На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Стратегическое и оперативное управление

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионельного  образования
«Белгородский государственный  университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 
 
 
 

на  тему: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Выполнил:
           Фетисов Валерий Андреевич
           Группа 100710 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

БЕЛГОРОД 2009 

Содержание: 

    Введение…………………………………………………………………………3
1. Управление на основе предвидения изменений………………………………4
2. Стратегические задачи………………………………………………………….6
3. Оперативное управление……………………………………………………….8
4. Управление материальными запасами………………………………………..10
5. Подсистемы стратегического и оперативного управления ………………....12
   Заключение……………………………………………………………………..17
   Приложение ……………………………………………………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Во  второй половине XX столетия произошла революция в практике управления крупными фирмами. Прежде единый процесс распался на два совершенно самостоятельных: оперативное и стратегическое управление. Это было обусловлено рядом обстоятельств.
    Во-первых, изменились сами фирмы. Раньше они в  основном совпадали с предприятиями, и высшее руководство выполняло  все функции, в том числе и  текущее управление производством. Сегодня, когда фирма состоит  из множества самостоятельных предприятий, руководство которых занимается текущими делами, у высшей администрации появились возможности заняться решением стратегических вопросов.
    Во-вторых, нестабильность внешней среды фирмы, вызванная, с одной стороны, глобализацией  хозяйственных процессов, а с другой - непрерывным появлением новинок, порождаемых современной НТР, превратила эту возможность в необходимость.
    Подобное  разделение труда в сфере управленческой деятельности оказалось на пользу делу, ибо существенно повысилась его  эффективность. Фирмы стали более мобильными, четко и адекватно реагирующими на все изменения в своем окружении. Появились новые модели оперативного управления, особенно запасами, качеством и т.п.
    В стратегическом менеджменте успехи оказались не столь значительными. Это обусловлено и меньшей определенностью его объекта. Однако и здесь появились интересные идеи, связанные с именами И. Ансоффа, М. Портера и ряда других ученых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Управление на основе предвидения изменений 

    О стратегическом управлении можно говорить в широком и в узком смысле. В широком смысле стратегическое управление - это комплекс мероприятий, включающий анализ потенциала фирмы и внешней среды, формулировку миссии и основных целей, разработку стратегий, формирование стратегических планов, управление их реализацией. Последнее есть стратегическое управление в узком смысле.
    Термин "стратегическое управление" был  введен, чтобы подчеркнуть различие между управлением на уровне производства и управлением на высшем уровне. Стратегическое управление предполагает, что высшее руководство концентрируется на общих проблемах, целях, стратегиях и приоритетах, регулирует и контролирует внутренние и внешние связи. Полномочия на ведение текущих дел оно делегирует подразделениям.
    Переход к стратегическому управлению был обусловлен в основном рыночными факторами и прежде всего Превышением предложения над спросом. Такая ситуация формировалась постепенно в течение XX столетия и окончательно созрела к началу 1970-х гг. Этот процесс прошел в своем развитии три этапа, которым соответствовали три типа управления.
    Конец XIX в.- 1920-е гг. Предприятие обладает устойчивой номенклатурой продукции, стабильным рынком сбыта, поэтому будущее  предсказуемо и решения могут  приниматься на основе прошлого опыта. В этих условиях в центре внимания менеджеров находился контроль за производством и поставками, имевший целью предотвращение различных сбоев и отклонений.
    1920-1970-е  гг. Ситуация на рынке постоянно  меняется. В центре управленческой  деятельности стоит реакция на  такие изменения, что находит отражение в разработке и реализации экономически обоснованных долгосрочных и текущих планов, создаваемых на основе экстраполяции.
    С 1970-х гг. ситуация на рынке меняется стремительно и непредсказуемо. Предприятие  реагирует на это с помощью различных вариантов стратегического управления (управление реализацией стратегических планов, управление на основе выбора стратегических позиций, управление на основе ранжирования стратегических задач, управление посредством чрезвычайных мер и пр.).
    Специфика стратегического управления определяется особым характером реальных проблем  и целей. На первый план выходит проблема развития, связанного с определенными "перегибами", точками "разрыва  непрерывности", требованиями непредсказуемо меняющейся внешней среды, а соответственно - способность к достижению долгосрочных целей, гибкости и адаптации.
    Это требует от людей предпринимательского типа поведения: деловитости, компетенции, умения ставить цели, организовать дело в соответствии с ними, а  также энтузиазма. Поэтому стратегическое управление, где отсутствуют рутинные процедуры и конкретные указания, но имеются лишь рекомендации общего характера,- есть симбиоз интуиции и искусства вести организацию к достижению целей.  

