На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Потенциал туристического бизнеса в России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Глава 1. ОСНОВНЫЕ СЕГМЕНТЫ ИНДУСТРИИ
ТУРИЗМА В РОССИИ
§ 1. Индустрия транспорта
Транспортное  обслуживание туристов - одна из составных  частей индустрии туризма. К сожалению, в настоящее время на   туристском рынке сложилась не очень благоприятная ситуация. Перевозчики на рынке транспортных путешествий сами определяют цены на туристские услуги.
Еще одним  негативным фактором является то, что  в России на законодательном уровне не урегулированы в достаточной  мере взаимоотношения туроператора с транспортными компаниями, а нормы международного туристского транспортного права, к сожалению, вступают в противоречия с национальными нормативно-правовыми актами, тем самым ущемляются права российских туристов. К тому же туристы и специалисты туристских организаций (а зачастую и транспортных фирм) мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок.
До 1991 г. в бывшем СССР существовала единая транспортная система туризма, включавшая автомобильный, речной морской, железнодорожный и авиационный транспорт и обеспечивавшая потребности как внутреннего, так и международного туризма.
Рыночные  отношения и антимонопольное  законодательство способствовали децентрализации  транспортной системы. Резкое снижение спроса на транспортные услуги в туризме  привело к перепрофилированию некоторых  транспортных предприятий, а в ряде случаев - к их банкротству.
Снижение  спроса на транспортные услуги связано  со снижением платежеспособности граждан России, со значительным повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки, а также с введением пограничного сбора и другими факторами.
По данным Госкомстата РФ, общий поток иностранных  туристов, прибывших в 1998 г. на различных видах транспорта в Россию, составил 16,2 млн. человек, в том числе на автомобильном транспорте - 6,2 млн. человек, железнодорожном транспорте - 5,5 млн. человек, авиационном транспорте - 2,7 млн. человек, морском транспорте - 819,9 тыс. человек, пешком - 933,7 тыс. человек.
Авиаперевозки.
В последнее  время в нашей стране получили большое развитие авиационные туристские перевозки. Гражданская авиация в России развивалась с 20-х годов. 9 февраля 1923 г. был создан Совет по гражданской авиации. В 1930 г. образован единый государственный орган - Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота, с 1932 г. - «Аэрофлот». На долю «Аэрофлота» приходится 2/3 всего объема международных авиаперевозок.
В 1964 г. было создано Министерство гражданской  авиации. Основные задачи министерства: решение внутриотраслевых проблем  материального и кадрового обеспечения; согласование перспективных проектов строительства новых самолетов; представительство в правительственных органах.
В 1970 г. СССР стал равноправным членом 1САО в лице Министерства гражданской авиации, а после распада СССР Россия подтвердила свое членство в данной международной организации.
В 1991 г. стала распадаться система «Аэрофлота». Организация распалась на несколько авиакомпаний. В этом же году была создана Национальная авиационная ассоциация России. Задачей Ассоциации является формирование единой системы управления авиацией общего назначения и регистрация самолетов и аэродромов.
В начале 90-х годов создана Федеральная  авиационная служба России (ФАС). Цель организации:
• регулирование  гражданских авиаперевозок в  России;
• контроль за перевозками;
• выдача лицензий.
В целях  проведения активной промышленной и  внешнеэкономической политики, а также стимулирования развития рынка воздушных перевозок Президент РФ 18 мая 1995 г. издал Указ о создании финансово-промышленного объединения - Российского авиационного консорциума. Основная цель создания Консорциума - формирование рынка пассажирских и грузовых авиаперевозок на базе авиационной техники отечественного производства.
В состав Российского авиационного консорциума  вошли следующие акционерные общества:
• Ульяновский  авиационный промышленный комплекс «Авиастар»;
• Авиационный  научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева;
• АО «Пермские  моторы»;
• «Аэрофлот - Российские международные авиалинии»;
• Научно-производственный центр «Универсал»;
• Промстройбанк  России.
Разработчики  самолетов, производители, авиаперевозчики  и финансисты составили единое структурное  целое. В основу производственной программы Консорциума легли разработки старейшего в России конструкторского бюро «Авиационный научно-технический комплекс им. А. Н. Туполева». Выпуск самолетов Консорциума осуществляет АО «Авиастар» - самое крупное авиастроительное предприятие.
