На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Структура бюджетной системы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

1. Введение
2. Структура бюджетной системы РФ
3. Анализ бюджета и его исполнения
4. Анализ бюджетных показателей как метод бюджетного контроля
5. Статистический анализ формирования и использования бюджетов разных уровней управления
6. Цели и задачи бюджетного анализа
7. Литература 

 

      1. Введение 

     Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
     Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.
     Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации, принципы построения бюджетной системы и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
     Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
     - рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
     - рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
     - исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы.
     Объектом курсовой работы является бюджет РФ и бюджетное устройство.
     Доходы и расходы бюджета, сбалансированность бюджетов.
     Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы РФ:
     - единства бюджетной системы РФ;
     - разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
     - самостоятельности бюджетов;
     - сбалансированности бюджета;
     - эффективности и экономности использования бюджетных средств;
     - общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
     - гласности;
     - достоверности бюджета;
     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. 

 

      2. Структура бюджетной системы РФ 

     Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.
     Показатели доходов и расходов консолидированных бюджетов используются при анализе экономической политики государственной власти и экономического роста территории.
     Поскольку Россия является федеративным государством, то бюджетная система РФ имеет многоуровневую структуру.
     В нашем государстве существует несколько уровней публичной власти - федеральный, региональный и местный, каждый из которых действует самостоятельно в пределах закрепленных за ним полномочий. Для исполнения своих функций каждый уровень государственной власти осуществляет расходы и соответственно должен иметь свои доходные источники, поэтому каждый уровень власти имеет свой собственный бюджет.
     Федеральные органы власти формируют и исполняют федеральный бюджет, из которого финансируются общегосударственные программы. Федеральный бюджет принимается государственной Думой, одобряется Президентом РФ и Советом федерации, за его исполнением следят Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ.
     Хотя бюджеты различного уровня самостоятельны, они не изолированы друг от друга. Между ними происходит передача средств от одного бюджета другому - так называемые межбюджетные трансферты. Межбюджетные отношения отражают структуру взаимоотношений, сложившуюся между федеральными, региональными органами власти и органами местного самоуправления по вопросам распределения доходов, перераспределения средств между бюджетами.
     Важной чертой бюджетной системы бюджетной системы Российской Федерации является ее сильная централизация и то, что роль федерального бюджета в ней очень велика. Это в частности выражается в том, что с его помощью могут финансироваться не только общегосударственные, но и региональные программы, как непосредственно, так и с помощью передачи финансовой помощи бюджетам регионов. 

