На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налоги как фактор экономической безопасности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ГОУВПО  «Мордовский государственный университет
      имени Н. П. Огарева» 

      Факультет экономический
      Кафедра финансов и кредита 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      К У Р С О В  А Я   Р А  Б О Т А
Налоги  как фактор экономической безопасности 
 
 

Автор курсовой работы                                                             
Специальность    080105-65 финансы и кредит
Обозначение курсовой работы  КР - 02069964 – 080105-65-33-09
Руководитель работы                                                                  
 

                                                                               Оценка 
 
 

      Саранск 2009
      ГОУВПО  «Мордовский государственный университет
      имени Н. П. Огарева» 

      Факультет экономический
      Кафедра финансов и кредита 
 
 
 

     ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студента
1 Тема  работы: Налоги как фактор экономической безопасности
2 Срок  предоставления работы к защите:
3 Исходные  данные для исследования: научная и учебная литература по изучаемой теме, аналитические данные периодических изданий
4 Содержание  курсовой работы:
      4.1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности
      4.2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов
      4.3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны 
 
 
 

Руководитель работы                                                                       С. С. Артемьева
Задание приняла к исполнению                                                       
 
 
 

       Реферат 

      Курсовая  работа содержит 56 страниц, 4 таблицы, 50 использованных источников.
      НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, НАЛОГОВЫЙ ОРГАН, НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ, НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ, САНКЦИИ.
      Объект исследования – налоги в формировании экономической безопасности страны.
      Предметом исследования в курсовой работе является налогообложения в России.
      Цель  курсовой работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налогов и определить их роль в формировании доходной базы бюджета.
      В процессе работы были изучены труды  зарубежных и отечественных экономистов по данной теме.
      В работе представлены актуальные проблемы налоговой политики государства.
      Методы  исследования – анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, личный опыт.
      Эффективность – повышение эффективности налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 

      Введение                                                                                                             5
      1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности                                                                                     7
      1.1Налоги  и их роль в формировании  доходной базы бюджета государства                                                                                                                   7
      1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов               13
      1.3 Проблемы формирования доходов  бюджета                                          19
      2 Исследование налоговых поступлений  в доходную часть бюджетов    27
      2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ                       27
      2.2 Анализ формирования республиканского  бюджета РМ  за счет федеральных  налогов                                                                                                30
      2.3 Анализ формирования бюджета  РМ за счет региональных налогов   33
      3 Пути совершенствования бюджетно  – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны                                                       36
      3.1 Основные направления  бюджетно  – налоговой политики на перспективу                                                                                                                36
      3.2 Зарубежный опыт формирования  налоговых доходов государственного  бюджета                                                                                       42
      Заключение                                                                                                      51
      Список  использованных источников                                                            53 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Бюджет  – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются  условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности  окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономики, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и регионального уровня, внебюджетных фондов.
      Государство формирует бюджет для того, чтобы  иметь возможность предоставлять  особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).
      Наиболее  приемлемым способом решения проблемы соотношения доходов и расходов бюджета может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.
      Одним из аспектов налогового регулирования  является взимание налогов с целью увеличения доходной базы бюджета. В мировой практике роль налогов в формировании государственных доходов играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.
      Цель  настоящей работы – на основе исследуемого материала дать характеристику налогов  и определить их роль в формировании доходной базы бюджета.
      В работе мы рассмотрели лишь основные моменты взимания налогов, так как  это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие методологические аспекты  налогообложения трактуются учеными  и практиками неоднозначно. Дискуссионный  характер теоретико-практических положений о налогах  отражает не только трудности становления в России адекватной рынку практики налогообложения. Он свидетельствует о разработке новых научных подходов к решению проблем методологии налогов.
      В соответствии с целью курсовой работы определен круг задач:
      - раскрыть теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании бюджета,
      - исследовать налоговые поступления  в доходную часть бюджетов,
      - предложить пути совершенствования  бюджетно – налоговой политики  РФ.
     Объектом исследования выступают налоговые доходы государственного бюджета.
     Предметом исследования является действующая  практика формирования налоговых доходов государственного бюджета.
      Теоретической и методологической базой исследования послужили труды российских и  зарубежных ученых и специалистов в области налогообложения, налогового права. Были использованы законодательные акты и инструктивно-методические документы всех уровней управления. Решение поставленных задач осуществлялось с использованием системного подхода, методов экономического, статистического и структурно-логического анализа.  

