На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Политика стратегического партнерства основа экономических взаимоотношений. Региональное сотрудничество. Демографические диспропорции. Россия - Китай: крупные совместные проекты экономического сотрудничества. Двусторонние отношения.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Междун. отношения. Добавлен: 10.03.2003. Сдан: 2003. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


- 39 -
Министерство высшего образования Российской Федерации
Академия налоговой полиции ФСНП РФ

Уфимский филиал

???????? ??????

по дисциплине:

«Международные экономические отношения »

на тему:

«Российско-китайские экономические отношения»


Выполнила:






??? - 2001


СОДЕРЖАНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. РОССИЯ И КИТАЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИК
    4
    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО - КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
    18
      § 1. Политика стратегического партнерства - основа экономических взаимоотношений 18
        §2. Региональное сотрудничество 28
        § 3. Демографические диспропорции 30
    ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ 32
      § 1. Россия-Китай : крупные совместные проекты экономического сотрудничества 32
        § 2. Объективные ограничители развития двусторонних отношений 35
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    40

ВВЕДЕНИЕ

Куда сегодня бросить взгляд серьезному инвестору? Если верить Эдгару Мосту, управляющему директору Deutsche Bank AG, выбор не слишком обширный: «Смотрите, что происходит в мировой экономике, - сказал он, обращаясь к избранным представителям немецкой индустрии и бизнеса, участникам прошедшей в Берлине конференции «Новое право в России - шансы и риски для немецких предпринимателей». Традиционные азиатские рынки пали, американская экономика буксует, европейская спотыкается. Существуют лишь две страны в мире, развитие которых характеризуется стабильностью - это Китай и Россия».

Целью данной курсовой работы является анализ торгово-экономических отношений между Китаем и Россией. Для ее достижения необходимо, на мой взгляд, решить следующие задачи: провести сравнительный анализ современ-ного состояния экономик двух стран, разобраться в особенностях российско-китайских отношений, определиться с перспективами их экономических отношений.

Актуальность темы курсовой работы, видимо, состоит в том, что сейчас в России идут сложные процессы становления рыночных отношений. Сколько было сделано просчетов и ошибок в стратегических решениях по приватизации, либерализации цен, для исправления которых нужны были колоссальные усилия. Сейчас, после выборов нового Президента РФ, определяются приори-теты в развитии экономики страны, вырабатывается общая стратегия, подбира-ются кадры. И не проанализировать опыт своего ближайшего соседа, причем опыт положительный, просто нельзя!

