На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Обучение  сочинению-рассуждению
при подготовке к ЕГЭ
по русскому языку 

 Содержание  и композиция экзаменационного сочинения  четко структурируются его моделью, объемом (в IX классе не менее 50 слов, в XI классе не менее 150 слов) и ориентацией на текст-образец. Многолетняя традиция писать сочинения целыми тетрадями ушла в прошлое. Компьютерная эпоха требует умения выражать свои мысли в минимальном объеме. В IX классе он действительно минимален. Понятно желание экзаменаторов облегчить условия контроля, но объем в 50 слов никак не облегчает задачи. Многие учителя разрешают писать в XI классе текст, включающий до 300 слов, в IX — до 100 слов, но это никак не оговаривается в правилах проведения экзаменов и может быть истолковано экзаменаторами не в пользу выпускников.
 Не  только объем, но и структура, и содержание будущего сочинения планируются. Планирование сочинения-рассуждения напрямую зависит  от заданий к нему. В XI классе задания обусловливают три смысловые части сочинения:
 1) Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
    Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора.
    Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт.
 Предлагаемые  тексты являются отрывками, и на это надо обращать внимание учащихся. Как правило, предъявленный текст — это рассуждение. Формулировки проблем, содержащиеся в задании, могут быть использованы учениками при планировании собственного рассуждения. Порядок аргументов автора может не совпасть с порядком аргументов ученика, так как он выбирает только одну проблему. Выпускнику нужно определить, в какой смысловой части текста содержится материал, необходимый для раскрытия выбранной им проблемы, и работать не с отдельными словами и предложениями, а именно со смысловыми частями.
 Далее учащиеся определяют, в каких смысловых  частях текста содержится материал, раскрывающий позицию автора, как он связан со структурой данного текста, в какой смысловой части сосредоточены авторские аргументы. Именно эти предложения будут ключевыми в планируемом сочинении. Если обычно информация о выбранной проблеме содержится в одной смысловой части текста-образца, то информация о позиции автора бывает рассредоточена по всему тексту, поэтому работа со второй частью задания сложнее.
Полезно обсудить объем каждой смысловой части, запланировать, сколько предложений будут включать первая и вторая смысловые части. Можно даже пометить границы обеих смысловых частей. Первая смысловая часть занимает меньший объем, так как в ней формулируется и предварительно раскрывается тезис письменного высказывания (2—4 предложения). Она может включать два абзаца: формулирование проблемы и комментарий к этому выбору, логически ведущий к высказыванию об оценке позиции автора. Инструкции для учителей предусматривают максимальное абзацное членение сочинения, никак не связывая, впрочем, это требование ни с содержанием, ни со структурой работы.
 Учащиеся  обращают внимание на рамку своего текста [Бабайцева 2004: 36— 41]. Первое предложение представляет весь текст, выделяет его из массы других, поэтому учащиеся тщательно отбирают из ряда синонимичных первое предложение, которое должно привлечь внимание читателя к тексту. Последнее предложение сочинения должно быть афористичным, обобщающим. Это может быть пословица, крылатое выражение.
 При работе со второй смысловой частью можно использовать синонимические ряды глаголов: {автор) показывает, раскрывает, подчеркивает; открывает, обнаруживает; восторгается, удивляется, восхищается; критикует, не принимает, разоблачает и т.д.
 Вторая  смысловая часть занимает больший  объем (4—5 предложений). В этой части  учащиеся используют материалы, подготовленные в процессе анализа исходного  текста.
 Переход к третьей смысловой части  логически естествен: я поддерживаю или не поддерживаю точку зрения (позицию) автора, так как... Третья смысловая часть самая большая по объему и самая свободная с точки зрения выражения своего «я». Поэтому жизненный или читательский опыт в сочинении будет преобладать.
 Подбор  литературных примеров тоже следует осуществлять не накануне экзамена, а в течение нескольких лет в процессе изучения литературных произведений. Самые яркие (небольшие по объему) цитаты преимущественно нравственного содержания записываются в отдельные тетрадки, используются в качестве материалов при написании обучающих сочинений. Естественно, учитель ориентирует выпускников на выбор цитат из программных произведений, выученных наизусть.
 Приведем  пример текста, который можно использовать при подготовке к экзамену [Бисеров, Соколова 2008]. 

