На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Прибыль предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство образования  Российской Федерации 
           Федеральное агентство  по образованию
       Негосударственное  образовательное  учреждение                                                     
        Уральский финансово – юридический институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                            Курсовая работа
                                            на тему:
«Прибыль  предприятия, ее виды. Факторы роста и направления использования»   
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                      Исполнитель:
                                                            Группа:
                                                            Преподаватель:
                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Екатеринбург 2007
                                                 Содержание
Введение                                                                                                          3
    Прибыль в условиях рыночной экономики                                          
      Экономическая сущность прибыли предприятия                        5                   
      Сущность, виды и методы планирования прибыли                   10                          
      Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия         16         
    Анализ финансового состояния предприятия в части
           управления прибыли предприятия                                                   20                                                         
    Рекомендации по улучшению финансового состояния в части          
          использования прибыли предприятия                                              27                                                 
Заключение                                                                                                     34                                                                                                      
Список литературы                                                                                        36
Приложения                                                                                                    38                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Введение      
                    
         Прибыль, известнейшая с давних пор категория, занимает одно из центральных мест среди совокупности проблем, стоящих перед обществом. Она волнует экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной эта проблема становится на современном этапе развития экономики в связи с ростом дефицита сырьевых ресурсов, ужесточением конкуренции, глобализацией бизнеса, увеличением предпринимательских рисков.
      В рыночной экономике выживают и успешно функционируют только те  предприятия, которые соизмеряют свои доходы с затратами и величиной вложенного капитала. Ориентация деятельности только на объём товарооборота, на выполнение намеченных программ любой ценой – это заведомый путь к банкротству. Для успешной работы каждый хозяйствующий субъект должен стремиться к повышению эффективности своей деятельности на основе рационального использования ресурсного потенциала, увеличения прибыльности предприятия.
      В связи с этим изменяется подход к оценке эффективности функционирования предприятия. В плановой экономике, ориентированной на увеличение объёма товарооборота, основное внимание уделялось таким показателям эффективности, как производительность труда и фондоотдача. В рыночной экономике, где целевой функцией хозяйствующего субъекта является максимизация прибыли, на первое место выходит финансовый блок показателей эффективности, в основе которых лежит прибыль. Причём в современных условиях хозяйствования показатель прибыли является не только основным оценочным показателем хозяйственной деятельности, но и показателем, способным обеспечить дальнейшее развитие предприятия, накопление его ресурсного потенциала, способного создать благоприятные условия для материального стимулирования труда персонала. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами прогрессивными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе деятельности торгового предприятия.
      Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.
      За последние годы опубликовано достаточно много работ, посвящённых понятию прибыли и возможным направлениям и путям её увеличения в новых условиях. Следует отметить, что взгляды современных исследователей на сущность прибыли в основном совпадают, и проблема состоит только в определении наиболее эффективных методов её анализа, формирования и планирования, путей её увеличения. Учёные сходятся во мнении, что прибыль – это основной оценочный показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия.
      Но несмотря на схожесть мнений о сущности прибыли, критерии и индикаторы для её оценки выдвигаются разные. Существуют вопросы, недостаточно разработанные применительно к нынешней ситуации переходного периода. Многие проблемы, относящиеся к этой предметной области, трактуются по-разному. На сегодняшний день отсутствует единая система показателей прибыли, не сложилось общего мнения относительно конкретных форм и методов расчёта прибыли, методики её анализа, поиска путей повышения прибыли и рентабельности.
      Цель исследования – изучение влияния прибыли на финансовое состояние предприятия. 
 
