На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Процесс перехода от партнерства к договору о создании Союзного государства. Взаимозависимость как базисное условие интеграции. Трудности практических шагов. Препятствия в экономической интеграции. Сотрудничество оборонных ведомств России и Белоруссии.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 21.11.2010. Сдан: 2010. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


22

Оглавление

Введение

1 От партнерства к договору о создании Союзного государства

2 Взаимозависимость как базисное условие интеграции

3 Трудности практических шагов

4 Что препятствует экономической интеграции

Заключение

    Литература

Введение

Интерес к судьбе Содружества Независимых Государств (СНГ), чрезвычайно высокий в начале 90-х годов, значительно снизился в настоящее время. Амбициозные планы тогдашнего российского руководства установить свой контроль над постсоветским пространством, используя механизмы СНГ, оказались иллюзорными. Стоящие мне у власти прагматики-либералы во главе с В. Путиным отдают себе отчет в том, что реинтеграция бывших союзных республик на базе этой организации практически невозможна.

Вместе с тем вопрос о будущем постсоветского мира, даже если не связывать его с СНГ, отнюдь немаловажен как с научной, так и с практической точек зрения. Прежде всего нас интересует, сможет ли Россия обеспечить себе благоприятное внешнее окружение и сохранить свое влияние в бывших союзных республиках.

Нежизнеспособность СНГ, но вместе с тем явно обозначившаяся тенденция к формированию новой структуры постсоветскою мира (в котором лидерство России отнюдь не бесспорно), представляют для Москвы, с одной стороны, серьезный вызов, а с другой - определенный стимул к проведению более жесткой, избирательной и в конечном счете более эффективной политики в рамках Содружества. Не случайно с начала 2000 г. был сделан явный крен в сторону развития двусторонних отношений, о чем со всей определенностью заявил бывший в то время секретарем Совета безопасности РФ С. Иванов, находясь в Мюнхене в феврале 2001 г. При этом первостепенную роль в системе двусторонних связей, безусловно, играет союз России и Белоруссии.

1 От партнерства к договору о создании Союзного государства

После распада СССР Белоруссия взяла курс на тесное сотрудничество с Россией, что вполне объяснимо. Ведь эта республика во многом зависит от поставок российского сырья и энергоносителей. Минск делал все от него зависящее, чтобы сохранить хозяйственные связи с восточным соседом. Определенные ожидания связывались с получением материальной помощи в ликвидации последствий чернобыльской аварии. Одновременно белорусское руководство демонстрировало и политическую лояльность в отношении Москвы. Оно объявило о безъядерном статусе своей страны и признало Россию единственной правопреемницей Советского Союза в качестве ракетно-ядерной державы. Минск никогда не претендовал на доминирующую роль в СНГ и не приписывал нашей стране «имперских амбиций».

Белоруссия - одна из немногих стран Содружества, выразивших заинтересованность в сохранении российского военного присутствия на своей территории. 6 января 1995 г. состоялось подписание рассчитанных на 25 лет российско-белорусских соглашений о завершении строительства и последующем использовании военных объектов в Барановичах, где находятся системы предупреждения о ракетном нападении, и о совместной эксплуатации аналогичных военных объектов в Вилейке.

Самое тесное сотрудничество во всех областях, прежде всего в экономической и военно-политической, заложило основу "особых" отношений между двумя странами. Точкой отсчета в процессе ре-интеграции этих бывших союзных республик стал акт подписания Б. Ельциным и А. Лукашенко Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии и решение Высшего совета Сообщества о первоочередных мерах по реализации указанного договора (2 апреля 1996 г.). По сути, создавался политический союз двух стран, предусматривающий, в частности, взаимодействие их дипломатий во внешнем мире и совместные мероприятия в области обороны.

Впрочем, уже год спустя Сообщество было преобразовано в Союз де-юре. 2 апреля 1997 г. стороны заключили Договор о Союзе России и Белоруссии, а 23 мая приняли Устав Союза. В Уставе содержится механизм функционирования этого объединения. Главным руководящим органом Союза был определен Высший совет. В качестве представительного органа было сформировано Парламентское собрание, функционирующее и по сей день.

Союз России и Белоруссии стал приносить конкретные результаты. На его западных границах были созданы общая пограничная и таможенная службы, велась подготовка единого таможенного кодекса. Успешно работал Комитет по вопросам безопасности. Создавались благоприятные условия для углубления экономической интеграции, которая включает не только торговлю (кстати, товарооборот между нашими странами с 1996 по 2000 г. увеличился вдвое), но и регулирование совместной внешнеэкономической деятельности, производственную кооперацию. Интенсивно развивались связи Белоруссии (и ее отдельных областей) непосредственно с российскими регионами. Средства, выделенные из бюджета Союза, позволили дать старт ряду перспективных совместных программ, имеющих не только экономическое, но и большое социальное значение. 21 ноября 1999 г. был подписан Договор о создании единой энергетической системы России и Белоруссии.

