На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Энтогенез славян

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение
     О ранней истории восточных славян известно очень мало. Среди причин - отсутствие собственной письменности (глаголица была создана около 863 г. специально для славянских языков) и удалённость от европейских  и азиатских культурных центров  того времени. Отрывочные сведения по ранней истории восточных славян дают византийские и восточные письменные источники, а также археологические  данные и сравнительный анализ славянских языков.
     Практически все источники весьма выразительно с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тыс. н. э (чаще всего с IV), т. е. Тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
     Античные  авторы знали славян под различными этническими именами и, прежде всего, вендов. Впервые этот этноним встречается  в естественной истории Плиния (середина I в. н. э.), не считая упоминания Геродотом  племени энетов, обитавших на Северном побережье Адриатического моря. Плиний называет вендов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен - ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, вендами, скифами, гиррами». Скорее всего это были области в бассейне Вислы и, может быть, более восточные земли.
     К концу I. в н.э. относятся сообщения  о вендах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что  венды жили между племенами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации вендов указать не представляется возможным. Трудно сказать к тому же, были ли венды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венды в то время ассимилировались со славянами и получили их имя. И если о вендах Тацита можно спорить, то венды уже более поздних авторов - это несомненно славяне, т. е. с VI в. н. э. 

     Более значительны сведения о славянах середины  I тыс. н. э. Теперь славяне  называются своим именем  - словены, наряду с которым упоминаются анты,  а Иордан знает и прежнее имя - венды. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI - VII вв.). В сочинениях византийских авторов сообщаются с ведения о разных сторонах жизни и быта славян.
     Более существенные сведения для исследования проблемы славянского этногенеза имеются  в труде готского епископа Иордана. Его труд позволяет установить связь  между славянами и вендами  античных писателей. По Иордану венды - суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселили широкую  полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. 

     1 Этногенез славян. Восточнославянское общество в 6-8 веках
     Проблема  происхождения и древнейшей истории  славян представляет собой одну из самых сложных проблем современного славяноведения. На ее решение направлены усилия археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, историков. Только их совместные изыскания могут привести к решению этой проблемы.
       Источники сведений о славянской  прародине. Говоря об этногенезе  славян, мы должны опираться на  несколько источников. К ним следует отнести 
      1)    Легенды и предания  самого народа, раннесредневековые  летописи и хроники (былины, сказки, «Повесть временных лет» и др.).
       Славянские писатели средних  веков в своих взглядах на  происхождение славян исходили  из библейской легенды о вавилонской  башне и расселении народов  по разным частям мира. Наиболее  древнее и обстоятельное изложение  средневековых представлений о  происхождении славян находится  в русской летописи «Повесть временных лет».
       Летописец знал из дошедших  до него преданий, что само  имя Русь имеет варяжское (скандинавское)  происхождение, и «изначальная»  русь была призвана вместе с варяжскими князьями (Рюрик, Синеус, Трувор) в Новгород.
       Многие племена подунайских славян двинулись на запад и северо-восток. Часть поселилась по Днепру и Двине и еще севернее, у озера Ильмень, и составила особую восточную ветвь славянства.
     Н.М. Карамзин, ссылаясь на «Повесть временных  лет», в «Истории государства Российского» пишет:
       «Многие славяне, единоплеменные  с ляхами, обитавшими на берегах  Вислы, поселились на Днепре  в Киевской губернии и назывались  полянами от чистых полей своих.  Имя сие исчезло в древней  России, но сделалось общим именем  ляхов, основателей государства  польского. От сего же племени  славян были два брата, Радим (1) и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских северяне, соседы полян, на берегах Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород»
       Кроме перечисленных Нестором, а  вслед за ним и Карамзиным  племен, на Балканском полуострове  обитали славянские племена драгувитов, сагудатов, верзитов, северов и др.
       Кроме славянских народов, по сказанию Нестора, в России в то время жили и многие неславянские племена: меря - вокруг Ростова и на озере Клещине или Переяславском; мурома – на Оке (в месте впадения ее в Волгу); черемиса, мещера, мордва – на юго-восток от мери; ливь – в Ливонии, чудь – в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру (ср. «чужой»); нарова – там, где Нарва; ямь или емь – в Финляндии, весь – на Белоозере; пермь – в губернии Пермской; югра, или нынешние березовские остяки, - на Оби и Сосьве; печора – на реке Печора.
