На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль и значение PR и социальной рекламы в практике социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО  «БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
АГИНСКИЙ  ФИЛИАЛ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Курсовая  работа
                                           На тему:
                              
   «Роль и значение PR и социальной рекламы
     в практике социальной работы» 
 
 
 
 
 

                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3-го курса СПФ, группы 70370
   Ринчинова Софья
                                                 Проверил: к. п. н. Жимбаева Ц.  Ч 
 

Агинское, 2010
   Содержание 

   Введение………………………………………………………………………………………...3
   Анализ  литературы:…………………………………………………………………………….4
     Глава 1.    PR и социальная реклама как социальный институт и деятельность………….6
   1.1.      Служба связи с общественностью: смысл и необходимость…………………………6
   1.2.      Основные цели службы связи  с общественностью применительно  к
     социальным организациям…………………………………………………………………….9
   1.3.      Социальная реклама на службе  третьего сектора: опыт России  и США…………….13
   1.4.      Информационно-коммуникативная модель связей с общественностью…………….15
   1.5.      Роль СМИ в связях с общественностью………………………………………………..18
   1.6.      Психология потребительских мотивов в социальной рекламе………………………23
     Глава 2.    Роль государственного управления в формировании общественного мнения
   и в работе PR……………………………………………………………………………………..25
     2.1.      Технологии оздоровления национального самосознания……………………………25
     2.2.      Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной
     службы………………………………………………………………………………………….27
   Глава 3. Эффективность социальной и политической рекламы. Исследование
   российской  аудитории…………………………………………………………………………..29
   Заключение……………………………………………………………………………………….32
   Библиография…………………………………………………………………………………….34 
 
 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 
 

       Актуальность.
   Социально-экономические  преобразования, происходящие в России, привели к радикальным  переменам  в  жизнедеятельности  общества,  к  трансформации социальной системы и, в частности, многих социальных связей. Как  следствие этого, произошло разрушение традиций, которое повлекло за собой  разрушение моральных норм, а также национальной культуры.
   Таким образом,  восстановление  общественных  связей  в  данный  момент становится актуальной  проблемой  общества,  а,  значит,  большое  значение приобретают новые методы, помощью которых  пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить как гомеостазис общества, так  и  личностное равновесие.
   К  таким  методам  относится  социальная  реклама,   поскольку   помимо информационной функции, она имеет адаптивную и  воспитательную  функции.  К тому же эмоциональная насыщенность позволяет быстро  и  корректно  включать индивида в систему  социальных отношений  и  связей,  так  что  нет  ничего удивительного в том, что роль социальной  рекламы  в  вопросе  формирования механизмов социальной защиты за последнее время значительно возросла. Однако закономерно встает вопрос об эффективности данной рекламы и  ее специфике. В связи с этим является актуальным изучение  влияния  социальной рекламы на  общественное  мнение.  Социально-психологический  аспект  этого феномена до сих пор не освещен в научной литературе. Вопрос об  изученности механизмов формирования массовых социальных оценок,  традиций,  стереотипов также остается открытым.
     Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения его выживание.
     Будучи  элементом  культурно-идеологической  подсистемы,   общественное мнение  взаимодействует со всеми остальными ее подсистемами -  нормативной, организационной  и   информационно-коммуникативной.   Оно   выступает   как полноправный участник  политических процессов, реализуя, прежде  всего, свои социологические  функции (адаптирующие, культуронаследования и социорегуляции).
     Вот почему социальные службы не могут игнорировать данный  феномен.  Он включается в предметное поле теории  социальной  работы.  Чтобы  влиять  на мнение людей, необходимо обладать максимально широкими знаниями о том,  как люди мыслят и как они поступают в различных обстоятельствах.
     Игнорирование социальной  рекламы  как  одного  из  способов  работы  сообщественным мнением, ее воспитательной и адаптивной  функций,  сказывается на эффективность деятельности социальных служб. В связи с этим  уже  сейчас многие  учреждения  социальной  службы  обращаются  к  социальной  рекламе, понимая ее актуальность.
     Социальная реклама может и должна рассматриваться как один  из  методов социальных служб. Поскольку социальная реклама - одна из  составляющих  PR, есть смысл рассматривать ее не  как  отдельно  существующий  феномен,  а  в рамках общей системы связей с общественностью.
     Предметная область исследования: теория социальной работы и PR.
     Объект: связи с общественностью, общественное мнение.
     Предмет:  освещение социальных проблем методами PR и социальной рекламе
   Проблема: необходимость использования современных методов социальной рекламы и PR в социальной работе.
   Цель  исследования: теоретическое обоснование значения  использования PR  и социальной  рекламы   в    социальной   работе   государственных   и муниципальных учреждениях.
       Задачи исследования:
       1. Дать  анализ  рекламной  деятельности  как  нового  вида  социальной
          деятельности; раскрыть сущность, смысл,  необходимость и цели  службы
          связи с общественностью.
       2. Выяснить роль социальной рекламы  в  формировании  имиджа  социальных
          служб и некоммерческих организаций; формировании национальной  идеи,
          стереотипов, традиций.
       3. Определить роль СМИ в связях  с общественностью.
       4.  Определить  средства  и   методы  PR  в  системе   государственной  и
          муниципальной службы.
       5.  Выяснить отношение  жителей  города  к  социальной  и  политической
          рекламе. 