Сотрудничество оборонных ведомств России и Белоруссии по своей интенсивности и по значимости совместно решаемых задач не имеет аналогов в отношениях каких-либо иных участников СНГ друг с другом. С 1 апреля 1996 г. национальные силы ПВО обеих стран несут совместное боевое дежурство, что кардинальным образом повышает уровень их безопасности. 19 декабря 1997 г. министры обороны России и Белоруссии подписали Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере и Договор о военном сотрудничестве. Весьма успешно реализуется Концепция единого оборонного заказа, подписанная президентами союзных государств в апреле 1999 г. Военно-техническое сотрудничество включает также согласование экспорта-импорта вооружений, военной техники и продукции двойного назначения.

Россия и Белоруссия солидарно выступали по многим проблемам внешнеполитической сферы. Это касается и позиции двух стран относительно расширения НАТО, вопросов сотрудничества с третьими странами, оценки событий в Югославии и др.

Развивая всестороннее сотрудничество, ни в Москве, ни в Минске не скрывали, что образование Союза -- это лишь промежуточный этап на пути к единому государству. Решение приступить к практической реализации данной цели было принято президентами двух стран 25 декабря 1998 г. и нашло отражение в соответствующей декларации.

После длительной подготовки 8 декабря 1999 г. был заключен Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии

Поспешность в деле объединения и связанные с этим завышенные ожидания ничего кроме разочарования и дискредитации самой идеи принести не могут. Именно такой подход и лег в основу Договора о создании Союзного государства. Условия Договора таковы, что ни одна из сторон не утрачивает своего политического суверенитета. Механизм принятия решений исключает ситуацию, при которой один партнер может навязать свою волю другому.

Разработчики документа отказались от идеи учреждения постов президента и вице-президента Союзного государства и сошлись во мнении, что решения содержательного порядка должны приниматься коллегиальными органами. Высшим органом Союзного государства определен Высший Государственный Совет (ВГС), в который входят главы государств и правительств, руководители парламентов двух стран. Председателем ВГС является поочередно один из глав государств-участников, выполняющий, по сути. протокольные функции. Акты ВГС принимаются на основе единогласия государств-участников (ст. 34-37).

В качестве законодательного и представительного органа, в соответствии с Договором, должен быть создан Парламент Союзного государства, состоящий из двух палат - Палаты Союза и Палаты представителей. Первая формируется из числа депутатов национальных парламентов (по 36 человек с каждой стороны), а вторая избирается на основе прямых выборов по следующей квоте - 75 депутатов от России и 28 депутатов от Белоруссии (ст. 38, 39). Председатель палаты и его заместитель не могут быть гражданами одного государства. Кроме того, Договор содержит норму, согласно которой решение Палаты представителей считается не принятым, если против него проголосовало более одной четверти от общего числа депутатов (ст. 42, 43). Иными словаки, не только российская сторона с ее 75 голосами, но и белорусская с ее 28 голосами может заблокировать любой законопроект.

Главное -- это содержательные аспекты интеграции. И здесь обращает на себя внимание то, что ряд важнейших областей жизнедеятельности, Прежде всего экономического характера, передастся, согласно Договору, в исключительное ведение Союзного государства. Это выработка и проведение единой экономической политики, установление правовых основ общего внутреннего рынка, регулирование хозяйственной деятельности, осуществление единой денежно-кредитной, валютной, налоговой, ценовой, инвестиционной и таможенно-тарифной политики, функционирование единых транспортной и энергетической систем, управление союзной собственностью, а также проведение пограничной политики, разработка и размещение совместного оборонного заказа, деятельность объединенной системы технического обеспечения вооруженных сил, функционирование региональной группировки войск (ст. 7).

По вопросам, отнесенным к исключительному ведению Союзного государства, его руководящие органы принимают нормативно-правовые акты, подлежащие прямому применению на территории каждого государства-участника. Причем, и это следует подчеркнуть особо, в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства. Правда, данное положение не относится к коллизии норм закона или декрета Союзного государства и норм, содержащихся в конституциях или конституционных актах государств-участников (ст. 60, 61). Разработчики Договора исходили из того, что с его принятием Россия и Белоруссия сохраняют, с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий, суверенитет, независимость, государственное устройство, конституции и т.д. (ст. 6).