 

1. Прибыль в условиях  рыночной экономики                                           
      Экономическая сущность прибыли предприятия     
 
      Ориентация  отечественной экономики на рыночные отношения потребовала пересмотра отношения к прибыли, что обусловлено ее особым местом в системе хозяйствования. 
      Прибыль выступает как экономическая категория, оценочный результативный показатель, целевой ориентир, инструмент расчета чистого дохода общества, источник формирования различных средств [11, 179].
      Экономическое содержание прибыли тождественно понятию «прибавочная стоимость». Как экономическая категория прибыль отражает совокупность отношений субъектов хозяйствования, участвующих в формировании и распределении национального дохода.
      Основными функциями прибыли являются: учетная, оценочная, стимулирующая.
      Как результативный показатель она характеризует  эффективность использования имеющихся  ресурсов, успех (неуспех) в бизнесе, рост (снижение) объемов деятельности.
      Как количественный показатель прибыль  представляет собой разницу между ценой и стоимостью товаров, между объемом продаж и себестоимостью (в сфере обращения – между валовой прибылью и расходами на реализацию). Прибыль, являясь конечным результатом деятельности организации, создает условия для ее расширения, развития, самофинансирования и повышения конкурентоспособности.
      По  мере развития экономической теории определение понятия «прибыль»  постоянно уточнялось от самого простого определения – как доход, полученный от производства и реализации любого товара, до понятия чистой прибыли. В настоящее время ее характеризуют с позиции двух сторонней: микроэкономического и макроэкономического. Калькуляция прибыли по существующей методике на макро – и  микроуровнях различна. На уровне организации ее исчисление связано с процессом образования, а на государственном уровне с определением  места прибыли в доходе страны.
      Понятие «прибыль» имеет разные значения с позиции организации, потребителя, государства. Но во всех случаях оно  означает выгоду. Если организация  работает прибыльно (в нормальных условиях хозяйствования), то это свидетельствует о том, что покупатель, приобретая товар именно в этом магазине (или этого производителя), получает удовлетворение от покупки (когда у него есть выбор), а государство (общество) может за счет налогов на прибыль поддерживать убыточные объекты, решать приоритетные социальные задачи.
      Наличие прибыли позволяет удовлетворять  экономические интересы государства, организации, работников и собственников. Объектом экономических интересов  государства является та часть «прибыли», которую уплачивает предприятие в виде налога на прибыль и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы организации заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в ее распоряжении. За счет этой прибыли организация решает производственные и социальные задачи своего развития. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием возможностей для улучшения материального стимулирования и повышения уровня их социального развития. Собственники также заинтересованы в росте прибыльности организации, ибо тем самым увеличатся  дивиденды, обеспечится увеличение их капитала.
      В гармонично развивающемся обществе ни один из вышеперечисленных интересов  нее обладает преимуществами перед  другими. Если же такая взаимосвязь нарушится в пользу чьих-либо интересов, то тем самым это приведет к ущемлению интересов других сторон. Так, снижение заинтересованности организации в наращивании прибыли, (например, из-за необоснованности налогов и отчислений) приведет к уменьшению платежей в бюджет, к замораживанию заработной платы, к нерациональному использованию капитала.
