На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Административно-правовое регулирование деятельности ОВД

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский университет МВД  России»
Брянский  филиал 

Кафедра административного права и административной деятельности 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 
 

Тема_______________________________________________________________ 
 

Выполнил___________________________________________________________
звание, фамилия, имя, отчество, 

____________________________________________________________________
факультет, курс, № группы (взвода), № зачётной книжки 
 

Руководитель_________________________________________________________
ученая  степень, ученое звание, 

________________________________________________________________________________
специальное звание, должность, Ф.И.О. 
 
 
 

Дата защиты______________________________________  

Оценка___________________________________________ 

_________________________________________________
        подпись руководителя 
         
         
         
         

Брянск  – 2007
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
     Человек – существо  социально-биологическое. Для   удовлетворения   своих потребностей и интересов он ежедневно вступает в сотни отношений с другими субъектами права. Поэтому, государство, будучи  гарантом  безопасности всех  членов  общества,  устанавливает регулирование всех этих отношений. Одним из таких регулирований является административно-правовое регулирование.
     Административно-правовое регулирование распространяется на все административные правоотношения, а также на деятельность компетентных органов государственной власти, в частности на деятельность ОВД.
     Актуальность  данной темы обусловлена ее научно-теоретической и практической значимостью. ОВД в процессе выполнения возложенных на них задач используют механизм административно-правового регулирования и его элементы. Важно выяснить, что же подвергается административно-правовому регулированию деятельности ОВД: отдельные конкретные отношения, виды конкретных отношений или вся совокупность общественных отношений ОВД в целом.
     Цель  работы заключается в рассмотрении административно-правового регулирования  деятельности ОВД. Для этого необходимо обратиться к исследованию следующих задач: дать понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов, обратить внимание на реализацию административно-правовых норм в деятельности ОВД и на основания возникновения административных правоотношений ОВД и других субъектов права, а также определить роль данной проблемы в обществе.
     В работе применяются социологический  метод, а также методы анализа  и сравнения.
     Данная  работа содержит ссылки на Конституцию  РФ 1993 г. [1], закон «О милиции» от 18 апреля 1991 г. [2], Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. [3], а также на работы следующих учёных: А.П. Коренева [4], Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова [8], Л.Л. Попова [6] и др.
 

Глава 1. Понятие механизма  административно-правового  регулирования и его элементы

 
     Вопрос  о механизме административно-правового  регулирования имеет различные толкования. Традиционно в литературе используют термин «механизм административно-правового регулирования» [4], однако, по мнению Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского, Ю.Н. Старилова [8] целесообразнее говорить о системе административно-правового регулирования.
     Система административно-правового регулирования позволяет в комплексе увидеть материю административного права; она дает возможность понять логику административно-правового воздействия на общественные отношения, выделить главные элементы организационно-правового воздействия и регулирования этих отношений.
     Система (механизм) административно-правового  регулирования представляет собой совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных, взаимозависимых и образующих информационное единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития общественных отношений в сфере исполнительной деятельности, государственного управления и иных управленческих отношений в государстве и обществе.
     В систему (механизм) административно-правового регулирования входят следующие элементы:
    Административно-правовые нормы как первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения. Нормы административного права содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях, приказах и инструкциях федеральных органов исполнительной власти и многих других актах.
     В системе административно-правового регулирования правовым нормам отводится центральное место, ибо их отсутствие непременно приведет к безжизненности всей системы функционирования административного права.
     Структура административно-правовых норм, предназначенных  для регулирования нормальных управленческих отношений, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции, а устанавливающих ответственность по административному праву – диспозиции и санкции.
    Применение норм административного права субъектами права. Это также весьма важное звено, ибо от качественности и правильности правоприменения зависит конечный результат административно-правового воздействия. Правоприменитель должен обладать высокой управленческой культурой, необходимыми знаниями в сфере права и других отраслей научного знания. В процессе применения норм административного права возникают сложности, неясности, коллизии, а следовательно, необходимость их толкования в случае разногласий между субъектами правоприменения, сомнения в правильности действий или в конституционности самой административно-правовой нормы. В последнем случае на помощь приходит Конституционный Суд РФ, рассматривающий подобные споры в установленном федеральным конституционным законом порядке. В результате применения норм административного права и их толкования управомоченные субъекты принимают соответствующие решения (правоприменительные акты, судебные решения и т. д.).
    Административно-правовые отношения, которые создаются в результате действия и применения норм административного права. Правоотношения завершают формирование этой системы, а установление законных управленческих (административных) отношений и является по сути главной целью процесса административно-правового регулирования. Этому служат как созданные правовые нормы, так и их применение на практике применительно к конкретным отношениям. Административно-правовые отношения содержат в себе соответствующие права, обязанности, ответственность участников правоотношений.
     Каждый  элемент механизма административно-правового  регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Следовательно, эти элементы механизма одновременно выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности. Таким образом, административно-правовое регулирование представляет собой процесс последовательного использования административно-правовых средств для достижения целей регулирования поведения участников общественных отношений.
     Как считает А.П. Коренев [4] важнейшими средствами механизма административно-правового регулирования являются нормативные и индивидуальные акты. Эти акты соответствуют двум уровням административно-правового регулирования. Первый уровень составляют общие правила поведения людей, а второй уровень образуют индивидуальные акты, определяющие на основе административно-правовой нормы права и обязанности конкретных участников в правоотношении. Акт применения нормы административного права включается в механизм административно-правового регулирования как средство индивидуальных прав, обязанностей и мер юридической ответственности.
     Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать  соответствующий вывод: система административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества, именуется механизмом административно-правового регулирования.
 

