На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Либеральные экономические реформы в России и характер их влияния на облик субъектов внешнеэкономических связей. Причины сложившегося в первой половине в 90-х годов положения в данной сфере. Внешний долг РФ и его влияние на международные отношения.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 03.04.2011. Сдан: 2011. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



15
Размещено на webkursovik.ru/
Российские инвестиции в арабских странах

Либеральные экономические реформы в России, в особенности обвальный характер массовой приватизации, в относительно короткие сроки полностью изменили облик субъектов внешнеэкономических связей. Начиная со второй половины 90-х годов негосударственный капитал в различных его формах выдвинулся на первые роли в реализации внешнеэкономических целей и задач российской экономики. Анализ основных макроэкономических показателей, характеризующих состояние внешней торговли, партнерских связей России с зарубежными странами в этот период позволяет позитивно оценить отдельные важные аспекты, направления хозяйственной деятельности российского капитала за рубежом: в 90-е годы сохраняется значительный объем внешнеторгового оборота страны (порядка 125 - 130 млрд. долл.), внушительным представляется положительное сальдо внешней торговли (20 - 25 млрд. долл.).
Однако за общей оценкой скрываются упущения и сравнительно невысокая эффективность «работы» на отдельных важных направлениях складывающейся в 90-е годы модели внешнеэкономических связей страны, в которой ключевая роль принадлежит, если отвлечься от некоторых частностей, предпринимательскому, негосударственному капиталу.
Последнее справедливо в отношении деятельности российских негосударственных экономических структур в странах Ближнего Востока и Северной Африки - традиционно важного делового партнера России. При этом, избегая крайностей, следует отметить, что нередко российские аналитики не вполне корректно проецируют прошлые масштабы сотрудничества сих искусственно гипертрофированной военной компонентой на его современный этап, в результате чего сравнения выглядят явно не в пользу периода 90-х годов. С такими оценками, естественно, согласиться нельзя. И, тем не менее, вряд ли можно признать нынешнее состояние российско-арабского делового партнерства удовлетворительным.
Основание для подобного вывода дают, прежде всего, важнейшие показатели состояния российско-арабской торговли, масштабы заключенных контрактов, объемы сотрудничества в сфере услуг, темпы продвижения партнерского сотрудничества в последнее десятилетие по важнейшим его направлениям и т.п. Несмотря на позитивные подвижки второй половины 90-х годов, к 2000 г. не преодолен резкий спад в объемах взаимной торговли с наиболее приоритетными для РФ арабскими государствами - Египтом, Алжиром, Сирией и некоторыми другими. Во многом это предопределяет невысокий уровень торгово-экономического партнерства со странами Ближнего Востока и Северной Африки в целом. В частности, с крупнейшим деловым партнером - Египтом - объем торгового оборота в 1997-1999 гг. составлял в среднем 470 млн. долл., что более чем в 2 раза ниже предкризисного периода конца 80-х - начала 90-х годов.
До ослабления международных экономических санкций в конце 90-х годов почти на нулевой отметке была торговля с такими крупнейшими в прошлом партнерами России, как Ливия и Ирак. С Алжиром этот показатель в 1998 г. составил всего лишь 120 млн. долл. (0,5% внешней торговли этой страны). Частично свернуто сотрудничество и сократились российские позиции в целом ряде арабских стран в традиционных областях - нефтегазовой сфере, металлургии, сооружении объектов инфраструктуры, подготовке специалистов разного профиля и уровня и т.д.