       Примерно так же рисовалось  происхождение западных славян чешским и польским летописцам.
      2)    Свидетельства соседних  народов, имевших письменность.
       В IV в. до н.э. Геродот в  книге «История греко-персидских  войн» описал Скифию. Он размещает ее на Крымском полуострове и в низовьях Днепра. Скифов он делит на несколько родов: царских скифов и скифов – пахарей, живших в северном причерноморье. Последнее упоминание очень странно, потому что известно, что скифы занимались скотоводством, а не земледелием. Предполагают, что это были народы, подчиненные скифам, вероятнее всего, - славяне. Кроме того, в своей книге он упоминает об энетах и пишет, что энеты живут на Адриатическом побережье и что это племена иллирийские. В позднейших источниках венеды постоянно отличаются от иллирийцев.
       Древнейшие  исторические сведения  о славянах, или венедах, относятся  к I-II векам н. э. С середины VI века наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко второй половине VII века относится первое упоминание о славянах (сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик, аль-Ахталь).
       Римские и александрийские писатели (Плиний «Естественная история», Тацит «Германия», Птолемей «Руководство  по географии») называют самым  значительным и многочисленным  народом между южным берегом  Балтийского моря и Карпатами  венедов (3). Около 150 г. до н.э.  на эту территорию пришли кельты, но венеды сохранили особенности  своего народа. Полибий пишет: «Нравами и украшениями они мало чем отличаются от кельтов, но языком пользуются иным». Плиний (около 77 года н.э.) упоминает, что сарматы и венеды живут «вплоть до Вислы», а Птолемей (умер около 178 года н.э.) уверено говорит, что «Сарматию населяют величайшие народы», в том числе «венеды по всему Венедскому заливу» (берег Балтийского моря) – «место жительства полабских и поморских славянских племен, кото-рые могли прийти сюда из венедско-иллирийского центра – быть может, северной половины янтарного пути». Тацит в самом конце I века заметил, что между сарматами и германцами есть полоса особых народностей, не легко поддающихся классификации. Он пишет, что говорят эти народы на «паннонском» языке, что на них, как на людей «чуждого происхождения», сарматы наложили подати, их социальный строй соединяет противоположные черты. С одной стороны, они «бродят, как разбойники, на всем пространстве горной и лесистой страны, отделяющей певинов от финнов». С другой, - они все-таки «Имеют постоянные жилища, носят щиты, быстро ходят пешком; все это противоположно сарматам, которые живут в повозках и ездят верхом на лошадях». Таким образом, строки Тацита бросают яркий свет на встречу в верховьях Одера и Вислы трех народностей: германцев, венедов и сарматов. До сих пор на территории современной Германии, между Дрезденом и Берлином, живут славянские народы, говорящие на нижнелужицком и верхнелужицком языках. Немцы называют их вендами, а сами себя они именуют сербами. О тождестве венедов со славянами в этих местах около 600 года н.э. говорит хронист Фредегар, соединяя в одно все три названия: «сурбы, племя из славян; славяне по прозванию винады». Готский историк Иордан в VI веке возводит современных ему славян, склавинов и антов, а также венетов к одному корню и дает, таким образом, «готовую» теорию славянского этногенеза.
       Под именем склавинов в греческих источниках славяне стали известны в VI веке н.э. в Подунавье, на границе Византийской империи. Самонаименование склавин – славянин – словак является вариантом слова «человек». У византийских авторов это наименование прилагалось к южным славянам. Самоназвание не только выделяет народ, но и противопоставляет его другим народам. Традиционно филологи (В.В.Иванов, В.Н.Топоров) выделяют противопоставление: «словене – немцы», т.е. «владеющие членораздельной речью, языком, словом – немые».
     3) Данные археологии, археологические культуры.
      4) Археологические данные подтверждаются данными языка.
       Особое место здесь имеет топонимика, и прежде всего это ойконимы (названия населенных пунктов) и гидронимы (названия водоемов). Еще в первых веках нашей эры становятся известными географические названия славянского характера: озеро Пельсо (слав. *pleso, плескать) ныне озеро Балатон в современной Венгрии, Берзовия – римское поселение на реке Брзва в Банате, местность Черна на реке Черне – северном Притоке Дуная и другие. Однако в разные эпохи на одной территории население не было постоянным: одни народы сменяли другие, а вместе с ними могли измениться и названия.   
