На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Принципы организации и современное состояния наличного и безналичного денежного оборота России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      ВВЕДЕНИЕ
      Деньги  находятся в постоянном движении между государством, хозяйствующими субъектами и физическими лицами. Методы платежа подразделяются на наличные и безналичные. При использовании  безналичных денег расчеты, производятся при помощи записи по счетам в банках, когда деньги списываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя. Естественно, что широкому распространению безналичных денег может способствовать только разветвленная сеть банков. Государство обычно заинтересовано в организации и развитии безналичной формы расчетов, поскольку последняя приводит к существенной экономии издержек обращения и облегчает изучение и регулирование макроэкономических процессов.
      Между наличным и безналичным денежным обращением существует взаимосвязь  и взаимозависимость. Деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую: наличные деньги при внесении на счет в кредитном учреждении становятся безналичными, при снятии со счета они опять становятся наличными.
      Механизм  перехода денег из одной сферы  обращения в другую играет большую роль в обеспечении эластичности денежного оборота, его регулировании и осуществлении контроля за рациональным расходованием денег.
      Выбранная тема курсовой работы актуальна, так  как деньги, денежные системы, наличные и безналичные расчёты тесно связаны с нашей повседневной деятельностью, и играют немаловажную роль, как в жизни общества и государства в целом, так и в жизни отдельно взятого человека и гражданина.
      Цель  работы: раскрытие основных принципов организации и современного состояния наличного и безналичного денежного оборота России
      Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
      -рассмотреть  эволюцию системы денежных расчетов;
      -изучить теоретическую сущность и значение наличных и безналичных расчётов;
      - практически определить современную структуру и объем налично-денежного и безналичного оборота в России;
      - проанализировать перспективы развития  безналичных расчетов в Российской  Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ
      1.1 Понятие, сущность и история становления денежной системы РФ
      Современная денежная система России имеет длительную историю. Денежная система и денежное обращение формировались постепенно, в связи с присоединением в XV- XVI вв. к Москве русских княжеств. Важную роль в формировании денежного обращения сыграла денежная реформа 1535-1538 гг. Ее суть заключалась в изъятии из денежного обращения неполноценных денег, упорядочении весового содержания рубля и введении десятичной системы денежного счета. Реформа юридически закрепила общерусскую денежную систему.
      В 1625-1627 гг. в стране завершился процесс  формирования единой денежной системы: впервые вся чеканка монет  была сосредоточена на Московском монетном дворе, который находился в ведении  Приказа большой казны.
      В 1654-1655 гг. была сделана попытка ввести в денежное обращение серебряный рубль в виде монеты. Однако регулярная чеканка серебряных рублей началась лишь в 1704 г. в ходе проведения денежной реформы 1700-1718 гг. Введенный в обращение рубль представлял собой 28 г серебра 84-й пробы.
      Историю возникновения денег с 1704 года по настоящее время можно разделить  на 3 этапа:
      1 Деньги Российской империи;
      2 Денежная система СССР;
      3 Денежная система современной  России.
      1 этап.
      С 1769 г. в России начался выпуск бумажных денег (ассигнаций). Ассигнации выпускались достоинством в 100, 75, 50 и 25 рублей. Постоянное увеличение эмиссии ассигнаций обусловило их резкое обесценение, в итоге к началу XIX в. стоимость ассигнационного рубля составляла 1/4 стоимости серебряного. В 1839 г. была проведена девальвация ассигнаций, а серебряный рубль объявлен основной денежной единицей и приравнен к 3 руб. 50 коп. ассигнаций. С 1843 г. начался обмен ассигнаций на государственные кредитные билеты, которые свободно разменивались на серебро и обеспечивались металлическим запасом казначейства.
      Денежная  система дореволюционной России развивалась от биметаллизма и серебряного  монометаллизма к золотому монометаллизму. В начале XIX в. в обращении параллельно  функционировали золотые и серебряные монеты, а также ассигнации. В 1839-1843 гг. была проведена денежная реформа, которая получила название «реформа Канкрина» по имени тогдашнего министра финансов России Е.Ф. Канкрина. Суть ее состояла в введении в России системы серебряного монометаллизма на основе изданного в июле 1839 г. манифеста «Об устройстве денежной системы». Главной денежной единицей стал серебряный рубль, содержание чистого серебра в котором было равно 4 золотникам, 21 доле.
