влияния таких  компонентов среды как состояние  экономики, правовое регулирование  и управление, политические процессы, социальная и культурная составляющая общества, научно-техническое и технологическое  развитие общества.
    Основными областями анализа макросреды являются экономическая, политическая, социальная и технологическая.
    Стратегический  анализ внешней среды предприятия  – это процесс определения  критически важных факторов среды, влияющих на принятие управленческих решений.
    Таким образом, управляя процессами взаимодействия организации с внешней средой, менеджмент сталкивается с рядом  серьезных проблем. В связи с  этим задачей менеджеров является снижение неопределенности в окружении, путем  развития адаптации организации  к внешней среде.
    Допвопрос: Что представляет собой микросреда?
    Это среда непосредственных контактов  с предприятиями, поэтому ее часто  называют непосредственным окружением. Она включает тех участников рынка, с которыми у предприятия есть прямые отношения. Пример: поставщики, потребители, посредники, акционеры, конкуренты, и т.д. 

    5 (2) Основные этапы развития менеджмента. Причины возникновения стратегического управления.
    Управление, управленческий труд, превращение его  в особый вид деятельности существовало еще в первобытнообщинном  строе. Исследователи истории менеджмента  подчеркивают, что отдельные признаки управления появились в древнейших обществах, где происходила трансформация  высшей касты священников в религиозных  функционеров (1-ая управленческая революция).
    Второй  скачок в развитии менеджмента связан с именем вавилонского правителя  Хаммурапи, разработавшим свод 285 законов  управления государством (2-ая управленческая революция).
    Значительно позже царь Навуходоносор II ввел систему производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах, применяя в частности цветные ярлыки для определения сроков поступления и хранения пряжи. Значительное количество управленческих нововведений имело место в Древнем Риме. Самое знаменитое среди них – система территориального управления, автор Диоклетиан (3-ья управленческая революция).
    Индустриальная  революция XVII – XIX вв. оказала большое влияние на теорию и практику управления. Появилась потребность в талантливых управленцах (4-ая управленческая революция).
    К концу XIX – началу XX вв. появились первые работы, в которых было научное обобщение накопленного опыта и формирование овнов науки менеджмента (5-ая управленческая революция).
    Основателем школы научного менеджмента считается  Фредерик Тейлор.
    Стратегическое  управление возникло на заре развития человеческого общества и было неразрывно связано с историческими этапами  его развития. Способность предусматривать  и оценивать будущие события, строить стратегии поведения  стало решающим фактором развития общества.
    Понятие стратегии восходит к древнегреческим  словам srtatos (войска) и ago (веду). А стратегами в древности называли тех, кто разрабатывал и осуществлял военные операции.
    Допвопрос: Расскажите о работе Тейлора, его  теории.
    Основная  заслуга Тейлора заключается  в утверждении принципов научного управления, к которым относятся:
    А) исследование каждого отдельного вида деятельности; Б) отбор работников для  выполнения определенных операций; В) обеспечение работников необходимыми ресурсами; Г) использование метода стимулирования; и т.д.
    Также он ввел дифференциальную систему оплаты труда (сдельная ставка). 

6 (2) Анализ непосредственного окружения в стратегическом менеджменте: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы; контактные аудитории. 
         Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. К непосредственному окружению относятся:

Покупатели - это отдельные лица и организации, приобретающие товар для личного потребления или перепродажи, государственные и общественные организации, покупатели, находящиеся за пределами страны. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, и т.д.
Поставщики  - это отдельные организации и отдельные лица, которые осуществляют материально-техническое обеспечение производственной и научно-технической деятельности фирмы. Анализ   поставщиков   направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. 
Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:  
- стоимость поставляемого товара; - гарантия качества поставляемого товара; - временной график поставки товаров; - пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара. 
Конкуренты – это те физические или юридические лица,  с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование. Изучение направлено на то, чтобы  выявить слабые и сильные стороны  конкурентов. И на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации. 
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок.