Глава 2. Реализация административно-правовых норм в деятельности органов внутренних дел

     А.П. Коренев [4]считает, что норма административного права – это модель, возможность оптимального поведения. Но для превращения возможности в действительность необходимо обеспечить безусловное соответствие поведения субъектов административного права предписанию нормы. Следовательно, реализация административно-правовых норм – это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
     Реализация  норм административного права, так  же как и норм других отраслей права, представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права. Реализация выражается в поведении субъекта права, которое сообразовывается с правилами норм.
     Наиболее  чётко реализация административно-правовых норм выражается в деятельности ОВД.
     В научной литературе существуют различные  мнения о способах реализации правовых норм. Так, Л.Л. Попов [6] выделяет две основных формы реализации правовых норм:
    Исполнение – точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах. Например, ОВД следует актам, регулирующим внутриорганизационные управленческие отношения, складывающиеся в системе ОВД, издаваемыми МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, управления (главные управления) внутренних дел краев, областей, автономных образований и других субъектов.
     Реализация  административно-правовых норм в форме  исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта. В определенных случаях пассивное поведение может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность, неправомерное поведение.
    Применение – издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации. Например, МВД России в предусмотренных законодательством случаях издает нормативные акты по безопасности дорожного движения, обеспечению соблюдения правил лицензионно-разрешительной системы, относящейся к ведению Министерства внутренних дел Российской Федерации, и др., которые содержат нормы, обязательные для государственных органов, предприятий, учреждений, юридических и физических лиц. ОВД и их должностные лица в ходе непосредственного осуществления своих функций издают акты применения норм административного права, осуществляют правоприменительную административную деятельность, вступают в административно-правовые отношения с различными субъектами административного права.
     В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном законодательством процессуальном порядке.
     По  своему социальному содержанию применение административно-правовых норм представляет собой одну из правовых форм исполнительной, управленческой деятельности. Поскольку применение норм административного права носит государственный характер, то субъектами применения могут быть только правомочные органы и должностные лица, наделенные правоприменительной компетенцией. Одним из таких правомочных органов является ОВД.
     Основными требованиями правильного применения норм административного права являются:
    Законность.
    Обоснованность.
    Целесообразность.
    Научная организация правоприменительной деятельности.
 