    Стратегическое  управление, которое сегодня в той или иной мере используют 80% предприятий, обеспечивает им перспективную выживаемость, способствуя поиску новых возможностей в конкурентной борьбе, инициируя и подготавливая изменения. Опора при этом делается на прогноз грядущей ситуации в условиях неопределенности и непредсказуемости развития организации и ее окружения, выработку адекватной стратегии, персонал как ценнейший капитал предприятия, информационные системы, структурные перестройки.
    Все это требует значительных затрат времени и ресурсов, поскольку очень велика цена ошибок в предвидении и стратегическом выборе.
    Основными принципами стратегического управления являются:
    Ориентация  на миссию организации, ее глобальные качественные цели, конкурентоспособность.
    Селективность, основанная на сегментации рынка, предполагающая упорядочение среды и выбор приоритетов, на основе чего вырабатываются самостоятельные стратегии, исходя из стратегического профиля фирмы.
    Комплексность; этот принцип реализуется при  разработке основных целей и задач, а также программы реализации стратегий.
    Обоснованность  стратегий.
    Исторически первая форма стратегического управления основывалась на концепции предвидения  изменений. В соответствии с ней  организации формируют или укрепляют  свои стратегические позиции в процессе реализации стратегических планов. В их рамках происходит преобразование общей структуры организации, системы управления ею; изыскиваются и перераспределяются на решающие направления необходимые материальные, людские и информационные ресурсы; проводятся мероприятия по ослаблению и преодолению сопротивления изменениям со стороны части коллектива.
    Опыт  западных стран показал, что большинству  фирм такой вид стратегического  управления оказался не по плечу из-за отсутствия необходимой информации; преобладания традиционных способов работы; излишней рискованности; неумения планировать в условиях неопределенности, по новому распределить права и обязанности, сопротивления персонала. Проблемы возникли и с моделированием отдаленного будущего, отсутствием надежных методов реализации долгосрочных стратегий, готовностью и способностью менеджеров претворить стратегию на практике.
    Поэтому стратегическое управление на основе предвидения изменений оказалось  своего рода идеологией развития фирм, так и не вышедшей за стены кабинетов высшего руководства. Стремительные изменения в хозяйственной жизни потребовали иных подходов к стратегическому управлению. Появилась концепция управления на основе решения стратегических задач.
    Для России использование комплекса  стратегического управления сегодня проблематично по причинам специфических экономических условий, кризисного состояния хозяйства, отсутствия необходимой рыночной и организационной культуры, маркетинговой информации, а также кадров, владеющих необходимыми методами анализа и планирования, обладающих необходимым мышлением.
2. Стратегические задачи 

