На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Интеграционные процессы в развивающемся мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ
     ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кафедра
     Мировой экономики 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     На  тему: Интеграционные процессы в развивающемся  мире
       
 
 
 
 
 
 
 

     Подготовила:
     Русанова  М.А. 
     Группа  141 - АМ 

     Руководитель:
     Тимофеева Т.Ю.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Владивосток
     2002
     Оглавление 

     Введение 

     Глава I.  Международные экономические отношения
     в условиях рыночного  хозяйства 

        1.1.Теоретические основы МЭИ
        1.2.Объективные предпосылки МЭИ.
        1.3. Глобализация отношений в мире и МЭИ.
        1.4.Этапы, сферы и механизмы МЭИ 

     Глава II. Развивающиеся страны в мировой экономике 

    2.1. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
    2.2. Появление НИС
    2.3. Региональные различия
    2.4. Основные направления и особенности латиноамериканской интеграции.
    2.4.1. Латиноамериканская интеграция
    2.4.2. Современное состояние ЛАСТ и КАРИФТА
        Взаимодействие государств Латинской Америки с третьими     странами и другими интеграционными группировками
        2.5.Специфика региональных и субрегиональных объединений в Африке.
    2.5.1.Зона свободной торговли в Африке 

     Глава III. Сравнительная характеристика трех развивающихся стран 

    3.1. Египет
        3.1.1. Зона свободной торговли между США и Египтом
    3.2. Бразилия
        3.2.1. Интеграционная политика Бразилии
    3.3.  Гонконг
    3.4.  Сравнительный анализ 

     Заключение 

     Литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Международная экономическая интеграция — характерная  особенность современного этапа  развития мировой экономики. В конце  XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Слово «интеграция» происходит от лат. integratio — восполнение или integer — целый. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
     Для сегодняшних международных экономических  отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Не случайна поэтому и принципиально иная роль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходится подавляющая часть международного кооперационного обмена, создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка.
     Вместе  с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран. Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.
     Приметой  времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс вовлечены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные преимущества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
       ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 
 

1.1. Теоретические основы МЭИ
     Классики  экономической теории (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.
     Эти направления отличаются, прежде всего, разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма (В.Репке, М.Аллэ) представляли полную интеграцию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законодательных актов. Представители позднего неолиберализма (Б.Баласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции, базирующейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах.
     Сторонники  корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что интегрирование международной экономики способны обеспечить не рыночный механизм и государственное регулирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному развитию мирохозяйственных связей.
     Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) экономическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интеграции — крупными фирмами и целыми отраслями промышленности. Результатом этих преобразований, по их мнению, становится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.
     Неокейнсианцы (Р.Купер) считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции: а) объединение государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с максимальным сохранением национальной автономии.
     Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками общей экономической политики и согласованного социального законодательства с целью создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации.
     Существенный  вклад в теорию международной  экономической интеграции внесли российские ученые — М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др.  
 

1.2. Объективные предпосылки МЭИ.
     Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и МЭО в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует каких-либо доказательств. Данное явление принято называть интернационализацией хозяйственной жизни: национальная экономика достаточно устойчивая, все больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от МЭО.
     В своем развитии интернационализация  хозяйственной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII — начала XX в., совпавший с развитием капитализма.
     В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е. международной экономической интеграции.
     МЭИ означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их в единый воспроизводственный процесс. Это предполагает известную территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость стран—участниц международной интеграции и объясняет ее региональный характер.  

1.3. Глобализация отношений в мире и МЭИ.
     На  современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных  отношений. Существенной их чертой становится глобализация. Обществоведы по разному трактуют суть этого явления. Согласие преобладающей точке зрения, ни одно действие, ни один процесс в обществе (экономическое, политическое, юридическое, социальное и т.д.) нельзя рассматривать ограниченно только как таковое. Взаимосвязь, взаимозависимость отдельных акций и процессов усиливаются, необходимы учет и оценка обратного эффекта, всех последствий как в близких, так и в более отдаленных сферах. Это означает, что коммерческая трансакция в области мирохозяйственных связей неизбежно затрагивает внутреннюю экономику, производство, социальные отношения, демографию, экологию, политику и т.п. При этом степень такого охвата различна, как не одинаков и обратный эффект. Из такого подхода вытекает, что простая и даже комплексная, но лишь экономическая оценка данной трансакции недостаточна. Необходим учет ее последствий хотя бы в названных сферах.
     Тогда решение о трансакции потребует  корректировки, и возможно, окажется нецелесообразным. Несколько иная, ограничительная трактовка глобализации, которая кажется пока более или менее приемлемой, рассматривает взаимовлияния и обратные эффекты только в пределах определенной сферы, в данном случае экономики, хотя обязательна во всех ее секторах (внутренняя, внешняя, НИОКР, внедрение, производство, обращение, потребление). Понятно, что процесс глобализации даже в таком понимании, а тем более в широком, вносит новые серьезные моменты в МЭИ, в оценку ее роли и места в современном мире. Глобализация и в узком смысле понятия — это не однозначный процесс. В мирохозяйственных связях, МЭО он проявляется, в постепенном втягивании в эту сферу отдельных их видов: внешней торговли, движения капиталов, перемещения трудовых ресурсов и других факторов производства, производственного, научного, технико-технологического,  инжинирингового и информационного сотрудничества.
     МЭИ означает продвижение всех этих блоков, их более тесное переплетение в международных масштабах. В то же время МЭИ приобретает основополагающее значение по отношению к другим сферам. Масштабное, устойчивое и постоянное международное деловое сотрудничество предопределяет заинтересованное, взаимовыгодное, открытое человеческое общение, усиливает необходимость преодоления национальной замкнутости и эгоизма. Создаются дополнительные предпосылки прозрачности государственных   границ,   особенно в части формально-бюрократических и фискальных процедур. Настоятельной потребностью становится формирование единого экономического, правового, информационного пространства для свободной и эффективной предпринимательской деятельности всех субъектов хозяйствования. Тем самым  имеются  все  основания  утверждать,  что МЭИ вполне вписывается в процесс глобализации, составляя его важное ядро. Однако МЭИ, означающее взаимоприспособление национальных экономик, встраивание их в единый воспроизводственный процесс, не может не затрагивать и не видоизменять другие сферы международных отношений: развивается практика межгосударственных (многосторонних и двусторонних) соглашений, создаются надгосударственные структуры и органы согласованной международной системы регулирования, применяются специальные механизмы, инструменты.
     Изменяется  также понимание места и роли МЭИ при расширительной трактовке  процесса глобализации, предполагающей учет и оценку взаимовлияний и обратных эффектов всех сфер общественной, международной жизни. В этом случае МЭИ становится действенным методом данного процесса, способствующим решению вечной, всемирно-исторической задачи — возможно полного удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества.  
 

