На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Механизм реализации норм права

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение                   3
     Глава 1 Историко-теоретические аспекты  исследования механизма реализации права                  6
     1.1 Понятие механизма реализации права             6
     1.2 Место механизма реализации права в системе правового регулирования                          11
     Глава 2 Теоретические основы механизма реализации права             16
     2.1Правореализующая деятельность участников правоотношений   16
     2.2Правоприменительная деятельность                                                22
     Заключение                 27
     Список  используемой литературы               30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение
     Актуальность  темы исследования. Современный этап развития нашего общества характеризуется  крупнейшими преобразованиями Российского  государства и его правовой системы, формированием России как демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей.
     Одной из важных задач юридической науки  является исследование механизма действия права. Это имеет не только познавательное, но и практическое значение для дальнейшего совершенствования правового регулирования, повышения эффективности законодательства, упрочения законности.
     Анализ  различных механизмов правореализации  приводит к выводу о целесообразности освещения «единого» механизма, охватывающего все стороны и все аспекты реализации (действия) права, который базируется на широком правопонимании и учитывает то обстоятельство, что нормы законов и других нормативных актов должны отражать то право, которое органически присуще данному обществу.
     Степень разработанности темы исследования. В отечественной правовой литературе тон для исследования рассматриваемой  проблемы задали работы П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, Н.В. Крыленко, в которых  уделено значительное внимание анализу  объективной природы права, критике абсолютизации роли государства по отношению к праву и др.
     По  мере развития юридической науки  шло накопление знаний по предмету. С начала 60-х годов начинает активно  исследоваться специально-юридическая  проблематика механизма действия права. Появляется цикл работ по вопросам правового регулирования, его предмета, метода, механизма (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.М. Горшенев, Д.А. Керимов, Л.С. Явич и др.). В те же годы объектом исследования становится правоприменение (П.Е. Недбайло, Ю.Н. Бро, А.Т. Элькинд, Н.Н. Вопленко, В.В. Лазарев и др.), от чего впоследствии отделилась тематика реализации права. Существенное значение имеют работы по правотворчеству (О.А. Гаврилов, А.В. Мицкевич, А.С. Пиголкин, СВ. Поленина, P.O. Халфина и др.), комплексному исследованию эффективности правовых норм (В.Н. Кудрявцев, В.В. Глазырин, В.И. Никитинский, И.С. Самощенко).
     Исследования  в области философско-гносеологического  аспекта (Д.А. Керимов, В.К. Бабаев, П.Е. Недбайло, A.M. Васильев и др.) существенно расширили горизонты видения права. Такой подход породил на рубеже 70-х годов социологическое изучение права. Это новое направление, обоснован ное В.П. Казимирчуком, приобрело значительное число сторонников и прочно утвердилось в правоведении. Комплексному исследованию подвергается социальный механизм реализации права, анализируется социальная природа его функций. В правоведение входит так называемая поведенческая проблематика, которая от криминалистического видения права «повернулась» к изучению его позитивных свойств и проявлений.
     Идеи  комплексного механизма действия права  высказывались давно. Так, С.С. Алексеев писал, что «сам факт наличия обособленных друг от друга подходов к проблеме МПР - свидетельство еще недостаточно высокого состояния ее разработки. В этом плане, по-видимому, наиболее теоретически значимых и практически важных выводов можно ожидать от исследований, в которых удастся соединить разные подходы».
     Вопрос  о теории подобного механизма  поставили в своих работах  В.П. Казимирчук и В.Н. Кудрявцев. Речь шла об учете механизмов или систем правовой информации и социально-психологического восприятия права, влияющих на формирование правомерной деятельности.
     Как отмечал В.П. Казимирчук, концепция  механизма действия права в целом и каждого из входящих в нее вопросов возможна только на основе комплексных, глубинных социально-правовых исследований1. Одними из первых по исследованию комплексного механизма действия права были работы В.И. Гоймана.
     Основная  цель исследования - на основе изучения и обобщения описанных в литературе механизмов действия права раскрыть существо системного механизма реализации права, охватывающего все стороны воздействия на реализацию правовых предписаний в деятельности (поведении) субъектов права.
     Для этого в курсовой работе решались следующие задачи:
     - изучение литературы, освещающей  вопросы, связанные с понятием, структурой, разновидностями механизмов  реализации (действия) права и его  норм;
     - формулирование определения системного  механизма реализации (действия)  права;
     - на основе анализа разнообразных  подходов к описанию механизмов  реализации (действия) права и его  норм в современных условиях  предложение структуры системного  механизма действия права, его  стадий (этапов) и составляющих элементов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1 Историко-теоретические  аспекты исследования механизма реализации права.
     1.1 Понятие механизма реализации права.
     Право имеет смысл и ценность для  личности, общества, если оно реализуется. Если же право не претворяется в  жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначение норм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъекта и тем самым способствуют его реализации.
