На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ государственной поддержки малого предпринимательства в России и за рубежом

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 04.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
     

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..

 
4
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА  МАЛОГО БИЗНЕСА И НЕОБХОДИМОСТЬ  ЕГО ПОДДЕРЖКИ.....................….  
7
1.1. Этапы развития малого бизнеса в России……………….. 7
1.2. Сущность и  понятие "малого бизнеса"………………...... 19
1.3. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса………………………………………………..........  
24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОДДЕРЖКИ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ..................  
29
2.1.  Особенности развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Китае……………………............  
29
2.2. Анализ систем государственной поддержки в  Германии ……………………………….…………………  
37
2.3. Опыт США  по государственной поддержке малого бизнеса ………………………………..…………………..  
43
ГЛАВА 3. ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ…………………………………………………  
54
3.1. Роль малого бизнеса в экономике России………………. 54
3.2. Оценка государственной  поддержки малого бизнеса на федеральном  и региональном уровнях……..……………  
60
3.3. Проблемы малого бизнеса в России и пути их решения………………………............................................  
77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 93
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………. 96
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………. 98
 

Введение

     Малое предпринимательство – необходимый  элемент рыночной системы. Малое  предпринимательство представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны.
     Границы малого предпринимательства зависят  от законодательно установленных государственными органами критериев, констатирующих сущность этого понятия.
     Высокий уровень развития малого предпринимательства  является важным условием успешного  функционирования любой рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формирую его в объеме 40-50%.
     Успешное  функционирование малых и средних  предприятий создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкуренция; создаются дополнительные рабочие места, повышается экспортный потенциал; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
     В развитых странах для малых и  средних предприятий создаются благоприятные условия, например, высокие гарантии сохранения частной собственности, широкая хозяйственная самостоятельность, льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций.
     Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества.
     Однако  должного развития этот сектор экономики  России не получил в силу ряда обстоятельств, которые выделяют сами предприниматели. Например, проблема стартового капитала, получение кредита; сложности, возникающие при регистрации, лицензировании, сертификации продукции или услуг; несовершенство нормативно-правовой базы; сложность ведения бухгалтерского учета; проблема чрезмерного налогового давления.
     Поэтому представляет интерес изучение опыта  развитых стран по регулированию  и поддержке малых предприятий, позволяющих добиться высоких результатов.
     Целью данной дипломной работы является проведение анализа формирования малого предпринимательства в зарубежных странах, использование их опыта для решения проблем малого бизнеса в России.
     В первой главе рассматриваются этапы развития малого предпринимательства в России, и теоретические аспекты малого предпринимательства. Сравниваются критерии отнесения предприятий к малым в различных странах, рассматриваются виды малых предприятий.
       Во второй главе проводится сравнительный анализ функционирования малых предприятий в зарубежных странах, а именно Китай, Германия, США. Рассматриваются направления этих государств в области поддержки малого предпринимательства, а именно основные законы, программы поддержки и развития, также приводятся последние статистические данные по количеству малых предприятий, доли их в валовом внутреннем продукте, налоговые поступления в бюджет, доли экспорта. Приводятся итоговые результаты финансирования малых предприятий государством.    
     Третья  глава посвящена оценке государственной  поддержки малого предпринимательства в России, а так же характеристике состояния малого предпринимательства в Тюменской области. Здесь рассматривается региональная структура местных органов поддержки малого предпринимательства и наиболее подробно анализируется деятельность Фонда развития и поддержки предпринимательства Тюменской области. В заключении приводятся некоторые проблемы и перспективы развития и поддержки малого бизнеса в Российской Федерации.
     Теоретической базой для написания данной работы послужили статьи о малом предпринимательстве различных российских и зарубежных периодических изданий, книжные издания о малом предпринимательстве, официальные сайты Интернет.
 

