На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Виды запасов и критерии их оптимизации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
Оглавление 
 

 

      Введение 

     Материальный  запас (МЗ) – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления1.
     Роль  запасов в экономике заключается  в том, что они обеспечивают устойчивую работу торговых систем. Однако такой  способ обеспечения устойчивости обходится  недешево. По данным зарубежных источников, содержание в течение года в качестве запаса единицы продукции стоимостью в 1 доллар обходится от 15 до 35 центов и в среднем составляет 25 центов. Расчеты отечественных экономистов дают аналогичные результаты: годовые затраты на содержание запасов составляют от 20 до 30% от их закупочной стоимости.
     Системы управления запасами проектируются  с целью непрерывного обеспечения  потребителя необходимыми материалами. Такие системы управления разрабатываются  для условий, когда отсутствуют отклонения от запланированных величин поставок и потребления. На практике реализуются различные системы управления запасами в зависимости от спроса. Спрос может быть зависимым и независимым. Изделие имеет зависимый спрос, если его использование прямо связано с планом производства др. изделий.
     В данной работе будут рассмотрены  основные вопросы, касающиеся запасов  в аспекте логистики. Особое внимание уделим классификации запасов и  критериям их оптимизации. 

 

      1. Роль и значение  запасов в логистике 

     В настоящее время использование  концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями  в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это  объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
     Процессы  управления производством товаров  и их распределением чрезвычайно  усложняются по всей логистической  цепи, следовательно, усложняются процедуры управления и контроля прохождения материальных потоков по звеньям логистической цепочки. Это требует повышения эффективности распределения ресурсов всех видов, в том числе пребывающих в форме товарно-материальных запасов2.
     Ни  одно современное производство не может обойтись без функций хранения сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, инструментов и инвентаря.
     Многие  результирующие показатели хозяйственной  деятельности предприятия в значительной степени зависят от того, как решаются проблемы, связанные с хранением товарно-материальных запасов и поддержанием определенного их уровня, оптимизация которого может быть осуществлена за счет использования логистики.
     Возникновение запасов обусловлено естественными  природными и экономико-технологическими условиями. Необходимость образования запасов связана также с разделением труда, условиями производства и потребления товаров, которые разобщены как во времени, так и в пространстве.
     Современное предприятие, чтобы выпускать определенную продукцию, вынуждено получать различные материальные ресурсы от многих других предприятий и организаций, в том числе территориально отдаленных от него.
     Так как поставка сырья и материалов от поставщика к потребителю в  большинстве случаев осуществляется периодически, а их потребление происходит, как правило, непрерывно и поэтому не совпадает по времени с поступлением, то для обеспечения бесперебойной работы предприятие вынуждено создавать определенные запасы нужных ему материалов, сырья полуфабрикатов, топлива и др. ресурсов.
     Запасы  представляют собой значительную часть  оборотных средств любого предприятия  и соответственно влекут за собой  большую часть капиталовложений, поэтому так важно, чтобы запасами управляли эффективно, а капиталовложения в них не становились неоправданно большими.
     Тем не менее, многие предприятия, особенно в России, не уделяют особенного внимания контролю уровня запасов, недооценивают  необходимость их оптимизации, в  результате обычной ситуацией является вложение в запасы гораздо большего объема финансовых средств, чем это действительно необходимо.
     При определении оптимального размера  запасов любое предприятие ищет компромисс между двумя разноплановыми требованиями3:
     - необходимо обеспечить наличие ресурсов в количестве, достаточном для поддержания бесперебойности процессов производства и реализации продукции, и избежать их дефицита в логистической системе;
     - необходимо избежать создания излишних (сверхнормативных) запасов, которые увеличивают логистические издержки и отвлекают оборотный капитал.
     Самая большая и постоянная забота по поводу запасов связана с их стоимостью. В бухгалтерском балансе предприятия  запасы отражаются как активы. Однако из этого совсем не следует, что увеличение запасов всегда имеет позитивный эффект. Если исходить из создания наибольшего запаса готовой продукции, то предприятие рискует произвести больше товаров, чем сможет продать. Следует также учитывать, что издержки хранения материальных запасов занимают второе место после производственных издержек. При этом запасы готовой продукции стоят намного дороже, чем запасы сырья или полуфабрикатов в незавершенном производстве. Затраты на хранение материальных запасов значительны, поэтому прибыль на капитал, вложенный в материальные запасы, должна быть также высока и не меньше, чем от иного использования такой же суммы денежных средств с аналогичным риском. Излишние материальные запасы часто рассматриваются как «расточительство».
     Предприятие может снизить затраты на хранение, установив очень низкий уровень  товарно-материальных запасов. Однако слишком низкий уровень материальных запасов и их частая нехватка также могут дорого обойтись фирме. В ситуации, когда появляется покупатель товара, а товар отсутствует на складе, говорят о дефиците запаса, который часто ведет к потере клиентов. Дефицит возникает как из-за недостаточного запаса, так и из-за ненадежного источника снабжения. Решение данной проблемы состоит в нахождении компромисса между затратами на создание материальных запасов и затратами на их хранение4.
 