      Анализ литературы:
       Разнообразные стороны рекламы  явились объектом внимания многих  ученых.
   В ее изучении сложились определенные подходы как в зарубежной, так  и в отечественной науке. За рубежом наиболее выражены два подхода к исследованию феномена рекламы: маркетинговый и коммуникационный. В первом подходе реклама трактуется как один из компонентов маркетинга, здесь исследуется, в основном, экономическая сторона рекламной деятельности. В рамках коммуникационного подхода реклама рассматривается как средство коммуникации; главное внимание при этом уделяется изучению психологических аспектов рекламы (Ю.Л.  Борисов, Б. Грушин, Л.Ю. Гермогенова, Г.Н. Кэссон, В. Перепелица, Б.С. Разумовский, В.Л. Музыкант).
   Отечественные ученые также неоднократно обращались к данной тематике. Начиная с прошлого века, в России стали появляться работы, посвященные психологии рекламы. В советское время особое внимание уделяли пропагандистским возможностям рекламы. В частности, изучалась эффективность психологического воздействия, критерии восприятия рекламы, психология потребительских мотивов; разрабатывались методики психологического воздействия посредством рекламы.
   Проблема  использования психологических  знаний в рекламной  деятельности актуальна  и  сегодня.   Свидетельством   этого   являются   многочисленные публикации на эту тему в периодической печати, различные научные  статьи  и монографии. Это труды Э. Аронсона,  Н.И.  Богомомоловой,  Н.В.  Алимпиевой, В.Н.  Володеевой,  В.Г.  Зазыкина,  Т.И.  Ивлева,  А.Н.  Лебедева  и   А.К. Боковикова, В.В Усова, В.М. Шепеля и др.
   Социология  общественного мнения получила свое  развитие  в  работах  Ф. Гольцендорфа "Роль общественного  мнения  в  государственной  жизни"  и  Ф. Тенниса "Критика Общественного мнения". Позднее она стала взаимодействовать с социологией политики и социально-массовых коммуникаций  (П.  Лазарсфельд, Г. Лассуэл, Д.В. Дмитриев, В.П. Конецкая).
   При помощи социологического  метода  выясняется  влияние  информации  и рекламы на формирование общественного мнения (Н.Н. Худенко, П.В. Горбунова, Д.П.  Гавра  и  др.);  политические  установки,  предпочтения  избирателей, политические привязанности и предрассудки (Т.И.  Заславская,  Г.В.  Осипов, В.П. Ядов, В.Н. Жуков, Д.В. Ольшанский, О.В. Кучмаева, а  также  зарубежные исследователи – С. Липсет, А. Кэмпбелл, Раджив  Батор,  Д.  Джугенхаймер  и др.).
   В связи с относительно недавним  появлением  в  рекламной  терминологии понятия "связи с общественностью", которое ввел английский профессор  Сэм  Блэк  в  конце  80-х  годов,   работ,   посвященных   данной проблематике, не много. Труды Сэма  Блэка  и  Доти  Дороти  легли  в основу изучения PR.
   Рядом ученых исследуется влияние общественного  мнения  на  национальное развитие  и  на   межнациональные   отношения,   формирование   гражданского самосознания и  национальной  идеи  (Р.М.  Тухватулин,  И.Б.  Гасанов,  Д.Г. Амбуладзе, Н.В. Кривельская, В.И. Ильичев, В.Н. Иванов и др.).
   Вопросам  социального маркетинга и социальных технологий в сфере рекламы, как в зарубежной, так и в отечественной  литературе  уделено  недостаточное внимание.  По  проблеме  социальной  рекламы  до сих пор не   существует полноценной монографии, полностью посвященной данной теме. Более того,  эта проблема не разработана в предметной области социальной работы, а социально-психологической аспект этого феномена не освещен в научной  литературе.  Но несомненно большой вклад в определение роли служб связи с общественностью и социальной рекламы в формировании имиджа соц. служб и других некоммерческих организаций внесли следующие авторы: Т.В.  Астахова,  Г.Г.  Почепцов,  В.М. Мелиховский, Э.А. Капитонов, В.Н. Иванов, А.Н. Чумиков.
   Помимо  вышеперечисленных авторов, в  данной  работе  были  использованы выводы, изложенные в общетеоретических трудах В.Я. Сюнькова, В.Н. Турченко, О.Д. Гаранина, Г.Н. Горшенкова. 

 