      Уже в 50-е годы система денежного обращения  оказалась полностью несостоятельной. Требовалось принятие срочных мер в области стабилизации денежного обращения, что было возможно лишь посредством проведения новой денежной реформы. Такая реформа была проведена поэтапно в 1895-1897 гг. и получила название «реформа Витте». В результате денежной реформы Витте в 1895-1897 гг. был введен золотомонетный стандарт. В качестве государственной российской денежной единицы был принят золотой рубль. Золотые монеты чеканились достоинством в 10 и 5 рублей. Золотые монеты были законным платежным средством без ограничения суммы. Реформа Витте имела весьма прогрессивное значение: с переходом к золотому стандарту в России была создана довольно устойчивая денежная система, способствовавшая развитию промышленности и торговли. Однако требование 100%-го покрытия выпуска кредитных билетов ограничивало эмиссионную деятельность Госбанка. Такая неэкономичная денежная система требовала накопления огромных золотых запасов и жестко регламентировала эмиссию банкнот. С началом первой мировой войны в России был отменен размен банкнот на золото, и сложилась система неразменных банкнот. Сразу после Октябрьской революции начали разрабатываться различные подходы к проведению денежной реформы. Однако начавшаяся гражданская война потребовала огромных расходов на оборону, единственным источником финансирования которых явилась инфляционная эмиссия денег. Нарастание инфляционных процессов сначала деформировало, а затем разрушило денежную систему. В результате сложилась классическая система безденежного производства и прямого, директивного распределения продукции, известная под названием «военный коммунизм».
      2 этап.
      Денежная  система СССР была сформирована в ходе проведения денежной реформы 1922-1924 гг. В законодательном порядке были определены все элементы денежной системы. Денежной единицей стал червонец, или 10 рублей. Золотое содержание червонца было установлено в 1 золотник 78,24 доли чистого золота, что равнялось содержанию золота в дореволюционной десятирублевой золотой монете. Декретом Совета Народных Комиссаров СССР от 11 октября 1922 г. монопольное право выпуска червонцев как банковских билетов было предоставлено Государственному банку. Червонец утвердился как устойчивая валюта, поэтому его сфера постоянно расширялась. Для поддержания устойчивости червонца были созданы все необходимые условия. Так, эмиссия червонцев (банковских билетов) осуществлялась Госбанком СССР в ходе краткосрочного кредитования народного хозяйства. Банковские ссуды в червонцах замещали собой, как правило, коммерческие векселя. Поэтому их эмиссия ограничивалась потребностями хозяйственного оборота в платежных средствах. Для поддержания устойчивости червонцев по отношению к золоту государство допускало в известных пределах обмен червонцев на золото в монетах и слитках и на устойчивую иностранную валюту. Банковские билеты-червонцы были кредитными деньгами не только по форме, но и по существу. Их эмиссия ограничивалась не только потребностями хозяйственного оборота, но и ценностями, находящимися на балансе Государственного банка. Так, по закону выпущенные в обращение червонцы обеспечивались не менее чем на 25% их суммы драгоценными металлами, устойчивой иностранной валютой по курсу на золото, а на 75% - легкореализуемыми товарами, краткосрочными векселями и другими краткосрочными обязательствами.
      К началу 1924 г. начался выпуск казначейских билетов. Казначейские билеты отличались от банковских билетов не только достоинством купюр, но и экономической природой. Для их выпуска в обращение не требовалось банковского обеспечения золотом, товарами или кредитными обязательствами. Однако для устойчивости денежного обращения Наркомфину СССР был установлен лимит эмиссионного права на выпуск казначейских билетов. В 1924 г. он составлял не более половины общей суммы выпущенных в обращение банковских билетов. В
1928 г.  предел эмиссии был увеличен до75%, а в 1930 г. - до 100 % суммы выпущен-
ных банковских билетов.