Глава 1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его поддержки

1.1 Этапы развития  малого бизнеса

        Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала  общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики.
       В течение 1980-х годов престиж малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря его способности изобретать новые товары и создавать новые рабочие места. Вследствие этого в последние годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.
     В реформировании российской экономики  еще со времен перестройки малые  предприятия (МП) взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 18% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.
     В российской истории малого бизнеса  можно выделить следующие этапы:
     Первый  этап  (1985-1987 гг.) - характерно зарождение  и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.
       Второй этап (1987-1988 гг.) - сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он  послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.
     Третий  этап (1989-1990 гг.) - связан  с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
     Четвертый этап (1991-1992 гг.) - характерны коммерциализация и появление среднего бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.
     1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми высокими  с середины 80-х годов темпами  роста числа малых предприятий  (в 2,1 раза) и численности занятых  в них. Этот факт носит феноменальный  характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не преодоленный до сих пор. [4, c.15-26]
     Статистические  данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых  предприятий стала тогда сфера  науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяйства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера народного образования (2,8 раза). [34]
     В то же время в 1992 г. в общей структуре  российского малого предпринимательства  произошло резкое уменьшение доли МП в сфере материального производства.
     По  широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательства. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных реформ МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важнейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
     Вместо  своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду  перестройки, в сфере МП стала  образовываться нормальная конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся  борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не означает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
     Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предпринимательства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности.
     Падение потребительского платежеспособного  спроса торговое малое предпринимательство  тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля быстро реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию российского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, так и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали возникать элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с "челночной" деятельности.
     К позитивной роли торговой и посреднической деятельности МП следует отнести  и их участие в создании новых  хозяйственных связей. Инициированная либерализацией цен и рядом других факторов (сдача позиций военно-промышленного  комплекса {ВПК}, утрата рынков стран Восточной Европы и пр.) полная "закупорка" ранее сложившихся каналов взаимосвязей между производителями, поставщиками и торговлей открыла широкое поле для деятельности малых фирм по снабжению и сбыту продукции. Конечно, для новых хозяйственных связей в полном объеме нужен новый технологический каркас экономики с соответствующими рыночными, высокоэффективными каналами движения товаров от производителей к потребителям. В стратегическом плане задача создания такого каркаса малому бизнесу не по силам, так как требует многих лет и огромных капитальных вложений.
     Однако  малый бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой  системе внутрикооперационных связей в российской экономике. Кроме того, он выполнял роль демпфера, спасающего многие предприятия от немедленного краха из-за разрыва прежних, хотя и неэффективных, но все же работавших хозяйственных связей.
     Рывок малого предпринимательства в сторону  торговой и посреднической деятельности стал также закономерной реакцией на введенный правительством налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому введение в практику хозяйственной жизни даже элементов нормальной налоговой ответственности должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей естественную реакцию отторжения. Но дело в том, что на эту реакцию наложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. При этом правительство и не рассчитывало на то, что кто-либо будет сразу же платить налоги в полной мере. Предпринимателей тем самым подталкивали к тому, чтобы искать и находить способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудноконтролируемыми наличными средствами, открывали большие возможности для ухода от налогов.
     В целом ситуация 1992г. может быть охарактеризована общепринятым термином "грюндерство". Малое предпринимательство было составным элементом этого массового процесса учредительства. Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников. Такие мотивации в сочетании с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, с надеждой на получение высоких доходов от достаточно простых видов работ и услуг не могли не породить крупномасштабного грюндерства. Подобное грюндерство объясняется не столько экономическими причинами, сколько общими законами социальной психологии в их приложении к очевидной для России ситуации кардинального общественного перелома.
     Иллюстрацией  к вышесказанному может служить  массовое появление эфемерных фермерских хозяйств в суровых климатических  зонах и на низкокачественных  почвах, где с точки зрения экономической  целесообразности таких хозяйств в принципе не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную "лучшую жизнь" (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.
     Именно  этим объясняется феномен бурного  появления многочисленных частных  мелких фирм в условиях очень быстрого свертывания какого-либо спроса на научную продукцию из-за острейшего инвестиционного кризиса, спада инновационной активности и фантастического дефицита бюджетов всех уровней.
       Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.
     Шестой этап (1995 - 1998 гг.). На этом этапе отчетливо прослеживается нацеленность экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.
     В 1995 году образовывается Государственный  комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.
      14 июня 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.
     В 1995 году положение в малом предпринимательстве  характеризовалось следующими показателями: малых предприятий в Российской Федерации насчитывалось 875,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой.
     Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства приводит следующие данные. На 1 октября 1996 года насчитывалось 829 442 предприятия с численностью занятых 8 241 200 человек. На 1 января 1997 года малых предприятий стало более 842 тыс. с численностью занятых 8 618 300 человек. Большая часть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания — 43%, строительство и промышленность уступает — 32% (17% и 15% соответственно). Налоговая служба учитывает также 3,5 млн. предпринимателей без образования юридического лица, которые по законодательству являются субъектами малого предпринимательства. Однако для создания нормальной конкурентной среды малых предприятий должно быть значительно больше.
     И тем не менее с учетом временно занятых и членов семей почти 15— 18% населения России было связано с деятельностью малых предприятий. [54]
     Направленность  деятельности государства в области  малого предпринимательства на этот период определяет «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996— 1997 гг.» (Утверждена постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256).
     Цель  этой Программы заключается в  том, чтобы обеспечить устойчивое  развитие   малого   предпринимательства  в   производственной, инновационной и других сферах экономики.  Эта Программа выдвигает следующие задачи:
      создание правовых, экономических и организационных условий для 
      устойчивого развития малого предпринимательства;

      целенаправленное      формирование      системы      государственной 
      поддержки малого предпринимательства;

      создание   новых   рабочих   мест,   открытие   и   поддержка   малых 
      предприятий;

      поддержка    деловой    и    инновационной    активности,    развитие 
      конкуренции на рынке товаров и услуг;

      инициирование       финансово-кредитных       и       инвестиционных 
      механизмов,      поиск      новых      источников       финансирования 
      предпринимательской    деятельности,    прежде    всего,    за    счет 
      собственных   возможностей   эффективно   развивающихся   малых 
      предприятий.

     Исходя  из цели и основных задач в Программе  предусматриваются основные мероприятия, направленные на выполнение всей Программы. Общий объем финансирования на 1996 г. был определен в размере 883,35 млрд. руб., в том числе 707 млрд. руб. — средства от приватизации объектов федеральной собственности должны были поступить в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, чего на практике в полном объеме не произошло.
     В этот период определенные усилия предпринимались и по формированию инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний, 44 технопарка, 60 информационно-аналитических  центров   малого   предпринимательства.   В первом полугодии 1997 года на развитие инфрастуктуры малого предпринимательства было выделено 9,3 млрд. руб., в т.ч. более 5 млрд. руб. было внесено в уставные фонды объектов инфрастуктуры Калининградской, Нижегородской, Саратовской, Томской областей, республик Ингушетия, Калмыкия, Карелия, Татарстан, Алтайского и Краснодарского краев, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа.
     После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий в феврале 1996 года выходит Программа «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие:
    упрощение процедуры регистрации;
    введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых 
    компаний, обслуживающих малый бизнес;

    перечисление   на   создание   новых   рабочих   мест   40%   бюджета 
    Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года);

    создание    гарантийного    фонда,    в    который    ежегодно    будет 
    отчисляться   не   менее   200   млн.   долларов   для   инвестиций   в 
    российский  малый  бизнес   со   стороны  иностранных  кредитных 
    организаций.

     Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе МП равна 20%.
     В этот период продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции и развития. Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. К середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий.
     Бюджетный голод сказался и на финансировании Фонда содействия. Из запланированных 115 млрд. руб. бюджетных средств Фонд в 1996 году получил 49 млрд. руб., а это, конечно, сказалось на эффективности деятельности Фонда, что выразилось в падении числа финансируемых проектов с 30—35 из 100 до 20. [3, c.112-114]
     Однако  этот этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Во многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.
     Очень острой остается проблема получения кредитов, которые жизненно необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой. В итоге задачи Федеральной Программы по насыщению товарного рынка конкурентоспособными отечественными товарами не решены.
     Существенным  фактором, мешающим цивилизованному  развитию отечественного малого предпринимательства, остается криминальность и криминализация самого малого бизнеса.
     Место и роль малого предпринимательства  определялась тем, что малые предприятия уже прошли определенный путь развития. Все эти годы они учились самостоятельно приспосабливаться к особенностям рынка, в некоторых случаях сумели вырабатывать правильную конкурентоспособную стратегию поведения. Малые предприятия активно диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную политику. Можно наблюдать сдвиги и в общей культуре ведения бизнеса. Происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где явно созрели условия для эффективного использования потенциала малого предпринимательства в интересах экономического роста, и восстановление хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.
     О вкладе малых предприятий в экономический  потенциал страны в предкризисный 1998 год говорят следующие показатели. Они в 1996 году произвели продукции и услуг более чем на 300 триллионов рублей (7% от всего объема, а с учетом предоставляемых услуг и выполняемых работ предпринимателями без образования юридического лица — почти 10%). В 1996 г. бюджеты всех уровней получили от малых предприятий 36,8 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет — 15,4 трлн. руб. Высок процент (86%) собираемости налогов у малых предприятий. Доля малых предприятий в ВВП составляет около 12%. По оценке Госкомстата России, в первом полугодии 1997 года именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместными предприятиями впервые в промышленности за последние годы произошел рост производства на 0,8%.
Однако  говорить о подлинном развитии предпринимательства в России было еще преждевременно. Положение большинства производителей являлось монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере; по существу не менялась роль государства в определении ориентиров и приоритетов предпринимательской деятельности. Государство все еще находится на уровне констатации факта о необходимости поддержки и конструировании программ поддержки малого предпринимательства.
      Седьмой этап (1999 - 2001 гг.). Для этого этапа становится характерным обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне. Именно это провозглашает своей целью Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 — 2001 гг. События августа 1998 года стали этапной вехой для развития отечественного малого бизнеса. Малые и средние предприятия, которые потеряли около 12 млрд. долл., можно считать главными пострадавшими от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от 25 до 35% малых предприятий фактически прекратили свою деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество которых для нашей страны для создания нормальной конкурентной среды должно достигать 3— 5 млн.) только 600 тыс. сохранили свой бизнес. Но и эти предприятия сократили численность персонала, снизили оплату его труда. В дополнении к этому, 45% исследуемых фирм показали снижение продаж в 1998г. по сравнению с 19% компаний, которые показали прирост, и 35% компаний, объем продаж которых оставался стабильным.[4, c.23-26]
     Особенность Российской федерации состоит в  том, что развитие предпринимательства в 90-е годы 20 века происходило в процессах трансформации ее экономики и перехода к политической демократии. В этих исторических процессах определяющая роль принадлежит государству. В отличие от России при формировании рыночной экономики в развитых странах Европы и США ведущая роль как основного двигателя экономического роста принадлежит промышленному производству.
     И все же предпринимательство начинает обретать свой статус, утверждая и регистрируя свое положение в соответствующих государственных учреждениях, приобретая при этом конституционные гарантии предпринимательской деятельности.
     В зависимости от ряда параметров и  признаков выделяют различные формы и типы предпринимательства: индивидуальное, единичное, коллективное, совместное, частное и государственное.
     Именно  от основных направлений развития предпринимательства зависит способность российской экономики стать конкурентоспособной на мировых рынках производства товарной продукции.