       Кроме того, на взаимодействие  славянских и неславянских племен  указывают различного рода заимствования.  Так, исследования показывают, что  до III века до н.э. прагерманские  племена жили между реками  Одером и Вислой и соседствовали  с племенами славянскими. От этой эпохи в славянских языках сохранились такие германизмы, как лесть, кусити (попробовать, искусить), худог (художник), чужой (teuty – тевтоны; самоназвание германских племен), купить, хлеб (кислый хлеб). В VII – III веках до н.э. на юге славяне соседствовали с кельтами (территория современной Чехии). Изначально предполагалось, что кельтизмами являлись такие слова, как черен (название части печи), лютый, брага, слуга. Более поздние исследования показали, что из всех этих слов кельтизмом является только лексема слуга, остальные являются общеславянскими (черен, лютый) или тюркскими (брага) наименованиями.
     VI в. восточнославянские племена  начали длительный путь освоения  огромных и слабозаселенных территорий  Восточно-Европейской равнины, растянувшийся  на столетия. Эта характерная  черта нашего прошлого позволила  знаменитому историку С.М.Соловьеву определить Россию как страну, которая колонизуется. Многовековой процесс колонизации привел к складыванию огромной многонациональной России с колоссальными запасами природных ресурсов, но он же в немалой степени способствовал преобладанию экстенсивного типа развития хозяйства.
     Важным  и долговременным фактором исторического  развития восточных славян стало  неизбежное - в силу географических условий - соседство мира оседлых  земледельцев и горожан с миром  кочевых племен. С глубокой древности  полоса степей, протянувшихся от Алтайских  гор до Дуная, представляла собой  дорогу для кочевых народов, волна  за волной двигавшихся из глубин Центральной  Азии с востока на запад .
     В VI в. в Великой степи складывается громадный Тюркский каганат, с которым  вынуждены были считаться крупнейшие государства того времени - Китай, Иран, Византия. После кровавой междоусобицы он рухнул, и на его развалинах стали  возникать новые образования. В 30-х  годах VII в. в приазовских степях появилась Великая Булгария кочевников-болгар; тогда же сложилась и Хазария. Под давлением хазар часть болгар откочевала за Дунай, где вместе с оседлым славянским населением положила начало современной Болгарии. Часть болгар ушла на север и обосновалась в Поволжье - здесь до XIII в. ближайшим соседом северо-восточных русских земель стала Волжская Булгария.
     В середине VII в. хозяевами южных степей оставались хазары. Им удалось создать  огромное полиэтничное государство - Хазарский каганат, включавшее Восточный Крым, Северный Кавказ и степи между Волгой и Доном. Хазарская держава была не простым объединением кочевых и оседлых народов (хазар, болгар, мордвы, алан, славян). На местах существовала администрация - «тудуны» и «малики»; в больших городах (Фанагории, Беленджере, Самандаре, Атиле) находились кварталы ремесленников и купцов - русов, мусульман и евреев; там же селилась и хазарская знать, на лето откочевывавшая в степь
 


     2 Становление древнерусской государственности.  Проблема «норманнского влияния».
     Датой образования Древнерусского государства  условно считается 882 год, когда князь  Олег предпринял со своей дружиной поход из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки», в результате чего оба важнейшие центры были объединены. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь, а Олег провозгласил себя великим киевским князем.
     Олег  занял Киев и провозгласил его  «матерью городов русских». В Киеве  все его воины – и варяги, и словене, и другие – получили название – «русь», ведь все они были членами княжеской дружины. Уже в Киеве князь установил размер дани, которую должны были ежегодно платить его варягам подвластные племена Новгородской земли. Новгородцы обязались отвозить в Киев особую дань варягам в 300 гривен (гривна – слиток серебра весом около 200 г).
     Столицей  Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому, что он был  древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими  традициями и связями. Он был расположен на пограничье леса и степи, с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками - основными средствами передвижения тех времен.
     Главными  путями сообщения в Древней Руси были, как уже отмечалось ранее, водные. Одним из наиболее известных – водный путь «из варяг в греки», соединявший Балтийское море с Черным. По Днепровскому пути из Византии на Русь везли дорогие ткани, книги, иконы, вина, фрукты, овощи и пряности, стеклянные и ювелирные изделия. Из северных районов везли по Днепру лес, мед, меха, воск из прибалтийских стран – янтарь. Из скандинавских районов - предметы ремесла и некоторые виды оружия.
