На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конституционный Суд, как один из аспектов осуществления судебной власти в России

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  Образования и науки
Российской  Федерации 
 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Саратовская  Государственная Академия Права» 
 
 

Кафедра Тории Государства  и Права 

Учебная дисциплина – теория государства и  права 

Конституционный Суд, как один из аспектов
осуществления судебной власти в  России 

(реферат) 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка 1 курса 29 группы
Института Юстиции
Попова  И.Г. 

Научный руководитель
к.ю.н., преподаватель Чолахян А.В. 
 
 
 

Саратов - 2010 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1
Введение
Конституционный суд Российской Федерации, избранный  впервые в нашей стране в октябре 1991 г. и вынесший свое первое решение  в январе 1992 г., в свое время задумывался  как институт, способный саморазвиваться. Поскольку Конституционный суд начал свою деятельность еще в условиях существования СССР, его роль и место в структуре власти и в системе правовых органов менялась. Первоначально он выполнял лишь роль вспомогательного органа при Верховном Совете СССР. Позже он получил право исследовать факты и в определенной мере участвовать в процессе “правотворчества”. Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства.
В задачи работы входит:
    изучение истории формирования конституционного судопроизводства в России
    изучение структуры Конституционного Суда РФ
    определение компетенции Конституционного Суда
    рассмотрение решений Конституционного Суда РФ как судебные прецеденты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
Глава 1. История формирования конституционного судопроизводства в России.
12 декабря  1993 года на всенародном референдуме  была принята новая Конституция  РФ. Статья 125 новой Конституции заложила  правовые основы деятельности  Конституционного Суда.
1. Конституционный  Суд Российской Федерации состоит  из 19 судей.
2. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросам Президента Российской  Федерации, Совета Федерации,  Государственной Думы, одной пятой  членов Совета Федерации или  депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации,  Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации, органов  законодательной и исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации разрешает дела о  соответствии Конституции Российской  Федерации:
А) федеральных  законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации;
Б) конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов  Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов  государственной власти Российской Федерации и совместному ведению  органов государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации;
В) договоров  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;
Г) не вступивших в силу международных договоров  Российской Федерации.
3. Конституционный  Суд Российской Федерации разрешает  споры о компетенции:
А) между  федеральными органами государственной  власти;
Б) между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации;
В) между  высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 1
 
 
 
