На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Политические идеологии

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Содержание: 
 

Введение 3
1  Понятие, структура и функции политической идеологии………………………. 4
2  Основные политические идеологии современности: либерализм-неолиберализм; консерватизм - неоконсерватизм; социализм-социал-демократия. Ключевые принципы и идеи…………………………………...............  
 
8
3  Разновидности политических идеологий современности: этнополитические, религиозно-политические, экологические, экстремистские, технократические идеологии……………………………............................................
 
 
18
Заключение……………………………………………………………………………. 20
Список  литературы…………………………………………………………………… 21
 
 
 

      Введение
     В сфере политической жизни важное место занимают политические идеи. Поэтому мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего возникновения государство и связанные с ним формы правления нуждались в оправдании, легитимизации. Идеологии как раз и были призваны выполнять эту задачу. О их значимости свидетельствует хотя бы тот факт, что XX столетие иногда называют веком идеологии, поскольку оно прошло под знаком бескомпромиссной борьбы различных идеологических систем.
     На  сегодняшний день, идеология является неотъемлемой частью социальной действительности, политического и духовного бытия современного общества. Она неоднозначна по содержанию, характеру, формам проявления, но в своей сущности является специфическим ориентационно-ценностным сознанием, воплощенным в системе идей, выражающих интересы определенных социальных общностей, общества в целом.
     В связи с этим вопросы, связанные  с политическими идеологиями приобретают всё большую актуальность в современном мире.
     И основная цель данной контрольной работы это:
      - изучение сущности политической идеологии, а так же, характеристика мировых идеологий современности.
     Для достижении этих целей необходимо осуществить следующие задачи:
     - изучить понятие, структуру и функции политической идеологии;
     - рассмотреть основные идеологии современности: либерализм-неолиберализм; консерватизм-неоконсерватизм; социализм-социал-демократия. Ключевые принципы и идеи;
     - описать разновидности политических идеологий современности: этнополитические, религиозно-политические, экологические, экстремистские, технократические идеологии.  

 