1.2. Сущность и понятие малого бизнеса

     Как следует из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
     Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
    численность персонала;
    размер уставного капитала;
    величина активов;
    объем оборота (прибыли, дохода).
     По  данным Мирового банка, общее число  показателей, по которым предприятия  относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
     Каждое  государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
     Например, в Великобритании отнесение предприятий  к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности  занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким – от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:
    оборот не более 2,3 млн.фунтов стерлингов;
    активы не более 1,5 млн. фунтов стерлингов;
    средняя численность занятых до 50 чел.
     В Германии определенное понятие о  малом бизнесе отсутствует, но в  соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к малым относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. евро. Малые и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.
     В Соединенных Штатах Америки федеральным  законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма – это фирма  имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5 млн.долл. и годовой прибылью не свыше 2 млн.долл.. В зависимости от  количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
    наименьшие – 1 – 24 занятых;
    малые – 25 – 99 занятых;
    промежуточные – 100 – 499 занятых;
    крупные – 500 – 999 занятых;
    крупнейшие – 1000 и более занятых.
     Во  Франции очень малыми предприятиями  считаются производства с числом занятых до 10 человек, малыми – от 10 до 100, средними от 100 до 500 и крупными свыше 500 человек. Малые и средние  предприятия составляют около 99% численности  всех предприятий и на них трудится примерно 67% всех занятых.
        В Японии к категории малых  и средних предприятий относятся  юридически самостоятельные компании  с числом занятых до 300 человек  или объемом основного капитала  до 100 млн. иен в отраслях обрабатывающей  промышленности, строительстве, транспорте, связи, в коммунальном хозяйстве; до 100 человек (или до 30 млн. иен капитала) – в оптовой торговле и до 50 человек (или 10 млн. иен капитала) – в розничной торговле и сфере услуг. Мелкие и средние компании составляют более 99% общего их числа и на них трудится свыше 80% всех занятых.
        В нашей стране, согласно принятому  14 июля 1995 г. Федеральному закону  “О государственной поддержке  малого предпринимательства в  Российской Федерации”, под субъектами  малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
        - в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
        - в оптовой торговле  – 50;
        - в розничной торговле и бытовом обслуживании  – 30;
        - в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
       Таким образом, определен критерий  выделения малых предприятий  – по численности работающих. Несовершенство данного критерия, да и других критериев также, очевидно. Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками.
     Поэтому главным критерием, позволяющим  отнести предприятие к малому бизнесу, должна стать его работа на локальном рынке – в данном городе. Очевидно, что такие фирмы будут выполнять главным образом социальную функцию, обеспечивать трудоустройство населения. Соответственно, налоговое давление на них должно быть минимальным, а все заботы по их развитию и поддержанию возлагаться на местные власти.
       Видимо универсальных критериев выделения малых предприятий, позволяющих безошибочно сортировать предприятия, не существует. Поэтому представляется целесообразным применение одновременно с количественными характеристиками качественных, например, ориентируясь на численность работников, определять по каждой отрасли, с учетом специфики производства. [32] 
 
 

     Виды  малых предприятий.
     Дадим краткую характеристику малым предприятиям.   Те, кто впервые сталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считают малые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этот перечень не могут быть включены. Малые – это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие – всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых предприятий.
         В этой связи становится очевидным,  для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятия определяются по их видам.
         Бытует и еще одно широко  распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловной связи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьи и совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.
        Если учредителем малого предприятия  является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое образование будет именно малым государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть и другие варианты.
        В то же время индивидуальные  и семейные частные предприятия,  названные так именно применительно  к учредителям, не могут быть  иного вида. То есть по таким  видам малых предприятий учредительство  и вид малых предприятий совпадают. [4, c.11]

  1.3. Необходимость государственной поддержки малого бизнеса

       Международный и отечественный опыт показывают, что развитие малого бизнеса является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости и сокращения безработицы.
     Развитие  малого предпринимательства, экономичного, возводимого в кратчайшие сроки, быстро осваивающего последние достижения технологии и способного активно  участвовать в дальнейшем ее совершенствовании, является, на наш взгляд, в современных  условиях России одним из центральных направлений преобразования народного хозяйства практически во всех отраслях материального производства и сферы услуг.
     Государственное регулирование - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя - от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг.
     Основная  цель системы государственной поддержки малого предпринимательства состоит в создании благоприятных условий функционирования и развития малых предприятий; условий, при которых они, не испытывая бюрократически - чиновничьего пресса и действуя в соответствии и рамках экономических законов рыночных отношений, становятся основным сектором экономики.
     Для реализации этой цели необходимо решение  комплекса задач, важнейшие из них:
     Во-первых, должна существовать научно-обоснованная, практикой проверенная правовая основа и взаимосвязанный, не противоречащий друг другу комплекс нормативно-правовых актов функционирования малого предпринимательства.
     Во-вторых, механизмы поддержки малого предпринимательства  должны предусматривать возможность предоставления на реализацию проектов развития малых предприятий ассигнований из бюджетов различных уровней государственной структуры.
     В-третьих, важна и необходима разработка и  реализация целевых программ развития малого предпринимательства на всех уровнях государственной структуры.
     В-четвертых, должна быть создана организационная структура государственных органов поддержки малого предпринимательства. На каждом уровне необходимы органы с четко определенными задачами и функциями. Наиболее целесообразно на высшем уровне сосредоточить функции разработки и реализации политики поддержки и создания благоприятных условий малого предпринимательства, а на муниципальном уровне - практической реализации механизмов регулирования и координации деятельности всех государственных и общественных структур в сфере развития малых предприятий.
       В-пятых, необходимо, чтобы политика  государственной поддержки включала положения о возможности разработки механизма осуществления взаимовыгодной совместимой деятельности и кооперации, как среди малых предприятий, так и их с субъектами крупного бизнеса.[13, c.23-24]
     Для    решения    задач    выделяют    такие    формы    государственной  поддержки    малого    предпринимательства    (государственные    прогнозы, целевые федеральные, региональные и муниципальные программы, а также индикативное планирование) и методы прямого воздействия (бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты) и косвенного (налоговая политика и льготы).
     В структуре системы государственной  поддержки малого предпринимательства выделяются три уровня — федеральный, региональный и местный, каждый из которых сам образует соответствующую систему; органы поддержки распределяются на три аналогичные группы. На каждом уровне воспроизводится их функциональная структура. [Приложение, рис.1]. Совокупность же элементов системы государственной поддержки представлена на рис. 2 [Приложение].
     Рассматривая  систему элементов государственной  поддержки малого предпринимательства, можно выделить субъективный и функциональный аспекты.
     Субъективный  аспект - это федеральные органы поддержки малого предпринимательства.
     Федеральные органы - это Президент РФ, Государственная  Дума и Правительство. Они определяют и создают условия для реализации политики государственной поддержки малого предпринимательства. Все основные положения функционирования и развития субъектов малого бизнеса отражаются в законах РФ, принимаемых Государственной Думой, указах Президента РФ и постановлениях Правительства; Государственная Дума утверждает на каждый календарный год разрабатываемый Правительством федеральный бюджет. В нем предусматриваются соответствующие средства на развитие малого предпринимательства.
     В настоящее время для малого предпринимательства  России важным аспектом является создание общественной инфраструктуры, призванной обеспечить его социальный статус. В состав инфраструктуры входят объединения предпринимателей, функционирование в рамках различных организационно - правовых форм: «объединения», «ассоциации», «союзы» и т.д.
     Функциональный  же аспект - это блоки системы  государственной поддержки малого предпринимательства по направлениям регулирования: организационный, финансово-кредитный.
     Главными  рычагами воздействия российского  государства на развитие малого предпринимательства являются федеральные и региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства. Основные направления и задачи федеральных программ, которые Правительство ежегодно перед представлением бюджета выносить на рассмотрение Федерального Собрания РФ, состоят в следующем:
    формирование   инфраструктуры   поддержки   и   развития   малых 
    предприятий;

