На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Использование методов психологического воздействия на аудиторию

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО  «Чувашский государственный университет
им. И. Н. Ульянова» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Использование методов психологического воздействия на аудиторию 
в публицистике
по  материалам периодической  печати Чувашской  Республики 
 
 
 
 

                                              Выполнил:  

                                              Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 

Чебоксары 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………3
      Теоретическое освещение проблемы………………………………..5
    1.1. Воздействие на аудиторию в свете риторического исследования…...5

1.2. Современные методы психологического воздействия

на аудиторию………………………………………………………………...10

1.3. Суггестивная методика психологического воздействия……………..13

1.4. Манипулирование аудиторией…………………………………………20

1.5. Проблема нейролингвистического программирования………………23
    Выводы  по первой главе……………………………………………………..30
      Методы психологического воздействия на аудиторию в печатных СМИ ЧР………………………………………………………………..32
    2.1. Характеристика периодических изданий ЧР………………………….32

2.2. Реализация методов психологического воздействия на аудиторию в печатных СМИ ЧР………………………………………………………………36
    Выводы  по второй главе…………………………………………………….42
Заключение………………………………………………………………………43
Литература………………………………………….……………………............45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В современном мире проблема формирования общественного мнения посредствам  массовой коммуникации является одной  из главных в аспекте управления обществом.
     Прогресс  человечества немыслим без человеческих убеждений. Объективные социально-экономические предпосылки развития общества реализуются организованными, целенаправленными действиями масс, действиями, в основе которых лежит убежденность людей в правоте их поступков.
     Убеждения играют заметную роль в политической организации общества. Особую актуальность в этой связи приобретают теоретические исследования, призванные повысить действенность убеждающего журналистского слова. В литературе по вопросам теории публицистики имеется ряд работ, в которых освещаются различные аспекты формирования убеждений средствами массовой информации и пропаганды. Среди них исследования В. М. Горохова, В. И. Здоровеги, Г. В. Колосова, Д. М. Прилюка, Е. И. Пронина, Е. П. Прохорова В. В. Ученовой, М. С. Черепахова.
     Убеждение осуществляется на основе аргументации. Данный тезис отправляет нас к работам в области риторики таких авторов как Ю. В. Рождественский и А. А. Волков.
     Помимо  грамотно выстроенной аргументации огромную роль в воздействии СМИ  на аудиторию имеют психологические  методы.
     Эффективность психологических методов воздействия на аудиторию, поиск новых методов и все возрастающий интерес к этому вопросу обуславливает актуальность настоящего исследования.
     Объектом исследования являются статьи печатного периодического издания «Советская Чувашия», предметом – методы психологического воздействия на аудиторию в публицистике.
     Цель настоящей работы – установить, какие именно методы психологического воздействия на аудиторию используются в периодической печати Чувашии. Достижение цели возможно путем решения следующих задач:
    изучение научной литературы по данному вопросу;
    раскрытие понятия психологическое воздействие;
    установление возможных методов психологического воздействия на аудиторию в публицистике;
    выявление методов психологического воздействия на аудиторию в периодической печати ЧР.
     Методы  исследования настоящей работы следующие: метод сравни-тельного анализа, метод дифиниционного и компонентного анализа, а также метод контекстологического анализа.
     Цели  и задачи данного исследования определили структуру работы, состоящей из оглавления, введения, двух глав, заключения, библиографии.
     Во  введении рассматриваются объект, предмет, актуальность, цели, задачи, методы исследования, структура работы.
     В первой главе проблема воздействия  на аудиторию в публицистике рассматривается  в свете риторического исследования, раскрывается понятие психологического воздействия, перечисляются возможные методы психологического воздействия.
      Во  второй главе приводится характеристика печатных СМИ Чувашии, производится анализ на предмет выявления методов психологического воздействия на аудиторию на материале статей «Советской Чувашии».
      В заключении подводятся итоги исследования.
      В конце работы прилагается литература.  
 