 (I) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной  я влачился...
 Чего  же не хватало пушкинскому герою  — споров, театров, выставок? Что это значит — духовная жажда!
 (II) Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красот}'. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъемно, в этом его назначение.
 Бывает  и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
 (III) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление! Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. Но разделим их по другому принципу: на конечные и бесконечные. Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу: это желания приобрести, получить, достичь, стать... Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовем их стремлениями; «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... (С. Соловейчик). 

 Первый этап — анализ текста. Выделяем только ту информацию, которая непосредственно понадобится для создания сочинения.
Текст представляет собой рассуждение. Тему всего текста и первой смысловой части задает первое предложение. В первой смысловой части формулируются проблемные вопросы: Что это значит — духовная жажда? Можно ли отождествлять духовность с образованностью и культурным интересом?
 Здесь только обозначается позиция автора, которая четко формулируется  в первом предложении второй смысловой  части. Первое предложение, в свою очередь, представляет тезис неполного рассуждения (без вывода), содержащегося во второй смысловой части.
 Вторая  смысловая часть включает три  блока аргументов.
 Первый  блок аргументов: Интеллигентность — не образованность, а духовность. Второй: Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому. Третий: Есть много добрых, работящих людей, не способных духовно развиваться.
 Эта центральная смысловая часть  включает два абзаца, содержащих прямое и обратное доказательства.
 Экспрессивность тексту придает вопросно-ответная форма, мотивирующая читателя включиться в живой диалог. Авторская позиция четко раскрывается в этом диалоге. Однако вопросно-ответная форма предопределяет не только авторский вариант ответа – она задает импульс к дальнейшему диалогу-дискуссии.
 Третья смысловая часть содержит точку зрения автора, его суждение о сущности духовных исканий: Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте... Авторская точка зрения в тексте выступает в функции вывода. Но умолчание в конце текста приглашает к дальнейшим рассуждениям.
 И сам  текст, и все три его смысловые  части имеют параллельную структуру.
 Таким образом, композиция сочинения может опираться на структуру исходного текста. Тезис может быть оформлен в виде вопроса, а доказательства сформулированы в форме ответов на него. Основной информационный материал учащиеся могут взять из самой объемной второй смысловой части.
 Некоторые учителя после планирования пишут обучающие сочинения вместе с учениками, а затем подробно обсуждают каждую смысловую часть. Это является увлекательным и поучительным занятием для обеих сторон. Выбираем формулировку четвертой проблемы из задания А29 [Бисеров, Соколова 2008]. 

Интеллигентность  — не образованность, а духовность
 (I) Что же такое духовность? Известный педагог и публицист С. Соловейчик утверждает, что духовность — это и стремление к добру, и жажда правды, и желание постоянно видеть красоту вокруг себя, и интеллигентность.
 Как не хватает всего этого в современной  жизни! Материальному миру смешны рассуждения о духовности.
    Меня привлекает то, что автор говорит о высоком предназначении человека, настойчиво убеждает в этом читателя, четко объясняет сущность духовности, приглашает к дискуссии. Многочисленные вопросы рождают в душе собственные ответы. Я согласен, что духовная жизнь человека — это его стремление к высокому, вера в добро, правду и красоту. Я поддерживаю автора и в том, что скучно жить только в круге бытовых забот. А сколько добрых и порядочных людей живут только сегодняшними, сиюминутными интересами!
    Мне не интересно, когда вокруг говорят только о еде и тряпках, о новой мебели и даже о «крутых тачках». Я почти не вижу истинно духовных людей. Может быть, это некоторые мои учителя, которые, получая скромную зарплату, думают о будущем, искренне говорят нам о высоком, нравственном. Я думаю, что главное в жизни человека — это «священный сердца жар, к высокому стремленье». Иначе что же такое человек и чем он отличается от животного?
 