    создание   льготных   условий   использования   субъектами   малых 
    предприятий    государственных    ресурсов,    а    также    научно- 
    технических разработок;

    установление   для   МП   упрощенной    процедуры   регистрации, 
    лицензирования,     сертификации     продукции,     государственной 
    бухгалтерской и статистической отчетности;

    содействие         развитию         торговых,         научно-технических, 
    производственных, связей с зарубежными государствами;

    организация      подготовки,      переподготовки      и      повышения 
    квалификации кадров для малых предприятий.

     Для реализации указанных направлений  в программы необходимо включать следующие меры:
    формирование   инфраструктуры   поддержки    (одновременно    на 
    местном, региональном и федеральном уровня);

    вовлечение в МП социально незащищенных слоев населения;
    выделение    средств    из    соответствующих    бюджетов    на    их 
    государственную поддержку;

    передача субъектам МП результатов НИОКР и инновационных 
    программ;

    передача   МП   завершенных   и   пустующих   объектов,   а   также 
    нерентабельных и убыточных предприятий на льготных условиях;

    обеспечение  возможности  первоочередного  выкупа  арендуемых 
    МП объектов недвижимости. [55, c.29-32]

     Исходя  из всего вышесказанного можно сделать вывод, что малый бизнес России в последние годы развивается опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом.
     Его развитие является, на наш взгляд, в современных условиях России одним из центральных направлений преобразования народного хозяйства практически во всех отраслях материального производства и сферы услуг.
     Регулирование малого предпринимательства на государственном уровне - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малых предприятий к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и защита потребителя - от недобросовестных продавцов и поставщиков товаров и услуг.
 

Глава 2. Анализ поддержки  малого предпринимательства  за рубежом.