1.4. Этапы, сферы и механизмы МЭИ
Интеграция - это особый этап в процессе интернационализации хозяйственной жизни, который ведет к созданию нового качества - целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств (однородный, внутренне слитый хозяйственный механизм).
Признаки интеграции:
    взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
    на этой основе происходят глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц;
    необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов; возникновение межгосударственных  (наднациональных или надгосударственных) структур (институциональные структуры).
Условия интеграции:
    развитая инфраструктура;
    наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база);
 
Уровни интеграции:
    макроэкономический (государственный уровень);
    микроэкономический (межфирменный - ТНК).
Преимущества интеграции:
    Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
    Возрастает конкуренция между странами.
    Обеспечение лучших условий торговли.
    Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
    Распространение передовой технологии.
Отрицательные последствия:
    Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
    Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
    Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
     Переходу  к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.
     В современной теории МЭИ различают  пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:
    зона свободной торговли;
    таможенный союз;
    единый или общий рынок;
    экономический союз;
    экономический и валютный союз.
     Строго  говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально все из указанных этапов — ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы.
     •   Первой логической и хронологической  ступенью  является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время  в  Североамериканской  ассоциации  свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.
     К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках "Уругвайского  раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило,  принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.
     Что касается сфер сотрудничества в рамках ЗСТ, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.
     При создании ЗСТ выявился и целый  ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
     Создание  ЗСТ приводит к усилению конкуренции  на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах "страны пребывания".
     • Следующей ступенью международной  экономической интеграции является таможенный союз (ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает снижение таможенных пошлин внутри ТС и создание единого внешнего таможенного тарифа.
     Следует отметить, что в ряде изданий и  публикаций определения ЗСТ и  ТС даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка § 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что "ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения различия между понятиями ЗСТ и ТС". Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ".
     Возможны  два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах ТС внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средневзвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам—членам ТС приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, более дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны сообща решают приступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри ТС вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.
     Если  внешний тариф устанавливается  ниже, чем средневзвешенный тариф стран-участниц ТС, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо "подтолкнуть" собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри ТС. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках ТС. Большое значение для ТС имеет наличие в составе союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках ТС, объединяющих страны, бедные ресурсами. "Игра" с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост. Функционирование ТС требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше, деятельность в рамках ЗСТ не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для ТС уже возникает необходимость в регулирующих институтах.
     Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные ТС вряд ли могут обойтись без этого.
     Необходимо  отметить также следующее. Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.
     Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей  таможенно-тарифной  политики   остаются   такие  крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.
     • Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании ТС, например, в Европе, не предвиделось возникновения подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.
     Опыт  показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным  делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.
     Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР.  Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к ЕР в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
       Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это — Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет. Другие интеграционные группировки, вероятно, будут иметь иные органы управления и контроля. Задачи, которые, как свидетельствует опыт ЕС, предстоит решать интеграционным группировкам, потребуют создания и использования соответствующего инструментария.
     • Строительство ЕР должно завершиться  созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.
     Что касается Валютного Союза, то с началом  последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.  
 
 

     ГЛАВА II.  РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
     В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 

