На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Антропология Средневековья

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ
ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 по  дисциплине «Философия»
 на  тему «Антропология Средневековья» 
 
 

Подготовила: студентка 1 ССО курса
экономического  факультета
                                                                                                  группы 1011 ДУ
                                                                                                      Хуснуллина О.П.
                                                            Проверила: педагог кафедры
                                                                                                  Дьяченко Л.И. 
 
 

г. Набережные Челны
2012 г. 

Содержание  работы.
    Введение.
    Возникновение средневековой философии.
    Основные положения философии Средневековья.
    Влияние христианства и античной философии.
    Направления философской мысли;
      Сущность и существование.
    Специфика средневековой схоластики.
    Систематизация средневековой схоластики Фомой Аквинским;
      Человек – образ и подобие Бога;
      Проблема души и тела.
    Память и история как часть философии.
    Выводы.
    Использованная  литература.
 


Антропология  философии   Средневековья
Мы радуемся, постигая истину. Если же радости нет, 
     это означает, что мы только знакомы с истиной, 
     но не сумели постичь её. 
     Р. Тагор
 

Введение.
     Чтобы принимать (соглашаться) или отвергать (критиковать) какое-либо научное положение, необходимо обладать определенными  фактическими данными и уметь  выводить из них логические заключения, оперируя при этом принятыми, устоявшимися в научном сознании конструкциями - терминами. 
     Чтобы  раскрыть тему контрольной я  считаю необходимым обозначить понятие термина "Антропология". Этот термин имеет много толкований. Существует антропология
религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.      
     Термин "Антропология" имеет греческое происхождение  и в дословном переводе означает "наука о человеке" (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Таким образом, антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. В таком понимании термин несет свое наиболее широкое содержание. Сказать: "Я - антрополог" может, пожалуй, любой, кто хоть раз обращал внимание на разнообразие внешнего облика, характера или поведения окружающих людей, то разнообразие, которое сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Вспомнив об антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в данном широком смысле, является почти любая современная наука - большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека. 
     В современной философии есть раздел, посвященный исследованию человека,– «философская антропология». Проблема человека – центральная в философском мировоззрении, средоточием которого является вопрос об отношении человека к миру и к самому себе.

     Специфика философского подхода к постижению человека, согласно распространенному  ныне пониманию, состоит в том, что  философию интересует человек в  его направленности к совершенствованию. Он рассматривается как существо, действующее в соответствии с  идеалом, с представлением о том, как должно быть, каков совершенный  способ или результат активности, идеальная модель поведения или  образцовое изделие.
Что такое “человек”?
     ЧЕЛОВЕК – фундаментальная категория  философии, являющаяся смысловым центром  практически любой философской  системы. Человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос  и микросоциум. Тем самым философское  постижение человека всегда разворачивается  не просто через реконструкцию его  сущностных характеристик, но через  осмысление его бытия в мире, человеческого  мира, где «Человек – это в  известном смысле все» (Шелер).
           В рамках истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить о его основных образах в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм). 
                 Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, "дыхание" ("прана", "псюхе"), являющееся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (ее основные экзистенциалы здесь – это жизнь, смерть, любовь); во-вторых, как экзистенциальное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры. Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею "человечности" как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (человек как "разумное животное") и социальности («человек – это политическое животное»). Вместе с тем, в понятии духа отражается не только феномен "духовности" как интегративного начала культуры и общества, но и личностные характеристики отдельного человека, где личное характеризуется через индивидуальное воплощение социально-значимых качеств, преломленных в фокусе "Я", самосознания.

     Первые  философы Индии, Китая, Греции обращали к человеку призыв: «Познай самого себя!» Кант, как известно, полагал, что сферу философии «можно подвести под следующие вопросы:
     1. Что я могу знать? 
     2. Что я должен  делать?
     3. На что я смею  надеяться?»; все они охватываются последним:
     «4. Что такое человек?».
     Наиболее  значимо для философа выявление  того, что есть лучшего во всем сущем  и каковы возможности человека в  освоении этого лучшего. Ведущая  проблематика философии человека –  ценностно-практическая (аксиопраксиологическая), хотя онтология и гносеология  также вовлечены в философско-антропологическоерассмотрение. 

     Таким образом основной темой моей работы будет изучение развития философской  антропологии Средневековья, т.е. проблему познания человека в соотнесении его к остальному мирозданию через догматы того времени. 