2.1. Особенности развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Китае

     В последние годы в Китае отмечено небывало быстрое развитие малого бизнеса: заметно выросло число малых предприятий, повышается их способность получения прибыли. Об этом говорится в Докладе о развитии перспективных средних и малых предприятий за 2005 год, разработанном Китайской ассоциацией по оценке предприятий, Государственным комитетом по делам развития и реформ и Государственным статистическим управлением КНР.
     Экспертная  группа провела оценку состояния 273 тыс. негосударственных средних и малых предприятий. Итоги исследования показывают, что в 2001-2004 гг. показатели этой категории предприятий значительно выросли. В частности, количество новых предприятий увеличилось на 100 тыс. или 61,05 процента, удвоились их добавленная стоимость, доходы от продаж и прибыль.
     По  данным статистики, средние и малые предприятия составляют 99, 8% от общего количества предприятий в стране, это более 30 млн. малых предприятий численностью от 8 до 300 человек. На них приходится 55,6% ВВП, 74,7% дополнительной добавленной стоимости промышленной продукции, 46,2% налоговых поступлений и 62,3% экспорта, а также около 75% рабочих мест в Китае. Количество частных торгово-промышленных предприятий составляет 2,43 млн. ед., общий размер розничного сбыта достиг 2,8 трлн. юаней (70% от общего объема). [1]
     Информационная интернет-служба «Дунфан вэйцзюй» в течение 10 месяцев изучала отчетность 5 тыс. средних и малых предприятий, в результате чего были выделены 462 предприятия, поддерживающих ежегодный 30%-ный рост на протяжении трех лет. Из этих предприятий были выделены 200 хозяйствующих субъектов с наиболее динамичным ростом. [30]
     Согласно  результатам обследования, бурное развитие получили предприятия 8-ми отраслей, таких  как недвижимость, автомобилестроение, металлургия, производство химволокна и т.д. Предприятия 12-ти традиционных отраслей (добыча полезных ископаемых, химическая промышленность и т.д.) демонстрируют замедленные темпы роста. Предприятия новых отраслей и сферы высоких технологий также не показывают особенно высоких темпов роста.
     Стали появляться кредитные, финансовые и инвестиционные компании среднего и малого масштаба, растет доля среднего и малого бизнеса в сфере недвижимости. Производство медицинских товаров остается отраслью, в которой малый и средний бизнес проявляет себя особенно успешно. Производство автозапчастей – еще одна сфера, где некрупные предприятия успешно функционируют.
     Китайская Народная Республика исторически характеризуется обилием мелких малых предприятий в большинстве отраслей народного хозяйства, являясь многонаселенной страной с преобладанием сельского населения, последовательно проводит поддержку МП в течение уже более 20-ти лет.
     До  начала реформ МСП были представлены значительной частью государственных предприятий, городскими коллективными предприятиями и сельскими предприятиями народных коммун и производственных бригад.
     Провозглашенный с началом экономической реформы (1978 г.) курс на создание многоукладной  экономики с государственной  собственностью в качестве основы дал  толчок быстрому развитию малых предприятий различных форм собственности, в том числе индивидуальных и частных. Особенно бурно до середины 90-х годов развивались сельские волостные и поселковые предприятия, поглощавшие основную массу высвобождавшихся из сельского хозяйства крестьян (в «пиковом» 1996 г. здесь было занято 135 млн. человек).
     Рост  малого предпринимательства, носивший во многом стихийный характер, потребовал уточнения критериев данного  феномена.
     На  рубеже 80-х - 90-х гг. Госсовет КНР утвердил «Критерии разграничения крупных, средних и малых предприятий в промышленности» применительно к различным отраслям, основанные либо на годовых объемах производства (в подавляющем большинстве случаев), либо на первоначальной стоимости основных фондов.
     Например, к малым были отнесены металлургические предприятия с выплавкой менее 100 тыс. тонн стали и шахтоуправления с добычей менее 900 тыс. тонн угля в год, к средним—соответственно предприятия с выплавкой менее 600 тыс. тонн стали и добычей менее 3 млн. тонн угля. Соответствующие критерии были приняты и для строительных организаций. В последние годы китайская статистика использует для классификации предприятий показатель объема реализованной продукции, фактически отражая на общегосударственном уровне только деятельность так называемых «масштабных» предприятий с годовым объемом реализации не менее 5 млн. юаней (600 тыс. долл.).
     В столь крупный сегмент народного  хозяйства направляется довольно значительная часть совокупных общественных инвестиций (порядка 143 млрд. долл.). Более половины этих инвестиций составили самостоятельно изысканные средства, около 20% - внутренние кредиты, и лишь 6,2% - 22,4 млрд. долл. – пришлось на бюджетные инвестиции. Хотя официальная китайская статистика не публикует каких-либо сведений о распределении бюджетных инвестиций в разбивке на крупные, мелкие и средние хозяйствующие субъекты, с учетом сохраняющегося бюджетного акцента на поддержку крупных госпредприятий  можно уверенно утверждать, что средние и мелкие предприятия целевых инвестиций из бюджета на развитие получают ограничено. [45, c.140-146]
     Быстрый рост малого предпринимательства в  Китае в годы реформ был порожден не госбюджетной поддержкой, а снятием  государственных запретов по поводу их деятельности и их конкурентным преимуществом  по сравнению с  медленно разворачивавшимися в сторону требований рынка крупными госпредприятиями.
     Общественно-политический и юридический статус мелких и  малых предприятий различных  форм собственности был закреплен  в целой серии нормативно-правовых документов. Это, в частности, «Положение об аренде мелких промышленных предприятий общенародной собственности» (принято в 1988 г., пересмотрено в 1990 г.),  «Положение об управлении индивидуальной промышленностью и торговлей» (1987г.), «Положение о частных предприятиях» (1988 г.), «Положение о предприятиях коллективной собственности городов и поселков» (1991г.), «Положение о крестьянских паевых кооперативных предприятиях» (принято в 1990 г.). Кроме того, Постоянный комитет Всекитайского собрания народных представителей в 1996 г. принял Закон КНР о волостных и поселковых предприятиях, а в 1999 г. - Закон КНР о предприятиях, основанных на индивидуальных инвестициях. На малое предпринимательство распространяется также действие общих налоговых положений и Закона КНР о компаниях (1993 г.).
     Значительным шагом в направлении развития МСП стали принятые в июле 2000 г. Госкомитетом КНР по экономике и торговле «Директивы о политике поощрения и стимулирования развития малых и средних предприятий». Документ - первый такого рода за всю историю КНР – четко определяет типы малых предприятий, которые будут пользоваться государственный поддержкой. Это, в частности, предприятия бытового обслуживания, по переработке сельхозпродукции, экспортноориентированные, обеспечивающие высокий уровень занятости и комплексное использование природных ресурсов, а также инновационные научно-технические предприятия. Одновременно декларировано намерение более жестко «выбраковывать» предприятия технически отсталые, производящие некачественную или устаревшую продукцию, не соответствующие требованиям экологии и техники безопасности. Большое значение придается установлению кооперационных связей малых предприятий с крупными, созданию сети научно-технического и информационного обслуживания малого бизнеса, его подключению к электронной торговле.