Глава1. PR и социальная реклама как социальный институт и деятельность 

      Служба  связи с общественностью: смысл и необходимость
 
   Социальные  службы не могут игнорировать социальную рекламу, понимая  ее влияние на эффективность их деятельности. В связи с этим социальная реклама и работа с  общественностью  должна  занимать  важное  место в маркетинге социальных услуг. Стратегической целью усилий по связям  с  общественностью является ознакомление публики с деятельностью третьего сектора, создание  у нее  верного  представления  о  том,  чем   живут   социальные   службы   и некоммерческие организации (НКО). Взаимоотношения социальных  служб  и  СМИ также является одной из сложных задач. Ведь, несмотря на  то,  что в любой газете есть отдел социальных проблем, журналисты не  часто  пишут  об  НКО, поскольку плохо знают их работу, и «благотворительная» тема часто относится к разряду «рождественских» рассказов.
   В России социальной рекламой занимается лишь считанное число  рекламных агентств, в то время как опыт стран с развитой социальной сферы показывает, что значение маркетинга в ней значительно возрастает. Это объясняется:
      1. расширением объема оказываемых  социальных услуг;
      2. усложнением  задач,  решаемых   в   социальной   сфере   (наркомания, преступность и т.д.);
      3. отсутствием конкуренции, ибо в основном  этими  проблемами  занимается государство и немного – общественные благотворительные организации.  В связи с этим нужно создание  необходимого  механизма  реализации  идеи социальной помощи.
   В России эти  обстоятельства  имеют  место,  но  одновременно  ситуация осложняется  недостаточным  финансированием  социальных  услуг.  Прежде  чем перейти непосредственно  к  использованию  социальной  рекламы  социальными службами необходимо определиться с понятиями.
   PR  является  неотъемлемой   частью   эффективного   управления   любой организованной  формы  деятельности:   государственной   и   муниципальной, производственной, коммерческой, общественной  и  т.д.,  включающих  в  себя отношения внеценовой конкуренции (престиж, авторитет,  репутация,  доверие, взаимопонимание и т.д.).
   Само  словосочетание «связи с общественностью» появилось в нашем обиходе около десяти лет назад. «Паблик рилейшнз. Что это такое?» - так  называлась книга  английского  профессора  Сэма  Блэка,   который   первым   рассказал российской аудитории об этом.
   Существует  множество определений  понятия  «связи  с  общественностью».
   Вот,   например,    трактовка    Института    связи    с    общественностью (Великобритания):  «PR – это спланированные  и осуществляемые  в течение длительного времени действия, направленные на  установление  и  поддержание доброжелательных  отношений  и   взаимопонимания   между   организацией   и общественностью».
   Также распространено следующее определение: PR – это специальная  наука и  искусство управления  социальной  информацией в условиях   внеценовой конкуренции:
       a) направленные на установление  и поддержание открытого  двухстороннего
          общения между социальными службами  и их общественностью;
       b) посредством положительных информационно разъяснительных  материалов,
          активных акций и оценок ответных  общественных реакций;
       c) основанных на правде, знании  и гласности;
       d)  с   целью   достижения   взаимопонимания,   согласия,   социального
          партнерства и создания благоприятных обстоятельств.
       Но, несмотря  на  разнообразие  определений,  исследователи сходятся  в одном: деятельность в сфере связей с общественностью есть  часть  процессов управления  коммуникацией  между  организацией  и  ее  целевой  аудиторией.
   Целевая аудитория при этом может пониматься широко – как общественность.
   Общественность  – это все те, с кем социальная  организация  вступает  в контакт  как  внутри  (служащие,  сотрудники,  работник,  акционеры,  члены общественных организаций и т. п.),  так  и  за  ее  пределами  (избиратели, налогоплательщики,  местные   жители,   социальные   заказчики,   партнеры, потребители и т. п.).
   Структура общественности:
    население в сфере влияния;
    структуры самоуправления;
    СМИ;
    общественные объединения;
    сотрудники администрации;
    вышестоящие органы власти;
    ключевые аудитории в кризисных ситуациях;
    производственные и другие органы.
    В условиях переходного времени нарождаются  новые социально-политическая и экономическая  дифференциация  и  конфигурация,   формы   экономического хозяйствования  государственного  и  муниципального   управления,   способы волеизлияния общественности. Для обеспечения собственной  жизнедеятельности в  ситуации  нарастающей  конкуренции,  в  том  числе  и  внеценовой,   все социальные службы  вынуждены  заниматься  организованной  деятельностью  по связям с общественностью: оценкой реакций  общественности  на  деятельность организации, установлением контактов, поддержанием репутации  информационно разъяснительной работы и т. п., полагаясь только на собственные возможности и силы.
     Отношение с общественностью – это двусторонние взаимодействия и  связи, разворачивающиеся  в  процессе  действительного  общения  между   совместно действующими  социальными  организациями   и   разнообразными   социальными группами, общественными организациями, контактными (целевыми) аудиториями в условиях повседневной жизнедеятельности.
   Установление  двустороннего  общения  как  консенсусной  коммуникации  в рамках социальной ответственности обусловливает потребность:
       a) для организации – добиваться  благоприятного  отношения  к   себе  со
          стороны общественности посредством  распространения  разъяснительного
          материала у своей деятельности  в интересах общественности;
       b) для общественности  –  добиваться  реализации  права  общественности
          знать все, относящееся к   общественной  жизнедеятельности   в  рамках
          деятельности социальной организации.
   В этом заключается определенная сложность  положения сотрудников  службы общественных  связей,  так  как  их  работа   направлена   на   обеспечение устойчивого положения социальной организации, но  с  соблюдением  интересов общественности, что и позволяет достигать социального партнерства, согласия и спокойствия в обществе.
   Деятельность  по связям с общественностью в социальных службах  включает в себя:
       1. Любые действия, направленные на  улучшение контактов между людьми  или службами.
       2. Все,  что  может  предположительно  улучшить  взаимопонимание  между социальными службами и теми,  с  кем  они  вступают  в  контакт  как и внутри, так и за их пределами.
       3. Мероприятия, направленные  на  выявление  и  ликвидацию  слухов  или других источников непонимания.
       4.  Мероприятия,  направленные  на  расширение  сферы  влияния   службы средствами,  адекватными поставленной  цели  и не  противоречащими социальной этике.
       5.  Рекомендации  по  созданию   благоприятного   климата,   укреплению общественной значимости социальных служб.
   Связи с  общественностью  в  США  развивались  быстрее,  чем  в других странах. Уже в конце 40-х годов зарубежные исследователи пришли  к  выводу, что с помощью PR американское общество успешнее адаптируется к изменяющимся обстоятельствам,  что  способствует  разрешению  противоречий   между   его институтами.
   В России связи с  общественностью  развиваются  с  начала  90-х  годов.
   Методы PR первыми  начали  использовать  представители  деловых  кругов.  В Москве были  открыты  представительства  международных  агентств,  возникли российские агентства.  В  государственный  реестр  профессий  внесли  новую специальность, и сегодня уже  многие  вузы  выпускают  дипломированных  PR-специалистов.
   Национальные  ассоциации, объединяющие этих специалистов,  существуют  в большинстве стран мира. У нас действуют две  профессиональные  организации: Российская  ассоциация  по  связям  с  общественностью  (РАСО)  и   Гильдия работников пресс-служб и служб PR России.
   Консультанты  по связям с общественностью работают в различных  областях PR:  в сфере деловых коммуникаций,  взаимоотношений  с  инвесторами,   в государственном секторе, в сфере культуры и образования.
   В российских некоммерческих  и  благотворительных  организациях  пресс-секретари появились  не так давно. В социальных же службах  недостаток  этих специалистов особенно очевиден.
   Западные  некоммерческие  организации  тоже  нечасто  употребляют  этот термин. Как заметил американский журнал «Новости маркетинга»,  НКО  гораздо легче признать, что они «повышают уровень информированности публики о своей деятельности», чем занимаются рекламой или PR.
   PR-программы   осуществляют,  согласно  результатам   опроса   Института Гэллапа, меньше половины некоммерческих  организаций.  Но  сели  на  Западе общественные организации все-таки составляют 13% клиентов PR-агентов, то  у нас этот процент практически равен нулю.
   Некоммерческие  организации широко используют методы из арсенала  PR,  в том числе, проведение публичных  акций,  семинаров,  конференций,  «круглых столов», но пока эти программы  не  являются  частью  единой  программы  по связям с общественностью.
   Российские  НКО на сегодня  не  располагают  финансовыми  или  кадровыми возможностями для ведения кампаний по связям с общественностью в отличие от коммерческих и государственных  организаций.  Лишь  единицы  более  чем  из 40'000  НКО и социальных  служб   могут обратиться  за  профессиональной помощью, поскольку эта услуга дорогая.
   Согласно  результатам опроса, проведенного ВЦИОМ  по  заказу  Европейской программы взаимодействия,  сотрудники  некоммерческих  организаций  считают обучение основам связей с общественностью чрезвычайно  важным,  а  проблему организации PR в третьем секторе - нерешенной.
   В последнее время наметились  в  сфере  связей  с  общественностью  для третьего сектора перемены к лучшему. В НКО  созданы  пресс-службы.  Активно работает Агентство  социальной  информации,  к  услугам  которого  прибегают российские СМИ и органы государственной власти.
   Пресс-служба  Социально-экономического  союза  ведет  семинар  для  тех студентов  факультета  журналистики  МГУ,  кто хочет писать  о проблемах некоммерческих  организаций.  Приложение  к  газете  «Экономика  и  жизнь», «Компаньон  PR»,  посвятило  теме  PR  в  некоммерческих  организациях  два выпуска.
   PR нужны третьему сектору, чтобы   сформировать  общественное  мнение  в России по отношению к некоммерческим и благотворительным организациям. Ведь, несмотря на то, что идея благотворительности стала приемлемой  в  обществе, люди практически ничего не знают о деятельности  таких  организаций.  Имидж НКО пока не сформировался ни  среди  граждан,  ни  среди  предпринимателей, которые являются потенциальным источником  средств  существования  третьего сектора.  Если  обычные  граждане  относятся  к  нему  нейтрально,   то   у бизнесменов –  часто  негативное  мнение, основанное  на  личном  опыте и сложившееся представление о том, на что  лучше  тратить  деньги.  Пока  они охотнее финансируют разовые или  нестандартные  проекты,  которые  помогают привлечь внимание СМИ.
   Например,  «Столичный  банк  сбережений»  подарил  пятьдесят  килограмм золота на восстановление храма Христа Спасителя. Он также известен тем, что взял шефство над азиатским слов, взяв его на пожизненное содержание.
   Связи с общественностью  помогают  некоммерческим  организациям  решать проблему сбора средств. Пока  во  многих  НКО фандрайзер  часто выполняет функции пресс-секретаря. Конечно, фандрайзер – своего рода «взаимоотношения с инвесторами», однако фандрайзер  поневоле  становится  специалистом  по связям с общественностью. На Западе – процесс обратный. Например,  создание калифорнийского музея-заповедника «Черепаший залив» началось с того, что на работу был принят пресс-секретарь,  разработавший  программу  по  связям  с общественностью: PR-кампания помогла заповеднику собрать миллион долларов.
   Добровольцев  привлекают также с помощью методов PR. Не секрет, что  НКО существуют благодаря помощи волонтеров.
   Актуальность  овладения технологиями связей  с  общественностью  связана еще с одним фактором. Сегодня НКО приходится считаться с тем, услугами  PR-агентов государственные организации  или  частные  компании,  чьи  интересы расходятся с интересами третьего сектора. Например, руководство  скоростной ж/д магистрали Москва –  Санкт-Петербург,  строительству  которой  пытаются воспрепятствовать  российские  экологические  организации,   пригласило   к сотрудничеству одно из PR-агенств, члена Российской ассоциации по связям  с общественностью,   чтобы   сформировать   в   свою   пользу   благоприятное общественное мнение. 