Контактная  аудитория — любая группа, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей. Условно выделяют семь типов контактных аудиторий: финансовые круги, средства массовой информации, контактные аудитории государственных учреждений, гражданские группы действий, местные контактные аудитории, широкая публика, внутренние контактные аудитории (собственные работники предприятия).
Допвопрос:  Без чего не сможет существовать рыночный механизм? Ответ – без конкуренции. Что такое конкуренция? Ответ  – это борьба, соперничество за покупателя, лидирующие позиции на рынке, за более выгодные условия  существования, т.е. минимум затрат, и максимум прибыли.
7 (2) Концепция движущих  сил рыночных отношений.
     Конкуренция — это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка.
     Силы, формирующие конкурентную среду  продукта и его конкурентные возможности, распадаются на пять групп. (по М. Портеру):
     1.конкурентные  силы производителей аналогичной  продукции. представлена внутриотраслевая  конкуренция. 
     2.поставщики  сырья, материалов, комплектующих  изделий и полуфабрикатов. Сила  этой группы на конкурентный  потенциал фирмы состоит в  их способности удерживать производителя  продукта в качестве своего  клиента 
     3.покупатели  продукта. Их конкурентная сила  состоит в способности требовать  наличия определенных потребительских  качеств у продукта, а также  воздействовать на цену продукта  в направлении ее уменьшения.
     4.потенциальные  производители аналогичной продукции.  Их конкурентная сила состоит  в возможности переключения потребителей  на свою продукцию, а также  в возможности отвлечения потенциальных  потребителей продукта.
     5.производители  замещающих продуктов.
     Изучая  состояние конкурентной среды при разработке стратегии продукта, фирма должна анализировать не только структуру и динамику изменения конкурентных сил, но и досконально изучать отдельных конкурентов, чтобы по возможности полно представлять стратегию их конкурирующего продукта. Анализ проводится по двум направлениям:
      устанавливается, что движет конкурентом;
      выясняется, что конкурент делает и может делать.
      Изучение того, что движет конкурентом, концентрируется на двух аспектах его функционирования:
      будущие цели конкурента, определенные для всех уровней управления;
      предположения, которые имеет конкурент относительно себя и отрасли.
 
8 (2).  Сущность и структура стратегического управления: анализ среды; определение миссии и целей; выбор стратегии; выполнение стратегии; оценка реализации стратегии.
     Стратегическое  управление – область управления, предназначением которой является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Под структурой стратегического управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
     Анализ  среды – обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: - макроокружения; - -непосредственного окружения; - -внутренней среды организации.
     Анализ  макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.
      Непосредственное  окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. 
      Анализ  внутренней среды открывает те возможности, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы.
     Миссия придает организации оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом, определяет ее роль и главную функцию в перспективе, ориентированной на потребителя. Цель – конкретное, конечное состояние,  желаемый результат, который стремится добиться коллектив, работая вместе. Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным для чего функционирует фирма и к чему она стремится.
     После того как определены миссия и цели, наступает этап анализа и выбора стратегии. На этом этапе принимается  решение по поводу того, как, какими средствами фирма будет добиваться достижения целей. Ключевые факторы, которые  должны учитываться при выборе стратегии  это:
     -сильные  стороны отрасли и сильные  стороны фирмы;
     -интересы  и готовность высшего руководства  к риску;
     -финансовые  ресурсы фирмы;
     -степень  зависимости от внешней среды  
      Особенность процесса выполнения стратегии состоит в том, что он не является процессом ее реализации, а лишь создает базу для реализации стратегии и достижения фирмой поставленных целей. Основная задача этапа выполнения стратегии состоит в том, чтобы создать необходимые предпосылки для успешной реализации стратегии. Таким образом, выполнение стратегии — это проведение стратегических изменений в организации, переводящих ее в такое состояние, в котором организация будет готова к проведению стратегии в жизнь.
     Оценка  реализации стратегии осуществляется по следующим ступеням: - необходимо удостовериться, что текущие цели предприятия и его задачи точно соответствуют общим желаниям руководства предприятия и его стратегии в целом; - необходимо описать продукт, выпускаемый предприятием, и дать ему оценку соответствия текущему моменту; - менеджер должен точно определить сегменты своих потребителей, а также взять в расчет все потенциальные сегменты рынка, на котором работает предприятие; - выполнение конкретной стратегии и конкретных тактических ходов должно соответствовать ресурсам данного предприятия и успешно осуществляться на каждом этапе. Оценка реализации стратегии неразрывно связана с контролем, основными задачами которого являются: - определение того, что и по каким показателям проверять; - оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями; - выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; - осуществление корректировки, если она необходима и возможна.
     Допвопрос: Какие факторы относятся к внутренней среде организации? – персонал (его квалификация), финансы, технология, маркетинг.  