 Более сложным для анализа и для собственного рассуждения является художественный текст. В нем авторская позиция выражена не прямо, а метафорически. Так, одним из самых сложных текстов в экзаменационных материалах 2009 г. являлся отрывок из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Он представляет собой лирическое отступление, прямое проявление лирического авторского «я» и приближается к публицистическому стилю.
(I) Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, — словом, хоть восходи до миллиона, все найдутся оттенки(П) Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, — да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть да рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (III) -Да это не Иван Петрович, — говоришь, глядя на него. — Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеется, а этот черт знает что: пищит птицей и все смеется». Подходишь ближе, глядишь — точно Иван Петрович! «Эхе-хе!» — думаешь себе… (Гоголь).
 Первый  этап — анализ текста. Текст представлен одним абзацем, но состоит из трех смысловых частей: 1—4 предложения, 5—8 и 9—11 предложения. Это текст-рассуждение.
 Первое предложение первой смысловой части называет тему рассуждения и заканчивается словами умение обращаться. В понятие «обращение» Гоголь вкладывает ироничный смысл, сопоставляя разницу «в обращении» европейцев и россиян. Таким образом, в первой смысловой части содержатся общие рассуждения о чинопочитании и «любоначалии» (А. С. Пушкин) в России сравнительно с европейскими странами.
 Вторая  смысловая часть представляет собой  антитезу «Прометей — муха», выражающую обобщенный образ начальника русской канцелярии, вообще чиновника в России.
В третьей смысловой части содержится авторский вывод, иронически описан вечный закон русской жизни: «Я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак». Умолчание-энтимема в конце текста оставляет вопрос открытым, намекает на огромный пласт недоговоренного, приглашает читателя к собственным размышлениям. Смысловые части четко членятся предложениями, в которых автор «приглушает», затушевывает свою прямолинейную оценку: Надобно сказать, ... (безличное предложение); Положим, ... (переходная структура между определенно-личным предложением и вводным компонентом); Говоришь, глядя на него... (обобщенно-личное предложение). Позиция автора выстраивается от скрытой иронии к прямому сарказму через ряд развернутых антитез, антонимичное противопоставление гиперболы и литоты.
 Начиная работу над сочинением, выбираем из задания А29 вторую проблему: На Руси обращение к человеку зависело от его социального положения [Бисеров, Соколова 2008].
 Первая  смысловая часть сочинения (2—3 предложения) должна содержать ключевое слово  — обращение. Пытаемся сформулировать смысл, который автор вкладывает в него.
 Во второй смысловой части старшеклассники формулируют позицию автора, пишут о том, как Гоголь относится к вечному закону русской жизни.
 В третьей  смысловой части уместны примеры с опорой на изученные произведения А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина («Родина», «Анчар»), М. Ю. Лермонтова («Родина», «Прощай, немытая Россия...»), А. П. Чехова. В заключительном предложении нужно показать актуальность рассматриваемой проблемы в сегодняшней России.
 В IX классе требования к сочинению еще более жесткие: минимальный объем — 50 слов, структура — неполное рассуждение (толкование данного в задании предложения, два комментария-подтверждения к нему, выбранные из текста). Вывод в рассуждении не предусмотрен. Один из комментариев может содержать сведения о позиции автора. Приводим текст из демонстрационных материалов. 

(I) Серега был настоящим художником. (Первое предложение задает тему всего текста и первой смысловой части, в нем сосредоточены опорные (ключевые) слова.) Нет, рисовать он не умел. (В первом же абзаце, состоящем из двух предложений, содержится доказательство «от противного».)
 Но, например, он умел быть желанным гостем. Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (Выражена позиция автора.) Либо у него оказывалось несколько диковинных конфет. Либо он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. Если он знал, что идет в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. А какие тогда можно было купить цветы? Только несколько астрочек или гвоздичек. И он обычно покупал три гвоздички. Но как он их преподносил!..
 Если  же у Сереги совсем не было денег ни на что, у него были рассказы. И он всегда создавал особенную атмосферу не просто ужина или чаепития, а вечера с художником. 

 Микротема первой смысловой части — общая  характеристика героя.
 В первой смысловой части использован цепной принцип построения текста. Это неполное рассуждение. Тезис содержится в первом предложении, в остальных — аргументы. Два из них — «от противного»: первый аргумент с энтимемой Нет; второй выражен в вопросно-ответной форме предложениями (8), (9). Такие аргументы создают эмоциональный фон всего текста.
 Последнее предложение смысловой части  позволяет перейти к описанию конкретной ситуации, раскрывающейся во второй смысловой части. Первая смысловая  часть включает три абзаца. 