      1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности 

      1.1 Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства 

      Налоги  и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
      Налоги, поступающие в соответствующие  бюджеты, носят название закрепленных доходов. Кроме того, нижестоящему бюджету  для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в различных формах.  Они получили название регулирующих доходов.
      Законодательные доходы позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть бюджетов.
      Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом регионального самоуправления в соответствии с их компетентностью [2 , C. 125].
      Таким образом,  развитие рыночной экономики  регулируется финансово-экономическими методами  -  путем применения отлаженной системы налогообложения,  маневрирования  ссудным  капиталом  и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,  государственных закупок и осуществления  народнохозяйственных программ и т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.
         С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей,  доходов граждан,  направляя ее  на развитие  производственной  и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с  длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции и др. 
      Наконец, последняя функция  налогов  -   фискальная,  изъятие части доходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны  станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
      Повышение роли налогов в нашей стране, превращение  их в основной способ изъятия части  доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества. При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет. Одно из этих преимyществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов. Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране систему экономических отношений, основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.
      Налоги - важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.
      Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.
      Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
      Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:
    налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
    отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
    конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
    отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
    конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.
      Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов  в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых  поступлений в частности.
     Налоговый кодекс РФ (п.1.ст.8) определяет налог - как  «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
     Налоги  – категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства [12, C. 181].
     Однако, на практике решающее значение при  определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.
     Одна  из основных задач государственной  налоговой политики на современном  этапе – создание благоприятных  условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.
     Условно выделяют три возможных типа налоговой  политики:
     Первый  тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
     Второй  тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
     Третий  тип – налоговая политика с  достаточно существенным уровнем налогообложения  как для корпораций, так и для  физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
     Для налоговой политики стран, которые  имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие  черты:
    четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
    ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
    проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
    оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
    анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
    анализ исходных условий;
    корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.
     На  практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).
     Второй  подход основан на том, что более  высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.
           Проведение государственной  политики регулирования доходов  через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая  льгота.
           Налоговая ставка определяет процент налоговой базы или её части, денежной оценкой которой является величина налога. Изменяя её, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки,  осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок  для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.
           Важная роль налоговой  ставки для осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.
           Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие  с имеющейся экономической конъюнктурой.
           Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.
           Проведению активной налоговой политики способствует также  то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные разнообразные  основания предоставления налоговых  льгот, связанных с видами и формами  предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. 
     Таким образом, всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций. 