    9 (2) Анализ среды в стратегическом менеджменте. Срезы внутренней среды. Проведение анализа среды.
    Анализ  внутренней среды в стратегическом менеджменте раскрывает как внутренние возможности, так и слабые стороны  организации. При анализе внутренней среды выделяют следующие переменные: персонал, технологии, материальные ресурсы, НИОКР, местоположение фирмы, менеджмент.
    Анализ  внутренней среды позволяет лучше  уяснить цели организации и более  точно сформулировать ее миссию.
    Срезы внутренней среды проводятся по следующим  функциональным зонам: маркетинг, финансы, менеджмент, производство, инновации.
    Т.о. анализ среды – это исходный процесс  стратегического управления, направленный на выявление угроз и возможностей с которыми может столкнуться  организация, и сильных и слабых сторон которыми обладает организация.
    Допвопрос: Что из себя представляет матрица  первичного стратегического анализа?
    Это матрица SWAT-анализа (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы).
    Перечислив  переменные внутренней среды, вы назвали  персонал, финансы, и т.д. Что конкретно  Вы будете анализировать при изучении этих переменных?
    В категории персонал изучаются квалификация, опыт, потенциал в целом. В категории  финансы – доля собственного капитала, оценка затрат, финансовая устойчивость. 

    10 (2) Миссия туристской организации. Носители интересов. Факторы выработки миссии. Цели формирования миссии.
    Создание  организации обусловлено наличием у персонала общих целей, что  превращает управление организацией в  целенаправленную деятельность. Формулировка миссии может быть получена через  осмысление следующих вопросов: кто  мы? что мы делаем? куда мы движемся? Миссия является более конкретным ориентиром для организации, чем вИдение. Если вИдение – это идеал, который  организация не рассчитывает достичь  в будущем, но допускает приближение  к нему, то миссия по истечению определенного  периода времени должна быть выполнена.
    Миссия  организации – это ее стратегическое устремление, четко выраженный ориентир существования. Она не является конкретной программой, увязанной по срокам, ресурсам и исполнителям.
    Формирование  миссии – это обычное явление  для высокоразвитого бизнеса. Хорошо сформулированная миссия характеризует  то, чем является организация и  какой она стремится быть.
    Таким образом, миссия компании = образ + кредо. Образ направлен на формирование облика компании в представлении  окружающих, а кредо предает фирме  внутреннюю целостность и ориентирует  персонал на достижение организационных  целей.
    Допвопрос: Приведите примеры миссии организации различных сфер деятельности.
    Ювелирно-художественная фирма - Производство и реализация изделий  из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком.
    Миссия  транспортной компании (авиакомпании) - наиболее полное и безопасное обеспечение  одной из фундаментальных свобод человека – свободы передвижения.
    Миссия  гостиницы – обеспечивать качественное, современное, уютное проживание, которое  поможет гостям города лучше оценить  его красоту, культурную и деловую  активность.
    Миссия  турфирмы  - обеспечить качественный отдых каждому туристу, оправдать  его ожидания.
    Что составляет основу образа? В основу образа входит сложившаяся репутация фирмы (текущее достижение) и имидж, которые она хочет обеспечить себе в бизнес среде. 

