На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Воображение и индивидуальное творчество художника (на примере сравнительного анализа различных направлений)

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                             Высшее учебное заведение
           «Университет Российской академии образования»
                                   Челябинский филиал  
 
 
 

                                   Курсовая работа 
      по теме: «Воображение и индивидуальное творчество                        
              художника (на примере сравнительного анализа различных                             
                                     направлений).
                                                   
                                       
                                                                       
                              

                                  Выполнила студентка П-139                      
                                                                                    Факультет Психология    
                                                                                    1 курса Рыбина Ольга
                                                                       Проверила препод. сп. Дисциплин
                                                                                       Сергеева Н.А.            
 
 
 
 

                          

      

                
                      
 

                       -Челябинск 2010-.                                                                                                 
                                     Содержание.
Введение………………………………………………………………….............3
Глава ?. Психолого-педагогический подход к процессу воображения
Понятие «воображение» и  его виды……………………………......................5
      Функции воображения……………………………………………….......8
1.3. Механизм творческого  воображения........................................................10
Глава ??. Индивидуальное творчество художника
2.1. Творческое воображение.……………………………………………........12
2.2 Индивидуальные особенности  воображения……………………..........15
2.3.Анализ различных направлений в современном искусстве.................18
Заключение…………………………………………………...............................21
Список  используемой литературы...................................................................23
Приложение..........................................................................................................24 

                                                     

                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       
                                           Введение.                                                                                           Творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображение или фантазия.
Воображение – особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических  процессов и, вместе с тем стоящая с  такими психическими процессами, как  мышление и память. Воображение характерно только для человека, именно воображение, желание его понять и объяснить привлекало внимание к другим психическим явлением в древности. Что же касается феномена воображения, то оно состоит в том, что до сих пор человеку почти ничего неизвестно о механизме воображения, его анатома - физиологической основе. Мы знаем  много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на психические процессы и состояние, и на человеческий организм в целом. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчеством людей. Творчество- деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творческое воображение - создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывая будущее. Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мыслено манипулировать им.
Воображение является наглядно – образное мышление, позволяющее  человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без
                                                                                                                                   3                       

непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. В воображение образы не всегда соответствует реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой. Также следует отметить, что воображение не дано человеку с рождения, его необходимо развивать.
Исходя, из всего сказанного актуальность темы заключается в том, чтобы понять и объяснить, как творческое воображение  и его механизмы влияют на всю творческую деятельность художника, когда он создает свой продукт деятельности.
Цель  работы показать, что существует связь между индивидуальным творчеством художника и его воображением.          
Объектом  исследования является, процесс развития воображения и индивидуальное творчество художника.
      Задачи:
    Изучить психолого- педагогическую литературу по теме: «Воображение».
    Выявить закономерности развития творческого воображения художника.
    Сравнить на примере различных направлений индивидуальное творчество художника.
 
 
                                                                                                                                   

                                                                                                                                   4
Глава ?. Психолого-педагогический подход к процессу воображение.                   
                                1.1.Понятие воображение  и его виды.
Воображая, человек как бы сходу проникает  в суть, в основание развивающейся  целостности предмета еще до того, как в его сознании сложится отчетливое понятие о нем. Мысли, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется.
По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий дух отождествляет  свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе  и тем самым дает им образное наличное бытие». Опережающие отражение действительности происходит в виде ярких представлениях, образов. Для боле  полного представления  о видах и способах воображения можно воспользовавшись схемой №1 «Классификация воображения».
           Схема №1. Классификация воображения.
 

Процессы  воображения, могут различаться по степени преднамеренности, или непреднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.
                                                                                                                                5
Непроизвольной  в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления. Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.[6.ст.290].
Воссоздающие  воображение – создание образа предмета по его описанию,  основано  на прежнем опыте. Этот процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации. [9.ст.195.].
 Творческое  воображение – создание новых  образов, требующих  отбора  материалов, в соответствии с  замыслом. Этот вид воображения  является необходимым компонентом  и основой всех видов творческой  деятельности человека.[9. ст.196.]
Мечта – воображение, которое направлено на будущее человека. Следует отметить, что выделяются такие типы мечты: активные, произвольные и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой — пассивной форме, которая характеризуется непроизвольной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.[6.ст.287].
Активное  воображение характеризуется тем что, пользуясь им человек по собственному желанию, усилием воли и желание человека, а пассивное воображение может быть преднамеренным и не образы, не связанные с волей.
                                                                                                                                6
Эти образы получили название грез. Преднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно мечтать о приятном, заманчивом[6.ст286].
Репродуктивное  воображение воспроизводит реальность в том виде, какова она есть, и  хотя здесь и присутствует элемент  фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируются человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.[7].
Таким образом, человек живя в обществе, не может жить без воображения, фантазии или мечты, так как человек планирует свою деятельность. Мыслено мы всегда планируем, что будет дальше, как будут развиваться те или  иные события. Поэтому необходимо развивать воображения, так как именно воображение является основой разумно мыслящего человека.
                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                               7                             
                                 1.2. Функции воображения.
Разум человека не может находиться в бездеятельном  состоянии, поэтому люди так много  мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступают новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций: 1.Представление действительности в образах – эта функция позволяет представить  действительность в образах и имеет возможность пользоваться ими, решая задачи. Она связана с мышлением и органически в него включена.
2. Регулирование эмоциональных состояний - функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен  хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.
3.Произвольная  регуляция познавательных процессов  и состояний человека – эта  функция связана с участием  в произвольной регуляции познавательных  процессов и состояний человека. С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминанием, высказыванием.
4. Формирование  внутреннего плана действий воображения состоит, в том, чтобы способности выполняли их в уме, манипулируя образами.
5. Планирование и программирование деятельности человека – функция воображения, которая является основой планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесс
                                                                                                                                   8
реализации.[8].
С помощью  воображения человек может управлять  многими психофизиологическими  состояниями организма, настраивать  его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температура тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции. При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображения тепла, холода. Конечный источник операций воображения является предметно – практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения является чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.[4].
Таким образом, из всего сказоного необходимо отметить, что функции воображения помогают, человеку живя, в обществе не только регулировать свои эмоциональные состояния, но и решать задачи присоздание продукта деятельности. Очень важно, чтобы художник планировал свою деятельность, организовывая свой процесс.
              