      1.2 Механизм формирования  доходов бюджета  за счет налогов 

      Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:
      1) налоговые и  неналоговые доходы:
    налоги на прибыль, доходы;
    налоги и взносы на социальные нужды;
    налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
    налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
    налоги на совокупный доход;
    налоги на имущество;
    налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
    государственная пошлина;
    задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
    доходы от внешнеэкономической деятельности;
    доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    платежи при пользовании природными ресурсами;
    доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
    доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
    административные платежи и сборы;
    штрафы, санкции, возмещение ущерба;
    доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
    возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
    прочие неналоговые доходы;
      2) безвозмездные  поступления:
      безвозмездные поступления  от нерезидентов;
      безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации;
      безвозмездные поступления  от государственных (муниципальных) организаций;
      безвозмездные поступления  от негосударственных организаций;
      безвозмездные поступления  от наднациональных организаций;
      прочие безвозмездные  поступления.
      К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета [8, C. 67].
      Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России.
        В перечень этих налогов входят:
      1) Налог на добавленную стоимость 
      2) Акцизы
      3) Налог на прибыль
      4) Налог на доходы физических лиц
      5) Государственная пошлина
      6) Сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами
      7) Единый социальный налог
      9) Налог на добычу полезных ископаемых
      Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и законодательных налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетом.
      Региональные  налоги и сборы устанавливаются  в соответствии с НК, вводятся в  действие  законами субъектов Федерации  и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
      Налог на имущество организаций
      Транспортный налог
      3) Налог на игорный бизнес
      Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с НК. РФ нормативными правовыми актами представительных органов регионального самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:
      земельный налог;
      налог на имущество физических лиц.
      Рассмотрим  поподробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.
      В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
      налога  на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
      налога  на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
      транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
      В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
      налога  на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
      налога  на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;
      налога  на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;
      акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
      акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
      акцизов на автомобильный бензин, включая  прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 процентов;
      акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;
      акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;
      налога  на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
      налога  на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;
      налога  на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;
      регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;
      сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;
      сбора за пользование объектами животного  мира - по нормативу 100 процентов;
      единого налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;
      единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;
      государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:
      по  делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;
      за  государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную  регистрацию изменений их учредительных  документов;
      за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;
      за  регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена  для распространения преимущественно  на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
      за  действия уполномоченных органов, связанные  с лицензированием заготовки, переработки  и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки  и реализации лома черных металлов.
      Зачисление  в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:
      20 процентов указанных доходов  зачисляется в бюджет субъекта  Российской Федерации по месту  производства алкогольной продукции; 
      80 процентов указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.
      Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач [5, C. 307].
      Налоговая самостоятельность оценивается  долей налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет. Эту оценку налоговой самостоятельности можно сформулировать как юридическую (терминологическую) самостоятельность при формировании доходов бюджетов.
                                   ССЮР = (ДМН / ДН) * 100%,                                   (1.1)
где ДМН – поступления в бюджет налогов,
      ДН – общие налоговые поступления в бюджет.
      Бюджетную самостоятельность можно определить как отношение той доходной части  бюджетов, на которые органы власти имеют собственные воздействия, к общим доходам бюджетов:
                               ССБ = ((ДН + ДНН) / ДБ) * 100%,                              (1.2)
где ДН – общие налоговые поступления в бюджет,
      ДНН – неналоговые доходы бюджетов, за исключением
                перечислений из вышестоящих бюджетов,
      ДБ – доходы бюджета.
      Наиболее  важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). 