    11 Вопрос 2. Стили управления в менеджменте: авторитарный, демократический, либеральный.
    Стили руководства – это характеристика способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных. Он отражает методы работы руководителя, взаимоотношения в коллективе, приоритеты, систему ценностей, культуру организации, и т.д.
    Исторически первым и наиболее распространенным является авторитарный стиль. Он основывается на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без всяких объяснений. Руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, выдерживает дистанцию между собой и подчиненными.
    Противоположным стилем является демократический. Этот руководитель пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, избегает навязывать им свою волю, вовлекает в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели, на основе целей организации, и в то же время осуществляет жесткий контроль над ними.
    Суть  либерального стиля управления заключается в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые условия для их работы, определяет ее правила, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функцию эксперта, консультанта. 

12 Вопрос 2. Цели организации. Направления установления целей. Иерархия целей. Цели роста организации. Требования к целям.
    Большинство фирм, терпящих неудачу, не имеют хорошо продуманных и реалистичных целей. Цель – это те конечные рубежи, достижению которых, через выполнение конкретных задач, направлена деятельность коллектива.
    Типы  целей в организации подразделяются на экономические, выраженные в показателях  хоз.деятельности, и неэкономические, к которым относятся улучшения  условий труда (социальные). Все цели разделены на краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные. В каждой организации  есть свои цели, но главными, общими являются:
    выживание; 2) прибыль; 3) перспектива.
    Области целеполагания:
    ресурсы; 2) производительность; 3) потребитель; 4) репутация.
    Требования  к целям: 1) четкие; 2) гибкие; 3) реальные; 4) достижимые. 

    Допвопрос: На какие подгруппы можно подразделить экономические цели организации?
    Экономические цели делятся на количественные –  увеличить долю рынка фирмы на 10% к определенному сроку, и качественные цели – достижение фирмой технологического превосходства в отрасли. 

13 (2) Организационная культура как объект стратегических изменений.
    Организационная культура - это характерная для  данной организации система связей, взаимодействий, и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной деятельности. Культура организации – это мощный стратегический инструмент, позволяющий  ориентировать все подразделения  и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать лояльность и облегчать  общение.
    Корпоративная культура - это так называемый свод писаных и неписаных правил, некий  образ поведения. Корпоративная  культура определяет все – от внешнего вида до образа мыслей. Существует много  факторов, влияющих на культуру организации, за которую прямую ответственность  несет высшее руководство: 1) этические  нормы; 2) воспитание персонала; 3) отношение  к религии; 4) менталитет; 5) традиции; 6) уровень образования; и т.д.
    Культура  организации отражается и на оформлении помещений, общественном статусе и  отношении персонала к карьере. Существуют следующие типы организационной  культуры: культура власти; ролевая  культура; культура задачи (ориентирована  на проект); культура личности.
Допвопрос: Что вы понимаете под управленческой культурой?
Совокупность  типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые  составляют образ его поведения. 

    14 Вопрос 2. Понятие «власть». Сущность основных форм власти.
    Власть – возможности влиять на поведение других. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти. Власть является необходимым условием успешной деятельности организации.
    Существует 5 форм власти:
      власть основанная на принуждении; она ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворения какой-то насущной потребности. Эта форма власти дает временный эффект.
      власть основанная на вознаграждении; здесь имеет место положительное подкрепление воздействия вознаграждения, которое активирует исполнительную деятельность подчиненного.
      экспертная власть; подчиненный убежден что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.
      эталонная власть; основана на личных свойствах руководителя и называется харизма (влияние основанное на свойствах личности руководителя и его способности привлекать сторонников).
      законная власть; исполнитель верит что влияющий имеет право отдавать приказания и что его долг подчиняться им. Он реагирует не на личность, а на должность.
    Допвопрос: Как вы считаете какая из форм власти является наиболее эффективной?
    Власть, основанная на вознаграждении. 

