На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Познавательно-психический процесс - ощущения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Чувашский государственный педагогический
университет им. И.Я.Яковлева 
 
 
 

Контрольная работа
По предмету: общая психология
На тему: ”Познавательно-психический процесс - ощущения” 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила :студентка 4 курса
                                                         Заочного отделения БХФ
                                     По специальности ПО (ООС)
                                              Герасимова Г.З.
                                                                     
                                                                     Проверил:
                                                                     кандидат педагогических наук
                                                                       Андреева Г. Г. 
 
 

Чебоксары, 2012г 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как  важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности. 
В чем же заключается роль психических процессов? 
Это функция сигнала или регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися условиями. 
Психические явления - это ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма как физиологической системы) воздействия. 
Иными словами психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение). 
Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях. 
Познавательная психическая деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук. 
Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к осознаваемым ощущениям - только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. 
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений; они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение, продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Физиологическим аппаратом, при помощи которого возникает ощущение, является анализатор. Для того чтобы человек имел нормальные ощущения, нужно здоровое состояние все трех отделов анализатора: рецептор проводящий; нервный путь; корковая часть.

Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
Понятие окружающего  мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего  в себя ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством  понятий, суждений, умозаключений.
Ощущение
Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств.
Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов  чувств. Ощущения - источник наших знаний о мире и о самих себе. Способность  к ощущениям есть у всех живых  существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.
Предметы и явления  действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Ощущение возникает как реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель и как всякое психическое  явление имеет рефлекторный характер.
Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных  нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей:
- рецепторов, или органов  чувств, преобразующих энергии внешнего  воздействия в нервные сигналы  (каждый рецептор способен только  к определенному виду воздействий);
- проводящих нервных  путей, по которым эти сигналы  передаются обратно в мозг  и обратно к рецепторам;
- корковых проекционных  зон головного мозга.
Ощущения можно  классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяют ощущения:
· зрительные ощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых телами на зрительный анализатор.
· Слуховые ощущения являются отражением звуков различной  высоты, силы и качества. Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых  колебаниями тел.
· Обонятельные ощущения - отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в  верхнюю часть носоглотки, где  они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора.
· Вкусовые ощущения отражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне.
· Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения так же отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие.
Указанные ощущения называются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные и дистантные.
Другую группу ощущений составляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными.
Есть так же группа органических ощущений - внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела.
Свойства ощущений:
· качество - сущностная особенность ощущений, позволяющая  отличать одни виды ощущений от других, а так же различные вариации внутри вида;
· интенсивность - количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и  функциональным состоянием рецептора.
· продолжительность - временная характеристика ощущений.
Основные характеристики чувствительности анализаторов:
· нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение;
· верхний порог  ощущений - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор;
· диапазон чувствительности - интервал между верхним и нижним порогом;
· дифференциальный порог - наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями;
· оперативный порог - величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различия достигают максимума;
· временной порог - минимальная длительность воздействия  раздражителя, необходимая для возникновения  ощущения;
· латентный период реакции - промежуток времени от момента  подачи сигнала до момента возникновения  ощущения;
· инерция - время исчезновения ощущений после окончания воздействия.
Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения  других органов чувств называется взаимодействием  ощущений, которое наблюдается в  явлениях:
- сенсибилизация - повышение  чувствительности нервных центров  под влиянием действия раздражителя.
- синестезия - возникновение  под влиянием раздражения одного  анализатора ощущения, характерного  для другого анализатора.
Восприятие
Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.
Восприятие субъективно - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, способностей, потребностей. Зависимость  восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.
Свойства восприятия:
1. Целостность - внутренняя  органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах: объединение разных элементов  в целом; независимость образованного  целого от качества составляющих  его элементов.
2. Предметность - объект  воспринимается нами как обособленное  в пространстве и времени отдельное  физическое тело.
3. Обобщенность - отнесение  каждого образа к некоторому  классу объектов.