      2. Экономическая сущность запасов и их виды
     Объективная необходимость создания и поддержания  запасов определяется двумя основными  причинами5:
     1. Несоответствием объема поставки объему их разового потребления.
     2. Разрывом во времени и пространстве между моментом поступления товара и его потреблением.
     Наиболее  типичными целями создания запасов  являются:
     - повышение эффективности производства;
     - эффективное обслуживание потребителей;
     - страхование сбоев в поставках;
     - защита от повышения закупочных цен;
     - экономия на оптовых скидках;
     - экономия на транспортировке;
     - стремление хозяйствующих субъектов к экономической безопасности, что выражается в недопущении дефицита или отрицательного уровня запасов.
     При наличии дефицита запасов предприятие  может столкнуться с такими основными проблемами, как:
     Задержка  с отправкой уже заказанного  товара потребителям или невыполнение данного заказа. Это влечет за собой  дополнительные затраты на продвижение  и отправку того заказа, который  нельзя выполнить за счет имеющихся  запасов.
     Потеря  клиента, когда при отклонении заказа поставщиком постоянный заказчик обращается с заказом в какую-либо другую фирму. В данном случае возникают издержки, связанные со стоимостью упущенной выгоды, то есть выручки или прибыли, потерянной из-за неосуществления данной сделки.
     Потеря  сбыта, когда отсутствие запаса оборачивается  не только потерей конкретной торговой сделки, но и тем, что заказчик переходит  на другой источник снабжения.
     В стоимость дефицита запасов, помимо стоимости упущенных сделок или  нереализованных заказов, входят также потери времени и финансовых средств на изготовление дополнительного объема продукции, на переналадку оборудования, а также потери времени из-за перерывов в производстве при переходах между сложными технологическими процессами.
     В литературе имеется большое количество вариантов классификации запасов, в основу которых кладутся различные критерии. Общая классификация приведена на рисунке 1.

     Рис. 1. Общая классификация запасов6
     1. По месту продукции в логистическом канале (цепи) и ее виду:
     Запасы:
     - материальных ресурсов;
     - незавершенного производства;
     - готовой продукции;
     - тары;
     - возвратных отходов.
     2. По отношению к базисным логистическим функциям:
     Запасы:
     - совокупные;
     - в снабжении;
     - производственные
     - сбытовые (товарные).
     3. По отношению к комплексным  логистическим функциям:
     Запасы:
     - складские;
     - транспортные (в пути, транзитные);
     - грузопереработки.
     4. По функциональному назначению:
     Запасы:
     - текущие (регулярные);
     - страховые (гарантийные);
     - подготовительные;
     - сезонные;
     - продвижения;
     - спекулятивные;
     - устаревшие (неликвидные).
     5. По отношению к звеньям логистической  системы или логистическим посредникам:
     Запасы:
     - у поставщиков;
     - у потребителей;
     - у торговых посредников;
     - у посредников в физическом  распределении.
     По  месту продукции в логистическом  канале (цепи) и ее виду укрупненно можно  выделить запасы сырья и материалов, незавершенного производства, готовой  продукции, тары и возвратных отходов.
     По  отношению к базисным логистическим  активностям запасы подразделяются на запасы в снабжении, производственные запасы, сбытовые (товарные) запасы в системе дистрибьюции и совокупные товарно-материальные запасы.
     Запасы  в снабжении – это материальные ресурсы, находящиеся в логистических каналах (цепях) от поставщиков до материальных складов товаропроизводителя, предназначенные для обеспечения производства готовой продукции.
     Производственные  запасы – это запасы сырья, материалов и незавершенного производства, предназначенные для обеспечения производственной программы в пределах производственно-технологических подразделений фирмы.
     Сбытовые (товарные) запасы – это запасы готовой  продукции, находящиеся на складах  фирмы-производителя и в дистрибутивной сети и предназначенные для удовлетворения спроса потребителей (продажи).
     Снабженческие, производственные и сбытовые запасы составляют совокупные товарно-материальные запасы фирмы, являющиеся объектом оптимизации  логистического менеджмента с позиции общих издержек.
     По  отношению к комплексным логистическим  функциям можно выделить складские, транспортные и запасы грузопереработки.
     Складские запасы – это запасы продукции, находящиеся  на складах различного типа и уровня определенных звеньев логистической системы как внутрифирменных, так и логистических посредников.
     Транспортные  запасы (запасы в пути, транзитные запасы) – это запасы материальных ресурсов, незавершенного производства или готовой  продукции, находящиеся в процессии  транспортировки от одного звена  логистической системы к другому или в пределах одного из них.
     К специфическим складским запасам  относятся запасы в процессе грузопереработки без логистической операции хранения (например, перевалка в одном транспортном узле с одного вида транспорта на другой, консолидация, сортировка и др.)
     По  функциональному назначению запасы подразделяются на текущие, страховые (гарантийные), подготовительные и сезонные.
     Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная  для обеспечения непрерывности  процесса производства (сбыта) между  двумя смежными поставками.
     Страховая, или гарантийная, часть запасов  производственных и сбытовых предназначена  для сведения к минимуму логистических  и финансовых рисков, связанных с  непредвиденными колебаниями спроса на выпускаемые товары, невыполнением  договорных обязательств по поставкам сырья и материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.
     Подготовительный  запас – часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для подготовки сырья, материалов или готовой продукции к производственному или личному потреблению. Наличие данного вида запаса вызвано необходимостью выполнения определенных функций по приемке, оформлению, погрузке-разгрузке, дополнительной подготовке (растариванию, чистке, рихтовке и т.д.) к потреблению.
     Сезонные  запасы – это запасы сырья, материалов и готовой продукции, создаваемые  и поддерживаемые при явно выраженных сезонных колебаниях спроса и характера  производства.
     Запасы  продвижения готовой продукции  формируются и поддерживаются в  дистрибутивных каналах для быстрой  реакции на проводимую фирмой маркетинговую  политику продвижения товара на рынок, обычно сопровождаемую широкомасштабной рекламой в СМИ. Эти запасы должны удовлетворять возможное резкое увеличение спроса на товары фирмы.
     Спекулятивные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов обычно создаются фирмами в целях  защиты от возможного повышения цен  на них или введения протекционистских  квот или тарифов.
     Устаревшие (неликвидные) запасы, как правило, образуются, когда товары не находят сбыта. Задачей  логистического менеджмента является предотвращение возможности появления  таких запасов7.
 

