На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Церковная реформа Никона

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание.
1.Введение……………………………………………………………………….3
2.Патриарх Никон………………………………………………………………4
3.Церковь и  государство в XVII веке………………………………………….6
4. Основные черты  Никоновой реформы……………………………………...8
5. Распадение  раскола на толки……………………………………………….14
6. Эволюция отношения  Русской Православной церкви……………………17
7. Падение Никона……………………………………………………………..19
8.Заключение…………………………………………………………………...22
9. Список используемой  литературы………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
      На планете Земля существует множество религий. Одна из них – христианство – появилась в I веке н. э. Это одна из самых распространеных религий нашего государства, поэтому меня не могла не заинтересовать, выбранная мной тема.В 1054 году христианство уже разделилось на католическое (с центром в Риме) и православное (с центром в Константинополе). После заключения в 1438 году Флорентийской унии, по которой византийская православная церковь входила в подчинение католической, центр православия перенёсся в Москву, не признавшую унии, – так появился миф о Москве, как о «третьем Риме».
      В середине XVII века, в связи с церковной реформой патриарха Никона, русское православие разделилось на два течения: «староверов» и «никонианцев». Это разделение вызвало впоследствии ещё более мелкое дробление, особенно среди староверов. Все нововведения касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия. Но под лозунгом возвращения к старой вере объединились люди, не желавшие мириться с ростом государственного вмешательства в дела общества, с усилением контактов с заграницей, со всем тем, что казалось и несоответствующим традиционному идеалу правды. Таким образом, в расколе столкнулись три тенденции: государственная (представленная царем Алексеем Михайловичем и его окружением), в рамках которой, церкви отводилась сугубо подчиненная роль; государственно-церковная, в традициях классического иосифменства (старообрядцы); теократическая, основанная на стремлении поднять церковную власть над светской, сделать церковь главным действующим лицом политической истории (Никон). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Патриарх  Никон.
      Никон, во святом крещении Никита, родился в1605 году в селе Вельдеианове (Нижегородская губерния) в семье крестьянина. Мать его рано умерла, он рос в семье смачехой,безответно терпя упреки и побои. Затем подружился со священником из соседнего села Колычево и переселился в монастырь преподобного Макария Желтоводского. Здесь он выучился читать и писать. Никита удивлял братию силою своего характера в духовных подвигах. Искусный в чтении и разумении церковных книг, он занял место сельского причетника при одной сельской церкви, а позже стал священником.
      В 1625 году Никон женился на Настасье, дочери отца Ивана, и стал приходским священником. Но семейная жизнь оказалась трагичной – все трое детей умерли. В 1630 году он уговорил жену принять монашеский постриг в Московском Алексеевском монастыре, а сам ушел на Север, на Соловки. ВАнзерскомскиту, руководимом старцем Елизаром Анзерским,он принял монашеский постриг под именем Никона. Но здесь он не нашел той строгости отшельничества,какой искал и перешел в Кожеезерскую пустынь, где вскоре был поставлен игуменом.
      По нуждам обители Никон прибыл в Моску,здесь увидал его царь Алексей Михайлович. Пламенная ревность к благу церкви и Отечества, твердыйоткрытый характер, светлыйум, обширные познания,строгие правила жизни, и,наконец,величественная наружность Никона поразили царя, который полюбил его как друга, и, чтобы приблизить к себе, перевёл его в Новоспасский монастырь. Дорожа расположением царя, Никон неутомимо старался расширить свое образование чтением духовных книг и завел обширную библиотеку. Затем около трех лет он был митрополитом в Новгороде с особым полномочием от царя – наблюдать за всем управлением и освобождать, по своему усмотрению, из темниц узников. В Новгороде Никон завел в церквах лучшее пение, неспешное и внятное чтение, устроил типографию, четыре богодельни и во время голода каждый день кормил бедных на своем дворе.