     3. Анализ бюджета и его исполнения 

     Анализ бюджета включает:
     - общую характеристику методической базы бюджетного планирования (годовой бюджет составляется ежегодно на основе новых расчетов либо имеется периодически корректируемый перспективный финансовый план-прогноз (на 2 года; 3-4 года);
     - основные направления налоговой политики;
     - размеры муниципального имущества и доходы от его использования;
     - образования на перспективу;
     - соответствует ли реальная структура расходов бюджета приоритетам бюджетной политики, изменились ли эти приоритеты по отношению к предшествующему периоду;
     - каков уровень исполнения бюджета по доходам и расходам в предшествующие годы, какие основные проблемы в этой области;
     общий размер бюджета;
     - дефицит бюджета и изменения размера дефицита за последние годы, внутренние и внешние заимствования для покрытия дефицита бюджета;
     - сроки заимствований;
     - муниципальный долг, стоимость обслуживания долга;
     - доходность муниципальных ценных бумаг;
     - общая структура доходной части бюджета (собственные доходы и средства бюджетного регулирования) и местных налогов;
     - способствует ли она росту инвестиционной привлекательности территории;
     - доля налоговых поступлений и какие меры можно рекомендовать для ее повышения; неналоговые поступления;
     - бюджетные доходы на душу населения и их динамика в сравнении со средним по субъекту РФ, федеральному округу и общероссийским уровнями;
     - структура расходов бюджета, ее обоснованность и соответствие приоритетам бюджетной политики, динамика расходов по разделам функциональной бюджетной классификации;
     - социальная направленность бюджета, доля льгот и компенсаций в текущих расходах;
     - в какой степени расходы местного бюджета отражают политику исполнительной власти в управлении муниципальным хозяйством;
     - как изменится стоимость услуг, предоставляемых населению (транспорт, связь, отопление, вода и т.д.) в результате исполнения бюджета;
     - возрастет ли доля расходов населения на оплату транспортных и жилищно-коммунальных услуг;
     Дать характеристику капитальных вложений, инвестиционной политики бюджета (включая бюджет развития, его направленность и долю в общей сумме расходов бюджета).
     Доходы бюджета.
     Предлагается проанализировать временные ряды по каждой из основных статей доходов с целью выявления политики муниципальной администрации в области доходов.
     Прежде всего, следует проанализировать структуру налоговых и неналоговых доходов и выявить тенденции, как в налоговой политике, так и в сборе неналоговых доходов. В части неналоговых доходов следует выделить доходы от муниципального имущества и доходы от предоставления муниципальных услуг.
     При анализе доходной части бюджета следует особо проанализировать взаимоотношения муниципального бюджета с бюджетами более высоких уровней: федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Федерации.
     Далее необходимо сравнить плановые показатели с фактическим исполнением, оценить масштабы расхождений и выявить причины отклонений.
     В области налоговой политики приводится перечень фактически применяемых муниципальных налогов и сборов, налоговые ставки и налоговые льготы. По каждой из статей доходов следует определить плановое, фактическое значение и отклонение фактических доходов от плановых, выявить причины отклонений.
     По основным доходным статьям бюджета необходимо представить оценку масштабов использования неденежных форм расчетов с бюджетом: безденежные взаимозачеты, векселя администрации, векселя других эмитентов и указать, по возможности, оценку потерь бюджета от использования подобных схем.
     Необходимо привести список основных налогоплательщиков и, желательно, указать размеры (доли) их платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
     Необходимо привести суммы недоимки по уплате налогов и привести список основных должников бюджета.
     Целесообразно проанализировать практику предоставления отсрочек/рассрочек по уплате налогов, предоставляемых региональными и муниципальными властями и оценить потери бюджета по этой причине.
     В качестве выводов целесообразно представить предложения по повышению доходов бюджета, в том числе и за счет неналоговых поступлений.
     Расходы бюджета.
     Предлагается проанализировать временные ряды по каждой из основных статей расходов с целью выявления приоритетов бюджетной политики муниципальной администрации в области расходов. Прежде всего, следует проанализировать исполнение бюджета по расходам в целом, а также по приоритетным и защищенным статьям. О приоритетности расходов говорят следующие данные: удельный вес в общей сумме расходов бюджета и его изменение во времени; процент выполнения расходов по данным статьям в сравнении с исполнением бюджета по расходам в целом, исполнение бюджетной статьи преимущественно "живыми деньгами".
     Анализ функционально классификации расходов бюджета необходимо дополнить анализом расходов по отдельным статьям с целью выявления доли бюджета в общих расходах и определения основных факторов, влияющих на величину бюджетных расходов.
     Анализ экономической классификации бюджета и его динамики должен определить масштабы областного (почему областного, если речь идет о МСУ) заказа, что важно для предприятий, оплату труда муниципальных служащих, субсидии и текущие трансферты.
     Анализ ведомственной классификации бюджета, включающей распорядителей и получателей бюджетных средств, показывает, во-первых, проработанность и прозрачность бюджетных расходов, во-вторых, дает информацию о приоритетах бюджетной политики, в-третьих, позволяет оценить рациональность расходов.
     Необходимо привести перечень основных предприятий и организаций: получателей бюджетных средств, перечень муниципальных программ, перечень основных учреждений и организаций, финансируемых преимущественно из местного бюджета.
     Дополнительно следует оценить конкурсность выделения средств из бюджета (наличия положения (положений) о конкурсах, их фактическое применение, результаты конкурсов с точки зрения экономии бюджетных средств).
     Анализ практики разработки и реализации целевых программ заключается в оценке степени целевой направленности бюджета. Следует выявить, насколько целевые программы соответствуют приоритетам бюджетной политики, какова их доля в расходах, каков механизм их финансирования, какова степень их выполнения и каковы их результаты.
     Дефицит/профицит бюджета.
     Предлагается проанализировать временные ряды и выявить тенденции в политике муниципальной администрации в области сбалансированности бюджета. Следует выявить причины образования бюджетного дефицита, его структуру и структуру муниципального долга (кредиты банков, муниципальные облигации, векселя, задолженность бюджету более высокого уровня, др.), попытки решения проблемы дефицита и муниципального долга.
     Одновременно следует проанализировать динамику и структуру кредиторской задолженности муниципального бюджета, выявить причины ее появления, основные тенденции и структурные изменения.
     Оценка бюджета.
     Эксперту на основании анализа предлагается дать оценку по следующим направлениям:
     - в какой степени обеспечивается полнота, реальность, гласность и самостоятельность бюджета;
     - бюджет "потребительский" или "производительный" (наличие доходных инвестиционных проектов, способствующих экономическому развитию территории);
     - основные проблемы местного бюджета;
     - выравнивание доходов муниципальных образований; максимально возможное сокращение встречных финансовых потоков;
     - компенсация местным бюджетам в случае увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти;
     - повышение заинтересованности органов местного самоуправления в
     - увеличении собственных доходов местных бюджетов; меры, принимаемые местной администрацией по возмещению из бюджета вышестоящего уровня уменьшения доходов или увеличения расходов местного бюджета, обусловленных решениями федеральных органов власти или субъекта Федерации в процессе исполнения бюджета.
     В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.
     Цели бюджетного анализа:
     - оценка конечных результатов составления и исполнения бюджета;
     - обоснование финансово-бюджетной политики правительства и администраций территорий;
     - обоснование параметров показателей при формировании бюджетов;
     - выявление факторов и причин, оказавших влияние на невыполнение плановых показателей бюджета;
     - обоснование принятия и проверка выполнения постановлений и решений органов власти в сфере управления;
     - выявление резервов при составлении и исполнении бюджета;
     - обеспечение полного, своевременного и стабильного выполнения плана мобилизации в бюджет доходов;
     - обеспечение полного и своевременного выполнения плана финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете;
     - выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств, приводящих к нерациональному, нецелевому и неэффективному использованию бюджетных ассигнований;
     - определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов;
     - выявление недостатков в работе финансовых органов в ходе составления и исполнения бюджета и подготовка предложений по их устранению;
     - совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.
     Кроме перечисленных выше общих для всех бюджетов задач, анализ территориальных бюджетов позволяет:
     - определить уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;
     - определить уровень устойчивости территориального бюджета;
     - выявить факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;
     - определить приемлемость и справедливость с точки зрения населения проводимой местной администрацией бюджетной политики.
     Следует отметить, что в современной практике работы финансовых органов применяется главным образом анализ исполнения бюджетных показателей. Вопросы же, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости, еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.
     Для проведения анализа бюджета используются определенные методы и инструментарий.
     Наиболее простой метод -- сравнение, когда бюджетные показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за предыдущий период необходимо добиться их сопоставимости, т. е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.
     Следующий метод -- группировки, когда показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаружить тенденции развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторы, влияющие на изменение показателей.
     Метод цепных постановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.
     В качестве инструментария для бюджетного анализа могут использоваться бюджетные коэффициенты -- относительные показатели финансового состояния территории, которые выражают отношения одних абсолютных бюджетных показателей к другим.
     Бюджетные коэффициенты могут использоваться для сравнения показателей финансового состояния конкретной территории с аналогичными показателями других территорий, для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния территории.
     Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам.
     Горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели бюджета с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
     Вертикальный анализ, в результате которого определяется структура бюджета, доля отдельных бюджетных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
     Трендовый анализ, который проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей. В ходе этого анализа сравниваются плановые или отчетные показатели за ряд лет. На основе ретроспективного анализа возможно прогнозирование бюджетных показателей на будущее;
     Факторный анализ, суть которого заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели (например, влияние на величину показателей расходов на социально-культурные мероприятия таких факторов, как численность контингента бюджетных учреждений, период функционирования этих учреждений, уровень цен, индексы инфляции и т. д.);
     В ходе аналитической работы могут использоваться абсолютные показатели доходной и расходной частей бюджета, относительные показатели -- бюджетные коэффициенты (бюджетной автономии, обеспеченности собственными доходами, соотношения собственных и регулирующих доходов и др.); выявляться тенденции развития бюджетных показателей, количественные и качественные стороны влияния отдельных факторов на процесс формирования и исполнения бюджета.
     В качестве примера бюджетного анализа приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета.
     Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных, детерминированных бюджетных расходов. Минимальные бюджетные расходы -- понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах Российской Федерации. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения. Это бюджетные средства, направляемые на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджете и предоставляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.
     Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:
     - абсолютно устойчивым;
     - нормальным;
     - неустойчивым;
     - кризисным.
     Для анализа бюджета в качестве инструментария могут использоваться бюджетные коэффициенты. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий. Такие коэффициенты могут быть использованы в качестве нормативов (критериев) состояния бюджета. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку, и т.д.
     Анализ составления бюджета включает следующие направления исследований:
     - анализ финансового состояния отраслей сферы материального производства;
     - анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;
     - анализ показателей сводного финансового баланса;
     - анализ доходной части проекта бюджета по источникам доходов;
     - анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.
     Анализ исполнения бюджета включает:
     - анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам и отраслям хозяйства;
     - анализ исполнения плана расходов по направлениям финансирования и отраслям производственной и непроизводственной сферы;
     - анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;
     - анализ кассового исполнения бюджета.
     Проведение комплексного анализа бюджета позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления. 