      3. Критерии оптимизации  запасов 

     На  практике, руководство зачастую бывает перегружено различными отчетами с показателями операционной и финансовой оценки. Отчеты представляют смесь различных взглядов на проблемы управления запасами вместо представления общих для фирмы оценок, т.к. задачи отделов могут конфликтовать, например финансовый отдел и отдел складирования в отличие от коммерческого отдела заинтересован в низких размерах запаса и т.д.
     Наиболее  часто на практике используются следующие  показатели8:
     1. Коэффициент оборачиваемости
     2. Уровень обслуживания покупателей
     3. Рентабельность продаж
     4. Показатель выполнения плана реализации
     5. Оценка работы поставщиков (своевременность доставки, качество доставки)
     6. Сокращение излишних запасов
     7. Точность учетных записей
     8. Процент рекламаций и др.
     Перечисленные показатели позволяют оценить те или иные стороны управления запасами торгового предприятия. В то же время, эти показатели, являясь лишь проекцией системы управления запасами, односторонне отражают ее состояние и поэтому должны рассматриваться во взаимосвязи. Например, нужно учитывать что сокращение запасов может привести к росту дефицита и т.п.
     При разработке системы показателей  руководствуются следующими критериями:
     1. Необходимость и достаточность показателей для комплексной оценки.
     2. Возможность руководства воздействовать на показатели.
     3. Соответствие показателей целям фирмы, зависимость от них прибыли и рентабельности инвестиций.
     4. Возможность простого расчета показателей.
     5. Надежность расчета показателей.
     Критерием оптимизации становится минимум  совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, влияющих не величину совокупных затрат:
     а) используемая площадь складских  помещений;
     б) издержки на хранение запасов;
     в) стоимость оформления заказа.
     Обобщающей  показателем оценки управления запасами может служить показатель рентабельности запасов, который рассчитывается по формуле:
     R= (РТН-ИЗ)/О, где:
     R – рентабельность запаса,
     РТН – реализованное торговое наложение,
     ИЗ  – издержки заказа,
     О – средние остатки запасов.
     Этот  показатель является вариантом показателя рентабельности инвестиций, который  используется при обобщающей оценке эффективности бизнеса и вложений в бизнес. Специфика логистики  заключается в том, что рассматривается  специальный вид рентабельности и не рассматриваются издержки которые не зависят от принимаемых логистами решений о закупках (речь идет о накладных расходах, основных средствах, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.)
     Значение  показателя рентабельности запасов  зависит от трех видов издержек, рассматриваемых в управлении запасами: издержки заказа, издержки хранения и издержки дефицита.
     Издержками  заказа называют затраты, прямо зависящие  о количества раз пополнения запасов (транспортные расходы от поставщика, расходы по оформлению, проверке качества и т.п.).
     Издержками  дефицита является недополученная прибыль  в результате дефицита товара на складе.
     При формировании запасов мы должны учитывать, что при этом фирма терпит убыток. Издержками хранения является упущенная  выгода или недополученная прибыль при отсутствии возможности использовать капитал в других целях, др.словами стоимость омертвления капитала, др.словами альтернативная стоимость, др.словами базовая (нормальная, требуемая) доходность от вложений в запасы. Вложения в запасы выгодны, если приносят большую отдачу, чем альтернативное использование капитала, и мы должны понимать, что вкладывая деньги в запасы мы отказываемся от использования финансового ресурса для других целей (строительства нового склада, расширения ассортимента, закупки нового оборудования, транспортных средств, вложения денег в банк и покупки ценных бумаг).
     На  рисунке 2 изображены 3 шкалы, на которых изображаются эти три вида издержек. Величина треугольника отражает, насколько оптимальна система. Чем меньше треугольник тем ниже эти затраты и рентабельность запаса больше.
     