1. Возникновение средневековой  философии.
     Возникновение средневековой  философии  очень   часто связывают с падением Западной Римской империи (476  год  н.э), однако такая датировка является не   совсем  корректной.  В  это время еще  господствует  греческая  философия,  и  с  ее точки
зрения  началом  всего  является  природа.   В   средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущщее есть  Бог. Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками. Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н.э конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии.
Итак, период возникновения средневековой философии - I-IV век н.э. 

2. Основные положения  философии средневековья.
     Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков. Средневековое мышление теоцентрично: Бог является реальностью, определяющий все сущее.
Наиболее  сильное влияние на  западную  философию  оказала  христианская  религия,  поэтому далее будет обсуждаться именно  она.
     В основе христианского монотеизма лежат  два важнейших принципа, чуждых религиозно-мифологическому  сознанию и соответственно философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент учения о познании.
Согласно  христианскому  догмату,  Бог  сотворил  мир   из  ничего,  сотворил  воздействием  своей воли,  благодаря своему всемогуществу,  которое в каждый миг  сохраняет,  поддерживает бытие  мира.  Такое мировоззрение характерно для средневековой философии и называется  креационизмом.  (creatio  -  творение, создание).
     Догмат  о творении переносит центр тяжести  с природного на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые  были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным  Богом. Активное творческое начало как  бы изымается из природы, из космоса  и передается Богу; в средневековой  философии космос поэтому не есть больше самодовлеющее и вечное бытие, не есть живое и одушевленное целое, каким его считали многие из греческих  философов.
                  Другим важным   следствием   креационизма   является   преодоление характерного  для  античной  философии   дуализма  противоположных  начал  -  активного  и пассивноого:  идей или форм,  с одной стороны,  материи - с другой.
 На  место дуализма  приходит  монистический  принцип:  есть только одно абсолютное начало - Бог,  а все остальное - его творение. 
     Разница  между Богом и и творением - огромная: это две реальности различного ранга. Подлинным бытием обладает только Бог, ему приписывается те атрибуты, которыми античные философы надеяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Христианский философ IV-V веков Августин Блаженный (354-430) говорит поэтому, что Бог есть высшее бытие, высшая субстанция, высшая (нематериальная) форма, высшее благо. Отождествляя Бога с бытием, Августин следует священному писанию. В Ветхом завете Бог сообщает о себе человеку: "Я есмь Сущий". В отличие от Бога, сотворенный мир не обладает такой самостоятельностью, ибо существует не благодаря себе, а благодаря другому; отсюда происходит непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Христианский Бог, хотя сам по себе недоступен для познания, тем не менее открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.
     Понимание бытия в средние века в средние века нашло свое выражение в формуле: ens et bonum conventuntur (бытие и благо обратимы). Так как Бог и только Бог есть высшее бытие и благо, то все, что им сотворено, тоже хорошо и совершенно. Отсюда следует утверждение о том, что зло само по себе - небытие, оно не является сущностью. Так, дьявол, с точки зрения средневекового мышления, это небытие прикидывающееся бытием. Зло живет благом за счет блага, поэтому в конечном счете добро правит миром. В этом учении выразился оптимистический мотив средневекового сознания. 

3. Влияние христианства и античной философии на идеологию философии средневековья.
     Мировоззрение и жизненные принципы раннего  христианства первоначально формировались  в противоположность языческим. Однако по мере того как христианство все больше стало приобретать  популярность, потребовалось рациональное обоснование догматов. При этом использовались учения античных философов в новой  интерпретации.
Таким образом  идеология  средневековой философии  сформировалась на  взглядах христианства и античной философии.
     Эти два противоположных учения не так-то просто было связать друг с другом. У греков понятие бытия было связано  с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью  и неделимостью. Беспредельное, неделимое  представлялось как несовершенство, хаос, небытие. В учении христианства же бытие характеризуется как  высшее начало, беспредельное всемогущество, которым обладает только Бог. 

4. Направления философской мысли средневековья.
     Для средневековой философии очень  характерны два течения: реалисты и номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.
     Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма.
     Термин "номинализм" происходит от латинского "nomen" - "имя". Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди так считаем).
       Данное определение можно, в  принципе, уточнить: у человека одна  голова, две руки, две ноги и  т.д., но это уже излишне, так  как первое определение уже  однозначно определяет сущность  человека.
     Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты  даже доказывали, что общие понятия  есть не более, чем звуки человеческого  голоса. К таким номиналистам принадлежал, например Росцелин (XI-XII века). 

