На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды и способы правового регулирования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГОУ  ВПО УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ТАМОЖЕННОЕ  ОТДЕЛЕНИЕ 

               Кафедра таможенного дела 
           
           
           

             Курсовая  работа на тему:
«Виды и  способы правового регулирования» 

                         Выполнил(а):   
                         студент(ка) 1 курса гр. ТД-11
                         Синько А. Н . 
                           Научный руководитель:
                            Доцент
                            Сандальникова Е. В.
                                     Работа сдана«__»_______200_г.
                            К защите допущена«__»____200_г. 
                   
                   
                   

Ульяновск 2010г.
 


Оглавление
Введение. 3
Глава I Общая характеристика правового регулирования 4
1.1 Понятие правового регулирования 4
1.2 Предмет правового регулирования 7
1.3 Механизм и стадии правового регулирования. 9
Глава II Виды и способы правового регулирования 15
2.1. Виды правового регулирования 15
2.2 Правовые режимы 20
2.3 Способы правового регулирования 21
Заключение. 25
Список используемых источников 27 

 


Введение.

   Развитие  теории государства и права в  современных условиях осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, совершенствование законодательства, приведение юридических норм в соответствие с новым уровнем, достигнутым  нашим обществом, во-вторых, повышение  эффективности действия уже существующих норм права. Последняя задача обусловливает  необходимость дальнейшего изучения механизма правового регулирования. Требуется непрекращающаяся работа по совершенствованию правовой надстройки общества с учетом основных тенденций  развития государства. 
      В юридической литературе тема правового регулирования не является новой. В 60х годах проявился повышенный интерес к этой проблеме, который объясняется необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, важностью выяснения пути его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, рассмотрения соотношения воздействия и регулирования, анализа особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования. Много внимания этому вопросу в своих работах уделили такие видные отечественные правоведы, как В.М. Горшенев, Г. Т. Чернобель, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ярков, Т. И. Кузнецов и другие, однако особое место в изучении проблемы правового регулирования принадлежит знаменитому российскому теоретику права С. С. Алексееву.

         Предмет исследования данной курсовой работы «Виды и способы правового  регулирования». Цель – исследование видов и способов правового регулирования. Задачи -  исследование понятия, предмета, видов, способов, механизма, стадий правового регулирования и правовых режимов. 