ГЛАВА 1. РОССИЯ И КИТАЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИК

С конца 70-х годов китайское руководство радикально изменило соци-ально-экономический курс и приступило к глубоким и всесторонним реформам централизованно-плановой экономики, а также начало проводить "открытую политику". Преобразования в народном хозяйстве нацелены на формирование китайского варианта социальной рыночной экономики. "Открытая политика" предполагает интеграцию Китая в мировой рынок, причем не только за счет развития внешней торговли, но и путем широкого привлечения в страну зару-бежных инвестиций.
В отличие от нас у Китая есть четкая внешнеэкономическая стратегия. В ее разработке приняли участие многие академические и ведомственные иссле-довательские центры, целая армия специалистов.
На XV съезде КПК (1997 года) был сделан вывод о необходимости пере-хода к экспортной ориентации экономики страны. При этом исходили из того, что за 1979-1997 годы рост экспорта позволил обеспечить 21% прироста ВВП. В условиях глубокой дефляции, определяющей внутреннюю экономическую ситуацию последних лет, значение экспортной ориентации для народного хо-зяйства КНР еще более возросло. Выработан целый комплекс стратегических установок: "идти во вне", использовать "два вида сырья, два рынка" (сырье страны и других государств, внутренний и мировой рынки), "два импорта, один экспорт" (импорт сырья и капиталов, экспорт капитала). Решено "превратить слабость в силу", то есть полностью использовать в интересах внешнеэко-номической экспансии гигантские ресурсы дешевой рабочей силы страны.
В XXI веке, как объявлено в Пекине, Китай приступает к реализации стратегии "транснационального хозяйствования". Внешнеэкономическая экс-пансия намечается по нескольким направлениям: внешняя торговля, зару-бежные капиталовложения, создание транснациональных компаний.
Реализация этой стратегии предусматривает четыре этапа.
Первый - "выращивание групп предприятий". Запланировано отобрать 100 луч-ших групп предприятий, которые получат поддержку государства, права на зарубежные инвестиции и экспортное предпринимательство.
Второй этап - развитие экспорториентированных групп предприятий. Одновременно он станет начальным этапом "интернационализации", включа-ющей: активное развертывание прямых экспортно-импортных операций и соз-дание за рубежом инфраструктуры сбыта; постепенное расширение прямой инвестиционной деятельности за рубежом (с использованием разных форм объединений, приобретений, контроля); сбыт продукции зарубежной пере-работки и сборки в третьих странах.
Третий этап - транснациональное предпринимательство экспорториентиро-ванных групп предприятий. На этом этапе их зарубежная деятельность станет основной. Они будут создавать в других странах свои "дочки" и филиалы, тесно связанные с материнскими компаниями.
Четвертый этап - формирование ТНК. Это этап, когда международная дея-тельность групп предприятий достигнет определенной степени зрелости, а материнская компания холдинга развернет свою деятельность во всех уголках планеты, ее деятельность в НИОКР, производстве, сбыте, снабжении сырьем охватит "все наиболее выгодные районы мира", и внутри групп предприятий сложится всестороннее международное разделение труда.
2000-2010 годы названы "ключевым периодом" реализации задач первых двух этапов. В эти годы Китай намерен "всеми силами" выращивать группу экспорториентированных групп предприятий, использующих потенциал транс-национального бизнеса и "постепенно теснящих" 500 сильнейших ТНК мира. Реализация задач третьего и четвертого этапов начнется после 2010 года.
К этому же времени намечено добиться вхождения в состав 500 круп-нейших ТНК мира "трех крупных армий".
"Армия Центра". Ее формируют группа центральных банков (Промы-шленно-торговый, Строительный и др.) и отраслевых монополий (например, Китайская продовольственная экспортно-импортная компания, Китайская хи-мическая экспортно-импортная компания). Многие из них, как убеждены ки-тайские эксперты, уже достигли показателей 500 крупнейших ТНК мира, однако не включаются в их число потому, что западные рейтинговые агентства не признают их "рыночными образованиями".