     Подсистема  развивающихся стран включает 4/5 всех стран мира. В них проживает  более 80% населения Земли. Экономическое  состояние развивающихся стран, их проблемы непосредственно сказываются на подавляющей части человечества. К этой подсистеме относятся все азиатские страны, кроме Японии, Южной Кореи и Израиля, все страны Африки, исключая ЮАР, а также страны Латинской Америки. Их характеризуют чрезвычайно пестрый облик, разные условия и уровни социального и экономического развития. Вместе с тем существует ряд признаков, которые объединяют развивающиеся страны в особую группу государств. Общность этих признаков имеет социальные, экономические и исторические корни.
     Один  из важнейших критериев выделения развивающихся стран в отдельную мировую подсистему — их слаборазвитость и отсталость.
     Слаборазвитость выражается в качественной неоднородности и системной неупорядоченности общества, состоящего из различных экономических и неэкономических институтов современного и традиционного типов, а также переходных промежуточных институтов.
     Отсталость отражает состояние хозяйства этих стран, которое характеризуется низким уровнем развития производительных сил. Исторически отсталость выражается в виде отставания в развитии одного типа общества от другого в момент колонизации стран Азии, Африки и Латинской Америки. По некоторым оценкам, соотношение ВВП на душу населения между метрополиями и колониями в тот период было равно примерно 2:1 в пользу Запада. Колонизаторы, захватив колонии и подчинив их нуждам метрополий, превратили отставание в хроническую отсталость развивающихся стран. В 1950 г. в Третьем мире были районы, где уровень жизни был ниже, чем в 1800 г., например в Китае. По оценкам в целом в 1950 г. уровень жизни в развивающихся странах был такой же, как в 1800 г., или, в лучшем случае, только на 10—20% выше.
     Отсталость  привела к расширению первоначального  разрыва в уровнях экономического развития. В середине 90-х годов  текущего столетия разрыв между двумя группами стран составил 20:1, а в 1985 г. - 19,2:1.
     Следовательно, отсталость развивающихся стран  имеет два аспекта — общеисторический и современный, связанный с низким уровнем развития. Общеэкономическое отставание дополняется диспропорциональностью всего воспроизводственного процесса, проявляется в дезинтегрированности хозяйственных секторов, в конкретных формах отставания.
     Отсталость  развивающихся стран порождает  специфику их социальных и экономических проблем. Решение каждой из них — обеспечение экономического роста, занятости, распределения и т.д. — предполагает особые подходы, которые отличны от используемых в промышленно развитых странах.
     Отсталость  развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств Запада. Экономическое развитие колоний определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий, вывозивших сырье из них. Потребности метрополий в сырье определяли динамику экономического развития колоний, т. е. импульсы экономического развития шли из западных стран. Положение мало изменилось в последние десятилетия. В 1989 г. в годовом обзоре ЮНИДО отмечалось: «Имеются серьезные признаки того, что развивающиеся страны в течение определенного времени будут скорее в роли воспринимающих мировые структурные сдвиги, чем генератором собственных на базе внутренней динамики индустриализации».                   
     Зависимое развитие проявляется во внешнеэкономических  отношениях развивающихся стран. Отсталая структура экономики, низкий уровень  производительных сил, их традиционно, аграрно-сырьевая специализация, колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию развивающихся стран на индустриальные государства Запада. Их внешнеэкономические связи развиваются преимущественно по линии  Юг-Север. Низкий уровень производительности труда приводит к несоответствию индивидуальных затрат развивающихся  стран общественно необходимым международным. Это ведет к потере этими странами в процессе обмена части прибавочного продукта, что объективно отражается в пропорциях и динамике мировых цен.
     Неблагоприятные условия конкуренции нередко  используются ТНК, глубоко проникшими в экономику многих стран, для навязывания развивающимся государствам монопольных цен, которые отклоняются вниз при закупке и вверх при продаже от преобладающих общемировых. Так происходит на тех рынках, где доминирование или сговор ТНК позволяет им ломать механизм конкуренции и улавливать дополнительную прибыль.
     В итоге зависимость проявляется  в отношениях доминирования и подчинения, которые в последние десятилетия реализуются экономически. Она охватывает многие виды связей между индустриальными и развивающимися странами, воздействует на политику, идеологию, культуру. Это, однако, не означает, что центры капитализма управляют процессами развития стран Третьего мира. Степень зависимости каждого конкретного государства может меняться — ослабевать или усиливаться. Во многом это обусловлено состоянием мирового хозяйства, характером экономической и социальной политики развивающихся стран, способствующей развитию либо «филиальной», либо национальной экономики.
     Развивающиеся страны отличаются от промышленно развитых социальной структурой общества. Деление на классы не всегда профилирует их социальную структуру. Социальные организмы особенно афро-азиатских стран включают в себя различные образования — классовые, неклассовые (этнические, религиозные, кастовые и другие общности) и внеклассовые (пауперизированные слои, утратившие регулярную связь с общественным производством). Становление товарных отношений в этих странах сопровождалось распространением деклассирования. Это связано с тем, что при затяжной трансформации представители низших укладов выталкивались из привычной экономической среды, лишались традиционных источников существования. Взаимодействие между всеми этими образованиями сложное и неустойчивое. Неклассовые и внеклассовые элементы социальной структуры накладывают отпечаток на общественное развитие в целом. Необходимость обеспечения экономического прогресса при огромных нищете и голоде приводит к периодическим резким обострениям социальной обстановки, что находит выражение в отменах политической демократии, в репрессиях сверху и в различных вариантах действий снизу — в выступлениях низов вплоть до проявления экстремизма, погромов и индивидуального террора.
     Развивающиеся страны в отличие от западных государств еще не преодолели общинный тип социальности, восходящий к родовому строю. Он определяется личностным характером социальных отношений, связями, основанными на родстве, соседстве, роде, племени и т.д. В целом ряде стран Третьего мира не сформировалось разветвленное и прочное гражданское общество — социально организованная структура, состоящая из самодеятельных организаций добровольного членства. Как известно, институты гражданского общества выполняют в социальной жизни структурообразующую роль. В развивающихся странах становление современного хозяйства и рост государственного аппарата значительно обгоняют формирование институтов гражданского общества. Элементы гражданского общества, возникшие на самостоятельной основе, еще не образуют целостной и единой системы. Гражданское общество еще не вычленилось из государственных структур. До сих пор преобладают вертикальные социальные связи при слабых горизонтальных.
     Социальность  общинного типа доминирует в традиционных секторах. Стремление удержать общинные принципы социальности усиливается, когда разрушается изолированность традиционных социальных преобразований. Данные явления отмечаются в африканских, азиатских и латиноамериканских государствах.
     Развивающиеся страны отличаются от стран Запада не только по социально-экономической структуре, уровню экономического развития. Общественные структуры этих стран развивались в рамках различных локальных цивилизаций и содержат в себе разное социокультурное наполнение.
     Таким образом, совокупность проблем отсталости, зависимости, многоукладности дает общую картину развивающихся стран. Экономика развивающихся стран отличается от промышленно развитых капиталистических стран как степенью развития, так и моделью производства и распределения материальных благ.
     Задачи  преодоления отсталости и зависимости  в значительной мере цементируют связи внутри развивающегося мира и создают общие направления экономической и социальной политики, выявляют истоки, содержание и пределы их единства.  
 