      В 1925 г. эмиссия казначейских билетов  была передана Госбанку СССР, и, таким  образом, казначейский характер сохранился лишь для эмиссии металлической  монеты. Образованная в 30-е годы денежная система просуществовала фактически до распада Советского Союза. Две денежные реформы (1947 г. и 1961 г.) фактически не изменили ее сути. Послевоенная реформа 1947 г. заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные денежные знаки и переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательные кассы. Наличные деньги обменивались в соотношении 1:10, а вклады в сберегательных кассах до 3 тыс. руб. не подлежали переоценке. Вклады от 3 тыс. до 10 тыс. руб. переоценивались в соотношении 3:2, а свыше 10 тыс. руб. - 2:1. Реформа 1947 г. полностью сохранила прежнюю структуру денежной системы (билеты Государственного банка, казначейские билеты и разменную монету, существовавшую до реформы) и механизм эмиссионного регулирования. Отличие состояло лишь в том, что билеты Госбанка стали выпускаться в рублях, а не в червонцах.
      В ходе денежной реформы 1961 г. произошла  фактическая деноминация рубля. Находившиеся в обращении денежные знаки обменивались в соотношении 1:10. Одновременно были также уменьшены в десять раз цены на товары, на все виды доходов, на платежные обязательства и т.д. Переход от административно-командной системы управления народным хозяйством к рыночной экономике в корне изменил представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие денежного обращения связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразования именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявлялись экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это проявлялось в росте цен на товары народного потребления, в нарастающем дефиците товаров, а, следовательно, в снижении уровня жизни населения. Контроль за массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования ее величины и темпов роста. Так, путем составления кассового плана Госбанка СССР определяли потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и по регионам. В кассовом плане Госбанка СССР устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и на конец планируемого периода, что позволяло определить размер эмиссии или изъятия денег из обращения. Степень обеспечения наличных денег товарами и платными услугами в планируемом периоде устанавливали с помощью баланса денежных доходов и расходов населения, формирование которых было связано с движением наличных денег. Однако эта сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов не была совершенной. В стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальным покрытием, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке.
      3 этап.
      Денежная  система Российской Федерации после  распада Советского Союза функционирует  в соответствии с Федеральным  законом о Центральном банке  РФ (Банке России) от 12 апреля 1995 г., определившим ее правовые основы.
      Денежная  система - это форма организации  денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством. Ее составной  частью является национальная валютная система, которая в то же время относительно самостоятельна.
      Официальной денежной единицей (валютой) в нашей  стране является рубль. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом  или другими драгоценными металлами  Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется Центральным банком и публикуется в печати.
      Исключительным  правом эмиссии наличных денег, организации  их обращения и изъятия на территории России обладает Банк России. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
      Видами  денег, имеющими законную платежную  силу, являются банкноты и
металлические монеты, которые обеспечиваются всеми  активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящимися на счетах Центрального банка.
      Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России. Сообщение о выпуске  банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода. Срок изъятия старых банкнот должен быть не менее одного и не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение сумм и субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону [9, с.28-45].
      1.2 Элементы денежной системы РФ
      Принципы  построения денежной системы отражаются в элементах денежной системы или во всей их совокупности и влияют на них. Элементами денежной системы является:
      - денежная единица;
      - масштаб цен;
      - виды денежных знаков;
      - эмиссионная система;
      - методы регулирования денежного обращения.
      Рассмотрим  эти элементы:
      Денежная  единица — это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран в настоящее время действует десятичная система деления. Так, 1 доллар США равен 100 центам, английский фунт стерлингов равен 100 пенсам, 1 российский рубль равен 100 копейкам. Наименование денежной единицы складывается исторически. Однако в некоторых случаях (например, в период революции) государство может установить новое наименование денежной единицы. Так, во Франции, когда к власти пришел Бонапарт Наполеон, который стал императором Наполеоном I, было установлено такое наименование денежной единицы, как «наполендор». В России в период с 1922 по 1947 г. существовали два наименования денежной единицы: «рубль» и «червонец».  
      Масштаб цен — это средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар — металл — выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей. Государства фиксировали масштабы цен в законодательном порядке. Первоначально весовое содержание монет совпадало с масштабом цен, что даже нашло отражение в названии некоторых денежных единиц (например, фунт стерлингов представлял собой фунт серебра). Однако в ходе исторического развития масштаб цен постепенно обособлялся от весового содержания монет. Это было связано с порчей монет (т.е. уменьшением веса или пробы монеты при сохранении ее прежней номинальной стоимости, которое предпринималось государством в условиях металлического денежного обращения с целью получения дохода в государственную казну), их снашинием, переходом к чеканке монет из более дешевых металлов вместо дорогих (медных вместо серебряных).
