На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Налогообложение в России: проблемы и перспективы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«СТОЛИЧНАЯ 
ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ»
в г. Ухте
 

 
 
Факультет государственной службы и финансов
специальность: 080105.65 – финансы и кредит 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА №1

 
    По  дисциплине: Экономическая теория 

    Тема: Налогообложение в России: проблемы и перспективы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка:
                                                                                                                       Коробейникова К.П. __________
                                                                                                 (Фамилия И.О., подпись)
   Группа______________________
                     «_____»_____________ 20____г.
   Научный руководитель:
   Старший преп. Терентьева О. А.
                                                                                                       ____________________________
                                                (подпись)
                                                                                                                     «___»________________20____г.
                                            2011 г.
                                 

Содержание 
 

                                                                                                                                                            
Введение 3
Глава 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 5
      1.1. Сущность и функции налогов 5
      1.2. Принципы налогообложения 7
      1.3. Классификация налогов (виды налогов) 11
      1.4. Роль налогов в формировании финансов государства 16
Глава 2. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ  В РОССИИ 18
      2.1. Развитие налоговой системы России: исторический аспект 18
      2.2. Основные виды налогов в России, их характеристика 22
      2.3. Проблемы налогообложения и направления  их решения 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложения 34 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          
 
 
 
 
 

                                                   

ВВЕДЕНИЕ 

      Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим, обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и другое. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще. Таким образом, для решительных преобразований необходима не теория "проб и ошибок", а метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности налога как экономической категории.
      Целью данной работы является определение  понятия налогов и их роли в  жизни общества и современного государства.
      Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
      Раскрыть понятие налогов, их виды;
      Выявить сущность налогов и их функции;
      Изучить особенности налоговой системы РФ;
      Рассмотреть принципы налогообложения и роль налогов.
      Объектом  исследования данной курсовой работы является налоговая система РФ, как  неотъемлемая часть мировой налоговой  системы.
      Предметом исследования является процесс формирования и развития налоговой системы.
      Основным  методом решения поставленных задач стало изучение научной и правовой литературы. 
 
 
 
 
 

       
 
 