    Управление  решением стратегических задач, которое  стало применяться с начала 1970-х  гг., нацелено на тактическую выживаемость организации и сохранение ее стратегических позиций в основных сферах деятельности. До начала 1980-х гг. оно было элементом традиционного планирования, но затем произошло их размежевание, и они стали взаимно дополнять друг друга. В этих условиях стратегическое управление представляет собой единство планирования стратегических позиций и управления решением стратегических задач.
    Последнее было обусловлено тем, что ни одна самая совершенная стратегия  не может учесть всех ситуаций, которые  возникают в реальной жизни. Для  реагирования на них фирме приходится в экстренном порядке формулировать и решать стратегические задачи - своего рода ответ на непредвиденные события внутри и за ее пределами, которые могут существенно повлиять на достижение ее целей. Решая же такие задачи, можно своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, в значительной степени смягчить ее негативные последствия, либо с максимальной выгодой для себя использовать открывающиеся возможности.
    Важнейшими  стратегическими задачами организации  могут быть:
    определение перспективного набора стратегических хозяйственных сфер и механизма взаимодействия между их элементами;
    поиск методов защиты от разрушительного  воздействия конкуренции, разного  рода неожиданностей;
    выбор направления действий по использованию  перспективных технологий и нововведений;
    обеспечение выживаемости в сложных условиях;
    оптимизация продуктовых программ и производственных мощностей;
    определение новых направлений в кооперации и диверсификации;
    приспособление  внутренней системы учета, планирования, управления к изменившимся внешним условиям.
    Новая ситуация порождается взаимодействием  самых различных внутренних и  внешних факторов. Факторы, которые  могут иметь для фирмы решающее значение в будущем, определяются как  стратегические.
    Внешние факторы, формирующие ситуацию, могут быть естественными (стихийные бедствия), политическими (военные действия), экономическими (состояние рыночной конъюнктуры), технологическими (внезапное появление и распространение новых видов техники и технологии), социальными (трудовые конфликты).
    Внутренние факторы аналогичны внешним. Они также могут быть естественными (массовые заболевания персонала, нарушающие нормальный ход работы), технологическими (поломки оборудования), экономическими (неэффективное хозяйствование, штрафы, нехватка финансовых средств), социальными (забастовки).
    Острота ситуации определяется целым рядом  обстоятельств: экономическим положением предприятия (крупными она всегда ощущается  менее остро); характером производственной деятельности, степенью ее инерционности; гибкостью организационной структуры (фирмы, быстро и легко приспосабливающиеся к изменениям, менее болезненно переживают резкую смену ситуации по сравнению с инертными); компетентностью руководства и степенью сплоченности коллектива
    В процессе решения стратегических задач происходит корректировка деятельности организации, например, ускоряются темпы роста; повышается ее устойчивость, гибкость, неуязвимость; привлекаются новые партнеры и клиенты.
    Управление  решением стратегических задач используется в том случае, когда события, которые могут произойти, полностью или частично предсказуемы, но менять в свете этого общую стратегию организации невозможно или нецелесообразно. Оно происходит с помощью специальной группы сотрудников, располагающей необходимыми ресурсами и полномочиями для оперативных действий, в том числе вразрез с принципами иерархии. Группа анализирует возможные изменения во внешней среде и обусловливающие их факторы и доводит полученные результаты, а также свои выводы и рекомендации до сведения высшего руководства.
    Руководство ранжирует возникающие задачи по степени их срочности и важности (срочные и важные; важные средней  срочности; важные, но не срочные; малозначительные). Срочные задачи передаются подразделениям или целевым группам для немедленного решения. Остальные дополнительно изучаются, а малозначительные - отбрасываются. Кроме того, высшее руководство осуществляет постоянный стратегический контроль за деятельностью организации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Оперативное управление 

    В широком смысле оперативное управление включает календарное планирование, разнарядку работ, определение объема партии одновременно выпускаемой продукции, размещение заказов на материалы, контроль за качеством, учет, анализ, регулирование хода производства на их основе, внесение необходимых корректировок в ход технологических процессов, маневрирование запасами и диспетчеризацию. Оно устанавливает также, где и когда должны осуществляться те или иные операции по изготовлению деталей и сборке изделий.
    В узком смысле оперативное управление обеспечивает процесс реализации краткосрочных и оперативных планов и диспетчеризацию, иными словами, сводится к принятию решений в конкретно складывающихся в данный момент условиях.
    Таким образом, оперативное управление коренным образом отличается от стратегического. Эти отличия хорошо видны из Приложения 1.
    В процессе оперативного управления контролируется фактическое состояние работ, выявляются и анализируются изменения; на основании  этого корректируется графики перераспределяютея ресурсы.
    В процессе оперативного управления может происходить, в частности, оптимизация сетевого графика с целью приведения его в соответствие с заданными сроками работ и поиск возможности их сокращения. Это ведет к улучшению организации работ за счет перераспределения ресурсов и интенсификации выполнения заданий.
    Оптимизация осуществляется исходя из резерва времени, представляющего разность между  самым ранним сроком завершения операций и самым поздним допустимым сроком. Такой резерв имеется только на тех  операциях, которые не лежат на самом коротком пути и дают некоторую степень гибкости при календарном планировании таких работ.
    Основой оптимизации является анализ сети, состоящий в проверке целесообразности выполнения запланированных работ; выявление лишних и необязательных; определение возможностей параллельного их выполнения и целесообразности данной степени детализации. Метод исходит из того, что длительность операций можно рассматривать С достаточно высокой степенью точности.
    Диспетчеризация - это система непрерывного контроля и оперативного регулирования хода производства и работы подразделений с целью обеспечения выполнения плана в соответствии с разработанным календарным графиком. Она предполагает:
    1) руководство оперативной подготовкой  производства;
    2) постоянные наблюдения и контроль со стороны диспетчерских служб за осуществлением производства, соблюдением графиков, наличием запасов на межцеховых складах, их своевременным поступлением на рабочие места, выполнением плана по номенклатуре, работой отстающих подразделений, внутрисменными простоями, соблюдением режимов работы оборудования и параметров технологических процессов;
    3) выявление отклонений и определение  их причин;
    4) принятие оперативных мер по  устранению и дальнейшему предупреждению  отклонений и нарушений технологии;
    5) координацию текущей работы различных  подразделений для обеспечения  четкого ритма их работы в  соответствии с графиком.
    Все это обеспечивает движение изделий  в соответствии с календарным  планом и своевременность их выпуска.
    На  уровне предприятия в рамках диспетчеризации, например, могут приниматься решения о замене производства одних изделий другими, об обеспечении своевременных поставок сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, об использовании имеющихся резервов и т.п. На уровне цеха диспетчеризация призвана обеспечить реализацию производственной программы, календарного плана, сменных заданий. В ее рамках могут приниматься решения об устранении поломок оборудования; заказе сырья и материалов, замене исполнителей и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Управление материальными запасами 

