На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организационная структура систем с управлением. Системный взгляд на организацию

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 

    Специфические методы исследования систем управления
     Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.
     Специфические методы исследования отражают специфику  объекта исследования, его предмет и задачи.
     Наиболее  важными из них являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социометрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитационного моделирования.
     Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. При этом определенность проблемы характеризуют: ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зрелость, возможность относительного отграничения от других проблем (признаки целостности).
     Существует  минимальная, частичная и максимальная определенность. Каждая из них предполагает свой набор методов исследования.
     Методы изучения документов.
     Проблемы  управления можно исследовать посредством  изучения документов. Всякое управление связано с движением информации, которая фиксируется в документах. Для исследователя это богатый материал. Только необходимо обработать его по заранее составленной схеме.
     Эффективность исследования по документам зависит  от состава документов, их содержания, формы и информационной классификации. К сожалению, очень часто бывает, что для получения наиболее ценных, или даже просто надежных результатов исследокапия, не хватает информации, потому что система документации не предусматривает использование ее в целях исследования.
     В тех фирмах, где исследованию управления уделяется серьезное внимание, и исследование проводится регулярно, систему информационного обеспечения управления ориентируют не только на решение текущих проблем, но и на исследование управления. Это выражается в разработке соответствующих форм фиксирования информации, регулирование ее объемов, структуры, сохранение по потребностям проведения исследования.
     Методы социологических  исследований управления.
     В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.
     Социологические исследования бывают разнообразными —  наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя.
     Весьма  широко используется в исследовании систем управления и метод экспертных оценок. Многие проблемы управления только этими методами и можно исследовать. Например, проблемы тенденций развития, качество управления, угрозы и преимущества и пр.
     Метод экспериментирования "деловая игра"
     Одним из эффективных методов исследования управления является также метод  экспериментирования. Он заключается  в создании необходимых для исследования условий деятельности и установлении на этой основе факторов, причин, свойств тех или иных явлений, в учете их в последующей деятельности.
     Но  использование этого метода имеет  ряд серьезных ограничений. Исследование управления — это изучение деятельности человека, с которым следует экспериментировать очень осторожно и совершенно открыто. Виды эксперимента должны соответствовать нормам этики, и масштабы эксперимента могут быть ограниченными. Существуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента. Не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления.
     В управлении могут быть эксперименты по распределению функций управления, системам мотивирования производительности, формам повышения квалификации персонала и т.д.
     При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновывать масштабы его проведения, цели, методическое и информационное обеспечение, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет качество эксперимента.
     Как уже указывалось, одним из методов  исследования является деловая игра. Принято считать, что деловая игра — это способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности.
     Однако  можно назвать и еще одну функцию  деловой игры — это функция исследования посредством управленческого эксперимента. Действительно, деловая игра может быть не только методом обучения, но и методом исследования управления.
     В подтверждение этой мысли можно  дать описание деловой игры, которая наиболее ярко характеризует именно эту ее функцию.
     Группу  персонала управления разбиваем  на четыре подгруппы. Каждой из подгрупп даем определенные роли управленческой деятельности. Это роли государственных служащих, профсоюзных работников, предпринимателей, менеджеров. В подгруппах должны осознать эти роли в виде совокупности интересов профессиональной деятельности, согласованных с интересами общества и индивидуума. Уже само обсуждение этих интересов дает много исследовательской информации. Можно дисциплинировать обсуждение специальной программой проблематики в виде комплекса поставленных вопросов. Например, как можно реализовывать эти интересы, как решать проблемы их столкновения, конфликтные ситуации, почему различны интересы, в каких случаях они сближаются и когда расходятся до предела?
     Далее задается ситуация состояния экономики  и общественного развития в виде совокупности параметров: увеличение инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др. Можно выбирать различные варианты таких параметров. Все зависит от целей деловой игры как средства обучения или как средства экспериментального исследования.