       Киев был ядром восточнославянского  мира. Он был одинаково близок к Византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси. Все торговые русские города стояли в экономической зависимости от Киева. В Киеве сходились нити их благосостояния – он мог подорвать их торговлю, перерезав главную артерию хозяйственных оборотов страны, не пропуская лодок вниз по Днепру к азовским и черноморским рынкам. Поэтому, общим интересом этих городов было жить в дружбе с Киевом, чтобы из Киева иметь свободный выход на степные торговые дороги.
     После перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. С помощью новгородских дружин князья вели борьбу за великий  киевский престол, ратники из Новгорода  принимали участие в военных  походах на Византию, в обороне  рубежей государства от кочевников. Новгород старался держаться независимо и даже отказался принять князя-наместника, присланного из Киева.
     Важнейшими  заботами Олега, как и последующих  князей, стали, во-первых, освобождение от Хазарского каганата и подчинение Киеву еще не покоренных восточнославянских племен, во-вторых, защита рубежей государства  от внешних врагов, и, в-третьих, обеспечение  выгодных условий для Руси в торговле с Византией.
     К исходу своей жизни Олег стал государственным деятелем международного масштаба. Ему удалось поставить на колени сильнейшее государство тогдашнего мира – Византийскую империю. В 907 году он совершил успешный поход на ее столицу – Константинополь, или как его называли руссы, Царьград. Город не сумел оказать сопротивления войску Олега. Греки лишь успели замкнуть гавань Золотой рог цепью и преградить русским ладьям подход к самим стенам города. Сначала русская рать опустошила пригороды столицы, забрала огромные богатства, пленных, а затем, согласно летописи, ладьи были поставлены на колеса и направлены к городу – таким образом, суда смогли прикрывать от стрел наступающих воинов. «Греки, устрашенные сим намерением, спешили предложить Олегу мир и дань. Они выслали войску его съестные припасы и вино: князь отвергнул то и другое, боясь отравы, ибо храбрый считает малодушного коварным». Императоры Лев VI и его соправитель – брат Александр выплатили баснословную сумму контрибуции (денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителями в качестве военной дани). «Победитель потребовал 12 гривен на каждого человека во флоте своем, и греки согласились с тем условием, чтобы он, прекратив неприятельские действия, мирно возвратился в отечество». Отдельная дань предназначалась крупнейшим городам – Киеву, Чернигову, Переяславлю и другим. Русские послы получили возможность брать из государственной казны Византии бессрочное содержание, а купцам во время пребывания в Константинополе было позволено получать «месячину», то есть помесячное содержание в виде хлеба, вина, мяса, рыбы и фруктов, в течение шести месяцев. Посланцам Руси предоставлялось также право вволю пользоваться византийскими банями – привилегия, которую имели только жители Константинополя. Важнейшим завоеванием стало право беспошлинной торговли для русских купцов.
     Византийцы  целовали крест в знак верности заключенному соглашению. Олег с воинами, согласно русскому обычаю также дал клятву оружием и богами народа славянского, Перуном и Волосом, на верность договору. В конце церемонии Олег повесил  свой щит на воротах Константинополя. Таким образом, Русь продиктовала свои условия могущественной Византийской империи и последняя вынуждена  была принять их.
     Новое, более совершенное, соглашение два  государства заключили 2 сентября 911года. При оформлении второго договора руссы добились у императорского двора больших уступок.
     Понятие «норманны» в средневековых источниках не носило этнического характера. Норманны – это «северные люди», то есть люди, живущие на севере. Например, для Северной Италии норманнами были уже жители Задунавья.
     Повествование летописца Нестора в «Повести временных лет» о призвании варягов  на русскую землю нашло в дальнейшем довольно противоречивую интерпретацию историков. Вокруг этого летописного исторического предания издавна ведутся споры. Так в XVIII веке появилась «норманнская теория», согласно которой государство у славян создали норманны – скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами.
     Основоположниками норманнской теории принято считать  немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера. Будучи приглашенными, в Россию в период правления Анны Иоанновны, авторы этой "теории" и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Именно эта "теория" была поднята на щит фашистами в целях оправдания нападения в 1941 году на нашу Родину и обвинения России в неспособности к самостоятельному развитию.