Выпускаемые самолеты разработаны с учетом колоссального  опыта производства и эксплуатации авиатехники, накопленного в России и во всем мире. Они оснащены авиадвигателями  российского производства, которые разработаны АО «Авиадвигатель» и созданы АО «Пермские моторы». Наиболее крупным покупателем продукции Российского авиационного консорциума является авиакомпания «Аэрофлот».
Воздушные трассы России связывают между собой  около 1 3900 городов и населенных пунктов. Общая протяженность воздушных линий России - 1,5 млн км. Практически из всех городов, где имеются аэропорты, можно организовать авиамаршруты для туристов России. Соглашения о воздушных сообщениях заключены со 130 странами. По данным ФАС (на 01.01.99 г.), в  России  зарегистрировано  300  авиакомпаний,  8  перевозчиков федерального значения, 77 регионального значения и еще 93 местные авиакомпании; остальные авиаперевозчики специализируются на деловой, коммерческой и бизнес-авиации.
Падение объема авиаперевозок за последние  несколько лет привело к сокращению сети аэропортов в нашей стране с 1200 до 639. Из них 63 - федерального значения, которые обслуживают более 80 % внутренних и 95 % объемов международных пассажирских перевозок. По состоянию на 01.01.98 г. к обслуживанию международных полетов допущено 55 аэропортов РФ; 26 имеют аэродромы, сертифицированные по I и II категориям ИКАО; 52 аэропорта по результатам выполнения технических рейсов допущены к приему самолетов 1-го и 2-го классов.
Динамика  развития отрасли показывает, что объем пассажироперевозок гражданской авиации за последние 5 лет сократился в 2,3 раза, рентабельность авиаперевозок упала с 21 до 5,5 %. Одной из главных причин кризиса, по мнению Отчетной палаты РФ, является чрезмерное раздробление «Аэрофлота» на множество мелких экономически несостоятельных авиакомпаний, расчленение летных служб, служб обеспечения и материальной части. Резко ухудшилось обеспечение безопасности полетов, эксплуатируемый парк воздушных судов физически и морально устарел.
В настоящее  время состояние на рынке внутренних перевозок можно оценить следующим образом: авиакомпания «Аэрофлот» пока значительно уступает другим компаниям на внутреннем рынке. В 1998 г. его услугами воспользовались всего 129 тыс. пассажиров (что составляет 2 % общего объема перевозок компании), основную же часть перевозок по стране осуществляют «Внуковские авиалинии», «Пулково» и «Трансаэро». В целом в 1997 и первой половине 1998 гг. наметилась некоторая стабилизация объемов авиаперевозок. В 1997 г. было перевезено около 26 млн пассажиров, авиакомпании России закончили год с прибылью. За первое полугодие 1998 г. пассажирооборот, по оценкам, вырос. Августовский кризис резко переломил эту тенденцию. Во втором полугодии пассажиро- и грузооборот снизились на 20-30 %, а в целом за 1998 г. было перевезено всего 22,4 млн пассажиров (снижение на 13 %) при пассажирообороте 55,5 млрд пассажиро-километров (снижение на 10 %). При этом по международным линиям снижение составило лишь 6 %. После 2000-2001 гг., базируясь на умеренно-оптимистическом прогнозе, можно ожидать соответствующего роста авиаперевозок. По пессимистическому сценарию воздушному транспорту России грозит полный развал и оценивать емкость рынка авиатехники просто не имеет смысла.
Железнодорожные перевозки.
Россия  обладает самой протяженной сетью  железных дорог в мире. Наличие  густой сети железных дорог, особенно в европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географии, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров.
Железные  дороги преимущественно расположены  в европейской части страны, менее развита Восточная часть (Сибирь и Дальний Восток).Среди большинства российских туроператоров сегодня бытует мнение, что железнодорожный транспорт изжил себя и будущее принадлежит исключительно авиации и автобусам. Если обратиться к цифрам и сравнить показатели 1985 и 1995 гг., это подтверждается: раньше 70 %  туристов пользовались услугами железной дороги, 15 % - «Аэрофлотом», а в 1997 г. доля железнодорожных перевозок снизилась до 35 %.
Снижению  туристского потока на железнодорожном транспорте есть ряд объективных причин:
• значительное уменьшение числа предоставляемых  туристских поездов со стороны Министерства путей сообщения;
• низкое качество обслуживания туристов в пути следования;
• высокие  тарифы и пр.
Министерство  путей сообщения (МПС) - это главный  орган в России, ответственный  за управление железнодорожным сообщением, единственный владелец всех железных дорог в России (монополист). В структуру МПС входят главные управления и управления по отдельным отраслям железнодорожного транспорта.