    Оперативное управление материальными запасами исходит из особенностей потребления  соответствующих ресурсов. Выделяется три типа запасов: 1) сырье, материалы, полуфабрикаты и другие, образующие исходный момент технологического процесса; 2) запасы незавершенного производства между технологическими операциями; 3) запасы готовой продукции. В первом случае они предназначены для смягчения негативных последствий неравномерных поставок; во втором - для устранения неритмичности осуществления производственных процессов в различных подразделениях; в третьем - для покрытия неожиданного увеличения рыночного спроса. Наличие запасов обеспечивает гибкость материально-технического обеспечения, производства и сбыта.
    Поскольку расходование запасов определяется интенсивностью их использования, которая  задана технологией, объектом управления является скорость поступления соответствующих  ресурсов. В связи с этим при  оперативном управлении запасами на основе сведений, характеризующих их остаточную величину, принимаются решения об объеме и времени заказа или закупки образующих их элементов.
    Потребность в пополнении запасов может определяться технологическими процессами на данном или смежных предприятиях (например, в комплектующих изделиях), быть зависимой от них. Но она может формироваться и случайно, т.е. быть независимой.
    В условиях зависимой потребности  состав и величина заказа стабильны  и задаются интенсивностью использования  запаса, которую легко прогнозировать, а поэтому всегда иметь в резерве только то, что необходимо. В условиях независимой потребности система управления запасами ориентируется либо на поддержание их фиксированного количества (как только оно упадет ниже обусловленного минимума, запас начнет пополняться), либо на поступление элементов запаса в определенное время в объеме, зависящем от их фактического остатка.
    При фиксированном времени заказы на восполнение осуществляются с заданной периодичностью. Заказываемое количество непостоянно и зависит от величины остатка.
    При фиксированном количестве заказов  постоянно контролируется уровень  запасов. Если их величина падает ниже установленного уровня, выдается заказ  на восполнение в одном и том  же размере. Таким образом, фиксированной  величиной является уровень, при котором повторяется заказ и заказываемое количество.
    Существует  несколько методов управления производственными  запасами, оптимизирующих их величину и необходимые для ее поддержания  затраты.
    MRP обеспечивает снижение издержек путем уменьшения запасов готовой продукции за счет оптимизации объемов производства на основе точных исследований и прогнозирования спроса, определения с помощью компьютера последовательности операций и размеров партий продукции.
    MAP предполагает минимизацию вложений в запасы, исходя из определения оптимальной величины партий сырья и материальных ресурсов, с учетом постоянно меняющегося потока заказов.
    Канбан - система оперативного планирования и управления заказами и материальными  потоками между отдельными операциями с целью производить и поставлять бездефектные детали и полуфабрикаты на сборку или дальнейшую обработку именно тогда, когда они нужны потребителям.
    При этом размеры их производства на каждой предшествующей операции определяются потребностями следующего производственного участка. Возобновление производства происходит путем заказа с помощью специальных карточек только тогда, когда запас деталей на последующей операции исчерпывается. Это позволяет минимизировать складской запас, являющийся в традиционной системе залогом гибкости производства.
    Условиями нормального функционирования системы  являются стабильность производственной программы предприятия и незначительные отклонения в загрузке оборудования, исключение образования запасов  и незавершенного производства по финансовым причинам или с целью более гибкого приспособления к рынку (гибкость производства требует большого разнообразия деталей и, следовательно, больших запасов). В отличие от предыдущих методов Канбан "вытягивающая", а не "подталкивающая" система.
    "Точно в срок" - система планирования и управления материально-техническим снабжением, предусматривающая полную его синхронизацию с производственными процессами. В ее рамках сырье, полуфабрикаты и комплектующие подаются (часто с других предприятий данной фирмы или фирм-смежников) небольшими партиями непосредственно в нужные точки технологического процесса, минуя склад, а готовая продукция сразу же отгружается.
    Система основывается на предыдущей, которая  по отношению к ней является информационной и позволяет эффективно регулировать производство, снизить запасы и затраты  времени на 90%, труда - на 10-30%, косвенные  расходы - на 50-60%; повысить качество на 75-90%.
    Использование той или иной системы управления материальными Запасами в значительной степени определяется затратами  на закупку их элементов и оформление сделок, хранение, а также величиной  ущерба, вызванного отсутствием запасов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Подсистемы стратегического и оперативного управления 