 
1http://www.ksrf.ru/Info/History/Pages/default.aspx
3
4. Конституционный  Суд Российской Федерации по  жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле, в порядке, установленном  федеральным законом.
5. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросам Президента Российской  Федерации, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  Российской Федерации, органов  законодательной власти субъектов  Российской Федерации дает толкование  Конституции Российской Федерации.
6. Акты  или их отдельные положения,  признанные неконституционными, утрачивают  силу; не соответствующие Конституции  Российской Федерации международные  договоры Российской Федерации  не подлежат введению в действие  и применению.
7. Конституционный  Суд Российской Федерации по  запросу Совета Федерации дает  заключение о соблюдении установленного  порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».
 Принципиальных  изменений по сравнению с ранее  действующим регулированием деятельности  Конституционного Суда всего  два: отныне Конституционный Суд  утратил право рассматривать  дела по собственной инициативе  и оценивать конституционность  действий тех или иных должностных  лиц, а также конституционность  партий. Конституционный Суд проверяет  только нормативные акты и  только по запросам или жалобам. 
Еще одно изменение, которое вряд ли можно  считать принципиальным по сути, но которое существенно повлияло на технологию деятельности Суда – увеличение численности судей с 15 до 19.
24 июня 1994 года Государственная Дума  приняла новый закон о Конституционном  Суде – федеральный конституционный  закон «О Конституционном Суде  Российской Федерации».
12 июля  за предложенную редакцию проголосовал  Совет Федерации. 21 июля закон  был подписан Президентом РФ, а 23 июля – опубликован. 
В феврале 1995 года Суд был полностью укомплектован.
Текущее десятилетие стало временем непрерывного совершенствования законодательной  основы и практических механизмов работы Конституционного Суда. В январе 2001 года срок полномочий судей, назначенных  на должность Советом Федерации, был продлен с двенадцати до пятнадцати лет. 1
1http://www.ksrf.ru/Info/History/Pages/default.aspx
4
А в  марте 2005 года в Федеральный Конституционный  закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены  поправки, которые установили, что полномочия судьи Конституционного Суда перестали  быть ограничены определенным сроком. Согласно новым положениям закона судьи  исполняют свои полномочия со дня  назначения на должность и до достижения ими семидесятилетнего возраста.  
Следующие изменения законодательной основы осуществления конституционного правосудия имели место зимой 2007 года. Статья 115  Федерального Конституционного Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», устанавливающая место постоянного пребывания Конституционного Суда, была изложена в следующей редакции: «Местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург». 
Указанная поправка вступила в силу 5 февраля 2007 года, а уже с 21 мая 2008 года конституционное  судопроизводство стало осуществляться в комплексе исторических зданий Сената в центре  Санкт-Петербурга.
Последние изменения федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» произошли в июне 2009 года. Законодатель предусмотрел новый порядок  назначения на должность Председателя Конституционного Суда и его заместителей, которых стало два, так как  вместо должности судьи-секретаря  была введена должность второго  заместителя Председателя Конституционного Суда. Отныне и Председатель, и два  его заместителя  назначаются  на свои должности  Советом Федерации  по представлению Президента Российской Федерации. Срок их полномочий составляет шесть лет, но по истечении этого  срока они вновь могут быть назначены на занимаемые должности.
В настоящее  время уже ведется работа по подготовке новых законодательных предложений, касающихся совершенствования процедур конституционного судопроизводства с  учетом накопленной практики деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.1
 
 
 
 
 
 
 
1http://www.ksrf.ru/Info/History/Pages/default.aspx
5
Глава 2. Понятие и сущность Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством  конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению, договоров между РФ и ее субъектами, договоров между субъектами РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене (ином тяжком преступлении), выступает с законодательной инициативой.1
Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
Имущество, необходимое Конституционному Суду для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном  управлении, является федеральной собственностью. Конституционный Суд может наделять правом оперативного управления этим имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.
Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых и других условий деятельности Конституционного Суда, установленных законом, не допускается.2
 
 
 
 
 
 
 
 
1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/15574
2Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», М.:Юрист, 2003г.
6
2.1 Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда РФ.
Председатель  Конституционного суда России будет  назначаться на шестилетний срок аналогично полномочиям глав Высшего  арбитражного и Верховного судов. Соответствующую  поправку к уже одобренному Госдумой в первом чтении законопроекту о  новом статусе главы КС предложил  президент Дмитрий Медведев, сообщает "Коммерсант". В настоящее время  срок полномочий председателя Конституционного суда составляет три года.
Кроме того, согласно новой редакции закона, председатель КС теперь будет не избираться самими судьями, а назначаться Советом  федерации по представлению президента.
Согласно  Конституции, Совет федерации назначает  по представлению президента судей  всех высших судов страны, включая  Конституционный суд, а также  председателей и зампредов Верховного суда и Высшего арбитражного суда России. Председателя КС, его заместителя  и судью-секретаря, согласно действующему законодательству, выбирают сами 19 конституционных  судей тайным голосованием на закрытом пленарном заседании.
Президентский законопроект о новом порядке  назначения председателя КС и двух его заместителей в первом чтении одобрила Госдума. В знак протеста в  голосовании не участвовала фракция  ЛДПР. Против законопроекта голосовали депутаты КПРФ.
По закону о "О статусе судей" кандидатуры  председателей Высшего арбитражного и Верховного судов президенту отбирает Высшая квалификационная коллегия судей. Таким образом, президент при  внесении кандидатур председателей  этих двух судов опирается на мнение судейского сообщества. Но судьи КС в ВККС не входят, а их мнение, согласно президентской поправке, при внесении кандидатуры председателя КС не учитывается.
Генрих  Падва, адвокат:
«Это несколько ущемляет самостоятельность судей, их право на какую-то автономию, а также делает председателя Конституционного суда более управляемым. Я думаю, здесь есть и положительные, и отрицательные моменты. Положительное – некая унификация. Может быть, даже правильно, что председатели всех высших судов будут назначаться на одинаковый срок.1
 