     Реализация  права — это осуществление  юридически закрепленных и гарантированных  государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.
     Слово «реализация» происходит от латинского «геalis» - вещественный и буквально  означает овеществление. В наше время  реализация определяется как осуществление  чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т. п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляется в действиях, в активном поведении людей, в пользовании материальными и духовными ценностями, благами.
     Вместе  с тем реализация права имеет  еще один смысловой оттенок: право  в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т. п.) характеризуется  повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.
     Следующий момент, усложняющий анализируемое понятие, заключается в том, что и само право представляет собой многогранное явление, включающее в себя право естественное и позитивное, объективное и субъективное. Реализация права должна быть понята с учетом такого его разнопланового содержания.
     Реализация  права есть сложный процесс, протекающий  во времени. В нем участвуют не только стороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство  в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных. Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя, во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формы непосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношения обретают юридическую форму.
     Современная постановка проблемы механизма реализации (действия) права имеет давние и глубокие корни в предшествующих социально-правовых системах. В изначальных формах проявления проблема механизма действия права в практическом аспекте находит отражение на довольно ранних этапах развития человеческой цивилизации2.
     Одной из важных задач юридической науки  является исследование механизма действия права. Все это имеет не только познавательное, но и практическое значение для дальнейшего совершенствования  правового регулирования, повышения эффективности законодательства, упрочения законности3.
     По  мере развития юридической науки  шло накопление знаний по предмету. С начала 60-х годов начинает активно  разрабатываться специально-юридическая  проблематика механизма действия права. Появляется цикл работ по вопросам правового регулирования, его предмета, метода, механизма (Н.Г. Александров, С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.М. Горшенев, Д.А. Керимов, Л.С. Явич и др.). В те же годы объектом исследования становится правоприменение (П.Е. Недбайло, А.Т. Элькинд, Н.Н. Вопленко, В.В. Лазарев и др4.), от чего впоследствии отделилась тематика реализации права5.
     В свете изложенного необходимость  различать, с одной стороны, реализацию (действие, осуществление) уже существующих норм права, а с другой же стороны — «реализацию (или действие) права», которая должна включать и процессы формирования правовых норм. Применяемые же понятия во многих случаях таких различий не делают, и используемые формулировки зачастую не дают возможности понять, о чем же собственно идет речь6.
     Классификация этих механизмов возможна по различным  основаниям:
     1) по выделению стадий (этапов) действия  права. В качестве стадий можно  взять: реализацию норм права  (как наиболее ранний из рассмотренных  в науке вариантов), затем стадия правотворчества, и, наконец, стадия правообразования, т.е. процесс появления права до нормативных актов;
     2) по содержанию механизма (юридический,  психологический, социальный и  т.д.);
     3) по характеру механизма (рассматривается  реализация норм права или права вообще).
     Юридические механизмы реализации права многообразны, их содержание определяется особенностями  правовой системы той или иной страны.
     В романо-германской правовой системе  процесс правореализации включает в себя следующие этапы.
     Первый этап — возведение естественного права в закон (позитивное право), придание ему нормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, его социально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества. Для реализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание их государством. Возведение прав человека в закон означает:
       а) их конституционное закрепление; 
     б) их закрепление в текущем законодательстве.
     На  втором этапе включаются различные  механизмы реализации закона, с помощью которых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны: конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства, министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативных актах: разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальные нормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнения закона; многообразные акты применения норм права. Сюда же входит деятельность государственных органов по подготовке и принятию правовых актов.
     Третий, заключительный, этап представляет собой  собственно реализацию права. Именно здесь  права из возможности превращаются в действительность, и это превращение происходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет ли право реализовано, когда и в каких пределах.
     Возведение  правовых притязаний, т. е. естественного  права, в ранг обязательной нормы  осуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательно анализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и, определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качестве нормативного основания при разрешении дела выступает прецедент — ранее вынесенное судебное решение по аналогичному делу.
     Механизм  реализации правового притязания в  англосаксонской правовой системе  более прост, нежели в романо-германской, поскольку не требует предварительного законодательного закрепления. Опасность  же судейского произвола не следует преувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения в вышестоящий суд. Заметим, что, например, в Англии, где и сформировалось англосаксонское право, высшей судебной инстанцией является Палата лордов — верхняя палата английского Парламента7.
     Итак, для понимания того, что такое  реализация права, необходимо уяснить  следующее: в реализации права в  принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т. е. субъект права. Все иные лица —  обязанная сторона, правоприменитель, законодатель—действуют в конечном счете в интересах управомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы, которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный и многоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том, будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его воле может быть использован, введен в действие механизм реализации права. Важно лишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно и эффективно.
     Частью  механизма реализации права выступают  механизмы защиты субъективного  права, т.е. механизмы юридической  ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь  появляется возможность его реализации. Юридическая ответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав от незаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для их реализации. 