     Малым предприятиям, профиль которых соответствует  приоритетам государственной производственной политике, предусмотрены:
     -  заметное расширение кредитно-залоговой  поддержки (на сегодня  трудности   с  получением кредитов испытывает  большинство малых предприятий);
     -  либерализация    каналов    привлечения     общественных средств (включая эмиссию облигаций);
     -  снижение бремени местных неналоговых  сборов, а в ряде случаев –  и определенные налоговые льготы (прежде всего - предприятиям, создаваемым  уволенными из госсектора работниками);
     - поощрение   участия   иностранных   предпринимателей   в создании  малых предприятий;
     -  введение упрошенной системы  регистрации;
    создание отлаженного механизма банкротства и рынка имущественных прав малых предприятий.
     В 2002 г., на базе указанной директивы был принят Закон КНР о поддержке и стимулировании МСП. Закон призван максимально уравнять малые и средние предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросах доступа к современной технике и рыночной информации, финансирования и банковского кредитования. Особое практическое значение имеют положения Закона об учреждении и функциях Государственного фонда развития малых и средних предприятий (финансируется за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых и средних предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах тем предприятиям данной категории, которые предоставляют значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. При подготовке данного Закона Китай широко использовал соответствующий опыт развитых стран (прежде всего Германии, США, Японии).
       Одним из способов поддержки малого предпринимательства в  области предоставления гарантий субъектам малого предпринимательства является Кредитный гарантийный фонд (далее сокращенно Фонд).
     Целью фонда не является получение прибыли. Цель - обеспечить гарантирование кредитов для предприятий, членов фонда. Этот фонд создан на основе принципов взаимопомощи и взаимной выгоды. Средства не могут использоваться непосредственно в финансовых сделках.
     Малые и средние предприятия, которые  имеют хороший кредит, хорошо продаваемую  продукцию и блестящее развивающееся будущее и которые соответствуют требованиям заемщика, согласно Главному положению (условию) Фонда, могут быть предприятиями – членами гарантийного фонда после предоставления и принятия заявки.
     Фонд  финансируется за счет правительства, коммерческого банка, основных платежей членов предприятий, процентов по фондовскому  депозиту и других доходов. Каждый член предприятия должен заплатить определенную сумму Фонду сроком не менее чем через год.
     Фонд  депонирует средства в отделении  банка в форме депозита. Средства не могут быть использованы в других целях, кроме как на гарантирование и вознаграждение (компенсации). Проценты фонда добавляются к средствам для обеспечения кредита вместо возвращения членам предприятий.
     Член  предприятия, имеющий специальную  лицензию и не бравший заем, может  обеспечивать кредитной гарантией  другого члена предприятия, но сумма кредита не может превышать сумму, разрешенную лицензией.
     Если  члены предприятия нуждаются  в кредите, они должны предоставить письменную заявку Фонду. В заявке должна быть следующая информация:
     - использование ссуды;
     - сумма займа;
     - срок погашения;
     - способность погашения долга;
     - план погашения долга.
     Сумма кредита и срок пользования кредита  определяется коммерческим банком.
     В 1998г. в рамках Государственного торгово-экономического комитета был образован отдел малых и средних предприятий. Основные его функции:
     - руководство проведением реформы на предприятиях;
  - разработка политики поддержки;
     - стимулирование создания системы услуг;
     - координация международного сотрудничества малых и средних
     предприятий.
     Китайским правительством не предусмотрены общие  льготы для малых и средних предприятий. Они устанавливаются для них дифференцировано в зависимости от их специфики с точки зрения выгоды для работающих коллективов. Рассмотрим льготы по категориям предприятий:
    Политика для волостно -  поселковых предприятий. Подоходный налог для них устанавливается на 10% ниже суммы взимаемых налогов;
    Для поощрения трудоустройства безработных в городах и поселках создаются специальные предприятия. Там, где в данном году число лиц, ожидающих трудоустройство, превышает число работающих на предприятиях на 60%,налоговые органы могут сроком на 3 года освобождать предприятия от уплаты подоходного налога;
    Политика поддержки предприятий, использующих высокие и новые технологии. Создаваемые предприятия в сфере высоких и новых технологий освобождаются от уплаты подоходного налога сроком на два года начиная с года пуска в эксплуатацию. Если чистый доход предприятий, занимающихся передачей технологий, сервисом и подготовкой кадров, оказывающих технические консультации, не достигает 300 тыс. юаней, то они освобождаются от уплаты подоходного налога;
    Политика поддержки развития бедных районов. Предприятия этих районов начинают выплачивать подоходный налог через три года после своего образования;
    Политика поддержки и поощрения предприятий «третьей сферы» (предприятия транспорта, связи, торговли, общественного питания, услуги других отраслей непроизводственной сферы). Практически все предприятия данной сферы либо освобождаются на первый год работы от уплаты подоходного налога, либо его размер снижается;
    Политика подоходного налога для малых предприятий. Для предприятий, годовая прибыль которых не превышает 30 тыс. юаней, ставка подоходного налога устанавливается на уровне 18%; для предприятий с годовой прибылью от 30 тыс. юаней до 100 тыс. юаней – 27%. 1 июля 1998г. Госсовет КНР принял решение, согласно которому для малых торговых предприятий с годовой суммой реализации до 1.8 млн. юаней НДС снижается с 6% до 4%;
    Для поощрения инвестиционной деятельности малых и средних предприятий, если их инвестиции направляются в отечественное оборудование, включенное в программу технической реконструкции в соответствии с государственной промышленной политикой, подоходный налог снижается на 40%. [2]
     В будущем управление малыми и средними предприятиями со стороны правительства из прямого трансформируется в косвенное и будет распространяться на сферу услуг. Поэтому важно оказывать всестороннюю поддержку малому предпринимательству, активно расширять деятельность посреднических организаций, оказывающих малым и средним предприятиям консультационные услуги по юридическим, финансовым, управленческим и другим вопросам.
     Опыт  Китая по поддержке малого бизнеса  представляет несомненный интерес для России. Китай взял четкий курс на адресную, а не на «размазываемую» поддержку малых предприятий и на их встраивание в общие приоритеты экономический политики.