   1.2. Основные цели службы связи с общественностью применительно к социальным
   организациям. 

   Выступая  в   качестве   элемента   системы   социального   управления, деятельность  PR  направлена  на  достижение  ненасильственными  средствами следующих основных идей.
        1.  Создание  атмосферы доверия и   доброжелательности   со   стороны общественности к деятельности социальных служб и организаций.
   Данная  функциональная  ситуация  связана  с  необходимостью   создания благоприятного климата в своей общественности,  обеспечивающего  нормальное функционирование организации и расширение поля ее деятельности.  Завоевание доверия требует от организации систематического предварительного объяснения людям того, что им надо знать в профессиональном, обыденном и эмоциональном смысле.
   Смысл деятельности PR в достижении данной цели:
   во-первых, в прояснении целей и ценностей  организации, за  которые  они несут ответственность;
   во-вторых,  в  публичном  выражении  и  защите  ценностей,   выдерживая внеценовую конкуренцию;
   в-третьих, в  приобщении  к ценностям организации других,  добиваясь поддержки со стороны  продуктивных  и  прогрессивных  представителей  своей общественности.
   Для  решения  данных   задач   нужны   спланированные   и   непрерывные информационно-разъяснительная   работа,   постоянный   диалог   с   широкой общественностью и активные акции, чтобы завоевывать доверие людей.
   Социальным  службам  для  этого  необходимо:  правдиво  и   интересно информировать людей о своей деятельности, инновационных планах;  добиваться идентификации  «своих»   ценностей   общественности   с   организационными; способствовать  оформлению  и   институциализации   общественностью   своей поддержки властных структур.
        2.  Сохранение  или  изменение   имиджа  (репутации)  организации   и  ее руководства (а именно социальных служб).
   Наше  представление об окружающем мире  фиксируются  в  виде  образов  – имиджей. Они-то, в конечном счете, и определяют установки  и  поведенческие доминанты людей в отношении соответствующих объектов и явлений.
   В  теории  коммуникации   понятие   «имидж»   используется   в   сугубо специфическом   значении   –   в   сочетании   со    словами    «создание», «строительство»: это особого  вида  образы  –  представления  о  конкретных объектах, которые выделяют, создают впечатление их радикального отличия  от других.
   В отличие от него понятие «стереотип»  –  это  обобщенное  представление похожих явлений, сокращающие набор отличительных черт.  Сводя  разнообразие мира к немногим  определенным  категориям,  стереотип  облегчает,  упрощает восприятие, понимание и оценку явлений. Связано это со стремлением человека однозначно «рассортировать» информацию
   Например, когда мы руководствуемся стереотипом, обобщая в нем  какие-то черты, характерные  для  представителей  наших  групп,  мы  не  анализируем характер человека. Мы сразу видим бесшабашного  цыгана,  коварного  азиата, хитрого еврея, ленивого русского, стопроцентного американца и т.д.
   Возьмем политическую борьбу, где  политическая  реклама  создает  своим кандидатам определенный имидж, в  котором  подчеркивается  отличие  каждого политического  кандидата.  Создающийся  образ  должен   ассоциироваться   с подсознательными устремлениями масс, с тем, что  льстит  их  самолюбию  или отвечает  неудовлетворенным  потребностям.  В  то  же   время   он   должен отворачиваться    от    всего    колющего    публике    глаза,    выглядеть противоположностью того, что в данный момент ей неприятно.
   Необходимо  отметить, что в понятие «имидж»  на Западе  ничего  зазорного нет, напротив, иметь имидж престижно. У нас же с игровым поведением, маской связывается, как правило, попытка скрыть, утаить  свое  лицо.  Поэтому  так неумело  и  бесталанно  формируются  выборные  образы  партий  и  отдельных депутатов,  властных  структур,  где  не  чувствуется  ни   соответствующей режиссуры, ни психологического тренинга и т. п.
   У разных людей, социальных групп могут  возникать разные образы одного и того же объекта. Дело в том,  что  эффективная  политика,  результативность деятельность любой организации во многом зависит от того, как  их  понимает общественность: является ли организация хорошим членом  общества,  приносит ли она общественную пользу и  т.  п.  Именно  это  и  лежит  в  основе  так называемой рекламы «престижа» или «институциональной рекламы»,  как  самого сложного вида рекламы – реклама PR. При  этом  имидж  наделяет  объект  при помощи ассоциаций качествами, которые не обязательно имеются в реальных его свойствах. Они задаются в зависимости от целей тех, кто «создает  образ»  и обладают социальной значимостью для воспринимающих его. 

