На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Веротерпимость в России

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Веротерпимость в  России (исторический экскурс) 
 

                 

Многообразие вероисповеданий  стало одной из исторических особенностей России - гигантского Востоко-Запада, территорию которого населяли сотни  народов. Каждое столетие привносило в  духовную жизнь страны новые религиозные  течения. В современной России сосуществуют уже около 70 конфессий. Проблема веротерпимости — терпимого отношения к той  или иной религии, допущения государством свободы вероисповедания — стала  императивом современности. С исторической точки зрения интересно проанализировать процесс осознания российским обществом  необходимости толерантного подхода  к религиозному вопросу, эволюцию политики государства к признанию веротерпимости.
Религия древних  славян 
Дохристианские верования - представления о трехчастной  структуре мироздания – небо, земля, преисподняя, управляемых верховными богами Перуном, Велесом, Сварогом 

VII - VIII вв 
В русских землях приверженцы ИСЛАМА появились в 7–8 вв. во время расширения Арабского  халифата. С земель Северного Кавказа  и Дагестана распространился  по Волге, став государственной религией Золотой Орды, Казанского и Астраханского  ханств, а позже и народов Сибири и Приуралья. В Российской империи  центром ислама была Казань.  

X век 
Крещение Руси. В  средние века Русь, приняв византийский вариант христианства, еще длительное время оставалась под влиянием языческих  воззрений, которые своеобразно  включались в православное вероучение. Спустя столетия православие стало  доминирующей конфессией страны, что  не произошло с исламом и иудаизмом.  

XVIIв. 

Иван IV  
В средние века оформилась антикатолическая государственная идеологема, гласящая, что нет более опасного и постоянного врага, чем католический Запад. Антикатолические настроения, вероятно, возникли еще в XIII в., когда святой благоверный князь Александр Невский геройски победил германских рыцарей-латинян на Чудском озере и предпочел покориться монголам. 

Характерная черта  средневековья — отрицание принципа веротерпимости — позже получила законодательное оформление. Приоритет  государственной власти над церковной  и определение статуса Православной церкви как государственной религии  получили правовое закрепление в  Соборном уложении. (1649 г.) 

Церковный раскол, который  позволил царской власти установить контроль над церковью под предлогом  защиты «правой» веры. На церковном  соборе 1654 г. все противники реформы  патриарха Никона были отлучены от церкви, а церковным собором 1667 г. сторонники старой веры объявлены еретиками. Тем самым старообрядцы автоматически  подпадали под действие Уложения 1649 г., которое устанавливало жестокие наказания, вплоть до смертной казни, за преступления против православной веры.  

XVII-XVIIвв. 

Петр I 
Появляются первые католические храмы. Создают католические приходы во всех крупных городах  империи. В обществе перестали смотреть на католиков как на некрещеных и  требовать перекрещивания их при  переходе в православие; с разрешения Константинопольского патриарха перестали  требовать перекрещивания и от протестантов. Стали позволительны браки православных с иноверцами.  

Петр 1 создал государственную  систему управления церковью, упразднил  патриаршество и ввел Синод. Запрещалось  строительство новых монастырей, пресеклось развитие национальных архитектурных  стилей, летописания и иконописи.  

XVIIIв. 

Елизавета Петровна 
Действия против раскольников стали более жесткими 

Религиозная нетерпимость коснулась и мусульман. В 1744 Указ Сената и Синода запрещал строительство  новых мечетей и требовал разборки мечетей, построенных ранее в  деревнях, где одновременно с мусульманами проживали православные и новокрещеные.
XVIIIв. 

Петр III 
Поворот к веротерпимости в политике государства произошел 29 января 1762 года, когда был объявлен именной указ Петра III о веротерпимости или о равенстве вероисповеданий. Всем раскольникам, бежавшим от преследований  в Польшу и другие страны, законом  было разрешено вернуться в Россию, поселиться в Сибири, Барабинской  степи или в других подобных местах и жить по своим обычаям и старопечатным  книгам. Раскольникам, содержавшимся  под караулом, предписывалось немедленное  освобождение. Запрещалось гонение  на инородцев на почве религиозных  разногласий.  