      15 (2) Организационные структуры как объект стратегических изменений
    Организационная структура управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
    Анализ  взаимоотношений между различными должностями показывает, что существует 5 типов организационных структур:
      линейная организация управления. Распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации. Все полномочия – прямые (линейные), идут от высшего звена управления к низшему.
      Функциональная организация управления представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления. В этом случае указания поступают от компетентных специалистов; однако подчиненные не всегда знают как согласовать полученные указания и в какой очередности их выполнять.
      Линейно-функциональное построение организации – это наиболее распространенный подход. Линейное управление подкрепляется специальными вспомогательными службами (штаб). Такую систему называют еще штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя. Среди недостатков линейно-функциональной структуры разногласия между линейными и функциональными служащими.
      Матричная; предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над специальным проектом. Она характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один линейный, другой – руководитель программы, проекта). Такая схема давно применяется в управлении НИОКР.
      Дивизиональное построение организации – это построение с использованием комиссий. Управленческому аппарату оказывается поддержка со стороны постоянных комиссий, что имеет место сегодня в системе здравоохранения. Зачастую комиссия имеет нижестоящую линейную организацию, через которую и осуществляется управление.
Допвопрос: Что подразумевается под НИОКР? Научно-исследовательские и опытно-конструкторские  разработки.
Что значит линейные отношения? Это отношения  между руководителем и его  подчиненными 

16 (2) Функции менеджмента и принципы менеджмента 
Функция менеджмента - это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.        
Каждая  функция менеджмента характеризуется  однородностью содержания и целевой  направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности  и т. д. ) той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.        
В теории и практике менеджмента существуют различные подходы к классификации  функций. В отечественной теории управления различают функции основные (общие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство  авторов в состав общих функций включают: прогнозирование и планирование; организация работы; активизация и стимулирование; координация и регулирование; контроль, учет и анализ.        
Все основные (общие) функции управления выполняются  в каждом подразделении на любом  уровне управления любой социально-экономической  системы.        
Конкретные  функции управления - функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления. К конкретным функциям относятся: производственные функции (технические, технологические, организация труда и т.п.); управление НТП; экономические функции; политические функции.
Специальные Функции Управления
- функции,  состав которых определяется  спецификой деятельности управляемого объекта (из экономического словаря).       
Все рассматриваемые  функции (основные и конкретные) имеют  две общие характеристики: они  обе требуют принятия решений, и  для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.
Допвопрос: назовите четыре основные функции менеджмента  в четкой последовательности, которой  они должны следовать друг за другом? Ответ: планирование, организация, мотивация  и контроль.
    Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений и  принципов присущих только ей. Принципы управления производством, обществом  или личностью опираются как  правило на обобщающий опыт человеческой цивилизации. При смене социально-политических формаций в мире изменяются и совершенствуются методы, формы, техника и сами принципы управления. Принципы управления универсальны, то есть применимы для воздействия  на личность, а также для оптимального управления любым социумом. Роль этих принципов наиболее важна (актуальна) при управлении социальными объектами. Таким образом принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системой. Искусство  управления не может опираться только на интуицию руководителя. Это искусство  основывается на солидной теоретической  базе, накопленной за тысячи лет, то есть на основных принципах менеджмента.
    Допвопрос: Какими принципами управления следует  руководствоваться в ходе решения  задач на предприятиях?
    Во-первых, необходимо определить цель управления, второе – разработать конкретные мероприятия по их достижению, разделить  работу на отдельные ее виды, простимулировать персонал, и оценить полученные результаты. 

17
    (2) Сущность стратегического  и тактического  планирования в  менеджменте. 

    Планирование – это построение плана будущих действий, определение содержания и последовательности шагов, ведущих к намеченной цели. Планирование как функция менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для развития фирмы.
    Стратегическое  планирование заключается в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных результатов. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, основывается на огромных ресурсах. Стратегии определяют то, как будет достигнуто намеченное. Стратегические цели – то, чего организация пытается достичь в рамках сформулированной миссии.
    Тактическое планирование затрагивает конкретные задачи и задания. Охватывает период от 3 до 5 лет; тактическое планирование содержит промежуточные задачи и мероприятия, обеспечивающие решение стратегических задач. 