Главное пассажирское управление МПС занимается вопросами обеспечения перевозок как пассажиров, так и туристов. В управлении железных дорог имеются пассажирские службы, а в отделениях дорог - пассажирские отделы или секторы.
Главное управление вагонного хозяйства  МПС занимается обслуживанием пассажиров и туристов в поездах. Этому управлению подчинены резервы проводников, конторы обслуживания пассажиров и вагонные депо.
Главное управление движения МПС занимается вопросами организации следования поездов по графику. Главное врачебно-санитарное управление - санитарным состоянием вокзалов, пассажирских вагонов и т. д.
В режиме внутреннего туризма железнодорожный  транспорт конкурентоспособен при  реализации познавательного туризма, поездках выходного дня, экскурсиях.
Этот  вид транспорта (наряду с автомобильным) является основным в приграничных туристских перевозках: в Финляндию, Польшу, Словакию, Китай, Монголию, а также в республики СНГ. Преобладание пассажиров из стран СНГ объясняется тем, что железная дорога - это основной путь в Россию из этих государств.
Автобусные  и автомобильные перевозки.
В рамках единой транспортной системы туризма  в бывшем СССР по состоянию на 1991 г. автомобильные перевозки были самыми массовыми и составляли около 52 % общего объема перевозок. К тому времени функционировало 9600 автомобильных маршрутов, разработанных в соответствии с действующими нормами. Только в 123 автотранспортных туристских предприятиях находилось на балансе 10,5 тыс. автобусов. В 1990 г. доля российских автоперевозчиков на международном рынке составила 75 %, в 1996 г. сократилась до 27 %. Доля перевозок в 2000 г. предположительно составит 15,4 %.
Сокращение  доли автомобильных перевозок идет за счет увеличения удельного веса в транспортных путешествиях воздушного транспорта. Тем не менее автомобильный транспорт до сих пор является лидером туристских перевозок, выполняя две основные функции:
1) самостоятельный  вид путешествий и экскурсий;
2) вспомогательный  (трансферный) транспорт. 
В бывшем СССР монопольными международными перевозчиками были фирмы «Совтрансавто», «Интурист», «Спутник», «Интурбюро». В настоящее время только в Москве работает более 30 фирм-перевозчиков, специализирующихся на международном туризме: «Интуртранс», «Автотур-Спутник», «Автотур-транс» и т. д.
Наиболее  популярными маршрутами являются: Москва -Минск - Варшава - Берлин - Париж - Москва; Москва - Стамбул - Москва; Москва - Лондон - Москва; Москва - Рим - Москва; Калининград - Берлин - Калининград и др. Наиболее популярный маршрут автобусных туров по России - города «Золотого кольца России».
Основной  проблемой в настоящее время  при организации автобусных туров является недостаток автобусов хорошего качества. Автобусы высокого класса на российском туристском рынке - это большая редкость, а отечественные автобусы, к сожалению, отстают от мировых стандартов качества.
Водные  перевозки.
Перевозка туристов водным транспортом в России имеет небольшой удельный вес - около 5 % общего объема транспортных путешествий. В бывшем СССР функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали около 200 судов. Снижение объема водных туристских путешествий обусловлено также тем, что после распада СССР целый ряд портов, водных артерий и бассейнов отошли от России. Это же касается и судостроительных заводов. В России на водных маршрутах в 1996 г. было задействовано около 100 больших пассажирских судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных пассажирских лайнеров.
Несмотря  на то что круизный бизнес - самый  динамично развивающийся и прибыльный на сегодняшний день сектор мирового туристского рынка, в 1997 г. из 4,1 млн выехавших за рубеж российских туристов, по данным Госкомстата, круизные путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.
Сегодня на российском рынке работают всего  лишь несколько фирм, предлагающих круизный отдых. Наиболее известные из них: «Ланта-тур», «СВО туры и круизы», «Нептун», которые продают круизы западных компаний, и «Примэкспресс» - единственная круизная компания, предлагающая отечественный продукт собственного производства в течение всего года.
На сегодняшний  день большое количество россиян  предпочитают российские круизные компании. Это объясняется низкой стоимостью туров по сравнению с турами, предлагаемыми западными круизными компаниями. Также огромное значение имеет привычная для российского путешественника языковая среда.
Около 80% всех используемых на данное время  пассажирских судов СНГ принадлежит Черноморскому морскому пароходству. За последние 15 лет состав круизных теплоходов не обновлялся. Многие компании-судовладельцы имеют большие задолженности, и нет гарантий, что судно не арестуют в одном из портов мира.