       После смерти патриарха Иосифа царь предложил престол патриарха Никону. Тогда Никон обратился к царю и боярам и спросил их: «Будут ли его почитать как архипастыря и отца и дадут ли ему устроить церковь?» Все сказали, что «И будут, и дадут», и Никон принял патриаршество 25 июля 1652 года.
      В первые пять лет правления Никона связывала с царем самая тесная дружба. Ему главным образом мы обязаны присоединением Малороссии. Когда по этому поводу началась война с Польшей и царь отправился в поход, тогдауправление государством было поручено Никону.
       Особенно энергичную деятельность Никон проявил по случаю открытия в России моровой язвы. Он рассылал грамоты о мерах предосторожности от заразы исохранил царскую семью. Власть патриарха стала приравниваться к царской власти. Пользуясь влиянием царя, Никон соорудил свои знаменитые монастыри: Иверский, Крестный и заложил Новый Иерусалим. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Церковь и государство  в XVII веке.                   
       По мере развития российского самодержавия все острее вставал на повестку дня вопрос о приоритете государственной власти над церковной. В период феодальной раздробленности русская церковь сыграла существенную роль в объединении страны для борьбы с монголо-татарским нашествием. Однако при всем своем стремлении играть самостоятельную роль, русская православная церковь всегда находилась в зависимости от государственной власти. Этим она сильно отличалась от римско-католической церкви, обладавшей полной самостоятельностью в церковных делах.
        Превращение церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства получило свое завершение в XVII веке, когда после смуты дворянство окончательно захватило руководящее положение в Московском государстве. Это коснулось и церкви. Она потеряла значительную часть своего влияния, и даже патриарх был вынужден считаться с постоянным контролем со стороны царя и боярской думы. Это изменение в положении церкви имело под собой экономическое основание. Правда, абсолютные размеры церковных вотчин и численность церковных людей были в XVII веке весьма внушительны: патриарху, митрополитам и епископам принадлежало в конце века около 37000 дворов, в которых числилось около 440000 душ тяглового населения; кроме того, значительные земли принадлежали отдельным монастырям. Но, все-таки, по сравнению с дворянским государством, это было не так много. Росли торгово-промышленные города и слободы. Дворянство ревниво следило за церковным хозяйством и продолжало принимать меры против его роста.
      Московское правительство провело на соборе 1580 г. постановление, согласно которому запрещалось давать монастырям вотчины на помин души, а также вообще запрещалось церковным лицам и учреждениям покупать и брать в залог земли. Смута парализовала действие этого правила; но в 1649 г. при составлении Уложения оно было восстановлено, расширено и введено в жизнь в качестве общегосударственного закона. Именно Соборное Уложение постановило (гл. XVII, ст. 42): «Патриарху и митрополитом и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупати, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати некоторыми делы.» Уложение окончательно уничтожило церковную юрисдикцию по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам.
      Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Все они были «избраны» соборами по указанию царя. Царь также издавал распоряжения о соблюдении постов, служении молебнов, порядке в церквях. И нередко эти указы отправлялись не архиереям, а царским воеводам, которые ревностно следили за их выполнением и наказывали ослушников.
      Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение в церковных кругах не только не считалось ненормальным, но даже признавалось соборами официально. Церковная реформа 50-60-х годов XVII века была вызвана стремлением укрепить централизацию русской церкви аналогично другим звеньям государственного аппарата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  черты Никоновой  реформы
      Первым шагом Патриарха Никона на пути литургической реформы, сделанным сразу после вступления на Патриаршество, было сравнение текста Символа веры в редакции печатных московских богослужебных книг с текстом Символа, начертанного на саккосе митрополита Фотия. Обнаружив расхождения между ними (а также между Служебником и другими книгами), Патриарх Никон решился приступить к исправлению книг и чинопоследований. Примерно через полгода по восшествии на патриарший престол, 11 февраля 1653 года, Патриарх указал опустить в издании Следованной Псалтири главы о числе поклонов на молитве преподобного Ефрема Сирина и о двуперстном крестном знамении. Часть справщиков высказали своё несогласие, в результате трое были уволены, среди них старец Савватий и иеромонах Иосиф (в миру Иван Наседка). Спустя 10 дней, в начале Великого поста 1653 года, Патриарх разослал по московским церквам «Память» о замене части земных поклонов на молитве Ефрема Сирина поясными и об употреблении троеперстного крестного знамения вместо двуперстного. Так началась реформа, равно как и протест против неё — церковный раскол, организованный бывшими товарищами Патриарха протопопами Аввакумом Петровым и Иваном Нероновым.