      В отечественной экономической теории долгое время считалось, что единственным источником прибыли является труд. Это встречается очень редко. Как свидетельствует опыт стран с развитой экономикой, возможны и другие варианты происхождения прибыли. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации (производства) товара (услуги), основанной на привлечении нескольких факторов и прежде всего труда и капитала. При этом понятие прибыли связывается не только со стоимостью используемого капитала, но и с его обесцениванием, и с периодом,  в течении которого происходит это обесценивание.
      Прибыль сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый – экономист Самуэльсон прибыль определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход,  этическую категорию. 
      С развитием рыночных отношений все  чаще стали говорить и о других ситуациях ее происхождения: прибыль, заработанная благодаря инициативе предпринимателя, прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах, неожиданная допускаемая и признанная органами государственной власти (соответствующим законодательством). 
      Все вышеназванные источники связаны  между собой, и чистое их содержание выделить часто невозможно. Важнейшими факторами, определяющими прибыль, являются: внедрение нововведений, отсутствие страха перед рисками (риск как источник прибыли), рациональное использование средств, достижение оптимальных объемов деятельности. Прибыль растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам  будет ниже нормы прибыли на вложенный капитал; наличие задолженности, таким образом, допустимо, даже во многих случаях она способствует получению прибыли, (так называемый эффект рычага). Многие мелкие и средние организации боятся задолженности, что не всегда оправдано. Однако, используя  стратегию добровольной задолженности, надо опасаться низкой рентабельности, ибо она заставит организацию прибегать к дополнительным займам с целью обновления оборудования (ассортимента). А это может привести к состоянию пониженной платежеспособности  и даже к банкротству.
      Внедрение инноваций как источник прибыли  предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров.
      Продолжительность притока прибыли от внедрения  инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.
      Бывают  ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и  убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной  конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).
      Прибыль, учитывая различия между ее ожидаемым  и полученным уровнем, выполняет  следующие четыре функции:
      ожидаемая прибыль является основой принятия инвестиционных решений;
      полученная прибыль выступает измерителем результатов деятельности организации;
      часть полученной прибыли является источником самофинансирования организации;
      часть прибыли поступает в качестве вознаграждения владельцам капитала (в условиях акционерной формы собственности).
      Целью деятельности любой коммерческой структуры  в условиях рыночной экономики в конечном счете является получение прибыли, способной обеспечить ее дальнейшее развитие. Прибыльность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности организации, как результат ее деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.
      В зависимости от положения организации  на рынке, наличия ресурсов, длительности периода основная цель может быть конкретизирована. В долгосрочном периоде это будет достижение максимальной прибыли, в краткосрочном – необходимой прибыли при определенных объемах деятельности, и во все периоды -  обеспечение конкурентоспособности организации. При этом максимизация прибыли в долгосрочном периоде возможна лишь при поэтапном достижении определенных необходимых размеров прибыли. Обеспечение необходимого объема прибыли в долгосрочном и краткосрочной периодах обусловлено жизненно важными потребностями в развитии организации, удовлетворении экономических интересов собственников, обеспечении интересов общества и коллектива.
Для оценки эффективности  работы организаций недостаточно использования  показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности  той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель -  уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные  по своим аналитическим возможностям.         
 