ГЛАВА 1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 

1.1. Сущность и функции налогов
      Налоги  – один из древнейших финансовых институтов. Их возникновение связано с возникновением и становлением государственности. Известно, что в VII-VI веках до нашей эры в Древней Греции уже были введены налоги на доходы в размере десятой или двадцатой части доходов[12; 38].
      Налоги  – это обязательные, индивидуально  безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государств и органов местного самоуправления. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления, платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесённого ущерба).
      Налоги  – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестаёт быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
      Таким образом, значимыми характеристиками налогового платежа являются:
1. Законодательная основа: налогом является только тот платёж, который устанавливается в рамках законодательства.
2. Обязательность: законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. Обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст. 57 Конституции РФ, «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».
3. Индивидуальная безвозмездность налогового платежа означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счёте, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определённый круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
4. Налоги взимаются в пользу субъектов публичной власти – в государственный бюджет, местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований), государственные внебюджетные фонды. Таким образом, только тот платёж, который поступает в бюджет или государственный внебюджетный фонд (при соблюдении остальных условий), может быть назван налогом. Если платёж, удовлетворяющий приведённым выше трём условиям, поступает не в пользу институтов публичной власти, то таковой считается не налогом, а парафискалитетом.
      Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу юридических лиц публичного или частного права, которые не являются органами государственной власти или публичной администрации.
      Налоговые доходы государства формируются  за счёт новой стоимости, созданной  в процессе  производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений  находятся в постоянном изменении.
      Экономическая сущность налогов сводится к изъятию  государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в стране, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счёт него предоставления государственных услуг.
      Функции налогов:
      Важным  аспектом налогового строительства являются функции, осуществляемые системой налогов той или иной страны. Функции налогов следуют из их экономического содержания.
      Фискальная  функция реализует формирование единого фонда денежных средств государства. Именно фискальный потенциал налогов предопределяет возможность решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных задач, охраны природы и другие.
      Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.
      Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются  относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализует через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.
      Контрольная (иногда выделяемая) функция налогообложения, дающая возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.
                                 1.2. Принципы налогообложения
      Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определённость, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения[13;302].
      В современных условиях правильно  организованная налоговая система  должна отвечать следующим основным принципам:
      Налоговое законодательство должно быть стабильно.
      Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения в законодательстве о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения существенного характера не могут проводиться каждый год.
    Взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер.
      Правовой  характер взаимоотношений государства  и налогоплательщиков может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового характера в сфере налогообложения  отдельными государственными учреждениями. В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства могут регулироваться  только законами.
      Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения  могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.
    Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий.
      Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жёстким при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжёлому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Добиться равенства справедливости и научной обоснованности в распределении налогового бремени не удавалось и не удаётся ни одному государству в мире. Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как справедливая.
      Грубейшее нарушение принципа равномерности  распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплаты налогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.
    Взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.
      Принцип соразмерности взимаемых налогов  с доходами налогоплательщиков заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.
    Способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика.
      Соблюдение  принципа создания максимальных удобств  для налогоплательщиков – важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только становление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового законодательства. Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:
    каждый используемый термин должен иметь своё единственное значение, установленное законом;
    количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным;
    законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;
    тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной  страны уровнем образования;
    при изменении каких-либо норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый изменённый текст.
    Существует равенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации).
      Один  из важнейших принципов построения налоговых систем – принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.
      Издержки по сбору налогов должны быть минимальны.
      Принцип сведения к минимуму издержек по сбору  налогов и контролю за соблюдением  налогового законодательства, иначе  называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиков о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.
    Нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности.
      Принцип нейтральности налогообложения  в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, темпы инфляции.
      Налоги  могут быть эффективным средством  предотвращения переноса на территорию страны вредных производств и  притока низкокачественных товаров.
      Свидетельство грубого нарушения принципа нейтральности  налогов в отношении форм и методов экономической деятельности – быстрое распространение (часто в абсурдных количествах) банков, бирж, страховых компаний, инновационных фирм, предприятий с высокой долей инвалидов и пенсионеров, «предприятий с иностранными инвестициями», т.е. таких предприятий, для которых установлены отличные от общих условия налогообложения (способы определения налоговой базы, специфические льготы, особые уплаты налогов).
      К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок.
      Доступность и открытость информации по налогообложению.
      К числу основных принципов построения цивилизованной  налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жёсткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику.
      Соблюдение налоговой тайны.
      Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений не только по отдельным налогоплательщикам, но и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определённой категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них.
                         1.3. Классификация налогов (виды налогов)
      Для выявления особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие классификационные критерии и признаки налоговых платежей:
    В зависимости от плательщиков все налоги можно подразделить на три группы:
1. Налоги, уплачиваемые физическими лицами. К ним относятся: налоги на доходы физических лиц; налоги на имущество физических лиц; налоги на наследство и дарения; социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с доходов, полученных физическими лицами; а также отдельные виды сборов.
2. Налоги, уплачиваемые юридическими лицами. К ним относятся: налоги на доход, прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц.
3. Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.
      Важно отметить, что плательщиками ряда налогов, отнесённых к третьей группе, являются не все физические лица, а  только физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Последняя категория физических лиц может (при определённых условиях) быть плательщиком акцизов; налога на добавленную стоимость; налога с продаж; единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.
    В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:
1. Налоги на доходы. Подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. К налогам, взимаемых с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные  налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.
2. Налоги на имущество. Подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общепоимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общепоимущественным налогам относятся налоги, взимаемые с совокупной стоимости различных видов имущества. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: поземельные налоги; налоги, взимаемые со строений; налоги с отдельных видов транспортных средств; налоги (сборы) с владельцев животных.
      От  налогов на имущество следует  отличать налоги, которыми облагается переход права собственности на имущество. Группу налогов на переход права собственности составляют налоги на наследство и налоги на дарение.
3. Налоги на реализацию товаров (работ, услуг). Включаются те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В эту группу включаются налог на добавленную стоимость, налог с оборота, акцизы и налог с продаж.
4. Налоги на определённые виды расходов. К ним относятся: налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы), налоги на приобретение инвестиционных товаров, на приобретение иностранной валюты, на приобретение объектов недвижимости и т.д.
5. Налоги на совершение определённых операций. Объектом налогообложения может также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений.
6. Налоги и сборы за право осуществления определённых видов деятельности (лицензионные платежи). Установлены федеральные сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
    По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов налоги можно подразделить на:
      Налоги, взимаемые на всей территории государства, - это, как правило, налоги, вводимые на общегосударственном (федеральном и конфедеральном) уровне. При этом общегосударственном уровне могут устанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельных территориях.
      К налогам, взимаемым на отдельных  территориях государства, относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги, устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления: городами, коммунами, округами и т.д.
      На  общефедеральном уровне осуществляется регламентация обложения таможенными пошлинами и сборами, налогом на добавленную стоимость, акцизами, налогами на доходы физических лиц и налогами на доходы юридических лиц. На среднем уровне (региональном, штатном, земельном) взимаются ресурсные налоги, налоги с продаж.
    В зависимости от адресности зачисления платежей все налоги и сборы подразделяются на:
    Закреплённые налоги и сборы – налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определённых бюджетов. К закреплённым налогам и сборам относятся таможенные пошлины, сборы и иные платежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетного кодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов.
    Регулирующие налоги и сборы. К ним относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться нормативы отчислений в бюджеты различных уровней.
    По критерию использования налоговых поступлений по целевой направленности налоги и сборы подразделяются на:
    Общие налоги и сборы. К ним относятся, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Такие налоги составляют подавляющее большинство, так как установление налогов обычно имеет целью покрытие какого-либо конкретного расхода государственного бюджета.
    Целевые налоги и сборы. К ним относятся, поступления, по которым могут быть использованы только для финансирования конкретных расходов. К целевым обычно относятся налоги и сборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды; поступления по которым зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты.
    Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые.
1. Под периодическими налогами обычно понимаются те налоги, платежи по которым осуществляются с определённой регулярностью. К этой группе относятся налоги на имущество (земельные, со строений, с транспортных средств и т.д.), налоги на доходы как физических, так и юридических лиц, периодические налоги на потребление (акцизы, НДС, налог с продаж). По периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период.
2. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с какими-либо особыми событиями, не образующими систему. Примерами разового налога являются налоги на наследство и дарение, таможенные пошлины, пошлины, уплачиваемые при регистрации недвижимого имущества, сборы за регистрацию автотранспортных средств.
    Налоги бывают также регулярные и чрезвычайные.
1. К регулярным обычно относятся налоги и сборы, действующие в течение длительного времени. При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяется срок их действия.
2. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы, установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств (войны, стихийные бедствия и т.п.).  Обычно при введении чрезвычайного налога или сбора особо оговаривается, что налог или сбор будет взиматься либо в течение фиксированного количества лет, либо до момента окончания соответствующего чрезвычайного обстоятельства.
    По методу установления налоги принято разделять на прямые и косвенные:
      К прямым относят подоходно-поимущественные  налоги, т.е. те, которые уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно, исходя из знания величины объекта налогообложения, расчёта налоговой базы и применения к ней налоговой ставки.  Прямыми эти налоги называют потому, что налогоплательщик самостоятельно, прямо и непосредственно уплачивает налог в бюджет. Государство предъявляет требование уплатить эти налоги именно тем налогоплательщикам, которых оно и собирается обложить этим налогом. Это означает, что при введении прямых налогов государство не предполагает, что этот налог будет переложен налогоплательщиком на кого-то другого. Фактически при прямом налогообложении налогоплательщик и несёт бремя этого налога. Прямые налоги делятся на личные и реальные.
      Личные  налоги – подоходные налоги. К числу последних относятся подоходный налог с физических лиц («индивидуальный/личный» подоходный налог) и налог на прибыль предприятий и организаций (налог на прибыль корпораций).
      Реальные  налоги – налоги на имущество. Фактически эти налоги предполагают обложение гипотетического дохода того или иного человека (или предприятия), исходя из оценки стоимости его имущества.
      Прямое  налогообложение в основном ориентируется  на процесс получения дохода.
      Косвенное налогообложение более связано  с процессом расходования полученных средств. Косвенные налоги фактически – налоги на потребление. Косвенными эти налоги называют в силу того, что при их введении государство заведомо исходит из того, что лицо, облагаемое этими налогами, переложит их на кого-то ещё, т.е. конечным носителем бремени налогов данной группы будет не то лицо, которое является по законодательству налогоплательщиком. Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене реализации товара, работ, услуг.
      К косвенным налогам относят налог  на добавленную стоимость, акцизы, налоги с продаж, таможенные пошлины и некоторые другие налоги на товары и услуги (на потребление).
   1.4. Роль налогов в формировании финансов государства
      Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.
      Современные бюджетные системы включают бюджеты  центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счёт налогов. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследства и дарений и другие.
      По  мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах – экспортёра сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов. Наряду с усилием косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.
      Большая часть государственных доходов  развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также – в некоторых странах - акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов.
      Налоги  выступают главной формой мобилизации  государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины[8;157-172]. За счёт налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. НАЛОГОБЛОЖЕНИЕ В  РОССИИ 