       В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: Широкомасштабная «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг.В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).
      Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити наколену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились».
      Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали  произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
Изменено  число просфор на проскомидии  и начертание печати на просфорах. 
 
 

Церковная реформа патриарха  Никона. Возникновение  раскола в Русской  Церкви и в русском  обществе. 

      Ещё до принятия патриаршества Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах. И ещё до него пытались эти ошибки исправить; но исправления велись всё по тем же славянским книгам, правда, более древним, но тоже с ошибками, допущенными при переписывании греческих (византийских) оригиналов. С греческих книг не брались исправлять просто за незнанием греческого языка. Но, тем не менее «исправленные» книги печатались и вводились в обращение, а печатное слово уже считалось «неприкосновенным».
      В 1654 году, через два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом.
      Между тем с Востока вернулся монах Арсений Суханов, посланный туда ещё ранее для собирания древнейших греческих рукописей, и привёз с собой свыше шестисот древних книг (некоторые из них были написаны более пятисот лет назад). Получив эти пособия для исправления книг, Никон стал заниматься организацией столь важного дела. Из Киева были приглашены учёные монахи, главой их был поставлен Епифаний Славеницкий, знаток греческого языка, а помощником ему стал учёный грек Арсений. Прежние исправители богослужебных книг остались в стороне, отчего и обиделись; а впоследствии именно они и стали главными противниками патриарха Никона в деле церковных реформ.
      Несомненно, властный патриарх оказывал влияние на исправление церковных книг, исходя и из своих собственных взглядов на богослужение.. Но, несмотря на всё это, работы по исправлению богослужебных книг при патриархе Никоне были проведены очень тщательно и основательно, как когда бы то ни было.
Когда необходимые книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения  Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями  присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви. «Новшества» не были приняты во многих местах. Русских людей пугает любая новизна – так пугало их и столь решительное введение в обиход новых церковных порядков. Так что поначалу отторжение «никоновских» книг было чисто психологическим и оттого мало выраженным. Но некоторые люди с богословским образованием сразу же не приняли исправленных книг из соображений так называемой «церковной идеологии»: в тех греческих церковных книгах, по которым велись исправления, они увидели отражение союза православной и католической церкви – Флорентийской унии.Среди таких людей вперёд сразу выдвинулись те, кто до Никона исправлял церковные книги, а при нём, как уже говорилось, оказались не у дел. Так в Русской Церкви появилось целое течение, обособившееся от официальной («никонианской») церкви, не признавшее церковной реформы патриарха Никона.
      Более общие мнения раскольников следующие:
1.Богослужение  должно совершать по старым (преимущественно  иосифовским) книгам.
2.Иконам  должно покланяться только старым  или списанным со старых.
3. В  восьмом члене символа веры  должно читать::» И в Духа  Святаго господа истиннаго,животворящаго.»
4. Креститься  и благословлять должно двумя перстами.
5. Вокруг  церкви с крестным ходом надобно  ходить не с запада на восток, асвостока на запад(посолонь)
6.Крест  почитать только восьмиконечный
7. Имя  Спасителя писать Исус, а не Иисус.
8. Аллилуиа петь дважды, а не трижды.
9. Служить  литургию не на 5, а на 7 просфорах.