Плохое  техническое состояние судов, ненадежность поставщиков услуг, отсутствие сложившегося спроса на круизы тормозят развитие в России круизного бизнеса.
§ 2. Туроператорская  и турагентская деятельность
Организации, занимающиеся составлением и продажей туров, а также подготовкой и проведением экскурсий, называются туристско-экскурсионными организациями.
В настоящее  время на туристском рынке действуют  два вида туристских фирм: туроператоры и турагенты.
Туроператор - туристское предприятие (организация), которое занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров; обеспечивает их функционирование, организует рекламу; рассчитывает в соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке цены на туры по этим маршрутам; продает туры турагентам для выпуска и реализации путевок по своим лицензиям.
Туроператоры  выполняют ведущую роль в туризме, так как именно они пакетируют различные услуги (транспорт, размещение, питание, трансфер, развлечения и т. п.) в единый туристский продукт, который и реализуют потребителю через агентскую сеть. Туроператор также может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.
В первом случае, когда туроператор формирует  туристский пакет, он выступает в  роли производителя туристского  продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Во втором случае, когда туроператор продает  услуги туризма по отдельности, он выступает  как оптовый дилер туристских услуг. Это возможно в том случае, когда туроператор покупает у производителя больше туристского продукта, чем это необходимо для формирования туристского пакета. Бывают также случаи, когда туроператоры продают отдельные услуги туризма по оптовым ценам людям, желающим формировать свой индивидуальный пакет. За рубежом обычно выделяют четыре типа туроператоров:
• массового  рынка;
• специализированного  сегмента рынка;
• внутреннего  рынка;
• внешнего рынка.
Туроператоры  массового рынка - наиболее распространенный тип. Они продают пакеты на популярные курорты. Перевозка туристов осуществляется чартерными или регулярными перевозками.
Туроператоры  специализированного сегмента рынка  специализируются на предоставлении определенного направления.
Туроператоры  внутреннего рынка (местные) продают  тур-пакеты внутри страны проживания, т. е. организуют туры по своей стране.
Туроператоры  внешнего рынка (въездные) продают турпакеты в разные страны. Они организуют различные услуги для зарубежных туроператоров.        Туроператор - наиболее индустриализованный вид турфирмы, представляющий собой разновидность оптовой туристской фирмы и отличающийся более крупным объемом и широкой специализацией.
На практике по региональному направлению деятельности принято разделять туроператоров  на инициативных и внутренних (рецептивных) операторов.
Инициативные  туроператоры - это операторы, отправляющие туристов за рубеж или в другие регионы по договоренности с принимающими (рецептивными) операторами или напрямую с поставщиками услуг. Отличие их от туристских агентств, занимающихся исключительно продажей чужих туров, в том, что они занимаются комплектацией туристского продукта, состоящего (по нормам ВТО) из не менее чем трех услуг: размещение, транспортировка туристов и любая другая услуга, не связанная с первыми двумя. Классический инициативный тур-оператор формирует сложные маршрутные туры, комплектуя их из услуг местных туроператоров в разных местах посещения (по маршруту), обеспечивая проезд к месту начала путешествия и обратно и организуя предоставление внутримаршрутного транспорта.
Внутренние (рецептивные) туроператоры - это туроператоры на приеме, т. е. комплектующие туры и программы обслуживания в месте приема и обслуживания туристов, используя прямые договоры с поставщиками услуг (гостиницами, предприятиями питания, досугово-развлекательными учреждениями и т. д.). Это чистая форма туроперейтинга.
Турагент - это организация-посредник, реализатор туристского продукта туроператора, работающий непосредственно на туристском рынке. Турагент получает за свою деятельность комиссионное вознаграждение (7-15 % от стоимости тура). В отличие от туроператора турагент не несет ответственности за качество тура. Турагенты действуют, как правило, на определенном сегменте туристского рынка, где и реализуют туристский продукт.
В реальном туристском предпринимательстве наиболее часто встречается смешение функций, что характерно для туристского  рынка. Одна и та же туристская фирма  может выступать по отношению к одним своим продуктам как рецептивный туроператор, а к другим - как инициативный, а в некоторых случаях и как турагент по продаже готовых туров, сформированных сторонним туроператором.