 

     1.2 Место механизма реализации права в системе правового регулирования 

     В изучении механизма реализации права необходимо преодолеть две крайности. Во-первых, излишнюю «юридизацию» поведения в сфере правового регулирования, правореализации. Нельзя практически всю правомерную деятельность субъектов считать результатом воздействия на их волю, сознание, поведение юридических средств, умалять значение социально-экономических, психологических, нравственных и иных регуляторов поведения. Это относится прежде всего к таким формам реализации, как соблюдение и использование права, осуществляемым преимущественно путем правомерного поведения, вне специальных институционных правовых форм. Во-вторых, недооценку специфики юридических средств воздействия, требующих специальной правореализующей деятельности8. Хотя последняя близка к правоприменительной реализации, их нельзя отождествлять9.
     В юридической науке под правовым регулированием принято понимать специально юридическое воздействие объективного и субъективного права, всей системы  юридических средств на общественные отношения в целях достижения определенных результатов10. Взятые в единстве и взаимодействии, эти средства составляют целостный механизм правового регулирования (МПР). Конструкция МПР позволяет выявить место, «субординацию», функции правовых средств в процессе правового регулирования на его различных стадиях, участках. При этом они берутся не изолированно, а в сочетании с иными социальными регуляторами, социально-экономическими факторами, поведением и деятельностью индивидов в сфере правового регулирования. Оптимальное сочетание социально-психологических, нравственных регуляторов с правовыми средствами, методами, приемами воздействия, выявление «глубинных» пластов действия права — магистральный путь исследования МПР в современных условиях.
     В МПР имеются относительно самостоятельные  блоки, подсистемы правовых средств, обеспечивающие процесс правового регулирования на отдельных его стадиях. Основанием выделения таких подсистем могут служить выполняемые ими специфические функции.
     На  начальной стадии правового регулирования  общая регламентация, упорядочение общественных отношений осуществляются при помощи регулятивных и охранительных норм, выраженных в системе нормативных актов и обособленных в правовых институтах, субинститутах, комплексных юридических образованиях. Этот блок правовых средств обеспечивает введение и поддержание юридических режимов, выражающих особенности отдельных отраслей права и правовых институтов (юридические режимы централизованного и децентрализованного регулирования, правовые режимы труда отдельных работников, правовые режимы жилой площади и т. п.).
     Следующий блок правовых средств обеспечивает регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений как главного средства перевода общих предписаний  правовых норм в плоскость их практического  действия. Здесь основные правовые средства — юридические факты в их институционном выражении (договоры, односторонние (правоустанавливающие акты) и правообеспечительные средства. Особое и самостоятельное значение имеют такие способы правового регулирования, как позитивное связывание, дозволение, запрет. На завершающей стадии правового регулирования право реализуется с помощью специальных правовых средств, собственно и составляющих механизм реализации права.
     Правовые  средства — такие институционные образования (формы, установления), реальное функционирование, использование которых: приводит к практическому осуществлению объективного и субъективного права, его претворению в жизнь, достижению конечного социально-экономического результата11. На уровне законодательного закрепления правовые средства образуют статическую часть механизма правового регулирования. Правильный выбор законодателем правовых средств обеспечивает их оптимальное взаимодействие с экономическими, социально-политическими, нравственными и иными рычагами ускорения социально-экономического развития советского общества.
     Правовые  средства обладают универсальным характером. Благодаря им обеспечиваются правомерное  поведение в сфере правового  регулирования, правореализующая и  правоприменительная деятельность, направленные на решение комплекса  социально-экономических задач. По содержанию, функциям правовые средства в механизме реализации права подразделяются на регулятивные и охранительные.
     Основополагающее, первичное значение имеют регулятивные правовые средства, которые непосредственно  используются субъектами в их практической деятельности по претворению в жизнь правовых требований и возможностей. Обособляясь в отраслях правах, правовых институтах, комплексных правовых образованиях, а в плоскости практического действия права — соответствующих индивидуальных установлениях и формах, закрепляющих порядок осуществления прав и обязанностей, конкретизирующих меры возможного и должного поведения (договоры, недоговорные обязательства и средства их исполнения, трудовые соглашения, порядок и средства исполнения плановых заданий, соглашения о порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности и др.), регулятивные средства устанавливают способы и порядок осуществления права, обеспечивают надлежащую правореализующую деятельность субъектов.