 
 
 

                                                                                                                                   9
                          1.3. Механизм творческого  воображения.
Базой воображения всегда является восприятия, представляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала – комбинирование и перекомбинирование. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах:
1. Агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых  в повседневной жизни частей. Примером могут служить классический  персонаж сказок человек – зверь или человек – птица, образ кентавра. [пр.1.].
2. Гиперболизация  – парадоксальное увеличение  или уменьшение предмета или  отдельных его частей. Примером  могут служить следующие сказочные  персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик Спальчик.
3. Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематичный рисунок.
4.Типизация  – выделение существенного, повторяющего  в однородных в каком – то  отношении фактах и воплощение их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т.д.
5.Акцентирование  – создаваемые образы одна  из  частей, деталь выделяется, особо  подчеркиваться. Классическим примером  является шарж, карикатура.[7].
Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Эта близкая аналогия. Космический корабль – это  отдаленная аналогия с
                                                                                                                                 10
морским кораблем. Использование синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строится многочисленные примеры диагностики воображения и его развития. Составными процессами являются диссоциации (анализ) и ассоциация (синтез) воспринятого.[7].
Помимо указанных приемов воображение пользуется другими преобразованиями: иносказаниями (аллегория, метафора и т.д.), а также символами, в которых происходит слияние образа и значения. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Полный круг будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизируется во внешних образах. Будучи воплощено вовне, принявши материальное воплощение, это, «кристаллизованное » воображение, сделавшись вещью, начинает реально существовать в мире и воздействовать на другие вещи. Такое воображение становится действительностью.  Именно таким путем, продукты воображения в своем развитии описали круг. Элементы, из которых они построены, были взяты человеком из реальности. Внутри человека, в его мышление, они подверглись сложной переработки. Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но уже новой активной силой, изменяющей  эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.[8].
 Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Фантазия – важное условие нормального развития личности, она необходима для свободного выявления его творческих возможностей. Образ фантазии никогда не бывает совершенно оторванными от реальности, не имеющий ничего общего. Замечено, что если любой продукт фантазии разложить на составляющие его элементы, то среди них трудно будет отыскать нечто такое, чего в действительности бы не существовало.
Воображение – это всегда создание нового в  результате переработки прошлого опыта.
Таким образом, творчество – сложный психический процесс, связанный с
                                                                                                                                 11                                                                                                                            
характером, интересами, способностями человека. Продуктом воображения является, жизненный опыт человека.
              Глава ?? Индивидуальное творчество художника.                                                          
                                  2.1. Творческое воображение.
       Воображение является чрезвычайно существенным проявлением личности. Творческое начало личности определяется тем, насколько легко ей удается преобразование, и самим характером преобразования действительности. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности.[7].
      Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый – операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй – операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция. Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в
                                                                                                                                 12
    новое сочетание.[10]. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация – первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации – существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством. Несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический  характер. Образы фантазии никогда не бывают совершенно оторванными от реальности, не имеющими с ней ничего общего. [11].  Даже образы, создаваемые, величайшими писателями имеют, подобную природу так Л.Н. Толстой говорил, что образ Наташи Ростовой  создан на основе сочетаний черт нескольких хорошо знакомых ему людей или М.Ю. Лермонтов писал, что Печорин – это собирательный образ, составленных из пороков современного поколения. Исходя из всего сказоного воображение – всегда создание нового в результате переработки прошлого опыта.
        Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями.                                                                           
                                                                                                                                 13
Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть объективно новым (социально  значимым открытием) и субъективно  новым (открытием). Творческое воображение – вид воображения, в ходе которого человек  самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для общества в целом и которые воплощаются в конкретные образы и идеи. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Творческое воображение характеризуется по следующим критериям:
    1.Подготовка (зарождение идеи).
    2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся  к данной проблеме, добывание  недостающих сведений).
    3. Озарение (интуитивное схватывание искомого  результата).
    4. Проверка.[7].
Следовательно, творческие процессы опирается на механизмы, которые задействованы формирование обычных образов воображения. Воображение своеобразно отражает действительность.
Образы  воображения отличаются от образов  представления. Образы воображения - это образы предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали (например, атомный взрыв и его последствия или состояние невесомости  и др.). Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представлений, и переработки комбинирования, а это невозможно без мышления. Но воображение тесно связано не только с памятью, представлениями и мышлением. Большое влияние на него оказывают потребность человека, его желания, интересы, воля, отношение к действительности. В свою очередь под влиянием воображения возникают те или иные чувства и желания.  
 

                                                                                                                                 14
Преобладание  творческого воображения, реализуемого в деятельности, квалифицирует высокий уровень развития личности.                                                                                                                             Таким образом, творческое воображение является одним из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджера и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей.
  2.2.Индивидуальные особенности развития творческого воображения                  
Воображение у людей развито по-разному, и  оно по-разному проявляется в  их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего. Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений.[11].
Слабое  воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь. Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых
                                                                                                                                 15
отмечается  высокое развитие всех или большинства  типов воображения. Эти
могут быть отнесены к так называемому смешанному т
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.