     Затем всем подгруппам участников выдается одинаковый набор управленческих решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо, руководствуясь лишь интересами подгруппы (предприниматель, менеджер, государственный служащий, работник), выбрать по 5 решений, наиболее приемлемых в данной предложенной ситуации.
     На  следующем этапе предлагается представить  эти решения для общего обсуждения. Конечно, возникает противоречие решений, ибо интересы различны, и это определяет разные пути решения проблемы. Но условия игры — поиск компромиссов посредством перебора решений, взаимных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель деловой игры может вводить в действие дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.
     Такая деловая игра является не только средством  обучения, но и экспериментальным исследованием. В процессе ее проведения, не только единичного, но главным образом систематического, можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.
     Практика  убеждает в эффективности такого экспериментирования. Можно ставить подобный эксперимент не только для общеэкономических проблем и широких масштабов управления. Можно таким образом исследовать проблемы фирмы. Сформировать группы акционеров, менеджеров фирмы, инженерно-технического персонала, работников и провести эту ролевую игру-исследование по проблематике стратегии фирмы, антикризисного управления, конкуренции, научно-технического прогресса, социального развития.
     Главное заключается в том, что экспериментирование не чуждо исследованию управления и эксперимент может быть весьма эффективным методом объяснения неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тенденций развития в этой области.
     Методы тестирования.
     Особым  методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным является метод тестирования.
     Существует  множество определений теста. Тест — это удовлетворяющая критериям  исследования эмпирико-аналитическая процедура. Очень общее определение. Но есть определения и более конкретные. Например: тест — это система высказываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений между людьми, их свойств, признаков и количественных параметров.
     Но  можно сформулировать более точное определение теста относительно проблем исследования управления. Тест — это метод изучения глубинных  процессов деятельности человека, посредством  его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.
     Ошибочно  бытует представление, что тестирование используется главным образом в  изучении психологических проблем. Действительно, в психологии тестирование является наиболее эффективным методом  изучения человека. Но сфера использования  тестирования не ограничивается только психологической проблематикой.
     Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста.
     Тест  включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные (типа "согласен" — "не согласен" или шкалированные (типа "совершенно верно", "верно", "скорее верно, чем неверно", "трудно сказать", "скорее неверно, чем верно", "неверно", "совсем неверно"). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.
     Конструкция теста должна предполагать возможность  обработки его результатов по определенным статистическим программам.
     Каждый  тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.
     Существуют правила формулировки высказываний. Они включают следующие положения.
     а) высказывания должны быть короткими, не более одного придаточного предложения;
     б) понятны для всех без исключения исследуемых (респондентов);
     в) в высказываниях не должно быть намека на правильный, одобряемый  или ожидаемый ответ;
     г) структурированные ответы по каждому из высказываний желательно иметь с одним и тем же числом альтернатив (не менее 5 и не более 11);
     д) тест не может состоять целиком из предложений, в которых высказываются только позитивные или только негативные суждения;
     е) в каждом высказывании теста следует утверждать что-нибудь одно.
     При составлении теста необходимо учитывать  его основные характеристики.
     Надежность  — одна из главных и важнейших  характеристик. Ее связывают с точностью, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.
     Существуют  приемы проверки надежности тестов. Они  включают повторное тестирование, параллельное тестирование, прием раздельного коррелирования (внутренняя корреляция высказываний), использование дисперсионного анализа, факторный анализ.
     Валидность  тестов — способность отражать и  измерять то, что оно должен отражать и измерять по замыслу, целям. Это относится не только к самому тесту, но и к процедуре его проведения. Валидность теста может быть проверена посредством сравнительной оценки результатов, полученных другими методами, или экспериментом формирования различных групп тестируемых, можно проверить валидность по содержанию теста, проанализировав каждое его высказывание.
     В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования  ресурсов (в частности, важнейшего из них — времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.
     Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления.
     В исследовании управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из "человеческого фактора", отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов.
     Экспертиза  — это мнение, идея, решение или  оценка, основанные на реализации ценного опыта специалиста, глубоких знаниях предмета исследования и технологиях качественного анализа.