      С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл. И наконец, в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (на основе Ямайкского соглашения) официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц были отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены.
      Виды  денежных знаков. В настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения. Основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), а также государственные бумажные
деньги (казначейские билеты) и разменная  монета, являющиеся законными платеж-
ными  средствами в стране.
      Банкноты (банковские билеты) - это вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Появление банкнот было обусловлено развитием рыночных отношений в целом и кредитных в частности.
      Казначейские  билетыбумажные деньги, выпускаемые непосредственно  государственным казначейством — министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Казначейские билеты никогда не обеспечивались в отличие от банковских билетов драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась.
      Разменная монетаслиток металла, имеющий установленные законом весовое содержание и форму. Монеты чеканятся, как правило, казначейством, причем стоимость металла монеты соответствует лишь части номинала (разменной монеты). Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.
      Эмиссионная система. Согласно одной точке зрения, денежная эмиссия – это главным образом выпуск в обращение обязательств эмиссионного учреждения (центрального банка) строго против узаконенного вида резервов. В этом  определении эмитируемые деньги характеризуются в качестве обязательств центрального банка.  Другая точка зрения, представленная в экономической литературе, исходит из того, что выпуск денег в обращение каждодневно сочетается с изъятием их из обращения. Поэтому эмиссия понимается как такой выпуск денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Разные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии.
      Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием  народного хозяйства: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т.д.,
когда необходимо увеличение кассового резерва  наличных денег.
      Депозитно-чековая  эмиссия осуществляется в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.
      Денежное  регулирование представляет собой  комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита, которых придерживаются в своей политике центральные банки[6, с.33-39]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2 СИСТЕМА ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ В  РФ
      2.1 Понятие наличных расчётов
      Согласно  ст. 140 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.
      Наличные  расчеты – это расчеты, в которых реально участвуют наличные деньги. Они производятся путем передачи денежных банкнот и монет одним лицом другому лицу во исполнение какого-либо гражданско-правового обязательства.
        Налично-денежный оборот – это движение наличных денежных знаков: бумажных денег, разменной монеты, банкнот в сфере обращения и выполнение ими двух функций – средства платежа и средства обращения.
      Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией ЦБ России от 04.10.93 г. «О порядке ведения кассовый операций в РФ».
      Общая схема движения денежных средств в кассе организации (Приложение А).
      Приём, хранение и расходование наличных денег  осуществляются через кассу организации. К кассовым операциям относятся операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы организации. Наличные денежные средства, поступающие в кассу организации, должны быть своевременно оприходованы и в последующем подлежат сдаче в банк для зачисления на банковские (расчётные) счета данной организации. Организации имеют право на получение наличных денежных средств со своих счетов в банке в размере, необходимом на оплату труда, на хозяйственные нужды, а так же на командировочные расходы.
      Наличные  деньги, полученные организацией в  банках, расходуются на цели, указанные  в чеке.
      Выдача  наличных денег под отчёт производится из кассы организации.
      Организации могут хранить наличные деньги в  своих кассах только в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их банками по согласованию с руководителями организации. Лимит остатка наличных денег  в кассе устанавливается банками ежегодно всем организациям независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация должна представить в обслуживающий банк расчёт по установленной форме № 0408020 «Расчёт на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу». Расчеты наличными деньгами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 рублей в рамках одного договора, между следующими лицами:
      - юридическими;
      - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем;
      - индивидуальными предпринимателями.
      Юридические лица и индивидуальные предприниматели  могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные  ими товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также страховые премии, на следующие нужды:
      - заработную плату и иные выплаты работникам (в том числе социального характера);
      - стипендии;
      - командировочные расходы;
      - оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
      - выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, не оказанные услуги;
      - выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц[5].
      При осуществлении наличных расчётов, связанных  с продажей товаров(выполнением работ, оказанием услуг) юридическим и физическим лицам, приём наличных денег всеми организациями (кроме кредитных организаций ) должен производиться с обязательным применением контрольно – кассовой техники (ККТ).