Глава I Общая характеристика правового регулирования

1.1 Понятие правового регулирования

   Термин  «регулирование» (от лат. regulo – правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствии с чем-либо. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется при помощи жестокого, властного их нормирования государством, законом, нормами права, которые конкретизируются в правоотношении. Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность.
   Право влияет на поведение индивида не только самим фактом своего существования, доказывая полезность, выгодность правомерности  поведения. Оно регулирует взаимодействие людей путем взаимствования государственно-властных предписаний в которых определяются конкретные права субъектов правоотношений, регламентирует их поведение с помощью  запретов, дозволений, поощрений, наказаний.
   Для описания названных процессов используются понятия правовое регулирование  и правовое воздействие. Если правовое регулирование обычно определяют как  осуществляемое всей системой юридических  средств, воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания, то правовое воздействие – как  взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение  людей.
   Между правовым регулированием и правовым воздействием имеются различия. Предмет  правового регулирования несколько  уже предмета правового воздействия. В последний входят также экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.
   Если  правовое регулирование как специально юридическое воздействие в любом  случае связано с установлением  конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о  должном и возможном, то правовое воздействие не всегда.
   Если  первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе - не обязательно. В этом смысле регулирование  – лишь одна из форм воздействия  права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым  относят информационно-психологическую, воспитательную и социальную.
Сфера правового  регулирования различна в разных странах в разные исторические периоды. На нее воздействуют многие факторы, связанные с особенностями развития того или иного народа и государства, с характером политического режима.
     В современном мире в сферу правового  регулирования входят три группы общественных отношений.
     Первая  группа – это имущественные, экономические  отношения, которые строятся на основе общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением на основе правовых норм.
     Вторая  группа – это политические властные отношения, связанные с управлением социальными процессами. Цель такого управления – удовлетворение индивидуальных и общественных интересов в сфере государственной власти и социального развития.
     Третья  группа – это отношения по обеспечению  правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, возникающих  из нарушений правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных  сферах.
     Общественные  отношения, входящие в эти группы и составляют предмет правового  регулирования. Причем вид общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, предопределяют формы  и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний.
     Таким образом, правовое регулирование – это социально-юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, осуществляемое посредством установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.
     Разнообразие  общественных отношений неизбежно  порождает различие в методах  и способах юридического воздействия. В зависимости от различий в характере  общественных отношений выделяют два  метода правового воздействия –  доцентрализованного регулирования  и императивного регулирования.
     Метод доцентрализованного регулирования  основан на координации целей  и интересов сторон во взаимоотношении  и применяется для регулирования  отношений, удовлетворяющих частные  интересы, т.е. в сфере отраслей частно-правового характера - гражданское, семейное право и т.д.   Метод императивного централизованного регулирования, напротив, регулирует отношения, основанные на субординации между их участниками, и используется для защиты интересов общества в целом и государства, осуществляющего централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публично-правовых отраслях – конституционном, административном, уголовном праве.
     Способы правового регулирования характеризуют  способы воздействия на поведение  людей. В теории права принято  выделять три основных способа правового  регулирования.
     Первый  способ – управомочивание, т.е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав – дозволений на совершение определенных действий.
     Второй  способ – обязывание участника правоотношений совершить определенные действия.
     Третий  способ – запрет, т.е. обязанность  воздерживаться от определенных действий.
     Дополнительными способами правового воздействия  являются применение мер принуждения, предупредительное воздействие  норм, предусматривающих возможность  применения правового принуждения, а также стимулирующее воздействие  норм права.
Кроме правового  воздействия существуют и неправовые методы влияния на людей. Например, нормы права, другие правовые явления  обладают информационным воздействием, поскольку дают людям информацию, которую они могут использовать в своих интересах.
     В практике правового регулирования  существуют две юридические формулы, определяющие типы правового регулирования.
Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. В этом случае право  устанавливает в развитии общественных отношений строго и четко сформулированные запреты, объем которых невелик. Данный тип правового регулирования стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.
     Вторая  формула: запрещено все, кроме прямо  разрешенного. При таком подходе  к правовому регулированию все, что прямо не разрешено законом, не может осуществляться. Такой тип  правового регулирования характерен для тех отраслей права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право называется разрешительным).
     Разумеется, в юридической практике эти два  типа правового регулирования переплетены  и взаимодействуют. Например, в гражданском  праве есть элементы разрешительного  типа, а в административном –  нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.
Выбор формы  правового регулирования зависит  от содержания регулируемых отношений, а так же некоторых других факторов, которые и вынуждают законодателя избрать определенную юридическую конструкцию, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным.

1.2 Предмет правового регулирования

   Право не должно да и не может регулировать все общественные отношения, все  социальные связи членов общества. Поэтому на каждом конкретно-историческом этапе общественного развития должна быть достаточно точно определена сфера правового регулирования.
   В тех  условиях, когда сфера правового  регулирования заужена, когда не используются возможности права  для упорядочения общественных отношений, в обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех областях человеческих отношений, которые можно и нужно упорядочить с помощью права. А когда сфера правового регулирования неоправданно расширена, особенно за счет централизованного государственно-властного воздействия, создаются условия для укрепления тоталитарных режимов, заурегулированности поведения людей, ведущего к социальной пассивности, безынициативности членов общества.
   В сферу  правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют  следующие признаки. Во-первых, это  отношения, в которых находят  отражение как индивидуальные интересы членов общества, так интересы общесоциальные. Во-вторых, в этих отношениях реализуются  взаимные интересы их участников, каждый из которых идет на какое-то ущемление  своих интересов ради удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения  эти строятся на основе согласия выполнять  определенные правила, признания обязательности этих правил. В-четвертых, эти отношения  требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.
   История правовой жизни общества показала, что в сферу правового регулирования  входят три группы общественных отношений, отвечающих перечисленным признакам.
   Первую  группу составляют отношения людей  по обмену ценностями (как материальными, так и нематериальными). Здесь  наиболее ярко проявляется возможность  и необходимость правового регулирования  имущественных отношений, ибо во взаимоприемлемом обмене имуществом заинтересовано и все общество, и каждый отдельный  человек. Эти отношения строятся на основе общепризнанных правил (например, признание выражения ценности имущества  в денежном эквиваленте); обязательность признания правил обеспечена действенной  силой специального аппарата правового  принуждения.
   Вторую  группу образуют отношения по властному  управлению обществом. В управлении социальными процессами заинтересованы и человек, и общество. Управление осуществляется ради удовлетворения как  индивидуальных, так и общесоциальных интересов и должно реализоваться  по строгим правилам, обеспеченным силой принуждения. Естественно, в сферу правового регулирования входит государственное управление социальными процессами.
   В третью группу входят отношения по обеспечению  правопорядка, которые призваны обеспечить нормальное протекание процессов обмена ценностями и процессов управления в обществе. Это отношения, возникающие  из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных  сферах.
   Общественные  отношения, входящие в эти группы, и будут составлять предмет правового  регулирования. Это общественные отношения, которые по своей природе могут  поддаваться нормативно-организационному воздействию и в конкретно-исторических условиях требуют правового регламентирования. От характера и содержания общественных отношений, составляющих предмет правового  регулирования, зависят особенности, характер, способы и средства правового  регулирования. Достаточно очевидно, что  отношения по эквивалентному обмену ценностями, например имущественные  отношения, требуют иных правовых средств  и способов регулирования, чем те, которые используются для регламентации  управленческих отношений.
   Характер, вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, обусловливают степень интенсивности  правового регулирования, т. е. широту охвата правовым воздействием, степень  обязательности правовых предписаний, формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, напряженность правового воздействия  на общественные отношения.