     Экспертиза  бывает индивидуальная и групповая. При групповой экспертизе большое значение имеют подбор группы экспертов и методология итоговой обработки результатов ее работы.
     Заключение  экспертов представляет собой документ, в котором фиксируется ход исследования и его итоги. При этом выводы и мнения экспертов могут иметь как категоричную ("да", "нет"), так и вероятностную (в виде предположения, ранжирования, коэффициента предпочтительности и пр.) форму.
     В организации работы экспертов необходимо придерживаться следующих принципов.
     1. Идеи, мнения и оценки должны  укладываться в заранее подготовленную схему. Это позволяет делать их обобщение, сравнение, выделение существенного и пр. Такая схема не должна сковывать мысль и ограничивать фантазию. Схема может допускать и предполагать возможность ее модификации и дополнения.
     2. Обработку экспертных заключений  необходимо осуществлять не только в количественном обобщении, но и посредством качественного анализа, выделяя главное, существенное, важное, актуальное, оригинальное, новое и пр. Заключение экспертов может быть предметом экспертизы второго этапа.
     3. Эксперты должны быть независимыми, т.е. освобождены от каких-либо организационных или концептуальных, а также психологических ограничений. В этом случае лучшим образом реализуются их опыт, знания, интуиция.
     4. Работа экспертной группы должна  быть целенаправленной. Понимание, зачем и почему проводится экспертиза, является важным элементом ее проведения. Во многих случаях необходима специальная подготовка экспертов, которая играет роль мобилизации усилий и интеллекта.
     5. Существуют различные формы организации  работы экспертной группы: либо каждый эксперт делает экспертизу индивидуально, потом результаты суммируются и систематизируются, либо эксперты работают коллективно, взаимодействуя друг с другом.
     6. Возможна параллельная и многоэтапная  работа нескольких экспертных групп. Сопоставление экспертиз дает важную информацию.
     Особой  разновидностью экспертного метода, пользующейся большой популярностью, является оригинальный метод SWOT-анализа. Он получил такое название по первым буквам четырех английских слов, которые в русском переводе означают: Сильные и Слабые стороны, Возможности и Угрозы.
     Эта методология может использоваться в качестве универсальной. Особый эффект она имеет при исследовании процессов в социально-экономической системе, которой присуща динамичность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития.
     По  методологии этого анализа проводится распределение факторов, характеризующих предмет исследования по этим четырем составляющим с учетом принадлежности этого фактора к классу внешних или внутренних факторов.
     В результате появляется картина соотношения  сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей, которая подсказывает, как следует изменить ситуацию, чтобы иметь успех развития.
     Распределение факторов по этим квадрантам или секторам матриц не всегда является легким делом. Бывает, что один и тот же фактор одновременно характеризует и сильные, и слабые стороны предмета. Кроме того, факторы действуют ситуативно. В одной ситуации они выглядят достоинством, в другой — недостатком. Иногда они бывают несоизмеримыми по своей значимости. Эти обстоятельства можно и необходимо учитывать.
     Один  и тот же фактор можно размещать  в нескольких квадрантах, если трудно однозначно определить его место. Это  не скажется отрицательно на исследовании. Ведь суть метода заключается в том, чтобы идентифицировать факторы, разместить их таким образом, чтобы их концентрация подсказала пути решения проблемы, чтобы они стали управляемыми.
     В каждом квадранте факторы не обязательно  должны обладать одинаковым весом, но они должны быть представлены в полной своей совокупности.
     Заполненная матрица показывает реальное положение  дел, состояние проблемы и характер ситуации. Это первый этап SWOT-анализа.
     На  втором этапе необходимо провести сравнительный  анализ сильных сторон и благоприятных возможностей, который должен показать, как использовать сильные стороны. Вместе с тем надо проанализировать и слабые стороны относительно существующих опасностей. Такой анализ покажет, насколько вероятен кризис. Ведь опасность увеличивается, когда она возникает в условиях ослабленности, когда слабые стороны не дают возможность препятствовать опасности.