 
 

      Глава I. Теоретическое освещение проблемы 
       

        Воздействие на аудиторию в свете риторического исследования
 
      Массовая  информация в клaссификaции прoизведений  слoвеснoсти, представленной Ю. В. Рождественским, относится к массовой коммуникации, одному из четырех родов словесности [10].
      Массовая  коммуникация является периодическим  комплексным (включающим различные компоненты: радио, кино, телевидение, газету, рекламу) текстом, назначение которого состоит в распространении новой текущей общественно значимой информации.
      Текст массовой коммуникации непрерывно создается  и распространяется с помощью современных технических средств на неограниченные рассредоточенные аудитории. Тексты массовой коммуникации отличаются от других видов текстов тем, что в них используются, систематизируются и сокращаются, перерабатываются и особым образом оформляются все другие виды текстов, которые считаются «первичными». В результате возникает новый вид текста со своими законами построения и оформления смысла.
      Основной  задачей массовой коммуникации является внушение аудитории некоторого мнения. Реализация данной задачи отправляет нас к основам риторики. Риторика – одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до Р.Х. в Греции. Слово ???о???? означает «ораторское искусство или учение об ораторском искусстве», но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 до Р.Х.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» [1].
      По  мысли А. А. Волкова «риторика – наука о целесообразном слове. Мы убеждаемся в том, что прежде отрицали, или в чем сомневались, о чем существуют различные мнения и что связано с возможностью принять различные решения [3, 4].
      Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые мы должны, поэтому предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия принимаемых решений. Поскольку мы живем и действуем в обществе, то и решения принимаем путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем, друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Поэтому убедить значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы те, кто участвует в их обсуждении, согласились с доводами и присоединились к ним.
      Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют  разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение.
      Воздействие на аудиторию в риторике заключатся, главным образом, в построении риторической аргументации, которая включает: пафос, логос, этос.
      Пафосом называется намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Содержание пафоса – мысль-воление, направленная на принятие решения и действие. Пафос создает речевую эмоцию аудитории, благодаря которой становится возможным решение и целесообразное действие.
      Логосом называются словесные средства, которые  используются ритором в аргументации выдвинутых предложений. Логос порождается пафосом и предстает как аргументация – система целесообразных средств выражения замысла речи и его обоснования в форме, приемлемой и убедительной для аудитории.
      Этосом  называются условия ведения речи, которые общество ставит ритору. Эти  условия предполагают возможность обсуждения значимых для общества проблем, когда участники обсуждения не только придерживаются различных взглядов, но занимают различные мировоззренческие позиции.
      Участниками риторического действа являются ритор и аудитория.
      Аудитория – совокупность лиц, к которым  обращается ритор. Аудитория представляет собой не случайное стечение людей, но их объединение на основе общих взглядов, задач, целей или интересов. Аудитория развивается и изменяет свое состояние в ходе общения. Обсуждение проблем создает различие мнений и точек зрения, выделяя тем самым группировки людей, придерживающихся той или иной позиции.
      Ритор – человек, профессиональная деятельность которого состоит в создании публичных высказываний.
      Для того чтобы установить характер отношений  между «ритором» и «аудиторией» в рамках массовой информации, обратимся  к свойствам массовой информации, которые приводит в своей работе А. А. Волков:
    Коллективное авторство и технологичность текста. В массовой информации нет индивидуального авторства, так как всякий текст создается и обрабатывается несколькими лицами (журналистом, редактором, оператором, режиссером и т.д.) и помещается в окружении других текстов, так что структура выпуска определяет содержание каждого материала. Технология создания текстов массовой информации основана на выводах психологической и социологической науки и предполагает максимальную эффективность воздействия сообщений на получателя.
    Единая система идеологического воздействия. Разные органы массовой информации воспроизводят содержание сообщений, предоставляемых информационными агентствами. Каждый орган массовой информации ориентирует сообщения на запросы своей аудитории, поэтому вся система массовой информации создает определенную картину действительности, варьируясь в допускаемых управляющими инстанциями пределах. Чтобы не утратить аудиторию, каждый источник массовой информации вынужден сообщать примерно то же содержание, что и другие, отклоняясь лишь в незначительных пределах, потому что в противном случае его сообщения будут восприниматься как не соответствующие общей картине реальности и недостоверные: для получателя массовой информации достоверно то, что многократно повторяется различными источниками. Если идеологические установки источника массовой информации явно несовместимы с общей идеологией всей системы, такой источник вскоре начинает компрометироваться всеми остальными: для получателя массовой информации правильно мнение большинства.
    Невозможность критического анализа получателем. Получатель сообщений выступает как максимально широкая рассредоточенная аудитория, а отправитель индивидуализирован как авторитетная организация. Выпуск массовой информации предстает перед получателем как совокупность независимых материалов, которые не образуют связного текста на уровне восприятия непрофессиональным получателем. На самом же деле материалы любого органа и любого выпуска массовой коммуникации, как и всей системы в целом, объединены системой ключевых слов и категорий с положительным и отрицательным значением (так называемого символического зонтика), а сами по себе сообщения или отдельные высказывания получают истолкование через систему намеков и ассоциаций. Поэтому сообщения массовой информации не могут быть критикованы получателем в пределах данной системы массовой информации.
    Принудительность содержания. Получение текста массовой информации не обязательно, но массовая информация охватывает все общество, создавая молву и общественное мнение. Общество как бы погружено в содержание массовой информации, и на деле ее сообщения оказываются принудительными.
    Подавление аудитории. Массовая информация не предполагает диалога с получателем, который не может ответить на телевизионное сообщение телевизионным сообщением. Получатель утрачивает индивидуальность, ибо воздействие текста носит статистический характер и формирует так называемое общественное мнение.
    Внекультурность. Получатель массовой информации не хранит ее, сами по себе тексты выпусков уничтожаются и отправителем, который хранит лишь отдельные фрагменты выпусков. Тексты массовой информации являются «однократными и невоспроизводимыми». Поэтому массовая информация находится за пределами культуры.
    Коллективное авторство. Массовая информация характеризуется совокупным образом ритора, который создает у получателя иллюзию отсутствия идеологии и объективности информации [3, 35-37].
      Так, в массовой информации в лице ритора выступает коллектив авторов, формирующий общественное мнение как при помощи аргументации формируемой точки зрения, так и при помощи психологического воздействия на аудиторию.
     Таким образом, риторика предполагает воздействие  на аудиторию при помощи стройно  выстроенной аргументации, т. е. убеждения, психологическое же воздействие реализуется через самопродвижение, просьбу, принуждение, игнорирование, нападение, заражение, побуждение к подражанию, завоевывание симпатии, управление, слухи и НЛП. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Современные методы психологического воздействия на аудиторию
 