В период существования СССР «ахиллесовой пятой» внешней торговли страны был низкий объем экспорта продукции обрабатывающей промышленности, в нем доминировали такие статьи, как сырье, энергоносители. И в прошлом, и в настоящее время доля продукции обрабатывающих отраслей РФ в экспорте в арабские страны заметно выше, чем в среднем по российской внешней торговле. Однако доля сырьевых товаров и здесь чрезмерно высока, а возможности российского несырьевого экспорта (прежде всего продукции машиностроения, но в особенности передовых технологий) используются явно недостаточно, если принять во внимание реальный потенциал российской экономики и потребности многомиллиардного рынка арабских стран. Об этих возможностях, в частности, достаточно убедительно свидетельствует следующее: в развитие энергетики - одну из многих (традиционных) областей российско-арабского сотрудничества - арабы за последнее десятилетие инвестировали огромные средства - порядка 500 млрд. долл. На ближайшую перспективу имеющиеся прогнозы показывают сохранение высоких темпов наращивания новых энергетических мощностей в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Однако российское участие, как и в 90-е годы, может вновь оказаться более чем скромным, если не будут извлечены необходимые уроки из сотрудничества периода 90-х годов.
Причины сложившегося в первой половине в 90-х годов положения известны. Это - прежде всего игнорирование в прошлом таких развитых форм делового бизнеса, как взаимные инвестиции, которые по своей природе придают стабильность и динамизм развитию внешнеэкономических связей партнеров. Как хорошо известно, в период существования СССР именно идеологические шоры препятствовали взаимным инвестициям, вокруг которых, как свидетельствует мировая практика, и складывается весь современный комплекс партнерских деловых связей. Плоды такой, мягко говоря, недальновидной политики и пожинают российская и арабская стороны в сфере экономического сотрудничества. Наряду с этим российские и арабские партнеры оказались не готовыми к переходу на новые условия расчетов, принятые в мировой практике. Потребовалось достаточно продолжительное время, чтобы российские и арабские компании и фирмы адаптировались к ним. На масштабах и формах сотрудничества негативно сказались экономический кризис в России, произошедший в ходе коллапса прежней административно-командной хозяйственной системы, усиление ориентации на экономические связи с промышленно развитыми странами. В ряду негативных факторов следует отметить также неурегулированность внушительного долга ряда арабских государств - крупных в прошлом торгово-экономических партнеров России, международные экономические санкции в отношении отдельных арабских стран, сокращение в 80-90-е годы доходов экспортеров энергоносителей в результате продолжительного падения цен на них на мировом рынке. Ощутимое влияние оказывает и невысокий инвестиционный рейтинг как России, так и стран, расположенных в регионе Ближнего Востока. Он во многом формируется под влиянием неустойчивости внутриполитического положения, различного рода конфликтов, чрезмерного вмешательства государства в хозяйственную жизнь.
Собственно, и российские, и арабские партнеры стремились в 90-е годы преодолеть тот неблагоприятный фон, который препятствовал росту делового сотрудничества. Поэтому представляется целесообразным оценить масштабы сдвигов, происшедших к концу десятилетия в результате усилий как российской, так и арабской сторон, старавшихся преодолеть застой и кризисное состояние торгово-экономического сотрудничества.
К настоящему времени сохраняет свое значение вопрос о погашении внушительного долга СССР, унаследованного Россией, рядом приоритетных партнеров Советского Союза - Сирией, Ливией, Алжиром и Ираком. Однако его блокирующее влияние серьезно ослаблено в результате позитивных сдвигов в решении этой проблемы, достигнутых в ходе переговоров и консультаций в последние годы.
С Египтом долговая проблема урегулирована в полном объеме, что уже позитивно сказалось на развитии сотрудничества между АРЕ и РФ. В Алжире российская сторона имеет возможность получать в счет долга товары национального производства. Действующие там с недавних пор российские коммерческие структуры пытаются извлечь из этого определенную пользу, однако их возможности ограничены сравнительно узкой номенклатурой алжирских товаров, пользующихся спросом на мировом, и в частности на российском рынках.