      Сфера применения ККТ, требования к ней и обязанности организаций, приме-
няющих  контрольно - кассовую технику, регламентированы ФЗ от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применение контрольно - кассовой техники при осуществлении  наличных и безналичных расчётов с использованием платёжных карт»[8].
      Контроль  организаций по выполнению ими порядка  ведения кассовых операций и соблюдению правил организации наличного денежного  обращения осуществляют банки, в  которых данные организации обслуживаются. ЦБ РФ возлагает на обслуживающие  банки обязанность не реже одного раза в  два года проверять в организациях соблюдение порядка ведения кассовых операций.
      Ответственность за соблюдением порядка ведения  кассовых операций возлагается на руководителей  организации, главных бухгалтеров  и кассиров. К организациям не соблюдающих порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются  меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ[5].
      2.2 Безналичные денежные расчеты
      Безналичные расчеты – это расчеты, осуществляемые без использования наличных денег, посредством перечисления денежных средств по счетам в кредитных учреждениях и зачетов взаимных требований.  Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег, необходимых для обращения, снижении издержек обращения.
      Экономическая целесообразность безналичных расчетов бесспорна и проявляется в следующем:
      -в  расчетах наличными деньгами  принимают участие плательщик  и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое: плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записи по счетам плательщика и получателя;
      -участники  безналичных денежных расчетов  состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах
участников  таких расчетов. Подобные кредитные  отношения в налично-денежном
обороте отсутствуют;
        -перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией.
      Для ведения безналичных расчётов в  рублях организация должна открыть  хотя бы один расчётный счёт в кредитной  организации (банке), имеющей право  на открытие и ведение банковских счетов юридических лиц.
      Для ведения различного рода безналичных расчётов каждая организация может открывать в банковских учреждениях несколько расчётных, валютных и иных счетов.
      При осуществлении расчётных операций организации должны руководствоваться  формами безналичных расчётов и  типовыми документами, утверждёнными ЦБ РФ.
      При осуществлении безналичных расчётов организации должны руководствоваться  положением ЦБ РФ от 03.10.2002 №2-П «О безналичных  расчётах в РФ», которым предусмотрены  следующие формы безналичных  расчётов в валюте РФ (рублях):
      - расчёты платёжными поручениями;
      - расчёты по аккредитивам;
      - расчёты чеками;
      - расчёты по инкассо.
      Формы безналичных расчётов в валюте РФ  организации выбирают самостоятельно и предусматривают в  договорах, заключаемых ими со своими контрагентами (поставщиками, покупателями).
      При проведении той или иной операции по банковским счетам организация должна представить в банк расчётный  документ, оформленный в установленном  порядке.
      Расчётный документ представляет собой документ, оформленный на бумаж-
ном носителе или в электронном виде и содержащий распоряжение плательщика или получателя (взыскателя) денежных средств.
      При осуществлении безналичных расчётов в рублях Положением ЦБ РФ о безналичных  расчётах предусмотрено использование  следующих расчётных документов:
      - платёжные поручения;
      - аккредитивы;
      - чеки;
      - платёжные требования;
      - инкассовые поручения[4].
      Расчёты платёжными поручениями.
      Расчёты платёжными поручениями применяются  организациями – плательщиками  при списании денежных средств со своего счёта и их перечислении на счёт получателя средств. Платёжное поручение является расчётным документом, содержащим распоряжение владельца счёта обслуживающему его банку о переводе определённой денежной суммы на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке.
      Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
      Платёжными  поручениями может производиться  перечисление денежных средств:
      за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей;
    для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
    по арендной плате за помещения;
    платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание;
    в других целях, предусмотренных законодательством или договором.
      Общий срок осуществления безналичных расчётов не должен превышать:
    два операционных дня в пределах территории субъекта РФ;
    пять операционных дней в пределах территории РФ.
    Схема документооборота платежными поручениями.