Так, например, ОАО «ЦСТЭ-Интур - Центральный совет  по туризму» одновременно выступает  и как оператор по отправке российских туристов за рубеж, и как оператор по приему иностранных туристов в России, имеет собственные отделы продаж (агентства), совмещая указанные функции. А некоторые другие компании, например «Натали-турс», «Инна-тур», называя себя туроператорами, выполняют чисто инициативные функции («Натали-турс» - туроператор по Испании), формируя туры в различные страны мира по договорам с принимающими туроператорами по приему, добавляя к этому ряд других услуг (авиа, прокат автомашин, комплектация и комбинирование туров «отдых/путешествие» и т. д.).
В последнее  десятилетие значительно активизировались международные связи туристских организаций России. Реорганизованы и иную структуризацию получили предприятия и учреждения «Интуриста», Центрального совета по туризму и экскурсиям, Бюро молодежного туризма «Спутник», возникло множество больших и малых туристских учреждений, туроператоров и турагентов.
Войдя в международный рынок на общих  началах, российские туристские организации включились в так называемую межрегиональную конкуренцию, т. е. конкуренцию с другими гостеприимно принимающими странами и городами, курортами. Эту конкуренцию, состоящую не только из ресурсной и материальной частей, но и из разнообразного количества Дополнительных услуг, грамотного и квалифицированного их пакетирования, оригинальности и психологической разработки ^под потребителя, из возможностей неповторимых развлечений и специальных программ обслуживания, из широкого спектра специальных цен, скидок и льгот, основанных на комплексном (пакетном) предоставлении услуг и обслуживания, эту конкуренцию за иностранного посетителя нашей страны мы проигрываем.
Наши  граждане, выбирая, где им провести отпуск, имеют сегодня те же возможности, что и граждане других стран. И многие из них выбирают чаще всего вместо Сочи Хургаду, вместо средней полосы России - поездку к Санта Клаусу в Финляндию и т. д. Конкуренция за наших потребителей складывается пока не в пользу внутреннего российского туризма. Хотя исследования показывают, что у наших туристов имеется достаточно большая тяга к отдыху в северной полосе России. Но, попробовав высококлассного и квалифицированного организованного обслуживания в других странах, они считают, что отдых на турбазах Валдая без дополнительных услуг, специальной программы обслуживания и туроперейтинга на сегодня не может отвечать их требованиям.
В связи  с этим основная доля туроператоров  в России работает с преимущественной ориентацией на выезд. Это объясняется еще и тем, что их деятельность строится на использовании наработанных схем и возможностей зарубежного туроперейтинга.
Наблюдения  последнего времени показывают, что  некоторые туристские фирмы России начали постепенно проявлять интерес  к внутреннему и въездному  туризму. Это связано с тем, что  во многих странах уже давно поняли необходимость развития программ обслуживания внутреннего туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм способствует стабильному положению национальной экономики благодаря перераспределению национального дохода и развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом. Постепенно понимают эту выгоду и в России. Например, известно, что объединение таких гигантов российского турбизнеса, как «Интурист» и «Роза ветров», состоялось на базе отдела внутреннего туризма, к которому и «Интурист», и «Роза ветров» давно проявляли внимание.
Создание  привлекательного внутреннего туристского  продукта, насыщенного разнообразными основными и дополнительными услугами, является самой важной задачей развития российского туристского рынка.
Туроперейтинг на приеме не имеет в России столь  активных форм развития. Хотя исторически  он развит достаточно широко, но по существу работа российских туристских предприятий  отстает от международного уровня и стандартов обслуживания по  нескольким очень серьезным параметрам.
Во-первых,   недифференцированность   предлагаемых   программ обслуживания, отсутствие разнообразия  предлагаемых услуг и возрастной дифференциации предложения, слабое разнообразие   предложения   по   разным  уровням   обслуживания (а соответственно и по ценам), а также отставание от международного уровня качества предоставляемых услуг. Кроме того, не до конца еще осознаны отечественными туристскими работниками гарантии надежности обслуживания, что объясняется отчасти новизной и несовершенством современного российского туристского законодательства.
Во-вторых, важными моментами, повлиявшими  на опережающее развитие в современной России именно инициативного туроперейтинга, являются: возникновение в постперестроечный период огромного спроса на зарубежные поездки на фоне снижения спроса россиян на внутренний туризм; некоторое снижение спроса иностранных туристов на путешествия в Россию (по политическим причинам и соображениям безопасности), а также отсутствие серьезной материальной поддержки продвижения России на международном туристском рынке со стороны государства и отсутствие крупных консолидированных туроператоров, способных на финансирование такого продвижения.