    Допвопрос: Охарактеризуйте оперативное планирование в менеджменте.
    Оперативное планирование оперирует с количествами, нормами, сроками выполнения и зарплатами. В нем указываются конкретные дела, которые должны быть сделаны  в определенный период времени (до 1 года). 

     18 (2) Коммуникации в управлении. Элементы коммуникационного процесса. Способы коммуникаций.
     Коммуникации – процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение. Процесс коммуникации выглядит следующим образом:
     (сообщение)
      источник           канал            получатель
      обратная связь 

     Базовые элементы в процессе обмена информацией:
    Отправитель – это лицо, которое собирает, отбирает и передает информацию.
    Сообщение – сущность информации, передающейся устно или закодировано с помощью символов.
    Канал, то есть средство передачи информации.
    Получатель – это лицо, которому предназначена информация.
     Коммуникации  могут быть по нисходящей линии, восходящей, неформальной коммуникации и невербальной коммуникации (жесты, мимика). Таким  образом квалифицированный менеджер знает как выбрать наиболее подходящие информационные средства, так как  он понимает что форма коммуникации влияет на характер сообщения.
     Способы коммуникации: устная форма – беседа, групповое сообщение, видеозапись; письменные формы – записки, e-mail, sms, и т.д. 

     Допвопрос: Какова роль информационной службы в  развитии, функционировании современных  предприятий?
     Генри Форд говорил: «Основа успеха в бизнесе  – своевременно полученная, правильно  понятая и умело использованная информация». 

19 (2) Методы управления в менеджменте
     В науке управления принято различать 3 метода управления коллективом:
     1) организационно-распорядительное управление; основано на принуждении. Управляющее  воздействие имеет вид директив, приказов, команд. Поэтому такой  вид называют командно-административным. Такие команды подлежат неукоснительному  и своевременному исполнению  тем, кому они адресованы. Логика  этого вида управления обычно  выражена фразой «приказ начальника  – закон для подчиненного».  Такое распорядительное управление  наиболее характерно для экономики  централизованного (нерыночного)  типа.
     2) экономическое; побуждение выступает  как метод управления, прямоопирающийся  на интересы людей, возбуждающий  экономическую заинтересованность  объекта управления в выполнении  своих обязанностей. Управление  проявляется в форме таких  стимулов-побудителей как зарплата, премирование, разные формы вознаграждения. В условиях действия экономических методов управления централизованное воздействие ослабляется.
     3) социально-психологические; это  методы убеждения морального  и нравственного воздействия  на психологию людей. Эти методы  управления направлены на то, чтобы воздействовать на психологию, совесть, мораль и тем самым  убедить их действовать в соответствии  с просьбами субъекта управления.
     Допровпрос: А какие вы знаете функции управления?
     Планирование, организация, мотивация и контроль. 