     4.1. Сущность и существование.
         В средневековой философии проводится различие бытия, или существования (экзистенции), и сущности (эссенции). У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса:
1. Есть ли вещь?
2. Что она такое?
3. Какова она?
4. Почему (для чего) она есть?
Если  первый вопрос требует установить существование, то остальные - сущность вещи.
     У Аристотеля, всесторонне   исследовавшего   категорию сущности, еще не было проведено столь  определенного  различия  сущности и существования.  Четкое же различие этих понятий дал Боэций (около 480-524), чья разработка проблем логики оказала решающее влияние на последующее развитие средневековой схоластики. Согласно Боэцию:
 бытие (существование) и сущность -  это  вовсе  не одно и то же;  "только в Боге,  который есть простая субстанция, ..." (интересно, почему же простая?!) "... бытие и сущность совпадают". Что же касается сотворенных вещей, то они не просты, а сложны, и это прежде всего выражается в том, что их бытие и их сущность не тождественны. Чтобы та или иная сущность получила существование, она должна стать причастной к бытию или должна быть сотворена божественной силой.
     Сущность  вещи выражается в ее определении, в  понятии этой вещи, которое мы постигаем  разумом. О существовании же вещи мы узнаем из опыта, то есть из прямого  контакта с вещами, так как существование  возникает не из разума, а из акта всемогущей воли творца, а потому и  не входит в понятие вещи. Таким  образом, понятие существования  как не принадлежащего к самой  сущности вещи вводится для осмысления догмата творения. 

5. Специфика средневековой схоластики.
     Средневековая философия вошла в историю  мысли под именем схоластики. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, проставленную на службу теологии.
Термин "схоластика" происходит от греческого слова schole - "школа"; "схоластика" - значит "школьная философия".
     Начиная приблизительно с XI века, в средневековых  университетах возрастает интерес  к проблемам логики, которая в  ту же эпоху носила название диалектики, предмет которой составляла работа над понятиями.
     Стремление  к рационалистическому обоснованию  христианской догматики привело  к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских  дисциплин, а расчленение и тончайшее  различение понятий, установление определений  и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.
     Увлечение таким образом понятой диалектикой  нашло свое выражение в характерных  для средневековых университетов  диспутах, которые иной раз длились  по 10-12 часов с небольшим перерывом  на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV-XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры. 

6. Систематизаия средневековой схоластики.
     Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики, монах Фома Аквинский (1225/26-1274), ученик знаменитого теолога, философа и естесствоиспытателя Альберта Великого (1193-1280), как и его учитель, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учения Аристотеля. При этом последнее было преобразовано таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса Христа.
     У Фомы высшее начало есть бытие. Под  бытием Фома понимает христианского  Бога, сотворившего мир, как об этом повествуется в Ветхом Завете. Различая бытие и сущность, Фома не противопоставляет  их, а наоборот, (вслед за Аристотелем) подчеркивает их общий корень. Сущности, или субстанции, согласно Фоме, обладают самостоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различие субстанциональных и акцидентальных форм. Субстанциальная форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разрушилось. Акцидентальная форма - источник определенных качеств, а не бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состояний. Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней актуальности. На этом основании, он выделяет четыре уровня бытийности вещей в зависимости от их степени актуальности.
1. На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неорганические стихии и минералы. 

2. На следующей  ступени  форма  предстает  как  конечная  причина  (causa   finalis)   вещи,  которой  поэтому  присуща внутренняя целесообразность, названная Аристотелем  "растительной душой", как бы формирующей тело изнутри. Таковы, по мнению Аристотеля (и соответственно Фомы), растения. 

3. Третий   уровень   -   животные,   здесь   форма  есть  действующая причина (causa efficient),  поэтому сущее имеет  в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения. 
На всех трех уровнях форма по-разному  преобразуется  в  материю,организуя и одушевляя ее. 