2.1. Социально-экономическая дифференциация развивающихся стран
     Характерной чертой развивающегося мира выступает  нарастающая неравномерность социально-экономического развития. Процесс экономической дифференциации усилился в 80—90-е годы. Он развивается по различным направлениям — уровням экономического развития; народно-хозяйственным структурам, положению в мировом хозяйстве. Неравномерность социально-экономического развития частично унаследована от колониального периода. 
 

2.2. Появление новых индустриальных стран.
Расширение  промышленного производства в метрополиях при недостаточной обеспеченности некоторых из них минеральными ресурсами стимулировало развитие соответствующих добывающих отраслей в колониях. Относительно невысокое содержание металлов, особенно цветных, требовало организации их переработки на месте, чтобы избежать больших транспортных расходов. Так, Япония до Второй мировой войны создала в Корее крупные металлургические и химические производства, продукция которых вывозилась в метрополию. Накануне Второй мировой войны Корея превосходила все азиатские страны, вместе взятые, по объему производимой продукции химии и черной металлургии.
     В 1938 г. на 13 колоний, зависимых стран и территорий (Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Индия, Колумбия, Малайзия, Мексика, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Корея) приходилось 73,3% продукции обрабатывающей промышленности всей зависимой периферии, в 1949 г. — 70,1%.
     В 50—60-е годы появилось еще 10 стран (Венесуэла, Индонезия, Иран, Марокко, Нигерия, Пакистан, Перу, Пуэрто-Рико, Саудовская Аравия, Чили), удельный вес которых в промышленном производстве развивающихся стран начал быстро расти и достиг в 1973 г. 17,2%. В последующие годы в силу политических потрясений в ряде перечисленных выше стран темпы промышленного производства всей группы замедлились и их удельный вес не изменился.
     В 70-е годы повысилась доля латиноамериканских стран. Этот рост происходил на фоне довольно резкой неравномерности их экономического развития, и определялся несколькими странами, прежде всего Бразилией и Мексикой. Среднегодовые темпы ВВП Бразилии в 60—70-е годы достигали 7,1%, Мексики — 6,2%. В начале 80-х годов на территории этих стран производилось свыше 3/5 ВВП региона, а в начале 50-х годов — немногим более 2/5.
     Подобные  тенденции в этот период были характерны для стран Ближнего и Среднего Востока, доля которых увеличилась с 15 до 19% ВВП стран Третьего мира. Такое ускорение развития объяснялось нефтяным бумом 70-х годов. В других регионах за исключением дальневосточных стран экономический рост оказался замедленным.
     В ходе промышленного развития выделилась группа новых индустриальных стран (НИС). В 70—80-е годы для них были характерны более высокие темпы хозяйственного развития, превышающие аналогичные показатели других развивающихся и промышленно развитых стран. Ведущей отраслью экономического развития почти всех НИС стала обрабатывающая промышленность. Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары обрабатывающей промышленности. У 15 стран они превышают 50% их экспорта.
     В экономическом развитии для большинства  из них характерны тенденции, присущие зрелой капиталистической экономике. Идет процесс концентрации производства и капитала, формируется финансовый капитал. В наиболее развитых странах образовались ТНК. Особенно отчетливо это проявилось в Южной Корее, Тайване, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Аргентине. Латиноамериканские НИС обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточно-азиатскими. Но в азиатских НИС сформировался более широкий крут источников финансирования развития. В этой подсистеме развивающегося мира создавались преимущественно трудоемкие предприятия по выпуску массовой потребительской продукции. В латиноамериканских НИС основной упор был сделан на развитие материалоемких и капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности. В силу ряда факторов в 80-е годы латиноамериканские НИС оказались в кризисном состоянии: бремя долгов превысило возможности их погашения.
     В 80-е годы появилось второе и третье поколения новых индустриальных стран, в их числе Малайзия, Таиланд, Индонезия, Индия, Филиппины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.1.
Экономический прогноз по странам  с развивающимся  рынком                   на 1999 – 2002 годы
     Эксперты "Deutsche Bank" подготовили прогноз, касающийся динамики ВВП (I, %), уровня инфляции (II, %) и состояния платежного баланса по текущим операциям (III, млрд. долл.) в странах с развивающимся рынком, данные из которого приводятся ниже.     
                                         I                                     II                                   III
    1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г.
Страны  Азии 6,4 7,1 5,6 5,8 1,3 1,9 3,3 2,9 108,7 81,6 47,0 37,2
Гонконг (КНР) 2,9 9,5 4,3 4,9 -4,0 -3,6 1,5 2,2 1,6 3,4 -1,9 -1,6
Индия 6,4 6,3 6,8 6,8 3,3 6,6 5,8 5,0 -2,8 -5,6 -6,5 -7,0
Индонезия 0,3 4,5 3,2 4,2 20,5 3,7 8.0 3,1 5,8 7,6 4,5 6.5
Китай 7.1 8,0 7,4 7,0 -1,4 0,2 1,7 1,5 15,7 8,3 6,1 -3,0 .
Респ. Корея 10,7 8.9 4,8 5,0 0,8 2,2 3,2 2,5 24,5 11,9 6,9 5,8
Малайзия 5,8 8,5 4,8 4,8 2,8 1,5 3,3 2,5 12,6 8,7 6,6 3,0
Сингапур 5,4 10,0 5,3 6,5 0,0 1,4 2,1 1,3 22,6 23,0 20,2 18,9
Тайвань 5,7 5,0 3,0 3,9 0,2 1,3 2,7 2,7 10,9 8,3 6,3 6,1
Таиланд 4,2 4,2 4,0 4,8 0,3 1,6 2,2 3,0 12,5 9,1 6,2 2,0
Филиппины 3,3 3,9 1,6 3,2 6,6 4,2 4,9 4,5 7,9 7,6 7,5 6,8
Лат. Америка 0,1 4,1 3,4 3,9 8,8 7,3 5,8 5,3. -54,5 -47,7 -58,5 -69,8
Аргентина -3,4 -0.1 2,0 2,9 -1,2 -0,9 -0,3 1,0 -12,3 -11,0 -11,1 -11,2
Бразилия 0,8 4.0 3,8 4,0 4,9 7,0 5,1 4,5 -24,4 -25,5 -26,9 -27,4
Венесуэла 6,1 3,2 3,0 3,0 23,6 16,3 14,1 15,0 5,5 13,8 12,3 7,5
Колумбия -4,3 3,1 2,5 3,0 11,2 9,5 8,4 8,1 -0,2 -0,4 -1,6 -2,4
Мексика 3,7 7,1 3,9 4,5 16,6 9,5 8,2 , 6,8 -14,0 -18,1 -22,8 -28,0
Перу 1,4 3,8 2,8 3,5 3,8 3,8 3,8 3,6 -1,8 -1,7 -1,6 -1,6
Чили -1.1 5,6 5,0 5,5 3,3 3,8 4,0 3,4 -0,1 -0,9 -1,2 -1,6
Страны  ЦВЕ и СНГ 2,0 4,6 4,0 4,1 30,6 17,2 13,8 9,5 -1,6 17,2 -5,2 -8,1
Венгрия 4,5 5,5 4,3 5,0 10,0 9,9 6,7 4,7 -2,1 -2,0 -2,6 -2,5
Польша 4,1 4,6 4,0 5,1 7,0 10,0 7,4 5,7 -11,6 -11,5 -11,1 -9,2
Россия 3.2 6,5 3,0, 3,2 85,7 20,8 18,8 11,7 25,0 42,8 20,4 17,5
Румыния -3,2 2,0 2,2 2,5 45,8 45,1 29,7 15,8 -1,3 -1,5 -1,6 -1,9
Словакия 1,9 2,1 2,8 3,4 10,6 12,0 6,6 5,6 -1,1 -0,7 -0,6 -0,9
Чехия -0,8 2,5 3,5 4,5 2,1 3,9 4,7 4,6 -1,1 -1,7 -1,9 -2,3
Турция -5.0 5,5 3,0 4,0 64,9 54,9 32,1 23,0 -1,4 -10,6 08,7 -8,2
ЮАР 1,9 3,2 3,5 3,0 5,2 5,4 5,8 4,3 -0,5 -0,1 -1,0 -1,4
 