     В свою очередь ряд учёных[4, 5, 7, 8 и др.] помимо названных формы реализации административно-правовых норм выделяют и другие:
    Использование – применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений. Например, нормы, содержащиеся в законе «О милиции»[2], предоставляют сотруднику ОВД право проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, в предусмотренных случаях задерживать граждан, совершивших правонарушение.
     Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
     Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право гражданина на перемену фамилии, не обращаясь с заявлением об этом в ОВД.
    Соблюдение – воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности. Например, все правовые формы деятельности ОВД (и прежде всего правоотношения) должны соответствовать правовым нормам. Только в этих случаях их деятельность будет законной.
     Реализация  административно-правовых норм в форме  соблюдения характеризуется добровольным подчинением субъекта права требованиям административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
     Л.Л. Попов [6] считает, что административно-правовые нормы имеют определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь юридическую силу в отношении различного круга лиц. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. К этой основной позиции можно добавить, что в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за Государственную границу РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами – членами Содружества Независимых Государств (СНГ).
     В пределах России административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан.
     Во  времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, был установлен мораторий на выборы глав краевой, областной администрации, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).
     Законную  силу административно-правовые нормы приобретают либо с момента подписания содержащих их нормативных актов (например, указов Президента или постановлений Правительства РФ), либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу. Как правило, это 10 дней после опубликования нормативного акта. Сроком вступления их в силу может служить также момент доведения административно-правовых норм до исполнителей.
     В Российской Федерации действуют  некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами РФ.
     Законы  и другие правовые акты, содержащие административно-правовые нормы и действовавшие на территории до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, не противоречащей этой Конституции.
     Принципиальное  значение для действия административно-правовых норм как в пространстве, так и  во времени имеет следующее положение ст. 15 Конституции РФ [1]: любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
     Особую  значимость процесс реализации административно-правовых норм приобретает в связи с особенностями современного федеративного устройства России, поскольку к компетенции органов государственной власти субъектов РФ отнесено самостоятельное установление нормативных правовых актов. Практика многих лет, к сожалению, демонстрирует немало фактов, суть которых в том, что на уровне субъектов РФ устанавливаются правовые нормы, в том числе и административно-правовые, не соответствующие федеральному законодательству. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ (ч. 5) [1] установлено, что в случае противоречий между нормативными правовыми актами субъектов РФ и федеральными приоритет отдается федеральным. В соответствии с Федеральным законом [3], нормативные правовые акты субъектов РФ, признанные судом противоречащими федеральному и региональному законодательству, подлежат приведению в соответствие с законом в течение шести месяцев.
     Подводя итог, можно сказать, что реализации административно-правовых норм в деятельности ОВД представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли.
 

Глава 3. Основания возникновения административных правоотношений органов внутренних дел с другими субъектами права