     Конечно, весьма полезно сделать сравнительный  анализ сильных сторон и существующих опасностей. Ведь сильные стороны можно плохо использовать при предотвращении кризиса, сильные стороны надо видеть не только относительно благоприятных возможностей, но и относительно опасностей.
     В исследовании систем управления предметом  этого метода могут быть различные проблемы развития управления. Например, эффективность, персонал, стиль, распределение функций, структура системы управления, механизм управления, мотивация, профессионализм, информационное обеспечение, коммуникации и организационное поведение и пр.
     Использование специально подготовленных и отобранных экспертов или внутренних консультантов  позволяет повысить эффективность  этого метода.
     Существует  множество модификаций метода SWOT-анализа. Наиболее интересны из них метод  разработки и анализ целей.
     Известно, что цель управления является решающим фактором успеха, эффективности, стратегии  и развития. Без цели невозможно разработать план или программу. Но это касается не только цели управления, но и цели исследования. Ведь сформулировать корректно эту цель тоже бывает нелегко. Программа исследования, использования методов его проведения зависят от цели.
     Цель  должна разрабатываться по критериям  Достижимости, Конкретности, Оцениваемости (измеримости), с учетом Места и Времени. Эти критерии отражают английские слова — Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Timed, в сокращенном названии это SMART. Так и называется этот метод.
     Метод предполагает последовательную оценку целей по совокупности критериев, расположенных  в матричной форме. Вот набор  сопоставимых факторов,   отражающих   характеристики   цели:   труднодостижима-легкодостижима, высокие затраты — низкие затраты, имеет поддержку персонала — не имеет поддержки персонала, имеет приоритеты — не имеет приоритетов, требует много времени — требует мало времени, имеет широкое влияние — имеет ограниченное влияние, ориентирована на высокие технологии - ориентирована на низкие (обычные) технологии, связана с новой организацией управления — не связана с новой организацией управления.
     На  следующем этапе составляется матрица определения проблем. Для достижения цели необходимо решить ряд проблем. Но для этого их надо сначала определить.
     Распределение проблем осуществляется по следующим  критериям: существующая ситуация, желаемая ситуация, возможность достижения цели. Эти критерии характеризуют горизонталь матрицы. По вертикали рассматривают следующие критерии: определение проблемы, оценивание проблемы (количественные параметры), организация решения (кто, где, когда), затраты на решение проблемы.
     Такая матрица позволяет составить план исследований.
     Метод исследования взаимодействия факторов.
     В исследовании управления, которое предназначено  для согласования совместной деятельности людей, обеспечения интеграции деятельности, большую роль играет метод изучения взаимодействия факторов, определяющих поведение объектов, характер ситуаций, содержание проблем.
     Это один из известных и важных методов. Любая проблема или ситуация может  быть представлена в совокупности факторов ее проявления и существования. Все факторы существуют не каждый в отдельности. Они находятся во взаимодействии, которое и раскрывает суть проблемы и подсказывает ее решение. Но не всегда эти взаимодействия заметны, понятны, структурированы и ранжированы в сознании исследователя. Поэтому и необходимо определить состав и характер взаимодействий. На этом основан метод.
     Его использование заключается в  следующем. Необходимы четкое выделение факторов по определенным критериям и четкость в понимании взаимодействия. Далее на этой основе строится матрица взаимодействий, которая должна показать картину существующих и возможных взаимодействий между различными факторами. Эти взаимодействия можно ранжировать по группам: взаимодействия существенные, несущественные, желательные, нежелательные, устойчивые, неустойчивые. Возможны другая градация взаимодействий и количественная оценка их важности.
     Составленная  таким образом матрица может  показать существующую картину, новые  грани проблемы, возможные пути ее решения. Во многих случаях этот метод  может быть весьма эффективным в исследовании управления.