 

      Сущность, виды и методы планирования прибыли
       Определяющая роль прибыли требует  правильного ее исчисления. От  того, насколько обоснованно определена  плановая прибыль, во многом  будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность предприятия.
        Расчет плановой прибыли должен  быть экономически обоснованным, что позволит осуществить финансирование  инвестиций и инноваций, прирост  собственных средств, создание  эффективных систем организации  и стимулирования труда, своевременную  выплату налогов в бюджет. Следовательно, планирование прибыли на предприятиях имеет большое значение не только для предпринимателей, но и для национальной экономики в целом.
        Многообразие форм и направлений  деятельности предприятий и существующая  система налогообложения требует раздельного планирования прибыли по ее видам. Раздельно планируется:
      прибыль от реализации товарной продукции;
      прибыль от реализации прочей продукции нетоварного характера;
      прибыль от реализации имущества;
      прибыль от внереализационных доходов.
        Соответственно, существуют различные  методы планирования прибыли  по видам. Наиболее подробно  разработаны в теории и успешно  применяются на практике методы  планирования прибыли от реализации  товарной продукции. В отечественной  практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.
        Метод прямого  счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов: 
 
 

П = (В  х Ц) – (В х С),        (1)
где П – плановая прибыль;
    В – выпуск товарной продукции  в плановом периоде в натуральном  выражении;
    Ц – цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
    С – полная себестоимость продукции.
        Расчету прибыли предшествует  определение выпуска сравнимой  и несравнимой продукции в  планируемом периоде по полной  себестоимости и в ценах, а  также остатков готовой продукции на складе и товаров отгруженных на начало и конец планируемого периода.   
        Расчет прибыли методом прямого  счета прост и доступен, но  он не позволяет выявить влияние  отдельных факторов на ее рост  и при большой номенклатуре  продукции очень трудоемок.
        Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях поверки и контроля последнего.
        Преимущество метода состоит  в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.
        При аналитическом методе прибыль  рассчитывается не по каждому  виду выпускаемо в планируемом  году продукции, а по всей  сравнимой продукции в целом.  Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:
      определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;
      исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;
      учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен и т.п.
        При этом методе прибыль по  сравнимой товарной продукции  рассчитывается отдельно. Учитывается  также прибыль, которая может  быть получена от реализации  остатков готовой продукции, находящихся  на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и коней периода.
        Кроме прибыли от реализации  товарной продукции, в составе  валовой прибыли рассчитывается  прибыль от реализации прочей  продукции и услуг, прибыль от реализации имущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы. При этом применяются как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).
        В ряде случаев применяется  метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода.
        Исчисление оптимальной величины  прибыли является важнейшим элементом  планирования предпринимательской  деятельности на современном  этапе хозяйствования.
        Для прогнозирования максимально возможной прибыли целесообразно применять различные методы ее определения.
        Кроме вышеназванных, существуют  методы финансового анализа, применяемые  с целью оперативного и стратегического  планирования. Например, операционный  анализ, называемый также анализом «издержки-стоимость-объем-прибыль», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.
        Ключевыми элементами операционного анализа служат:
    1)  производственный (операционный) рычаг;
    2)  порог рентабельности;
      запас финансовой прочности предприятия.
        Использование этих ключевых  элементов в системе операционного  анализа базируется, в частности,  на сопоставлении выручки от  реализации продукции с общей  суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные) и смешанные.
        Известно, смешанные затраты в  среднем составляют небольшой  удельный вес в структуре себестоимости,  что позволяет сосредоточить  внимание на постоянных и переменных  расходах и выявить их влияние на величину прибыли. Дело в том, что прирост прибыли зависит от относительного изме6нения переменных или постоянных затрат.
        На использовании данного тезиса  базируются обоснования ряда  методик, позволяющих определить  величину прибыли в плановом периоде.
        Часто используются методы, основанные  на «эффекте производственного  рычага», под которым в предпринимательской  терминологии экономически развитых  стран, понимают такое явление,  когда с изменением выручки  от реализации продукции происходит более интенсивное изменение прибыли в ту или иную сторону.
        То есть чем выше удельный  вес постоянных затрат и соответственно  ниже удельный вес переменных  затрат при неизменной сумме  выручки от реализации, тем сильнее  «эффект производственного рычага», - и наоборот.
        Когда же выручка от реализации  снижается, сила воздействия «рычага»  возрастает как при повышении,  так и при понижении удельного  веса постоянных затрат в общей  их сумме, то есть каждый  процент снижения выручки дает  все больший и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.
        При возрастании выручки от  реализации, если порог рентабельности  пройден, сила воздействия рычага  убывает: каждый процент прироста  прибыли дает все меньший и меньший процент прибыли.
        Сила воздействия «производственного  рычага» в значительной степени  зависит от уровня фондоемкости, то есть чем больше основной  капитал, тем больше постоянные  затраты.
        Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.
        Порог рентабельности – это  такая выручка от реализации, при которой предприятие уже  не имеет убытков, но еще  не имеет и прибылей. Валовой маржи в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю, то есть  

Прибыль = Валовая маржа  – Постоянные затраты = 0,        (2)
или, что  то же
Порог рентабельности = Постоянные затраты/        (3)
Валовая маржа в относительном выражении.        (4) 

        Разница достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас  финансовой прочности предприятия.  Если выручка от реализации  опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств, то есть 

Запас финансовой прочности =
= Выручка от реализации  – Порог рентабельности.        (5) 

        Сила воздействия операционного  «рычага», как уже отмечалось, зависит  от относительной величины постоянных издержек.
        Так, для предприятий, отягощенных  производственными фондами, высокая  сила операционного «рычага»  представляет значительную опасность:  в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса  и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.
        Рассмотренные выше методы определения  прибыли создают возможность  при их применении планировать  на перспективу размеры прироста  прибыли, определять направления ее максимизации и заблаговременно принимать меры по оптимизации структуры затрат в целях укрепления финансового положения предприятия и его дальнейшего эффективного развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.