На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Опрос как метод сбора социологической информации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

Введение  
    Опрос как метод сбора
    социологической информации ……………………
 
    2. Виды опросов   
2.1 Анкетирование ………………………………………..  
2.2 Интервью ………………………………………………  
2.3 Тест ……………………………………………………..  
    3. Выборочные опросы  ………………………………  
Заключение  ………………………………………………..  
Список  используемой литературы …………………….  
   
 
 
 
 
 
Введение
     Сбор  данных является важным этапом в процессе научного исследования. На этом этапе собирают сведения, на основе которых впоследствии делают выводы о связях между явлениями и выясняют их сущность.
     Развитие и применение многочисленных методов сбора данных в социологических исследованиях в значительной мере способствовали точности социологии и ее утверждению как науки в полном смысле слова - науки, которая устанавливает истины подобно естественным наукам.
     Однако  сбор данных в ходе исследования общественных явлений наталкивается, несмотря на наличие многочисленных развитых методов, на определенные трудности, которые можно назвать объективными. Эти трудности происходят из специфики самих общественных явлений и общества в целом как предмета исследования.
     Одна  из таких трудностей связана с  тем, что общественные явления и  общество в целом подвержены непрерывным изменениям. Поскольку общество и существующие в нем явления непрерывно изменяются, необходимо весьма долго рассматривать некоторое общественное явление, с тем, чтобы связи данного явления с другими явлениями и их характер стали очевидными и могли быть выражены в научном законе.
     Точно так же для установления научного закона развития общества необходимо рассматривать общество во всей продолжительности его существования. Между тем подобное продолжительное рассмотрение отдельных общественных явлений и общества в целом не только весьма трудно организовать, но и в полном смысле слова невозможно осуществить. Поэтому многие исследовательские начинания в социологии направлены на наблюдение кратковременных социальных явлений. Такие наблюдения предпринимаются с целью получения точных данных об отдельных явлениях, но их вклад в социологию как науку скромен, ибо наблюдаемые явления не имеют большого значения и результаты их наблюдения не могут быть достаточной основой для научного обобщения.
     Другая  трудность при сборе данных связана  с большим масштабом общественных явлений, охватывающих порой все человечество, в результате чего либо невозможно, либо весьма затруднительно организовать их наблюдение в таких рамках.
     Особая  трудность в сборе данных о  социальных явлениях связана с их сложностью. В связи с этим при наблюдении некоторого общественного явления требуется обращать внимание на многие влияющие на него факторы и выяснять их значение как для явления в целом, так и для отдельных его элементов. Однако выделить отдельные из этих факторов и установить их значение весьма нелегко, хотя усилия в этом направлении в известной мере облегчают постоянно развивающиеся статистические и математические методы.
     Наконец, сбор данных затрудняется и тем обстоятельством, что человек, собирающий сведения об определенных общественных явлениях, об обществе, сам является составной частью общества. И дело не только в том, что люди, о поведении которых собираются данные, узнав, что их поведение является предметом исследования, начинают вести себя по-другому, но и в том, что сам исследователь весьма часто видит явление таким, каким он хочет его видеть, а не таким, каким оно является в действительности.
     Для того чтобы уменьшить  эти и  другие трудности в процессе сбора  данных об обществе и социальных явлениях, современная социология располагает многими развитыми методами. Один из них – это опрос. Рассмотрим данный метод сбора социологической информации.
 

Глава 1. Опрос как метод получения социологической информации 

     Опрос является наиболее часто используемым способом сбора и получения информации в современных социологических исследованиях. Он представляет собой форму вербальной коммуникации между исследователем и испытуемыми. И именно потому, что речь идет о вербальной коммуникации, следует учитывать тот факт, что возможности данного способа в сборе объективной информации достаточно ограничены. Тем не менее, метод опроса все чаще используется для сбора данных при исследованиях общественных явлений.
     В ходе опроса исследователь задает определенным лицам вопросы об известных им явлениях, на которые те дают ответы. По способу, которым задаются вопросы, опрос может быть устным и письменным, хотя чаще всего проводится в форме устной беседы. Устный опрос может проводиться также в форме свободного собеседования или на основе вопросника. Свободное собеседование строится таким образом, что вопросы задаются в зависимости от ситуации, складывающейся в ходе самой беседы. Опрос на основе вопросника мы имеем в том случае, когда вопросы составлены предварительно и исследователь руководствуется ими в ходе опроса. Подобный метод наиболее пригоден при опросе большого числа людей.
     В зависимости от того, каким образом формулируются ответы, опрос также может быть свободным - когда опрашиваемые свободно отвечают на поставленные вопросы, самостоятельно, формулируя свои ответы, - или же опросом с определенными ответами, когда на вопрос можно ответить заранее определенным образом (например, «да» или «нет»). Последний метод опроса позволяет получать информацию в форме, удобной для статистической обработки, но вместе с тем имеет и свою слабую сторону, поскольку сужает ответы и не позволяет опрашиваемому коснуться того, что не предусмотрено стандартизированным ответом.
     Недостаток  опроса как метода получения информации заключается в том, что с его помощью получают не объективную картину исследуемого явления, а его субъективную картину, созданную опрашиваемым. Чтобы уменьшить возможность недостоверных ответов, исследователь должен уметь внушить опрашиваемому уверенность в том, что его ответы не принесут неприятностей ни ему самому, ни близким ему людям. Либо от опрашиваемого, от искренности его ответов во многом зависит качество опроса. А поэтому и вопросы должны быть хорошо продуманными и не должны быть неприятными для опрашиваемого.
     Чаще  всего в опросах при исследовании общественных явлений используются такие методы, как анкетирование, интервью и тест, применение которых в каждом конкретном случае зависит от многих обстоятельств. 