Приобщение  организации  к  ценностям  других,  чтобы  действовать   в
   интересах общественности.
     Для старой администрации в условиях  командно-административной  системы понятие «выгодно» применялось исключительно  для  государства.  В условиях развития  демократии  и становлении гражданского  общества  необходимость взаимовыгодного   сотрудничества,   забота   о   благоприятном    отношении общественности к деятельности  органов власти  – это основа  проведения сильной  и  уверенной   социальной   политики   с   адекватной   социальной ответственностью.
     Смысл деятельности PR в рассматриваемой функциональной ситуации как раз и состоит в том, чтобы прояснять интересы  и  ожидания  общественности  для того, чтобы:
        1)  обеспечивать   руководство   социальных   служб   информацией   об общественном мнении и оказывать им помощь  в  выработке  адекватных ответных мер;
        2)  поддерживать  руководство   в  состоянии  готовности  к   различным переменам, путем заблаговременного предвидения тенденции.
     Властные структуры вынуждены вмешиваться в дела населения или выдвигать перед ним новые требования, и тогда люди либо  поддерживают  эти  действия, либо вынуждены  защищать  свои  интересы.  В  результате  в  демократически правовом  государстве   общественное   мнение   становится общепризнанным инструментом и способом завоевания и удержания благорасположения, депутации власти.
     Общественное мнение – это аккумулированные оценочные суждения (взгляды, побуждения) социальных групп,  общностей  по  вопросам,  представляющим  их общие интересы. Дело в том, что какую бы из сфер жизни общества  мы  бы  ни выделили – духовно-идеологическую,  политическую,  социально-экономическую, культурную и т. п., общественное мнение во многом  определяет  характер  их бытия и процессы развития.
   Функционируя  в  духовной  идеологической  сфере,  общественное  мнение оказывает воздействие прежде  всего  на  процесс  восприятия  и  трансляции духовных ценностей. Кроме того в своей информационной функции общественное мнение служит в качестве источника информации  для идеологов и средства обратной связи между ними и общественностью.
   Значимые  механизмы  формирования  массовых   социальных   оценок   для  формирования  таких  духовных   образований   как   стереотипы,   традиции.
   Обусловленное интересами и  ценностями социального субъекта  общественное мнение в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения выживания и развития. В обеспечении данных процессов общественное мнение участвует через функции воспитания и социализации.  Также следует отметить, что суждения и оценки общественности, это по существу, та среда, в которой живет идеология.
   В культурной сфере общественное  мнение  также  есть  элемент  процесса воспроизводства и трансляции духовных ценностей, традиций, обрядов и т.п.
   Результатами  функционирования общественного мнения в  культурной  сфере могут  быть:
    изменения в культурной политике государства;
    изменения в деятельности культурных институтов и СМИ;
    возникновение и исчезновение  культурных  и  эстетических  традиций, школ, стилей;
    приход и уход эстетических лидеров, деятелей культуры и искусства;
    изменение в сознании и поведении людей в сфере культуры.
   Роль  общественного мнения в политической сфере также очень велика. Этот феномен связан с  реализацией  как  общих  (политической  социализации  и включения  в  политику),  так  и  процессуальных  (выражение  и  интеграция интересов, принятие и выполнение политических  решений)  функций  политики, встроен в осуществление процессов политического руководства.
   Общественное  мнение выступает как  полноправный  участник  политических процессов,   реализуя, прежде   всего, свои социологические функции (адаптирующие, культуронаследование и социорегуляции).
   Общественное  мнение участвует и в проведении экономической и социальной политики. Особенно важна его связь с процессами обеспечения прогнозирования и планирования экономического и социального развития.
   Выявление   массовых   общественных   оценок  является    неотъемлемым компонентом социального планирования. Изучение  субъективных  характеристик удовлетворенностью   жизнью,   трудом,   степени   нуждаемости   и   уровня обеспеченности является основанием для  социального  планирования  на  всех уровнях управленческой иерархии.
   Разработка  и реализация систем социальной защиты, оценка  эффективности их  функционирования  также  невозможна  без   обращения   к   исследуемому феномену.
   Кроме  того,  общественное  мнение  наряду   с   правовыми   правилами, осуществляя  функции  регулирования,  консультирования  и  контроля  снизу, способствует снижению произвольности в отправлении власти и злоупотреблении со  стороны  агентов  власти.  Данная  критическая  функция  общественности является необходимой для создания форм демократического  принятия  решений, где центральной становится направленность  коммуникаций  органов  власти  и общественности   на   взаимопонимание   в   определении,   планировании   и осуществлении социальной политики.
   Поэтому   чем   выше   обеспеченность   уровня   готовности   властных, управленческих структур действовать в кризисных ситуациях,  тем  быстрее  и безболезненнее они разрешаются. Деятельность PR и направлена  на  убеждение людей  в  правильности  работы  властных  структур  и   усилении   местного самоуправления общественным авторитетом, нахождении выходов  в  конфликтных ситуациях, опираясь на знания интересов и ориентацию общественности.
   Специалисты  по  PR  в   государственных   структурах   руководствуются определенными правилами, механизмами формирования общественного мнения.
   a) Во-первых, учет уровней ОМ:
       - уровень массовой оценки, ценностного  отношения к явлениям;
       - уровень массово-волевого побуждения  к действию, т. е.  слияние   оценки со стремлением к изменениям;
       - уровень массового поведения,  т. е. слияние настроений и  действий;
   b) Во-вторых, учет этапов формирования  ОМ:
       - возникновение чувств и представлений  (общая информированность);
       - столкновение различных мнений (обработка одних другими);
       - распространение «типизированного» мнения  в определенном  социальном ареале;
       - воздействие ОМ на поведение  людей
   c) В-третьих, учет механизмов формирования  ОМ:
       - спонтанно, в процессе жизнедеятельности  людей (образ  жизни,  массовая культура и т. д.);
       - организационно-информационных: пропаганда, реклама, СМИ. 