     Рисунок – 1 Схема расчетов платежными поручениями
      1 - договор поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
      2 - поставка товаров, выполнение работ, оказание услуги (пересылка счета-фактуры);
      3 - платежное поручение покупателя;
      4 - списание средств с расчетного счета покупателя на счет поставщика;
      5 - списание средств с корреспондентского счета покупателя на счет банка поставщика, кредитовое авизо о перечислении средств;
      6 - выписка из расчетного счета  плательщика о списании суммы; 
      7 - выписка из расчетного счета получателя о поступлении средств.  

      Расчеты платежными поручениями имеют ряд  достоинств по сравнению с другими  формами расчетов: относительно простой  документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика  предварительно проверить качество оплачиваемых товаров и услуг.
      Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Недостаток данного документа заключается в том, что у поставщика нет гарантии платежа из-за отсутствия средств на счете плательщика.
      Расчёты по аккредитиву.
      Аккредитив (от нем. akkreditiv - доверительный)  представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению покупателя в пользу продавца, по которому банк, открывший счет (банк-эмитент), может произвести платежи продавцу или дать полномочия другому банку производить такие платежи при наличии документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. Расчеты с помощью аккредитива носят еще название «расчеты по системе ЛС» (англ. letters of credit - аккредитив).
      Аккредитивы подразделяются на денежные и документарные.
      Денежный  аккредитив - это именной документ, адресованный банком-эмитентом другому банку и содержащий приказ о выплате денег покупателю в определенный срок. Для расчетов применяют документарный аккредитив.
      Аккредитивы бывают:  
      - отзывные;
      - безотзывные;
      Отзывной  аккредитив - это аккредитив, который может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с продавцом,
например  при несоблюдении условий, предусмотренных  договором, или в случае
 досрочного  отказа банка-эмитента гарантировать  платежи по аккредитиву.
      Каждый  аккредитив должен ясно показывать отзывной он или безотзывной. При   отсутствии такого четкого указания аккредитив является отзывным. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать продавцу только через банк-эмитент, который извещает банк продавца (исполняющий банк), а тот в свою очередь - продавца.
      Безотзывной аккредитив - аккредитив,  который  не может быть   изменен или    аннулирован  без согласия  продавца, в   пользу которого он  открыт. Продавец  вправе досрочно отказаться от исполнения аккредитива, если это предусмотрено    условиями аккредитива.
      - подтвержденные;
      - неподтвержденные;                                           
      Подтвержденный  аккредитив - это аккредитив, получивший   дополнительную гарантию  платежа  со    стороны    другого    банка.  Банк,  подтверждающий аккредитив,   принимает   на   себя   обязательство    оплачивать   документы, соответствующие    условиям   аккредитива,   если   банк-эмитент    откажется совершить платежи.                                           
      Неподтвержденный  аккредитив - аккредитив, не имеющий указанной гаран- тии.
      - переводные (трансферабельные);
      Переводной  аккредитив - это аккредитив, который  может быть полностью или частично использован несколькими хозяйствующими субъектами (плательщиками).
      - револьверный (от англ. revolver - вращаться) или возобновляемый;
      Это аккредитив, применяемый в расчетах за постоянные краткие поставки, осуществляемые обычно по графику, зафиксированному в  контракте. Он открывается не на полную сумму платежа, а на ее часть и автоматически возобновляется по мере расчетов за очередную партию товаров.
      - покрытые (депонированные);
      - непокрытые (гарантированные).
      Покрытые  аккредитивы -  это аккредитивы, при  открытии которых банк-
эмитент перечисляет собственные средства плательщика (покупателя) или предоставленный ему кредит в распоряжение банка продавца (исполняющего банка) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
      Непокрытые  аккредитивы - это аккредитивы, не имеющие указания покрытия денежных средств. Это аккредитивы, по которым платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент, как правило, удовлетворяет в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ним и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений.
      Документооборот аккредитивами выглядит следующим  образом.