      Как видно из приведённого выше, разногласия не затрагивали основ
православной  веры, а касались лишь отдельных её моментов. Так что определяющую роль религиозных побуждений в расколе Русской Церкви ещё можно оспорить. Для большинства староверов эти тонкости были просто неизвестны. Раскол для них стал попыткой сохранить духовный строй страны, которая с присоединением Украины (1654 год) начала устанавливать контакты с Европой, как с одной из альтернатив своего развития. Церковная реформа совпала с культурной экспансией Запада, оттого была так болезненно воспринята.
      Для людей, стоявших у истоков раскольнического течения, всё было значительно серьёзней. Они были или религиозными фанатиками, или популистами и властолюбцами. Последних, к сожалению, было больше. Но были и такие, для кого решающим и принципиальным был действительно вопрос веры. Среди них – протопоп Аввакум, тот самый автор «Жития протопопа Аввакума, написанного им самим» , «важнейшего памятника раскольнической литературы». Он был самым ярым противником никоновских реформ, почти «патриархом» староверов, и привлекал на свою сторону таких же рьяных «истинно верующих», из коих стоит отметить знаменитую боярыню Феодосию Прокопьевну Морозову. Кстати, против Никона восстал и знаменитый Соловецкий монастырь, куда накануне реформы ссылали всех её противников. Ряды раскольников пополнялись с каждым днём.
      Протопоп Аввакум и Иван Неронов при первых же распоряжениях Никона по исправлению книг выразили свой протест. «Мы же задумалися, сошедшеся между собой (говорил Аввакум); видим, яко зима хощетбыти: сердце озябло и ноги задрожали». Посоветовавшись, они подали жалобу на Никона – по их мнению, он поступал не как православный. Никон был гневен и сослал их из Москвы (Аввакума – в Тобольск, а Неронова – в Вологодский край).
      Под влиянием этого протеста Никон понял, что «лучше действовать соборным приговором, чем личной властью». Собор, как известно, одобрил и утвердил все исправления Никона, лишь один архиерей – епископ Павел Коломенский – был не согласен с собором, за что был лишён сана и заточён.
      Последователей Никона его противники обидно называли «никонианцами» и «щепотниками», а самого патриарха Аввакум называл антихристом и даже предсказывал год наступления его царствования – 1666 (из-за подобных
высказываний  Аввакум стал личным врагом Никона). Официальная церковь тоже не бездействовала: объявляла староверов еретиками и предавала их анафеме, а иных и казнила (так, в 1682 году был сожжён протопоп Аввакум).
      Сожжению протопопа Аввакума предшествовали его долгие мучения и скитания по ссылкам – об этом свидетельствуют фрагменты «Жития…»: «…Таже меня взяли от всенощной Борис Нелединский со стрельцами; человек со мною с шестьдесят взяли; их в тюрьму отвели, а меня на патриархове дворе на чепь посадили ночью. Егда же россветало в день недельный, посадили меня на телегу и ростянули, и везли от патриаршего двора до Андроньева монастыря и тут на чепи кинули в тёмную полатку, ушла в землю, и сидел три дни, ни ел, ни пил… Никто ко мне не приходил, токмо мыши, и тараканы, и сверчки кричат, и блох довольно… На утро архимарит с братьею пришли и вывели меня: журят мне, что патриарху не покорился, а я от Писания ево браню да лаю. Сняли большую чепь да малую наложили. Отдали чернцупод начал; велели волочить в церковь. У церкви за волосы дерут и под бока толкают, и за чепьторгают и в глаза плюют… Таже послали меня в Сибирь . До Тобольска три тысящи вёрст недель с тринадцать волокли телегами и водою и санями половину пути… Посем указ пришёл: велено в Дауры вести… Также с Нерчи реки паки назад возвратилися к Русе. Пять недель по льду голому ехали на нартах. Мне под робят и под рухлишко дал две клячки, а сам и протопопица брели пеши, убивающеся о лёд. Страна варварская, иноземцы немирные, отстать от лошедей не смеем, а за лошедьмиитти не поспеем, голодные томные люди…»
      Из отрывков «Жития…» можно судить, как жестоко были наказуемы противники Никона, причём наказание накладывалось и на их семьи (ссылкам подвергались даже не в чём не повинные дети).