"Армия основных предприятий, поддерживаемых государством". Выделено шесть крупнейших промышленных групп, в которые вкладываются многомиллионные средства с тем, чтобы к 2010 году они вошли в "список 500". Некоторые китайские экономисты убеждены, что этим холдингам для выпол-нения поставленной цели не потребуется много времени. К примеру, у "Элек-тронной компании Сычуань" сумма продаж на внутреннем и внешнем рынках еще в 1998 году составила 1,7 млрд долларов, а у компании "Бэйда" (про-граммное обеспечение) - 890 млн долларов. Если учесть высокие темпы роста, поставленная задача выглядит вполне осуществимой.
"Армия предприятий-семян". Их круг четко не очерчен. Имеются в виду предприятия, получившие статус " достигших международной конкурентной марки ". Он уже присвоен 68 известным предприятиям страны, среди них, например, корпорация "Ляньсян" (компьютеры, телекоммуникации) с объемом продаж 2,7 млрд долларов.
За неполные 20 лет объем внешней торговли Китая возрос примерно в 15 раз и достиг в 1996 г. почти $300 млрд. Ожидается, что в 2002 г. внешнетор-говый оборот КНР возрастет до $450 млрд., а к 2007 г. - до $650 млрд.11 Проблемы теории и практики управления. - 2001. - №4. - с 32-42
Валютные запасы страны превысили $100 млрд. Правда, внешний долг составил $115 млрд., но 90% его суммы приходится на долго- и среднесрочную задолженность, и особых проблем с его обслуживанием не возникает. Платеже-способность КНР не вызывает сомнений у зарубежных кредиторов, и они охот-но продолжают ссужать деньги Китаю.
В 2000-2010 годах среднегодовой темп роста внешнеторгового оборота Китая прогнозируется в пределах 8,5-9%, объем экспорта и импорта будет в основном сбалансированным. К середине XXI века внешнеторговый оборот должен достигнуть 20 трлн долларов, то есть возрасти почти в 50 раз
На конец 1996 г. в КНР зарегистрировано около 280 тысяч предприятий с иностранными инвестициями, из которых более 130 тысяч вступили в строй. Общий объем вложенных из-за рубежа капиталов составил свыше $160 млрд. Предприятия с иностранными инвестициями обеспечивают почти 20 млн. рабо-чих мест (около 10% всех занятых в городах) и дают 15% валового промыш-ленного производства и примерно 40% экспорта страны.
Успех рыночных реформ в Китае и их неудача в России очевидны, хотя возможности у Китая были гораздо скромнее. В чем причина? Ответ на вопрос дает сравнительный анализ перехода этих стран к рыночной экономике, который можно представить в виде семи основных пунктов.
1. В конце 80-х годов разумно было ожидать, что Россия успешно осуществит переход к рыночной экономике, а Китай не добьется успеха, имея в виду, что рыночные реформы начались в Китае в 1978 г., а в России (являвшейся тогда частью СССР) - в 1985 г.
У России были следующие предпосылки благоприятного проведения преобразований:
* успешное использование метода централизованного планирования для формирования второй по масштабам экономики в мире (более крупной, чем в Японии и Германии), наивысшие в мире объемы добычи нефти, газа, угля, производства пшеницы, обуви и ряда других товаров;
* огромный внутренний рынок;
* целостная инфраструктура, включая транспорт, коммуникации, университеты, научно-исследовательские институты и т.д.;
* урбанизированное, грамотное и обученное население;
* подготовленная рабочая сила и менеджеры с опытом управления производством (за исключением финансовой сферы);
* колоссальный человеческий капитал, в том числе крупнейший в мире отряд ученых и инженеров;
* мощные “тылы” в Восточной Европе с ее ресурсами и рынками;
* огромные природные ресурсы.
В отличие от этого возможности Китая были гораздо меньше:
* узкий в отношении платежеспособности внутренний рынок;
* низкий уровень индустриализации и развития инфраструктуры;
* сельское, в основном неграмотное население (80% сельского населения против 80% городского в России);
* в основном необученная рабочая сила, ограниченный человеческий капитал, незначительное число ученых, инженеров и техников;
* малоуспешное функционирование плановой экономики;
* ограниченные природные ресурсы;
* потенциальные преимущества, обусловленные гораздо более коротким, чем в России, периодом развития по социалистическому пути и благодаря этому наличием эвентуальных предпринимателей, которые могли проявить соответствующую инициативу;
* потенциальные преимущества, обеспечиваемые гораздо более узким государственным сектором экономики, высокой долей накоплений, поддержкой зарубежных китайцев, огромным потенциалом низкооплачиваемой рабочей силы и, самое главное, использованием иного подхода к экономическим реформам.