      1.3 Проблемы формирования  доходов бюджета 

      Основной  проблемой формирования доходов  бюджета является их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней. Во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.
      Не  удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее  время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу  и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.
      Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной  стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.
      Первая  группа проблем - это совершенствование  понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики [15, C. 97].
      Определение понятия «плательщик налога» неполно.
        А определение объекта налогообложения  дано путем перечисления возможных  объектов без выделения общих  признаков, присущих этому явлению. 
      Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий, нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.
      Определить  понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов регионального самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например некоторых видов имущественных санкций.
      Если  правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и  страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление налогов суть прерогатива законодательного органа. И уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениями ФНС РФ и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.
      Вместе  с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.
      Подведем  итог: никакой другой государственный  орган не обладает такой подробной  информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба. Поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.
      Третья  группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налогового кодекса, касается взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом.
      Наблюдается явная несбалансированность между  властными полномочиями налоговых  органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.
      Одной из самых сложных и слабо разработанных  считается система ответственности  налогоплательщика за налоговые  правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения - все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм.
      Среди многочисленных проблем налоговой системы РФ некоторые являются достаточно весомыми. И для их устранения требуются  некоторые наработки и методы. Ведущие экономисты в области налогообложения предлагают следующие варианты решения налоговых проблем в экономике.
      Романовский М.В. и Врублевская О.В. считают, что  необходимо оздоровление государственного бюджета, которое нужно провести по трем направлениям:
      • увеличение доходной базы бюджета;
      • реструктуризация расходной части  бюджета;
      • упорядочение бюджетных процедур.
      Они подчеркивают, что проведение налоговой  реформы неизбежно, потому что для  добросовестных и не имеющих льгот  налогоплательщиков уровень налогов  чрезмерен, в то время как значительное число налогоплательщиков имеют льготы или противозаконно уклоняются от налогов. Возможности наращивания доходов бюджета за счет увеличения номинального налогового бремени исчерпаны, поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимости в доходах бюджета налогов с физических лиц. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых, как для государства, гак и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приоритетом налоговой реформы должно стать не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства.
      Романовский М.В. и Врублевская О.В. убеждены, что для стабилизации налоговой  и бюджетной системы нужны  пересмотр и крупномасштабная отмена налоговых льгот, в том числе но налогу на прибыль, подоходному налогу, НДС. В необходимых случаях (и частности, предприятиям обществ инвалидов) отмена льгот может быть компенсирована прямыми ассигнованиями из бюджета.
      Должны  быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности путем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в “теневой” сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».
      Одним из наиболее известных людей, предлагающих модели реформирования налоговой системы  является Черник Д.Г.
      Он  выделяет среди недостатков существующей налоговой системы несовершенство законодательной базы, возникшее из-за того, что в России не уделялось должного внимания налоговой науке. Он убежден в том, что в действующих новых главах НК РФ выявляется по мере их применения большое число недостатков, мест, требующих толкования, которые, впрочем, были заметны специалистам сразу, еще до их проверки практикой. По мнению Черника Д.Г., в налоговом законодательстве ощущается отсутствие отечественной научной школы. Сказывается, что несколько десятилетий важнейшая отрасль экономической науки - налогообложение - в Российской Федерации не развивалась. Научные труды, исследовавшие зарубежный опыт, оценивали его главным образом с позиций критики. В течение всего ХХ века теория налогообложения шла вперед в западных странах, рождая новые концепции, а российские ученые оставались по идеологическим мотивам лишь созерцателями. Не удивительно, что современное налоговое законодательство во многом опирается на западный опыт. Но при этом теряются специфические черты российской экономики, особенности того исторического этапа, на котором она находится.
      Другим  существенным недостатком современной  налоговой системы Черник Д.Г. считает  социальный налог, речь о котором  идет в главе 24 НК РФ. Порядок его  исчисления крайне усложнен и предусматривает  регрессию налоговых ставок по отношению к каждому отдельно взятому работнику предприятия-налогоплательщика. А ведь введение социального налога вместе с реформированием НДФЛ и его преобразованием в налог на доходы физических лиц является краеугольным камнем современного этапа налоговой политики. И хотя до сих пор является спорным вопрос о том, нужна или несвоевременна регрессия социального налога, ясно, что в любом случае сделать механизм его исчисления нужно было отнюдь не таким громоздким.
      Российский  НДС является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25 % (Швеция, Дания). Черник Д.Г. является сторонником снижения НДС по мере роста производства. Но он считает, что это должен быть постепенный процесс - на 1-2 пункта, но ни в коем случае не революционное уменьшение в 1,5-2,0 раза, чего бюджет просто не сможет выдержать.
      По  мнению Шаталова С.Д., цель налоговой  реформы должна заключаться не в  том, чтобы собирать больше налогов  и тем самым решить проблему бюджетного кризиса, а в том, чтобы, во-первых, по мере снижения обязательств государства в области бюджетных расходов снизить уровень налоговых изъятий, и, во-вторых, сделать российскую налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся в различных экономических условиях (в частности, ликвидировать ситуации, при которых одни налогоплательщики несут полное налоговое бремя, а другие уклоняются от налогов законными и незаконными методами), при одновременном повышении уровня ее нейтральности по отношению к экономическим решениям хозяйствующих субъектов и потребителей (налоги должны вносить минимальные искажения в систему относительных цен, в процессы формирования сбережений, в распределение времени между работой и досугом и т.д.). При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.
      Создание  справедливой и нейтральной налоговой  системы требует решения, по крайней мере, трех взаимосвязанных задач.
      1. С целью обеспечения ее максимальной  нейтральности необходимо расширить  базы основных налогов настолько,  насколько это возможно. Серьезной  проблемой при этом являются  существующие в настоящее время  многочисленные налоговые льготы. Реализация популярного тезиса о «стимулирующей роли» налогов ради поддержки некоторых отраслей экономики, видов бизнеса или отдельных категорий налогоплательщиков привела к многочисленным деформациям налоговой системы и трансформировала ее в несправедливую по отношению к обычному законопослушному налогоплательщику, не имеющему специальных налоговых льгот. В настоящее время на такого обычного налогоплательщика государство возлагает чрезвычайно высокую налоговую нагрузку.
      2. Важным явлением, характеризующим фискальный кризис в России и нарушающим справедливость налоговой системы, стал быстрый рост налоговой задолженности предприятий.
      3. Существующие правила налогообложения,  техника уплаты налогов и налогового  администрирования оставляют налогоплательщикам слишком много возможностей для уклонения или ухода от исполнения налогового обязательства в полном объеме. В такой ситуации государство объективно неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности. В полном объеме налоги платят не все предприятия и граждане, а только добросовестные налогоплательщики, соблюдающие налоговое законодательство, не имеющие налоговых льгот и недоимок по налоговым платежам. Для таких налогоплательщиков уровень налогов в России является весьма высоким. В то же время значительное число налогоплательщиков имеет экономически неоправданные льготы и наращивает недоимку. Одновременно, несмотря на то, что налоговый контроль и налоговое администрирование с каждым годом улучшаются, многие потенциальные налогоплательщики, вовлеченные в сферу “теневой экономики”, либо не платят налогов вообще, либо платят их в существенно меньших размерах, чем предписывает законодательство.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 Исследование налоговых  поступлений в  доходную часть  бюджетов  