      В 1666 году имел место ещё один собор русского духовенства, который окончательно утвердил все изменения, внесённые в богослужебные книги по реформе Никона. С этой поры ещё больше усилились гонения на раскольников. Но те не сдавались, а лишь ещё более ожесточались – убегали в Сибирь (вспомним семью Лыковых, ставшую известной благодарямногочисленным публикациям Василия Пескова в «Комсомольской правде»), устраивали акты самосожжения.
Итак, церковный  раскол при патриархе Никоне имел достаточно много предпосылок: психологические, социокультурные, религиозные, политические. И он, пожалуй, был неизбежен. Но ведь можно было обойтись и без национальной трагедии! 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Распадение  раскола на толки
      Раскол, как уже можно было заметить, не был явлением однодневным и малозаметным. Это – целый пласт русской истории и культуры. Первоначально обладая лишь религиозным значением, он постепенно приобрёл и весомое политическое значение: от отрицания новых церковных порядков раскол перешёл к отрицанию новых порядков гражданских, как-то: рекрутчины, народных переписей, паспортной системы и т. д. Особенно рьяно выступали староверы против реформ Петра I, из нововведений которого ими порицались: бритьё бород и стрижка волос («портится, якобы, образ Божий»), курение и нюханье табака, короткиесюртуки, фраки и галстуки, театры, конские бега, факельщики при погребении, употребление сахара, кофе, картофеля, занятия медициной (особенно анатомией), астрономией, химией и другими естественными науками.
      Раскол мог стать очень влиятельной силой в государстве, если бы был организованным. Ведь по смерти первых его руководителей (коими были действительные монахи и священники), которые так или иначе «правили церковную службу», у староверов возник вопрос: «кто же теперь будет у них править церковную службу?» Одни стали сманивать к себе священников из «никонианской» церкви, другие же решили обходиться без священников, предоставив право вести богослужение мирянам (в том числе женщинам). Так возникли два главных раскольничьих течения: поповщина и беспоповщина. С них началась дальнейшая дезорганизация движения староверов .
      Для поповцев возникли новые вопросы,при решении которых они раздробились нановые толки. Одни говорили, что можно приниматьбеглых попов не иначе, как через новое крещение; другие(перемазанцы) постановили принимать беглых священников через миропомазание. Большая часть поповцев утвердилась на этом втором способе принятия беглых попов. Но так называемые диаконовцы(по имени основателя их диакона Александра) принимать в свое сообщество священников по третьему чину, через проклятие ересей, якобы господствующих в Православной Церкви. По вопросу,кого принимать, отделился толк сусловцев ( от имени основателя – купца Суслова Федора), которые учат, что надо принимать только тех священников, которые бегут из великой Русской Церкви, а не из Малороссии, потому что эти – обливанцы.
      Поздне, поповцы,приемлющие австрийское священство, разделились на окружников и противоокружников. Окружники принимают составленноев 1862 году неким Илларионом Кабановым окружное послание. Послание составлено в примирительном тоне по отношению к Православной Церкви: в нем доказывается, что Православная Русская Церковь веруют в того же Бога и Господа Иисуса Христа, которого старообрядцы чтут под именем «Исуса». Противоокружники не принимают этого послания.
      В среде беспоповцевнаиболее известны следующиетолки. Поморяне, (даниловцы,выговцы). Беглый дьячок Данило Викулин в конце 17 века устроил скит на берегу реки Выги. Сюда пришли знаменитые писатели, братья Андрей и Семен Денисовы. Главные положения поморских беспоповцев: со времени патриарха Никона в Русской Церкви царствует антихрист, поэтому, приходящих  от нее должно перекрещивать, венчавшихся же разводить,за предержащие власти не должно молиться Богу ит.п.
      Филипповцы. Некто Филипп,бывший стрелец мечтал стать настоятелем Выговского скита. Основалв 15 верстах от Выговского скита особый скит. Главное отличие их от выговцев то, сто они не молятся за православных царей.