     В системах управления таким методом  можно исследовать взаимодействия функций и звеньев системы управления, факторов повышения эффективности или инновационного развития, взаимодействия ограничений в осуществлении стратегии, неформальные взаимодействия в процессах управления и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Организационная структура систем с управлением. Системный взгляд на организацию

     Под управлением в самом общем  виде будем понимать процесс формирования целенаправленного поведения системы посредством информационных воздействий, вырабатываемых человеком или устройством. Часто для обозначения управляющих воздействий используется понятие “руководство”. Руководство — это управление чужой работой в организационных, социальных, экономических системах.
     К системам с управлением относятся  технические, биологические, организационные, социальные и экономические системы. Экономическая система (экономический  объект) — система, которая реализует  преобразование природных ресурсов в блага общества (в товарный продукт).
     Системы с управлением включает три подсистемы:
     управляющую систему (УС),
     объект  управления (OУ)
     систему связи (СС).
     Рис. Система с управлением
     УС  совместно с системой связи образует систему управления (СУ). СУ=УС+СС
     Система управления — (то есть то, что управляет) — совокупность процессов управления и персонала, их реализующего с помощью определенных средств (в том числе средств автоматизации и связи) и на основе определенных правил и процедур.
     Процесс управления — часть бизнес-процесса, объединяющая функции (работы) реализующие  управление достижением цели.
     Основным  элементом организационно-технических  СУ является лицо, принимающее решение (ЛПР) — индивидуум или группа индивидуумов, имеющих право принимать окончательные решения по выбору одного из нескольких управляющих воздействий.
     Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация — множество {xi}, включающее командную  информацию {u} и канал обратной связи, по которой передается информация о состоянии ОУ — множество выходной информации {y}.
     Множества переменных обозначают: {n} — воздействие  окружающей среды (помехи) и {w} — показатели, характеризующие качество и эффективность  функционирования ОУ. Эти показатели являются подмножеством {y}.
     Объект  управления (то есть то, чем управляют) — совокупность управляемых процессов, персонала, их реализующего с помощью  определенных средств (в том числе  средств автоматизации и связи) и на основе определенных правил и  процедур.
     Управляемый процесс — процесс реализации (достижения) цели — часть бизнес-процесса, объединяющая работы по преобразованию или перемещению предмета труда.
     Бизнес-процесс  — устойчивый процесс (последовательность работ), соотнесенный с отдельным  видом производственной деятельности предприятия и обычно ориентированный на создание новой стоимости; иерархия взаимосвязанных функциональных действий, реализующих одну из целей системы, например выпуск продукции или ресурсное обеспечение выпуска (под продукцией понимают товары, услуги, документы).
     Один  из наиболее распространенных взглядов на организацию - системный взгляд. Он позволяет находить в человеческой организации много общего со значительным классом явлений. Справедливости ради, стоит сказать, что его чрезмерная абстрактность выражает не столько закономерности реальных процессов, сколько правила построения абстрактных моделей. Тем не менее, системному мышлению нельзя отказать в организующем влиянии на работу исследователя. Рассмотрим некоторые положения теории систем в приложении к организациям.
       Общая теория систем - это не  столько научная теория в традиционном  смысле слова, сколько комплекс  методологических подходов к  обширному классу объектов, объединенных  названием "сложные системы" (Шрейдер Ю.А., Шаров А.А., 1982). Сложность здесь означает не огромное количество составляющих систему компонентов, а сложную организацию изучаемого объекта, многообразие взаимодействий между ее компонентами. Полезно различение теоретико-множественного и системного подходов. Ведущей для первого подхода является идея множества как "многого, мыслимого как целое". Она привлекательна тем, что низводит сущность целого к сущности элементов множества. В системном подходе центр тяжести лежит в схватывании особой сущности "целого, мыслимого как многое", в выделении особых целостных свойств, позволяющих считать некоторую структуру не конгломератом разрозненных частей, а именно системой. Системный анализ опирается на построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Системный подход ориентирует исследователей на раскрытие целостности объекта, на выявления многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.