http://grani.ru/Politics/Russia/m.151338.html
7
Но было бы логичнее избирать председателей  Верховного и Высшего арбитражного судов, а не приводить Конституционный  суд в соответствие с тем порядком, в котором они назначаются. В  унификации есть логика, но с этим определенно  будет ущемляться самостоятельность  судей и их решений.»1
Представление Президента РФ готовится и вносится с соблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядка  определены в ст. 9 Закона о Конституционном  Суде. Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными  органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.
Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи  Конституционного Суда РФ в срок не позднее четырнадцати дней с момента  получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место  судьи вносится Президентом РФ не позднее месяца со дня открытия вакансии.
Судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять  обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или  до принятия итогового решения по делу, начатому с его
участием. Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьей Конституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречной репутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридической профессии не менее 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. 2
 
 
 
1http://grani.ru/Politics/Russia/m.151338.html
2http://pravo.a-program.ru/konstitucionniy-sud-rossiyskoy-federacii-1.html
 
8
Судья Конституционного Суда РФ считается  вступившим в должность с момента  принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется  семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить, никто не вправе прервать его полномочия иначе как в  порядке и по основаниям, установленным  этим Законом. Конституционный федеральный  закон предусматривает полные гарантии независимости судей. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 2,3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального закона о Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью Конституционного Суда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.1
Конституционный Суд Российской Федерации состоит  из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем  жеребьевки, порядок проведения которой  устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
Состав 1 Палаты:
    АРАНОВСКИЙ Константин Викторович
    БОЙЦОВ Александр Ильич 
    БОНДАРЬ Николай Семенович
    ГАДЖИЕВ  Гадис Абдуллаевич
    КНЯЗЕВ Сергей Дмитриевич
    КРАСАВЧИКОВА Лариса Октябриевна
    МАВРИН Сергей Петрович
    РУДКИН Юрий Дмитриевич
    ХОХРЯКОВА Ольга Сергеевна
    ЯРОСЛАВЦЕВ Владимир Григорьевич
Состав 2 Палаты:
    ДАНИЛОВ  Юрий Михайлович
    ЖАРКОВА  Людмила Михайловна
    ЖИЛИН Геннадий Александрович
    ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
    КЛЕАНДРОВ Михаил Иванович2
1http://pravo.a-program.ru/konstitucionniy-sud-rossiyskoy-federacii-1.html
2http://www.ksrf.ru/Info/Chambers/Pages/default.aspx
9
    КОКОТОВ  Александр Николаевич
    КАЗАНЦЕВ Сергей Михайлович
    МЕЛЬНИКОВ Николай Васильевич
    СЕЛЕЗНЕВ Николай Васильевич1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1http://www.ksrf.ru/Info/Chambers/Pages/default.aspx
 
 
10
Глава 3. Компетенция и порядок деятельности Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд в соответствии с законом  обладает широкими полномочиями для  защиты основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивая верховенства и прямого  действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Можно выделить следующие типы актов, подлежащих рассмотрению Конституционным удом с точки зрения их соответствия Конституции  Российской Федерации:
    Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства.
    Акты субъектов Федерации- конституции республик, уставы,  законы и иные нормативные акты, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов. 
    Внутригосударственные и внутрифедеральные договоры РФ, причем их два вида: договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и договоры между органами государственной  власти самих субъектов Российской Федерации.
    Не вступившие в силу международные договоры РФ.
Конституционный Суд также обладает полномочиями в сфере правотворчества. Он обладает правом законодательной инициативы по вопросам своего ведения. По запросу  Совета Федерации Конституционный  Суд РФ даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президенту в государственной  измене или совершения иного тяжкого  преступления.1
По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный  Суд принимает Регламент Конституционного Суда. В Регламенте устанавливаются: порядок определения персонального состава палат Конституционного Суда; порядок распределения дел между ними; порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат; некоторые правила процедуры и этикета в заседаниях; особенности делопроизводства в Конституционном Суде; требования к работникам аппарата Конституционного Суда; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного Суда.2
 
1А.В. Малько «Конституционное право России в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие», М.: Юристъ, 1999. с.184
2Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», М.:Юрист, 2003г.
 