20
(2) Развитие теории  мотивации. Сущность  основных теорий.
Мотивация – это сила, побуждающая к действию, т.е. процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций.
Развитие  теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации:
    содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);
    процессуальные теории (Врум и др.);
    теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).
Содержательные  теории мотивации  Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей:  
    физиологические потребности (уровень 1);
    потребность в безопасности (уровень 2);
    социальные потребности (уровень 3);
    потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4);
    потребность в самовыражении (уровень 5).
Теория  Маслоу получила дальнейшее развитие в теориях МакКлелланда и Герцберга.
В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд  вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности. С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего  порядка, поскольку потребности  низших уровней как правило удовлетворены. 
В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие  положения:
    потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
    наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
    для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
    для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Процессуальные  теории мотивации. Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В. Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.
    Теории, основанные на отношении  человека к труду (Макгрегор, Оучи).
   Согласно  теории Макгрегора, подход к мотивации  может быть выбран на основании отношения  человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y. Основные характеристики работника типа X:
    от природы ленив, не хочет работать;
    не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил;
    не инициативен, если к этому его не подталкивать.
Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения.
Основные  характеристики работника типа Y:
    существует естественная потребность в работе;
    стремится к ответственности;
    творческая личность.
Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать.
У. Оучи является основателем теории «А»  и теории «Z». «А» – американская модель менеджмента, где подробно описывается отношение человека к своим обязанностям, к труду, к организации в целом. А также отношение руководства к работнику, его вкладу в развитие предприятия и т.д. И те же самые мотивы поведения рассматриваются в теории  «Z», т.е. на примере Японской модели менеджмента.
Концепция кружков качества  Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:
    активизация поведения человека и его интеллектуальной деятельности в условиях работы в группе людей, а не самостоятельно;
    количественное ограничение числа работников кружка (3-13 человек);
    добровольность вхождения в кружок;
    работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере;
    формулирование задач и проблем как составная часть деятельности производственной группы;
    принцип бездефектного труда («личное клеймо», личная ответственность участка и т. п.);
    соревновательный характер групп;
    наличие системы поощрений;
    политика взаимного обучения, обогащения знаниями.
Допвопрос – В своем ответе вы дали характеристику Теории A и Z  автором которой является У. Оучи. Так в чем конкретно заключаются отличия в этих моделях менеджмента
Ответ: Модели управления людскими ресурсами.
Подход - Человеческий капитал - Малые вложения в обучение. Обучение конкретным навыкам. Формализованная оценка.(американ. Орг); Крупные вложения в обучение. 
Общее обучение. Неформализованная оценка(японск, орг)

Трудовой  рынок - На 1ом месте внешние факторы. Краткосрочный найм. Специализированная лестница продвижения (американ); На 1ом месте внутренние факторы. Долгосрочный найм. Неспециализированная лестница продвижения.(япон)
Преданность организации - Прямые контракты по найму. Внешние стимулы. Индивидуальное рабочее  задания.(американ); Подразумеваемые  контракты. 
Внутренние стимулы. Групповая ориентация в работе. (япон)

21 (2) Стратегии турфирм. Стратегия диверсифицированного роста. 

     Наиболее  распространенные, выверенные практикой  стратегии бизнеса обычно называются базисными или эталонными. Они  отражают четыре различных подхода  к росту фирмы. Первую группу эталонных стратегий составляют так называемые стратегии концентрированного роста. Вторую группу стратегий составляют стратегии интегрированного роста. Третью группу - стратегии диверсифицированного роста.  Четвертую группу составляют стратегии сокращения.
     Итак, стратегии диверсифицированного роста реализуются в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Стратегиями данного типа являются следующие:
     • стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных   возможностей  для   производства   новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке.
     • стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции,  требующей новой технологии,   отличной  от используемой.   При   данной   стратегии   фирма   должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок.
     • стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках. Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное осуществление зависит от многих факторов, в частности от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п. 

     Доп.вопрос: Вы достаточно подробно рассказали о стратегии  диверсифицированного роста, а охарактеризуйте  нам стратегию  сокращения? 

     Ответ: Суть стратегии сокращения заключается в том, что фирма закрывает или продает одно из своих подразделений или бизнесов для того, чтобы осуществить долгосрочное изменение границ ведения бизнеса. Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике. 

22 (2) Динамика продукта. Стратегии создания нового продукта.
Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель  должен определить, сколько времени  просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его  жизненный цикл. Любой товар подобно  живому организму, рождается, живет  и умирает. В жизненном цикле  отражаются изменение роста, вкуса, стиля, влияния технического прогресса. 
Жизненный цикл продукта - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке, то есть включает 4 фазы: 1) выход продукта на рынок; 2) рост; 3) зрелость; 4) уход с рынка.

Первая  фаза выхода продукта на рынок характеризуется  тем, что продукт новый, для него создается рынок. На это требуются большие затраты.
На второй фазе жизненного цикла продукта происходит быстрое расширение продукта на рынке. Покупатель принимает продукт, расширяются продажи, и для фирмы появляется возможность получения прибыли. На второй фазе идет конкурентная борьба за захват покупателей, борьба за долю фирмы на рынке.
Третья  фаза жизненного цикла продукта, называемая фазой зрелости
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.