 
 
2.1.2. Региональные различия.
     Изменения в темпах индустриализации вызвали разноплановую динамику экономического роста различных регионов развивающегося мира, что привело к изменению их положения в данной подсистеме и в мировом хозяйстве в целом. В 80-е годы значительно усилили свои позиции Восточная и Южная Азия, главным образом в результате быстрого экономического подъема восточно-азиатских стран. Сократилась в мировом производстве доля Западной Азии. Однако, несмотря на понижение доли стран Западной Азии, азиатские государства в целом за годы независимости значительно упрочили свои позиции в мировом хозяйстве. Если в 1960 г. на них приходился 1% ВМП, то в 1997 г. — 13,6% (23,1% ВМП по покупательной способности валют). Позиции Латинской Америки ослабли.
     Важные  изменения произошли в положении отдельных стран. В 1996 г. три из десяти крупнейших экономик мира относились к развивающимся странам — КНР, Индия, Бразилия. Объем их ВВП, подсчитанный на основе паритета покупательной способности валют, был выше, чем у Канады. По этим подсчетам КНР вышла на второе место в мире, уступая только США. Изменение экономического положения отдельных регионов и стран определяется многими факторами. Это различия в масштабах национального хозяйства, нацеленности минеральными ресурсами, в подходах к осуществлению стратегий развития, в условиях международной торговли, в демографической ситуации, бремени внешней задолженности. НИС развивались разными путями, используя различные модели развития. Высокие темпы роста достигались за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства. Опыт восточно-азиатских стран показал, что правительственные бюрократы могут размещать ресурсы столь же эффективно, как и частные рынки.
     Таиланд, Тайвань, Южная Корея выступали  опорными пунктами в борьбе против социализма. Практически во всех этих странах существовали диктаторские или близкие к ним режимы. В силу этих факторов они оказались в сфере особых экономических интересов западных держав, прежде всего США и Японии. На долю этой группы стран приходилась почти половина финансовых ресурсов, направлявшихся западными странами Третьему миру.
     Различия  в уровне экономического развития стали драматическими среди различных групп стран и регионов. Если в промышленно развитых странах Запада различия в уровнях дохода на душу населения сократились за последние полвека, то на периферии мирового хозяйства увеличились. Дифференциация хозяйственного развития привела к эрозии политического единства развивающихся стран.
     Ряд стран во второй половине XX столетия достигал темпов экономического развития, не имеющих аналогов для соответствующей стадии хозяйственного развития: Бразилия, КНР, Таиланд, Тайвань, Индонезия, Индия. Это привело к большому разнообразию хозяйственного развития стран мировой периферии в 1960—1990 гг. — от -2,7% в год до +6,9% прироста ВВП на душу населения. Одни страны добились взрывного роста, другие — переживали резкий упадок.  
 