XVIIIв. 

Екатерина II  
Отказывается от полной русификации татар 

В 1773 г. Святейший  Синод выпустил эдикт «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных  домов, представляя все сие светским начальствам».  

По приглашению  русского правительства начинается массовое переселение немецких колонистов - протестантов-лютеран, меннонитов, католиков.  

Но вместе с тем, сохраняется черта оседлости  для лиц иудейского вероисповедания. 

XVIII-XIXвв. 

Павел I 
7 марта 1797 года  издал указ о свободе культов,  в т.ч.  общин старообрядцев,  была разрешена свободная деятельность  старообрядческой церкви; раскольникам  возвратили отобранные у них  старинные церковные книги, разрешалось  строить церкви во всех епархиях.  

«Жалованна грамота  Калмыцкому Ламе Собину Бакши о свободном  отправлении всех духовных обрядов  калмыков».  

Правительством принимаются  меры против распространения влияния  католической церкви среди «исповедующих  другие христианские законы» и притеснений  со стороны римско-католических священников  и помещиков православных крестьян или перешедших в православие  крестьян-униатов.
XIXв. 

Александр I 
Утвердил «Положение для евреев», гарантировавшее им, «наравне с другими российскими  подданными», свободу вероисповедания, образования детей, право покупки  незаселенных земель, заведения фабрик, «промыслов и торговли» и устанавливавшее  черту оседлости в западных губерниях  России.
XIXв. 

Николай I  
Возобновлена репрессивная политика в отношении религиозных  меньшинств. В губерниях были созданы  губернские комитеты о раскольниках — полицейские органы для борьбы со старообрядчеством.
XIXв. 

Александр II  
Ужесточил политику в отношении «сектантских» объединений 

Правительство вмешивалось  во внутренние дела различных конфессий, строго регламентировало их структуру  и деятельность 

Все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская  церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» — духоборы, иконоборцы, молокане, иудействующие, скопцы). 

Считалось особым видом  преступления против веры — отвлечение и совращение из православия в  другую веру, воспрепятствование воспитанию детей в православной или иной христианской вере, распространение  ересей и расколов и др.  

Деятельность по распространению материалистических, атеистических взглядов подвергалась уголовному преследованию.
XX-XXIвв. 
Февральская революция 1917 г.  упразднила самодержавие, лишив  Православную церковь ее многовековой опоры, отменила «сословные, вероисповедные и национальные ограничения».  

Первые декреты  советской власти коренным образом  изменили положение Православной церкви и других религиозных организаций. Были национализированы все монастырские и церковные земли, отменены все  национально-религиозные привилегии и ограничения, переведены все учебные  заведения в ведение Комиссариата по народному просвещению, передана регистрация актов гражданского состояния государственным органам  и церковный брак лишен юридической  силы.  

Декрет «Об отделении  церкви от государства и школы  от церкви» (от 23.1.1918) каждому гражданину предоставлял право исповедовать любую  религию или не исповедовать никакой.  

Церковь отделялась от государства, упразднялись все прежние  формы союза церкви и государства. 

Конституция 1936 г. запретила  религиозную пропаганду, оставив  верующим лишь право на «свободу отправления  религиозных культов».  

И все же по переписи 1937 половина населения страны (из 98,4 млн. – 42,2 млн. чел.) назвала себя верующими.  

Но с 1943 г. в Православной церкви было восстановлено патриаршество. Через два года религиозные организации  получили статус юридического лица, им было разрешено строительство, покупка  собственности для церковных  нужд.  

Конституция СССР 1977 года подтверждала принцип отделения  церкви от государства и школы  — от церкви (статья 52) 

В 1990 г. Верховный  совет СССР принял закон «О свободе  совести и религиозных организациях», а Верховный совет РСФСР утвердил закон «О свободе вероисповеданий». Эти законы расширяли права и  свободы в области религиозных  отношений. 

Конституцией 1993 года. Российская Федерация является светским государством, ни одна из религий не является государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом. Граждане равны в своих  правах и свободах, независимо от отношения  к религии. Каждому гражданину гарантируется  свобода совести и свобода  вероисповедания.  