 
11
Решения Конституционного Суда Российской Федерации  обязательны на всей территории Федерации  для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной  власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Конституционные (уставные) суды образованы и в субъектах  Российской Федерации. Конституционные (уставные) суды субъектов Федерации  создаются для обеспечения контроля за соблюдением конституций республик в составе Российской Федерации, уставов краев, областей и других субъектов Федерации.1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России», М.:Юристъ, 2003г.
 
 
12
Глава 4. Решения Конституционного Суда РФ как судебные прецеденты.
Юридическая наука нашей страны занимается проблемами судебной практики не одно десятилетие. Предметом дискуссий неоднократно являлся вопрос о том, может ли решение суда рассматриваться как  прецедент, то есть приниматься за обязательный образец при решении в дальнейшем аналогичных вопросов. В советский  период С.Н.Братусем и А.Б.Венгеровым было высказано мнение, что если норма права устанавливает меру поведения, то судебная практика накапливает конкретные формы поведения в границах этой меры. Отсюда делался вывод о признании руководящих разъяснений Верховного Суда СССР  прецедентом толкования или выработкой правоположений на основе раскрытия смысла и содержания правовых норм.
 Ныне  проблема судебного прецедента  приобрела в России особую  остроту.
Причины этого: наделение Конституционного Суда РФ правом толкования Конституции  РФ и проверку соответствия ей законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле; закрепление в  Конституции РФ ее прямого действия  и права обжалования в суд  актов органов государственной  власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; наличие общемировой тенденции  сближения правовых систем; ориентация руководства страны на политико-идеологические стандарты “цивилизованных” стран, в первую очередь США, без учета национальных особенностей.
В этой связи правомерен вопрос о плюсах и минусах судебного прецедента и, главное, мере его оптимального применения.
При решении  конкретных дел Конституционный  Суд РФ рассматривает свои предыдущие решения по аналогичным делам  в качестве судебных прецедентов, отказывая  в таких случаях в рассмотрении жалобы по существу, и прекращает производство по делу (СЗ РФ, 1999, № 1, ст.230, № 8, ст.1092 и  др.).
Особая  острота проблемы судебного прецедента связана с деятельностью судов  общей юрисдикции. Как известно, в отличие от решений Конституционного Суда РФ официально опубликованная практика других высших судов РФ судебным прецедентом не является. Вместе с тем, как и ранее, она фактически учитывается нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования права, устранения пробелов в нем, применения аналогии закона и аналогии права. 1
1http://www.pvlast.ru/archive/index.40.php
 
13
Основное  новшество состоит в данном вопросе  в конституционном закреплении  возможности судебной  проверки соответствия нормативных актов Конституции РФ, нормам и принципам международного права и международным договорам РФ. Реализуя эти нормы, Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении “О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия” (Рос.газета, 28 дек. 1995) впервые предложил судам не применять нормы действующих законов, которые противоречат вступившим для РФ в силу международным договорам и конвенциям.1
Судебные  прецеденты публикуются для всеобщего  сведения в официальных изданиях высших судебных органов - в «Вестнике  Конституционного Суда РФ», «Вестнике  Высшего Арбитражного Суда РФ», «Бюллетене Верховного Суда РФ» Хотя российские судьи формально независимы и  не обязаны следовать решениям (указаниям) вышестоящих судов, но на практике сформулированные высшими судебными инстанциями  правила неукоснительно соблюдаются  нижестоящими судами. Поэтому именно на такие правила ориентируются все остальные участники правоотношений. Это придает судебным прецедентам фактически общеобязательный характер.2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.