   1.3. Социальная реклама на службе третьего сектора: опыт России и США 

   Большинство   акций   в   сфере    PR    переплетены    с    престижной (институциональной)  рекламой,   которая   создает   правильное   понимание общественностью   места   и   роли   организации,    ее    руководства    в жизнедеятельности  общества  и  общины,  их  социальной  ответственности  и приносимой пользе. Существует два подхода престижной рекламе:
       1. Первый  – информирование  общественности  о том,  что организация является хорошим членом общества и  вносит  вклад  в  благосостояние региона.
          Данная задача решается по  следующим основным направлениям:
             а) поддержание и  развитие  инициатив  предпринимателей,  подающих надежды;
             б) содействие новым возможностям  образования для молодежи;
             в) содействие  разнообразной   творческой  деятельности  (культура, искусство) и консолидации общества;
             г) поддержка усилий и помощь в защите окружающей среды и повышении качества жизни;
             д) поддержка усилий по обеспечению  общественной безопасности;
             е)   участие  в  официально  разрешенном  лоббировании   интересов региона, местного самоуправления.
       2.  Второй  –   систематическое   представление   широкой,   масштабной информации  по   вопросам   жизнедеятельности   властных   структур, интересующим общественность.
   Основные  направления:
          а) демонстрация близости к  другим  организациям  и  гражданам  через установление, поддержание и расширение контактов с ними.
   б) демонстрация уважения  к  организациям  и  гражданам  стремлением информировать общественность о существе принимаемых решений;
   в)  демонстрация «отзывчивости» властных структур, делая  их работу более открытой и демократичной  для  граждан,  включая  их  в  сферу политического управления;
          г)   пропаганда   образцов   исполнения   должностных   обязанностей представителями государственной  службы;
          д)   противодействие  распространению   неблагоприятных   слухов   и сведений.
   Вообще  для многих в России социальная реклама  – относительно новый феномен, но  в  США  уже  давно  обращаются  к  ней  в  рамках  PR  компаний.   Само словосочетание  «социальной  рекламы»  -  калька  с   английского   «social advertising». В США для обозначения такого типа  рекламы используют  также термины  public  service  advertising   и   public   service   announcement (сокращенно PSA)
   Всем  известно:  рекламу  создают  для  того,  чтобы  побудить  человека предпринять какое-то действие, например, купить товар. Создатели социальной рекламы такой задачи не ставят. Цель PSA – изменить  отношение публики к какой-либо проблеме,  а  в  долгосрочной  перспективе  –  выработать  новые социальные ценности. Предметом социальной рекламы  является  идея,  которая должна обладать определенной социальной ценностью. Такая реклама рассчитана на самую широкую  аудиторию,  которую  волнуют  общечеловеческие  проблемы: борьба с насилием, охрана природы, здоровье детей, СПИД и т.д.  Она может затрагивать также интересы более узких групп населения,  например,  жителей какого-либо города, озабоченных чистотой воды в местном водоеме.
   Общественные  организации США впервые  занялись  социальной  рекламой  в 1906 г.: американская гражданская ассоциация призвала  защитить  Ниагарский водопад от бесчинства, творимого электрическими компаниями. А правительство стало использовать PSA еще в годы гражданской  войны,  публикуя  бесплатные объявления о найме в армию, о продаже государственных облигаций,  превратив социальную рекламу в мощное средство пропаганды.
   Когда Америка вступила в первую Мировую  войну,  был  образован  комитет общественной информации, который разъяснял населению, почему  страна  ведет войну и что нужно делать, чтобы ее выиграть. В 1942 Комитет  преобразовался в Рекламный совет, взявший на себя задачу «мобилизовать нацию для  победы». В послевоенные  годы  Совет  занялся  планированием  работы  по  социальной рекламе.
   Совет декларирует  свою  независимость  от  государственных  дотаций  и поддерживается американскими деловыми кругами, включая индустрию рекламы  и коммуникации.  Рекламные  кампании,  организованные  им  служат   интересам «публики в целом»,  а  не  отдельных  групп.  Темы  предлагает  федеральное правительство  и  некоммерческие  организации   (НКО).   Совет   занимается планированием, созданием и  размещением  социальной  рекламы,  координирует работу рекламных агентств, участвующих в производстве рекламы.
   Американские  компании и корпорации не только  финансируют деятельность Рекламного совета, но и сами тратят деньги  на  разработку  PSA.  Например, известная  косметическая  фирма  “Avon”  финансировала  создание  кампании, посвященной раку груди. Компания “Pilot Pen”, выпускающая ручки,  потратила несколько миллионов долларов на кампанию о СПИДе.
   Затраты на размещение рекламных объявлений составляют  более  800  млн. долларов в год.  Только  телекомпания  CBS  ежегодно  показывает  17  тысяч рекламных сюжетов, посвященным социальным проблемам. Если реклама поднимает серьезную социальную проблему, место или время в СМИ выделяется бесплатно.
   В 50-е и 60-е годы Рекламный  совет  достаточно  консервативно  выбирал темы для рекламных кампаний, и они не вызывали особых споров и  разногласий в обществе: Совет призывал писать письма солдатам, которые воевали в Корее; пристегивать ремни безопасности;  спасать лес от  пожаров.  Число лесных пожаров действительно стало на половину меньше, сократилось число  дорожно-транспортных происшествий и т.д.
   Под влиянием общественной критики  совет  изменил  свою  политику.  Для рекламных кампаний стали избирать “горячие”  небезобидные  темы,  например, войну во Вьетнаме. Рекламный совет оказался первым, кто вынес на обсуждение проблемы неграмотности среди американцев,  насилия  над  детьми,  СПИДа.  К проведению  кампаний  привлекли  много  правительственных  и   общественных организаций: службу иммиграции, министерства связи и здравоохранения.
   Реклама мер защиты  от  СПИДа  превратилась  в  кампанию  национального масштаба – это,  пожалуй,  одна  из  самых  больших  заслуг  Совета.  Новая кампания рассчитана на женщин в надежде на то, что они будут более открыто обсуждать  СПИД  в  семье,  и  проблема  станет  предметом  более  широкого обсуждения. На производство ролика “СПИД: чем больше вы знаете, тем  меньше риск“ правительство потратило 670'000 долларов.
   Опыт американцев доказывает, что PSA – эффективное  средство  борьбы  с социальным злом.  Такая  реклама  меняет  отношение  людей  к  повседневной реальности, а вслед за этим меняется и их поведение.
   В 1987 г.  был  создан  образ  водителя,  который  не  пьет  за  рулем: «Трезвость за рулем». И этот образ превратился в новую социальную ценность.
   Число смертей в автомобильных авариях, вызванных алкогольным опьянением, за последние семь лет уменьшилось на 20%.
     Рекламная  кампания  по  борьбе  с  курением  в  Калифорнии   заставила отказаться от сигареты в три раза больше калифорнийцев, чем  в  среднем  по стране. Есть и обратная закономерность:  как  только  на  ТВ  стало  меньше рекламы о вреде наркотиков, кривая роста наркомании среди подростков  пошла вверх.
   Американские  агентства считают необходимым  для  своей  профессиональной репутации работать  над  PSA.  Американская  рекламная  федерация  ежегодно присуждает премии за лучшие работы в сфере социальной рекламы  в  номинации Public Service. Некоторые PSA традиционны,  и выступали против  курения, пьянства за рулем насилия над детьми. Однако PSA осваивают и новые темы.  В прошлом году награды удостоен рекламный щит «В Лос-Анджелесе  трудно  найти пару хороших легких. Становитесь донорами!»
   В Америке считают, что социальная реклама 90-х годов –  это  проявление доброй воли общества. Те, кто создает PSA, хотят выработать  новую  систему ценностей, которая поможет достичь общественного согласия и  гармонии.  Как романтики, они верят, что немного изменят мир к  лучшему.  Как  прагматики, они знают: профилактика обходится дешевле, чем лечение. К тому же,  хорошие идеи нуждаются в рекламе гораздо больше, чем плохие.
   В России социальной рекламой занимается лишь считанное число  рекламных агентств. Главным двигателем развития социальной рекламы является Рекламный совет, созданный в 1993 г. по инициативе рекламной фирмы «Домино».
   В   Рекламный    совет,    объединяющий    на    добровольной    основе единомышленников, входят СМИ:  редакции  газет  –  «Комсомольская правда», «Семья»,  «Труд»,  «Вестник  благотворительности»;  телекомпании   –   НТВ, Останкино, МТК; радиостанции – «Европа плюс», «Маяк», «Радио России»,  «Эхо Москвы»; общественные организации – Женский  либеральный  фонд,  Московский фонд Милосердия  и  здоровья,  благотворительный фонд  «Сопричастность»  и некоторые другие.
   Цель  Совета  –  создавать  единый  рекламный  продукт  по   социальной проблематике. После того, как выбрана новая тема рекламной кампании,  Совет разрабатывает макет для  печатных  СМИ,  выпускает  видео-  и  аудиоролики.
   Принципиальная  позиция Совета состоит в том, чтобы не ставить  своей  марки на рекламной продукцию. Его члены и те,  кому  близка  идея  той  или  иной рекламной кампании, предоставляют ей место на полосе и эфирное время.
   В числе рекламных кампаний, проведенных  Советом, такие, как:  отношения в семье «дети-родители» («Они  выросли  и  забыли  своих  родителей.  А  вы помните? Позвоните родителям»), отношение к детям в семье («Чтобы вырастить цветок, нужно много  сил.  Дети  не  цветы,  подарите  им  больше  любви»), отношение к жизни («Это пчелы. За них все решила жизнь. Мы  же  строим  свою жизнь сами. Не бойтесь перемен»).
   С 1995г. деятельность по производству по размещению социальной  рекламы регулируется статьей 16-й Федерального закона «О рекламе». 