Закон «О свободе  совести и религиозных объединениях», принятом Государственной думой 19.09.1997. Закон подтверждает право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждениям. Исходя из светского характера государства, одновременно провозглашается принцип уважения христианства ислама, буддизма, иудаизма и других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, но при этом подчеркивается особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры.  

В 1943 создано Духовное управление мусульман Средней Азии и Казахстана, однако с течением времени гонения на религию вообще и мусульман в частности привели  к появлению в 1990-е движения ваххабитов. Они выступили за очищение ислама от «новшеств», призвав к созданию отдельной исламской территории в России, на которой бы верующие жили по законам шариата и не подчинялись  российским властям 

Типичные черты  русского национального характера
и их отражение в  русских пословицах и поговорках 
 

Сун Яньвэй, Даляньский политехнический университет (Китай) 

Национальный характер – это совокупность наиболее значимых определяющих черт этноса и нации, по которым можно отличить представителей одной нации от другой. В китайской  пословице говорится: “Какова земля  и река, таков характер человека”. У каждого народа свой особенный  характер. О тайнах русской души, о русском национальном характере  много сказано и написано. И  это не случайно, потому что Россия, имея долгую историю, переживая много  страданий, перемен, занимая особенное  географическое положение, вобрав в  себя черты и западной, и восточной цивилизаций, вправе быть объектом пристального внимания и целевого изучения. Особенно сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, когда в связи с произошедшими глубокими изменениями в России, интерес к ней все более возрастает. Характер народа и судьба страны находятся в тесной взаимосвязи, испытывают влияние друг на друга на всем историческом пути, поэтому заметен возросший интерес к национальному характеру русского народа. Как говорит русская пословица: “Посеешь характер, пожнешь судьбу”.
Национальный характер отражается как в художественной литературе, философии публицистике, искусстве, так и в языке. Ибо язык – зеркало культуры, в нем отображен не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира. Поэтому язык должен изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народа, говорящего на данном языке. Пословицы и поговорки – это отражение народной мудрости, в них хранится представление народа о самом себе и поэтому тайны русского национального характера можно попробовать постигнуть через русские пословицы и поговорки.
Ограничивая объем  статьи, автор не претендует перечислить  все черты русского народа, а только останавливается на типичных положительных  чертах.  

Трудолюбие, одаренность. 

Русский человек  одарен и трудолюбив. Он обладает множеством талантов и способностей практически  во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой  труженик, созидатель и творец, обогатил мир великими достижениями культуры. Трудно перечислить хотя бы малую  часть того, что стало достоянием самой России. В русских пословицах и поговорках эта черта находит  отражение: “Счастье и труд рядом  живут”, “Без труда не вытащишь и  рыбку из пруда”, “Терпение и  труд все перетрут”, “Бог труды  любит”. Русский народ очень ценит  труд: “Золото познается в огне, а человек в труде”, “Талант  без труда не стоит и гроша”. Русский фольклор говорит и о  существовании трудоголиков: “Скучен  день до вечера, коли делать нечего”, “Без дела жить – только небо коптить”, “Не та забота, что много работы, а та забота, как ее нет”. Трудовой люд не завистлив: “Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда”.
В пословицах осуждают ленивых: “Долго спать, с долгом встать”, “Кто поздно встает, у того хлеба  недостает”. И одновременно хвалят трудолюбивых: “Кто рано встает, тому бог дает”.
Только честный  заработок ценился народом: “Легко добыто, легко и прожито”, “Даровой рубль дешев, нажитой дорог”. И в воспитании молодых предпочтение отдавалось труду: “Не учи безделью, а учи рукоделью”. 

Свободолюбие 

К числу основных, глубинных свойств русского народа относится свободолюбие. История  России – это история борьбы русского народа за свою свободу и независимость. Для русского народа свобода превыше  всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость, свобода в  проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность  проявления человеком своей воли на основе осознания закона. Например, пословицы: “Хоть тяжелая доля, да все своя воля”, “Своя воля дороже всего”, “Вольность всего дороже”, “Воля птичке дороже золотой клетки”, “Что хочу, то и ворочу”, “Своя рука владыка” – говорят о стремлении к свободолюбию.  