     Сторонники «норманнской теории» подчеркивали мирный характер призвания варягов славянами, якобы создавшего особые отношения власти и народа, исконно настроенного монархически. Норманнская теория имела особое политическое значение того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Зарубежные историки-норманисты также подчеркивали, что славяне до прихода варягов жили «звериным образом» (как сказано в летописи), тем самым утверждались их политическая неполноценность, неспособность к историческому творчеству. Патриотически-настроенные отечественные ученые в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.
     Ученые  уже доказали вымышленность двух братьев-варягов – Синеуса и Трувора. В переводе с древнешведского языка «sine hus, thru waring» означает «свой род и верная дружина». Скорее всего, в устной саге было упомянуто традиционное окружение конунга, и сказители приняли эти слова за имена его братьев, а летописец занес их на страницы летописи. Так Рюрик приобрел «несуществующих» родственников. Однако сам Рюрик являлся, по мнению большинства историков, фигурой вполне реальной. Во всяком случае, в скандинавских источниках IX века упомянут конунг (правитель) с таким именем. А последние археологические раскопки под Новгородом, куда, по преданию, и прибыл Рюрик, доказали присутствие там скандинавов как раз с середины IX века. Таким образом, призвание варягов выглядит как вполне достоверный факт. Чужеземцы могли сыграть роль третьей – беспристрастной – силы по отношению к борющимся за власть группировкам местной племенной знати. Вполне возможно, что варяги были наемниками, которых призвали не княжить, а для защиты земель от опустошительных набегов их же соплеменников. Но позже наемники вооруженным путем захватили власть в Новгороде. В.Ключевский пишет: «Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать повсюду». Значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ»
     Участие скандинавских племен, или варягов  в начальном периоде нашей  истории, несомненно, ясно с первого  взгляда. Первоначально областью Русского государства был путь от варягов в Грецию и бесспорно, что этот путь открыт варягами задолго до половины IX века. Бесспорно также, что явление, знаменующее в истории Северо-Восточной Европы половину IX века, соединение северных племен, славянских и финских под одну власть, произошло вследствие столкновения этих племен с племенем скандинавским вследствие владычества варягов в этих странах. Первые призванные князья были из рода варяжского, первая дружина состояла преимущественно из их соплеменников; путем варяжским движутся северные князья на юг; в борьбе с югом, с греками, восточными степными варварами, Польшей. 

     3 Христианизация Руси: предпосылки,  значение, влияние на исторические  судьбы страны.
     Необходимость новой религии определялась социально-политическим развитием страны. С ликвидацией  автономии славянских союзов, племенных  княжеств складывалась структура единого государства с единой династией во главе, с единым господствующим слоем, представленным военно-служилой знатью (включавшей дружину киевского князя и дружины его родственников-вассалов). В этих условиях оказались непригодными для центральной власти старые центры племенных княжеств, создавались новые (Владимир-волынский, Смоленск на новом месте, Ростов, новая крепость-детинец в Полоцке, Туров и т.д.), в которых и располагались князья – родственники, киевского правителя. Со временем древние славянские племена "по мере классового расслоения стали переходить к государственным формам жизни, возникли и условия превращения племенных культов в государственные. Быть может культ Святовита у поморских славян распространился именно в связи с этим."
     В сфере же идеологической стали непригодные  прежние языческие культы, носившие местный характер и могущие служить  сепаратистским тенденциям. «И услышал  я громкий голос с неба, говорящий: Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, и они  будут Его народом, и сам
     Бог с ними будет Богом их. И отрет  Бог всякую слезу с очей их, и  смерти уже не будет, ни плача, ни вопля, ни болезни, ибо прежнее прошло» .
     Принятие  на Руси христианства как государственной  религии определялось рядом причин. Возникновение в VIII-IX вв. кассового  раннефеодального строя явилось  результатом связанных друг с  другом процессов. Это было перерастание родовой и племенной знати  поздних этапов первобытнообщинного  строя в местных князей, союзов племен – в государственные организации, социального неравенства внутри традиционных коллективов (общин, миров), имевшего различное происхождение, как функциональное (должностное), так  и имущественное, - в неравенство классовое. Составной частью этих процессов было и появление в составе челяди наряду с пленниками – иноплеменниками и иноземцами – также и рабов – соотечественников.