      Психологическое воздействие – это воздействие  на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей  с помощью психологических средств: вербальных (словесных), паралингвистических  или невербальных (несловесных).
     Вербальные средства воздействия – это слова.
     «Паралингвистический» означает связанный с речью, окружающий речь, но не являющийся самой речью. Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы  в речи, смешки в живом межличностном  общении, и дизайн, шрифт, композиция в рамках публицистического общения. Эти сигналы могут изменять действие слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других – изменяя смысл слов.
     К невербальным средствам общения  относятся взаимное расположение собеседников в пространстве, например, расстояние между ними, их перемещения и движения в этом пространстве, их позы, жесты, мимика, направление взгляда, прикосновения друг к другу, а также зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью. Внешность человека, шум, который он производит, запах духов – все это также невербальные сигналы. Невербальные сигналы тоже могут усиливать действие слов, ослаблять его или совершенно изменять их смысл.
     В процессе психологического воздействия  выделяют инициатора и адресата влияния.
     Инициатор влияния – тот из партнеров, который  первым предпринимает попытку влияния  любым из известных (или неизвестных) способов, в нашем случае группа авторов, создающая текст.
     Адресат влияния – тот из партнеров, к  которому обращена первая попытка влияния, в данном случае адресатом влияния  выступает целевая аудитория  печатного издания. В отличие  от межличностного общения, где происходит постоянное взаимное влияние людей  друг на друга, так что в большинстве случаев человек одновременно является и инициатором, и адресатом влияния, в СМИ в целом, и в печатных изданиях в частности, подобное взаимодействие отсутствует, т. к. массовая информация не предполагает диалога с адресатом, который не может ответить на печатное сообщение печатным сообщением.
     Психологическое воздействие в современном мире – это не только манипуляция или внушение. К нему также относятся: убеждение, самопродвижение, просьба, принуждение, игнорирование, нападение, заражение, побуждение к подражанию, завоевывание симпатии, управление, слухи и НЛП.
      Убеждение (аргументация) – логически аргументированное воздействие на сознание людей. Цель убеждения – создание, усиление или изменение взглядов, мнений, установок, оценок у адресата воздействия так, чтобы он принял другую точку зрения и следовал ей в своей деятельности и поведении.
      Самопродвижение – самореклама. Реализуется посредством демонстрации компетентности, высокого статуса и власти, ассоциированием себя с высокозначимыми личностями.
      Внушение – воздействие на психику, предполагающее некритическое восприятие информации. Представляет собой составленные определенным образом словесные конструкции.
      Просьба – обращение призывающее удовлетворить какие-нибудь потребности, нужды, желания. Просить – склонять к исполнению своих желаний.
      Принуждение – воздействие с целью совершения человеком какого-либо действия против воли.
      Игнорирование – умышленное невнимание, пренебрежение. Применяется как средство влияния и как средство защиты от опасного влияния.
      Нападение (агрессия) – поведение, наносящее вред, физический ущерб какому-либо человеку или вызывающее у него психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности).
      Заражение – передача эмоционального состояния от одного субъекта другому. Происходит неосознанно или с умышленной целью.
      Побуждение  к подражанию (уподоблению) – использование стремления человека подражать кому-либо. Подражание – осознанное или неосознанное следование примеру, эталону, образцу, манере поведения. Проявляется в принятии, заимствовании или воспроизведении поведенческих или психологических особенностей других людей.
      Формирование  благосклонности (завоевание симпатии, расположение) – установление дружелюбных отношений, симпатий, доверия.
      Манипуляция – скрытое управление в эгоистических целях.
      К видам влияния также относят  управление людьми, нейролингвистическое программирование (НЛП) и слухи.
      Слухи – специфический вид информации, возникающей спонтанно и становящейся достоянием обширной аудитории. Может специально распространятся с целью оказания воздействия на общественное сознание людей. Слухи являются очень мощным инструментом влияния, поэтому широко применяются в политике, маркетинге.
      НЛП – набор техник, моделей. Дает инициатору воздействия большую власть над адресатом. Манипулятивно в случае, если инициатор добивается выигрыша только для себя, а адресат в проигрыше. Если цель инициатора благородна по отношению к адресату, это позитивное скрытое управление. Например, когда НЛП используется в психотерапии.
      Управление – предполагает наличие соответствующего статуса, определенных полномочий, власти.