Разбирая  причины неуспеха российского внутреннего  туризма, нельзя не признать, что здесь играет свою роль и отсутствие необходимой финансовой поддержки со стороны как федеральных, так и местных властей. Более того, национальные туристские фирмы функционируют в достаточно тяжелой обстановке из-за непомерных налогов, постоянного роста стоимости коммунальных услуг и т. д.; нет и государственной поддержки в области развития приоритетности национального туристского бизнеса. В Проекте нового положения о лицензировании туристской деятельности в РФ, подготовленного к рассмотрению в Государственной Думе, отсутствует такая «мелочь», как разница в стоимости оплаты лицензии для национальных и зарубежных туристских предпринимателей. Теперь на нашем рынке все равны. Также целесообразно было бы ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.
Опыт  развитых в туристском плане стран  показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от его государственной поддержки. Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, предоставление льготных ссуд и кредитов для национальных предпринимателей,  увеличение  бюджетных  ассигнований  на развитие инфраструктуры, рекламу, подготовку кадров.
До 1998 г. в России существовало более 7,5 тыс. туристских фирм, 90 % из которых - турагенты, а 10 % - туроператоры. Хотя следует отметить, что фактически трудно провести грань между туроператорами и турагентами. Это вызвано тем, что туристская фирма получает общую лицензию на туристскую деятельность. Поэтому для повышения качества обслуживания населения было бы целесообразно ввести отдельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности.
После августовского кризиса 1998 г. число  туристских фирм значительно сократилось. В основном попали под удар малые  и средние туристские фирмы, что  еще более укрепило позиции крупных  российских туроператоров. Однако, несмотря на это, на российском туристском рынке  наблюдается острая конкурентная борьба, поскольку число фирм все еще превышает спрос на туристские услуги.
§ 3. Индустрия гостиничного дела, питания и  развлечений
Гостеприимство, или сфера гостиничного и ресторанного бизнеса, - это отрасль, которую называют «курицей, несущей золотые яйца». Объясняется это тем, что сфера  гостеприимства является ведущим фактором и базой туризма.
Рынок гостиничных услуг, предоставляемых  на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 г. Своих гостиничных цепей в России до того времени не было. Раньше существовало четыре ведомства, занимавшихся гостиничным хозяйством: Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные службы и молодежные организации. У каждой структуры были свои ведомственные критерии и принципы аттестации. Большая часть дохода шла, конечно же, от гостиниц сети «Интурист», а гостиницы для российских граждан были планово-убыточными. Сегодня эти предприятия столкнулись с большими трудностями при переходе на новый уровень обслуживания своих клиентов.
Согласно  данным Госкомстата РФ, в 1997 г. в России насчитывалось более 5 тыс. гостиниц, мотелей и общежитии для приезжих, из них 4 тыс. - гостиницы. На одну среднестатистическую российскую гостиницу (включая мотели и общежития гостиничного типа - далее гостиницы) приходилось 40 номеров на 78 мест. Наибольшее число гостиниц расположено в центральной части России, немалую долю из них занимают гостиницы Москвы и Санкт-Петербурга. Так, в Москве гостиницы насчитывали в среднем 203 номера на 359 мест каждая, в Санкт-Петербурге -203 номера на 375 мест каждая. За последние годы получила широкое распространение практика сдачи общей площади в аренду.
В целом  в России от общего числа гостиниц в городской местности находится 66 % и в сельской местности - 34 %. По форме собственности 60 % гостиниц, расположенных в городской местности, - это предприятия, принадлежащие местным органам власти, и гостиницы, находящиеся в российской собственности в составе смешанной собственности (без иностранного участия). В сельской местности 51 % гостиниц находится в руках частных владельцев.
Коэффициент загрузки по России в целом находится  на уровне 39 %, при этом в гостиницах Москвы - 64 %. Для сравнения приведем коэффициенты загрузки по регионам мира: Европа - 61%, Северная Америка - 65%, Азия и Австралия-70%.
С 1992 г. наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывает наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов России.
Развитие  рекреационной сети всегда было тесно  связано с политико-экономической  обстановкой в стране. Происшедшие  в последние годы коренные изменения  в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом  сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.
До 1995 г. в России не существовало единой системы  классификации средств размещения. Каждое ведомство разрабатывало собственные стандарты для подчиненных ему предприятий. Московское городское объединение гостиниц определяло категорию отеля по прейскуранту К-05, разработанному Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
Попытка ввести единую систему классификации  размещения была реализована правительством Москвы в 1993 г. Действующие сегодня на территории РФ стандарты были введены в 1995 г. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд.