2. Вопреки ожиданиям рыночные реформы в Китае оказались успешными, а в России не удались.
Начиная с 1985 г. темпы экономического роста в Китае составляют в среднем 10,3% в год - ошеломляющий, высочайший показатель для любой крупной страны мира. При этом возрастают реальная заработная плата и уро-вень жизни, формируется средний класс. Текущие темпы роста стабильно удерживаются на уровне примерно 10%. Китай быстро превращается в веду-щую индустриальную страну с относительно низкими темпами инфляции. Отмечается значительное положительное сальдо торгового баланса, имеются запасы иностранной валюты, составляющие более 100 млрд долл. В результате проведения жесткой денежной политики при высоких темпах роста и низкой инфляции Китаю в ходе проведения преобразований удалась “мягкая посадка”.
В России ежегодный спад составляет 10-20% - один из самых значи-тельных показателей уменьшения национального продукта для любой крупной страны. В результате Россия переместилась со 2-го места в мире по масштабам экономики на 11 - 12-е, сравнявшись с Бразилией или Мексикой. Между тем длительная инфляция “съела” сбережения населения и разрушила средний класс - основу любого общества, вызвала политическую нестабильность, соз-дала потенциал социально-политической нестабильности и, вероятно, даже воз-можность возврата к какому-либо типу авторитарного режима. Доходы в иностранной валюте тратятся на импорт предметов роскоши и продовольствия. Имеет место утечка капитала за рубеж, капиталовложения в производство и иностранные инвестиции незначительны.
3. Россия создала модель того, как не следует выполнять переход к рыночной экономике, а Китай - модель того, как надо осуществлять этот переход.
Китай начал с рыночных, а не с политических реформ, он отложил их на более позднее время или блокировал, сохранил авторитарную политическую систему, чтобы избежать политического риска.
Советский Союз (в 1985-1991 гг.) и Россия (начиная с 1992 г.) пытались параллельно проводить политические и экономические реформы, т.е. одно-временно вводить гласность и осуществлять перестройку.
Китай начал с реформы в сельском хозяйстве, раздробил крупные кол-лективные хозяйства на более мелкие, но более эффективные единицы и ввел систему ответственности домохозяйств. Достигнутый благодаря этому рост производительности имел колоссальные последствия, если учесть, что огром-ная часть населения страны (80%) проживает в сельской местности. Крестьяне разбогатели, стали преобразовывать сельскохозяйственную систему, обеспечи-вавшую доселе только прожиточный минимум, торговать с городом и создали огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских товаров. Это также привело к массовому перемещению населения из села в город - крупнейшему переселению в истории человечества - и формированию огром-ного потенциала рабочей силы в городах.
Россия игнорировала сельское хозяйство и такие вопросы, как собствен-ность на землю, сельское образование, роль местных органов власти. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат заработной платы и пенсий.
Китай организовал прибрежные свободные экономические зоны на юге страны, в провинции Гуандун, создав тем самым условия для достижения своих целей в Гонконге, создал “второй Гонконг” в Шенчжене, а на востоке страны, в провинции Фуцзянь, обеспечил доступ к Тайваню. Эти зоны привлекли к себе промышленное производство, ориентированное на экспорт, что дало возмож-ность зарабатывать необходимую иностранную валюту. В страну отовсюду по-текли капиталы, подтвердив тем самым, что в современном мире существует один глобальный интегрированный рынок капитала. Китаю удалось пробиться на потребительские рынки Запада, воспользовавшись режимом наибольшего благоприятствования, сформировать огромный экспортный сектор экономики, ориентированный на низкозатратную, но трудоемкую продукцию.
Россия не располагает экономикой, ориентированной на внешний рынок, если не считать экспорт природного газа, нефти и ряда других минеральных ре-сурсов, а также вооружений. Страна также экспортирует капитал, оседающий в частных оффшорных банках на Кипре, в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Россия пыталась создать свободные экономические зоны, но безуспешно.