1.4.  Информационно-коммуникативная модель связей с общественностью 

     Деятельность  службы  связей  с  общественностью  носит  информационно- коммуникативный характер, заключающей в  себе  передачу  параметров,  обмен информации в процессе двустороннего общения  социальной  организации  и  ее общественности   как   условия   установления   и   поддержания   отношений взаимопонимания,  доброжелательности  между  ними.   Непрерывный   характер отношений  с  общественностью  можно  представить  в  виде   информационно- коммуникативных   моделей,   отражающих   цикл    двустороннего    общения, психологические механизмы, которые работают в ситуации коммуникации.
   Основные  виды коммуникаций, которые  применимы  к  сфере  социальных услуг:
        1. реклама;
        2. поддержка (стимулирование) пользования  услугой;
        3. работа с общественностью;
        4. личное участие.
   Опыт  стран с развитой социальной  сферой  показывает,  что  значение маркетинга возрастает. Это объясняется:
        1. расширением объема оказываемых  социальных услуг;
        2.  усложнением  задач,  решаемых  в  социальной  сфере   (наркомания, преступность и т.д.);
        3.  отсутствие  конкуренции,  так   как  в  основном  этими   проблемами занимается государство и немного – общественные и благотворительные организации.
   В связи с этим, нужно  создание  необходимого  механизма  реализации идеи социальной помощи. В России   эти  обстоятельства  имеют  место,  но ситуация усложняется недостаточным финансированием социальных услуг.
   Функции коммуникации социальных услуг:
        1. информационная: какие услуги есть, где  они  оказываются,  есть  ли выбор (варианты);
        2. формирование  новых  поведенческих   установок  (отказ  от  курения, антиалкогольная  пропаганда  и  другие  элементы  здорового  образа жизни);
        3. создание положительного имиджа  социальных служб и НКО, и   наоборот, преодоление отрицательного образа организации у клиентов;
        4. консолидация усилий социальных  учреждений  и  спонсоров   в  решении социальных проблем;
        5.   формирование   каналов   "обратной   связи"   между   социальными организациями и клиентами для контроля действия системы и  внесения необходимых корректировок.
   Ф. Котлер выделяет следующие элементы эффективных коммуникаций с  точки зрения этапов планирования:
   Первый  этап: выявление целевой аудитории, которая  может  состоять  из отдельных лиц, групп, широкой публики. Необходимо следующее:
        1. выявление статуса и роли: четкое  представление о целевой  аудитории оказывает определяющее влияние на решение о том, что,  как,  когда, где, от чьего имени сказать;
        2. определение желаемой ответной  реакции.
   Динамика  основных состояний сводится обычно к трем уровням:
        1. познание – осведомленность  / неосведомленность, знание / незнание;
        2. эмоции – благорасположенность / недоброжелательность, предпочтение /    нейтральность,    убежденность    /    отсутствие    ценностей направленности;
        3.    поведенческое    проявление    –    совершение    действия / нерешительность.
   Второй этап: выбор эффективного обращения. Для этого нужно  решить  три проблемы: что  сказать  (содержание  обращения),  как  сказать  убедительно (структура обращения), какова форма обращения.
   При определении содержания обращения,  нужно  выделить  мотив, который заинтересовал бы клиента. В их числе:  личная  выгода  получить  какую-либо льготу, страх потерять  здоровье  (регулярно  проходить  диспансеризацию  у врача), чувство сопричастности к преодолению  каких-то  негативных  явлений (наркомания и так далее).
   Третий  этап: выбор средств распространения  информации, в том числе:
        1. личная коммуникация, когда общаются  двое или более  лиц,  при   этом могут  участвовать  потребители,  эксперты,  члены  семьи   ("канал молвы");
        2. неличная коммуникация
            . визуальная (ТВ)
            . звуковая (радио)
            . письменная (e-mail)
            .  мероприятия   событийного   характера   (презентации,   юбилеи,
              празднование социальных праздников: дня  молодежи,  дня  пожилых
              людей и так далее).
   Четвертый  этап:  выбор   свойств,   которые   оказывают   существенное воздействие на аудиторию.  Нужно  выделять  источники,  которые  пользуются доверием, являются авторитетами  у  определенных  групп  общества  (лидеры, артисты, общественные деятели).
   Пятый этап: учет информации "обратной связи" с клиентом. Сбор  сведений может происходить:
           . лично (в момент продажи услуги);
           . анкетирование в ходе проведения  каких-то рекламных мероприятий;
           . телефонные и другие интервью.
   Большое значение при планировании коммуникации  будет  иметь  "обратная связь" как обязательный элемент  регуляции  процесса  общения  и  выявления эффективности деятельности службы PR.
   Что касается социальной рекламы, то для  нее, как и для  любой  рекламы, при этом необходимо выяснить: узнает ли общественность сообщение, принимает ли его, какие моменты из  него  запомнила,  и  сколько  раз  видела;  какие чувства возникли по поводу этого  сообщения;  каким  было  ее  отношение  к данной социальной организации в прошлом и какое стало теперь.
   Как уже говорилось выше, важную роль в  коммуникации  социальных  услуг играет реклама. С ее помощью решается много вопросов, в том числе:
           . информация об услуге
           . приспособление услуги к потребности различных групп клиентов
           . регулирование объема и качества  предоставляемых услуг
           . привлечение средств спонсоров  для развития социальных услуг
   С учетом этих целей в Российском законодательстве  впервые  использован термин "социальная реклама". В статье 18 Федерального  закона  "О  рекламе" (принят Государственной Думой РФ в июне 1995 года) отмечается:  "социальная реклама представляет общественные и государственные интересы  и  направлена на достижение благотворительных целей".
   В  законе установлены определенные  правила   размещения   социальной рекламы:
          a.  в  ней  не  должны  коммерческие  организации  и   индивидуальные предприниматели, а также конкретные марки (модели) их товаров;
          b. размещение социальной рекламы   в  средствах  массовой  информации должно производится в  пределах  5%  эфирного  времени  (основной печатной площади);
          c.   рекламораспространители,  которые  не  являются   организациями средств массовой информации, обязаны размещать социальную рекламу в пределах 5% годовой стоимости предоставляемых услуг;
          d. рекламопроизводители обязаны  предоставлять услуги  по  социальной рекламы в  пределах  5%  годовой  стоимости  предоставляемых  ими услуг;
          e. производство  и  распространение   социальной  рекламы  признается благотворительной  деятельностью  и  пользуется  соответствующими льготами.
   В связи с этим преимущественно  используются следующие методы:
          1. регулярное проведение пресс-конференций;
          2. регулярная публикация материалов о деятельности социальных  служб и организаций;
          3.  выпуск  годовых  отчетов,  социальных  балансов   с   подробными комментариями (например, баланс занятости населения и т.д.);
          4. проведение презентаций, экскурсий;
          5.  участие  в  подготовке  и  повышении  квалификации   в   учебных заведениях, где готовят социальных работников, юристов;
          6. создание обществ, клубов, союзов, центров;
          7. поддержка научных работ.
   В качестве примера работы с общественностью  можно назвать перечень ряда социальных    дней,    устанавливаемых     государством,     международными организациями:
           . 1 октября – День пожилого  человека
           . 10 ноября – День молодежи
           . 13 ноября – Международный день  слепого человека
           . 14 ноября – День борьбы против диабета
           . 16 ноября – День отказа от  курения
           . 17 ноября – Международный день  студента
           . 19 ноября – Всемирный день  иммигранта
           . 20 ноября – Всемирный день  приветствий
           . 3 декабря – День инвалидов
           . 10 декабря – День прав человека
           . 16 декабря – Всемирный день  детского телевидения
           . 22 декабря – День беременных женщин
           . 1 июня – День защиты детей.
   По  каждому  из  этих  событий  может  быть   разработана   специальная программа,  которая  призвана  обеспечить  усиление  внимания  общества   к конкретной социальной проблеме, услуге и к организации.
   Таким образом, коммуникативный подход позволяет  взглянуть на проявление механизмов   функционирования   и   технологии   управления   PR,   которые способствуют   установлению   и   поддержанию   общения,   взаимопонимания, расположения   и   сотрудничества   между   социальными   организациями   и общественностью. 