 


Глава 2. Виды опросов
2.1 Анкетирование
     Анкетированием называется опрос, в ходе которого в качестве инструмента  используется вопросник (анкета).
     По  существу, вопросник представляет собой предварительно подготовленное интервью, изложенное в письменной форме. В исследовании общественных явлений, особенно в социологических исследованиях, используются многие виды вопросников.
       Характер вопросника зависит  как от явления, которое необходимо  исследовать, так и от требуемой глубины его познания. При этом  независимо от вида вопросника последний должен быть составлен в соответствии с определенными методическими требованиями.   
     Пути  распространения анкет среди лиц, ответы которых интересуют исследователя, различны. Они могут доставляться по почте или публиковаться в печати с призывом к читателям ответить на поставленные вопросы. Однако исследователь может также и непосредственно вручать анкету опрашиваемым.
     Ответы  могут быть стереотипными или свободными.
       Когда исследователь вручает анкету непосредственно опрашиваемому, он может, как разъяснить ему отдельные вопросы, так и заполнить ее собственноручно, т.е. записать ответы на те или иные вопросы в соответствующих рубриках. Поэтому подобный способ распространения анкет предпочтительней, нежели распространение по почте или через печать. Считается также, что опросы, в ходе которых анкеты распространяются по почте или публикуются в газетах или журналах, не носят научного характера.
     Основанием  для такого утверждения служит, прежде всего, то, что круг лиц, отвечающих на вопросы распространяемой подобным образом анкеты, не репрезентативен. На них отвечают те, кто по каким-либо причинам считает это занимательным или полезным.
     В результате может оказаться, что  так и не были получены ответы именно тех лиц, суждения которых имеют особое значение для понимания исследуемого явления.
     Для того чтобы в ходе анкетирования  можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.
     Подготовка  анкеты включает, прежде всего, составление вопросника, в ходе которого необходимо стремиться к тому, чтобы вопросы были точно сформулированы и соответствовали образовательному и культурному уровню отвечающего (респондента).
     Анкета  состоит:
    Вводная часть (цель проведения исследования, методы заполнения анкеты, благодарность за участие в анкетировании).
    Вопросник (закрытые вопросы, открытые вопросы, полуоткрытые вопросы).
    Паспортичка (статус и положение участника).
         Все вопросы делятся на два  основных типа – открытые и  закрытые. В открытых после текста вопроса оставляется место, и просят респондента самого сформулировать своё мнение. В закрытых после текста вопроса предлагается перечень альтернатив. Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым.
     Необходимо  учитывать, что один и тот же вопрос может иметь весьма различный  смысл в различной культурной среде.
     Следует также учитывать формулировку вопросов, порядок употребления слов, ибо и это влияет на ответ.
     Кроме того, вопросы в вопроснике следует располагать не в логической, а в психологической последовательности, т.е. таким образом, чтобы они вызвали большее внимание опрашиваемого и побуждали его к более точному ответу.
       Для того чтобы были получены  как можно более точные ответы, анкета обычно бывает анонимной,  т.е. респонденты не указывают  в вопроснике своего имени. 

 


2.2 Интервью
     Интервью  представляет собой метод сбора информации посредством целенаправленного опроса одного или нескольких лиц. При исследовании некоторой большой социальной группы методом интервью (так же как и при анкетировании) производится отбор лиц, подлежащих опросу. Выборка, может быть, простой и сложной. Простая выборка предполагает интервьюирование определенного числа случайно выбранных людей (например, каждого десятого или двенадцатого). Сложная выборка формируется в том случае, когда люди, составляющие единую социальную группу, делятся по определенным признакам (например, по возрасту, квалификации и т.д.) на меньшие группы, и интервьюируются представители этих последних. Тип выборки определяется задачами исследования и особенностями его объекта.
     Преимущества  метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:
     - При интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента.
     - Этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, вопросы.
     - Опытный социолог может видеть, искренне или неискренне  отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора социологической информации.
     Однако  и у этого метода есть свои недостатки.                                  Интервью – сложный, трудоемкий процесс, требующий наивысшего профессионализма. Кроме того, возможно искажение результатов за счет взаимного, социально-психологического влияния интервьюера и респондента.
     Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты.
     Интервьюер  представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что полностью погрузился в беседу, оно может приобретать более сложный характер. Здесь возможны и указания на противоречия в суждениях респондента.                                      
     Разные виды интервьюирования предполагают наличие  у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
     Виды  интервью:
     По  степени формализации выделяют:
     - Стандартизированное, или формализованное интервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
     -  Нестандартизированное, или свободное интервью. Здесь интервьюер следует лишь общему плану, сформулированному соответственно задачам исследования, задавая вопросы по ситуации. Благодаря своей гибкости располагает к более хорошему в сравнении со стандартизированным интервью контакту.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.