Затянувшийся экономический кризис в России, в том числе финансовые потрясения 90-х годов, происходящий передел собственности, в целом не устоявшиеся формы и направления деятельности негосударственного капитала, другие негативные факторы в хозяйственной жизни продолжают оказывать тормозящее влияние на весь комплекс внешнеэкономической деятельности коммерческих структур на ближневосточном направлении. Именно эти факторы - основная причина того, что российский капитал продолжает ориентироваться не столько на формирование устойчивых и разносторонних партнерских связей и достижение долгосрочных целей, в том числе с помощью расширения инвестиционной деятельности (через создание совместных предприятий и т.п.), сколько на краткосрочные сделки - торговые операции и финансовые спекуляции, обеспечивающие возврат капитала и получение прибылей в наиболее короткие сроки. Сказывается и относительно невысокий инвестиционный рейтинг стран, в основном со сверхэтатизированной и потому мало привлекательной для частного бизнеса экономикой, расположенных к тому же в одном из наиболее нестабильных регионов мира. Показательно, что в 1998 г. в Марокко - стране со значительным экономическим потенциалом и длительными партнерскими связями с Россией - действовало всего лишь пять совместных предприятий с российским участием, а общий объем выполненных ими работ составлял порядка 1,5 млн. долл. При этом Россия вышла на второе место после Евросоюза по объему импорта марокканских цитрусовых. Это говорит о значительных предпосылках для успешного ведения совместного бизнеса.
В конце 1999 - начале 2000 гг. улучшение конъюнктуры мирового рынка энергоносителей позволило укрепить экономическое положение и повысить платежеспособность арабских стран - экспортеров углеводородов, которые в течение всего десятилетия испытывали серьезные финансово-экономические трудности, что также расширило их возможности как в области решения долговой проблемы, так и обеспечения необходимых для партнерства и развития хозяйственных ресурсов. Однако не исключено, что эффект от этих позитивных подвижек будет непродолжительным, да и проявился он лишь в самое последнее время.
Активизация роли ЕС и США на экономическом пространстве региона в 90-е годы в условиях «ухода» России привела к тому, что ими частично заняты ниши, прежде бывшие российскими - в металлургической промышленности, сооружении объектов инфраструктуры и т.д. Причем данный процесс продолжает развиваться. Из стран-членов ЕС и США по различным каналам на реализацию проектов экономического развития в государства региона в виде инвестиций, кредитов и помощи поступают финансовые ресурсы, многократно превышающие объем российско-арабского экономического сотрудничества. В 90-е годы происходит динамичное «освоение» экономического пространства североафриканских стран капиталом промышленно развитых в рамках курса на полномасштабное обновление партнерских связей с арабскими странами, провозглашенного в последнее десятилетие. И хотя оно не блокирует российско-арабское сотрудничество (в принципе, это и невозможно), тем не менее, является дополнительным осложняющим фактором и ставит новые проблемы перед российскими структурами, стремящимися обосноваться в этом регионе.
Ощутимые положительные результаты достигнуты в формировании обновленной в соответствии с реалиями 90-х годов юридической базы, необходимой для развития торгово-экономического сотрудничества РФ с арабскими странами. Процесс становления структур и институтов, служащих поддержке российско-арабского торгово-экономического сотрудничества, идет в последние годы с ускорением. Однако здесь все еще немало нерешенных проблем, а главное, наработка практического опыта ими, как показывает опыт, займет достаточно протяженную полосу времени.
С отдельными странами обновление правовых основ делового партнерства находится лишь в начальной стадии. В частности, первое заседание Смешанной российско-алжирской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству состоялось только в начале 2000 г. Поэтому такие принятые на ней основополагающие правовые документы, как конвенция о юридической взаимопомощи в решении хозяйственных и иных спорных вопросов, соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения должны еще пройти стадию практической апробации и вероятной корректировки.
На деятельности российских негосударственных коммерческих структур в регионе негативно сказались международные экономические санкции, применяемые на протяжении 90-х годов против Ирака и Ливии, а также гражданская война в Алжире. Эти факторы, по сути, блокировали возможное развертывание деятельности российских частных, негосударственных структур в этих странах, существенно, в силу известных обстоятельств, снизив их активность на ближневосточном направлении в целом.
Таким образом, логично сделать вывод о том, что со второй половины 90-х годов по настоящее время происходит процесс формирования лишь общих, более благоприятных, чем ранее, условий для деятельности российского негосударственного капитала, о чем свидетельствуют более чем скромные ее результаты на 2000 г.
Тем не менее, негосударственный российский капитал со второй половины 90-х годов расширяет свою и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.