1.3 Механизм и стадии правового регулирования.

     Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. Правовое регулирование в процессе своего осуществления складывается из определенных этапов и соответствующих элементов, обеспечивающих движение интересов субъектов к ценности.
     Каждый  из этапов и юридических элементов  правового регулирования вызывается к «жизни» в силу конкретных обстоятельств, которые отражают логику правовой упорядоченности  общественных отношений, особенности  воздействия правовой формы на социальное содержание. Понятие, обозначающее данную стадийность юридического управления и одновременно участие в нем  совокупности юридических средств, получило в литературе наименование «механизм правового регулирования».
     Таким образом, механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
     Из  вышеназванного определения можно выделить признаки, характеризующие цель механизма правового регулирования, средства ее достижения и результативность.
     Цель  механизма правового регулирования  – обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей. Механизм правового регулирования – специфический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.
     Принято считать, что прямая и непосредственная цель механизма правового регулирования  – регулировать общественные отношения, поведение людей и деятельность коллективов, а уже в процессе этого регулирования опосредуются (защищаются, охраняются, достигаются) разнообразные цели, интересы, потребности, которые присутствуют везде, во всех правовых явлениях.
     Механизм  правового регулирования – система  различных по своей природе и  функциям юридических средств, позволяющих  достигать его целей. Это уже формальный признак, который свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой – все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.
     Механизм  правового регулирования – организационное  воздействие правовых средств, позволяющее  в той или иной степени достигать  поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.
     В связи с тем что механизм правового  регулирования – сложное понятие, включающее систему правовых средств, возникает потребность отграничить  его от другой не менее сложной  категории, как, например, «правовая  система». Тем более что, на первый взгляд, у них весьма схожие определения. Так, под правовой системой обычно понимают совокупность юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал  правовых средств, находящихся в  его распоряжении  (Н.И. Матузов).
     Названные категории соотносятся как часть (механизм правового регулирования) и целое (правовая система), ибо правовая система – более широкое понятие, включающее в себя наряду с категорией «механизм правового регулирования» и другие категории: «право», «юридическая практика», «господствующая правовая идеология».
     Понятие механизм правового регулирования  позволяет собрать и систематизировать  юридические средства правового  воздействия на общественные отношения, обозначить место и роль того или  иного юридического средства в правовой жизни общества.
     Именно  неоднозначность проблемы удовлетворения интересов как содержательного  момента предполагает и разнообразие их правового оформления, юридического обеспечения.
     Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:
     Норма права;
     Юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный  акт);
     Правоотношение;
     Акты  реализации прав и обязанностей;
     Охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
     В качестве своеобразных документов механизма  правового          регулирования могут выступать  акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
     Процесс воздействия права на поведение  людей и общественные отношения  начинается с момента осознания  необходимости и возможности  регламентации с помощью права  каких-то жизненных ситуаций
     Регулятивное  воздействие права наиболее зримо  и эффективно начинается с издания  законотворческими органами государства  нормативных актов. Возведение в  закон, придание строгих юридических  форм нормам права, первая стадия правового регулирования, когда создается его нормативная основа. На этой стадии введенные в правовую систему нормы регламентируют, направляют поведение участников общественной жизни путем установления их правового статуса. Для субъекта права (индивида или организации) очерчивается круг возможных прав и обязанностей.
     Правовой  статус гражданина определяется прежде всего конституционным законодательством, а также другими нормативно-правовыми  актами. Например, ст. 152 ГК РФ предоставляет  гражданину или организации право  требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.
     На  первой стадии осуществляется общее, неперсонифицированное, неиндивидуализированное воздействие права. Нормы права ориентируют участников правовой жизни на достижение поставленных ими целей, предупреждают о возможности наступления как позитивных, так и негативных последствий поведения людей в сфере правового регулирования. В нормах права как бы прогнозируются препятствия на пути удовлетворения правовых интересов членов общества и указываются возможные правовые средства их преодоления.
     На  второй стадии правового регулирования происходят индивидуализация и конкретизация прав и обязанностей. После наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные отношения, у участников которых возникают конкретные права и обязанности.
     На  этой второй стадии у конкретного  человека или организации, чьи честь, достоинство или репутация были опорочены каким-то другим членом общества, возникает согласно ст. 152 ГК РФ конкретное право обращения в суд, а у  судебного органа появляется обязанность  принять исковое заявление к  рассмотрению.
     Вторая  стадия – стадия активной работы элемента правового регулирования, именуемого правоотношением.
     Третья  стадия правового  регулирования  характеризуется реализацией, воплощением в жизнь тех прав и обязанностей конкретных субъектов, которые у них имеются в той или иной правовой ситуации (в конкретном правоотношении).
     Так цель правовой защиты чести и достоинства, деловой репутации гражданина или  организации будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут по решению суда опровергнуты, а потерпевшему возмещен моральный вред и другие убытки.
   Стадия  реализации прав и обязанностей может  занимать длительный период, например, в длящихся правоотношениях (состояние  в брачно-семейных, трудовых отношениях) на этой стадии осуществляется защита нарушенных прав и интересов субъектов, устраняются препятствия на пути их достижения, т.е. реализуется, правообеспечительная, правоохранительная функции права. 