2.4. Основные направления и особенности        
       латиноамериканской интеграции
     Активные центры интеграции в развивающемся мире - это Латинская Америка, Африка, Ближний Восток и страны Азии. Интеграция на этом уровне - это инструмент ослабления трудностей.
     Интеграция начала активно развиваться в 50-60-годы. В 50-е годы в Латинской Америке возникла теория “периферийной экономики”. Глава этой школы - Рауль Пребеш - доказывал, что отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен. Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт (импортозамещение). Большая роль уделялась региональной интеграции. С ее помощью предполагалось добиться следующих результатов:
     1. за счет регионального замещения импорта сократить зависимость от                
     политики развитых стран, и как следствие, в меньшей степени участво -
     вать  в неэквивалентном обмене;
     2.  преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный
     простор до оптимальных размеров;
                    3.  обеспечить преимущество количественного протекционизма;
                    4. увеличить инвестиционные возможности индустрии за счет привлече-
                      ния иностранного капитала:
    расширение регионального рынка резко повысит заинтересованность ТНК в капиталовложениях в Латинскую Америку;
    возможность координации инвестиционной политики в региональном масштабе на основе объединения финансовых средств государств региона, за счет создания перераспредилительно-компенсационных механизмов и т. д;
    региональная интеграция способствует снижению напряженности платежного баланса и таким образом вела бы к ослаблению проблемы внешней задолженности;
    осуществить совместное планирование индустриализации на основе взаимодополняющих экономических комплексов.
 
     Сегодня существуют несколько крупных региональных группировок:
      1. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), в ее рамках образованы:
    Андская группа
    Лаплатская группа
    Амазонский пакт
    2. Карибское сообщество (КАРИКОМ) - которая раньше называлась Карибская ассоциация свободной торговли (КАРИФТА)
    Центрально-американский общий рынок (ЦАОР)
    Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС)
    МЕРКОСУР (интеграция стран южного конуса)
 
     Все объединения кроме указанного в п.5, которые создавались в 80-е годы, по масштабам и глубине региональных преобразований дают нам богатый опыт. Среди всех группировок можно выделить 4 группы:
    классические торговые союзы (ЗСТ), например, КАРИКОМ
    многонациональные промышленно-координационные и консультационные организации (основное внимание уделяется: производственная интеграция, разработка совместных скоординированных планов развития энергетики, нефтедобывающей промышленности, станкостроения; пример - ЛАЭС;
    объединения, которые совместными усилиями разрабатывают отдельные проекты, например Лаплатская группа, занимающаяся вопросами экономики и экологии бассейна рек Ла-Плата, переходит к комплексным программам;
    активно развивается пограничная интеграция, как в АТР (треугольники роста), пример: Чили - Колумбия, Чили- Венесуэла, Колумбия - Эквадор - Венесуэла (эти страны входят в ЗСТ);
     Кроме этих четырех типов можно выделить пятую разновидность регионализма: региональное сотрудничество в виде образования ассоциаций стран, производящих и экспортирующих определенный вид товаров. Примером этого может служить Латиноамериканская ассоциация производителей мяса, Ассоциация латиноамериканских стран и стран Карибского бассейна - экспортеров сахара.
     Деятельность этих объединений весьма противоречива. В 1960-70-е годы наблюдались такие негативные явления, как стагнация. 
 

2.4.1. Латиноамериканская интеграция
     ЛАИ - крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.
     Цель  ЛАИ: создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).
Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:
    более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);
    средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);
    наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).
     Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции.
     Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган - Конференция оценок и сближения - изучает уровни экономического развития, возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган - Комитет представителей. Штаб-квартира - в Монтевидео (Уругвай).
     Андская группировка - субрегиональная группировка, созданная в 1978 году. Соглашение вступило в силу в 1980 году.
     Участники: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.
     Цель: совместное изучение, освоение, использование Амазонии, охрана ее ресурсов; между странами осуществляется равное распределение, на основе равных квот, финансовых вложений.
     Наибольшие успехи достигнуты в области экологии. Создана андская система экологической информации.
     Кроме этого был принят документ “Общий режим в отношении иностранного капитала, товарных марок, патентов и лицензий” (решение 24-х). Этот документ направлен на создание условий для использования иностранных прямых капиталовложений в условиях большого внешнего долга. При этом латиноамериканские страны резко повысили требования по экологической безопасности проектов.
     Особенностью всех латиноамериканских группировок является хорошо отлаженная институциональная структура.
     Существует латиноамериканский институт интеграции, который готовит профессиональные кадры.
     Лаплатская группа - создана в 1969 году в рамках ЛАИ.
     Цель: гармонизация развития и охрана природных ресурсов бассейна рек Ла-Плата.
     Штаб-квартира - в Буэнос-Айресе.
     Амазонский пакт - создан в 1978 году.
     Приоритет этой группировки - региональное сотрудничество в области экологии, совместное изучение и освоение ресурсов Амазонии.
     ЛАЭС
     Особенность этой организации состоит в том, что она является обще континентальной организацией (в Латинской Америке всего 37 государств, членами организации являются - 26).
     Цель: разработка скоординированной политики в области сельского хозяйства, производства продовольствия, разработка и реализация общих планов развития энергетики, машиностроения, валютно-финансовой интеграции (образован Латиноамериканский банк). ЛАЭС выступает за общую стратегию развития внешнеэкономических связей с США.
     В 70-80-е годы блок, имеющий достаточно емкий рынок, испытывал кризис, что показал наименьшую эффективность крупных группировок. Более эффективными оказались субрегиональные мелкие группировки. 
 