      Понятие, структура  и функции политической идеологии
     Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». Идеология, по его мнению - это идеи, позволяющие установить твердые основы для политики, этики и т.д. То есть, идеология - наука об идеях.
     Идеология является той частью общественного  сознания, которая служит удовлетворению интересов не всего общества, а  частичных, групповых интересов, отличается относительно высокой степенью систематизации.
     В целом идеология определяется как система идей, теорий, взглядов (политических, правовых, религиозных и др.), отражающих в теоретической, систематизированной форме материальную жизнь общества, отношение людей к окружающей действительности, друг к другу.
     В отличие от науки, чьей задачей является поиск истины, функции идеологии сводятся, прежде всего, к:
     - овладению массовым политическим  сознанием населения, объединению  и сплочению людей на основе  общих ценностей. Идеология обеспечивает  ценностное восприятие, осмысление, выражение групповых и общественных политических интересов, приучает к анализу социально-политических явлений и процессов через призму определенных интересов и политических целей. Идеология может маскировать подлинные интересы и цели господствующих групп;
     - ориентации человека в обществе на основе внедрения критериев оценки настоящего и будущего;
     - мобилизации масс и стимулировании их действий.
     Идеология является важным инструментом политической и общественной организации. Она  объединяет, сплачивает близких по своему социальному статусу, политическим устремлениям людей, причем как на основе общности созидательных целей деятельности, так и на основе "образа врага", целей противоборства и конфронтации.
     Идеология может характеризоваться с точки зрения:
     - сферы жизни общества, формы общественного сознания (политическая, религиозная, экономическая, правовая, нравственная и другие, имеющие самостоятельный предмет отражения и соответствующую форму выражения интересов);
     - внутренней структуры (универсальные,  как христианство, и узконаправленные, как расизм);
     - социальной основы (социалистическая, либеральная, консервативная, национальная, религиозная).
     Политическая  форма идеологии относится к  числу наиболее распространенных и  важных. Это обусловлено тем, что  она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественного устройства, обосновывает притязания какой-либо группы на власть и её использование. Политическая идеология - это система идей, теорий, взглядов, отражающих политическую жизнь общества с точки зрения определенной группы людей.
     И все же большинство ученых трактуют политическую идеологию как определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающуюся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.
     Структура и функции идеологии
     В рамках любой идеологии, любого идеологического  учения выделяются следующие структурные  компоненты или уровни:
     1) Теоретико-концептуальный, который  образуют основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного общественного класса, нации или государства, либо группы приверженцев определенного направления политического развития (например, реформаторы, консерваторы или революционеры). И поскольку всякая идеологическая система стремится к внутренней непротиворечивости, создатели идеологической конструкции проводят большую работу по отбору и обобщению идейного материала, устранению противоречий между различными его аспектами и стремятся представить их как систему однородных идей, т.е. стройную, непротиворечивую, внутренне согласованную систему. От этого качества идеологической системы в определенной степени зависит ее восприятие массами.
     2) Программно - политический, на котором  социально - философские принципы  или идеалы преобразуются политической элитой в конкретные программы, лозунги и требования, способствуя принятию политическим руководством определенных политических решений и осуществлению связанных с ними действий. Через политические программы и директивы осуществляется социальная регуляция поведения классов и социальных групп. Непосредственным носителем этих программ и установок является политическая элита. Однако без специфических организаций, объединяющих классы и социальные группы и направляющих их усилия, такая регуляция была бы невозможна. Поэтому источником программ и директив выступают политические партии, а также государства в лице государственного аппарата
     3) Актуализированный, который составляет осознанные гражданами конкретные политические цели, а также их реализация с помощью конкретных методов и действий. Сила той или иной идеологической системы определяется степенью освоения гражданами ее целей и принципов, мерой их воплощения в практических делах и поступках широких слоев населения.
     Таким образом, политическая идеология, предстает как система воззрений и концепций в отношении окружающего мира, определенное миропонимание и в то же время система политических ориентации и установок. Это одновременно учение (доктрина), программа и политическая практика.
     Одновременно идеология как важнейший ключевой элемент политической системы и политической жизни общества выполняет в нем целый ряд значимых функций. При этом связь идеологии с политикой носит двойственный характер: идеология направляет политическую деятельность и политическое развитие общества, но при этом политическая практика и политическая реальность проверяют реалистичность и силу того или иного политического учения. В результате образуется своего рода "замкнутый круг" или цикл: конкретная общественная ситуация порождает определенную отвечающую потребностям времени идеологию - та, в свою очередь, овладевает массами, становится материальной силой и изменяет политическую жизнь - в итоге же сложившаяся новая политическая ситуация приводит к переоценке первоначального содержания идеологического учения, его возможностей и достоверности.
     К числу общих функций идеологии  политическая наука обычно относит:
     1) Ориентационную - идеология включает  в себя основные представления  об обществе и политической  системе, о политике и власти, помогает человеку ориентироваться в политической жизни и осуществлять осознанные политические поступки;
     2) Мобилизационную - предлагая обществу  определенную модель (идею, программу)  более совершенного состояния  (строя, режима), идеология тем самым мобилизует членов общества на их воплощение в жизнь;
     3) Интегративную - она стремится  сформулировать общенациональные  и общегосударственные ценности  и цели, предлагает их обществу, объединяя на их основе людей; 
     4) Амортизационную (т.е. смягчающую) - объясняя и оправдывая в глазах людей существующую политическую систему и политическую реальность, идеология тем самым способствует снятию социального напряжения, смягчению и разрешению кризисных ситуаций, когда у государственной власти нет материальных либо организационных возможностей общества и граждан;
     5) Функцию выражения и защиты  интересов определенной социальной  группы или класса - например, марксистская  идеология претендует на отстаивание  интересов пролетариата, либеральная  - слоя предпринимателей и собственников, и т.д.
     Идеология распространяется в обществе с помощью  различных средств и институтов. Таковыми выступают семья, школа, церковь, политические партии, государственные  институты, средства массовой информации. 
Идеология самым тесным образом взаимосвязана с политикой и играет важную роль в политической жизни общества. Эта взаимосвязь осуществляется, прежде всего, через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.

     Взаимное  влияние идеологии и политики друг на друга, при определенных условиях, может принимать крайние формы, что негативно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии  общества в целом. Обычно указывают  на недоступность и вред чрезмерного идеологического влияния на политику (особенно государственную) и общественные процессы - идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Политика, таким образом, превращается в служанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идеологических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей.
     Крайне  опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию - политизация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. её содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам и по конъюнктурным соображениям, подвергается идейной эрозии. Политизированные узко групповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравственными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие интересы и ценности.
     Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной.
     Рассмотрим  основные наиболее распространенные в  современном обществе идеологии.
 