       Феодосеевцы. Феодосий, из рода боярУрусовых, основал беспоповское согласие на польской границе. Во второй половине 18 века оно утвердилось в Москве на раскольничьем Преображенском кладбище. Феодосеевцы не отвергают титло И.Н.Ц.И., как евангельское; пищу, покупаемую на торгу, душу очищают молитвами и поклонами.
      Кроме этих более крупных согласий беспоповщина и на более мелкие толки. И вот некоторые из них:
      Нетовщина, или спасово согласие. Последователи жэтого толка утверждают, что нет в мире ни церкви, ни священства, ни таинств: «Пусть Спас сам спасает, как знает».
      Секта странников, или бегунов. Они проповедуют, что антихрист царствует на земле и положи печать на все церковные и гражданские порядки (ревизия, податная система ,паспорты, рекрутчина – все это печати антихриста). И по этому они не хотят подчиняться никаким законам и не признают никаких порядков общежития, бродят с места на место, живут в лесах и пустынях. Странноприимец считает себя ниже бегуна и под конец своей жизни, ради спасения души сам делается бегуном.
Как уже  можно было заметить, разногласия  между староверами также не носили принципиального характера, но, тем  не менее, явились одной из причин многократного деления раскола (ещё  одна причина – стремление людей  к власти), при котором порой  возникали толки прямо противоположного свойства: так, если окружники были максимально близки к официальной Православной Церкви, то спасово согласие было близко к язычеству. Дальнейшее дробление беспоповщины привело к образованию многочисленных сект, отголоски чего слышны и сейчас. Таким образом, раскол с течением времени значительно ослаб, раздробившись на множество частей, тогда как «никонианская» церковь осталась единой, благодаря существующей в ней иерархии. 

Эволюция  отношения Русской  Православной церкви
      Осуждение сторонников старых обрядов как не православных, осуществленное соборами 1656 и 1666 годов, было окончательно санкционировано Большим московским собором в 1667 года, который одобрил реформы патриарха Никона, а всех, не принявших соборных решений, предал анафеме как еретиков и непокорных Церкви.
      Иерархи Русской Церкви в конце XVII — начале XVIII веков (соборная книга «Жезл», патриарх Иоаким в «Увете духовном», Питирим Нижегородский в «Пращице», Димитрий Ростовский в «Розыске» и др.), следуя клятвам Большого Московского собора, осуждали двуперстное крестное знамение «чёртовым преданием», «кукишем», «демоносидением», арианством, несторианством, македонианством, «армянским и латинским повелением» и др.; сугубую аллилуйю — «еретической и богомерзкой», а осьмиконечный крест, особо почитаемый старообрядцами — «брынским и раскольничьим» и т. д.
     С 1800 года Святейший Синод в той или иной мере стал допускать употребление старых обрядов (единоверие, построенное по типу западной унии — единоверцам было дозволено молиться по-старому при подчинении новообрядному священноначалию).
      Именной высочайший Указ Николая II, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 года в частности гласил:
Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые объемлют основные догматы  Церкви Православной, но не признают некоторых  принятых обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам;
      Признать, что сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов, точно так же, как разрешение ремонта и их закрытие, должны происходить применительно к основаниям, которые существуют или будут постановлены для храмов инославных исповеданий.
      «В целях уврачевания церковных разделений из-за старых обрядов и наибольшего успокоения совести употребляющих их в ограде русской православной церкви» синод при заместителе местоблюстителя патриаршего престола митрополите Сергии (Страгородском), впоследствии ставшем патриархом Московским и всея Руси, 23 апреля 1929 г. признал старые обряды «спасительными», а клятвенные запреты соборов 1656 и 1667 гг. «отменил, яко не бывшие».
        Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году, созванный для избрания патриарха, специально рассмотрел вопрос о «клятвах на старые обряды и напридерживающихся их» и принял следующее решение:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.