Китай ослабил централизованный контроль и сосредоточил внимание на "новой экономике", а не на разбазаривании скудных ресурсов в ходе привати-зации "старой", стимулировал развитие новых предприятий национального, провинциального, поселкового и деревенского уровней. Местная инициатива оказалась успешной. Особенно это относится к новым частным, поселковым и деревенским предприятиям, которые могут использовать беспредельный потен-циал рабочей силы из сельской местности, заимствованные за рубежом новей-шие технологии и проектные разработки или их имитации, лучшие управ-ленческие кадры, иностранный капитал, поступающий со всего мира. Новые хозяйственные субъекты смогли вступить в конкуренцию с существующими предприятиями, отвоевать у них трудовые ресурсы и капиталы.
Китай продемонстрировал гораздо большую прагматичность и гибкость, чем другие трансформирующиеся страны. Он не делал ставку на изменение формы собственности или частные предприятия. Вместо этого требовалось, чтобы новые производства были современными и ориентировались на экспорт, использовали новые технологии, квалифицированных управленцев и рабочих и т.д. К тому же государственные предприятия были реформированы, а не прива-тизированы.
Россия, напротив, сконцентрировалась на "старой экономике" и следовала инициативам, исходящим из центра. Через приватизацию и государственные субсидии поддерживались старые неэффективные государственные пред-приятия. Центральное правительство пыталось спасти их и тратило на это большие ресурсы, притом, что старые государственные предприятия возглав-лялись некомпетентными управленцами, основные фонды обветшали, исполь-зовались устаревшие технологии, выпускалась не находящая спроса продукция, отсутствовали управленческие навыки, недоставало капиталов, а государство проводило политику обложения прибыли многочисленными налогами.
Таким образом, управленческие и экономические возможности России в большой мере растрачивались в попытках скорее поддерживать старые пред-приятия, чем создавать новые, как это делалось в Китае. Относительно мало инициатив исходило от местного уровня - городов и регионов, которые все еще следуют директивам из Москвы.
4. Причины неудач России связаны с тем, что при переходе к рыночной экономике она взяла за основу так называемый подход СЛП (стабилизация, либерализация, приватизация), а успехи Китая - с отказом от такого подхода.
Первая составляющая в рамках подхода СЛП - стабилизация макроэкономики, включая ограничение дефицита государственного бюджета. Однако следствием "шоковой терапии" стали и "великая депрессия", и "великая инфляция".
Второй компонент - либерализация цен, определяемых впредь рынком, а не бюрократией. Однако в настоящее время они, по существу, устанавливаются мафией, монополистами, коррумпированными чиновниками.
Третий компонент - приватизация, перевод предприятий из государ-ственной в частную собственность, обычно в форме корпораций. В отсутствии соответствующих регулирующих и юридических институтов приватизация привела к криминализации экономики - все большую власть над ресурсами и их распределением захватывают криминальные элементы. Номенклатурная прива-тизация, проведенная управленцами, породила российских "предпринима-телей", состоящих в основном из монополистов, расхитителей имущества (продающих фонды, в том числе предприятия и оборудование, и помещающих доходы на свои частные счета в оффшорных банках), представителей мафии, вымогателей и чиновников-коррупционеров. Эти предприниматели ориентиру-ются в большей степени на извлечение ренты, чем на участие в производ-ственной деятельности.
5. При переходе к рыночной экономике Китай также сталкивается с рядом проблем:
* коррупцией и взяточничеством;
* цикличностью сельскохозяйственного производства, когда из-за низких урожаев усиливается инфляция;
* неэффективностью государственных предприятий - убыточных и не имеющих возможности погашать банковские кредиты;
* сбоями введенной с 1994 г. программы жесткой экономии и кредитных ограничений;
* трудностями с поддержанием роста производства и доходов, возможностью возврата 20%-ной инфляции, как это было в 1994 г. в связи с неурожаем, когда сельскохозяйственным производителям оказывалась помощь в целях наращивания сельскохозяйственного производства;