     Формирование  местных княжений и создание на их основе в IX в. Древнерусского государства  с центром в Киеве, основанное на раннефеодальное эксплуатации в  форме централизованной ренты –  даней, полюдья, - требовало и изменений  в идеологической области, в религии. Можно ли было привести довольно примитивную систему славянских культов в соответствии с новыми требованиями, которые были выдвинуты появлением классового общества и государства? Попытки противопоставить христианству реформированный языческий культ не перевели к успеху. Лучше всего эти требования могла удовлетворить мировая религия, сама созданная в условиях поздней античности, приспособленная к феодальному обществу и отвечающая той стадии развития, в которую вступила Русь. Христианство, как господствующая религия в средневековье, освящало классовое неравенство, отношение господства и подчинения, феодальную структуру общества, обожествляло государственную власть, что вполне соответствовало условиям Руси.
     В средневековье, несмотря на довольно значительную замкнутость отдельных феодальных миров как политических организмов, международное общение играло значительную роль, выражаясь в торговле между  отдельными странами, в политических и матримониальных союзах, в использовании  иностранных наемных дружин, в  обмене достижениями культуры. В этих условиях правители всех европейских  государств были заинтересованы в принятии одной религии – христианства, как части античного наследия. Это делало их формально равными  друг другу, принадлежащими к одному культурному миру, противостоящему  язычникам – варварам, хотя реальные политические условия и другие факторы  не могли не вести к активной борьбе внутри этого мира и подчинению одних  стран другим.
     Русь  в IX – X вв. традиционна была связана  с Константинополем – «Царьградом» и со славянами в Центральной  Европе и на Балканском полуострове, также находившимися в тесном общении с Византией. Эти связи  в значительной степени определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир константинопольскую кафедру  в блистательной столице древнего государства, для уравнения с  которым принятие христианства давало достаточно оснований. При заинтересованности обоих христианских центров, Рима и  Константинополя, в обращении в  свою веру народов Европы киевские князья могли сами выбрать то направление  христианства, которое, по их мнению, должно было лучше отвечать политическим и  культурным нуждам государства. Принятие христианства как государственной  религии связано с сыном Святослава великим князем киевским Владимиром (980 – 1015 гг.), который осознал необходимость  реформы религиозного культа. Его  попытка предотвратить распространение  на Руси христианства путем создания интернационального языческого пантеона во главе с Перуном, олицетворявшим новое социальное отношение раннефеодального общества, оказалась неудачной. Некоторые  исследователи, гиперкритически настроенные (Аничков), считали, что эти "Владимировы боги" были с самого начала княжескими или дружинными богами и культ их не имел корней в народе. Но это маловероятно. Солнечные божества Хорс, Даждьбог и другие, женская богиня Макошь, видимо, были и народными божествами; Владимир лишь пытался сделать из них как бы официальных богов своего княжества.  За ней последовали разрушение социального пантеона и официальная христианизация.
     Это событие было ускорено ходом политических взаимоотношений между Русью  и Византией в конце 80-х годов X в.
 


     4 Характер экономического и социально-политического  развития Киевской Руси
     Для характеристики социально-политического  строя. Древней Руси можно использовать такие источники, как  свод законов  «Русская правда», летопись «Повесть временных лет», в которую включены Договоры Олега (907, 911 гг.), Игоря    (944 г.), Святослава   (971 г.) с Византией, а также свидетельства византийских, арабских и европейских авторов. На основании указанных источников можно дать характеристику населения Древней Руси.
     «Русская  правда» называет основным населением страны свободных общинников - людинов или людей (отсюда: сбор дани с крестьян - общинников - полюдье).
     «Русская  правда», рассматривая людинов, указывает, что они объединились в сельскую общину-вервь. Вервь обладала определенной территорией, в ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи.
     Вторая  большая группа населения - смерды. Это, возможно, не свободные или полусвободные  княжеские данники. Смерд не имел права оставлять свое имущество  непрямым наследникам. Оно передавалось князю. С развитием феодальных отношений  эта категория населения увеличивалась за счет свободных общинников.
     Третья  группа населения - рабы. Они известны под разным названием: челядь, холопы. Челядь-это раннее название, холопы - более позднее. «Русская правда»  показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. За его убийство хозяин не нес ответственности. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал.
     Рабство было 2-х видов - полное и неполное. Источники полного рабства: плен, продажа себя в рабство, женитьба на рабыне или выход замуж за раба; поступление на службу к князю  тиуном, ключником, ратайным старостой и незаключение договора и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.