      2.1 Анализ налоговых  доходов федерального  бюджета РФ 

      Рассмотрим  динамику доходной части федерального бюджета.
      Во-первых, следует отметить резкий рост налоговых доходов как в абсолютном выражении, так и в процентах ВВП в октябре 2008 г. Если рассматривать прирост доходов за предыдущий год в разрезе федеральных органов - администраторов доходов бюджета, то можно увидеть следующее. Резкий прирост доходов произошел за счет поступлений от ФНС РФ и «других администраторов» (помимо ФНС, ФТС и Росимущества). Для выявления причин необходим более подробный анализ на основе данных Казначейства РФ по исполнению федерального бюджета за 2008 г, которые будут доступны лишь в следующем году.
      Во-вторых, неравномерность налоговых поступлений в федеральный бюджет в 2008 г. увеличилась по сравнению с предыдущими годами. В-третьих, уровень доходов в первые месяцы 2008 г. был ниже, чем в 2006-2007 гг. Как уже указывалось в предыдущих обзорах, снижение доли доходов в ВВП в начале года вызвано в основном двумя факторами: ускоренным ростом ВВП (по сравнению с предыдущими годами) и переходом с 1 января 2008 г. на уведомительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость товаров, реализуемых на территории РФ.
     За  2008 год в федеральный бюджет поступление налогов и сборов составило 766 339 млн.руб., темп роста - 97% к уровню 2007 года. В том числе в декабре 2008 года  поступило 85 701 млн.руб., что на 49% больше поступлений в федеральный бюджет за аналогичный период предыдущего года (декабрь 2007г. – 57 691 млн.руб.) [4, C. 211] 
 
 
 

Таблица 2.1 – Динамика налоговых доходов федерального бюджета за 2007 - 2008 год, млн.руб.
Налоги 2006 г. 2007г. 2008г. Темп роста
Всего 767 254 766 339 791 618 97
Налог на прибыль организаций 36 255 31 706 40 364 79
ЕСН в  федеральный бюджет 15 711 13 771 11 331 122
НДС 111 366 101 051 140 604 72
НДПИ 624 329 617 254 597 183 103
Остальные налоги 4 557 2 557 2 136 120
 
      Анализ  поступлений налоговых платежей за 2008 год в федеральный бюджет по основным видам налогов по сравнению с предыдущим года показал, что темп роста поступлений снизился главным образом по следующим причинам.
      В 2008 году причиной снижения поступлений является падение цен на нефть, начиная с сентября 2007 года, при одновременном росте экспортных пошлин. В январе и феврале 2008 года фактические поступления по налогу превышали аналогичные показатели прошлого года, так как авансовые платежи по налогу на прибыль на I квартал 2008 года рассчитывались по результатам III квартала 2007 года, когда цены на нефть достигли максимальных значений. По ряду предприятий в марте и апреле 2008 года платежи по налогу на прибыль не производились, так как по итогам 2007 года и I квартала 2008 года налог на прибыль был уменьшен, вследствие чего образовалась переплата, исключающая рост поступлений в ближайшие месяцы. Во втором полугодии 2008 года наблюдается снижение объемов производства основных крупнейших налогоплательщиков (ОАО Сургутнефтегаз, ОАО Самотлорнефтегаз, ОАО Славнефть-Мегионнефтегаз, ООО Лукойл-Западная Сибирь).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.