   1.5. Роль СМИ в связях с общественностью 

   Деятельность  СМИ в обществе развертывается благодаря  широкому комплексу им функций, методов и форм, что обеспечивает  их  значительное  влияние  на общественное мнение и сознание, на массовое поведение людей.
   Собственно   управленческий   эффект   журналистики    проявляется    в преобразовании социальной действительности, главным  образом,  в  изменении поведения массовой аудитории, институтов, коллективов, социальных  групп и отдельных личностей.
   Через СМИ  реализуются  права  граждан,  коллективов,  союзов  и  групп населения. Представляя их интересы, журналистика  использует  такие  методы как убеждение, организацию  и  моральное  принуждение.  Решающим  фактором, обеспечивающим реализацию назначения СМИ в обществе, является их авторитет. Он зависит от степени удовлетворения потребностей аудитории  и  общества  в целом.
   СМИ  играют  большую  роль  в  реализации  государственной   социальной политики, но по сравнению  с  материалами  политического  и  экономического плана, публикациям на  социальные  темы  в  центральных  газетах  отводится недопустимо малое место. Не существует в структурах редакций подразделений, которые бы занимались этой проблематикой.
   Но  все же, не смотря на отдельные различия в  количестве  публикаций  и жанровые особенности, газеты пытаются создать единый информационный  поток, направленный  на  осознание  проблем,  накопившихся  в  социальной   сфере.
   Обширность  социальной тематики позволяет редакциям газет  варьировать  ими, выбирая наиболее значимые с их точки зрения.
   Как правило, через СМИ  (ТВ,  радио,  периодическую  печать,  рекламные щиты, литовки и др.) осуществляется собственно массовая коммуникация.
   Существуют  различные виды массовой коммуникации. Например,  вовлеченная в  процесс  правового  регулирования,  массовая  коммуникация   приобретает существенные юридические качества, и таким образом, может  быть  определена как массово-правовая коммуникация. Она  может  иметь  двоякий  характер.  С одной стороны, способствовать противоправному поведению, или, больше  того, посягать на определенные права  и  свободы  физических  и  юридических  лиц (например, клевета и другое). С другой стороны,  стимулировать правомерное поведение (например,  путем  демонстрации  стабильности  правовой  нормы  и неотвратимости ее применения). То  есть  масс-медиа  далеко  не  однозначно выполняет свое социальное предназначение.
   Одним  из  аспектов   массовой   коммуникации   является   криминализм.
   Существует  два  явления   массово-коммуникационного   характера,   которые рассматривают  как  очень   активные   факторы   в   системе   детерминации преступности:
          1. криминализация населения, особенно  молодежи и несовершеннолетних;
          2. виктимизация населения.
     То и другое явление возникает, в частности, под  усердным  воздействием системы  массовой  коммуникации. У населения   формируется   негативное представление о правоохранительной системе, неверие в ее возможности.
     Вряд ли нужно доказывать тот факт, что в массово-правовой коммуникации прогрессирует негативные информационные процессы, то есть криминогенного (в том числе и  криминального)  характера.  Более  того,  криминальный  мир  с помощью  системы  массовой  коммуникации  формирует  идеологическую  основу современной преступности в России.
   Также  далекие  от  понимания  тактических  и  методических   тонкостей оперативных  служб  представители  прессы  спешат  выдать   населению   так называемую объективную информацию о чрезвычайном событии, "расшифровывают" тактические приемы контртеррористических подразделений, выставляют зачастую террористов чуть ли не как  народных  героев,  что  существенно  затрудняет деятельность  правоохранительных  органов  спецслужб   по   предупреждению, обезвреживанию акций террористов.
   В рамках прикладного исследования был  проведен опрос населения в городе Новосибирске (всего опрошено 50 человек). В частности, были получены  такие результаты:  80%   респондентов   положительно   относятся   к   обращениям правоохранительных  органов  к  гражданам  с  просьбой  сообщить  о   месте нахождения  разыскиваемых  лиц  в   связи   с   совершением   преступления. Отрицательное отношение к этому выразили лишь 4%.
   Что интересно, к факту обещаемого поощрения за сообщение отношение было неоднозначным: 36% опрошенных относятся к  этому  положительно,  а  48%  не одобряют обещанную награду.
     Главным   мотивами,   которыми   руководствуются   люди,   сообщая    в правоохранительные органы о  лицах,  совершивших  преступление,  опрошенные указали следующее:
          1.  опасение  за  других  людей,  может  быть  даже  за  себя,  ввиду возможности  оказаться жертвой преступления (52%);
          2. искреннее и бескорыстное желание  помочь правосудию (30%);
          3. желание получить вознаграждение (5%).
     По мнению части опрошенных, местная пресса не  играет  большой  роли  в поддержании порядка;  50%  респондентов  полагают,  что  она  незначительно способствует поддержанию правопорядка; 30% говорят, что подобной  поддержки со стороны прессы нет совсем,  а  16%  даже  убеждены,  что  пресса  вредит правоохранительной деятельности. Возможно, немалую роль в подобных данных сыграл низкий уровень  доверия и к нашей прессе, и слабый  имидж  правоохранительных  органов.  На  Западе отношение к полиции и к закону совершенно иное, чем в России.
   Миллионы  долларов были вложены американским правительством  в  создание благоприятного имиджа и доверия службам ФБР  и  местных  правоохранительных органов.  Были  проведены  огромные  PR-компании,  этой  цели   служили   и многочисленные комиксы с  положительными  героями-полисменами  и  не  менее многочисленные фильмы и сериалы о работе этих служб.
   В России же подобный опыт работ PR-компании очень мал,  практически  не наблюдаем. При всей остроте газетных публикаций, они вряд  ли  значительно влияют  на  практические  результаты,  поскольку  изданиями  не  проводятся основные идеи  по  реформированию  социальной  сферы  и  не  вырабатываются надлежащая система контроля за реализацией высказанных деловых предложений. Например, газета добивается успеха в том случае, если придерживается четкой принципиальной  линии,  проводит  долговременные  акции,   печатает   серии серьезных статей по актуальной социальной тематике, всесторонне анализирует основные проблемы, избегает случайных публикаций.
   Известно,  что  специалисты  по  PR  –  посредники  в   общении   между организацией и публикой, и от них во многом зависит успех диалога.
   Сотрудники  отдела по связям с  общественностью  обеспечивают  освещение деятельности  организации  в  СМИ,  снабжая   журналистов   оперативной   и достоверной информацией, занимаются мониторингом ОМ,  дают  рекомендации  о том,  что  предпринять,  если   у   аудитории   сложилось   неблагоприятное впечатление об организации.
   Важная  задача  работников  PR-отделов  –   установление   двусторонних отношений между организацией и общественностью и надежной обратной связи. В целом, эти специалисты влияют на поведение и представление людей, оказывают воздействие на отношения между организацией и общественностью.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.