Именно этим объясняется то, что к совместному ведению Союзного государства и государств-участников, то сеть к тесной координации действий без взаимной передачи суверенных прав, отнесены внешняя политика, вопросы обороны и безопасности, демократические преобразования, социальная сфера, развитие науки, культуры, образования, охрана окружающей среды (ст. 18). При этом призыв в армию и служба в вооруженных силах осуществляются на основании конституций государств-участников, общая армия не создается.

26 января 2000 г., после обмена ратификационными документами между президентами России и Белоруссии Договор о создании Союзного государства вступил в силу, что позволило приступить к его практическому воплощению. Содержание, этапы и сроки работы по передаче Союзному государству зафиксированных в Договоре предметов ведения, а также способы законодательного закрепления такой передачи, включая возможное внесение изменений в конституции двух государств, изложены в программе действий по его реализации, рассчитанной на 5-6 лет.

2 Взаимозависимость как базисное условие интеграции

Заявленные цели, безусловно, отвечают интересам народов России и Белоруссии, прежде всего в сферах безопасности и экономики.

Военно-политический союз позволяет России реализовать свои стратегические интересы на западе, поскольку хотя бы отчасти восстанавливает систему стратегической обороны на этом важнейшем направлении. Кроме того, союзнические отношения с Минском облегчают связь РФ с ее западным анклавом - Калининградской областью. Для Белоруссии же немалую роль в обеспечении ее безопасности играет не только "ядерный зонтик" России, но и военное сотрудничество с нашей страной в целом с учетом ее все еще высокого оборонительного потенциала.

Союз двух стран значительно укрепляет и их экономическую безопасность. В условиях постсоветского мира, когда Россия оказалась практически отрезанной от основных европейских рынков, беспрепятственный, относительно дешевый (если сравнивать со странами Прибалтики) и безопасный (если сравнивать с украинским маршрутом) транзит экспортно-импортных грузов, прежде всего российского углеводородного сырья (нефть, газ), является жизненно важным для нашей страны. Причем со строительством второй нити газопровода Ямал--Западная Европа и газопровода через Белоруссию и Польшу в Словакию в обход Украины значение белорусского коридора будет только возрастать. Кроме того, большинство авиалиний, соединяющих нашу страну с западным миром, пролегает над Белоруссией, а основные пассажиропотоки, движущиеся наземным транспортом из России в восточно- и западноевропейские страны и обратно, проходят теперь через Брест.

Для Белоруссии огромное значение имеет бесперебойное снабжение (причем на льготных условиях) российским сырьем и топливом, а также подключение ее к энергетической системе России.

С ростом экспортных возможностей белорусской экономики, но при том, что выход на европейские рынки весьма затруднен, будет возрастать роль России в качестве транзитного коридора для товаров, направляющихся из Белоруссии в страны Южной и Юго-Восточной Азии и в Дальневосточный регион.

Сложившееся в советское время разделение труда, когда Белоруссия была "сборочным цехом" страны, привело к тому, что только сохранение деловых связей между предприятиями-смежниками, независимо от государственной принадлежности, позволяет им выживать и развиваться в условиях рынка. Достаточно сказать, что три белорусских промышленных гиганта - Новополоцкое производственное объединение "Полимер", Минский автозавод и Минский тракторный создают 1 млн. 200 тыс. рабочих мест в России. Взаимными поставками продукции связаны сейчас 200 белорусских и около 800 крупнейших российских предприятий.

Белоруссия получает из России продукцию металлургической промышленности, заводское оборудование, комплектующие для многих видов изделий, что чрезвычайно выгодно и российской стороне, заинтересованной в устойчивом рынке сбыта. В то же время относительно дешевые и при этом качественные белорусские товары (бытовая техника, продукция деревообрабатывающей и легкой промышленности, грузовые автомобили, тракторы и т.д.) находят широкий спрос в России. Доля поставок из Белоруссии в оборонном производстве нашей страны достигает 15%. Главным образом это средства спутниковой связи, оборудование для радиостанций, радионавигационная аппаратура и другая наукоемкая продукция. По итогам 2000 г. Белоруссия заняла третье место (после США и Германии) во внешней торговле России. В свою очередь на долю России приходится 60% общего внешнеторгового оборота Белоруссии.