* хронической неполной занятостью и угрозой политике создания постоянных рабочих мест вследствие притока рабочей силы из сельских районов, вступления на рынок труда новых работников, миграции рабочей силы;
* проблемами, связанными с жильем и социальными выплатами в сельской местности и городах для вновь прибывших граждан;
* наличием потенциала социальной, экономической и политической нестабильности, что усугубляется дифференциацией между уровнем развития провинций;
* проблемой наследования власти и продолжения политических реформ после ухода Дэн Сяопина и появления нового поколения лидеров в стране. Экономический рост должен содействовать политической трансформации.
6. И все же, несмотря на свое современное состояние, Россия может извлечь уроки из примера Китая, если воспользуется подходом ИКУ (институционализация, конкуренция, управление), примененным им, а еще ранее Японией, Тайванем и Южной Кореей.
Первый компонент в рамках подхода ИКУ - создание институтов рыночной экономики, включая такие, которые вводятся государством или местными органами власти (право собственности, юридическая система, сис-тема коммерческих и инвестиционных банков, торговый кодекс, бухгалтерский учет, страхование, финансовая система, реклама). Новые институты привне-сены в Китай либо собственными усилиями, либо с помощью мирового хозяй-ства, чего не произошло в России.
Вторая составляющая - конкуренция с приданием особого значения новым конкурирующим фирмам, отвоевывающим у неконкурентоспособных предпри-ятий лучшие ресурсы, необходимые для производства и экспортной деятель-ности, а также созданию новых предприятий, обостряющих конкуренцию, таких, как поселковые и сельские предприятия низового уровня. Это важнее, чем приватизация, так как приватизированные предприятия-монополисты по-прежнему остаются монополистами, как это происходит в России. В Китае достигнуты ошеломляющие результаты - и это не только очень высокие темпы роста, но и колоссальный приток капиталов в страну со всего мира. Многие новые предприятия в Китае стали движущей силой развития производства и расширения занятости. Экспортная деятельность в стране находится под кон-тролем государства, и ее интенсивность часто определяется решениями про-винциальных властей.
Под управлением в рамках подхода ИКУ имеются в виду активные действия органов власти на всех уровнях, начиная с общенационального вплоть до провинциального (областного), поселкового и деревенского. Слабые и некомпетентные органы государственного управления России обусловили вакуум власти, что способствовало передаче ресурсов в руки номенклатуры. Сильное и активно действующее правительство должно взять на себя ведущую роль в руководстве процессом перехода к рынку путем создания институтов рыночной направленности как на промышленном, так и региональном уровнях. Оно должно проводить активную экспансионистскую политику, осуществлять программу реструктуризации приватизированных и государственных пред-приятий, вести такую торговую политику и политику регулирования, чтобы привлекать солидных иностранных инвесторов, способных принести необхо-димые опыт и финансовые средства. Эти и прочие программы (такие, как защита с помощью правоохранительных органов от вымогательства и чрезмер-ного налогообложения и механизмы обеспечения личной безопасности) долж-ны использоваться для привлечения капиталов и деловых людей.
Правительственным органам следует стимулировать независимую иници-ативу на местах - региональных и городских органов власти. Подобно тому, как это имеет место в Китае, местным органам власти следует самим активно помогать созданию рыночных институтов и фирм, включая содействие устано-влению отношений сотрудничества между ними и частными или иностранными компаниями. Правительство и местные органы власти должны оказывать под-держку промышленным предприятиям (будь то государственные или частные) в предоставлении информации и создании стимулов. Позитивные финансовые стимулы могут увязываться с главными показателями работы предприятий, в том числе с величиной инвестиций, объемом экспорта, созданием рабочих мест, экономическим ростом и повышением производительности. Очевидна и необ-ходимость устранения негативных побудительных мотивов, порождающих разбазаривание фондов и потери ресурсов труда, что связано с приватизацией, а также подкуп и коррупцию, происходящих в нарушение налогового кодекса.