Сила воли, мужество и смелость 

Обладая свободолюбивым характером, русский народ многократно  одерживал победу над захватчиками и добивался больших успехов  в мирном строительстве. В пословицах находят отражение черты русских  воинов: “Лучше смерть в бою, чем  позор в строю”, “Либо полковник, либо покойник”. Эти же черты проявляются  и в жизни мирных людей. “Кто не рискует, тот не пьет шампанского” – о том, что русский народ  любит рисковать. “Либо пан, либо пропал” – о решимости предпринять  что-либо, рискнуть, несмотря на возможный  провал, гибель. Близки по значению и  пословицы: “Или грудь в крестах, или голова в кустах”, “Либо в  стремя ногой, либо в пень головой”, “Либо рыбку съесть, либо на мель сесть”.
Пословица “Волков  бояться – в лес не ходить”  говорит о том, что нечего и  браться за дело, если страшиться предстоящих  трудностей. А смелому всегда сопутствует удача: “Удача – спутник смелого”, “Кто смел, тот и съел”. 

Доброта 

Характерные черты  русских людей – это доброта, гуманность, склонность к покаянию, сердечность и душевная мягкость. Многие пословицы и поговорки  иллюстрируют эти черты: “Доброму бог  помогает”, “С добрым жить хорошо”, “Делать добро спеши”, “Доброе дело и в воде не тает”, “Жизнь дана на добрые дела”, “Добро век не забудется”, “Тому тяжело, кто помнит зло”. К доброму человеку справедливо относится судьба: “Злому – смерть, а доброму – воскресение”. Однако слишком смирного пословицы осуждают: “Его разве только ленивый не бьет”, “Смирную собаку и кочет бьет”. 

Терпение и стойкость 

Это, пожалуй, одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая буквально  легендарной. Русские обладают, кажется, безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности.
Не трудно найти  отражение этой черты в русских  пословицах и поговорках: “Терпение  – лучше спасенья”, “Терпение  даст умение”, “На хотенье есть терпение”, “Век живи, век надейся”.
Русский народ терпелив и вынослив, упорен и стоек, не падающий духом от неудач и верящий в  свои силы. Об этом говорят пословицы: “Терпи горе, пей мед”, “Час терпеть, а век жить”, “Терпя, в люди выходят”, “Поживи в рабах, авось, будешь и в господах”, “Бог даст день, даст и пищу”.  

Гостеприимство, щедрость и широта натуры 

Русское гостеприимство общеизвестно: “Хоть не богат, а  гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение: “Коли есть, что  в печи, все на стол мечи!”, “Гостю щей не жалей, а погуще налей”.
Русские люди встречают  гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется  в России до сих пор. Хлеб-соль –  это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание  гостю добра, и благополучия: “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”. Без  хлеба нет жизни, нет истинного  русского стола. Об этом говорят русские  пословицы: “Хлеб всему голова”, “Хлеб на стол, так и стол – престол”, “Плох обед, коли хлеба нет”, “Хлеб – дар божий, отец, кормилец”, “Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай”. И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека: “Без соли, без хлеба худая беседа”, “Без хлеба – смерть, без соли смех”. 

Отзывчивость 

Отличительной чертой русского народа является его отзывчивость, умение понимать другого человека, чуткое отношение к чужому душевному  состоянию, способность интегрироваться  с культурой других народов, уважать  ее. Удивительная этническая терпимость, а также исключительная способность  к сопереживанию, умение понимать и  принимать другие народы позволили  русской нации создать невиданную в истории империю. И эта черта  отражается в народных пословицах и  поговорках: “Кто нас помнит, того и  мы помянем”, “За добро добром платят”. По мнению Вл. Соловьева, “истинное единство народов есть не однородность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого”. Такие свойства русского человека, как гуманизм, доброжелательность в отношении других народов, гостеприимство, самопожертвование, альтруизм порождают социально более глубокие свойства, такие, как интернационализм, взаимное уважение людей, их национальных обычаев, культуры.
Особое внимание русские уделяют отношению к  соседям: “Худое дело обидеть соседа”, “Жить в соседах – быть в  беседах”, “Близкий сосед лучше  дальней родни”, “Межи да грани  – ссоры да брани”. 