 

     КАРИКОМ
     Наиболее устойчивой группировкой является КАРИКОМ созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго. Включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории.
     КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются:
    Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты.
    Восточно-карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного ЦБ.
     В 1970-80-е годы КАРИКОМ испытывал кризисные явления, связанные с нефтяным и общеэкономическим кризисами, увеличившими внешнюю задолженность. В настоящий момент происходят позитивные перемены.
     1992 год - резкое падение таможенных пошлин (приблизительно на 70%), особенно удачно идет интеграция в области регулирования с/х производства (документ “Время действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства.
     1995 год - свободное перемещение граждан, отмена паспортного режима.
     МЕРКОСУР
     В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года 4 страны подписали Асунсьонский договор, который легализировал МЕРКОСУР.
     Население 4-х стран - 200 млн. человек. Суммарный ВВП - 1 млрд. $. При этом на Бразилию приходится: 80% населения, 43% торговли, около 60% экспорта и 30% импорта.
     Цель  МЕРКОСУР:
 свободное движение четырех факторов производства;
 единая таможенная политика по отношению к третьим странам;
 обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области с/х, налоговой и денежной системах;
 провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;
 резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц. 

     Созданы институциональные структуры, наднациональные органы:
     1. Совет общего рынка - законодательный и консультативный орган
     2. Группа общего рынка - исполнительный орган
          3. Арбитражный суд 

     Пошлины снижены на 75% за период с 1991 года по 1994 год. Предполагалось, что в 1995 году будет введен общий тариф на товары третьих стран.
     Недостатки МЕРКОСУР: разнородная политическая структура стран-участниц, смена политических режимов, в странах идут реформы - все это вместе мешает нормальному ходу процесса интеграции. 

2.4.2. Современное состояние ЛАСТ и КАРИФТА
     Экономическая интеграция государств Латинской Америки и Карибского бассейна претерпела в истекшие десятилетия существенные изменения. Две первоначальные группировки - Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и Карибская ассоциация свободной торговли ("Карифта", создана в 1965 г.) сменили название и ориентацию. От принятой первоначально стратегии, нацеленной на замещение импорта продукцией внутреннего производства ради решения проблемы платежного баланса, пришлось отказаться ввиду малой емкости национальных рынков латиноамериканских стран.
     ЛАСТ  и "Карифта" по форме интеграции были зонами свободной торговли. Причиной их реорганизации стало отсутствие стимулов к региональному сотрудничеству. Оба интеграционных объединения торговали больше с США, чем со странами региона.
     На  основе ЛАСТ в 1980 г. была создана Латиноамериканская ассоциация   интеграции   (ЛАИ). Вместо формальной отмены пограничных таможенных тарифов ЛАИ создала более гибкую систему региональных льготных таможенных пошлин и других форм экономического сотрудничества. Однако ЛАИ не разработала точного графика перехода к общему рынку. ЛАИ, как и ЛАСТ, почти на 90% ориентируется на торговлю с третьими странами, и, прежде всего с США. На  долю  внутрирегиональной торговли приходится лишь 11% суммарного товарооборота стран - членов ЛАИ.
     Андская субрегиональная группа, созданная в 1969 г. в рамках ЛАСТ, предусматривала введение единых внешних тарифов, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала посредством совместного программирования развития производственных отраслей  и инфраструктуры,   мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза - Боливии и Эквадору и др.
     Однако  региональные политические и экономические проблемы не позволили группе воспользоваться в полной мере преимуществами интеграции, поскольку на внутрирегиональную торговлю приходилось лишь 5% суммарного товарооборота стран - членов группы.
     Карибское сообщество ("Кариком") было создано в 1973 г. на основании Договора Чагуарамос. Он предусматривает политическое и экономическое сотрудничество суверенных членов сообщества, согласование их позиций по важнейшим международным политическим и экономическим вопросам, совместные выступления на международной арене. В экономической области намечено обеспечить хозяйственное сближение членов "Кариком" путем либерализации взаимной торговли,  установления  совместного внешнего таможенного режима (достижение общего рынка), проведение координации политики в области сельского хозяйства, инфраструктуры, туризма, валютной и кредитной сферах. В рамках "Кариком" действует ряд самостоятельных организаций: по торговому сотрудничеству - Карибский общий рынок (КОР); кредитному -Карибский банк развития и Карибская корпорация развития и др.
     90-е  годы качественно изменили характер латиноамериканской интеграции, в частности благодаря восприятию принципов "открытого регионализма" и широкого партнерства в отношениях между интеграционными группировками. Процесс либерализации торговли внутри   новых   объединений ("Меркосур" в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая) заметно опережал общерегиональный итог.
     Бразилия, Мексика и Чили (и в меньшей  мере Аргентина) предпринимали серьезные шаги для развития новых форм организации технологического пространства. Начали действовать региональные и межрегиональные программы содействия техническому перевооружению латиноамериканских предприятий. Параллельно стимулировался рост производства и экспорта высокотехнологичной продукции.
     Некоторые   страны   смогли притормозить характерную  для 80-х годов тенденцию к усилению неравномерности в распределении доходов. Например, в Уругвае доля лиц, живущих за чертой бедности снизилась с 15% в 1986 г. до 6 % десятилетие спустя. Сходные процессы наблюдались в Бразилии и Чили.
     Обобщение практики интеграционных процессов в странах Латинской Америки показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интеграционных отношений. Именно поэтому не выдержали испытания практикой и временем и оказались малоэффективными такие известные в 70 - 80-е годы группировки, как ЛАЭС, ЛАИ и другие, созданные без должной проработки взаимных интересов и реальных возможностей партнеров.
     Следует также отметить, что интеграционное  сотрудничество стран Латинской Америки носит скорее экстенсивный, чем интенсивный характер. Практически ни одна из существующих ныне организационных форм интеграции пока не играет ощутимой роли в решении социально-экономических задач, стоящих перед латиноамериканскими государствами. Размер интеграционных объединений весьма скромен. Реальный вклад континентальных и субрегиональных банков еще невелик. | 4 | 
 