    В настоящее время наблюдается  резкое изменение внешней среды, в которой работает российский бизнес. Вместо интенсивного развития на повестке дня усиление конкуренции с ее неизменными атрибутами - банкротствами  и недружественными поглощениями. В этих условиях успешно развиваются только те компании, для которых стратегическое управление стало реальным инструментом управления компанией. На сегодня таких компаний в России мало. Менеджмент большинства компаний основную часть времени уделяет оперативной деятельности. Стратегическому анализу, выбору перспективных направлений деятельности, формированию системы целей и стратегическому планированию уделяется недостаточное внимание. В данной статье рассматривается вопрос, как построить систему управления компанией в оптимальной взаимообусловленности подсистем стратегического и оперативного управления.
    Система управления компанией представляет собой комплекс взаимосвязанных  процессов стратегического и  оперативного управления деятельностью (Приложение 2). Рассмотрим оценку этих процессов в максимально общем виде через качество управления компанией.
    В этом случае качество системы управления компанией можно оценить двумя  параметрами - качеством стратегического  управления ( ) и качеством оперативного управления ( ). Для простоты представим, что каждый из параметров может принимать одно из трех фиксированных значений: низкое, среднее и высокое качество. Характеристику качества управления можно представить в векторной форме:  

       
 
 

    Дадим пояснения, что понимается под низким, средним и высоким качеством  управления. Для этого в каждом контуре управления выделим наиболее значимые элементы управления и определим  их значения при низком, среднем  и высоком уровнях качества управления компанией. Параметрическое представление этих элементов управления приведено в Приложении 3.
    Тогда вся система управления будет  характеризоваться множеством из 9 возможных состояний 
    от   до  .
    Предположим также, что качество управления компанией  в рассматриваемом периоде изменяется. Рассмотрим, как с течением времени будет изменяться стоимость компаний с различными уровнями качества подсистем стратегического и оперативного управления Приложение 4).  

    В начале рассматриваемого периода стоимость  компании равна      (Приложение 4). С течением времени в процессе деятельности компании ее стоимость изменяется. При низком качестве оперативного управления (линия красного цвета) компания не в состоянии создавать добавленную стоимость. Ее оборотный капитал сокращается. В дальнейшей деятельности оборотный капитал компании частично подпитывается амортизационными отчислениями. Через некоторое время для формирования оборотного капитала амортизационных отчислений становится недостаточно. В результате компания не может далее вести бизнес и подлежит продаже по ликвидационной стоимости   . Это происходит при любом качестве стратегического управления (низком, среднем или высоком).
    Рассмотрим, как с течением времени будет  меняться стоимость компании, имеющей  среднее качество оперативного управления. При среднем качестве оперативного управления компания умеет приносить прибыль, за счет которой создается добавленная стоимость и соответственно увеличивается стоимость кампании (рис. 2). Данный процесс вне зависимости от качества стратегического управления происходит до тех пор, пока на деятельность компании не воздействуют неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды. Дальнейшие успехи деятельности компании, определяемые ростом ее стоимости, определяются качеством стратегического управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.