     Охранительные правовые средства направлены прежде всего на охрану правового порядка, восстановление нарушенного права, воздействуют на нарушителя правопорядка. Они вступают в действие, реально функционируют в случаях, когда регулятивные средства не обеспечивают надлежащей реализации права. К рассматриваемым средствам: относятся юридические санкции и акты их реализации, притязание, выраженное в виде жалобы, заявления, иска и т. п., охранительные правоотношения и дополнительные права и обязанности участников этих отношений, акты правоохранительных и иных органов, применяющих меры защиты и ответственности. «Вклиниваясь» в процесс реализации права при возможных сбоях в использовании регулятивных правовых средств, правовых аномалиях, охранительные средства призваны устранить препятствия в реализации прав и обязанностей, защитить и по возможности восстановить нарушенное право и тем самым обеспечить реализацию права, достижение нужного социально-экономического эффекта.
     Правовые  средства выполняют задачи разного  уровня, отсюда их различная роль в механизме правореализации. На уровне общих задач правового регулирования правовыми средствами в целом выступают юридические нормы, правоотношения, акты реализации прав и обязанностей, индивидуальные государственно-властные веления правоприменительных органов. Решая специальные задачи на тех или иных участках правового регулирования, данные средства образуют определенные юридические режимы, обеспечивающие особый порядок их использования. Это — юридические режимы труда работников разных категорий, правовые режимы индивидуальной трудовой деятельности, режимы жилой площади и т. д. Наконец, правовые средства оперативного порядка используются в реализации права на уровне конкретной, отдельной задачи. К ним относятся установления и формы, используемые в оперативной правореализующей деятельности специальными органами, должностными лицами, отдельными гражданами и организациями (особое соглашение или протокол о порядке исполнения договора, штраф, жалоба, иск и т. д.).
     Таким образом, механизм реализации права  — особая правовая подсистема МПР, блок регулятивных и охранительных правовых средств различного уровня, при помощи которых объективное и субъективное право претворяются в жизнь, воплощается в фактическом поведении субъектов12. Функционирование механизма реализации права в процессе практического осуществления субъективных прав и обязанностей отличается значительным своеобразием. Использование правовых средств в реализации права всегда имеет «материальное» продолжение, в конечном счете включает вещественные элементы, воплощается в волевой деятельности субъектов, т. е. зависит от человеческого фактора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Теоретические основы механизма реализации права.
     2.1 Правореализующая деятельность участников правоотношений. 

     Право реализуется двумя способами: путем фактического правомерного поведения субъектов и специальной правореализующей деятельности участников правоотношений. Фактическое правомерное поведение юридический характер в целом носит условно. Субъекты отношений реализуют здесь правомочия на собственные действия, не нарушают правовых запретов. Их фактическая деятельность определяется прежде всего обще-социальными и экономическими факторами и соприкасается с правом лишь постольку, поскольку правовые средства открывают простор для использования обще-социальных регуляторов и стимулов либо устанавливают запреты на совершение определенных действий, не допуская произвола в фактическом поведении субъектов.
     Акты  фактического поведения субъектов  включаются в механизм правореализации  в тех случаях, когда они порождают определенные юридические последствия, направлены на реальное осуществление прав и обязанностей. Так, если работник фактически приступил к исполнению своих трудовых обязанностей, то при наличии соглашения о приеме-поступлении на работу его действия порождают комплекс прав и обязанностей независимо от издания приказа о приеме на работу.
     Правовое  воздействие традиционно изучается  в учении о государстве и праве  в разделе реализации права. Реализация права, т.е. воплощение регуляторов  общественных отношений в естественных повседневных ситуациях осуществляется путем воздействия норм права на поведение людей. Влияние права на сознание и поведение людей оказывается на основе самого факта существования правовых требований. Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций.
     Воздействие права и регламентация (регулирование) правом – смежные и близкие  по значению понятия. В литературе, и особенно периодике, часто происходит смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Бесспорно, в определенных ситуациях допустима подмена одного понятия другим – например: исходя из того, что право само по себя является регулятором общественных отношений, в своем действии, функционировании оно оказывает регулирующее воздействие на эти отношения – т.е. упорядочение. Таким образом, правовое воздействие в целом можно определить как одну из функций права - регулирующую.
     Однако  для четкого их разграничения, обратимся  к толкованию понятий «воздействие»  и «регулирование».
     «Воздействие», представляет собой систему действий, имеющих целью повлиять на что-либо13, добиться необходимого результата14. Иными словами воздействие – это влияние. Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону.
     «Регулирование» (от лат. regulo – устраиваю, упорядочиваю, налаживаю, привожу что-то в соответствие с чем-то) – это частный случай, один из элементов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей и др. Иными словами «регулирование» предполагает вмещение чего-либо в определенные рамки, границы – создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.).
     Отсюда, «воздействие» представляет собой  более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным.
     Правовое  регулирование — это специфическое  воздействие, осуществляемое правом как  особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие правового  регулирования заключается в  том, что оно:
     - во-первых, по своей природе является  такой разновидностью социального  регулирования, которая строится  так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;
     - во-вторых, осуществляется при помощи  целостной системы средств, реально  выражающих саму материю писаного права как нормативного институционного образования — регулятора.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.