3 Трудности практических шагов

Очевидно, что взаимозависимость наших стран во многих областях жизнедеятельности создает необходимые предпосылки интеграции, но, и это важно подчеркнуть, не обеспечивает ее автоматически. В силу многих иных объективных и субъективных факторов путь к объединению России и Белоруссии даже в тех весьма гибких формах, которые предусматриваются Договором о создании Союзного государства, займет больше времени, чем предполагалось сначала.

Прежде всего, практическая реализация Договора будет во многом зависеть от политической воли лидеров наших стран. Значение личностного фактора в историческом развитии последних чрезвычайно велико. И если президент Белоруссии А. Лукашенко давно и последовательно выступает за создание единого государства, то позиция президента России В. Путина не столь однозначна. При этом нельзя сказать, что российский лидер является противником интеграции, однако ему ближе постепенность и осторожность.

Между тем белорусская сторона ревниво фиксирует каждый намек на отстраненность Москвы от Минска и весьма болезненно реагирует на отсутствие российской поддержки в отношениях со странами Запада, которые под различными предлогами пытаются держать Белоруссию в международной изоляции.

Хотелось бы отметить, что основа для развития глубоких интеграционных процессов существует в отношениях России буквально с каждой из бывших национальных республик СССР, однако единственным союзником на постсоветском пространстве является для нашей страны только Белоруссия.

Тем не менее субъективный фактор не стал, как видится, значительным катализатором российско-белорусского интеграционного процесса. Оценивая в целом то, что было сделано с момента вступления в силу Договора о создании Союзного государства, можно сказать, что программа по его реализации выполняется со значительным отставанием от графика. Причем это касается даже таких вопросов, решение которых не требует сложных переговоров, взаимных компромиссов или заключения дополнительных соглашений.

В соответствии с Договором Совет Министров Союзного государства формирует Постоянный Комитет, а его главу - Государственного секретаря - назначает Высший Государственный Совет. Но если руководитель (Государственный секретарь) Постоянного Комитета был назначен сразу же после образования ВГС, то на создание самого Комитета ушло более года. Все это время, наряду с новым исполнительным органом - Советом Министров Союзного государства -- продолжали работать некоторые структуры Союза России и Белоруссии, что приводило к дублированию функций, вносило организационную путаницу и неразбериху. Неудивительно, что бюджет Союзного государства на 2000 г. не был исполнен во всем объеме, а процедура утверждения бюджета на 2001 г. сильно затянулась.

До сих пор не проведены выборы в Палату представителей Парламента Союзного государства, а соответственно, не сформирован и сам Парламент (в настоящее время в качестве представительного органа продолжает выступать Парламентское собрание Союза России и Белоруссии).

В то же время только Парламент Союзного государства может начать процедуру принятия такого основополагающего документа, как Конституционный акт, который определяет государственное устройство Союзного государства и его правовую систему (ст. 62) и на основе которого можно строить прочную законодательную базу интеграции. Именно после его принятия должна происходить передача от национальных к союзным органам тех полномочий, которые определены в качестве предметов исключительного ведения Союзного государства, могут законодательно решаться такие вопросы, как единая граница и единое гражданство. Но дело не только в этом. Конституционный акт призван знаменовать собой легитимизацию нового государства. Не случайно в процессе принятия данного документа предусматривается проведение референдумов в России и Белоруссии.

Впрочем, решение всех этих вопросов может быть форсировано в 2002 г. На уровне экспертов и рабочих групп ведется весьма активная работа в данном направлении. Главное же состоит в том, что в отношениях президентов двух стран начинают появляться признаки более глубокого взаимопонимания, которое стало особенно заметно после встречи лидеров СНГ в Москве 30 ноября 2001 г. Накануне этой встречи состоялась беседа президентов В. Путина и Л. Лукашенко, в ходе которой, по словам хозяина Кремля, подробно обсуждался весь комплекс вопросов по взаимодействию России и Белоруссии.

4 Что препятствует экономической интеграции

Даже при том, что совпадение коренных интересов России и Белоруссии признается высшим руководством, экономическая интеграция обещает быть весьма сложным процессом. Проблема заключается в том, что процесс этот сам по себе становится источником противоречий в российско-белорусских отношениях.

Чем весомее задачи, решаемые союзными структурами, тем, очевидно, крепче и полноценнее Союзное государство. Но при этом и Россия. и Белоруссия должны поступиться, по крайней мере, частью своего суверенитета. И хотя, подписывая Договор о создании Союзного государства. и Москва, и Минск дали на это свое согласие, при решении конкретных вопросов возникает немало трудностей. Реализация буквально каждой позиции, определенной в Договоре в качестве предмета исключительного ведения Союзного государства, требует от партнеров кропотливой работы и взаимных компромиссов.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.