2.1. Развитие налоговой  системы России: исторический аспект
      Достаточно  сложно определить точку отсчёта  налоговой истории на территории России. Первым известным по письменным источникам фактом сбора налогов на Руси является описанный в «Повести временных лет» поход княгини Ольги против древлян в 945 году.
      К более поздним относится упоминание об элементах налогообложения в виде некоторого прообраза подушной подати, относимое к 1016 году.
      На  протяжении ХIII века в различных княжествах проводятся переписи населения с целью определения, налоговой базы и более полного сбора дани.
      На  протяжении XIV-XV веков со свободного населения помимо ордынской дани взимается особая дань, которая  прямо направляется в княжескую казну. В конце XV века часть натуральных сборов была заменена денежным оброком в связи с ростом великокняжеского хозяйства, а также изменениями в хозяйственном строе дворцовых слобод.
      В 1614 году был введён один из основных прямых налогов с тяглового населения  России – «стрелецкий хлеб». Этот налог взимался, для содержания служилых людей. Население Поморья и посадские люди вносили этот налог деньгами, отсюда другое его название – «стрелецкие деньги»[1; 173].
      С конца XVI века в посадах взимается лавочный оброк с купцов, которые владеют лавкой или другим промышленным заведением на территории посада.
      С начала XVII века появляется относительно оформленное обложение городских промыслов так называемыми процентными деньгами: «пятой деньгой», «пятнадцатой деньгой» и другие. Одним из наиболее тяжёлых налогов данного периода считается ямская подать или «ямские деньги». Данный вид обложения был введён ещё в 1500 году, а в 1613 году приобрёл вид «больших ямских денег» и представлял собой прямой налог с тяглового сельского и городского населения.
      В 1679 году царь Фёдор Алексеевич провёл реформу налоговой системы. Непосредственным поводом к её началу послужила невыносимая тяжесть стрелецкой подати, что проявлялось в постоянном росте недоимок. Царским указом и боярским приговором была введена подворная подать, заменившая прежние стрелецкие деньги, четвертные, данные (от слова дань) и иные виды денег (податей), кроме оброчных статей (лавочных, мельничных и других). С установлением этой подати было отменено посошное обложение, а за единицу обложения принимался «двор» (хозяйство).
      Несмотря  на принимавшиеся меры, к началу Петровской эпохи взимались весьма разнообразные подати (стрелецкая, ямская, полоняночная, конская и другие).
      Правление Петра I было ознаменовано серией мероприятий по совершенствованию налоговой или податной системы того времени. Так, именно в этот период вводятся прямые имущественные подати («десятая деньга») и личная поголовная подать («дворовое тягло»), положившая начало подати подушной (1722-1724 года), просуществовавшей в России чуть менее двух веков и фактически заменившей подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»).
      Одним из наиболее долго существовавших в России налогов является ясак, возникновение которого принято относить к XV веку, отменён он был только после Февральской революции 1917 года.
      На  протяжении второй половины XVIII – начала XIX веков продолжалось совершенствование налоговой системы. Наиболее значительными мероприятиями в этот период было уточнение налогообложения купечества:
    введение налогообложения имущества (фабрик и заводов – по рублю со стана, а где стана нет - по 1% с капитала);
    введение частнопромысловых сборов с торгово-промышленных предприятий.
      Позднее была введена гильдейская подать (гильдейский сбор с объявленных капиталов) – начало регулярному торгово-промышленному обложению в России. Одновременно купечество освобождалось от подушной подати.
      Откупы  представляли собой специфическую модель сбора налогов с населения, при которой государство передавало право на сбор определённых налогов частным лицам – откупщикам. В России в разные периоды, начиная с XV века, существовали таможенные, соляные и винные откупы.
      Основы  налоговой системы России конца  XIX – начала XX веков были заложены при проведении ряда преобразований налоговой системы в 1863-1865 и 1885-1887 годах.
      В эти годы были отменены соляной налог (1880 год) и подушная подать (1882-1886 года). Активно совершенствовалась система акцизного обложения и государственного земельного налога.
      В начале XIX века роль налогов в формировании доходов бюджетной системы России была относительно невелика.
      В Российской империи в конце XIX – начале XX веков основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных компонентов:
    основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства;
    дополнительного сбора, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных различным по статусу юридическим и физическим лицам.
      Первая  мировая война наложила определённый отпечаток на налоговую политику российского правительства, приведя к повышению общего уровня налогов в стране. Были повышены налоговые ставки по промысловому обложению, по обложению недвижимых имуществ, квартирный налог, гербовый налог, гербовый сбор, акцизы на ряд продовольственных товаров, табачных изделий, нефтепродукты и некоторые другие. Вводились новые налоги:
    временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;
    налог на военную прибыль;
    особый временный налог на русский хлопок;
    единовременный налог на телефоны;
    ряд других.
      Первый  Закон о подоходном налоге фактически был утверждён лишь в 1916 году. Налог  должен был взиматься с доходов, полученных от всех источников:
    капитала;
    недвижимости, аренды;
    торговых, промышленных и иных предприятий;
    профессиональных, личных промысловых и иных приносящих выгоды занятий;
    иных, не поименованных выше источников доходов.
      Не  подпадали под налогообложение  такие виды доходов, как наследство и дарение, средства, полученные в погашение занятых у налогоплательщика сумм, выигрыши по процентным бумагам.
      К кругу налогоплательщиков были отнесены:
    российские поданные (за исключением не проживающих постоянно в России);
    иностранные граждане, постоянно проживающие в России.
      Фактически  к началу 1917 году в России действовали  следующие основные налоги:
    поземельный налог, который носил раскладочный характер;
    поземельные сборы, существовавшие на территории польских губерний, Сибири и некоторых других местностей;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.