    Основные политические идеологии современности: либерализм-неолиберализм; консерватизм-неоконсерватизм; социализм-социал-демократия. Ключевые принципы и идеи.
     Либерализм  и неолиберализм.
     В историческом плане первым оформившимся идеологическим учением был либерализм, идейной основой которого послужила политическая философия английских просветителей 17 - 18 вв. - Дж.Локка, Т.Гоббса и А.Смита. По своему духу либерализм изначально являлся идеологией утверждавшейся в экономической и политической жизни в эпоху буржуазных революций буржуазии. Главный и исходный пункт либерального учения - положение о священном характере и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности - прав на жизнь, свободу и собственность, их преимуществе перед правами и интересами общества и государства. Основные экономические принципы либеральной идеологии - свободная конкуренция, рынок, частное предпринимательство. Основные политические принципы либерализма - верховенство закона, правовое равенство все граждан, договорная природа государства (основано на общественном договоре) с регламентацией его полномочий и ограничением его возможностей вмешиваться в жизнь общества (экономическую, культурную и частную сферы), политический плюрализм - т.е. закрепленное законом равноправие участвующих в политической жизни политических, профессиональных, экономических, культурных, религиозных и иных гражданских ассоциаций, терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям, веротерпимость. Основные проблемы и противоречия, существующие в рамках идеологии либерализма - отношение к государству, определение пределов его возможного вмешательства в частную жизнь граждан с целью поддержания общественного порядка (особенно в кризисные периоды), совмещение демократии и индивидуальной свободы (вполне возможно возникновение тирании или диктата большинства, ущемляющих права отдельной личности), существующие противоречие между свободой и неравенством (например, свободная конкуренция в экономике неизбежно ведет к неравенству и социальному расслоению), индивидуальными свободами и общественной моралью, патриотизмом и универсальными (общечеловеческими) правами и свободами человека. Помимо этого, остается серьезным вопросом, являются ли ценности либерализма универсальными, общими для всех стран, культур и народов (прежде всего неевропейских) - либо это ценности, присущие только западной цивилизации, а утверждение их на иной "культурной почве" затруднено.
     Дать  ответ на все эти вопросы была призвана оформившаяся в середине ХХ века идеология неолиберализма. Ее принципиальная новизна в сравнении  с "классическим либерализмом" состоит в следующих моментах:
     1) В попытке соединить базовые  ценности либерализма (права и  свободы граждан) с принципом  сильного правового государства,  являющегося гарантом соблюдения  прав и законов, а также поддержания общественного порядка;
     2) В стремлении совместить принципы  индивидуальной свободы, рыночной  конкуренции и неприкосновенности  частной собственности с социальной  ориентацией, с признанием ответственности  общества за экономическое благополучие  всех или большинства своих  членов (т.н. минимальный социальный стандарт);
     3) В признании необходимости достижения  консенсуса (согласия) в отношениях  между управляющими и управляемыми, элитой и большинством общества;
     4) В признании необходимости равноправного  и активного участия широких масс в общественной жизни (в качестве избирателей, партийных активистов, участников гражданских объединений) - без чего невозможна демократия;
     5) Рассмотрение морали и морального  облика не как личного дела  каждого гражданина, а как обязательного  условия нормального развития общества.
     Консерватизм и неоконсерватизм
     Консерватизм  является одним из первых, изначальных  типов политической идеологии, на природу  которого существует немало точек зрения в политической мысли и в политической науке. Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д.Алленом и С.Хантингтоном, а также английским социологом германо-венгерского происхождения К. Манхеймом.
     Так, Д.Аллен определяет его как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества.
     Другие  же идеи, высказанные консервативными  мыслителями в разное время - приверженность идеям аристократии и монархии, опора  государственной власти на одобрение  церкви, отвращение к нерегулируемому рынку, промышленному развитию и урбанизации - отошли в прошлое. Поэтому, в отличие от Аллена, С.Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко - не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).
     К.Манхейм  рассматривал консервативную идеологию  как конкретное историческое явление, ставшее реакцией на идеи Просвещения  и Великую Французскую революцию. Одновременно Манхейм предлагает отличать консерватизм от традиционализма (который часто служит его истоком): если консерватизм - это теоретически оформленное учение, то традиционализм - подсознательное психологическое (аффективное) отрицание всяких нововведений и изменений (т.е. особое настроение); если консерватизм стремится сохранить от разрушения существующие общественные институты и ценности, то традиционализм - вернуться к первоначальному идеальному состоянию ("золотой век" и т.п.).
     В основе консервативной политической идеологии  лежат такие социально - психологические  установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также  идеи общественного порядка и  социально - политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.