1.3. Суггестивная методика  психологического  воздействия 

      Базовыми  методами психологического воздействия, являются убеждение и внушение.
     Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.
     Используя метод убеждения, психологи исходят  из того, что оно ориентировано  на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.
     Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:
      логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;
      убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;
      помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы);
      убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;
      сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия [8].
          Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений.
            Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.
           Важная характеристика убежденности – ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью.
     Психоэмоциональное  воздействие на личность реализуется  в акте внушения (суггестии).
     Внушение  – это метод психологического воздействия на сознание личности или  группы людей, основанный на некритическом (и часто неосознанном) восприятии информации.
     При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная (аналитико-синтезирующая) активность сознания либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.
     В практике массовой коммуникации внушение как вид психологического воздействия используется довольно часто. При этом под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Под влиянием внушения могут возникать представления, не соответствующие действительности, а также стремление действовать без оценки полученных побуждений и верить источнику информации, не сомневаясь в его надежности. Через внушение в сознание входят стереотипы, житейские мудрости, закрепленные в пословицах, афоризмах, «крылатых» словах, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется ситуация или проблема и провозглашается цель дальнейших действий. С помощью внушения становится возможным преодоление максимализма и скептицизма, свидетельствующих о повышенной сопротивляемости информационному воздействию.
  Ю. А. Шерковин считает, что внушение – основной способ организации общественного мнения и манипулирования сознанием, прямое вторжение в психическую жизнь людей. При этом информационное воздействие организуется так, чтобы мысль, представление, образ непосредственно входили в сферу сознания и закреплялись в нем как нечто данное, несомненное и уже доказанное. Это становится возможным при подмене активного отношения психики к предмету коммуникации преднамеренно созданной пассивностью восприятия, что так свойственно религиозным изданиям, через рассеивание внимания обилием информации, активную форму ее преподнесения, искусственное преувеличение престижа источников [14, 38].
  Суггестивная направленность текста чаще всего осуществляется через методы эриксонианского гипноза. Разработанные американским психиатром Милтоном Эриксоном. Они обладают уникальным свойством – не содержат прямых команд, что позволяет обходить возможное сопротивление слушателя и располагать его к себе. Это достигается за счет использования определенных речевых стратегий: трюизмов, вопросов-ярлыков типа: «Не правда ли?», «Не так ли?», вопросов и утверждений, направленных на привлечение внимания, а также команд, скрытых в вопросах [12, 53].
  Трюизм – это общее утверждение, находящееся в строгом соответствии с реальностью, банальная истина. Сила трюизма заключается в том, что с ним нельзя не согласиться. Например, «Зимой, как правило, бывает холодно». «Мы беседуем с людьми на тему личной безопасности. Сейчас повсеместно растет преступность, и от этой проблемы никто не застрахован». Для привлечения внимания к определенному явлению используются слова «Любопытно», «Сомневаюсь», утверждения типа «Хотел бы знать». Вопросы типа «Не правда ли?», «Не так ли?» делают речь более убедительной, а своей мягкой и деликатной формой прикрывают утверждения, не допускающие возражений. В результате подобного воздействия у человека снижаются бдительность и критическое восприятие, чему также способствует доверительный тон публикаций и обращение к читателю на «ты»: «Не кажется ли тебе, что твой распорядок заполнен ежедневными и еженедельными обязанностями, и ты нуждаешься в советах, как лучше использовать свое ограниченное время. Расставь дома или там, где ты занимаешься, книги и другие необходимые в изучении предметы в разумном порядке ...».
  С. А. Горин отмечает, что значительное распространение в средствах массовой информации получила эриксонианская техника рассеивания (другое название – техника вставленных сообщений). Суть ее заключается в том, что в любое письменное сообщение можно вставить скрытую информацию, специально выделяя нужные слова: другим размером шрифта, другим цветом, другим типом шрифта, особым значком. Так, к примеру, набранные жирным шрифтом, могут образовывать самостоятельное и осмысленное высказывание [5, 181].
     Авторы  журнальных и газетных статей используют и прямые суггестивные команды: увещевания, наставления, приказы с возможной установкой – положительной: «Бог тебя наградит», отрицательной: «Бог тебя накажет».
     Авторы  журнальных и газетных статей используют и прямые суггестивные команды: увещевания, наставления, приказы с возможной  установкой. Суггестивные команды, используемые с воспитательными и иными целями, оказывают эффективное воздействие на членов Общества, в силу того, что последние обладают повышенной внушаемостью из-за постоянного пребывания в трансовых состояниях различной глубины.
     Что же такое транс? Транс – это такое состояние, когда фокус внимания направлен внутрь себя. В трансе размываются границы между сознанием и подсознанием, что позволяет самой личности или суггестору устанавливать прямой контакт с подсознанием. Милтон Эриксон считал, что человек испытывает потребность в состоянии транса, так как именно в трансе подсознание может произвести ту внутреннюю реорганизацию психики, в которой нуждается организм, чтобы приспособиться к быстро меняющейся действительности [12, 93].
     Внушаемость определяется как склонность подчиняться и изменять поведение не на основании разумных, логических доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица, причем, сам субъект, подвергнутый гипносуггестивному воздействию, не отдает себе отчета в такой подчиняемости, продолжая считать свой образ действий как бы следствием собственной инициативы или самостоятельного выбора. Академик В. М. Бехтерев считал, что внушение происходит путем непосредственного прививания психических состояний, т. е. идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.