Проявленное Китаем умение управлять переходным процессом влечет за собой неожиданные последствия. Речь идет о модели, которой могут следовать другие страны (в том числе республики бывшего СССР), сфокусировавшие свое внимание на "старой экономике", проводя через процесс приватизации старые предприятия. Приватизации как движению в направлении к рыночной экономике существует альтернатива, которая заключается в сосредоточении усилий на программе формирования “новой экономики”. Это создание новых предприятий, как в Китае, а не затрата сил на приватизацию старых. Различие между этими двумя путями к рыночной экономике велико, если рассматривать разные аспекты деятельности приватизированного предприятия как антипода созданию нового.
Что касается менеджеров, то при приватизации сохраняются старые, некомпетентные или коррумпированные кадры, тогда как организация новых предприятий сопряжена с поиском компетентных и честных управленцев. Кроме того, при приватизации на предприятиях остаются старые рабочие с низким уровнем мотивации и низкой производительностью, в то время как при учреждении новых ведется поиск лучших рабочих. Вероятно, есть смысл использовать имеющиеся активы для создания новых предприятий, чем тран-жирить ресурсы в попытках поддержать существующие, применяя к ним раз-личные схемы приватизации. Если новые предприятия не создаются по частной инициативе, то это следует делать государству (или местным органам власти, как это происходит в провинциях Китая).
7. Некоторые уроки, вытекающие из сопоставления Китая и России, в отношении того, как следует осуществлять переход от социалистической к рыночной экономике: меры в рамках перехода, объединенные подходом ИКУ.
Первый шаг - создание рыночных институтов, на которых зиждется такая экономика (права собственности, юридическая система, банки, торговый кодекс, система бухгалтерского учета, страхование, финансовая система, реклама и т.д.).
Второй шаг - сначала создание новых конкурирующих предприятий, а затем трансформация старых предприятий в жизнеспособные прибыльные фирмы с компетентными менеджерами, эффективно работающими рабочими, современными фондами и технологией, надежными источниками производ--ственных факторов и рынками сбыта и т.д. Эти компании могут быть госу-дарственными или частными.
Третий шаг - приватизация государственных предприятий, т.е. перевод их в частный сектор. Если отложить приватизацию до этого момента, то предприятия (включая вновь созданные государственные) станут жизнеспо-собными, так как будут использовать институты рыночной экономики, в том числе банки, финансовую систему, страхование и другие, которые могут облег-чить подобный переход.
Для успешного осуществления перехода к рынку требуется более акти-вная политика правительства, чем та, которая осуществляется в России после распада Советского Союза. Целью преобразований должна была бы быть не нерегулируемая система, а скорее смешанная экономика с крепким государ-ственным сектором, связанным с центральным правительством и местными органами власти. Такой государственный сектор должен служить не для возрождения прежней системы централизованного планирования, а скорее для реализации важных инициатив, которые не ориентированы полностью на частный сектор. В частности, это позволило бы обеспечивать средства для финансирования трансакций между компаниями и рынками промежуточных товаров. Необходимо также ввести в действие свод законов, согласно которым наказывалось бы разбазаривание фондов, монополизация рынков, вымога-тельство и прочие уголовные деяния. Вводить в действие эти законы следует тщательно, чтобы предотвратить криминализацию экономики. Роль госу-дарства при переходе к рыночной экономике должна быть ведущей, так как трудно осуществить такой переход в отсутствии сильных и активно дейст-вующих органов власти.
Частные рынки капитала готовы предоставлять финансовые средства, если существуют разумные перспективы получения прибыли при приемлемом уровне риска. Действительно, рыночным показателем успеха реформ является именно наличие такого капитала независимо от его происхождения - отечественного или иностранного.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКО - КИТАЙСКИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