 


Глава II Виды и способы правового регулирования

2.1. Виды правового  регулирования

      Индивидуальное  правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового  регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом.
     Особенности такого правового регулирования  заключаются в следующем:
     Этот  вид правового регулирования  основан на принятии участниками  общественных отношений собственных  решений, в которых они выражают свою волю и интерес.
     Предполагается  свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим  юридическим нормам и принципам.
     Осуществляется  в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или  вообще не урегулируются.
     Основания возникновения индивидуального  правового регулирования:
     Юридические нормы абстрактны, и поэтому не в состоянии учесть все общественные ситуации. Участникам общественных отношений  предоставляется возможность самим  урегулировать ту или иную ситуацию.
     Индивидуальное  правовое регулирование побуждает  людей действовать активно, что  может быть полезным для общества.
     Нормативная база статична, а общественные отношения  динамичны - возникают пробелы, которые  и урегулирует индивидуальное правовое регулирование.
     Правовое  регулирование подразделяется на виды в зависимости от способа взаимосвязи  субъектов:
     Автономное  правовое регулирование - при таком  правовом регулировании прямо не затрагиваются интересы других лиц, и не требуется их волеизъявление (к примеру, правомерное поведение  лица). Роль государства заключается  в установлении масштаба свободы.
     Координационное (договорное) индивидуальное правовое регулирование - участники правоотношений определяют варианты своего поведения путём заключения договора.
     Субординационное  индивидуальное правовое регулирование - имеет место в процессе правоприменительной  деятельности, при таком регулировании  один из субъектов обладает властью.
     ИНДИВИДУАЛЬНОЕ  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ  ВИД ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ
     Понятие «индивидуальное правовое регулирование» не является общепризнанным, оно недостаточно разработано в теории права. В настоящее время нет ни одной монографии, специально посвященной данному виду правового регулирования.
      Учебная литература по теории государства и  права во многом отражает те тенденции, которые сформировались в юридической  науке. Лишь некоторые из существующих ныне учебников говорят об индивидуальном правовом регулировании как самостоятельном  виде правового регулирования1. Наиболее четко об этом сказано в учебнике А. Ф. Черданцева, где индивидуальному правовому регулированию посвящен отдельный параграф2.
      В юридической литературе индивидуальное правовое регулирование обозначается различными терминами: казуальное, поднормативное, ненормативное. Представляется, что данные термины не являются взаимоисключающими, каждый из них отражает отдельные черты данного вида правового регулирования, тем самым они взаимно дополняют друг друга.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.