Религиозность 

Одной из глубинных  черт русского характера является религиозность. Религиозное мировоззрение сыграло  важную роль в формировании как нации  в целом, так и русской личности в отдельности. Эта характерная  глубинная черта русской национальной личности отражается с древнейших времен в фольклоре, в пословицах: “Жить  – Богу служить”, “Сильна божья  рука”, “Божья рука – владыка”, “Никто не может, так Бог поможет”, “С Богом  пойдешь, до блага дойдешь” – эти  пословицы говорят о том, что  Бог всемогущий, и помогает верующим во всем. В представлении верующих Бог – идеал совершенства, он и милосерден, и бескорыстен, и  мудр: “У Бога милости много”, “Бог на милость не убог”, “Друг обо друге, а Бог обо всех”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”. У Бога щедрая душа, он рад принимать любого человека, который обращается к нему, его любовь неизмеримо велика: “Кто к Богу, к тому и Бог”, “Любящих и Бог любит”, “Бог полюбит, так не погубит”, “Кто добро творит, тому Бог отплатит”.
Анализируя русский  фольклор, мы пришли к выводу, что  пословица – это не просто изречение. Она выражает мнение народа. В ней  заключены народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение  становилось пословицей, а только то, которое согласовывалось с  образом жизни и с мыслями  множества людей. Такие изречения  существуют тысячелетия, переходя из века в век. Пословицы справедливо  считают сгустками народной мудрости, т.е. тем самым народным опытом, который  хранится в языке и передается из поколения в поколение. Анализ русского национального характера  на основе пословиц является новым  подходом к изучению этого вопроса. 

Литература:
1. Вьюнов Ю.А. “Слово  о русских”. М.,2002.
2. Воробьев В.В.  “Лингвокультурологическая парадигма  личности”. М.1996.
3. Даль В.И. “Пословицы  русского народа”. М.,2000.
4. Соловьев В.М.  “Тайны русской души”. М.,2001
5. Верещагин Е.М.  Костомаров В.Г. “Язык и культура”. M,1990.
6. Тер-Минасова С.Г. “Язык и межкультурная коммуникация”. М.,2000. 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР И МЕНТАЛИТЕТ: 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ  РУССКО-ЕВРОПЕЙСКОГО РАЗЛИЧЕНИЯ 
 

Национальный характер, как один из вариантов внешнего проявления феномена менталитета, рассматривается  как «исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения  и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре» [1, 190–191]. В национальном характере тесно  переплетаются элементы сознания, идеологии, нравственной культуры, поведения и  общественной психики. Отношение к  окружающему миру характеризует  направленность национального сознания людей. К данной группе черт национального  характера относятся такие черты, как консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм и другие, основанные на внутренних глубинно-психических социально-культурных установках менталитета 

Русский национальный характер, по расхожему утверждению, наиболее ярко проявляется в бытовых  особенностях, в повседневном стиле  жизни, яркие с позиции иностранца черты которого (в настоящем или  недавнем времени) для русского народа иногда выделяют исследователи: «существование под одной крышей разных поколений, приверженность к праздникам, семейным, религиозным, государственным, любым, отношения родителей к детям, которые так и не становятся самостоятельными в глазах родителей до седых волос, – все кажется странным...» [2, 57]. В ходе межкультурного диалога некоторые черты нашего национального характера становятся еще заметнее, например, русское неумение преподнести свои знания, узко специализировать их, приспособить на американский или иной лад (о чем писал и И.П. Павлов) [3, 107-125]. И при этой беспомощности особенной видится русская душевная распахнутость, а неумелость сочетается со стремлением жить общим домом с другими. 

Социально-философский  анализ проблемы русского менталитета  в настоящей работе также не являет собой некоего идеального решения  так называемого «русского вопроса». Но основной идеей здесь выступает  следующая: менталитет общества есть феномен, оберегающий социально-психические  глубины общества (нации) от внешнего воздействия с целью его, общества, изменения извне. В том же смысле «работают» личностные ментальности –  в первую очередь, они оберегают  глубинное сознание человека от целенаправленного  психического подавления и разрушения, сохраняя индивидуальную и социальную самобытность. 