Объективно  в России насчитывается не более 20 высококлассных гостиниц. К этой категории можно отнести большинство отелей, входящих в международные гостиничные цепи. Как правило, российские гостиницы класса 4-5 звезд находятся в гостиничном совладении иностранных компаний или полностью управляются ими.
Около 40 российских отелей соответствуют  категории 3-4 звезды. На сегодняшний  день большинство отелей такого класса акционированы и находятся в долевом владении государства или города. Хотя некоторые ведомственные гостиницы подтвердили свою категорию 2-3 звезды, многие из них не соответствуют международным стандартам, что связано со значительной изношенностью помещений, устаревшим оборудованием и мебелью, ограниченным набором предоставляемых услуг.
Предприятия питания.
Деятельность  гостиничной индустрии неразрывно связана с предприятиями питания. Целью работы предприятий питания  является удовлетворение потребностей человека в пище. Процесс потребления пищи совпадает отчасти с процессом общения людей, развлечений.
По данным Госкомстата РФ, число мест в предприятиях питания России достигло 8581 тыс. Средняя их вместимость составляет около 73 мест.
Типизация предприятий питания в России осуществляется в зависимости от формы обслуживания потребителей, характера  деятельности, ассортимента реализуемых  блюд. Учитываются особенности интерьера, музыкального сопровождения, меблировки, столовой посуды и белья, приборов.
Сертификация  предприятий питания России производится в соответствии с ГОСТ 28661-90.
К основным типам предприятий питания относят: ресторан, кафе, бар, буфет, столовую и  пр. Наиболее комфортабельным предприятием питания с самым широким ассортиментом  блюд считается ресторан.
Из общего числа мест предприятий питания  более 83 % приходится на столовые, около 5 % - на рестораны, почти 12 % - на кафе и закусочные. Средняя списочная численность работников столовых составляет 481 тыс., ресторанов - 128 тыс., кафе и закусочных - 157 тыс. человек.
Индустрия развлечений.
Индустрия гостеприимства неразрывно связана  с развлечениями. В настоящее время не существует ни одной гостиницы, где бы не было условий для развлечения. Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Индустрия развлечений ставит своей целью  создание условий развлечения, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
Социальная  направленность развития индустрии  развлечений выражается в том, что  она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также  проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Индустрия  развлечений, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица.
В статистической практике отсутствует критерий выделения сферы деятельности, занятой развлечениями людей. Связано такое положение прежде всего с недостаточной классификацией исходных видов деятельности. Следует отметить также чрезвычайно большое разнообразие предприятий, призванных создавать и организовывать условия развлечения. В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие производства рассредоточены по многим отраслям, образуя в ряде случаев их неосновную, вспомогательную или побочную деятельность.
Долгое  время изучению и удовлетворению духовных потребностей людей уделялось недостаточное внимание. Поэтому недоработанность вопросов экономики, Организации и управления предприятиями, обеспечивающими процесс развлечений, связана с относительной «молодостью» индустрии развлечений. Остаются нерешенными вопросы о технологическом единстве составных частей такого предприятиям его инфраструктуре. Трудно сформировать совокупность организационно-экономических признаков, характерных для предприятий индустрии развлечений. Опыт развития индустрии развлечений в различных странах позволяет представить принципиальный состав ее самостоятельных единиц.
К индустрии  развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности - цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и т. п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (оркестры, ансамбли, мюзик-холлы и др.), также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах, в спортивных залах, клубах и пр.), а также спортивно-зрелищным мероприятиям. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках) также связано с развлечением.
К сфере  обслуживания населения развлечениями  в мировой практике относятся  также предприятия туризма, включая  средства размещения туристов. Ряд предприятий, организаций, учреждений обеспечивают развлечения в форме своей неосновной деятельности. Помимо гостиниц, к ним относятся зоны отдыха и исторические достопримечательности.
Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее  оборудование и инвентарь, также  должны входить в состав индустрии развлечений. Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.