§ 1. Политика стратегического партнерства - основа экономических взаимоотношений

Важным итогом развития китайско-российских связей за последние годы является утверждение конструктивных отношений стратегическо-го сотрудничества. Это - новая современная модель межгосударственных отношений, благодаря которым закреплены уже достигнутые результаты и вместе с тем будут предприниматься новые шаги для разви-тия сотрудничества в различных сферах. Основа их весьма прочна. Конкретно это проявляется в следующем:
а) Неизменна общая тенденция к постоянному углублению отноше-ний между двумя странами.
б) Решение проблем, оставленных историей, устранило препятствия на пути развития китайско-российских связей.
Имеется в виду, прежде всего, решение «в основном» территориаль-ного спора, что геополитически гарантирует долголетнюю дружбу между двумя государствами. «Дальновидная позиция и взаимопонимание, достигнутое Китаем и Россией по вопросам, оставленным историей, обеспечивают чрезвычайно успешное развитие отношений между двумя странами и способность сохранения им долгосрочной стабильности»22 Азия и Африка сегодня. - 2000 - №10.-с. 11-19.
в) Гарантия долгосрочной жизнеспособности двусторонних отноше-ний, основанных на равенстве.
Одна из самых главных особенностей китайско-российских отноше-ний заключается в том, что с самого начала в основание их создания и развития были положены 5 принципов мирного сосуществования. В 1994 году когда закладывались отношения конструктивного партнерства, с российской стороны было дано недвусмысленное разъяснение, что оба государства являются полностью независимыми и что больше не будет разделения на «старшего к младшего братьев». Еще большую ясность внесла китайская сторона: эти отношения зиждятся на 5 принципах мирного сосуществования, страны не будут антагонистами, они не вступают в союз, становясь добрыми соседями, хорошими партнерами и друзьями, сотрудничая во имя общих интересов и совместного процве-тания. После того, как в 1996 г. между странами были установлены партнерские отношения стратегического сотрудничества, они на основе равноправия укрепляли и расширяли сферу взаимодействия, В своих отношениях стороны уважают единство и территориальную целостность друг друга, а также проявляют внимание к безопасности партнера. В международной сфере они стремятся к здоровому развитию междуна-родных отношений, выступают с многочисленными инициативами в целях создания нового международного порядка.
Что касается сферы экономики, то здесь они активизируют сотрудничество и вместе с тем занимают позитивные позиции а отношении экономической глобализации. Благодаря утверждению и развитию равноправия между КНР и Россией, их отношения явно вступают в новый исторический этап, на котором они могут усиливать двустороннее сотрудничество и одновременно взаимодействовать в важных международных вопросах.
Потенциал отношений стратегического партнерства между Китаем и Россией не исчерпан, эти страны как постоянные члены Совета безопасности ООН и великие державы, обладающие глобальным влиянием, должны играть еще большую роль в международных делах. Ощущается необходимость их сотрудничества во многих вопросах в ходе развития ситуации после окончания холодной войны :
а) Предстоят многие годы сотрудничества в продвижении глобальной многополярности и создании нового международного порядка.
В совместном заявлении, обнародованном в апреле 1997 г., стороны выступили с инициативой развития нового порядка. Эта же инициатива про-звучала и в совместном заявлении двух стран в ноябре 1998 г. Одна-ко реализовать эту инициативу в короткие сроки невозможно, учитывая прежде всего то обстоятельство, что США с удвоенной энергией стремятся создать однополюсный мир, оказывают колоссальное давление на Россию в Европе и Азии и одновременно сдерживают Китай. А Западная Европа и Япония оказывают поддержку США в создании междуна-родного порядка под эгидой Запада. Борьба между многополярностью и однополярностью, т.е. между представлениями Китая и России, с одной стороны, и Западом, с другой, относительно будущей мировой ситуации будет принципиальной проблемой, подразумевающей длительную борьбу между Востоком и Западом. Ради достижения своей цели за-падные страны во главе с США будут навязывать свою волю многим странам, принуждать Россию и Китай к вынужденной борьбе с их аб-сурдными действиями. Вместе с тем будет углубляться процесс гло-бальной многополярности и продолжаться борьба за создание справед-ливого и рационального нового международного политического и эко-номического порядка». Нынешние же условия таковы, что США и другие западные дер и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.