Народность, самобытность – важные для изучения русского характера темы, отражающие круг серьезных  проблем. Н. И. Надеждин, затрагивая вопрос о русской самобытности, сопоставляя  российские примеры ее с примерами  из европейских государств, переводит  его в весьма интересную проблемную плоскость: «Почему русские стыдятся быть русскими?», – вопрошает он. Фиксируя «ситуацию отличия» между западной и российской цивилизациями, он говорит о необходимости учиться европейскому отношению к национальности. «Должно начать тем, – пишет Н.И. Надеждин, – чтобы выучиться у них уважать себя, дорожить своей народной личностью сколько-нибудь, хотя не с таким смешным хвастовством, как француз, не с такой чванной спесью, как англичанин, не с таким глупым самодовольством, как немец. ...В нынешней Европе... всякий народ хочет быть собой, живет своей, самобытной жизнью» [4, 259]. Это стремление к самобытности видится необходимым развивать и культивировать в русском народе, «заимствуя» из Запада именно это – самопознание (как процесс) и самоуважение (как высокое национальное чувство). 

Иллюстрируя тему различия тех или иных наций или их представителей, Н.И. Надеждин приводит следующие весьма примечательные характеристики: «Посмотрите  на жителя седой туманной Британии: он везде один и тот же, везде  верен и ровен себе, везде ходит  обледенелым вулканом, везде расчетлив  до скаредности и своенравен до самозабвения, величайший эгоист и величайший энтузиаст, в то же время, роскошничает и тяготится жизнью. Во Франции легкомыслие и суетность, родимые пятна народной физиономии, равно выглядывают из-под мантии, пера и блузы погонщика мулов, равно светятся в лекции Сорбонны и в статье “Фигаро”, равно оттеняются в красном колпаке республиканца и на красных каблуках вандетского маркиза. В Германии романтическая мечтательность, невнимание к положительным условиям жизни и страсть к идеализму звучат в стихах Шиллера и в системе Шеллинга, отражаются в пылком бреду молодого студента и в бессмысленной задумчивости честного бюргера, поникшего за кружкой пива, в табачном дыму, над заветным листком “Гамбургского корреспондента”. И никто из них не стыдится себя, не гнушается собой» [4, 259 260]. 

Продолжая этот ряд  характеристик русскими примерами, Н.И. Надеждин восклицает: «Отчего нам  стыдиться даже наших щей, нашего квасу, когда англичанин с гордостью  воспевает свой ростбиф и пудинг, когда немец считает нектаром свое пиво... Отчего нам не хвалиться  своим богатырством, драгоценным  наследием удалых предков, когда  француз не ступит шагу, чтобы не вскричать, оглянувшись во все стороны: «я француз, я родился бравым...»» [4, 260]. Такой сравнительный аспект замечания автора выводит нас  на рассуждения о деятель-ностном  характере национальной гордости и  самобытности. Важно не только быть собой или иметь гордость, но и  прикладывать их, делать нечто, что  не вызывало бы ни малейшего сомнения в национальной окраске делаемого. Причем эта «внешность» национальной деятельности должна быть выражением национального характера, то есть феноменом, переходящим из внутреннего плана  бытия во внешний план. 

Внешний аспект русскости  подчеркивал и В.Ф. Одоевский. Русские, по мнению большинства европейцев, имеют ярко выраженные внешние отличия  при всем нашем региональном многообразии. «Для живописца, – замечает он, –  существуют особенные черты, которые  определяют физиономию того или иного  народа, и можно нарисовать, например, русское или итальянское лицо, не делая ни с кого портрета» [5, 119]. Это – своего рода «внешность народа», то есть кажущаяся физиологической  характеристика. Понятно, что основой  национальности, народности русских  выступает, в первую очередь, внутреннее содержание «самости», существенное во «времени большой длительности», проявляющееся  многообразием «русских характеров в русском народе».
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.