Изучение  туристов в качестве потребителей конкретных результатов индустрии развлечений, безусловно, имеет важное значение. В широком смысле радостные эмоции туриста могут быть связаны с любым моментом туристской поездки (передвижением к месту отдыха, фактом смены своего местоположения, самим отдыхом). Осуществляются и специальные виды деятельности, целенаправленно вызывающие соответствующие эмоции. Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны быть изучены в сопоставлении с предыдущим образом жизни человека. К основным характеристикам процесса развлечения относят:
• добровольный выбор вида развлечений человеком;
• неограниченный перечень видов развлечений;
• предварительную  подготовленность личности к потреблению развлечений;
• частую смену развлечений;
• комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых и развлечения, спорт и развлечения, развлечение и обучение);
• периодичность  потребления развлечений (приуроченных к жизненному циклу человека).
Целесообразно различать массовые развлечения  и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности.
В России деятельность по организации развлечений  развивалась на благотворительных началах. В начале XIX в. в Петербурге создается общество, ставящее своей целью устройство народных развлечений. В праздничные дни в массовых развлечениях участвовало свыше 2 тыс. человек. Народные дома (к 1914 г. их было 237) считаются первыми клубными учреждениями. Широкое распространение получили игры. К началу XX в. в России сложилась сеть досуговых просветительских учреждений. К 1991 г. в СССР насчитывалось 134,6 тыс. клубных учреждений, 2471 музей, 747 профессиональных театров, 140 киноустановок. Сформировались тенденции развития индустрии развлечений.
Современная ситуация в России характеризуется  разрушением индустрии развлечений, сформированной за последние десятилетия, и возникновением новых тенденций. Растет число музеев, профессиональных театров при сокращении числа посещений. Увеличилось число национальных природных парков. В настоящее время во всем мире стало активно использоваться совершенно новое направление--анимация, т. е. оживление отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях. Очень популярны тематические парки (типа Диснейленда, Леголенда, Порт Авентура и т. д.) с ожившими персонажами, с которыми можно пообщаться. Стали появляться так называемые шоу-музеи с «живыми» представителями экспонируемой тематики.
К сожалению, в России еще не осознали, что  такой вид развлечений является очень притягательным для клиентов. Из-за отсутствия подобных развлечений у нас в стране большинство туристов предпочитают отдых за рубежом. Однако руководители туристских фирм в некоторых регионах нашей страны уже поняли, что такого рода предприятия способны внести большой вклад в развитие туризма, экономики области, а также оказать значительный социальный эффект. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, на северо-западе Подмосковья (Истринский, Волоколамский, Клинский и Рузский районы) строится первый сафари-парк. Одним из отечественных примеров «шоу-музея» может служить Бородино. 

Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА.
Маркетинговый комплекс (маркетинговая программа) представляет собой набор поддающихся  контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Менеджер по маркетингу туризма должен постоянно составлять маркетинговый комплекс - правильное сочетание элементов, обеспечивающих прибыль за счет наиболее полного удовлетворения запросов потребителей и более эффективными, чем у конкурентов, способами.
Многочисленные  элементы маркетингового комплекса  б сведены к понятию «четырех Р», которое включает в себя Product (продукт), Plасе (место), Ргоmotion (стимулирование спроса) и Рriсе (цена). Это понятие является простой и точной формулой, представляющей все мероприятия по маркетингу и позволяющей легко составить маркетинговую программу.
Под продуктом  подразумеваются не только его физические характеристики, но и деятельность по планированию, разработке нового товара или услуги. Здесь принимаются решения относительно разнообразия товарного ассортимента, присвоения торговых марок и упаковки. При планировании создания продукта (товара, услуги) должны учитываться все эти аспекты.
Под местом подразумевается принятие решений  относительно подходящих методов распространения товара, т. е. какие каналы и каким способом распределения должны быть использованы для создания наиболее легкого доступа потребителей к товарам и услугам производителей.
Методы  стимулирования - это всевозможная деятельность фирмы по распространению  сведений о достоинствах своего товара и убеждению целевых потребителей покупать именно его. Методами стимулирования являются не только реклама, но и техника личной продажи, деятельность по стимулированию продаж, а также связи с общественностью.
Цена  является очень важной переменной маркетингового комплекса. Она должна удовлетворять  потребителей и одновременно соответствовать цели получения прибыли предприятие. Назначенная фирмой цена должна соответствовать ценности предложения, иначе покупатели будут приобретать товары конкурентов. Отправной точкой для эффективного маркетинга является потребитель. После выявления и анализа определенной группы менеджер, используя все четыре элемента маркетингового инструмента обеспечивает эффективное обслуживание этого сегмента. Так как важна ориентация на потребителя маркетингового комплекса принято считать самих людей потребителей турпродукта, поскольку они являются центральным пунктом   маркетинговой   программы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.