4. Константность - относительное постоянство восприятие  образа.
5. Осмысленность - связь с пониманием сущности  предметов и явлений через  процесс мышления.
6. Избирательность  - преимущественное выделение одних  объектов перед другими в процессе  восприятия.
Виды восприятия:
- восприятие человека  человеком;
- восприятие времени;
- восприятие движения;
- восприятие пространства;
- восприятие вида  деятельности.
Восприятие бывает внешненаправленным и внутренненапрвленным.
Восприятие может  быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально  существующей действительности. Иллюзии  обнаруживаются в деятельности различных  анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.
Внимание
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.
Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:
- точность восприятия, являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали  изображения;
- прочность и избирательность  памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной  информации в кратковременной  и оперативной памяти;
- направленность и  продуктивность мышления, выступающие  как обязательный фактор правильного  понимания и решения задач.
Основные функции  внимания:
· отбор значимых воздействий  и игнорирование других;
· сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;
· регуляция и контроль протекания деятельности.
Основные виды внимания:
1. В зависимости  от волевых усилий личности:
· непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без  заранее поставленной цели, без усилия воли;
· произвольное внимание - активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;
· послепрозвольное внимание - наступает после произвольного, но качественно отличается от него. Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется.
2. По характеру  направленности:
· внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;
· внутреннее внимание - направлено на собственные мысли  и переживания.
3. По происхождению:
· природное внимание - врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;
· социально обусловленное  внимание складывается в процесс  жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой  регуляцией поведения;
4. По механизму  регуляции:
· непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;
· опосредованное внимание регулируется с помощью специальных  средств.
5. По направленности  на объект:
· сенсорное;
· интеллектуальное.
Основные свойства внимания:
1. Сосредоточенность  внимания - удержание внимания на  одном объекте или одной деятельности  при отвлечении от всего остального.
2. Устойчивость внимания - длительность сосредоточения на  объекте или явлении, определяется  индивидуальными физиологическими  особенностями организма, психическим  состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами  осуществления деятельности.
3. Объем внимания - определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно  направлено внимание в процессе  восприятия.
4. Распределение внимания - возможность выполнения индивидом  одновременно двух и более  видов деятельности.
5. Переключаемость  внимания - способность быстро выключаться  из одних видов деятельности  и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.
Память
Памятью называют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта.
Процессы памяти:
· Запоминание - процесс  памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.
· Сохранение информации не является пассивным процессом, описываемым  лишь только количественными показателями, зависит от установок личности, условий  и организации заучивания, влияния  последующей информации, мыслительной переработки материала и ряда других факторов. Выделяют следующие  виды организации информации в памяти: пространственную, ассоциативную, иерархическую.
· Воспроизведение - процесс  извлечения из памяти сохраненного материала. Воспроизведение может протекать  на уровне узнавания, воспроизведения (в узком смысле), припоминания.
· Забывание - процесс, необходимый для эффективной  работы памяти. Факторы, влияющие на забывание: возраст, характер информации и степень  ее использования, интерференция, подавление.
Характеризуя качества памяти, выделяют скорость запоминания  и скорость забывания.
Виды и формы  памяти:
1. Генетическая память  включает в основном инстинкты  и почти не зависит от условий  жизнедеятельности человека.
2. Прижизненная память  является хранилищем информации, полученной с момента рождения  и до смерти. Прижизненную память  классифицируют:
2.1. по целевой установке  и затрачиваемым усилиям на  запоминание:
· непроизвольная память - автоматическое запоминание воспроизведение  информации, происходящее без усилий со стороны человека и установки  на запоминание;
· произвольная память - запоминание, имеющее специальную  установку «запомнить» и требующее  определенных волевых усилий.
2.2. по степени осмысленности:
· механическая память основана на повторении материала без  его осмысливания;
· смысловая память предполагает осмысливание запоминаемого  материала, которое основано на понимании  внутренних логических связей между  его частями.
2.3. в зависимости  от установки:
· кратковременная  память хранит информацию в среднем  около 20 секунд, сохраняет лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы;
· оперативная память рассчитана на хранение информации в  течение определенного, заранее  заданного срока, в диапазоне  от нескольких секунд до нескольких дней;
· долговременная память способна хранить информацию в течение  практически неограниченного срока.
2.4. по материалу,  сохраняемому памятью:
· когнитивная память - процесс сохранения знаний. Знания, получаемые в процессе обучения, выступают  вначале как что-то внешнее по отношению к личности, зам постепенно превращаются в опыт и убеждения  человека;
· эмоциональная память - сохранение в сознании переживаний  и чувств;
· личностная память обеспечивает единство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути.
2.5. по модальности:
· словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью, логикой;
· образная память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную, осязательную, обонятельную, слуховую.
Воображение
Воображение - это психологический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых.
По степени выраженности активности различают:
- активное воображение,  которое характеризуется тем,  что пользуясь им, человек по  собственному желанию усилием  воли вызывает у себя соответствующие  образы, делится на:
· активное воображение  характеризуется тем, что пользуясь  им, человек по собственному желанию  усилием воли вызывает у себя соответствующие  образы, делится на:
- творческое активное  воображение, возникающее в труде,  предполагает самостоятельное создание  образов, реализуемое в оригинальных  и ценных продуктах деятельности, является неотъемлемой стороной  технического, художественного и  иного творчества;
- воссоздающее активное  воображение имеет в своей  основе создание тех или иных  образов, соответствующих описанию.
· пассивно воображение  образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, характеризуется  созданием образов, которые не воплощаются  в жизнь, может быть:
- преднамеренное пассивное  воображение создает образы, не  связанные с волей, которая  способствовала бы их осуществлению;
- непреднамеренное  пассивное воображение наблюдается  при ослаблении деятельности  сознания, при его расстройствах,  в полудремном состоянии, во сне.
Воображение может  проявляться в разных формах:
1. Мечты. Формой  проявления активного воображения  и необходимым условием претворения  в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование  действительности, являются мечты  - отодвинутые во времени желания.
2. Грезы. Воображение  может выступать и как замена  деятельности, ее суррогат. Тогда  человек уходи тот действительности  в область фантазии, чтобы скрыться  от кажущихся ему неразрешимыми  задач.
3. Галлюцинации. Являются  фантастическим видением, е имеющим  почти никакой связи с действительностью.  Галлюцинации - наиболее показательные  проявления пассивного воображения,  при котором человек воспринимает  несуществующий объект.
4. Сновидения. К ряду  пассивных непреднамеренных форм  воображения относятся сновидения.
Приемы и способы  процесса воображения:
1. Агглютинация - «склеивание», комбинация, слияние отдельных элементов  или частей нескольких предметов  в один образ.
2. Акцентирование  или заострение - выделение и подчеркивание  какой-либо части, детали в  создаваемом образе.
3. Гиперболизация  и литота - увеличение или уменьшение  предмета, изменение количества  частей предмета или их смещение.
4. Схематизация - сглаживание  различий предмета и проявление  черт сходства меду ними.
5. Типизация - выделение  существенного, повторяющегося в  однородных явлениях и воплощение  его в конкретном образе.
Воображение различается  у людей по нескольким признакам:
- яркости образов;
- степени их реалистичности  и правдивости, новизне, оригинальности;
- широте;
- произвольности, т.е.  умению подчинять воображение  поставленной задаче;
- типу представлений,  которыми преимущественно оперирует  человек;
- устойчивости.
Функции воображения:
· Представление действительности в образах, которыми можно пользоваться в деятельности.
· Регулирование эмоциональных  состояний.
· Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека.
· Формирование внутреннего  плана действий.
· Планирование и программирование деятельности.
· Управление психофизиологическим состоянием организма.
Мышление
Мышление - это обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление дает возможность  понять закономерности материального  мира, причинно-следственные связи  в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики людей.
Физиологическую основу мышления составляет рефлекторная деятельность мозга, те временные нервные связи, которые образуются в коре больших  полушарий.
Стадии мышления:
· Допонятийное мышление присуще ребенку до 5 лет. Оно характеризуется нечувствительностью к противоречиям, синкретизмом, трансдукцией, отсутствием представления о сохранении количества.
· Понятийное мышление у ребенка проходит в ряд этапов: на 1-м этапе проявляется простое  складывание предметов; на 2-м устанавливаются  сходства и различия двух предметов; на 3-м этапе проявляется объединение  группы предметов по сходству, затем  появляется понятийное мышление, которое  совершенствуется до 17 лет.
Мыслительный процесс  осуществляется в двух основных формах:
- формирование и  усвоение понятий, сужений, умозаключений;
- решение проблем.
Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи  и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
Умозаключение - форма  мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод. К  умозаключениям можно прийти следующими методами: индукция - логический вывод, отражающий направленность мысли от частного к общему; дедукция - от общего к частному; аналогия - от частного к  частному.
Каждый акт мышления представляет собой процесс решения  какой-либо задачи, возникающей в  ходе познания или практической деятельности человека.
Процесс решения задач  состоит из пяти этапов:
- мотивация;
- анализ проблемы;
- поиск решения  ее проблемы на основании ее  алгоритма, выбора оптимального  варианта и принципиального учета  логических рассуждений, аналогий, эвристических и эмпирических приемов, решению задачи зачастую способствует озарение;
- доказательство и  обоснование правильности решения;
- реализация и проверка  решения, его коррекция в случае  необходимости.
Основные мыслительные операции:
· анализ - мысленное  расчленение целостной структуры  объекта отражения на составляющие элементы;
· синтез - воссоединение  элементов в целостную структуру;
· сравнение - установление отношений сходства и различия;
· обобщение - выделение  общих признаков на основе объединения  сущностных свойств или сходства;
· абстрагирование - выделение  какой-либо стороны или аспекта  явления, в действительности самостоятельно не существующих;
· конкретизация - отвлечение от общих признаков и подчеркивание  частного, единичного;
· систематизация или  классификация - мысленное распределение  предметов и явлений по группам  и подгруппам.
В определении видов  мышления существуют различные подходы:
1. По степени развернутости  решаемых задач: дискурсивное и интуитивное.
2. По характеру  решаемых задач: теоретическое и практическое.
3. По содержанию  решаемых задач:
· наглядно-действенное  мышление - опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами;
· наглядно-образное мышление - характеризуется опорой на представления и образы;
· словесно-логическое мышление - осуществляется при помощи логических операций с понятиями, различаются:
- теоретическое мышление - познание законов, правил, разработка  концепций, гипотез;
- практическое мышление - подготовка преобразования действительности;
- аналитическое (логическое) мышление - носит временной, структурный  и осознаваемый характер;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.