2.4.3. Взаимодействие государств Латинской Америки с третьими странами и другими интеграционными группировками
     В настоящее время следует отметить активно развивающуюся тенденцию латиноамериканских стран к так называемой трансконтинентальной региональной либерализации. Так в 2000 г. было подписано Соглашение о свободной торговле между ЕС и Мексикой, которое призвано способствовать региональной диверсификации мексиканской внешней торговли. В настоящее время доля стран ЕС в мексиканском импорте составляет лишь 9%, а в экспорте - 4%. С 2000 г. более половины промышленных товаров, экспортируемых странами ЕС в Мексику, не облагается таможенными пошлинами, а мексиканский промышленный экспорт в страны ЕС полностью освобожден от пошлин. Подобное соглашение  заключено  также между ЕС и Чили.
     Ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕС и "Меркосур". Этот альянс, как считают эксперты, мог бы помешать усилиям США занять доминирующее положение в латиноамериканском регионе, и в частности созданию зоны свободной торговли в Америке.
     По  мнению экономистов, перспективы заключения соглашения между ЕС и "Меркосур" представляются достаточно реальными. В этих двух регионах проживает в общей сложности более 580 млн. человек, а их совокупный валовой продукт превышает 9 трлн. долл. Европейские государства уже являются главными торговыми партнерами указанной группы стран. Их взаимный товарооборот в конце 90-х годов приближался к 50 млрд. долл. Страны ЕС являются источником 43% всех прямых иностранных инвестиций, поступающих в "Меркосур". В свою очередь, латиноамериканские страны представляют собой наиболее динамично развивающийся рынок для сбыта производимых в ЕС товаров.
     Объясняя  причины притягательности   стран   -   членов "Меркосур"   для   европейских компаний, эксперты Института европейско- латиноамериканских отношений ("IRELA") отмечают, что большая часть инвестиций, осуществленных ЕС в этом регионе в 90-е годы, была рыночно-ориентированной и простимулирована высокими пошлинами на импорт, позволяющими европейским фирмам поставлять свою продукцию на внутренний рынок этих государств. К числу отраслей, в которые направляется основная часть средств, относят связь, добычу природного газа, информационные технологии, электротехнические средства производства,   туризм,   энергетику, страхование, пищевую и горнодобывающую промышленность.
     Полагают,   что  соглашение принесет крупные  выгоды обеим сторонам. Неограниченный торговый обмен между двумя блоками должен  увеличить  ежегодные доходы стран ЕС на 6,5 млрд. долл. и "Меркосур" - на 1,5 млрд. благодаря дополнительному расширению экспорта в ЕС на 1,3 -1,4% в год, а в обратном направлении - на 2,4 - 3,4%.
     Специалисты "IRELA" считают, что соглашение о свободной торговле с "Меркосур" поможет европейским компаниям в продвижении на интегрированные многонациональные рынки латиноамериканских стран и будет способствовать повышению уровня занятости в ЕС. Для стран - членов "Меркосур" основное преимущество будет заключаться в свободном доступе на европейские рынки их продовольственных и агропромышленных товаров, что дало бы им возможность сократить дефицит в торговле с государствами ЕС, достигавший в конце 90-х годов 41% всего внешнеторгового дефицита этой группы стран. Более того, есть возможности для развития стратегического альянса с европейскими кампаниями,   способствующими совершенствованию   технологии производства и становлению мелких и средних компаний.
     Переговоры  между "Меркосур" и ЕС пока не дали конкретных результатов, и предстоит весьма длительный период поиска взаимоприемлемых решений. Однако это не связано с экономическими   трудностями   стран "Меркосур", а отражает долгосрочные и глубинные проблемы либерализации   международной торговли.
     Трудности в переговорах ЕС - "Меркосур" представляются частным случаем более общей проблемы регулирования международных потоков товаров. После "Уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ, завершившегося в 1994 г. созданием ВТО, наступила явная пауза. Попытки начать новый раунд переговоров в ноябре 1999 г. в Сиэтле закончились провалом. Очевидно, что традиционные методы либерализации торговли, связанные с ликвидацией нетарифных ограничений и снижением таможенных пошлин, в значительной мере исчерпали свой потенциал. Требуются принципиально новые механизмы, к внедрению которых пока не готовы ни развитые страны, ни государства "третьего мира". Данное обстоятельство является дополнительным свидетельством неравномерности развития процесса глобализации.
     Однако  следует отметить, что если переговоры между ЕС и "Меркосур" увенчаются успехом (даже   позже   первоначально  определенного срока), то впервые  в мире будет достигнуто межрегиональное соглашение о свободной торговле между двумя крупнейшими географически отдаленными региональными экономическими объединениями. В результате возникнет, с одной стороны, прецедент, означающий в принципе возможность развития более тесного межрегионального экономического сотрудничества по пути к глобальному сотрудничеству, а с другой - у ВТО появится необходимость добиваться, чтобы новое, самое крупное экономическое объединение не препятствовало развитию внешней торговли всех стран - членов этой организации.
     В настоящее время ведется проработка   детального  плана вхождения Чили в "Меркосур" на правах полноправного участника. Созданы три комиссии. Первая занимается юридической поддержкой планируемого интеграционного процесса. Вторая вырабатывает меры, направленные на либерализацию торговли стран - участников блока. Работа третьей посвящена самому сложному вопросу - созданию единого уровня импортных пошлин. Комиссии собирались в сентябре 2001 г. в Бразилии и в октябре того же года в Уругвае. Страны "Меркосур" намечают завершить подготовку программы вхождения Чили в блок во второй половине 2002 г.
     Иначе видят ситуацию в самой Чили. Импортные  пошлины там составляют 9%, а к 2003 г. власти намерены установить их на уровне 6 % . Таким образом, экономика Чили является более открытой, чем государств "Меркосур", где ввозные пошлины составляют в среднем 14%. Поэтому пока не удастся договориться о едином уровне пошлин, Чили оставляет за собой право вести переговоры с другими торгово-экономическими группировками, такими как ЕС и НАФТА, а также с отдельными странами.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.