     Само  возникновение консерватизма как  идеологии, как уже говорилось, является реакцией на результаты Великой Французской  революции, на провозглашенные ею идеи свободы, равенства, братства и радикального переустройства жизни общества по рациональному, научному плану. Первыми идеологами консерватизма как направления выступили видные французские и английские политические мыслители - критики Великой Французской революции - Ж.де Местр, Л.де Бональд, Э. Берк.
     Основные  идеи классического консерватизма  сводятся к следующему:
     1) Ограниченность возможностей человеческого  разума, которая предопределяет  невозможность создания нового  общественного устройства по  заранее разработанному плану "с листа", без опоры на исторические традиции и институты;
     2) Любое поспешное и радикальное  (революционное либо форсированно - реформаторское) изменение общественного  порядка неразумно и противоестественно;
     3) Незыблемость устоявшегося социального  порядка (в 18 в. - монархической формы правления), неприкосновенность привилегий высших слоев общества (дворянства и духовенства), неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т.е. сословной системы);
     4) Незыблемость институтов, лежащих в основе "здорового и естественного" социального порядка - семьи, религии и частной собственности;
     5) Допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного  изменения уклада общественной  жизни и политического устройства.
     Современный консерватизм, т.е. направление, оформившееся и утвердившееся в конце 19 - начале 20 вв., признал многие ценности эпохи, наступившей после буржуазных революций - рыночную экономику, свободную конкуренцию, индивидуальные права и свободы, правовое равенство граждан, но при этом сохранил твердую приверженность следующим принципам:
     1) Уважение к сильному государству  как гаранту общественного порядка  и целостности общества, обеспечивающему  в нем действие законов и  сохранение моральных устоев;
     2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям - семье, религии, частной собственности;
     3) Признавая формально - юридическое,  он однозначно выступает против  экономического и социального  равенства людей; 
     4) Признание обязанности государства  охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствования свободной конкуренции;
     5) Требование взаимного доверия  и взаимопомощи граждан и государства,  без чего невозможно поддержание социального порядка.
     С 70-х гг. XX в. традиционный консерватизм развивается в новую форму - неоконсерватизм, являющейся своеобразным синтезом консервативных и либеральных идей.
     Неоконсерваторы проявили изрядные гибкость и прагматизм, способность приспосабливаться к создавшимся условиям. Они уловили настроения широких масс относительно необходимости осуществления мер против застоя в экономике, безработицы, расточительства государственных средств и т.д. На волне подобных настроений в ряде крупных стран Европы, в США представители консервативных партий одержали победу на выборах.
     Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно-нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем.
     В мировоззренческом плане неоконсерватизм  выступает за приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство  возможностей, но не как равенство  условий и результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего  через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем. Защищая идею свободы и прав человека, неоконсерватизм акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом. Права человека только в сочетании с осознанием обязанностей и развитым чувством долга облагораживают личность.
     В экономической области неоконсерватизм  выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
     Социальная  политика неоконсерваторов тесно связана  с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субсидиарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным  образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".
     Социальное  рыночное хозяйство - вот формула  неоконсерваторов. Социальное рыночное хозяйство, с точки зрения современных  консерваторов, не только наиболее удачная  экономическая форма, укрепляющая  и расширяющая класс собственников. Оно также лучше всего подходит людям: ставит перед гражданами задачи, но не распоряжается ими.
     В политической сфере неоконсерваторы  верны старой консервативной традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, призвания и специального образования. Политикой могут и даже должны интересоваться все, поскольку она касается всех, и все так или иначе могут участвовать в политической жизни страны, но быть политиком, работать в политике должны только профессионалы, чтобы избавить политические решения от дилетантизма, а саму политику от охлократических тенденций.
     Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие.
     Органическая  концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим.
     Социализм
     Идея  социализма как модели совершенного и гармоничного общества существует с древнейших времен и имеет долгую историю, начиная с учения Платона об идеальном государстве и социальной доктрины даосов. Однако комплексную теоретическую разработку и оформление они получили в 19 в. сочинениях т.н. социалистов - утопистов - А.Сен - Симона, Ш.Фурье и Р.Оуэна.
     При всем различии и многообразии для всех существовавших и существующих учений социалистического толка одинаково характерны недооценка значимости либо полное отрицание института частной собственности, материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов, хозяйственной конкуренции и неодинакового вознаграждения индивидов за труд как условий динамичного экономического развития и обеспечения материального благосостояния человека и общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.