 (II) Однажды Сереге пришло в голову отметить Новый год в своей квартире. Денег у нас было мало, и мы купили то, что смогли. Все выбирал хозяин, и мне оставалось только удивляться, зачем, например, нужны два десятка белых бумажных скатертей.
Когда мы пришли к нему, он сказал:
 — Мы назовем наш праздник «Бумажный Новый год». Помогай!
Сам же снял со стены  большое зеркало.
— Это будет наш стол, — заявил он.
 Потом застелил всю комнату белыми скатертями. Посреди комнаты он положил зеркало, красиво разбросав на нем несколько яблок, мандарины, орехи. Расставил свечи, подготовил музыку.
 Из  оставшихся скатертей мы сделали бумажные накидки.
 Когда пришли гости, в доме вдруг вырубилось электричество. Весь дом забегал, засуетился, люди пытались наладить свет.
 — Вот  это подарок! — радостно сказал Серега. — Зажжем свечи!
 Микротема второй смысловой части — подготовка к Бумажному Новому году. Вторая смысловая часть построена на использовании параллельного принципа (наличии разных субъектов действий). Это повествование, включающее наречия однажды, потом, сложноподчиненное временное предложение со значением следования, часть глаголов-сказуемых в форме совершенного вида. Последнее предложение (с прямой речью) помогает читателю мысленно дорисовать картину фантастического Нового года.
 Вторая смысловая часть содержит девять абзацев, в том числе прямую речь.
 Автор включается в повествование как  персонаж-свидетель, радостно помогающий герою, не перестающий удивляться его фантазиям.
 Учащиеся  отвечают на вопрос: Какой смысл вкладывает автор в характеристику «художник» в первом предложении? 

 (III) Это был лучший Новый год в моей жизни. Без телевизора, музыки, обжорства. Мы сидели у зеркала в бумажных накидках, шелестели этими одеждами, разговаривали. Свечи горели, и мы чувствовали себя частью странной, но красивой картины, спектакля и книги вместе, которую Серега никогда не напишет. (По Е. Гришковцу).
 Первое предложение третьей смысловой части начинается связующим местоимением это. Смысловая часть состоит из одного абзаца.
 В заключительной части содержится скрытая грусть автора о том, что эти мгновения  счастья вряд ли повторятся. И талант «художника» Сереги заключается в том, что он может рождать эти неповторимые мгновения, творя их из самого разного «материала» жизни.
 Сочинение по этому тексту будет состоять из трех смысловых частей:
    толкование предложения;
    первый аргумент;
    второй аргумент.
 Определяем  объем каждой смысловой части.
 Работа  над рамочными предложениями  затруднена минимальным объемом сочинения. 

Художник  — кто он?
 1) В  последнем предложении ощущается  затаенная авторская грусть. О  чем она?
    Известный писатель, драматург, актер. Е. Гришковец встречал много людей на своем пути. Но встреча с Серегой, наверное, осталась единственной. Удивление. восторг, полное растворение в празднике, который создавал Серега вокруг себя, остались с ним на всю жизнь.
    Наверное, он хотел бы. чтобы Серега тоже создавал книги, спектакли и прославится. Но нужно ли это самому Сереге? Ведь его талант гораздо больше писательского, актерского — он творит живую жизнь. (75 слов)
 
 Сочинение может быть написано минимум в двух вариантах — от своего имени или от имени автора.
 Сочинение на лингвистическую тему тоже представляет собой рассуждение, включающее три смысловые части — тезис и два аргумента. Это самый трудный жанр сочинення-рассуждения.
 Планируем сочинение-рассуждение на лингвистическую  тему объемом не менее 50 слов:
    тезис — ответ на вопрос заголовка (2 предложения):
    первый аргумент (определение нужного грамматического понятия в форме прямого ответа на вопрос заголовка — 3—4 предложения);
 3) второй аргумент (пример из текста).
 Приводим  сочинения-рассуждения по тексту Е. Гришковца. 

Зачем нужна  эта пунктуация?
    Пунктуация необходима в письменных текстах. Без нее чтение любого текста было бы затруднено.
    Знаки препинания помогают ясно выразить свои мысли, а читающему адекватно их понять. Важны и отделительные, и разделительные, и выделительные знаки препинания.
    Пунктуация передает интонацию автора и персонажей. В тексте содержится диалог, который делает повествование живым, интересным.
 Восклицательный знак передает авторское настроение (10, 16), запятая при вводном слове  — его сомнения (23). Многоточие в  этом же предложении выражает то, что остается между строк. (72 слова) 