     4. Анализ бюджетных показателей как метод бюджетного контроля 

     Бюджетный контроль - составная часть финансово-экономического контроля и рассматривается как совокупность мероприятий, проводимых государственными органами по проверке законности, целесообразности и эффективности действий в образовании, распределении и использовании денежных фондов РФ, субъектов Федерации и местных органов самоуправления, выявлении резервов увеличения доходных поступлений в бюджет и улучшении бюджетно-налоговой дисциплины. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость бюджетного контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в обеспечении процесса формирования и эффективного использования денежных средств.
     Вопросы, связанные с исполнением бюджета, контролируются Кабинетом министров республики и исполнительными комитетами Советов народных депутатов, главами администраций регионов, городов при обсуждении этих вопросов на заседаниях и через соответствующие местные органы, на которых возложены контрольные функции.
     Ведущая роль в осуществлении бюджетного контроля как по масштабам охвата объектов контроля, так и по количеству контролируемых показателей принадлежит Министерству финансов республики и его местным органам. Правовой основой указанного контроля является утвержденное постановлением Кабинета министров "Положение о Министерстве финансов РТ".
     Одним из методов проведения бюджетного контроля является анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает.
     Важнейший элемент бюджетного процесса - экономический анализ бюджетных показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса: при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.
     Анализ проводится на всех этапах бюджетного процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении, исполнении и составлении отчета об исполнении бюджета.
     На стадии исполнения бюджета в процессе финансирования из бюджета плановых мероприятий и аккумуляции доходов бюджета проводится анализ оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета и выполнении основных плановых показателей. На основе этих данных корректируются назначения по бюджетным учреждениям, выявляются недостатки в выполнении обязательств перед бюджетом.
     На стадии составления отчета об исполнении бюджета финорганами анализируются отчеты министерств, ведомств, управлений, отделов, предприятий, организаций и учреждений. По результатам анализа с учетом материалов проведенных ранее ревизий и проверок вносятся предложения, направленные на устранение выделенных недостатков и мобилизацию внутрихозяйственных резервов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.