4. На последней, четвертой, ступени форма предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе, независимо от материи (forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее из сотворенных сущих. Не связанная с материей, человеческая душа не погибает со смертью тела.
     Конечно, в построенной  Фомой Аквинским  моделью есть какая-то логика, но по-моему  его взгляды ограничивались теми знаниями, которыми владело человечество в XIII веке. Я, например, согласна с автором статьи, что никакой принципиальной разницы между растениями и животными нет, по крайней мере, опираясь на знания биологии. Безусловно, между ними есть какая-то грань, но она весьма условна. Существуют растения, которые ведут весьма активный двигательный образ жизни. Известны растения, которые от одного прикосновения мгновенно сворачиваются в бутон. И наоборот, известны животные, которые очень малоподвижны. В этом аспекте нарушается принцип о движении, как действующей причине. Генетикой доказано (кстати, был период, когда генетика считалась лженаукой), что и растения, и животные построены из одного и того же строительного материала- органики, и те, и другие состоят из клеток (почему же не поставить клетку на первую ступень? наверное, потому что о ней тогда еще ничего не было известно), оба имеют генетический код, ДНК. Основываясь на этих данных, есть все предпосылки объединить в один класс растения и животных, да и собственно, чтобы впоследствии не было никаких противоречий, все живое. Но если копнуть еще глубже, то сама живая клетка состоит из органических элементов, которые сами состоят из атомов. Почему бы не спуститься до такой глубины рекурсии? В какое-то время данное решение было бы просто идеальным, когда считалось, что атом - это неделимая частица. Однако знания в области ядерной физики свидетельствуют о том, что атом не является наименьшей неделимой частицей - он состоит из еще более мелких частиц, которые в свое время назвали элементарными, потому что считалось, что дальше идти уже некуда. Прошло время. Науке стало известно достаточно большое количество элементарных частиц; тогда задались вопросом: а действительно ли элементарные частицы сами по себе элементарны? Оказалось, что нет: существуют еще более мелкие "гиперэлементарные частицы". Сейчас уже никто не дает гарантии, что когда-нибудь не обнаружат еще более "элементарные" частицы. Может глубина рекурсии вечна? Поэтому, я считаю, не стоит останавливаться на какой-то конкретной ступени и назначать ее базовой. И тогда все сущее можно поделить на следующие три класса:
1. Пустота (не материя).
2. Материя (не пустота).
3. Дух, если он  существует.
     Вернемся  к четвертой ступени классификации  бытийности вещей. Разумная душа у Фомы называется "самосущей". В отличие  от нее, чувственные души животных не являются самосущими, а потому они  не имеют специфических для разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от тела - мышления и волнения; все действия животных, как и многие действия человека (кроме  мышления и акта воли), осуществляются с помощью тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как  человеческая душа - бессмертна, она  есть самое благородное в сотворенной  природе.
     Следуя  Аристотелю, Фома рассматривает разум  как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего  ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум, направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не созерцанием.
     В мире Фомы подлинно сущими оказываются  индивидуумы. Этот своеобразный персонализм составляет специфику средневекового естествознания, предмет которого - действие индивидуальных "скрытых сущностей", душ, духов, сил. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерархической лестнице.
Учение  Фомы пользовалось большим  влиянием в средние  века, римская церковь  официально признало его. Это учение возрождается и в XX веке под  названием неотомизма - одного из наиболее значительных течений западной католической философии. 
 

     6.1. Человек - образ и подобие Бога.
     На  вопрос, что такое человек, средневековые  мыслители давали не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности. Однако две предпосылки  этих ответов, как правило, оставались общими. Первая - это библейское определение сущности человека как "образа и подобия божьего" - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая - разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание человека как "разумного животного".
     Исходя  из этого понимения, средневековые  философы ставили такие примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного  начала или начала животного? Какое  из них существенное его свойство, а без какого он может обойтись, оставаясь человеком? Что такое  разум и что такое жизнь (животность)? Главное же определение человека как "образа и подобия бога" тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют сущность человеческой природы - ведь ясно, что  человеку нельзя приписать ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
     Первое, что отличает антропологию уже самих  ранних христианских философов от античной, языческой, - это крайне двойственная оценка человека.
Человек не только занимает отныне первое место  во всей природе как ее царь - в  этом смысле человека высоко ставили  и некоторые греческие философы, - но и в качестве образа и подобия  бога он выходит за пределы природы  вообще, становится как бы над нею (ведь бог трансцендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции которой - платонизм и аристотелизм - не выносят человека из системы других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе.
     Для платоников, признающих подлинной сущностью  в человеке лищь его разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных  умов разной степени "чистоты" и  т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное, то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от зверей и насекомых, душа еще и разумна.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.