Зачем нужны  риторические вопросы?
    Риторический вопрос является ярким средством выразительности. Он часто используется в художественном и публицистическом стилях.
    Риторический вопрос не требует ответа. Он помогает автору не прямо, а опосредованно выразить не одно чувство, а целый сгусток эмоций.
    В тексте мы видим риторический вопрос: А какие тогда можно было купить цветы? Его значение можно понять так: цветов раньше в магазинах не продавали, их нужно было доставать, затрачивать на это усилия, старания. Значит, Сереге очень хотелось порадовать своих друзей, и друзья помнят это всю жизнь. (78 слов)
    В современной методике русский язык осознается как «надпредметная» школьная дисциплина. На уроке русского языка закладываются основы эвристической переработки любого обучающего текста. Анализируя задания ЕГЭ по другим гуманитарным предметам школьного цикла (литературе, иностранным языкам, обществоведению, экономике, биологии, географии и т.д.), видим, что в этих заданиях сформулированы вопросы, побуждающие выпускников написать текст-рассуждение. Наиболее точно вопросы и задания сформулированы в экзаменационных материалах по иностранным языкам, там дается даже план сочинения. Задания предусматривают, что нужно написать рассуждение, которое содержит тезис (формулирование выбранной или предложенной проблемы) и аргументы собственной точки зрения; написание вывода, как правило, не требуется.
 Таким образом, обучая сочинению-рассуждению по заданной модели на уроке русского языка, мы закладываем основы для успешной сдачи Единого государственного экзамена по всем школьным предметам гуманитарного цикла. 

ЛИТЕРАТУРА
 Бабайцева В. В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. - М., 2004.
 Бисеров А. Ю., Соколова Н. В. Русский язык: ЕГЭ-2008: реальные задания. - М., 2008. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О.М. Крайник
Барнаул 

Анализ  текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению
 Особенности аттестации выпускников определяются спецификой выполняемой творческой работы и критериями ее оценивания. При проверке сочинения следует исходить из того, что оценивается не работа в целом, а умения и навыки, составляющие коммуникативную компетенцию. В этом аспекте несколько меняются традиционные подходы к обучению школьников созданию сочинений, а именно — уделяется больше внимания единству формы и содержания текста, его языковому уровню.
 Ключевые  слова: Единый государственный экзамен; сочинение-рассуждение; исходный текст; единство формы и содержания; формирование речеведческих умений; проблема текста; авторская позиция; комментарий исходного текста; аргументация.
 The peculiarities of assessing school-leavers' knowledge are determined by the specific character of creative work and its assessment criteria. When checking a composition it should be remembered that it is not the work in whole that is assessed but the skills comprising the communicative competence. In this aspect the traditional approaches to teaching schoolchildren write compositions are changed to some extent, i.e. more attention is paid to the integrity of the form and content of a text and its linguistic level.
 Key words: Unified State Exam; argumentative composition; original text; integrity of form and content; formation of speech skills; the problem of the text; the author's viewpoint; comments on the original text; argumentation. 

 Третья  часть экзаменационной работы ЕГЭ  по русскому языку проверяет состояние  практических речевых умений и навыков  и дает представление о том, владеют  ли выпускники школ монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Именно поэтому на уроках русского языка (и не только) необходимо целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить вести любой диалог этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет подбор текстов, предъявляемых для анализа: текст, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных социальных, нравственных и других важных проблем, с другой стороны — должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
 Как показывает семилетний опыт проведения аттестации в форме ЕГЭ, учащиеся выпускных классов, в достаточной мере овладевшие навыками осмысленного восприятия текста, не могут перевести эти знания на уровень речепорождения. Чтобы понять замысел автора и оценить, как он реализован в тексте, необходимо уметь проводить сложные аналитико-синтетические операции по переработке воспринимаемой информации, по переходу от одного осмысленного элемента текста к другому. До тех пор, пока обучение языку будет вестись без учета взаимосвязи процессов восприятия и продуцирования текстов, ученик не сможет соотносить форму и содержание текста, оперировать языковыми явлениями в собственной речевой практике.
 I. При написании сочинения по прочитанному тексту важно обозначить проблемы, которые в нем подняты, выбрать для подробного анализа одну из них (наиболее знакомую, близкую, понятную).
 Рассмотрим данное положение на примере текста:
    Идешь по улице, и вдруг в глаза бросается яркая афиша: «Концерт Zемфиры».
    Рядом кинотеатр приглашает тебя на просмотр новой ленты под названием «Шиzа».
    Захочется перекусить, а на дверях ресторана красуется «Бiблiотека». (4) Придешь домой, берешь газету, глядь — на первой странице сообщение «Кур$ валют». (5) Включаешь телевизор, чтобы отвлечься, но и тут назойливо рекламируются охранные системы «Аllигатор». (6) В смятении подходишь к окну, видишь на стене соседнего дома приглашение на «Ве4ер отдыха» и теперь только понимаешь, что тебя обложили со всех сторон.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.