      Рисунок – 2 Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов
      1 - оформленный бланк аккредитива; 
       2 - учет открываемого аккредитива в банке-эмитенте;
      3 - оформление документов, прошедших через ВЦ, передача их в РКЦ;
      4 - оформление кредитового авизо  и отсылка его с бланком  аккредитива в адрес РКЦ (филиал  Б);
      5 - зачисление средств на корсчет  исполняющего банка; 
      6 - передача документов в исполняющий  банк;
      7 - бронирование средств на отдельном счете для расчетов с поставщиком;
      8 - уведомление поставщика об открытии  в его адрес аккредитива (передача  экземпляра бланка аккредитива);
      9 - отгрузка товара покупателю;
      10 - передача реестра счетов, транспортных  и других документов, подтверждающих отгрузку товаров, для получения платежа;
      11 - зачисление средств на счет  поставщика;
      12 - пересылка реестров с приложением  счетов-фактур и отгрузочных документов  в банк-эмитент; 
      13 - расход внебалансового счета  90907;
      14 - передача реестра, счетов-фактур и транспортных документов покупателю (плательщику).
      Расчёты по чекам.
      Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
      Денежные  чеки применяются для выплаты  держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.
      Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.
      Расчетные чеки могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытые расчетные чеки— это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете № 40903 «Расчетные чеки», что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
      Непокрытые  расчетные чеки— чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка. Сумма гарантий банка, в пределах которой могут быть оплачены чеки, учитывается в банке-гаранте на внебалансовом счете № 91404 «Гарантии, поручительства, выданные банком».
      Для получения расчетных чеков клиент обращается в обслуживающий его коммерческий банк с заявлением по установленной форме, где указываются количество чеков и сумма общей потребности в расчетах чеками. На основании этих данных определяется лимит одного чека, который должен быть проставлен на оборотной стороне каждого чека. Заявление на выдачу чеков подписывается руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверяется печатью.
      Лицевая сторона чековой карточки должна содержать следующие данные:
      - наименование банка плательщика  и его реквизиты; 
      -название  «чековая карточка» и ее номер; 
      - наименование чекодателя;
      - образец подписи чекодателя;
      - номер лицевого счета чекодателя.
      На  оборотной стороне чековой карточки перечисляются условия, при которых банк гарантирует платеж по чекам:
      - чек выписан на сумму, не  превышающую лимит по нему;
      - подпись чекодателя в чеке  и чековой карточке идентична;
      - номера счета чекодателя в чеке и карточке одинаковы;
      - чек должен быть предъявлен  в банк в течение 10 дней со дня его выписки;
      - чек должен быть оплачен в  полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.
      Схема документооборота чеками.

      Рисунок – 3 Расчеты с помощью чеков
      1 - покупатель направляет в банк заявление на выдачу чековой книжки;
      2 - банк выдает чековую книжку  или разовый чек; 
      3 - отгрузка товара или оказание услуг;
      3а - оплата товара чеком;
      4 - поставщик предъявляет чек в  банк к оплате, последний списывает  средства со счета плательщика  (покупателя) и зачисляет их на  счет поставщика.
      Выписанный  чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
      Предприятие, принимающее в оплату расчетный чек (чекодержатель), должно убедиться в следующем:
      - сумма чека не превышает предельной  суммы, обозначенной на его оборотной стороне и в чековой карточке;
      - номер счета чекодателя, проставленный в чеке, соответствует обозначенному в чековой карточке; подпись чекодателя, проставленная в чеке, идентична подписи, проставленной в чековой карточке.
      Убыток, произошедший в результате неправильной проверки чека, несет само предприятие, принявшее чек: в оплату (поставщик). Представитель последнего расписывается на обороте чека и проставляет оттиск штампа. Далее поставщик как чекодержатель может предъявлять этот чек в свой банк для получения платежа. Срок предъявления чека в банк — 10 календарных дней (не считая дня выписки).
      Преимущество  чеков состоит в том, что они  позволяют рассчитываться во всех тех  случаях, где невозможно рассчитаться с помощью других платежных инструментов, включая пластиковые карты и валюту.
      Расчёты по инкассо.
      Инкассо – посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.
      Инкассо – банковская расчётная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товарно-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.
      Инкассо может быть чистым и документарным.
      Чистое  инкассо - это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.
      Документарное инкассо - это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.
      Схема документооборота.