2.2.Анализ  систем государственной  поддержки в Германии

     По  оценке Федерального министерства экономики  и технологии Германии, совокупность малых и средних предприятий  и представителей свободных профессий (индивидуальных предпринимателей) представляет собой средний класс частной экономики Германии. Этот средний класс является основной составляющей широкого слоя немецкого общества со средними доходами. Малые и средние предприятия имеют следующие отличительные особенности:
    Качественные: руководство ими осуществляется преимущественно самостоятельными владельцами этих предприятий, работающими на них же и несущие на себе все экономические риски в полном объеме;
    Количественные: существует классификация в зависимости от величины:
Таблица 2.2.1
Классификация предприятий
     Размер  предприятия      Количество  занятых      Годовой оборот (евро)
     Малые      До 9      До 1 млн.
     Средние      От 10 до 499      От 1 до 100 млн.
     Крупные      500 и более      100 млн. и более
Источник: [7] 

     В Германии и многих других странах  большинство работников малого бизнеса  относится именно к нему, а малые  и средние предприятия, которых  уже более 3,5 миллионов, составляют 99% фирм-налогоплательщиков. В этот сектор экономики входят как предприятия  с одним - двумя работниками, так и довольно солидные компании с крупным годовым оборотом. Все эти предприятия обеспечивают 80 % рабочих мест, 45% налогов с оборота и 30% немецкого экспорта, а вклад малых предприятий в валовый внутренний продукт достигает 95%.[9] Очевидно, что малый бизнес в Германии – это одно из основных звеньев ее экономики.
     В Германии приоритет отдан рыночной экономике, действие законов которой  не знает национальных границ. Однако чистой рыночной экономики, как известно не существует, поэтому каждая страна характеризуется определенной степенью вмешательства государства в экономику. В Германии это вмешательство достаточно велико, несколько больше, чем в США или в некоторых странах Западной Европы.
     Объяснением этому может послужить история  страны за последние полвека. ”Экономическое чудо” – быстрый рост немецкой экономики в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века – классический пример успешного перехода к либеральной экономике при сбалансированном участии государства в жизни страны.
     Программа восстановления послевоенной Европы, названная впоследствии Планом Маршалла, была принята Конгрессом США в 1948 году. Этот план предусматривал четырехгодичную помощь в виде кредитов, оборудования, технологий. Более детально в теории и на практике реализовывался Людвигом Эрхардом, немецким экономистом, предложившим модель "социального рыночного хозяйства":
     -   цель - высокий уровень благосостояния всех слоев населения;
     - путь ее достижения – частное предпринимательство в рамках рыночной экономики;
     - важнейшее условие достижения цели – активное участие государства в обеспечении предпосылок и условий конкуренции.
     Немало  трудностей стояло на пути реализации этих программ, но политическая поддержка  реформ и политическая стабильность, денежная реформа, либерализация цен и торговли способствовали успешному восстановлению экономики и заложили основу для последующего "экономического чуда".
     Основу  быстро растущей экономики составил именно малый и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению.
     Успешно работающую систему никто не станет ломать, в ней будут корректировать лишь недостатки и совершенствовать механизмы. В последующие годы модель "социального рыночного хозяйства" совершенствовалась и развивалась
     Основные  принципы государственной политики по отношению к малому бизнесу  близки во всех западных странах с  рыночной экономикой. Государство не защищает неэффективные предприятия от конкуренции.
     Принимаемые им меры направлены на решение проблем, проистекающих из размера малого бизнеса в сравнении с крупным. По возможности облегчается доступ к капиталам и новым технологиям. Учитывая долгосрочную перспективу  и интересы всей экономики, предпочтение отдается самостоятельности предприятия, а не поддержке его государством.
     Решения по вопросам малого и среднего предпринимательства  рассматриваются на федеральном  уровне, некоторые из них делегируются нижним административным структурам (землям, городам, округам). Лишь после внимательнейшего их изучения, учитывая рекомендации специальных исследовательских организаций по малому бизнесу и различные экономические показатели, принимаются какие-либо законодательные акты.
     Важное  значение придается инвестициям, отсутствие которых затрудняет появление новых предприятий и приспособление существующих к постоянным изменениям в экономике.
     Большинство этих функций передано специализированным банкам, банковская группа Кредитное  учреждение для восстановления (Kreditbanken fur Wiederaufbau (KfW)) крупнейшая среди них. Финансируемые ею программы различны. Общедоступны данные по результатам работы KfW и информация о ее ближайших планах инвестирования и поддержки. Регулярно в специальных журналах публикуется сравнительный анализ эффективности инвестиций в области малого бизнеса.
     В 2003 году был создан специализированный Банк Малого и Среднего Бизнеса в  группе банков KfW, целью которого является более мощное содействие малым и  средним предприятиям. “Это стартовый  сигнал для сектора малого бизнеса”- отметил Председатель Совета Директоров банка Ханс Райх.
     Порядок выдачи кредитов одинаков для всех, без каких-либо предпочтений, и только кредитоспособность предприятия является необходимейшим условием их получения. Прямая помощь банка осуществляется по следующим направлениям:
     1.Государственные инвестиционные надбавки/субсидии предоставляются преимущественно на безвозвратной основе. Они покрывают меньшую часть потребностей в инвестиционном финансировании.
     2.Льготное кредитование используется на федеральном и региональном уровнях в виде банковских гарантий и долевого участия инвестиционных компаний, финансируемых государством. Своеобразная кредитная субсидия или скрытая финансовая помощь, обеспечивает стабильное, равномерное финансирование проекта инвестора по твердой низкой ставке.
     Продолжительность срока кредитования составляет обычно около 10 лет, с освобождением предприятия  на первые два года от платежей. Возврат  взятых сумм возможен в любое время, но часть средств инвестора должны быть собственными. Доля льготного кредита составляет обычно 50% и зависит от целей проекта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.