     Рис.2. Шкалы издержек9
     Управление  запасами на практике ограничивается следующими директивами руководства:
     “Слишком  много запасов на складе. Заканчиваем  закупать запасы”. В самом деле, на складе находится много излишних запасов. Однако, новая политика руководителя препятствует закупке любого товара, даже того, который продается регулярно. Результат следующий: склады полны запасов, но не имеется товаров, которые требует заказчик.
     “Необходимо избавиться от этих запасов как можно  скорее”. Эта директива весьма предсказуема. К сожалению, она часто забывается через пять дней после окончания  отчетного года. А спустя двенадцать месяцев склады завалены еще большим количеством излишних товаров.
     Одновременная оптимизация издержек трудно достижима  и фирма продолжает испытывать дефицит  при том что на складе полно  излишних запасов. Т.е. снижение дефицита при той же частоте поставок трудно достижимы без роста запасов, попытки сократить запасы при том же уровне дефицита обеспечивается ростом частоты поставок и транспортных расходов, попытки снизить транспортные запасы при том же уровне дефицита обеспечивается высокими запасами.
     Одновременную минимизацию по трем показателям  и уменьшение треугольника обеспечивает работа системы “SIMPLE”. При этом данная система не является жесткой. Управляя запасами на более высоком  уровне (через параметры системы), пользователь может обеспечивать любую форму треугольника, например обеспечивать максимальное снижение дефицита при прочих неизменных и т.п. в то время как “SIMPLE” принимает работу по прогнозированию спроса, нормированию запасов, отслеживанию запасов и выдачу в нужные моменты заказов в нужном количестве10.
 

      Заключение 

     Итак, в настоящее время использование концепции логистики в управлении запасами рассматривается предприятиями в качестве одного из резервов по достижению конкурентного преимущества. Это объясняется усилением конкурентной борьбы, как между товаропроизводителями, так и между посредниками, усложнением технологий производства и распределения продукции, появлением большого количества новых видов продукции и их модификаций, которые предназначены для разнообразных и зачастую весьма специфических требований потребителя. Соответственно увеличивается количество не только готовых изделий, но и материальных ресурсов, требуемых для их изготовления.
     Прежде  чем готовая продукция попадет  конечному потребителю, она проходит производственный цикл, начиная от сырья (полуфабриката) и заканчивая готовой продукцией. Учитывая, что ситуация на рынке носит непредсказуемый характер это отражается на производственном процессе. Назвать точную цифру, сколько будет продано готовой продукции в следующем месяце, не берется ни один специалист.
     Чтобы не остановилось производство из-за отсутствия запасов сырья, по причине увеличения резкого спроса или перебоев в снабжении, то на производстве создаются запасы. Если бы производственный процесс функционировал бы как единый конвейер, то потребности в запасах сводились к нулю. В реальной жизни этого не происходит.
     Создание  запасов всегда сопряжено с дополнительными  финансовыми расходами.
     В данной работе мы рассмотрели понятие, сущность запасов в логистике, изучили их виды и критерии оптимизации.
 

      Список литературы 

     1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных заведений. – М.: Дашков и К°, 2004. – 443 с.
     2. Логистика: Учебник / под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 390 с.
     3. Михайлова О.И. Введение в логистику. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2009. – 485 с.
     4. Неруш Ю.М. Логистика. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 384 с.
     5. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 542 с.
     6. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 2007. – 581 с.
     7. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории. – СПб.: Союз, 2001. – 435 с.
     8. Стаханов В.Н., Украинцев В.Б. Теоретические основы логистики. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 499 с.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.