      Рисунок – 4 Схема расчетов по инкассо
      1 - покупатель и поставщик заключают договор, в котором определяют порядок и форму расчетов (инкассо), а также перечень отгрузочных и товарораспорядительных документов, которые должен будет представить поставщик для получения платежа;
      2 - поставщик готовит комплект документов, указанных в договоре (включая счета-фактуры и др.). Вместе с расчетными документами этот комплект поставщик представляет в банк, которому он поручает операцию инкассирования;
      3 - банк поставщика, проверив наличие  всех реквизитов и идентичность  заполнения всех экземпляров расчетных документов, направляет их с отгрузочными и товарораспорядительными документами в банк покупателя с инструкциями в отношении перевода средств, полученных от покупателя;
      4 - банк покупателя, получив указанные  документы, направляет ему извещение о том, что документы получены, и просит акцептовать и/или оплатить их;
      5 - покупатель акцептует или оплачивает  представленные расчетные документы.  После оплаты банк покупателя  выдает ему отгрузочные и товарораспорядительные  документы, и покупатель вступает во владение товаром;
      6 - полученные от покупателя средства  банк покупателя переводит в  банк поставщика;
      7 - банк поставщика зачисляет полученную  из банка покупателя сумму  на счет поставщика.

      Недостатки инкассовой формы расчетов:

      Разрыв  во времени между отгрузкой товара, передачей документов в банк и  получением платежа, который может  быть достаточно продолжительным, что  замедляет оборачиваемость средств  экспортёра;
      Отсутствие  надежности в оплате документов (может отказаться от оплаты товарных документов или оказаться неплатёжеспособным к моменту прибытия их в банк импортёра). Эти недостатки преодолеваются путём применения телеграфного инкассо, позволяющего сократить нежелательный разрыв во времени, а также за счёт применения инкассо с предварительно выданной банковской гарантией, что позволяет создать надёжность платежа, близкую к той, которая возникает по безотзывным аккредитивам[1, с163-181].
      Расчеты платежными требованиями-поручениями.
      Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
      Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика). Инкассо— это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение. Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
      Отечественная банковская практика знает разные формы  акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный. 

Таблица – 1 Виды акцепта
Вид акцепта Содержание
1 Положительный акцепт Форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.
2 Отрицательный акцепт Форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).
3 Предварительный акцепт Означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий день по истечении срока акцепта.
4 Последующий акцепт Предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней.
 
      Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.
      Схема документооборота.
      

      Рисунок – 5 Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов  
с использованием банковской гарантии

      1 - заключение договора;
      2 - передача в банк заявления на открытие аккредитива под гарантию банка;
      3 - отражение открытия аккредитива по внебалансовому счету "Гарантии и поручительства банка";
      4 - сообщение об открытии аккредитива исполняющему банку;
      5 - сообщение поставщику об открытии аккредитива;
      6 - поставка товара;
      7 - предоставление в банк документов, подтверждающих отгрузку товаров;
      8 - зачисление денежных средств на расчетный счет поставщика;
     9 - сообщение об использовании аккредитива направляется в банк плательщика;
          10 - сообщение покупателя об использовании аккредитива.
      В отличие от платежного поручения платежное требование-поручение отражает как сумму требования получателя денег, заверенную подписями должностных лиц и оттиском печати, так и сумму, которую плательщик поручил банку списать со своего счета. Платежное требование-поручение выписывается поставщиком и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами направляет в банк покупателя [7,c53-57].
      Так же существует еще и вексельная форма  безналичных расчетов. Она представляет собой расчеты между поставщиком и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий кредит) на основе специального документа-векселя.
      Вексель – это безусловное письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю) бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида векселей: простые и переводные.
      Простой вексель (соло-вексель) представляет собой  письменный документ, содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя (должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой распиской.
      Переводной  вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику  об уплате указанной в векселе  денежной суммы третьему лицу или  его приказу. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик (трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю; векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю. Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком (трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за оплату векселя в установленный срок.
      Срок  платежа по векселю является обязательным реквизитом, и его отсутствие делает вексель недействительным.
      Существует  четыре способа установления срока платежа по векселю:
      - срок на определенный день;
      - срок по предъявлении – подлежит оплате в день предъявления к платежу;
      - во столько-то времени от составления векселя;
      - во столько-то времени по предъявлении векселя[2,c.98-103].
      3 АНАЛИЗ НАЛИЧНЫХ И БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ ЗА 2008 – 2009гг.
      3.1 Анализ наличных и безналичных расчетов за 2008 – 2009г.г.
      

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.