 
     Деятельность  органов внутренних дел, их взаимоотношения  с гражданами, другими органами государства и организациями находятся в сфере правового регулирования.
     Органы  внутренних дел в процессе своей  деятельности по охране общественного порядка вступает в разнообразные правоотношения, что связанно с её функциональным назначением.
     Сотрудники  органов внутренних дел, обладая  властными полномочиями, вступают в  правоотношения с гражданами и организациями. Между сторонами складываются, как правило, вертикальные отношения, при которых одной из сторон выступают ОВД. Взаимосвязь между их участниками представляет собой отношение власти и подчинения. Такого рода специфика присуща как внешним правоотношениям (т. е. отношениям между милицией и гражданами, организациями, учреждениями, другими органами государства, должностными лицами), возникающим в ходе обеспечения общественного порядка, так и внутренним, существующим между милицейскими подразделениями различных уровней и вышестоящими органами системы МВД.
     В деятельности ОВД возможны также  правоотношения, носящие горизонтальный характер и возникающие между несоподчиненными органами. Они носят, как правило, договорный характер. Примерами могут быть правоотношения об охране объектов межведомственной сторожевой охраны, квартир граждан, об использовании труда осужденных в деятельности хозяйственных организаций и д. р. Однако договорные правоотношения не специфичны для деятельности органов внутренних дел. В этих отношениях они выступают, как правило, в качестве юридического лица, а не органа государства, осуществляющие государственно-властные функции.
     Исходя  из предложенной выше классификации  правоотношений и функциональных задач ОВД, можно выделить административные правоотношения.
     Административные  правоотношения наиболее специфичны для  деятельности органов внутренних дел, ибо они входят в систему исполнительно-распорядительных органов.
     Административные  правоотношения складываются в процессе осуществления органами внутренних дел службы охраны общественного порядка, паспортной, разрешительной систем, обеспечение соблюдения безопасности движения транспорта и пешеходов и др. Они характерны как для внешних, так и для внутренней сферы связей, в которых протекает деятельность органов внутренних дел. Особенности внешних связей состоят в том, что они, как правило являются властеотношениями, где властным субъектом выступает сотрудник органов внутренних дел.
     Административные  правоотношения в деятельности ОВД могут носить как регулятивный, так и правоохранительный характер. Регулятивные правоотношения связаны с решением положительных задач (например, в разрешительной системе), правоохранительные – возникают при совершении административного правонарушения и состоят в применении административной санкции к правонарушителю. Так, например, нарушение гражданином правил уличного движения влечет возникновение административного охранительного правоотношения. Среди административных правоотношений можно выделить материальные и процессуальные. Последние играют важную роль в ходе привлечения правонарушителя к административной ответственности.
     Все виды административных правонарушений, складывающихся в ходе осуществления ОВД своих функций, пронизано требованиями законности, важнейшими из которых являются:
    соответствие административных правоотношений нормам права;
    обязательное и безусловное выполнение требования о применения о применении мер административного принуждения к лицу лишь в случаях и пределах, установленных законом, и лишь за те проступки, которые это лицо совершило;
    обязательное удовлетворение предусмотренных законодательством прав граждан, использование которых связано с деятельностью органов внутренних дел.
    привлечение общественности к осуществлению возложенных на органы внутренних дел задач и др.
     Теоретическое осмысление проблемы административно-правовых отношений традиционно вызывает трудности, ибо этот институт связан со всеми (не менее сложными) институтами административного права. Сущность административно-правовых отношений должна обусловливать главные черты как материальных, так и процессуальных административно-правовых норм, т. е. управленческого процесса и административно-процессуальной деятельности.
     Следует согласиться с А.П. Кореневым [4], что административно-правовые отношения - это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления.
     Элементами (составными частями) административно-правовых отношений являются: субъекты, объекты и юридические факты.
     Субъектом административно-правового  отношения называется тот, кто наделен административными правами и обязанностями. Субъектами административно-правовых отношений являются:
    граждане России;
    иностранные граждане и лица без гражданства;
    государственные  органы,   их  структурные   подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
    общественные (негосударственные) объединения;
    служащие государственных органов и организаций, служащие общественных (негосударственных) объединений;
    представители  общественных формирований,   наделенные административными обязанностями и правами.
     Общим объектом регулирования  административно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом – поведение субъектов.
     Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, то есть это такие факты, с наличием которых законодатель связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.
     Административно-правовые отношения, возникающие между ОВД  и гражданами, а также другими  субъектами административного права, предполагают наличие прав и обязанностей у участников этих отношений, правам одного субъекта корреспондируют обязанности другого и наоборот.
     В зависимости от характера прав и  обязанностей участников правоотношений последние могут быть отношениями власти-подчинения или отношениями, характеризующимися равенством сторон.
     Властные  отношения возникают в связи  с применением милицией мер административного  принуждения. Они отражены в ст. 11 Закона "О милиции" от 18 апреля 1991 г [2].
     Отношения власти-подчинения возникают в связи  с осуществлением сотрудником милиции функций по предупреждению, пресечению и привлечению правонарушителей к ответственности. В этих случаях он выступает как представитель государственного органа исполнительной власти, как лицо, наделенное государственно-властными полномочиями по применению мер принуждения. Гражданин обязан подчиниться законным требованиям сотрудника милиции.
     Вместе  с тем следует согласиться с А.П. Кореневым [4], что многие отношения, возникающие между ОВД и другими субъектами административного права, характеризуются равенством сторон. Например, гражданин вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов к сотруднику милиции. Этому праву гражданина соответствуют важнейшая обязанность и долг сотрудника милиции перед гражданином обеспечить защиту его прав и восстановить нарушенные права. Обращение гражданина с просьбой разрешить тот или иной вопрос, относящийся к компетенции работника милиции, вызывает у последнего обязанность рассмотреть просьбу гражданина, принять по ней решение и информировать о нем гражданина.
     Невыполнение  или ненадлежащее выполнение этих обязанностей сотрудниками милиции влечет установленную для них законодательством дисциплинарную или уголовную ответственность.
     Итак, рассмотрение общих черт, характеризующих  основания возникновения административных правоотношений ОВД с другими субъектами права, а также основных видов этих правоотношений позволяет подчеркнуть следующие важные положения:
    специфика функционального назначения милиции, её компетенция предопределяет многообразие правоотношений, в которые они вступают;
    характеристика правовых норм деятельности органов внутренних дел, конкретизация требований законности, к ней предъявляемых, возможны лишь при комплексном изучении не только всего многообразия правоотношений, в которые вступают органы внутренних дел, но и их взаимосвязи, переплетении.
    главным требованием законности, предъявляемым к правоотношению, является соответствие его содержания положению Конституции, других законов, принципом права и предусматривающей эти правоотношения норме определенной отросли права;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.